Министерство науки и образованияРеспублики Казахстан
Актюбинский ГосударственныйПедагогический Институт
Факультет: Профессионально-творческий
Кафедра: Профессиональное обучение
Курсовая работа
На тему:«Цвет в одежде»
Специальность: Профессиональноеобучение
Дисциплина: Спецкомпозиция и рисунок
Выполнила: Кухта Н.В.
Группа: ПОР-402
Проверила: Умбетова А.З.
Актобе 2007
Содержание
Введение
1. Цвет в декоративной композиции
1.1 Ахроматические цвета
1.2 Хроматические цвета
2. Цвет. Колорит
2.1 Характеристики цвета
2.2 Цвет в композиции костюма
2.3 Цветовая гармония в костюме
2.4 Костюм – индивидуальность – цвет
Список использованной литературы
Введение
С древнейших времён донаших дней цвет тесно связан с жизнью человека в её различных психологических,эмоциональных и духовных проявлениях. Все дошедшие до нас памятники былыхцивилизаций свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поискомцветовых решений, простых и утончённых, но неизменно связанных с обычаями,характерными особенностями и стремлением к художественному самовыражению тогоили иного народа.
Посредством цвета можноуправлять вниманием зрителя, привлекать его взгляд к предметам в определённойпоследовательности: от главного к второстепенному.
Каждая женщина при выбореткани платья, костюма или пальто должна, прежде всего, обратить внимание на еёцвет. Нужно помнить, что цвет выбранной ткани должен сочетаться с цветом волос,глаз, кожи, с характером и возрастом и возрастом человека. Внешний обликчеловека определяется не только формой, но и цветом одежды, поэтому необходимоучитывать и зрительное впечатление от цвета одежды. При этом следует не забыватьо времени года и назначении одежды. К каждому сезону художники-модельерыпредлагают модную цветовую гамму, из которой всегда можно подобрать наиболее подходящиетона.
Некоторые женщиныпредвзято относятся к какому-нибудь цвету. При покупке ткани следует приложитьеё к лицу. Необходимо помнить и то, что некоторые цвета при электрическомосвещении выигрывают, а при дневном проигрывают. Поэтому ткань для вечернегоплатья следует выбирать при электрическом освещении, а для повседневного платья– при дневном.
1. Цвет в декоративной композиции
Цвет с научной точкизрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействияявлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодарясвету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз. С позицийхудожественного творчества цвет представляет интерес как изобразительное ивыразительное средство. Принято разделять цвета на хроматические (цветные) и ахроматические(бесцветные). Изучение выразительных возможностей ахроматических цветов создаётпредпосылки для более успешного решения колористических задач в хроматическихкомпозициях.
1.1 Ахроматическиецвета
Ахроматические цвета неимеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте – эточёрный, белый и всевозможные оттенки серого цвета. Между двумя полярнымицветами (белый и чёрный) можно расположить множество серых оттенков с болееравномерным или менее равномерным переходом. Считается, что человек можетразличать до трёхсот оттенков серого цвета. Существуют определённые условия, откоторых зависит выразительность ахроматических композиций (светлотный диапазон,светлотный контраст). Их надо рассматривать как результат обобщенияхудожественной практики.
Светлотный диапазонцветов. В композициимогут участвовать любые оттенки ахроматических цветов, однако преимущество светлыхили тёмных тонов влияет на передачу определённого эмоционального состояния.Разделяют условно четыре светлотных диапазона тонов, отличающихся попроизводимому впечатлению. Светло-серый диапазон включает белый цвет и светлыеоттенки серого цвета до среднего серого тона. Композиции воспринимаются цветалёгкие, нежные, мягкие и спокойные. Темно-серый диапазон тонов простирается отсредне-серого цвета до черного включительно. Впечатление от композиции в такомдиапазоне достаточно тяжелое: печаль, сумрачность, драматизм, таинственность.
Полный светлотныйдиапазон охватывает белый, черный и любой оттенок серого цвета. Композиции всилу своей контрастности характеризуется активностью, напряженностью идинамичностью. Средне-серый диапазон не включает белый и черный цвета, асостоит только из оттенков серого цвета. Поэтому композиции строятся на мягкихотношениях, передающих состояние от грусти в более светлых тонах до тоскливостив темноватых тонах. В целом такие композиции спокойны, монотонны ибесконфликтны.
Светлотныйконтраст.Композиции в любом светлотном диапазоне можно оживить и сделать выразительнее,если ввести элементы контраста и нюанса. Например, группу оттенков сблизить поисветлоте, а один или два цвета выделить более контрастно. Моделировка в тонепозволяет достигать эффектов живописности и свечения. Светлотный контраст вкомпозиции может присутствовать и при определенных взаимоотношениях цветов потону. Например, при расположении вплотную друг к другу светлых и темных пятенна месте их соприкосновения светлые пятна как бы высветляются, а у темных пятенкрая смотрятся еще темнее.
