Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов

Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
Кафедра декоративно-прикладного искусства
РЕФЕРАТ
на тему:
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСКУССТВА ГРАФИКИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Выполнила:
Виткова Мария Владимировна,
студент гр.4 — ДПИ Проверила:
Кириллова О.С., канд. пед. наук,доцент
Волгоград 2010

Содержание
Введение
Ретроспективный анализ искусства графики
1. Основные элементы графики
1.1 Линейная графика
1.2 Штриховая графика
1.3 Пятновая графика, силуэт
1.4 Точечная графика
2. Комбинирование элементов графики
2.1 Линейно-пятновая графика
2.2 Линейно-штриховая графика
2.3 Сочетание линии, штриха и точки вграфике
2.4 Сочетание линии, штриха и пятна в графике
Заключение
Список использованной литературыВведение
Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую),вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения(гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающиесобственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Графика — самое древнее из всех изобразительных искусств. Первыеграфические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческогообщества — в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратилсяк опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусствуграфики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенахпещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, наоружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, нодолгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность.В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятия и повествования.Начертание их менялось, пока не приняло облик знакомых нам букв. Длительное времяграфические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшениемтех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применятьсяв рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста.
Термин "Графика" первоначально употреблялсялишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX — началеXX вв.в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого,контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведенияв книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежитлиния, или как искусство чёрного и белого.
Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурнойлинии, используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной иличёрной) поверхностью бумаги — основного материала в графике. Сочетанием тех же средствмогут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболееобщий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета кпространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белоголиста», по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского. Пространственноеощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например,в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанноес плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостныйхарактер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственнойиллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степеньпространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательностьобъёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудированиянатуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглымвпечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаяськ воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главныхсредств выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией иконцентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами,что позволяет сравнивать графику с поэзией. Поэтому в графике, наряду с завершеннымикомпозициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизыпроизведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернинив Италии, Рембрандта в Голландии, В.И. Баженова в России, О. Родена во Франции).Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графическойсатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисункиЖ. Гроса в Германии,). Активную роль в графике играют фактура используемых материалов,специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в ней неизобразительныеэлементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой системуграфических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров,художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможностидля изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника.Различны и способы общения зрителя с произведениями графики — от массового воздействияплаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений,требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями графики являютсяеё способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражированияво многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений(серии гравюр У. Хогарта, Ф. Мазереля, И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, В.И. Касияна,литографий А.Ф. Пахомова, рисунков Б.И. Пророкова, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова).Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политическойграфике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий(«летучие листки» Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великойфранцузской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и ВеликойОтечественной войн). В 20 в. графика развивается как демократическое искусство большогосоциального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в графике определиласьтенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.
Ретроспективный анализ искусства графики1. Основные элементы графики
Из теоретического и практического опыта прошлого в изобразительноми прикладном искусстве принято выделять четыре элемента графики: линию, штрих, пятнои точку.
В данной работе мы проследим, как эти элементы применялись мастерамив создании графических произведений.
 1.1 Линейная графика
Основной графический элемент — линия, с помощью которой определяютсяграницы форм от окружающего ее пространства. Некоторые историки и теоретики считают,что линия лежит в основе развития искусств многих стран. Известно, что раннее искусствобыло линейным, с течением времени формы работы линией усложнялись, видоизменялись.К ней прибавляется тон, цвет, светотень. Само же понимание культуры графическойлинии, теоретическое осознание и обоснование произошли лишь на рубеже ХIX-XXвв. вместе с признанием графики какособого вида изобразительного искусства. Современное понимание культуры графическойлинии вышло из многих факторов: художники находили интересные изображения посредствомлинии в росписях древнегреческой керамики, наиболее сильное влияние на европейскиххудожников XIX-XXв. оказала японскаяксилография. Многие художники обладали великолепным чувством линии и оставили намзамечательное наследие. Среди них особенно выделяется творчество Обри Бердслея.«Красоте его линий» отдали дань крупные русские и западные искусствоведы,художник К.А. Сомов. Широко известен графический лист О. Бердслея " Аполлон,преследующий Дафну". Мастерство владения линией показал в «Этюдах обнаженноготела» Ф. Валлотон. Предельная выразительность линии прослеживается у А. Матисса(«Автопортрет», «Портрет девушки»). Напряженность и сила линиивидны в контурно-плоскостных рисунках мастера карикатуры О. Гульбранссона. Высочайшейкультурой графической линии обладал П. Пикассо. Он избегает резких деформаций врисунках такого характера, предназначая их преимущественно для области своих идеальныхпредставлений. Примером тому служит рисунок «Молодая девушка». Из русскихмастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать Н.В. Кузьмина, А.М.Лаптева, В.М. Конашевича, Т.А. Маврину, Б.Д. Григорьева.
