Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
МосковскийГосударственный Строительный Университет
Кафедра историии культурологии
Реферат
по дисциплине Культурология
тема: Романскийстиль в архитектуре
Выполнил студент
Рудин А.А.
Курс I,
Специальность ПГС (у)
Проверил
Гацунаев КонстантинНиколаевич
Смоленск 2010 г.
Введение
Термин «романскийстиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связьсредневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершинымогущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковьбыла главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и всознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластноговоздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусствеЗападной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству.Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовнойэкспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видомискусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектураопиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильнымвоздействием в зависимости от местных условий от античного или византийскогоили арабского искусства. Основной архитектурной задачей было созданиекаменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиямцерковной службы.
Романский стиль впиталмногочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства,культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусстваантичности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носившихлокальный характер, романский стиль явился первой художественной системойсредневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностьюогромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основойединства романовского стиля была система развитых феодальных отношений иинтернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпохунаиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствиюсильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое иполитическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государствбыли монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками идекораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артеликаменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Основная часть
романскийстиль архитектура крепость
Главные объектыархитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязанароманскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальнаяцерковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектураДревнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационногоназначения).
Все средние века, смомента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европыпредставляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.
Огромное влияние наформирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских исеверо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительновоенный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзыдруг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы(т.е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бызаявить себя как действительный военный и экономический лидер.
Кочевые северо-иранскиеи тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. Натысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и сменыэтнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложныхвоенно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог суверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленныхфортификационных сооружений.
Крепостью стал и домфеодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно враспространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большомколичестве возникавшие в то время, — особенно бенедиктинский орден, основанныйв VI веке в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 летпозднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе односооружение за другим. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но ивсей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Именноблагодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древнихтрудов самых различных цивилизаций и конфессий. При том, что монастыри непользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение ипреумножение ими знаний оказало огромное влияние на формированиепостсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.
Монастыри вместе сроманскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими иликрепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Онипредставляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию,которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служитьКлюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Петра вРиме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромнуюпятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительстваобвалился.
Одной из главных задачпри строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обительБожества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит краннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два побокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа итрансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшалсяфронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).
Планировочное решениемонастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местнымусловиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненновело к архитектурному прогрессу.
В романской архитектуресуществовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Этопродольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой,приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные,круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.
Развитие романскойархитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространстваи объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени — базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новыйроманский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство,особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между рекамиЛуарой и Гаронной.
В наиболее зрелыхпостройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечныхнефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции июжной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 — 1150).
Внутреннее пространствохрамов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных вплане пространственных блоков. Такая система является важным знаком новогопонимания организации внутреннего пространства.
Степень воздействиябазиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела отхарактера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоскоеперекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, атакже купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организациивнутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, которыйобогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характерздания.
Романский планосновывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половинуширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходитсядва элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главногонефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающийнагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть болеестройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создаватьбогатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалосьсильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загруженыравномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создаетвпечатление большей длины внутреннего пространства.
Апсида имеет богатыйдекор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколькоярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узкихвысоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах,«лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами ипилонами.
Колонна сохраняетклассическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делаетсягладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель, вначале очень простаяпо форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащаетсяразличными растительными мотивами, изображениями животных и фигур. Большоевлияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскуюорнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы(уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировалисьс коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
Возник своеобразный синтезскульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформленияпорталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романскихсоборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшейсилой воздействия, чем слово.
Пилоны, так же как иколонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний периодони еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций ирасчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеетнебольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когданесколько узких проемов объединились в группу.
Внешний вид романскойцеркви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по формеблоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкимине только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться онистали только в готический период.
В результате простогообъединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимаетобъем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечныминефами. Различного типа башни размещают по-разному. Обычно две из нихустанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, — надпересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяетсязападному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко ипорталом со скульптурным рельефом. Так же, как и окна, портал из-за большойтолщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, аиногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркойпортала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняячасть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличиваетсяв процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки сводадостигает обычно двукратной ширины нефа.
Характерные чертыархитектуры романского стиля
Важной задачей романскогостроительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревяннымперекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковыхнефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина сводаиногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировалисьтолстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в большихперекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкциюпервоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.
Романская арка икрестовый свод
Свод дает возможностьперекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым поформе и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, нераздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требуетособенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений снебольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции вобластях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднееполукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, нефкафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с такназываемыми гуртовыми арками.
Основой для новых типовсводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в планепомещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающиеот этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются начетыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра,возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, чтодавало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане,1064-1077; монастырская церковь в Лорш — первая полностью перекрытая сводамибазилика)
Если увеличить высотусвода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптическойпревратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовыйсвод.
Своды чаще всего имелиполнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большимшагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялисьполуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшалсяраспор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределениенагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединенияпоперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятсякаркасом свода, а пилон — каркасом стены.
В более позднее времясначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получиланазвание ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этотсвод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечнуюформу (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).
Для перекрытия боковыхнефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды,очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции — это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашениекосых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу дляпоследующего готического стиля в архитектуре.
Строительныеособенности
В романской архитектуреосновным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялсялишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светскогохарактера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились вобластях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможностьперекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Ониспользовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
В Италии было многомрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветныймрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях,становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Камень был илиотесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, илибутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции,снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие отантичности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые былопроще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
Там, где недоставалокамня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемогосегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный.Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии,Франции, Германии и Англии.
Развитие городскихпоселений.
Первые города в южной изападной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые быливоинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярнуюпланировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, но теперьони превращаются в торговые центры, что было предопределено их размещением напересечении основных дорог. Часто значительная часть города обноситсякрепостной стеной.
Для европейскихраннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему(Париж, Нюрнберг, Франкфурт — на — Майне, Прага), характерны сильно укрепленныежилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей иликрепостных башен.
Романский стиль (вособенности замковая архитектура и методы возведения фортификационныхсооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейскойархитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековойРуси и стран Ближнего востока (Сирия).
Заключение
В романской архитектуреГермании выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на З.и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны(Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозныесоборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]; здесь широко применялась так называемаясвязанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефасоответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеивеличия императорской власти нашли яркое выражение в строительствеимператорских дворцов (пфальцев). В «оттоновский период» романовскогостиля (2-я половина 10 — 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет немецкаякнижная миниатюра (важнейшие центры — аббатство Рейхенау и Трир), а такжеискусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелогонемецкого романовского стиля всё большее значение приобретает каменная истукковая скульптура.
В Италии элементыромановского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10вв. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен иопор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей приотсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственнойкомпозиции). Для итальянского романовского стиля типичны преимущественногородской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии иСицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикойзодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник инкрустационный стиль.
В Испании, отчасти всвязи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулосьстроительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле].Церковная архитектура Испании нередко следовала французским«паломническим» прототипам, но в целом отличалась сравнительнойпростотой композиционных решений. Испанская скульптура романовского стиля вряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании(преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романскиеросписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностьюколорита.
Романовский стильразвивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектурездесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействиемнормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, длякоторой характерно особое богатство растительного орнамента), в странахСкандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецкимобразцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают чертыместного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европыочагами романовского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. вПалестине и Сирии (замок Крак де Шевалье,
Список литературы
1.БеловаО.Ю. История искусств. М., 2007.
2.ДмитриеваН. Краткая история искусств. М.: Искусство, 2005.
3.Историяискусств. Минск: Литература, 2007.
4.Малаяистория искусств. М.: Искусство, 2005.
5.Русскоеизобразительное искусство. М.: Просвещение, 2006.
6.КочановскийВ.В. История культуры Западной Европы. М., 2008.
7.ЧернокозовА.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
8.МартыновФ.В. Мировая художественная культура. М. 2010.
9./>Интернет ресурсы.