В зависимости отсветлотного контраста наблюдаются иллюзорные изменения размеров и тона фигур.Одно и то же серое пятно на светлом фоне кажется меньше и темнее, а на темномфоне выглядит больше и светлее. Необходимость и степень контрастности посветлоте определяется конкретными композиционными задачами. Имеет значение нетолько взаимодействие пятен по тону, но их вес и характер их наложения. Наличиеконтраста по форме, по величине, по значению составляющих изображениекомпонентов также влияет на общее состояние композиции. Поэтому важно помнить охудожественной целесообразности использования эффектов светлотного контраста.
1.2Хроматические цвета
Цвет является предметомизучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научныерезультаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курсацветоведения или колористики. Художественное освоение цветапредлагает знание природы цвета и света, наблюдение цветовых закономерностейдействительности, изучение накопленного опыта, приобретение собственного опытаи развития чувства цвета. Изучение в учебном процессе подлежит широкий круг вопросово цвете, как физическом и художественном обучении: спектральные цвета, свойствацвета, особенности восприятия цветов, цветовой круг, специфика цвета вдекоративной композиции и ряд других.
Спектральные цвета. Из курса физики известно, что основувосприятия цвета составляет волновая природа света (короткие волны – красные ижелтые цвета, длинные волны – синие и фиолетовые цвета). Солнечный светназывается белым цветом. Его преломление сквозь призму дает множество цветныхоттенков, которые располагаются в следующей последовательности: красный,оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. В целом такой цветовойсостав называется спектром солнечного света. Спектральные цвета отличаютсяповышенной звучностью и яркостью. В жизни мы наблюдаем их в радуге, в капляхросы, на гранях стекла.
Заслуга в открытии иразработке данного уникального явления принадлежит английскому физику И.Ньютону, идеи которого получили дальнейшее развитие и заложили фундаментсовременных представлений о трехкомпонентной теории цветового зрения, оцветовом круге и законах оптического смещения цветов.
Но есть один аспектпроблемы цвета, требующий разъяснения. Три цвета, считающиеся основными(красный, синий и желтый) не соответствуют ньютоновской триаде цветов: красный,зеленый и синий. Первые имеют отношение к вычитательному (в печати, на холсте)смешению цветов, а вторые относятся к оптическому смешению (суммирование)цветов. «Разница между оптическим (слагательным) и вычитательным смешениямицветов и объясняет разницу выбора основных цветов в одном и другом случае.
Смесь зеленой и краснойкраски никогда не даст желтого цвета, как при оптическом смешении. Смесь синейи оранжевой краски дает зеленый, а не белый цвет, как при оптическом смешении».Художнику в основном приходится иметь дело с вычитательным смешением цветов,хотя известен опыт обращения к эффектам оптического смешения цветов(«пуантилизм» в живописи, переплетение цветных нитей в ткачестве).
Основные свойствацвета.Спектральные цвета ограничиваются числом семь, но в действительности мынаблюдаем массу других цветов и их оттенков, например, пурпурные, оранжевые,коричневые. Формулируя название какого-либо цвета, мы имеем в виду сумму егоразных характеристик: светло-коричневый, ярко-красный, бледно-зеленый,темно-синий.
Некоторые сложные цветаполучают свои названия от естественной окраски объектов или явлений природы:вишневый, цвет морской волны, лимонный, золотистый. У художников есть своятерминология в определении цветов и их оттенков: краплак, умбра, индиго, лазурь,сиена. Сказанное свидетельствует о многообразии и неоднозначности цветовыхоттенков в природе и живописи.
Характеристикуконкретного цвета определяют три основных свойства цвета: цветовой тон,светлота и насыщенность. Их называют объективными или «собственными» качествамицвета. Цветовой тон указывает на конкретную цветность: желтый, зеленый,фиолетовый, бордовый. Светлота в хроматических цветах означает степеньприближения цветов к белому или черному (светлее или темнее). В художественнойпрактике любой цвет делается светлее путем добавления белого пигмента(разбеливание) или темнее за счет примеси черного пигмента (затемнение). В томи другом случае меняется цветовой тон, например, разбеленный от красного цветадает розовый, а затемненный – коричневый тон.
Насыщенность цвета характеризует степень концентрациицветового тона и степень отличия хроматического цвета от равного ему посветлоте ахроматического цвета. Все спектральные цвета считаются насыщенными. Сприближением цвета по качеству к спектральным цветам повышается егонасыщенность. Любые смеси хроматических цветов с белыми, черными или серымицветами приводят к уменьшению насыщенности вплоть до полной потери цветовоготона. Насыщенность цвета не следует путать с яркостью или чистотой цвета. Чистымисчитаются три основных цвета, не имеющие примесей: красный, синий и желтый.
Яркими, например, могутбыть производные от различных смесей цвета: малиновый, оранжевый, травянистый.Данное замечание имеет отношение к терминологии и не затрагивает эмоциональныйаспект характеристики цвета. В творческом процессе художник, решая проблемыколорита, учитывает любые изменения светлоты и насыщенности, приводящие кизменению цветового тона и цветового строя в целом.