Перовые рисунки Н, В, Кузьмина видятся мгновенно брошенными набумагу, легкими и воздушными. «Художник пользуется приемом рисования, в которомнеоконченное возвещено в принцип ради жизненности результата». (Григорьев Б.Д.«Линия»). Среди плеяды графиков 20-30-х годов ХХ века, видное место занимаетВ, М. Конашевич, создавший свою логическую систему работы линией. Его линия — результатстрогого отбора средств выражения долгого размышления в передаче линии. В этом планехочется обратить внимание на его рисунки тушью, иллюстрации детских книг, исполненныелинией.
 1.2 Штриховая графика
Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно.Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительногоискусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Рембрандт,А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, Г. Доре, М.А. Врубель — у них естьнемало произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейнымможно отнести к штриховым изображениям.
Работы Рембрандта — одни из немногих подлинных примеров единствавыражения формы и содержания в графике. Изображения выполнены в основном в техникеперового рисунка и в офорте. Особенно хороши его офортные портреты («ЮвелирЯн Лютма» и др.). Штрих Рембрандта никогда не бывает однотолщинным, каждыйучасток линии в штрихе имеет свой нажим. Пересекаясь под разными углами, штрихисоздают ту таинственную среду, которая во многом обязана разнообразию фактур, получающихсяпри пересечении штрихов. Таким же способом набирается знаменитая рембрандтовскаяглубина тона и выявляется светотень. («Автопортрет с пером») Совершеннодругое использование штриха можно увидеть в рисунках А. Ватто. Короткий мелкий штрихпрекрасно выражает форму, почти не прибегая к добавлению контурной линии. В рисункахДюрера штрихи активно идут по поверхности формы, точно выявляя объем. Штрих недлинныйи чаще всего поперек формы сильно подчеркивает округлости. Это почти скульптурноепонимание пластики. Методически точным штрихом обладал Гендрик Гольциус (1558-1617).Его считают виртуозом в истории резцовой гравюры по меди. Изощренным рисовальнымштрихом владел Г. Доре. (иллюстрации к романуФ. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»).Штриховые рисунки В. Ван-Гога нельзя спутать с другими. Обостренное чувство ритмическогостроя среды сподвигает его на создание своего языка. Ван-Гог редко использовал перекрещиваниештрихов, так как это снижает динамику, необычайно важную для него. Для фактуры каждогопредмета он находил свой штрих («Лодки в море у Сен-Мари»). Нельзя оставитьбез внимания рисунки пером Н.С. Самокиша, выполненные для журнала «Нива».Он существенно повлиял на развитие штрихового графического изображения в журналахРоссии, применяя традиции английских рисовальщиков конца ХIX в. Для них был характерен плотный, почти сливающийся штрих, определяющийместоположение объекта на бумаге, тон и до некоторой степени фактуру. Изображениеисполнялось виртуозно, очень точно, но «грешило» однообразием приема штрихования,переходящего часто с предмета на предмет без особых изменений и работающего какусложненное штриховой фактурой графическое пятно. Об особенностях техники работыМ.А. Врубеля можно судить по штриховой мозаичной кладке в известных рисунках цветови пейзажах. Видными мастерами штрихового рисунка в русской графике были А. Кубин,Г. Лоссов, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин, И.И. Шишкин, А.М. Лаптев и др.
Кроме этого, чисто технический опыт фактурной штриховки накопленграверами Европы XVIII — XIX вв., занимавшимися репродуцированием известных работ. Репродукционнойгравюрой заполнены многочисленные книги по искусству и периодическая печать этогопериода.
 1.3 Пятновая графика, силуэт
В пятновой графике основным изобразительным элементом являютсячерные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходитк искусству силуэта — черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне.
