Роль и значениевагантов в культуре Средних веков
План
Введение… 3
ГлаваI. Особенности светской культуры XII-XIII вв… 6
1.1 Морфологическаяхарактеристика средневековой культуры… 6
1.2 Культурагорода и её составляющие… 7
1.3 Рыцарствокак доминантная форма светской культуры средневековья 10
ГлаваII. Творчество французских вагантов и его значение в развитии светской культурыв Европе… 13
2.1Философско-эстетическое мировоззрение вагантов… 13
2.2 Общаяхарактеристика творчества вагантов… 22
2.3 Мирхудожественных образов в творчестве вагантов… 28
Заключение… 33
Библиографическийсписок… 35
Введение
Культура развитого средневековья — одна из самых яркихэпох в становлении Западноевропейской истории. Её значение оцениваетсяисториками как сложная многообразная, противоречивая культура, проникнутая «реакционным»мрачным духом клерикализма.
Культура, пройдя этап раннего средневековья, на рубежеXII-XIII веков уже формируется под влиянием городской культуры, которая благодаряновым социальным слоям, прибывшим из деревни в город, создаёт характеристикупочти всей эпохе культуры средневековья.
Более всего городскую культуру XII-XIII веков отражаетрыцарское сословие и бродячие клирики- школяры, известные больше как ваганты.
Актуальной в это время становится культура вагантов, поэзиякоторых занимает место наравне со светской культурой рыцарей и посредствомсвоего мировоззрения оказывает влияние на светские и духовные слои общества,оставаясь при этом свободными школярами, любящими разгульную жизнь.
Важно отметить тот факт, что своё сообщество вагантовнаходилось в то время в каждой европейской стране. Причём, несмотря на ихуличное бродяжничество, и клерикальную лирику в адрес священнослужителей ирыцарства, каждый вагант представляет собой сформировавшуюся личность, напримернемецкий вагант Архипиита Кёльнский, состоявший придворным поэтом ФридрихаБарбароссы и его покровителя Рейнальда Дассельского.
Объектом данного исследования является рассмотрениесветской культуры эпохи Средневековья.
Предметом курсовой работы выступает светская культураXII-XIII веков её разновидности и жанры.
Цель работы — рассмотреть роль и значение вагантов вкультуре Средних веков.
Задачи исследования:
— рассмотреть общую характеристику эпохи средневековья –выявить особенности светской культуры XII-XIII веков;
— определить место и значение светской культуры в структурегородских культур;
— проследить, как закладывалась культура вагантов
— выявить связи культуры вагантов с народной и светскойкультурой;
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключенияи списка литературы.
В первой главе исследовательской работы даётся описаниеобщей характеристики культуры эпохи развитого средневековья, формирующейся водвлиянием христианской религии, которая своим непосредственным влиянием даёт почвудля развития клерикальной культуры на фоне доминирования светской культуры вЕвропе.
Во второй главе говорится о становлении сообществавагантов, развитии их творчества, как особой отрасли культуры, выражавшей посредствомсвоей поэзии отношение к внешнему миру. ( культура рыцарства, духовенство).
В заключении говорится, что сообщество вагантов былооткрыто любому желающему человеку, который был недоволен внешним миром и былрад поддержать сообщество вагантов. А также о том, что на сегодняшний день вмире существует огромное многообразие различных субкультур, в том числе исубкультура студентов.
В курсовой работе используются материалы как: СказкинС.Д. «Лекции по истории средневековья для студентов университетов», описываетисторию рыцарства в Западной Европе, Грубер, Р. И. «Всеобщая история музыки», даётпредставление о творческих произведениях в Европе XII-XIII вв., Гуревич, А. Я.«Категории средневековой культуры», даёт представление о жизнеописании городскихкультур, Ливанова Т.Н. «История Западноевропейской музыки до 1789 года»,описывает музыкальную культуру, её развитие, роль и место в системе искусств;Гаспаров, М.Л. в «Литературном наследии» представляет нашему вниманию обширноеколичество вагантских стихов. Лев Гинзбург «Лирика вагантов», также даёт полноесобрание сочинений стихов вагантов.
Глава I. Особенности светской культуры XII-XIII вв.
1.1 Морфологическая характеристика средневековой культуры
Эпоха средневековья длилась почти тысячу лет, за это времясредневековое общество по-разному изменяло культуру, придавая ей уникальность инеповторимость. В эпоху развитого средневековья главенствующую роль игралахристианская Церковь, которая выступала регулирующим началом жизни общества,создавала единое мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучиинтеллектуально развитой религией, христианство предлагает средневековомучеловеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройствамироздания, его законах и действующих в нём силах. Христианство создало единоевероисповедание, новую духовную общность людей- единоверцев. Стал доминироватьмировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости отего социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться кдуховному совершенству. Христианство стоит в средневековье над внешнимиразличиями людей — этическими, сословными, политическими. Этой религиипозволено обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной этническойпринадлежности. В этот период культуры Христианство находится в центре всегосоциокультурного прогресса, подчиняя и контролируя основные областисредневековой культуры. Так, на фоне доминирования Христианства в XI векеначинается столкновение культурных ориентаций: с одной стороны — церковной,учёной, официальной, а с другой – народной, карнавальной, «смеховой». Котораяначала формироваться благодаря притоку деревенского населения в города Европы. Такаякультура получила название народной культуры и впоследствии оказаланепосредственное влияние на городскую культуру.
Столкновение культурных ориентаций рождало многослойностьи противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин и образованныйчеловек были полностью под властью христианского мировоззрения. И именно в это времяцерковь стала привлекать музыкантов, поэтов, художников для пропагандырелигиозной догматики и завоевания своей популярности в народе. Так, появление карнавалов,различных смеховые действ на площадях средневековой Европы занимают особоеместо и противопоставляются официальным культурны формам и церемониям — церковным и государственным, создавая иной мир, мир вне церкви и государства,мир с иными человеческими отношениями. Смеховые обрядово- зрелищные формы имеютсвободу от религиозного догматизма, мистику и едкую пародию на церковный культ.В жизни простого народа большое значение имели песни, пляски, фольклор, хоровыеи обрядные песнопения, героические баллады и сказания о подвигах народныхгероев. Яркими выразителями городской культуры стали: певцы, поэты, музыканты,циркачи.