Психологическоевосприятие цветов. Цвет какхудожественное явление включает не только физический акт ощущения цвета, но ифактор психологического восприятия цвета и чувства цвета. Цвет характеризуетсякак «собственными» качествами (цветовой тон, насыщенность, светлота), так иобъективно не обусловленными качествами. «Несобственные» качества цветамприсваиваются в связи с нашими представлениями от каких-либо явлений или фактовдействительности.
Ассоциации с цветом имеютисторические корни, на которые наслаиваются индивидуальные представления изрительный опыт личности. Свойства, которыми мы наделяем те или иные цвета,зависят от разных представлений и ощущений. С пространственными представлениямио близком и далеком связаны «выступающие» и «отступающие» цвета. От ощущениявеса, идут названия «легкие» и «тяжелые» цвета. По ассоциациям с солнцем, огнемили водой и льдом разделяют «теплые» и «холодные» цвета. Аналогии со звукомрождают «глухие» и «звонкие» цвета.
Представления онеоднородности различных поверхностей привели к делению цветов на «фактурные» и«не фактурные». Уместно здесь отметить, что указанные свойства не всегдаабсолютны, они верны только в определенных цветовых отношениях. Например,абсолютно теплой считается желто-красная гамма и холодной – синеватая гамма, ноотносительной теплотой могут обладать сине-зеленые, сине-красные ижелто-зеленые цвета. Многие темные оттенки цветов кажутся теплее насыщенных иразбеленных тонов.
Принято считатьвыступающими теплые цвета, а отступающими холодные цвета. Из двухахроматических цветов более близким воспринимается светлый оттенок, аудаляющимся темный оттенок. И еще, фактурный цвет тяжелее и теплее, чем нефактурный цвет. Отсюда очевидно, что о психологическом значении цвета можноговорить в связи с определенной цветовой средой.
С эмоциональнымвосприятием цвета связана символика, которая обладает элементамиуниверсальности или специфичности у разных народов. Многие сложившиеся цветовыесимволы не следует рассматривать вне конкретной временной, традиционной илирелигиозной среды (черный цвет траура, красный цвет революции, белый цветнадежды).
Современнаядействительность вносит свою знаковую систему цвета (сигналы светофора,цветовой климат интерьера). Так или иначе, в основе любого символа лежитисторический опыт людей. Зрительные впечатления от некоторых цветовсформировались в довольно устойчивую символику. Среди них можно выделитьследующие: зеленый цвет успокаивает, красный цвет возбуждает, желтый радует,синий угнетает. Однако использование символического значения какого-либо цветав композиции предполагает учет таких параметров, как насыщенность и цветовойоттенок.
Вряд ли насыщенныйтравянисто-зеленый цвет будет оказывать успокаивающий эффект, а сине-голубойцвет будет угнетать. Как в любой знаковой системе, символы должнырассматриваться в контексте конкретной идеи, а художник должен, прежде всего, спомощью цвета решить образные и эмоциональные задачи, то есть найтисоответствие цветового решения своему замыслу.
Контраст цветов. Одним из выразительных средствколористического решения композиции выступает контраст цветов по цветовомутону, по светлоте, по площади, по тепло-холодности и другим признакам. Сявлениями светлотного и хроматического контраста связаны кажущиеся изменениясоседствующих цветов. Закономерности контраста, подробно описанные во многихизданиях по проблемам цвета, необходимо хорошо усвоить.
При этом проведениесобственных экспериментов с наблюдением иллюзорных изменений от взаимодействияразличных цветов является эффективным средством развития чувства цвета. При светлотномконтрасте один и тот же цвет на светлом фоне кажется темнее, а на темномфоне светлее. Два одинаковых пятна кажутся разными по размеру в зависимости отсветлоты фона: на темном – больше, на светлом – меньше. Пограничный(краевой)контраст хорошо заметен на границах касания темных исветлых цветов: темные края смотрятся еще темнее, а светлые как бывысветляются.
Одновременный контраст воспринимается на основе влияниясвойств дополнительности двух контрастирующих по цветовому тону оттенков.Например, серый цвет в окружении красного несколько зеленеет, а в окружениизеленого – розовеет. Серый цвет изменит свою окраску и в любой другой паре:синий и желтый, травянистый и вишневый. Одновременное восприятие самих двухвзаимно дополнительных цветов создает эффект повышения насыщенности каждого изних, но здесь играют роль и параметры площади цветов.
Последовательныйконтраст отличаетсяот одновременно! и пограничного контраста некоторой протяженностью во времени.При длительном наблюдении красного цвета и отводе взгляда на белую поверхность возникаеттакое же пятно, но зеленоватого оттенка (принцип дополнительности).Последовательный контраст возникает и вследствие утомленности глаз отмногочасовых занятий живописью, когда цвета теряют определенность и дажеароматизируются (сереют).
Кажущиеся измененияцветов часто зависят от освещения. Рассеянный дневной свет считаетсяоптимальным для восприятия собственных качеств цвета. Искусственное освещениеизменяет цвета по-разному: сине-фиолетовые тускнеют, желтые оттенки бледнеют, акрасно-коричневые темнеют. Физиологические механизмы адаптации зрения кусловиям освещения позволяют видеть измененные цвета и их оттенки и при яркомосвещении, и в сумерках.