Не многие художники в совершенстве владели искусством пятновойчерно-белой графики. Центральной фигурой среди этих немногих является Феликс Валлотон.Художник пришел к графике контрастных пятен через поиски в штрихе, линии(«Этюды обнаженного тела», Обложка каталога издательства Э. Саго). ХудожникВ.А. Фаворский писал, что с помощью " формы пятен мы можем достигнуть тяжелогочерного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного уплощенного, характеризующегоплоскость, черного, дающего глубину, и черного воздушного". Советская книжнаяграфика 1920-х гг. прекрасно это подтверждает. Работы В.В. Лебедева, В.Н. Курдова,В.А. Дувидова, Л.М. Лисицкого и др. вошли в золотой фонд советской графики. Использовалвозможности пятновых графических решений в художественном оформлении книги Д.И.Митрохин. Его плоскостные изображения точны в своих подробностях и подчас сказочноэкзотичны.
Искусство силуэта восходит к профильным фигурам на сосудах ДревнейГреции. Из наиболее известных русских мастеров силуэта XIX в. можно назвать графа Ф.П. Толстого и Е.М. Бем. В период расцветасилуэтного искусства в графике видное место занимали К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, М.В.Добружинский и особенно Г.И. Нарбут (иллюстрации к книгам " Отечественная война1812 года в баснях Крылова", «Спасенная Россия в баснях Крылова»)и Е.И. Кругликова («На выставке „Мир искусства“, „Портрет А.А.Радакова“). Активное введение в черные силуэты человеческих фигур и голов белыхэлементов одежды в работах Кругликовой усилило взаимодействие силуэта и белого полябумаги.
Особые темы того времени — силуэтные изображения детей и животных.Множество книг конца XIX-XX в украшены детскими силуэтами работы Е.М. Бем. Силуэты животныхудачно решаются в искусстве В.В. Лебедева, В.М. Курдова, В.Д. Фаллиева.
 1.4 Точечная графика
Точечное изображение строится на основе точек разной величины,но одинаковой конфигурации. Это след от точечного прикосновения пером, кистью идругими художественными инструментами к поверхности.
В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте.Это прежде всего пунктирная манера, меццо-тинто и карандашная манера. Пунктирнаяманера заключается в создании изображения путем сложной системы точек. Точки выбиваютсяна металле с помощью стальных заостренных стержней и граверного молоточка. Наиболеесовершенной пунктирная манера была в Англии в середине XVIII в. Работали так и в России. Меццо-тинто получается путем выглаживаниясветлых мест на специально озерненной металлической доске. В карандашной манерераспространены специальные рулетки и насечки, оставляющие на металле след, похожийна точки, составляющие след от карандаша, проведенного по шероховатой бумаге. Вискусстве бывших социалистических стран точка широко используется венграми и поляками.Прекрасные примеры есть в графике Дьюлы Ливиуса (иллюстрации к произведениям венгерскойпоэзии), использующего точку в основном для передачи объема с определенной фактурой.Более последователен в применении этой техники Герман Каргинов.
В настоящее время точечная техника широко применяется в графикекак при комбинации техник, так и в чистом виде.2. Комбинирование элементов графики2.1 Линейно-пятновая графика
Наиболее широко и эффектно в европейской графике линейно-пятновыеизображения применялись в конце XIX –начале XX в. Часто проводят взаимосвязьмежду широким проникновением в Европу произведений искусства Японии, Китая. Расцветновой европейской графики связан с углубленным изучением крупными художниками-графикамисредств художественного выражения и теоретического осознания их возможностей. Родинойэтой новой европейской графики принято считать Англию. И практически и теоретическиона много сделала для развития и распространения „графического видения“.Из художников того времени наиболее значительным является Обри Бердслей. В его работахлинии влиты с черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из пятен,и пятна логично заканчивают линии (рисунки к произведениям Эдгара По, графическиелисты серии „Саломея“, заставки к книге Т. Мелори „Смерти Артура“).Истоками техники сочетания линии и пятна у О. Бердслея в определенной степени могутслужить японская гравюра и греческая вазопись.
В России в линейно-пятновой графике работами почти все художникикруга „Мир искусства“. Им и принадлежит большинство высокохудожественныхпроизведений, исполненных этой техникой. С необычайной графической культурой применяетлинию и пятно И.Я. Билибин в заставках и концовках к журналам » Мир искусства",«Народное образование» и др. Строгость изобразительных средств прекрасноподходит к выражению мотивов русского Севера. Надолго запоминается его рисунок«Царь Дадон и ключница Амелфа» к «Сказке о золотом петушке»А.С. Пушкина. Черная линия и пятно являются основными средствами выражения великолепныхмаленьких гравюр на дереве 1900-1903 гг.А.П. Остроумовой — Лебедевой («Зимка»,«Сломаннаяель»,«Кипарисы на кладбище» и др.)