Основные черты культуры, основанной на средневековоймодели мира, её противоречия, характер формирования и развития можно изучитьтолько вместе с исследованием феноменов средневековой жизни. Прежде всего,понятие «средневековье» подразумевает городское устройство, государственно-социальнуюструктуру, особый тип личности, предельно развитую религию и соответствующуюсистему духовных ценностей.[1]
1.2 Культура города и её составляющие
Своеобразная городская культура складывается в ЗападнойЕвропе со второй половины XI столетия, XII век и первая половина XII в. стали веё развитии важнейшим этапом. В этот период идёт развитие различных направленийсредневековой культуры это: развитие музыки, литературы, театра, городской инародной культур.
При всём разнообразии и пестроте городских образований всредневековой Европе, возникающая в них культура отмечена определённымтипологическим единством. Корни этого единства – в общности городского уклада,в котором производственные функции выходят на первое место. Приток крестьян изкрепостных деревень в город, где люди получали свободу и овладевали городскимиремёслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города. Все этиразнородные элементы были носителями разных культурных традиций, которые нетолько взаимодействовали, но и постоянно сталкивались, ведя порой упорнуюборьбу, часто в рамках одного, отдельно взятого произведения. Городскаякультура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная.Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм.По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературыотличались большим стилистическим и идеологическим единством.[2]
Развитие городской литературы свидетельствует о новомявлении — городской культуры, сыгравшей очень большую роль в становлениизападной цивилизации. В этот период городская культура была представленатворчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актёры,певцы, музыканты. Жонглёры выступали на ярмарках и пользовались большойпопулярностью в народе. Мастера каменного дела- строители готических соборов,возводили свои готические сооружения, путешествуя из страны в страну.Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах, слагателифаблио примыкали к паломникам или к вагантам и вместе слагали сюжеты[3].
Даже инсценировка на латинском языке библейских сюжетов,которые разыгрывались в помещении церкви, по мере развития городов становиласьвсё более светской. С середины XII века театральные действия разыгрываются ужене на латинском, а на родном языке той страны, в котором ставилосьпредставление. Пьесы насыщаются сюжетами из обыденной и городской жизни. Вдраматическом жанре главным было изображение борьбы доброго и злого начала задушу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувстваи качества – любовь, благоразумие, смирение, терпение, скупость, раскаяние.
В XII-XIII веках под влиянием школьного и университетскогообразования в Западной Европе идет развитие латинской литературы на церковные исветские сюжеты: стихотворения с описанием природы и обличительныепроизведения.
Важным фактором развития городской культуры был фольклор,прежде всего деревенский, так как деревенское население постепенно прибывало вгорода и воздействовало на культуру «по – своему». В городе воздействиефольклора было иным, из него в городскую культуру широко проникли социальные ибунтарские мотивы, таящиеся в обществе. Такие устремления народа нашлиотражение в литературных памятниках, где фигура крестьянина приобретаетвнушительные размеры, несопоставимые даже с образами рыцарских романов[4].
Городские истоки культуры лежат в основе постепенноскладывающейся в городах площадной карнавальной культуры, сатирической по своейнаправленности и плебейской по – своему внутреннему содержанию, отмеченнойкощунством, смелыми пародиями и вывертыванием наизнанку всех привычных норм иправил. Это временное торжество отражает средневековое миросозерцание людей,которое не запрещалось властями. Карнавал неизбежно наполняется элементамисоциального обличия, который влияет на некоторые формы театра. Сатиричность — определяющая черта культуры города, которая сказалась на горожанах своейвеселостью и скептицизмом. Сатирические устремления сочетались с нравоучением иморалью. Осмеяние пороков и предрассудков общества или отдельных представителейобщества часто делалось не только в развлекательных и сатирических целях, но ив целях дидактики. Поэтому культура города очень рано выработала рядспецифических нравоучительных жанров, а также наполнила дидактикой и весёлостьюпервые памятники драматургии.
Охранительные реакционные черты городской культурыусиливаются к концу XVI века, когда особенно разрастается дидактическаянаправленность, заглушая в ней мотивы социальной критики и протеста.
1.3 Рыцарство как доминантная форма светской культуры
На рубеже XII-XIII вв. приходится расцвет и светскойкультуры, так одним из её элементов явилось рыцарское сословие, зародившеесяещё в VII- VIII вв.
Рыцарство — особый привилегированный слой средневековогообщества, который на протяжении веков выработал собственный традиции исвоеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения.Рыцарству как особому сословию нужно было следовать определённому «кодексурыцарской чести». Это идея верности долгу. Кодекс чести регулировал благородноеповедение в бою, щедрость, смелость рыцаря. От рыцаря требовалось знаниепридворного этикета, умение вести себя в обществе, утончённо ухаживать задамой, благородно относиться к женщине. У рыцарей есть « семь рыцарскихдобродетелей», входящих в поклонение и служение даме сердца, сочинение и пениестихов в её честь. Этот идеал составлял основу представления о специфическомповедении рыцаря – куртуазии — особого ритуала отношений и нравственныхкатегорий, диктуемых придворным этикетом.[5]
К XII веку рыцарские ценности начинают подвергатьсясистематизации, им был придан широкий этический смысл. Новые ценности ложатся воснову светской, так называемой куртуазной литературы – рыцарской лирики ирыцарского романа.
Рыцарский роман — эпический жанр куртуазной литературыXII века. Родоначальником рыцарского романа считается Кретьен де Труа иВольфрам фон Эшенбах, которые в своих романах поэтизировали свои подвиги во имяславы, любви и нравственного совершенства.
Как самостоятельный обособившийся жанр, роман пробиваетсяв литературу только к концу средних веков. Автором первого такого романаявляется португальский рыцарь Васко де Лобейра, написавший известноепроизведение про Амадиса Галльского, который определил собой все дальнейшиероманы о странствующих рыцарях. Всё это получившие особенно благоприятную почвудля своего развития в Испании, позволило развивать рыцарские романы по всейЕвропе.
Так, рыцарский роман сохраняет характерные черты эпоса,кроме веры в истинность описываемых событий. Описание предстоящих событий врыцарских романах даётся нам как нечто давнее, принадлежащее к идеальномупрошлому.
В центре рыцарского романа находитсяиндивидуализированный образ героя – рыцаря, который отражает собственныечувства и интересы во имя любви в «возвышенном» смысле. Кроме того, рыцариописывали свои авантюрные подвиги, свершаемые ради общего, национального дела,описываемые ради личной славы.
Рыцарский роман многое воспринял из героического эпоса,но вместе с тем, новый эпический жанр отталкивается от старины. Случалось так,что имена создателей романов терялись, однако, картина мира предстаёт врыцарском романе в авторском восприятии. Повествователю в рассказе отданаактуальная роль, где он рассуждает на разные темы, всё зависит от того, в какихсобытиях участвует рыцарь. Герой рыцарского романа может воевать не столько закороля, сколько ради славы, которая ему необходима, чтобы завоевать сердцеПрекрасной Дамы, во имя которой рыцарь совершает множество подвигов.