Лишь полное отсутствиесвета (темнота) делает невозможным восприятие цвета, что лишний раз подчеркиваетсветовую природу цвета. Вообще к явлениям контраста цветов следует относитьсяочень внимательно, так как при решении колористических задач они могут оказатьлибо положительное, либо отрицательное влияние. Более того, надо помнить, что контрастностьв композиции может выражаться в формах, движениях, сюжетной линии, а не тольков цветовых пятнах.
Цветовой круг. Попытки исследователей по систематизации цветовпривели к расположению цветов в виде круга. Цветовой круг прошел длительныйэкспериментальный путь от ньютоновских представлений до современных систематизированныхи устойчивых схем.
В настоящее времяцветовой круг рассматривается как азбука цветоведения, позволяющая отразитьцветовое множество, объяснить многие закономерности в теории цвета. Начинающегохудожника интересуют вопросы терминологии и практики. Каким образом получитьтот или иной оттенок цвета, почему некоторые смеси дают «грязные» цвета, какопределяются пары взаимно дополнительных цветов. Для «посвященного» человеканазвания цветов не ограничиваются обычными словами: красный, зеленый, желтый,синий или оранжевый.
Многим интересно узнать,откуда берутся неспектральные цвета: коричневые, бордовые, сиреневые, салатные.Все эти и другие вопросы можно легче и быстрее объяснить с помощью цветовогокруга.
Оптимальным дляформирования достаточных представлений о многообразии цветов представляетсяцветовой круг из 16 цветов и их оттенков по светлоте. Общий круг состоит извнутреннего (разбеленные цвета), среднего (насыщенные цвета) и внешнего(затемненные цвета) кругов. В сумме получается трехъярусный круг из 48 цветов.
Все цвета в кругерасположены определенным образом, их названия и схематические обозначенияследует хорошо запомнить. Основные цвета круга – это красный(тепловатый), зеленый (нейтральный), синий (ближе к ультрамарину) и желтый(тепловатый). Основные цвета делят круг на четыре части и располагаются:красный против зеленого цвета, а синий против желтого цвета.
Промежуточные цвета получаются от смешения двух соседнихосновных цветов. Равные смеси соответственно желто-оранжевые и красно-оранжевыеоттенки. В других четвертях мы имеем другие цвета. Смешивая желтый и зеленыйцвета, получаем оттенки травянистой зелени, которые ближе к желтому цветуприобретают лимонный оттенок. Сине-зеленые смеси включают цвета изумрудные,морской волны, бирюзовые. Различные соотношения синего и красного цветов даютфиолетовый, вишневый и бордовый цвета. Цветовую палитру круга можно максимальнорасширить, увеличивая количество промежуточных цветов.
Однотоновые цвета включают один цвет и его оттенки всмесях с белой или черной краской. Например, синий цвет – голубой цвет (светлыйего оттенок) – сине-черный цвет (темный его оттенок). Родственные цветаобразуются от смешивания двух соседних основных цветов. Различают четыре группыродственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые.Здесь уместно отметить, что только один основной цвет из двух соседних можетвключаться в систему родственных связей. Желтый основной и желто-красные цветародственны, но чистый красный цвет уже не является родственным к основномужелтому. Поэтому в отношениях родственных цветов требуется уточнить направлениесмешения от конкретного основного цвета.
Контрастные цвета в круге располагаются на концахпроведенной через центр круга диагонали. Контрастными являются пары основныхцветов: красный – зеленый, синий – желтый. Промежуточные цвета также имеютконтрастные пары. В качестве примера можно назвать следующие контрасты:оранжевый и цвет морской волны, лимонный и фиолетовый, вишневый и травянистый.
Родственно-контрастныецвета определяются вцветовом круге по горизонтальным или вертикальным хордам и включаютодновременно признаки родственности и признаки контрастности.Родственно-контрастными являются оранжевый и травянистый цвета или оранжевый ивишневый цвета. В зависимости от того, где будет проведена в круге хорда, можнонайти и другие цвета, состоящие в родственно-контрастных отношениях.
Среди определений цветовпо кругу следует выделить следующие особенности. Желто-красная и желто-зеленаяоттенки цветов в круге характеризуются как теплая гамма, а сине-зеленые исине-красные цвета как холодная гамма. Наибольшей активностью отличаютсяжелто-красные цвета, а наименьшей – сине-зеленые цвета. Это в основномопределения общего плана, не учитывающие конкретной колористической ситуации.Любые приведенные в данном или другом пособии определения цветовых тонов могутобладать не совсем полными или точными характеристиками в силу того, что невсяким сложным, зрительно ощущаемым и хорошо различаемым по оттенкам цветамможно подобрать соответствующие названия.