Блестящее чувство сочетания линии и пятна видно в заставках иконцовках, исполненных Е.Е. Лансере. Мотивы имеют изобразительный характер, хорошочитаются. Рафинированное чувство графических средств русскими художниками рубежаXIX-XX вв.дало свои плоды и в 1920-30-е годы. Творчество Д.С. Моора, В.Н. Дени составляетблестящие страницы советского искусства. У Д.С. Мора на линии и пятне построеныиллюстрации к сборнику «Кто они такие?», у В.Н. Дени — рисунки для газеты«Правда». Работа советских художников явилась естественным продолжениемразвития новой европейской графики, зародившейся в конце XIXвека.
 2.2 Линейно-штриховая графика
Линия и штрих постоянно сопутствуют друг другу. В случае, когдалиния и штрих вносят более или менее равноценный вклад в создание рисунка, тоэтопозволяет говорить о линейно-штриховой графике. Линейно-штриховые изображения развивалисьс ранних периодов истории искусства. Штрих конструктивно поддерживает линию ужев европейской гравюре на дереве первой половиныXV в. Развитие искусства рисования, а вместе с этим и мастерстваперевода рисунков на гравюру уже к началу XVI в. довело применение техники линия-штрих до виртуозного мастерства.Хороший тому образец — иллюстрации к произведению «Корабль глупцов» СебастьянаБранта и сборнику рассказов «Турнский рыцарь». В XVIв.штрихи становятся более округлыми, утончающимися в сторону света и мягко входящимив линию. Гравюры с рисунков А. Дюрера, Л. Кранаха, Г. Гольбейна-младшего и др. художниковпрекрасно это подтверждают. Энергичные, темпераментные линейно-штриховые рисункиимеются у Микиланжело, Тициана, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи.
Наиболее сознательно, по собственной глубоко продуманной системеприменял линию и штрих А. Дюрер в сериях гравюр «Жизнь Марии», «Малыестрасти». В одно время с Дюрером жил и творил Альбрехт Альтдорфер. Но его работыболее поверхностны и менее драматичны, чем у Дюрера, при этом его композиции оченьцельны и нередко имеют декоративный характер. Альтдорфера причисляют к «мастераммалого формата». Мастерами в плане использования линии и штриха были братьяГанс Зебальд и Бартель Бехамы. Также широко известны Ганс Гольбейн-младший и ЛукасКранах, работавшие примерно в одно и то же время. С легкой разработкой штрихом гравировалАвгустин Хиршфосель, он известен в основном по иллюстрациям к книге «Записио московских делах» З. Герберштейна. Популярен также в этой среде художникВольф Губер («Пейзаж с церковью»). Особого внимания заслуживают рисункии офорты Франсиско Гойя. Острота видения и глубина чувств, изливаемых на плоскостьлиста, не дают ему возможность для размеренной обработки объема.
Древнерусские художники мастерски владели законами графическогоизображения. Рисунком кистью на левкасе начиналась работа над иконописной композицией,и кончалась она доводкой энергичными мазками (штрихами) в складках одежд и нанесениемузорочья. На Руси штрих использовался как дополнение линий в создании характера,позы, движения, состояния. Также, штрих часто брал на себя функции выявления фактуры.Изображений, исполненных с помощью линий и штриха, много в древнерусской миниатюреи в русском лубке. Штрих здесь выполняет чисто декоративную роль. Русская академическаяшкола рисунка, так же как и другие европейски школы, декларирует построение изображенийна основе линии и штриха. Об этом могут говорить рисунки А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни,О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е.Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др.
В советский период данный подход к рисунку в корне е изменилсяи продолжал развиваться. Так рисовали В.А. Фаворский, А.Ф. Пахомов, ныне их традициипродолжают и современные художники. Из истории русской гравюры наиболее известнылинейно-штриховые изображения таких художников, как А.И. Кравченко, А.Д. Гончаров(«Портрет старухи»).2.3 Сочетание линии, штриха и точки в графике
Сочетание линии, штриха и точки ясно просматривается в гравюрена металле. Наиболее технически совершенно этой областью овладел и первым применилэту манеру Джулио Комппаньола (род. В 1482г). Точки он использовал как продолжениештриха или линии для создания плавного перехода к свету и для фактурных проработок.(" Христос и самаритянка").
