Художественнаяобработка древесины, а именно резьба, является одним из самых древнихчеловеческих ремесел. Издавна художественной резьбой украшали жилища икультовые постройки, а также элементы мебели. Резьбой по дереву создавалисьогромные картины, украшавшие стены богатых домов и храмов. Из дерева вырезалиигрушки, фигурки людей, животных, насекомых, причем как маленького размера, таки огромные, в натуральную величину.
Датойзарождения искусства резьбы по дереву можно считать древние времена, когдачеловек всего лишь при помощи нехитрых инструментов смог сделать первую насечкуна дереве. Но эволюция оставила свой отпечаток на этом виде ремесла. По мереразвития общества и предметов труда совершенствовалось и мастерство резьбы подереву. Со временем оно стало настоящим искусством.
Кбольшому сожалению, до нашего времени сохранилось совсем немного образцов работдревних мастеров по дереву. Причиной тому во многом стала естественнаянедолговечность древесины как природного материала. Но все-таки шедеврыхудожественной резьбы по дереву можно встретить на всех континентах мира. ВЕгипте были найдены статуэтки, которые относят ко времени Древнего царства идатируются более 2000 лет до н. э. Резные барельефы можно встретить повсюду:Индия, Япония, современная территория древней Ассирии и Персии. Есть фрески,которые относятся ко временам древней Греции и Рима, ко временам Америки,которая еще не была открыта Колумбом.
ВЕвропе в средние века не было практически ни одной сферы жизни, в которой бы ниприсутствовала художественная резьбы по дереву. Резные деревянные элементыиспользовались повсеместно: архитектура, изготовление мебели, производствопосуды, украшения для кораблей и храмов и т. д. Конечно, не обошлась без резьбыпо дереву и Древняя Русь, где дерево стало не только основным строительнымматериалом, но и источником жизни, тепла и света. Храмы, построенные в раннемСредневековье, украшены целыми каскадами резных ликов святых. В то время изразных пород дерева изготавливали и оформляли художественно не только жилища,святилища и предметы быта. Предметы туалета также стали произведениямиискусства: расчески и гребни, рамки и подставки для зеркал, всевозможныеукрашения для волос и не только.
Наразных континентах изделия, вырезанные из дерева, находили разное применение.Так, у африканских племен было принято вырезать из дерева ритуальные маски ифигурки. Племена коренных жителей Северо-Западной Америки вырезали из дереватотемы — фигуры животных, которым они поклонялись. Такие тотемы использовалисьшаманами для проведения разных ритуалов.
Фигуркамиживотных у народов Австралии и островов Тихого океана было принято украшатьпредметы быта. В Китае и Японии художественной резьбой по дереву традиционноукрашают жилища и храмы. В Северной Африке резьба по дереву является самымглавным направлением в архитектуре. Этот вид искусства во многих странах мирадо сих пор является популярным.
Невозможносебе представить средневековый собор Европы без резных барельефов, алтарей ииконостасов. В Эпоху раннего Готического периода резьбой украшали фасадызданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Англии,Франции, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву тесно связана сготическим стилем в архитектуре и с религией. Так было вплоть до 16 века, покана смену готическому стилю не пришел Ренессанс. С приходом РенессансаГотический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним почти пропал из видаи такой вид искусства, как художественная резьба.
Удревних славян украшать свои дома резными художественными элементами сталотрадицией. Это было, скорее, не дань художественной нагрузке жилища, а даньсуевериям. Резными узорами украшали окна и двери домов, чтобы через них в домне могла проникнуть нечистая сила. Если узор был символом плодородия, то егообязательно помещали над входной дверью. Народный барельеф включает какязыческие, так и христианские мотивы. Об этом говорят характерные завитки,создающие узор, изображение ликов божеств, образов фантастических животных.Многие ученые сходятся во мнении, что на Руси художественной резьбой по деревудома украшали еще с языческих времен, задолго да крещения Киевской Руси.
Стечением времени религиозный аспект в резьбе по дереву пропадает, но до сих порсохранилась традиция придавать фасаду дома неповторимый по красоте вид,благодаря художественной резьбе по дереву. Элементы узора приобретают более сложныеформы и объем. В результате получаются более сложные и изысканные композиции.
ПослеКрещения на Руси появляется особое направление в искусстве резьбы – резнаяикона. Традиция изготовления резных икон пришла на Русь из Византии в 11 веке.Первые резные иконы были изготовлены из камня мягких пород. Но по мерепопулярности резных икон и доступности древесины как материала, все большеиконы стали вырезать из дерева. В 16 и 17 веке резная икона пользоваласьневероятной популярностью. Это направление в искусстве можно было считатьдоведенным до совершенства. Отчасти такое стало возможным за счет привлеченияиностранных мастеров. Великолепными резными картинами могут похвастаться нетолько средневековые соборы Европы, но и многие соборы Руси. В средние века всеславянские храмы были украшены резными иконостасами. В храмах отводилосьспециальное место для установки резных скульптур Распятия Иисуса Христа,Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Святой Троицы.
Серьезныйущерб искусству резьбы по дереву был нанесен во времена церковного раскола. Вэто время из храмов и церквей изгоняли резные иконы и статуи, а порой их простоуничтожали. Но в душах и сознании мастеров глубоко отложилось искусствосоздания резных икон и скульптур. Мастера продолжали создавать православныеиконы, оттачивая свое мастерство. Ремесло не было утрачено в веках, благодарятому что опыт передавали от поколения к поколению, от мастера к ученикам.
Внаши дни искусство создания резной иконы переживает свое второе рождение.Сегодняшние мастера, применяя современные инструменты, поднимают древнееремесло из глубины веков, наполняя его более сложным художественным смыслом
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie.ru/