Например, мы знаем, чторазличные смеси синего и красного цветов дают пурпурные оттенки. Но какиеименно оттенки? Средний промежуточный между ними цвет Н.Н. Волков определяеткак краплак с фиолетовым оттенком. С этим определением можно согласиться, таккак в краплаке больше красного цвета, а в фиолетовом больше синего цвета. Мыэтот цвет назвали вишневым, а два соседних промежуточных цвета определили какфиолетовый и бордовый.
Верной все же остаетсязрительная оценка цвета, способная различать малейшие изменения в цветовомтоне. Итак, цветовой круг формирует целостные представления об основных,промежуточных цветах и их 'оттенках по светлоте. Максимальной усвояемости этихвопросов следует ожидать при условии, если каждым студентом будетсамостоятельно выполнен цветовой круг. Здесь решаются одновременно несколькозадач: отрабатываются практические навыки работы с красками, усваиваютсяспособы получения всевозможных цветов, развивается чувствительность глаз наоттенки цветов, формируется опыт определения нужного цвета, воспитываетсячувство цвета.
2. Цвет. Колорит
цветкомпозиция колористический костюм
Механическая совокупностьцветов принципиально отличается от сочетания цветов в колорите.
Колорит(итал. colorito, от лат. Color − цвет, краска) – это системасоотношения цветов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическимпретворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейшихсредств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественногообраза.
Исторически сложились двеколористические тенденции. Первая связана с применением систем более или менееограниченных количественно локальных цветов, а часто и символическим значениемцвета. Для второй тенденции характерны стремления к полной передачи цветовойкартины мира, пространства и света, использование тона, валера и рефмиса.
Колорит может быть похарактеру цветовых сочетаний спокойным или напряженным, холодным или теплым,светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным,блеклым.
В каждом конкретномпроизведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок,согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Если говорить оцветовом решении композиции костюма, то оно определяется в основном двумяфакторами: функциональностью костюма и необходимостью смены модной гаммы. Цветраскрывает не только эстетическое содержание одежды, но и значение его как символа,как фактора объединения людей.
2.1Характеристики цвета
Различать цвета исоединять их в гармоническое единство художнику помогает знание иххарактеристик. Существуют три основные характеристики цвета: цветовой тон,светлота и насыщенность.
Цветовой тон – это сущность цвета, егоопределение. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечногоцвета, в котором цвета расположены в такой последовательности: красный,оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий,фиолетовый.
Помимо спектральных вприроде существуют пурпурные цвета, которые мы воспринимаем, как результат смешениякрасного с синим (с преобладанием красного цвета).
Под светлотойпонимается наличие и цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветомявляется белый, самым темным – черный. Светлотные отношения цветов имеютогромное значение для построения композиции, ведь известно, что одни и те жецветовые тона, взятые в разных светлотных, или тональных, отношениях,производят на зрителя весьма различное эмоциональное впечатление. Так, призатемнении цвета создается ощущение тяжести, весомости, мрачности, привысветлении же цвет становится легким, радостным, нежным. Светлота являетсяединственной характеристикой ахроматических цветов.
В противоположностьахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, цвета хроматические,цвета хроматические характеризуются различной степенью цветности. У однихцветов, например спектральных, цветовой тон выражен очень резко, у других – едвазаметно. Чем менее насыщен цветовой тон, тем ближе он становится серым.
Взаимосвязи основныххарактеристик цвета могут быть представлены в виде так называемого замкнутогоцветового тела, предложенного немецким ученым В. Оствальдом в его теориицветоведения. Общей осью конусов является ахроматический ряд – от белого вверхней точки до черного в нижней, или, как его еще называют, ахроматическаярастяжка. По окружности основания расположились наиболее насыщенные спектральныецвета. Все цвета одного цветового тона, находящиеся в плоскостисоответствующего треугольника (вершина этого треугольника: белый – какой-либоцветовой тон – черный), образуют теневой ряд данного цвета. Цвета теневого рядахарактеризуются одним цветовым тоном и отличаются один от другого толькосветлотой и насыщенностью.
Насыщенность – степень отличия хроматическогоцвета от равносветлого ахроматического, интенсивность цвета. Ахроматическиецвета не имеют насыщенности.
2.2 Цвет в композициикостюма
Цвет как средствокомпозиции одновременно является важнейшим её элементом. В костюме важен нетолько цвет одежды, но и обуви, сумки и других предметов, дополняющих костюм.При создании костюма цвет нельзя рассматривать в отрыве от линий, форм, фактурыматериала, функций костюма.
Глядя на освещенные илисветящиеся окружающие нас предметы, мы можем судить об их окраске, цвете, т.е.нам предоставляется возможность наблюдать неисчерпаемые богатства красокприроды и воспроизводить цвета, нужные нам в разных областях жизни идеятельности.
Почти все материалы дляодежды, обуви, аксессуаров к костюму обладают способностью снижатьинтенсивность цвета. Очень яркие цвета выглядят кричаще и не сочетаются сцветом тела. Такие цвета с большой осторожностью следует использовать, например,в композиции обуви, являющейся важной частью костюма.