Позднее подобную манеру разрабатывали Ян Лютма — младший, ФранцАспрук. В дальнейшем сочетание линии, штриха и точки прочно занимает место в основномв репродукционной гравюре. Так работал в XVIII в. В гравюре на меди итальянец Рафаэлло Морген, репродуцируяклассические итальянские произведения итальянской живописи. Достижения XVIIIв. Использовались широко в изданиях XIXв.и даже перешли в репродукционную гравюру на дереве. В гравюре на меди черная точка(пунктир) встречается чаще при выявлении объема лица или фигуры, в гравюре на дереветочка (белая) применяется при разработке теней.
Исключительно художественное использование точки в сочетаниис линией и штрихом наблюдается в искусстве В. Ван-Гога («Барки на берегу»).Наибольшее разнообразие точек в композиции с линией и штриом применял В.В. Кандинский(«Маленькие миры VIII»).
Довольно широко использует штрих, линию и точку современная книжнаяграфика. Но поскольку она не связна с гравюрой на металле и задачи ее художественные,то точка часто выполняет фактурные и декоративные функции.
 2.4 Сочетание линии, штриха и пятна в графике
Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаютсяв ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советскойкнижной графике 1920-х гг.
Пятно, как таковое, зазвучало в полную силу в буквицах для книг,орнаментах, обрамляющих текст или сюжетные рисунки. Эффектно вводил пятно в линейно-штриховыеизображения на дереве немецкий живописец Ганс Бальдунг Грин. Самое же широкое применениелинии, штриха и пятна началось с творчеством Томаса Бьюика, разработавшего техникутоновой гравюры. Европейские ксилографические изображения в журналах и книгах XVIII — XIX вв.широко иллюстрируют активное насыщение ксилографии различными фактурными и светотеневыминаходками.
Из русской графики отмечают работы художников начала XXв и 1920-х гг. Это заставки и концовки книг Д.И. Митрохина,иллюстрации М.В. Добружинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»,произведения Д.С. Мора, В.М. Конашевича, В.А. Фаворского, А.И. Кравченко.Д.С. Моорвсегда вводил сплошную, плакатно резкую черную заливку в линейно-штриховое изображение(плакат «Помоги»). Художник часто обращался к белой линии или белому штрихупо черному фону, что расширяло возможности выразительных средств в графике. В иллюстрацияхдетских книг В.М. Конашевича, в его рисунках из серий «К 10-й годовщине Октября»,«Мелкиерассказы», «Улица» уверенное свободное рисование способом линия-штрихпо белому фону эффектно оттеняется контрастом выверенных темных ударов.
Графика американского художника Рокуэлла Кента породила его самобытноеи необычайно цельное наледие. В его работах как правило прослеживается строгое и«математически-четкое варьирование линии, штриха и черной заливки (иллюстрациик роману Г. Мелвилла „Моби Дик“.
графика линия штрих точка
Заключение
Итак, можно подвести итог, что в разных странах именно на рубежеXIX-XX вв.начинается грандиозный процесс поиска новых выразительных возможностей графики.Большая работа в этом плане проделана в нашей стране в 1920-е гг. художниками разныхнаправлений. Опыт, накопленный ими, позволил решить ряд важнейших для искусстватого времени задач. Среди них большое место уделялось вопросам изучения возможностейсредств художественного выражения в формальной композиции на плоскости. Процесспоиска новых выразительных возможностей графики, развивающейся с начала XX в., далеко неокончен и не замедлен.Выйдя из оков иллюзорности, графика открыла для себя множество путей и вне традиционных,установленных для нее веками традиций.
Список использованной литературы
1. Звонцов В.М. 'Основы понимания графики' — Москва: Издательство АкадемииХудожеств СССР, 1963
2.О. Бердслей. — СПб, 1908
3. Лаптев А.М. Рисунок пером. — М., 1969
4. Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. — Л., 1969
5. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства // Искусствокниги. — М., 1961
6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособие для студентоввузов. — М., 2008.
7. Ресурс сети Интернет: www/ /graphic.org.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.