Таким воспеванием любви рыцарей была любовь к прекраснойдаме, культ которой возник с поклонения Деве Марии, когда на картинах с еёизображением художники изображали различные красивые одежды. Первыми поэтамивоспевшие данное чувство были провансальские рыцари. Воспеваемая любовь в ихпроизведениях носит индивидуальный характер: рыцарю становится дорога лишь однаженщина, которая вызовет в нём настоящее чувство. Не знатность происхождения ибогатство, а красота и куртуазность дамы вызывают настоящее чувство рыцаря.Прекрасная дама должна обладать тактом, любезностью, умением со вкусом хорошо одеватьсяи вести светскую беседу[6].Так выработался определённый ритуал ухаживания любовных отношений, которыетакже вошли в историю рыцарских куртуазных романов.
Так, наряду с доминантой светской культуры – рыцарством, берётсвоё начало ещё одна ветвь светской культуры — творчество вагантов- школяров,которые противопоставляют свою поэзию, литературным, религиозным, научным ирыцарским произведениям.
Глава II Творчество французских вагантов и его значение вразвитии светской культуры в Европе
2.1 Философско-эстетическое мировоззрение вагантов
Слово «ваганты» происходит от латинского «vagari»-чтоозначает «бродяжничать». Встречается и другой термин — «голиарды», производноеот «Goliath» (дьявол) и от « gula»-глотка: бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны,выпивохи, обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей.[7]
Первое, что сообщают о себе ваганты, это то, что ониявляются студентами — бродягами. В.Д. Муравьёв[8]высказал по этому поводу несколько интересных идей; в частности он привязалбродяжничество вагантов к общему помешательству (болезни), охватившему Европу иприведшему таким образом к крестовым походам, также в их поэзии он усмотрел впоэзии вагантов дух противостояния вагантов «антинародному режиму зла»- церквии провёл романизацию образа вагантов. Носителями свободного духа, по мнениюисследователя выступают и как бродячие школяры, и как просто бродяги, и какпотерпевшие какую-то «жизненную бурю»; у них нет своего дома, и они нечувствуют какой-либо дискомфорт от осознания данного факта. Более того, онистараются показать окружающим, что отсутствие дома — это норма жизни, довольно«своеобразная», но никак не отрицательная. Им хорошо в таком подвешенном неопределённомсостоянии, и они противопоставляют его сытности и затхлости обычной осёдлойжизни.
Бродячим школярам для учёбы необходим был немалыйинтеллектуальный труд: усидчивость и терпение, заучивание разнообразных текстови комментариев к ним и работа над огромным количеством документов. Данные студентывходили в круг интеллектуальной элиты, поэтому приемлемой для них была толькоработа по специальности, т.к. ничего другого они не умели, и были оторваны отсвоих семей, то могли заниматься только тем, чему сами научились. Более того,их интеллектуальный труд возвышал и объединял их в особую «касту», которой онидорожили и ни на что бы не променяли. Но вагантам не нравилось университетское времяпрепровождение.Им больше нравилась весёлая и разгульная жизнь. Согласно П.Ю. Уварову,[9] «…лишьнебольшое количество студентов оканчивало университет и получало степеньмагистра (очень часто звание покупалось)». В университете, жизнь которогорегламентировалась довольно чёткими рамками, ваганты, оторвавшиеся от родногодома, почувствовали, что могут не соблюдать всех законов университетскогобратства и начинают показывать своё отношение к внешнему миру. Зарабатывая себена жизнь посредством собственной поэзии. Если сначала средневековым людям этоказалось блажью, не серьёзным увлечением какой-либо горстки людей, топостепенно бродячие школяры расширяют пространство своих действий, чтоприобретает всё большее значение, без которого уже не могут обходиться.
И ваганты остаются, верны себе и продолжают заниматьсятем, чем им нравится:
«Не хотел я с юных дней
маяться в заботе-
для спасения души,
позабыв о плоти».[10]
В данном тексте герой раскрывает свои представления осмысле жизни, считая, что он настолько посвятил себя Богу, что забыл о мирскойжизни. Наоборот, его жизнь дарована Богом, а значит, угодна ему, и вряд ли Богзахочет, чтобы школяр влачил её в посте и молитве. Жизнь нужно прожить весело,самой жизнью нужно угодить Богу. А отказ земных радостей на словах, но тайноеследование страстям на деле- то есть, то, как делают это священники, ему врядли понравится. Жизнь вагантов — веселье и пьянка, они этого не скрывают. В произведении,дошедшем до нас «Орден вагантов», собраны почти все характеристики, которыеприписывают себе ваганты.
Прежде всего, это человек, который помимо любви кбродяжничеству, должен быть чист душой и сердцем:
« Признаёшь ли ты Христа-
это нам не важно,
лишь была б душа чиста,
сердце не продажно.
Не иметь склонности к стяжанию и богатству:
кто для ближнего готов
снять с себя рубаху…»[11]
Сославшись на стихотворение, можно идентифицироватьваганта так: бедный студент, у которого нет ничего за душой, но который радразделить последнее с нуждающимся человеком. Клирики-студенты в благородствепревосходят всех и даже рыцарей, которые стремятся к этому при помощи оружияили образованности.
И если рассматривать песни вагантов, то они легкие ивеселые, а уж если ваганты обрушиваются на кого-нибудь с обвинениями: например наслужителей церкви, то призывают все кары небесные на их головы. Стихи вагантов — это отражение их души, их мировоззрения, их жизни. Ваганты пели так, как жили,и наоборот. Ваганты постоянно представляют себя служителями Божественной музы,и посвящают свой божественный дар не только на хвалебные песни, но и обличаютпороки общества. Они ветряные поэты, создающие свои произведения во славуГоспода, но также любящие земную жизнь и воспевающие её. Им и их поэзии близкиобразы богов как христианского, так и языческих, а также образы ангелов ипримеры из обыденной жизни. В поэзии вагантов всё колеблется от самоговозвышенного стиля до едкой сатиры, при чём в первом случае речь может идти окаком-нибудь будничном событии, а во втором о встрече с ангелами. Нельзясказать, что их поэзия-поэзия крайностей, но она так же разнопланова, как и ихжизнь. [12]
Так как ваганты оторваны от общества, то их бродячаяжизнь-это тоже своеобразные проявления отношения к внешнему миру, но вместе стем, весь мир принадлежит им. Ощущая безграничную свободу, клирики раз за разомдоказывают, что они идут со всей открытой душой к миру и могут посмеятьсявместе с ним, а то и над ним, но не всегда мир также открыт и дружелюбен поотношению к ним, так как ваганты известны проявлением бунтарства.