Для цветов мягких тоновхарактерна пониженная яркость. Цвета сероватых тонов получают добавлениемнекоторого количества.
Пастельные (светлые)цвета характеризуются также пониженной насыщенностью. Их получают не толькодобавлением дополнительного цвета к основному, но и их осветлением.
Чистый цвет – спектральный,это цвет наибольшей яркости, какая только может быть у данного цвета.Наибольшей яркостью в цветах спектрального анализа обладает желтый цвет, в обестороны от которого происходит понижение яркости.
Два цвета могут бытьодинаковыми по названию (например, оба красные) и по светлоте (ни один из нихне темнее и не свет лее другого) и в то же время различаться по силе цвета:один может быть ярко-красным, а другой бледным, серовато-красным. Разница междуними − в насыщенности, т.е. степени интенсивности (силе) цвета.
На светлом фоне все цветатемнеют, на темном – светлеют. Это явление называется одновременным светлотнымконтрастом. Истинная светлота цвета может наблюдаться лишь на фоне среднейсветлоты.
Восприятие теплых ихолодных цветов – это эмоциональное, психологическое явление; цвета холодные,светлые, слабо насыщенные (особенно синие и голубые, светло-серые) – легкие,воздушные; цвета теплые, темные, слабо насыщенные, оливковые, коричневые,черные и темно-серые – тяжелые. Теплые и светлые цвета (желтый, оранжевый,красный) – выступающие; холодные (синий, фиолетовый, пурпурный, сине-зеленый);будучи взяты темными, с примесью черной краски – отступающие, менее заметныецвета.
2.3 Цветовая гармонияв костюме
При создании композициикостюма определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятсяцветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности,взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.
Под цветовым равновесиемпонимается такое соотношение и такие качества цветов, при которых они некажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает над другими.Уравновесить цвета можно тремя способами (вследствие трехмерности цвета):равными количествами главных цветов, равной светлотой, равной насыщенностью. Мыограничимся лишь основным фактором цветовой гармонии – равновесием цветовыхтонов как таковых.
В создании композициикостюма участвуют такие цвета, как серый, черный, белый, беж, а также цветзолота и серебра. Они могут иметь сильное воздействие, если взяты контрастныхтонов (по светлоте), например по отношению к фону. Черный и белый поотдельности или в сочетании воспринимаются ярко, так как они контрастны к фону.Оба – черный и белый – выглядят благородно и выигрышно. Эффектно воспринимаетсясерый в сочетании с черным и белым.
При построении композицийна сочетании хроматических цветов с черным, белым и реже серым, есть своиособенности. Черный цвет оказывает на хроматические, особенно средние посветлоте и высоконасыщенные красные и зеленые цвета, сильнейшее влияние: этихроматические цвета светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся.С увеличением площади черного цвета в композиции отчетливее проявляется этотэффект: белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщаюткомпозиции своеобразный колорит; цвета становятся воздушными, пастельными.
Итак, если при созданиикостюма требуется достичь цветового эффекта, используются цветовые композиции,наилучшим образом подчеркивающие данный вид костюма. Если цвет не главенствуетв композиции, могут быть использованы более спокойные и монотонные цвета.
2.4Костюм – индивидуальность – цвет
Цвета отдельных элементовкостюма должны тщательно подбираться в соответствии со всем костюмом и выявлятьпри этом достоинства индивидуальности. Прежде чем подобрать цвета, которыебольше всего идут человеку, надо определить его индивидуальную окраску.Индивидуальная окраска человека может быть теплой или холодной. Большинствоблондинов (блондинок) имеют бледную кожу светлого цвета, приближенного кхолодной гамме, волосы же – теплого опенка. Обычно блондинам идут цветахолодных тонов, повторяющие цвет глаз и образующие приятный контраст с цветомволос. Брюнеты (брюнетки) в большинстве своем имеют кожу теплого опенка ихолодный тон волос. Брюнеткам обычно больше идут теплые цвета, чем холодные.
Настроение, создаваемоецветом, может быть различно. Так, синий в своем чистом виде дает ощущенияспокойствия, уравновешенности, завершенности; фиолетовый или пурпурныйподчеркивает достоинство и возраст; зеленый – свежий, живительный цветмолодости. Красный среди теплых цветов – наиболее сильный, это цвет огня,производящий очень сильное впечатление. Желтый цвет заставляет подумать освете, летнем тепле и веселье.
Человек, желающий бытьодетым в соответствии со своей индивидуальностью, выбирает цвет, которыегармонируют с цветом его кожи, волос, глаз. Есть общие правила по выбору цветовдля людей с совершенной кожей, но существует так много цветовых опенков иоттенков кожи, что выбор должен делаться для каждого индивидуально. Правила,эти могут использоваться как некоторые рекомендации, но не как непреложныйзакон.
Людям с кожей темногооттенка можно найти больше подходящих цветов, чем людям со светлой кожей. Лицос кожей красноватого или желтоватого опенка будет казаться светлее и приятнее,если носить одежду аналогичных цветов более темного тона. Почти каждый можетносить одежду темного тона соответствующего цвета. Оранжевый цвет полнойяркости слишком силен для нормального цвета кожи. Черный и белый цвета подходятлюдям почти с любым цветом кожи.
