Реферат по предмету "Разное"


1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности

№ 1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенностиПериодизация древнеегипетского искусства Если представить периодизацию древнеегипетского искусства в самом общем виде в таблице, то выглядеть она будет вот так: Период Даты Династии Основные фараоны и важнейшие памятники ^ Додинастический период 5 – 4 тыс. до н.э. 0 династия 0 династия – палетка Нармера ^ Раннее царство 30 – 28 века до н.э. 1 – 2 династии 1 династия – стела Джета Древнее царство 28 – 23 века до н.э. 3 – 6 династии 3 династия – пирамида Джосера 4 династия – три пирамиды Снофру, пирамиды в Гизе 5-6 династии – солнечные храмы Первый период распада 7 – 10 династии ^ Сохранилось мало памятников. Среднее царство 21 – 18 века до н.э. 11 – 12 династии 11 династия – Ментухотеп I, заупокойный храм в Дейр эль-Бахари 12 – Сенусерты I, II, и III, начало строительства храма в Карнаке ^ Второй период распада 13 – 17 династии Сохранилось мало памятников. ^ Новое царство 16 – 11 века до н.э. 18 – 20 династии Первая половина 18 династии – Тутмессиды и Хатшепсут Вторая половина 18 династии – Эхнатон и его преемники 19-20 династии – Рамессиды Поздний период 11 – 4 века до н.э. 21 – 31 династии 21 династия – местные фараоны С 22 по 25 дин. – иноземцы 26 династия – эпоха Саиса 27 династия – персы 28 – 31 династии – местные фараоны332 г. до н.э. – завоевание Египта Александром Македонским, начало эпохи эллинизма Египетская цивилизация возникла более 10 000 лет назад, когда на прилегающих к Нилу землях обитали кочевые племена охотников. Постепенное иссушение климата превратило плодородные саванны в пустыню, и со временем охотники заселили берега Нила. Свою страну древние египтяне называли «Кемет», то есть «черная», по ассоциации с черным цветом плодородной почвы. В дальнейшем же за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», возникшее от названия «Хикупта» («Крепость духа Пта»), которое относилось к городу Мемфису, расположенному неподалеку от Каира (см. карту – илл. 1). Вплоть до конца 19 века изучение истории Древнего Египта (в первую очередь ранних династий) опиралось на полулегендарные сведения, свидетельства греческих и римских историков, а также древнеегипетские источники, например, знаменитый Палермский камень (илл. 2) – древнейший из дошедших документов. Вся его поверхность была покрыта именами фараонов с указанием продолжительности правлений. Вероятно, именно эти источники легли в основу труда египетского жреца Манефона, жившего в конце 4 – начале 3 века до н.э. Манефон разделил всю историю Египта на 30 династий, которые он объединил в три крупные периода, называемые царствами: Древнее, Среднее и Новое. В результате последующих уточнений были выделены эпохи Раннего царства (1-2 династии) и два Периода распада – первый (7–10 династии) и второй (13–17 династии), связанные со временем децентрализации египетского государства. Хотя это подразделение и условно, ученые пользуются им и по настоящее время. Помимо этого, особый интерес представляет изучение Позднего периода (1 тысячелетия до н.э.). Его начало (11–8 вв. до н.э.) открывается кратким правлением местной 21 династии, за которым следует период нашествия иноземцев и захват ими египетского трона (22–25 династии). Затем наступает своеобразный период возрождения – эпоха Саиса (26 династия). С 525 года до н.э. на египетском престоле воцаряется 27 персидская династия, а сам Египет входит в состав ахеменидской державы. Далее наступает последний период его самостоятельности, приходящийся на время 28 – 31 династий и продолжавшийся до нашествия Александра Македонского (332 г. до н.э.). Завоевание Египта греками положило начало эпохе эллинизма, для которой характерна взаимосвязь древнеегипетской культуры с античной. Основателем 1 династии принято считать Мена (так, например, пишет Померанцева), однако есть и другие точки зрения, например, что Мен и Нармер – одно и то же лицо (впрочем, сегодня эта точка зрения оспаривается). Кроме того, в списке Палермского камня первому фараону 1 династии предшествовал перечень имен еще более древних правителей. Подтверждение этому нашли археологи: в конце 19 века в Абидосе нашли некрополь, где среди найденных вещей обнаружили предметы с изображением сокола над именами царей. По этому признаку ученые объединили семь правителей-предшественников Мена в так называемую «нулевую династию».