Ваганты называют этот мир взбесившимся и во всех краскахрасписывают его в своём стихотворении:
«Блуд и пьянство
в христианство
золотой привес телец.
Мир разврата
без возврата
в Тартар рухнет, наконец».[13]
Ваганты подробно и со всей душой перечисляют грехи, вкоторых обвиняют этот мир, не замечая при этом, что большинство из них списалис себя, и тем самым обвиняют и себя тоже. Ваганты говорят обо всём мире, но невыделяют себя. Подтверждают это говоря:
«Надо всеми
в наше время
меч возмездья занесен».[14]
А.Я.Гуревич также отмечает, что ваганты тоже входят вчисло грешников, но они это поняли и идут к исправлению «своим» путём. А вотвесь остальной, так обидевший их мир может катиться ко всем чертям, т.е. вТартар. В этом стихотворении проявляется странное смешение в сознании беглыхстудентов и образов и символов различных религий. Грехи присущи христианскомумиру, но вот наказание за это последует в языческом Тартаре. Возможно, ониупотребляли это название, чтобы приукрасить свою речь, но с другой стороны;неужели не был бы понятнее образ христианского ада? Ведь дальше они отсылаютгрешников всё — таки в геенну. Ясно только одно, что этот внешний мир настолькоим был ненавистен, что ваганты были весьма изощрёнными в придумывании кары, онибыли свято уверены в том, что над этим миром уже висит приговор[15]:
«Мир греховный!
Суд верховный
грозный вынес приговор».[16]
Судный день, последний день, он всегда присутствует в сознаниисредневекового религиозного человека, в том числе и в сознании ваганта:
«О, пробудим
совесть спящую свою!
Коль пробудим,
так пребудем
не в геенне, а в раю»[17]!
Ваганты считали возможным спасение путём обращения ксвоей совести и покаяния. Из стихотворения может сделать вывод, мир порочен иуже приговорен. Этот мир ненавистен вагантам, и в отличие от него они знают ине забывают, как можно спасти свою душу.
В стихотворении «Взбесившийся мир» речь шла о том, чтосами ваганты обвиняли мир в греховности и предлагали ему путь к спасению. Вагантысоздают ещё одно стихотворение, говорящее о том же, но с несколько другой точкизрения — со стороны прямого обвинения Господа Бога. Клирики замахнулись направо утверждать, что же именно он говорит и каково его недовольство этиммиром. Хотя, если вдуматься, то и здесь ваганты не были первыми, а первой былаКатолическая Церковь. Ваганты лишь продолжили путь. Начатый церковью, инесколько расширили набор используемых обвинений и фраз, предлагаемых согласноканону Библии. При чем расширили с известной долей сарказма и остроумия:
«Ах, из-за вас, из — за вас, проповедники,
вздулись у многих бедняжек передники!
Ради притворства сутаны надев,
Скольких же вы перепортили дев»[18]!
Речь идет о стихотворении «Апокалипсис Голиарда». Здесь вновьвагантами описываются грехи мира, но на этот раз главными персонажами примеровгреховности выступают священнослужители. Их ваганты обвиняют в том, что мирпогряз в грехе и разврате.
Здесь следует обратить внимание на роль церкви: Клюнийскаяреформа[19],которая заставила Церковь быть более организованной: усилить роли папства,ввести новые уставы, ввести обязанности трёх обетов (бедности, безбрачия, послушания)для духовенства. Роль церкви стала возрастать, и ваганты продолжают обвиняютсвященнослужителей во всем подряд, видя их не только своими врагами, но игубителями всего мира.
Ваганты твердят, что не важно человек храбрый или нет, ночтобы поставить себя вне системы средневекового общества и впрямуюпротивопоставлять себя церкви, нужно уже обладать определённым запасомсмелости, что редкость для средневекового общества в целом. Но свобода — это нетолько социальное состояние, но и духовное, вагант свободен в душе длясамостоятельного общения с Богом и вольного творчества, а свободная душагосподу угодна.
Неотъемлемой частью культуры вагантов являютсявзаимоотношения с врагами. Врагов у вагантов было двое: духовенство ирыцарство. Вагант — это социальная группа, не имеющая своего места в даннойструктуре общества и мечтающая занять самое высокое из возможных, объявляетсвоими врагами два самых мощных и сильных сословия.
Отношение с рыцарями у вагантов выглядят скорее каксоревнования, чем борьба, но на самом деле под этим «любовным соревнованием»скрываются многочисленные и острые противоречия вагантов и рыцарей каксоциальных групп. Рыцари находятся у вершины социальной лестницы, они знатны иблагородны, они имеют власть и богаты. Они фактически правят миром.Интеллектуалы претендуют на верховенство, своё положение они заработали своимтрудом, а не знатностью, одни уже на верху, а другие туда стремятся — это неможет не вызвать противоречий. Но сказать об этом прямо довольно рискованно.Ваганты используют уже знакомый и любимый приём – сатиру.
Поводом для спора с сословием становилась и любовь.Поэтому соперничество в этой области становится нешуточным. В процессе спора вагантыот лица одной из девушек раскрывают в своём стихотворении все самыенеприглядные стороны воинов»:[20]
«Распроклятая война
хуже всякой муки:
разорения и смерть,
годы злой разлуки»[21].
Рыцари- враги вагантов по нескольким причинам: во — первых, они не милосердны, не щедры, во – вторых они занимаются войной, чтоведет к бедствиям для населения, в – третьих, их профессия сама по себесмертный грех, ну, и на конец, они их соперники в борьбе за прекрасных дам. Самоеинтересное это то, что ваганты сами себя считают победителями. Это понятно невызывает сомнения, так же и то, что судьёй будет Амур, ведь ваганты зачастуюприбегали к «помощи» греческих богов — использовали их образы в своей поэзии:
«По законам естества
надо жить на свете,
плоть и дух не изнурять,
сидя на диете[22]».
Ситуация с духовенством намного сложнее, потому, чтоваганты сами являются клириками:
«Эти вертопрахи-
Недоучки, болтуны,
Беглые монахи»?[23]
По данному стихотворению, очевидно, что ваганты считаютсвоими врагами священнослужителей. Известны даже случаи борьбы внутри церкви: этоборьба между разными социальными слоями, (борьба за существование) и борьбаидей, между вагантами и официальной церковью.