Цвет волос также важенпри определении цвета костюма: светловолосым больше подходит белый цвет,бежевые цвета им менее подходят; темноволосым рекомендуются более яркие цвета.
При подборе цвета костюмацвет глаз по сравнению с цветом кожи и волос не имеет большого значения из-занезначительности их площади. Цвет глаз, может быть, подчеркнут одеждой болеесветлых или темных тонов того же цвета (например, желтый для брюнетки или цветморской волны для блондинки). Небольшое пятно яркого цвета, соответствующеецвету глаз, может выгодно подчеркнуть их (например, ярко-синий цвет наголубоглазой блондинке). Карие глаза лучше отражают светлые цвета костюма.Глаза серо-голубые отражают цвета, находящиеся в костюме близко от лица:сине-фиолетовый, например, отражаясь в глазах, сделает их похожими нафиолетовые; эти же глаза могут быть зеленоватыми, если носить зеленое платье.
Фигура также влияет навыбор цвета. Полные девушки, как и слишком худые, непропорциональноготелосложения или очень маленького роста должны уделять особое внимание выборуцвета. Теплые и светлые цвета зрительно увеличивают фигуру, холодные и темные –уменьшают. Яркие цвета, особенно теплые, подчеркивают размеры тела.
Так, полная девушка валом кажется еще более полной. Неяркая по внешности женщина будет выглядетьярким пятном (вместо того, чтобы подчеркнуть свои личные достоинства), если онанаденет оранжевое платье. Темные цвета поглощают свет, и форма, кажетсястройнее. Приглушенные, малонасыщенные цвета более подходят, чем яркие, тем,чья фигура склонна к полноте. Если яркий цвет нужен для цветового акцента илилучшего цветового соответствия, он может быть использован в очень небольшомколичестве около лица, чтобы не допустить кажущегося увеличения размеров тела.Используя различные сочетания цветов в одежде, можно скрыть отдельныенедостатки фигуры.
В качестве примера нижеприведены цвета одежды, рекомендуемые различным типам людей.
Брюнетам подходят восновном теплые цвета. Они могут носить одежду ярких цветов с меньшейопасностью того, что эти цвета будут подавлять их внешность. Светлые цвета приэтом должны быть теплыми и не очень бледными, так как пастельные тона делаютбрюнетку грубее; в сочетании с кожей кремовый цвет лучше белого.
Брюнетам с красноватымопенком лица подходят черный и темные цвета, а также теплые. Многим брюнетамподходят темно-красные, бежевые цвета.
Блондины имеют болееутонченную световую гамму внешности, чем брюнеты, и это должно быть подчеркнутоцветом одежды. Холодные пастельные тона больше, чем кому-либо, идут блондинкам.Темные тона составляют приятный контраст со светлыми волосами, и они кажутсяеще светлее. Наиболее подходящие для них цвета: синие, зеленые, фиолетовые,черный и белый – также хороши. Если окраска волос бледная, тогда даже холодныецвета должны быть приглушены, ярким же блондинкам хорошо подходят и некоторыетона красного цвета. Нежно- или ярко-розовый светлого тона, коричневый икрасный темных тонов цвета обычно ограничивают ряд теплых цветов, подходящихблондинкам. Загоревшая блондинка кажется вся одного цвета, так как теплый оттенокзагара очень похож на цвет ее волос. Цвета нейтральных тонов блондинкам обычноне подходят, серый обычно лучше бежевого. Если костюм выдержан в нейтральныхтонах, для акцента добавляется какой-либо подходящий цвет.
Рыжеволосым к лицу всетона и комбинации коричневого цвета. Они с успехом могут носить одноцветныйкостюм в коричневых и бежевых тонах, не опасаясь казаться блеклыми, какблондинки и некоторые брюнетки в этом случае. Распространенная ошибка, которуюделают рыжеволосые девушки при подборе цветов, – это употребление в костюмеярко-зеленого цвета. По закону сочетания контрастных цветов зеленый должен подходить,но интенсивность его при этом должна быть снижена. Лучшим выбором будутоливково-зеленый, темный сине-зеленый; красный любого тона чистого цвета врядли подойдет, красно-оранжевый, тем не менее, может быть хорош. Если рыжиеволосы дополняются бледной кожей и голубыми глазами, хорошо подойдут сочетаниятеплых цветов с холодными; бежевый подойдет отлично.
Коричневые волосы,среднего тона кожа и серые или голубые глаза – такова цветовая гаммаиндивидуальной окраски большинства людей. Таким людям подходят теплые цвета, нохолодные – предпочтительнее, так как они лучше гармонируют с цветом глаз, кожии контрастны цвету волос. Использование одновременно и теплых и холодных тонов,позволяет расширить комбинации цветов и подобрать наиболее интересное цветовоерешение костюма. Особенно хороши фиолетовые тона – чисто-фиолетовый,красно-фиолетовый или сине-фиолетовый. Если индивидуальная окраска такого типачеловека не яркая, тона следует подбирать осветленные или утемненные, сдобавлением белого или черного цвета.