^ Искусство додинастического периода Первые поселения в долине Нила относятся к каменному веку1, однако сравнительно последовательная картина сложившегося общества складывается с 5 тыс. до н.э. На раннем этапе существования древнеегипетского искусства уже проявилась одна из его основных особенностей: функциональность памятников, то есть при изготовлении культовых вещей (сосудов, ножей) использовались те же формы, что и для изделий быта. Аналогичным образом жилые постройки служили прообразом погребальных сооружений. Интересно, что среди памятников, найденных в некрополях неолитических поселений, уже преобладают изделия из камня – его прочность соответствовала стремлению навечно сохранить предметы, сопровождавшие покойного в загробной жизни. Сосуды. Для энеолита характерны массивные сосуды в виде чаш и ваз. Они изготавливались из твердых пород камня (базальт, гранит, алебастр). Их отличительные черты: строгие геометрические формы (цилиндрические, конические и т.д.), мягкая обтекаемость силуэта, монолитность объема (крохотные ручки в виде ушка почти не заметны), полное отсутствие декора (на первый план выступает фактура камня). Крупнейшим достижением неолита является появление керамики. Она одноцветная, повторяет форму каменных сосудов. Со времени энеолита она декорируется. Сначала преобладает геометрический орнамент (спирали, треугольники, штриховка и т.д.). Архитектура. Памятников от этого времени не сохранилось. Отметим лишь, что во время неолита появляются кирпич-сырец и на смену землянкам и полуземлянкам приходят прямоугольные постройки, состоявшие из нескольких помещений. ^ Монументальные росписи. Одним из немногих памятников, фрагментарно сохранившим древнейшую стенопись, является гробница вождя в Иераконполе, созданная в конце 4 тыс. до н.э. (илл. 3). Изображения наносились по желтому охристому фону, мастера использовали локальные цвета, целиком покрывавшие силуэты, или же применяли контурную обводку. При этом фигуры людей и животных приобретали известную схематичность. Сюжет сложен и включает в себя ритуальные сцены и эпизоды сражений. Композиция распадается на ряд звеньев, между которыми невозможно установить связь, и в то же время центральная часть с эпизодом сражения связывает эпизоды в целостную композицию. Все сцены развертываются в условном пространстве, причем фигуры людей и животных перемежаются изображениями плывущих судов. Палетки. Эти ритуальные плитки из камня для растирания красок демонстрируют связь с культом тотемических животных, а также высочайший уровень мастерства, очевидный при сравнении с монументальной росписью этого периода. Большинство из них имеет щитообразную форму, обе стороны палеток покрывают рельефы. Лицевая сторона определяется углублением в центре, обусловленным первоначальным назначением палеток: растирание красок, однако к концу 4 тыс. до н.э. эта функция носит, скорее, символический характер и круглое углубление остается лишь в силу традиции. В композиции эта деталь играла роль центра, определявшего расположение фигур. Среди примеров памятников: «Палетка с шакалами», «Оксфордская палетка» и «Палетка Нармера». Самым примечательным памятником этой группы является «Палетка Нармера» (около 3000 г. до н.э., илл.4). Она была создана в эпоху объединения Египта и повествует о победе Верхнего Египта над Нижним. Памятник исполнен в виде победной стелы. Изображения расположены регистрами. Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково: по краям расположены два стилизованных человеческих лица в фас с коровьими рогами и ушами. Это – символы богини неба Хатор, покровительницы фараона. Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера. На лицевой стороне палетки фараон в «белой короне» Верхнего Египта, превосходящий размерами своих приближенных, взирает на обезглавленные трупы врагов. Центральное место сцены отведено изображению двух фантастических животных, их длинные шеи переплетаются и образуют круг палетки. В нижнем регистре бык, олицетворяющий царя, разбивает рогами вражескую крепость (связь с тотемическими представлениями древних египтян). На обратной стороне палетки имеется пиктограмма: над фигурой коленопреклоненного пленника сидит сокол, который держит за веревку голову северянина, поднимающуюся из иероглифического знака земли. Надпись означает, что Нармер в образе божественного сокола Гора одержал победу над