Духовенство провинилось перед вагантами за отсутствиемилосердия:
« К милосердию аббат
паству призывает,
А его бездомный брат
зябнет, изнывает».[24]
Церковь не выполняет того, к чему сама призывает и длячего существует — она не помогает людям, а вместо этого:
«От аббата до прелата
духовенство алчет злата,
под прикрытием сутан
обирая христиан».[25]
Церковь наживается на людях, она стала золотым идолом.Деньги властвуют не только в отношениях церкви с паствой. Но и в ней самой:
«Всё на свете продаётся,
всяк разврату предаётся.
Стать святым желает вор?
Сунь! – и кончен разговор!
Ошалевши от богатства
Симон хапает аббатства
и дружкам своим – смотри!-
Раздаёт монастыри»[26].
Церковь перестала воплощать власть бога на земле, теперьэто власть денег. Как и в случае с рыцарями судьёй назначается бог. Вагантыберут на себя роль обвинителей, которые неусыпно следят за преступлениемдуховенства и пишут жалобу «На своекорыстие и преступление духовенства».Согласно которой, весь мир будет отвечать за грехи духовенства:
«Знайте, земли недостойные жители!
Вас погубили священнослужители»![27]
Лев Гинзбург говорил по этому поводу: «В системеотношений вагантов с внешним миром церковь занимала главное положение, ибо онабыла их главным врагом, хотя они в то же время являлись её частью. Это можнопредставить как бунт руки против всего остального тела: борьба бессмысленна с самогоначала и неминуемо окончится поражением»[28].Как показывает история, любое бродяжничество заранее обречено на провал, иботолько собранные в плотный костяк люди, могут выжить и нормально сосуществовать,а одиночные, ничем не поддерживаемые сверху группы, всегда останутся водиночестве.
2.2 Общая характеристика творчества вагантов
В XX веке литературовед М. Гаспаров благодаря переводамсумел выделить стихи трёх представителей вагантов: Примаса Орлеанского, -стихиАрхипииты Кёльнского, немного, а позже стихи Вальтера Шатильонского.
Исследуя мир вагантов и их творчество, литературоведысмогли выявить самое раннее и самое славное из вагантских имен — это Гугон попрозвищу «Примас Орлеанский». Это имя было окружено славой, за которой не быловидно даже человека. Поэт Матвей Вандомский с гордостью пишет в автобиографическихстихах «в Орлеане я учился в дни Примаса»[29];Генрих Анделийский в «баталии семи искусств», ставит во главе арьергардаОрлеанских «классиков» рядом Овидия и Примаса Орлеанского; и ещё Боккаччо в«Декамероне» помнит бродячего певца «Примассо». Даже современная летописьснизошла до упоминания о нем: в хронике продолжателя Ришара из Пуатье под 1142 г. Стоит такая запись, что в это же время в Париже процветал некий школяр, по имени Гугон, оттоварищей своих по учению прозванный Примасом; человек он был маленький, видомбезобразный, в мирских науках смолоду начитанный и остроум своими познаниями всловесности стяжавший своему имени блистательную славу по многим и многимпровинциям. Среди других школяров Примас был так искусен и быстр в сочинениистихов, что вызвал всеобщий смех, у коллег-школяров. Известно, что Примас пел вцерковном хоре. Во всём репертуаре вагантской поэзии стихи Примаса обладаютособой индивидуальностью, персонажи производят непреодолимое впечатлениеавтобиографичности. Они самые «земные», он нарочно подчёркивает их низменностьтемой подарков, которые он выпрашивает, или поношений, которые он испытывает.Он единственный из вагантов, который изображает свою любовницу не условнойкрасавицей, а прозаической городской блудницей:
«Ежели в гости блудница
к тебе соберётся явиться,-
прежде помешкает знатно,
хоть ты звал её многократно,
краску кладёт и белила,
брови себе насурьмила
всю красоту наводит,
и к тебе важной выходит»[30]
Но по его стихам можно проследить с приблизительнойдостоверностью историю его бродячей жизни. Он побывал в Орлеане, и в Париже, ив Реймсе, которому посвятил панегирическое стихотворение, и в Амьене, гдепроигрался до нитки, и в Бовэ, где остался недоволен новоизбранными епископом.В старости ему жилось плохо. В одном своём стихотворении он рассказывает, какего спустил с лестницы некий богач, к которому он пришёл будто бы за своимисобственными деньгами, в другом — как злодей капеллан со своим приспешникомвыжил его в больницу в богадельню при капитуле. По этому стихотворению легкопредставить стремительные тирады, с замечательной лёгкостью нанизываемые другза другом, яростнейшие оскорбления, каждое из них порознь, иной раз даже непонятно бытовой конкретности, но все вместе они производят на редкость сильное впечатление.Эта порывистость у него во всём: во славу Реймса, где этот учёный городпревозносился до небес, он начинает (для контраста) поношение соседнему Амьену,а кончает совсем уж неожиданно, отчаянной бранью по адресу какого-то учёного,соперника, не по заслугам внимательного, принятого в Реймсе. Благодаря этойбытовой насыщенности стихов Примаса, мы без труда можем датировать егодеятельность: он родился около 1093 г. Большинство сохранившихся стиховнаписаны им в 30-40 – х годах, а умер он около 1160 года».[31]
Второй великий вагантский поэт, известен не по имени, апо прозвищу: это Архипиита, «поэт поэтов» как он себя называет. Архипиита — образсовсем иного рода, чем Примас. Он тоже скиталец, он тоже бедняк, но у него неттой едкой мрачности, которая присутствует в стихах Примаса: вместо этого онбравирует лёгкостью, ироничностью, блеском. Там, где Примас разит своегопротивника, он бьёт его в лоб именами худших библейских злодеев. Архипиитавместо этого колет его самыми тонкими и ядовитыми намеками — реминисценциями изВетхого завета, незаметно и неожиданно вплетая их в ткань стихов. Примас весь внастоящем, он всегда поглощён той хвалой или просьбой, которая для него важнее;Архипиита, напротив, охотно отвлекается от всего частного, вместо рассказа окаком-то своём заключении он предлагает свой всегдашний автопортрет (« во-первых, я люблю девушек, во- вторых, игру, в – третьих, хорошее вино…»), нолюбую исповедь, проповедь или панегирик он умеет неожиданно закруглить самойконкретной попрошайней. Попрошайничает он почти в каждом стихотворении, но не сиздевательским самоунижением, как Примас, а с гордым вызовом, принимая подаяниекак нечто заслуженное. Стих его легче и звонче, в изысканной игре библейскими иантичными реминисценциями он не знает равных. Хоть он упоминает о том, чтострадает чахоткой, но стихи его светлее и оптимистичнее, чем стихи Примаса. Пособственному признанию. Он был из рыцарского рода и пошёл в клирики, только излюбви к наукам и искусствам (… «Я люблю Вергилия, больше, чем Энея!»); светскийлоск лежит на его стихах больше, чем у кого- либо из его латинскихсовременников».[32]
Таково и его общественное положение: это почти «придворный поэт» императора Фридриха Барбароссы, его официальный покровитель –архиканцлер Рейнальд Дассельский, архиепископ Кёльнский, правая рукаимператора. Собственно, только поэтому мы называет его «Архипиитой Кёльнским». Жизньего выступает для нас из неизвестности всего на какие-нибудь пять-шесть лет1161-1165 гг.: в эти годы были написаны все десять сохранившихся от негостихотворений. Рейнальд со свитой неотлучно находился при нём и настоятельнопобуждал Архипииту сочинить эпос, в честь деяний Фридриха. Поэт изысканейшимобразом уклонялся, но потом всё-таки был вынужден написать, если не эпос, тооду в честь Фридриха, эффектную и блестящую.