Средне-коричневые волосы,средней смуглости кожа, карие или ореховые глаза составляют другой типвнешности, сходный с первым. Такая окраска несколько теплее, чем при таких жеволосах и коже, но голубых глазах. Наиболее явной ошибкой людей с такой внешностьюбудет подбирать себе цвета, подходящие брюнеткам. Возможно, теплые цвета будутлучше других подходить им, а желтый будет идти больше, чем людям другого типа.Из нейтральных цветов бежевый подходит больше, чем серый, белый и черный цветатребуют обычно цветных дополнений.
Светлая кожа, серые,зеленые или голубые глаза и темные волосы, иногда черные, составляют иной типвнешности. Здесь снова подходят как теплые, так и холодные цвета. Холодныецвета лучше сочетаются с цветом кожи и глаз и могут быть достаточно яркими;пастельные не будут выразительны. Черный цвет особенно выразителен, если волосытемно-коричневые или черные.
Темная кожа, темныеволосы и голубые, серые или зеленые глаза – это следующее промежуточноесочетание. Волосы и глаза как у предыдущего типа, но вместо светлой кожи – темная.Таким людям подходят яркие тона теплых и холодных цветов. Хна, ярко-красный,ярко-синий и насыщенный оливково-зеленый хорошо подходят. Все пастельные тонасмотрятся блекло, и их следует избегать. Черный цвет обычно к лицу, а белыйподчеркивает темный цвет кожи.
Блондинкам с каримиглазами и светлой кожей к лицу теплые цвета, которые не идут голубоглазымблондинкам. Бежевый, бледно-желтый и коричневый цвета смотрятся выразительно.Подбор других теплых цветов уже сильнее зависит от оттенка волос.
Светло-русые волосы,голубые, серые или зеленые глаза и очень темная кожа – второй средний типблондинок. В то время как цвет кожи очень ярок, цвет волос и глаз – бледный. Изхолодных цветов таким людям больше всего идет приглушенный средне-зеленый цвет,из теплых – темно-розовый и темно-красный. Если кожа не желтоватая, подходятнекоторые тона фиолетового цвета. Бежевый тон подходит лучше серого, дажесамого темного. Черный, белый и нейтральные цвета должны сопровождаться цветнымпятном.
Цвета, которыедействительно подчеркивают красоту человека, должны преобладать в костюме,дополненные употребимыми цветами для разнообразия и при полном исключении техцветов, которые не идут. Это не только сделает примечательным выбор костюма, ночеловек в нем будет чувствовать себя увереннее.
Цвет сам по себе играетдоминирующую роль в костюме. Настолько же важен цвет обуви, сумок и другихпредметов, дополняющих костюм. Цвет обуви обобщает, дополняет, завершаетцветовую гамму костюма. По отношению к костюму в целом цвет обуви решается вбольшинстве случаев по принципу тождества или нюанса. Если же обувь контрастна,то она нарушает пластичность костюм а, его целостность. Цвет обуви – сложный,содержательный, составной. Труднее представить обувь (отчасти и сумки) чистых,открытых цветов (желтый, оранжевый, голубой и т.п.) в буквальном их названии.Ибо обувью таких цветов практически сложнее, а иногда и невозможно, дополнитькостюм.
Таблица 1
Цвет
Восприятие
Белый
Желтый
Оранжевый
Красный
Пурпурный
Фиолетовый
Синий
Голубой
Зеленый
Желто-зеленый
Бежевый
Коричневый
Серый
Черный
Близкий, легкий, чистый, прохладный, успокаивающий
Теплый, легкий, веселый, сухой, неплотный, подвижный
Теплый, сухой, яркий, неплотный, страстный, блестящий, радостный, выступающий
Тяжелый, горячий, сухой, активный, очень близкий, жизненный, возбуждающий
Тяжелый, теплый, благородный, близкий
Холодный, мрачный, далекий, жесткий, прохладный, меланхоличный, благородный
Тяжелый, холодный, влажный, тихий, спокойный, далекий, жесткий, плотный, нежизненный, отдаляющий
Легкий, прохладный, пассивный, влажный, спокойный, далекий, свежий, прозрачный, нематериальный, грустный
Нейтральный, влажный, тихий, спокойный, далекий, терпеливый, освежающий, успокаивающий
Легкий, яркий, резкий, ядовитый, неплотный, динамичный, выступающий
Благородный, легкий, теплый, сухой, неплотный, мягкий
Тяжелый, теплый, влажный, плотный, жесткий, материальный, плотный
Статичный, неопределенный, мягкий, монотонный, сдержанный
Далекий, тяжелый, жесткий, сухой, плотный, мрачный
Список использованнойлитературы
1. Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.,1985.
2. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайнкостюма. – Р-н/Д., 2000.
3. Кабижанова Г.К. Основы декоративнойкомпозиции. – А., 2002.