Севером. В этом памятнике очень важны особенности передачи фигуры на плоскости: голова и ноги фараона повернуты в профиль, плечи – в фас. Мастер органично сочетает в одном изображении несовместимые элементы, одновременно не видимые из одной точки пространства. По сравнению с чистым профилем такая условная трактовка человеческой фигуры позволяла максимально полно передать ее на плоскости. С конца додинастического периода этот прием становится устойчивым и закрепляется традицией. Помимо условного приема передачи человеческой фигуры на плоскости в «Палетке Нармера» формируется еще ряд специфических признаков, характерных для памятников древнеегипетского искусства: фризообразность композиции, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений. Все вместе, они свидетельствуют о сложении системы древнеегипетского канона. ^ Искусство Раннего царстваАрхитектура. Памятники монументального зодчества Раннего царства также практически не сохранились, поскольку основным материалом для их строительства был сырцовый кирпич и дерево, а также глина и тростник. Важно, что именно в эту эпоху складывается особый тип дворцовых фасадов – «серех», изображение которых мы находим на стелах фараонов 1 династии. О внешнем облике дворцов можно судить по царским саркофагам, воспроизводившим общий вид этих сооружений. В отличие от дворцов, культовые сооружения Раннего царства сохранились лучше. К этому времени складывается такой тип храма, как мастаба. Она напоминает по форме усеченную трапецию и состоит из двух частей: надземной (святилище) и подземной (с погребальной камерой). Для нее важна идея симметрии и облицовки каменными плитами для придания особого эффекта нерукотворности ее создания. В дальнейшем именно эксперименты с мастабой приведут к созданию пирамиды. Скульптура. Обряд мумификации еще не достаточно развит, поэтому в гробницу помещают статую покойного, чтобы душа могла воплотиться в ней. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Именно в период Раннего царства вырабатываются основные типы статуй: сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед» - ритуальным бегом, символизирующим обновление физической мощи фараона. Пример скульптуры этого периода: статуя фараона Хасехема, сидящего на троне в ритуальном одеянии (илл. 5). Здесь уже выявлены основные черты стиля: монументальность формы, фронтальность композиции, неподвижность позы, портретность. Такие статуи ставились с расчетом на верхний рассеянный свет, который дает эффект нематериальности образа. При обработке твердого камня мастера стремились к сохранению кубообразности, формы тела как бы сломаны под прямым углом под форму трона, вся поза выражает предельную собранность, застылость.Рельефы. Новые черты проявились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху были популярны многофигурные композиции, то теперь важен лаконизм, отбрасывание всего второстепенного. Наглядный пример – стела фараона Джета из Абидоса (1 династия, 3000 лет до н.э., илл. 6). Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над изображением дворцового фасада «серех», символизировавшего земную обитель фараона. Таким образом, дворец воспринимался эмблемой царя – «фараон» (греческая переделка египетского слова «пер-о» - «большой дом»). Строгое вертикальное членение фасада контрастирует с гибким телом змеи. В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения». Памятники Раннего царства являются важной ступенью в развитии древнеегипетского искусства. Этот этап показывает зрелость художественных форм, совершенствование строительных приемов, применение камня в культовом зодчестве, сложение канона для основных типов статуй и рельефа. Кроме того, именно на этом этапе происходит формирование специфически египетских черт из общих приемов художественного выражения, свойственных многим древневосточным культурам.^ Искусство Древнего царства В стране усиливается централизованная власть, устанавливается неограниченная власть фараона, которые сочетает функции правителя и верховного жреца. Архитектура. Наделение царя божественной сущностью породило сложный религиозный ритуал. Об этом свидетельствует небывалый расцвет монументальной каменной архитектуры. Все более внушительные размеры приобретает гробница – мастаба, ставшая конструктивной основой монументальной каменной архитектуры. Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона Джосера (3 династия, илл. 7). Архитектор – Имхотеп, великий зодчий, ученый и медик, отождествляемый греками с богом врачевания Асклепием. Комплекс Джосера располагается в Саккаре и включает в себя большое количество сооружений, среди которых главное место отводится ступенчатой пирамиде (которая, по сути, представляла несколько мастаб, поставленных друг на друга). Пирамида имеет в основании прямоугольную форму и выложена из каменных блоков. Она имеет шесть ступеней, каждая из которых меньше предыдущей. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения, поскольку египтяне строили без связующего состава. Под основанием пирамиды в скалистом грунте были высечены подземные помещения и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Расположение основных помещений было обусловлено требованиями религиозного культа. Так, переплыв Нил, торжественная процессия входила в нижний заупокойный храм (храм-пристань), где в течение 40 дней мумифицировалось тело фараона. От нижнего храма в скальном грунте была прорыта дорога восхождения. Она делалась непременно под углом, чтобы можно было физически ощутить подъем. Сам комплекс располагался на высокой платформе, узкий коридор вел в большой двор, а оттуда – в верхний заупокойный храм. Если раньше все размещалось в мастабе, то теперь для этого используются разные постройки. Затем следовала пирамида, а завершал комплекс узкий хебседный двор. И хотя единой оси движения здесь еще нет, важно отметить чередование открытого и закрытого пространства. Аналогичную структуру мы видим в комплексах в Абусире и Гизе. Что же касается захоронений членов семьи, то они либо располагались рядом (как, например, малые пирамиды в Гизе), либо первых жен хоронили в пирамиде вместе с фараоном. Кроме того, в ансамбле Джосера большая роль отводилась декоративному оформлению. Оно отличалось предельной простотой: в отделке наружной стены использовался традиционный мотив чередования выступов и ниш – таким образом достигалась игра светотени. Помимо этого характерной особенностью строительной техники является имитирование в камне приемов деревянных конструкций и тростниковой плетенки. Из всех сооружений комплекса лишь пирамида лишена декора. Она является доминантой ансамбля и покоряет простотой конструкции и гармонией форм. Основатель 4 династии – фараон Снофру – построил три большие пирамиды в Медуме и Дашуре. Эти памятники обычно принято рассматривать как переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим. Основу пирамиды в Медуме (илл. 8) составляла ступенчатая конструкция. Первоначально она состояла из семи ступеней, восходивших уступами к вершине. По мере возведения рядов кладки ступени покрывались облицовкой из плит известняка. Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней. Нижний массив представлял усеченную пирамиду, на которой возвышалась еще одна, меньшего размера. Внешний вид Медумской пирамиды немного напоминает шумерские зиккураты, но к вершине ее нет лестничного подъема, как у зиккуратов.^ Вторая пирамида Снофру (илл. 9) была построена в Дашуре. Ребра ее граней в своем направлении от основания к вершине имеют разный угол наклона, благодаря чему пирамида не получила правильной формы (она также известна как «ломаная» пирамида). Возможно, это было вызвано поспешностью ее завершения. При пирамиде найдены два заупокойных храма, состоявших из нескольких помещений, в которых находились статуи и рельефы с изображением фараона. Наконец, третья, или «Красная» пирамида Снофру (илл. 10) в Дашуре – первая усыпальница правильной пирамидальной формы. Ее название связано с цветом облицовочного камня, приобретающего красноватый цвет в лучах заходящего солнца. Вход через наклонный проход на северной стороне спускается в три смежные камеры, которые заполнены камнями и недоступны. Хотя «красная» усыпальница является первой «истинной» пирамидой, ей свойственен чрезвычайно низкий наклон стен. Это одна из самых больших пирамид, по величине она уступает лишь пирамидам Хеопса и Хефрена. Пирамиды Снофру в Дашуре составляли ансамбль сходных и дополняющих друг друга построек, названных Ха-Снофру («Сияющий Снофру» или «Снофру воскресает»). Преемники Снофру выбрали для сооружения своих пирамид место современного Гизе, которое удовлетворяло целому комплексу условий астрономического, культового и геодезического характера. (Отметим, что некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемой земли и мертвой Ливийской пустыни, которую называли Страной смерти, поскольку там за горизонтом скрывалось солнце). Три великие пирамиды Гизе фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (4 династия) имеют правильную геометрическую форму. В их основании лежит квадрат. Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (около 147 метров, илл. 11). Она определила пропорциональную соразмерность всего ансамбля пирамид Гизе с прилегающими к ним заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена (илл. 12). Все пирамиды довольно точно ориентированы по сторонам света. Вершины юго-восточных углов всех пирамид лежат на одной линии. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». В ансамбль гробниц входили заупокойные храмы. Общая планировка их отличалась строгостью, конструктивной ясностью форм. В оформлении внутреннего пространства залов применены в качестве опор свободно стоящие столбы. Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. Вход в пирамиду находился в северной стороне, откуда можно было спуститься в подземную камеру, ориентированную по световому лучу на альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира. Техника сооружения пирамиды такова: она сложена из 2 300 000 блоков известняка средним весом около 2,5 тонн, держащихся без связующего вещества силой собственной тяжести. Наружная облицовка граней сохранилась только у вершины пирамиды Хефрена. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Преемники его уже не возводили грандиозных сооружений. Третья гизехская пирамида осталась незаконченной и достраивалась сыном Микерина не из камня, а из кирпича. В заупокойных ансамблях 5-6 династий доминирующая роль переходит от пирамид к храмам. Пример – храм фараона Сахура (5 династия, илл. 13) в Абусире. Здесь наряду с небольшой пирамидой можно отметить целый ряд новых элементов. Например, применяются колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса, а также пальмовидные колонны с гладким стволом. В дополнение к этому декор храма усиливался цветными рельефами. С развитием строительной техники создаются новые формы сооружений – солнечные храмы фараонов 5 династии. К числу самых замечательных из них принадлежит храм Ниусирра в Абидосе (илл. 14). Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он невелик, но массивен по пропорциям. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на этом этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.Скульптура. Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи, которые сохранились со времен Древнего царства в большом количестве. Представление о вечной жизни привело к обряду мумификации и обилию в погребениях статуарных изображений, которые являлись как бы двойником умершего, его «ка»2. Ритуальные портретные статуи «ка» предназначались для воспроизведения невидимого в зримом образе, становясь вещественным олицетворением двойника умершего. Необходимым условием этого являлось портретное сходство. Портретный образ в осмыслении египтян имел двойственную сущность: с одной стороны, передача максимального сходства, с другой – предельная «идеальная» обобщенность. На этих противоположных основах складывается образ фараона. Эти особенности определили своеобразие древнеегипетского портрета, в котором сочетается индивидуальное и типологическое. Также отметим, что древнеегипетские портреты передают образ человека в идеально понимаемом возрасте: достигшего зрелости, но не старости, находящегося в полном расцвете сил. В портретах древнеегипетские мастера всегда уделяли особое внимание изображению глаз, поскольку именно с глазом, по традиции, связывалась способность воскрешения мертвых. Особый эффект достигался благодаря инкрустации или рельефной обводки по контуру век. Живость взору придавала и светящаяся точка хрусталя, вложенная вместо зрачка в инкрустированную пастой радужную оболочку. Так достигался выразительный взгляд, не встречавшийся со зрителем. Как уже упоминалось при разговоре о Раннем царстве, в статуях можно выделить определенные приемы исполнения: фронтальность позы, симметричное построение относительно вертикальной оси, а также изображение фигуры целиком, что отвечало требованиям религиозного ритуала. Большое распространение получили стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой (это движение означало шаг в вечность, поскольку левая сторона ассоциировалась с загробным миром), а также сидящие на троне