Уже в1165 году Архипиита обращается к покровителю с целойпоэмой о видении, в котором, ему во сне раскрылись все силы и тайны небесные, ивсё лишь затем, чтобы Рейнальд заступился за соседний монастырь, у которогоместный граф оттягивал несколько десятин виноградника. Далее следы Архипиитытеряются, так как изображает он себя человеком молодым, страдающим чахоткой, томожно думать, что родился он между 1130 и 1140 гг., а умер вскоре после 1165 г[33].
Стихи Архипииты широкого распространения не получили: этобыл слишком локальный и индивидуальный мастер, чтобы ему подражать. Однако одноиз его десяти стихотворений представляет исключение- это знаменитая исповедь сеё строками:
«В кабаке возьми меня, смерть, а не на ложе!
Быть к вину поблизости мне всего дороже.
Будет петь и ангелам веселее тоже:
«Над великим пьяницей смилостливись, боже»![34]
Третий классик вагантской поэзии, Вальтер Шатильонкий, сверстникАрхипииты, но на много пережил его, и был тоже тесно связан с придворнойкультурой, но только в Лице Генриха II Плантагенета короля Англии и половиныФранции. Вальтер был родом из Лилля, учился в Париже, несколько лет служил вканцелярии Генриха II, где входил в один из самых чтимых в Европегуманистических кружков во главе с архиепископом Томасом Беккетом. Позже, Вальтербежал и стал преподавателем в Шатильоне, на границе Шампани в Бургундии; кроме того,он изучал право в Болонье и бывал в Риме, о котором сохранил в своих стихах самыемрачные воспоминания. В Шатильоне он написал своё крупнейшее произведение — учёную поэму «Александреида» в десяти книгах: гуманистическая разработкахудожественного произведения об Александре македонском. В награду Вальтерполучил от реймского архиепископа, которому он посвятил свою поэму, местоканоника в Амьене, где и провёл последние лет двадцать своей жизни. Умер он впервые годы XII в.; имеются недостоверные сведения, что он болел проказой искончался от последствий усиленных бдений и самобичеваний. «Галлия вся звучитпесен напевом моих»,[35]-гордо писал Вольтер в своей эпитафии. Под этими «песнями» он имел в виду,конечно, не «Александреиду», а лирические стихотворения, писавшиеся «для отводадуши»,- успех они имели громадный и вызывали такое множество подражаний, чтовыделить из их числа подлинные произведения Вольтера – задача труднейшая и досих пор окончательно не решенная. Поэт ученой « Александреиды» остался «ученымпоэтом» и среди вагантов. Собственно, самого его « бродячим клириком считатьнельзя»: бедняком он не был и всегда располагал каким-нибудь местом вканоникате, соборной школе или при дворе. Падение учёности, отсутствие уваженияк знаниям и знающим — вот главная тема жалоб и перегодования Вальтера вбольшинстве его стихотворений: он ратует стихами не за себя, а за все ученоесословие. Поэтому для него особенно характерны сатирические и моральнообличительные стихотворения. Главный предмет его обличия- богатые прелаты,симония и непотизм; непосредственно папский престол он затрагивает лишь в ономстихотворении «Обличать, намерен я …»[36],которое также стало одним из самых популярных во всей вагантской поэзии. СтильВальтера также несёт отпечаток его «учености»: он любит эффектно развертывание аллегории(так построено стихотворение «Для Сиона не смолчу я …»,[37] где образы Сциллы,Харибды, скал, сирен и пр., нагроможденные вначале стихотворения, потомполучают каждый своё отдельное толкование; так же построен и «Стих осветопреставлении»), любит патетические антитезы, созвучия, игру слов. Примасалегче всего представить себе читающим стихи в таверне, Архипииту — при дворе, аВальтера — на проповеднической кафедре. Из трёх поэтов он – самый «литературный»: Архипиита берет ходовые общедоступные мотивы и с помощью своегоарсенала риторических средств, которыми он владеет в совершенстве, превращаетих в образцово построенные стихотворения. Это относится не только ксатирическим, но и к традиционным лирическим темам — к стихам о любви, весне исвидании. Особенно близок ему жанр пасторали, как раз, в это время достигающийособенной популярности в европейской поэзии, как латинской, так и новоязычной:самые лучшие, чёткие, звучные, антично украшенные образы латинских пасторалейэтого времени принадлежат Вальтеру Шатильонскому.
Примас Орлеанский, Архипиита Кёльнский. Вальтер Шатильонский- это как бы хронологические ступени и три социальные ступени вагантскоготворчества.
2.3 Мир художественных образов в творчестве французскихвагантов
Художественный образ-это всеобщая категорияхудожественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позицииопределённого эстетического идеала путём создания эстетически взаимодействующихобъектов.