или коленопреклоненные статуи и композиция писца. Писцы появляются в памятниках 5 династии, они могут быть пишущими или внимающими, основная идея этих статуй: писец допущен к слову бога и может лично видеть божественное. Примеры: тронные статуи Джосера (илл. 15) и Хефрена (илл. 16), тронная статуя Рахотепа и его жены Нофрет (илл. 17), статуя фараона Микерина, богини Хатор и богини-покровительницы нома (илл. 18), тронная статуя зодчего Хемиуна (племянника фараона Хеопса) (илл. 19), статуя карлика Сенеба с женой (илл. 20), статуя царского писца Каи (илл. 21). Важно, что хотя композиционные типы и приемы повторяются, скульптурные портреты отличаются удивительным разнообразием. Для этого можно сравнить тронные статуи Джосера и Хефрена. Или тронные статуи зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет и зодчего Хемиуна. Изображение супружеской четы Рахотепа и Нофрет отличается декоративностью. Женская фигура тонирована розово-желтым цветом, мужская – темно-коричневым. Обе статуи портретны, индивидуальность лиц ярко выявлена. Взгляд устремлен вдаль. В статуе Хемиуна характерно не только лицо, но и вся фигура полного человека с массивными формами тела. Исключительного совершенства достигли мастера и в деревянной скульптуре. Если ранее статуи можно было ставить лишь фараонам, то с 5 династии чиновники тоже получают это право при условии, что для их статуй будет использоваться дерево или «недолговечный» известняк. В этих памятниках также очевидно портретное сходство. Образцом деревянной скульптуры может служить статуя Каапера (илл. 22), известная под названием «Сельского старосты». Следует отметить, что по сравнению с памятниками официальной скульптуры статуи частных лиц конкретнее, жизненнее и индивидуальнее.^ Рельефы и росписи. В Древнем Египте применялись две техники рельефа: барельеф и врезанный рельеф en creux (ан крё) с углубленным контуром. В первом случае фон удалялся, во втором – оставался нетронутым, и мастер моделировал изображение внутри контура. Рельефы Древнего царства отличались плоскостной манерой исполнения, фигуры в барельефе лишь незначительно выступали над фоном. Если раньше рельефами декорировались небольшие вещи (палетки и стелы), то теперь они развертывались большими циклами, объединявшими в себе множество сюжетов. Среди них особое место занимали сцены земной жизни (плавание по Нилу, сбор плодов и т.д. ), использовавшиеся в символическом смысле в сценах загробного мира. В процессе сложения планировки гробниц постепенно установилась определенная система их размещения. Вход фланкировался (привет Бутырскому!!) двумя фигурами владельца гробницы, изображавшегося во весь рост. Далее вдоль стен разворачивалось шествие носителей даров, направленное к средней нише с ложной дверью. Над нишей дверного проема, занятого статуей умершего, обычно располагалось изображение покойного перед жертвенным столом. Рельефные композиции и росписи располагались на поверхности стен регистрами, ширина и высота которых соответствовала пропорциям всего ансамбля. Композиции рельефов и росписей обладали не только тематической общностью, но и рядом сходных технических приемов. Например, четкости врезанных линий контура в рельефе соответствовала контурная обводка изображений в росписях. Рельефные композиции обычно расписывались красками. Цвет, имевший в рельефах символическое значение, трактовался плоско, без градаций оттенков. При этом преобладала техника рельефа, а росписью дополнялись отдельные фрагменты, так что порой бывает трудно провести грань между раскрашенными рельефами и росписью. Важно, что в рельефах Древнего царства существенно изменилось отношение к передаче сюжета во времени. Если в палетках конца додинастического периода сцены развертывались в бурном движении, то в композициях Древнего царства появляется стремление расширить хронологические пределы действия и превратить событие преходящего момента в длящийся процесс. Вместе индивидуальной неповторимости каждой позы и действия важно изображение ритмически повторяющихся фигур, образующих длинную процессию. Примером росписи периода 4 династии могут служить так называемые «медумские гуси» (илл. 23) – фрагмент росписи с изображением гусей из гробницы сына фараона Снофру, зодчего Нефермаат, и его жены Итет. В целом же рельефы и росписи царских заупокойных храмов 3-4 династий до нашего времени почти не дошли, поэтому общее представление мы можем