Ваганты жили среди народа. По образу жизни они немногимотличались от народных певцов и рассказчиков – жонглёров и шпильманов. Ихнародного языка они чуждались, поэтому за латынь вынуждены были держаться какза последнюю опору своего социального превосходства, своего культурногоаристократизма. Французским песням ваганты противопоставляли свои латинские,которые с резкостью выделяются своими оборотами, заимствованных из Библии илиантичных поэтов. Другие авторы вводят учёные реминисценции так, чтобыстилистического диссонанса не возникало, напротив текст обогащался бы всемисмысловыми ассоциациями, заложенными в первоисточниках. Степень контраста междупервоначальным применением заимствованного оборота и новым, контекстуальнымбыла очень сильным художественным приёмом, особенно эффективным в сатирическойпоэзии. Это вело к культу пародии во всех её оттенках, слишком велик былсоблазн вдвинуть благочестивейший текст в нечестивейший контекст. С особеннымпристрастием клириками пародировались библейские о богослужебные тексты; сюжетыиз евангельских цитат сочинялись по самым неожиданным поводам, а монументальная«Всепьянейшая литургия», с неукоснительной тщательностью, переиначивающая всезвенья сложного обряда и все слова каждого текста, осталась одним из самыхзнаменитых памятников в истории европейской пародии. Кроме того, в распоряжениивагантов была всегда игра контраста между латинским языком и народным языком: клатинским строфам добавлялись латинские припевы, за латинскими стихотворениями,следуют стихотворения на немецком языке, точно воспроизводящие их ритм имелодию, а лучшие мастера сочиняли двуязычные стихотворения из чередующихсяслов на народном и латинских языках, технику эту разработала ещё религиознаягимнография, но вагантские поэты, разумеется, применяли этот опыт к материалусовсем другого рода:
« Я скромной девушкой была,
Нежна, приветлива, мила,
Пошла я как-то на лужок,
Да захотел меня дружок».[38]
По данному стихотворению можно понять, как разнообразнастилистика и тематика поэзии вагантов; представлять поэзию по образцу песенпозднейшего времени – «вино, женщины и песни»- означает безмерно ограничиватьеё кругозор. Именно вино и прелести разгульной жизни занимают в лирике вагантовменьше места, чем можно было бы ожидать: песни на эту тему яркие, носравнительно немногочисленны. Любование собственным бытом было чуждо вагантам, (таккак главная сцена школярной жизни, университет, отсутствует напрочь в их поэзии):здесь натуралистические картины Примаса Орлеанского не вызывали подражаний.Зато мы находим в сборниках вагантов, стихи с откликами на политическуюсовременность – призыв к крестовому походу или плач «О Ричарде Львиное Сердце»:бродячая жизнь стихотворцев сделала их естественными разносчиками агитационнойлирики того времени по всем концам Европы. В такой лирике мы находимрелигиозные стихи. Немалое место в стихотворном наследии вагантов занимаютсюжетные стихи и песни. На первый план у вагантов выступают и темы книжные,учёные: о Трое, о Дидоне, об Апполонии Тирском, там рассказ вёлся полно иподробно, здесь в виде вольной композиции выхватывающей и разрабатывающей,отдельные, наиболее яркие моменты. Это свидетельство вагантов не напростонародную, а на просвещённую публику, способные оценить «высокие» сюжеты иизысканную их разработку. Некоторые из этих произведений достигают живости ивыразительности[39].
Главным предметом поэзии вагантов была любовь и сатира.Обе эти темы были восприняты из «высокой» литературы: первая – из овидианскойлирики, вторая — из моралистической дидактики. Многие любовные стихотворениявагантов, если их переложить из песенных ритмов в классические стихи, окажутсяподражанием овидиевским мотивам. Даже знаменитый дебат «Филлида и Флора» о том,что клирик или рыцарь более достоин любви восходит к жалобам Овидия накрасавицу, предпочитающему поэта – воина. А многие обличительно- сатирическиепроизведения стихотворения, переложенные в прозу, окажутся вариациями обычнойпроповеди против падения нравов. Однако обе эти традиционные темы, переходя ввагантскую лирику ощутимо видоизменяются. И причиной тому выступают – язык истих: язык вагантов свободен от всякой заботы о классическом стиле и большевсего даёт представление о той живой средневековой латыни, которая в другихжанрах лишь с трудом достигала бумаги. Их стих метрический и общедоступныйритмический, складывающийся порой в сложные строфы, подсказываемые напеваминародных песен.
Любовная лирика вагантов усваивает от народной лирики, нетолько форму, но и содержание: мотивы и композицию. На фоне учёной поэзииXII-XIII вв. это единственный жанр, открыто сближающийся с новоязычной поэзиейисчерпывающий в ней свежесть и жизненность. Заставки вагантских народных песенвосходят к народным веснякам: уход зимы, приход весны, пробуждение природы илюбви, цветы, аромат, птичье пение, ветерок. Далее следует описаниевсевластности и мучительности любви, описание внешности красавицы, описаниеБорьбы и овладения. Подобно в вагантских песнях, особенно, в описании любвипереклички с поэзией трубадуров. Однако, героиня у вагантов — всегда незамужняядама, как у трубадуров, а молоденькая девушка, часто крестьянка—пастушка;свидание с нею на фоне цветущей природы описывается по схеме рождающего пасторальногожанра. Различен и сам характер любви: культ платонического суждения, всёусиливающийся в поэзии трубадуров, здесь почти отсутствует, любовь вагантовчувственнее, и эмоциональная окраска её мажорнее. Общим учителем любви и дляклирика, и для мирянина был Овидий: но в рыцарской среде социальные условиявыдвинули на первый план овидиевский мотив служения даме и стушевали мотивобладания. В клерикальной же среде, наоборот, тема служения быстро оттекала излюбовной поэзии в религиозную, а тема обладания густым чувственным осадкомосела в лирике вагантов. Поэты клирики пишут не столько о том, что онипережили, сколько о том, что хотели бы пережить. Но художественнымидостоинствами стихов это не мешает. Сатирическая лирика вагантов замечательнаочень узким направлением и очень мощным напряжением своих обличительныхоборотов. Это объясняется социальным положением вагантов: обделённые местом вобществе, они обрушиваются, на тех, кто распоряжается такими местами, и на тех,кто соперничает с ними за эти места, — на прелатов и монахов. Монахи у вагантовобличаются в пустосвятстве и невежестве: ваганты твердо считают, что церковныедолжности должны даваться не за аскетизм, а за учёные знания, и оплакиваютнебрежение учёностью в самом трагическом тоне. Прелаты обвиняются исключительново взяточничестве и кумовстве, которым они руководствуются при раздаче мест;чем выше инстанция, тем сильнее это зло, так что, доходя до папской курии,ваганты живописуют её алчность уже совершенно апокалипсическими красками[40]:
« Алчность желчная царит в Риме, как и в мире:
но не о мире мыслит клир, а о жирном пире,
не алтарь в чести, алтарь там, где ждут подарка,
и серебряную чтут марку, вместо святого Марка».[41]
Обличительные стихи вагантов против Рима переписывалисьпо всей Европе и вспоминались даже в эпоху Реформации. И все – таки сатира вагантовбыла не критикой, а самокритикой духовного сословия. Ко всем остальным сословиявагант относится свысока. Рыцарей он осуждает как грубых невежд: и дебат «Флоры и Феллиды и аналогичный дебат «Реминморский собор» заканчиваютсяприговором, что клирик достойнее любви, чем рыцарь; крестьян он ненавидитопределённой классовой ненавистью. Наконец, горожан он совсем не замечает: хотьжизнь школяров и протекала в епископских городах, и дух их поэзии во многомперекликался с духом нарождающейся городской литературы, никаких отголосковгородской культуры в этой поэзии нет. Идеализм вагантов состоит в том, чтовагант хоть и нищий, чувствует себя аристократом духа и ищет себя толькопросвещённых ценителей; он много горьких слов может сказать своему сословию, нопринадлежит этому сословию плотью и кровью. Это определило недолговечностьвагантской поэзии: она не пережила клерикально – рыцарского периода европейскойкультуры. Возрождению она не понадобилась[42].