составить по гробницам частных лиц. Например, портретный рельеф из мастабы зодчего Хесира (илл. 24), современника Джосера. Рельеф здесь не на много выступает над плоскостью фона, переход к которому осуществляется мягко. Период 5-6 династий, напротив, является временем расцвета рельефов. В царских гробницах наряду с изображениями фараона среди богов представлены картины привода пленных, охоты, принесения жертвенных даров. В гробницах вельмож, напротив, все большее значение приобретают сцены заупокойного культа с изображением погребальных обрядов, ранее совершаемых только для фараонов. Впрочем, наряду с ними здесь также важны сцены охоты, рыбной ловли, подношения жертвенных даров. Одним из самых замечательных памятников этого времени является мастаба вельможи Ти. Ее стены от самого входа покрыты расписными рельефами. Самые известные из них – «Сцены охоты на Ниле» (илл. 25), «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку» – располагались на северной стене погребальной камеры. Если резюмировать анализ искусства этого периода, то можно отметить следующее: в эпоху Древнего царства сложились три основных принципа древнеегипетского искусства – синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и декоративность форм. Эти законы едины для памятников зодчества, пластических композиций, памятников декоративно-прикладного искусства.^ 5. Искусство Среднего царства На время 7–10 династий приходится первый Период распада страны. По свидетельству Манефона, 70 царей 7 династии правили 70 дней. Эта образная характеристика наглядно характеризует время смут, которые наступили после децентрализации Египта и повлекли за собой общий экономический упадок. В это время номархи (правители египетских провинций, «номов») стремятся обособиться и обрести самостоятельность. Однако со второй половины этого периода выступает прослойка «малых людей», которые приобрели достаточный вес и были заинтересованы в объединении страны. В процессе объединения возникло два крупных очага: север, Дельта (9–10 династии) и юг с центром в Фивах, где местные правители образовали 11 династию, восстановившую централизованную власть и объединившую Египет в одно государство. От Периода распада дошло мало памятников. С утратой фараонами могущества их образы совершенно исчезают в изобразительном искусстве. Фигуры теряют персонификацию. Скульптура ограничилась пластикой малых форм. С одной стороны, здесь чувствуется стремление сохранить традиции прошлого, следование принятым композиционным типам. С другой стороны, установленная каноном соразмерность между всей фигурой и ее отдельными частями нарушается, поэтому одни изображения приобретают тяжеловесность, массивность, а другие – чрезмерную вытянутость. Архитектура. Со вступлением на престол правителей 11 династии начинается эпоха Среднего царства. Фараоны, происходившие из Фив, делают свой родной город столицей. Ментухотеп I около 2050 года до н.э. вновь объединил Египет и положил начало строительству в Фивах. На западном берегу Нила у долины Дейр эль-Бахари располагается заупокойный храм Ментухотепа I (илл. 26). Этот архитектурный комплекс явился новым типом погребальных сооружений: здесь сочетаются тип скальной гробницы и традиционная форма пирамиды. Комплекс состоит из двух ярусов, на вершине второго располагалась пирамида. Внешние стороны террас обрамлены сдвоенными колоннами. Кроме того, колоннады располагались и в гипостильных залах, первый из которых помещался на верхней террасе, а второй следовал за открытым двором. Все сооружения примыкали одно к другому, определяя направление к святилищу, вырубленному в скале. Если выделить основные его черты, то стоит упомянуть следующие: очень четкая осевая композиция, чередование открытых пространств и закрытых, увеличение масштабов залов – они становятся просторнее, сочетание гипостильного (многоколонного) зала и перистильного двора (колонны по периметру). Появление оси задает новую, удивительно четкую пространственную ориентацию. Кроме того, если в архитектуре Древнего царства важна была вертикаль (поэтому дорога через комплекс шла под наклоном), здесь важно гармоничное сочетание вертикали и горизонтали, тогда как в Новом царстве окончательно победит горизонталь (идея шествия человека к богу). Фараоны 12 династии продолжали строительство пирамид, которые значительно уступали древним и по размерам и по конструкции. Сооруженные из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусерта I и Сенусерта II не сохранились. При Сенусерте I на восточном берегу Нила в Фивах было положено начало строительству храма Карнака. В частности, была построена так называемая «Белая капелла» (илл. 27). Это одно из древнейших сохранившихся зданий в Карнаке. Позднее при фараоне Аменхотепе III (18-ая династия, отец Эхнатона) это сооружение было разобрано и его алебастровые блоки использовались как наполнитель для пилона Карнакского храма, где они в первой половине 20 века были найдены в полном объеме и вновь воссозданы в прежнее здание. На цоколе капеллы перечислены названия египетских областей (номов) с их столицами. Кроме того, отметим, что в зодчестве этого периода появляются новые конструктивные решения: колонны с хаторическими капителями, а также оформление входа в виде двух массивных башен-пилонов. В дальнейшем этот прием будет закреплен в канонической системе планировки древнеегипетских храмов. Расцвет строительства приходится на годы правления Аменемхета III. Сохранилось упоминание о сооружении грандиозного заупокойного храма фараона, не уступавшего по своим масштабам пирамидам Древнего царства и известного под названием «Лабиринт», происхождение которого традиционно связывают с тронным именем Аменемхета III, которое в греческой транскрипции звучит как «Лабир». К сожалению, практически все памятники Среднего царства полностью разрушены и до нас не дошли.Скульптура во времена Среднего царства претерпевает значительные стилистические изменения. Фиванские фараоны, желая подчеркнуть преемственность, продолжают традиции Древнего царства. Среди ритуальных композиций ведущее место по-прежнему отводилось изображениям обряда хеб-сед. Первые этапы церемонии были связаны с символическим убиением престарелого фараона. Обряды совершались над его статуей, где царь представлен сидящим на троне в застывшей позе. К этому типу памятников принадлежит статуя Ментухотепа II (илл. 28). Белое ритуальное одеяние окутывает фигуру, по контрасту с которым обнаженные части тела и лицо кажутся почти черными. Красная корона вносит яркий акцент в строгую цветовую гамму. Вся статуя Ментухотепа трактована жестко, массивные формы тела тяжеловесны и скованны. Нижняя часть фигуры заметно утяжелена, ноги словно срослись с постаментом. Лицо портретно (в пределах необходимой для этого условности). Обобщенная передача крупных черт, слабая моделировка поверхности, низкая посадка головы, круглый овал лица, условная улыбка и остановившийся взгляд – вот приемы 11 династии. С 12 династии расширяется назначение ритуальных статуй. Они делаются не только для помещения их в закрытых покоях, но и устанавливаются в храмах наряду с изображениями богов. Помимо этого, на протяжении 12 династии в скульптурном портрете происходит интенсивная эволюция стиля. Ранние памятники времени Сенусерта I, тяготевшие больше к традициям предшествующего периода, отличались массивностью форм, и застывшим, маскообразным выражением лица. Пример: Статуя Сенусерта I из Каирского музея (илл. 29). В то же время статуи частных лиц моделированы значительно тоньше. Особенно это касалось моделировки женских фигур, среди которых можно отметить статую царицы Нофрет, жены Сенусерта II (илл. 30). Позже трактовка официальной скульптуры существенно меняется. В изображении фараона подчеркивается портретность его образа, стремление усилить человеческое, а не божественное начало. Поэтому статуи этого периода, оставаясь ритуальными, отличаются большей индивидуальностью образов. В этой связи вырабатываютс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие моторостроения
Реферат Менеджер – профессиональный руководитель
Реферат Сомали в период колониального раздела и в период 50гг. XX века
Реферат Расчет основных показателей работы предприятия
Реферат Экзаменационные билеты по обществознанию 2007 года
Реферат Vatican City
Реферат Технология и организация бетонных и железобетонных работ
Реферат Сборник рефератов о конфликтах
Реферат Антивоенный пафос романов Ганса Фаллады и Эриха Ремарка
Реферат Интернациональная лексика как особый слой словарного состава английского языка
Реферат Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов
Реферат Электрохимический источник
Реферат Роль хищных зверей в лесных экосистемах республики Адыгея
Реферат Культура речи и средства эффективного общения
Реферат Органы и агенты валютного контроля