Заключение
Подводя итог исследовательской работе можно сказать, чтоневозможно в рамках курсовой работы полностью охарактеризовать сообществовагантов как особую ветвь, формирующую средневековую культуру XII-XIII веков.
Сообщество вагантов было открыто любому желающемучеловеку, которому наскучил внешний мир или он не был доволен властьюдуховенства, или просто хотел попировать с вагантами, поделившись заодно с нимитворческими идеями.
Таким образом, городская культура оставила нам большоенаследие, изучаемое историками из разных стран на протяжении веков.
Городская и светская культура, на фоне многослойностидругих сопутствующих культур средневековья, оказывая существенное влияние, другна друга смогли стать самостоятельными культурами, оставившими после себятворчество, используемое нынешним поколением и вошедшими в историю мировыхцивилизаций. Понять это можно, взяв для примера хотя бы «Роман о Лисе», старофранцузскуюповесть «Окасен и Николет», « Сказание о Граале» известного нам Кретьена деТруа.
Так же продолжает жить как вечно живая страницачеловеческой культуры поэзия вагантов. Благодаря вагантам осталось множествопроизведений, написанных на латинском языке и переведённых на многие языкимира. Некоторые из произведений остаются популярными до сих пор. Среди них — произведение «Орден вагантов», а также звучащая на российской эстраде, знакомаякаждому русскому человеку «Песенка студента» на слова французских вагантов,композитором которой, стал Давид Тухманов, а исполнителями известные эстрадныепевцы: Александр Барыкин и Максим Леонидов.
Задаваясь вопросом: «Можно ли считать культуру вагантов вопределённом смысле предтечей современной студенческой субкультуры»?
Давая ответ на этот вопрос, можно сказать, что,безусловно, сама культура высшей школы демонстрирует сложный спектрсубкультурных элементов, закладывая свои групповые ориентации, оказывающих значительноевлияние на познавательную и эмоциональную сферу личности, а также на характер исоциокультурную деятельность студента. Также стоит отметить, что и самаспецифика жизнедеятельности студента и их специального статуса во многомопределяет особенность их стиля жизни, ценностных ориентаций и моделейповедения.
На сегодняшний день в мире существует большое количестворазных субкультур, которые как ваганты посредством своей музыки и поэзиивыражают своё отношение к окружающему социуму, будто политическая, спортивная,музыкальная, мультипликационная и другие сферы деятельности человека. Вездесегодня мы сможем увидеть человека, который является индивидом определённойгруппы людей, поклоняющихся определённой культуре.
Библиографический список
1.Вандомский,М. Письмовник [Текст]/ М. Вандомский.- М., 1955.-376 с.
2.Боккаччо,Дж. Декамерон [Текст]/ Дж. Боккаччо.- М.,2000.- 671 с.
3.Роттердамский, Э. Разговоры запросто [Текст]/ Э. Роттердамский.- М., 1960.- 401с.
4.Чосер,Д. Кентерберийские рассказы [Текст]/Д. Чосер.- М., 1980 197с.
5.Боткин,Л.М. Два способа изучить историю культуры [Текст]// Л.М. Боткин Вопросыфилософии.- М., 1986.- № 12, С.12-14.
6. Бицилли,П.М. Элементы средневековой культуры [Текст]/ П.М. Бицилли. — СПб.,1995.- 311с.
7.Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь [Текст]/ Ф.А. Брокгауз,И.А. Ефрон.- М., 1995.- 625 с.
8.Гаспаров, М.Л. Литературные памятники [Текст]/ М.Л. Гаспаров.- М., 1975.- 76 с.
9.Гинзбург, В.Л. Лирика вагантов. Поэзия в переводах [Текст]/ В.Л. Гинзбург.- М.,Зеркало. 1998.- 343 с.
10.Голованова,И.С. История мировой литературы [Текст]/ И.С. Голованова.-М., 1997.-165 с.
11. Грубер,Р.И. Всеобщая история музыки [Текст]/ Р.И. Груббер.- М., 1965.- 478 с.
12. Гуревич,А. Я. Категории средневековой культуры [Текст]/ А.Я. Гуревич.- Л., 1972.- 254с.
13. Гуревич,А.Я Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства [Текст]/ А.Я.Гуревич.- М., 1990.- 453 с.
14.Карсавин, Л.П. Культура средних веков [Текст]/ Л.П. Карсавин.- Киев, 1995.- 343с.
15.Лосев,А.Ф. эстетика Возрождения [Текст]// А.Ф. Лосев.- М.: искусство, 1976.- 204 с.
16. ЛеГофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст]/ Ж. Ле Гофф.- М., 1992.- 156с.
17.Мелетинский, Е.М. Средневековый роман [Текст]/ Е.М. Мелетинский.- М., 1984.-205 с.
18.Муравьёв, В.Б. Дороги вагантов [Текст]/ В.Б. Муравьев,- М., ТОО Летопись, 1988,506 с.
19.Тяжелов,В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и ЦентральнойЕвропе [Текст]/ В.Н. Тяжелов.- М., 1981.- 335 с.
20.Уваров,П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Европе [Текст]/П. Ю.Уваров.- М.,2000.- 354 с.
21.Ливанова, Т.Н. История Западноевропейской музыки до 1789 года (ЭпохаВозрождения) [Текст] / Т.Н. Ливанова, в 2Т, Т.1, М., 1983.- 453 с.
22.Сказкин,С.Д. Лекции по истории средневековья для студентов университетов [Текст]/С.Д.Сказкин,- в 2Т, Т.2,1977.- 472 с.
23.Корякина,Е.П. Культура Средневековой Западной Европы: особенности, ценности [Электронныйресурс]/ Е.П. Корякина.- Режим доступа: art/miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_
Kt.html .-Загл. с экрана