Реферат по предмету "Культура и искусство"


Религия и ее роль в культуре. Русская реалистическая литература XIX века в контексте "золотого века" русской культуры

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
г. Санкт — Петербург
 Смоленский филиал
Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология»
 
                              Студент:Муравьева А. С.
                                Факультет: экономический
                          Специальность: БУ иА
                                                     Курс: 2
                                                     Группа:482
                              Формаобучения: заочная
                                                     Преподаватель:Кузьменко Е. О.
Смоленск, 2004 г.
1.Религия и ее роль в культуре.
 
Духовная культура, формируясь в течение веков итысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальныхфункций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системедуховной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической,регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура,религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое»и «практическо-духовное» освоение действительности. 
Религия – весьма разнообразное, разветвленное, сложноеобщественное явление, представленное различными типами и формами, самымираспространенными из которых являются мировые религии, включающиемногочисленные направления, школы и организации.
В истории культуры особое значение имело возникновениетрех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внеслисущественные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различнымиее элементами и сторонами.
Во взаимодействии с искусством религия обращается кдуховной жизни человека по-своему интерпретирует смысл и цели человеческогобытия. Искусство и религия отражает мир в форме художественных образов,постигают истину интуитивно, путем озарения.
Исторически взаимодействие искусства и религииосуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерностьнерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия,представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма имагии, была слита с первобытном искусством и моралью, вес месте они являлисьхудожественным отражением природы, окружающей человека, его трудовойдеятельности. Сначала, очевидно, появился танец, представляющий собоймагические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затемродилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов ирезультатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленноена умилостивление духов.
Огромное влияние религия оказала на античную культуру,одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мыузнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах.
Древнегреческие мифы послужили почвой для созданияантичного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честьбога Диониса. Во время празднества выступали хоры наряженных в козьи шкурыпевцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы. Из них и возникла позжегреческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и пляскамиродилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияниена культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардода Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир. Моцарт и многие другие композиторы, писателии художники.
Библейские мифы, в том числе миф о богочеловеке ИисусеХристе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жилатрактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения ивознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, ИвановаХристос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви ивсепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает  в христианскойиконописи, фресках, храмовом искусстве.
Храм – этоне только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимостигосударства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковьЛенинградской области – церковь св. Георгия в Старой  Ладоге — была построена вчесть обеды над шведами, осадившими Ладогу в 1164 году, и посвящена святомуГеоргию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор. Памятникутверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева – Софийскийсобор, был построен Ярославом Мудрым в XI веке. В Софийском соборе была создана первая на Русибиблиотека, велось летописание.
Таким образом, храмы являлись культовыми сооружениями,имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции ихудожественные вкусы народа.
Религия являлась богатым, многовековым пластом мировойкультуры, оказало огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды,Библию и Коран.
Веды – этообширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различныхзнаний. На почве вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившаямиру Махабхарату и Бхагавадгиту.
Библияявляется памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) ираннехристианской  литературы (Новый завет). В Библии нашли отражение жизньнародов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей иполководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним изкрупнейших памятников мировой культуры и литературы.
Коран включаетв себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовыхи юридических установлений, назидательных рассказов и притч. В Коранепредставлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор.
Роль религии в истории мировой культуры заключалось нетолько в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источникимудрости, доброты и творческого вдохновения, но она оказала немалое влияние нахудожественную литературу разных стран и народов.
В литературе XIX века появляются образы людейхристианского духа святости: У Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе«Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – ПлатонКаратаев в «Войне и мире». А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятыхненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которогосимволизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, вбудущем. Позднее Христос появился в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в«Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».
Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают свечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь опище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказывается в кризисе.Так было на закате античности, так было в конце XIX века, такпроисходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей,которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.
Религия была всегда символом духовного поиска,служения добру и утверждения христианской морали. В то же время религияутешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизниподвижников церкви (Сергей Радонежский, Серафим Саровский, КсенияПетербургская). Религия неразрывно связана с моралью, однако при этомсовершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственнымилюдьми, а атеисты – наоборот. Человек по своей природе и добр, и зол, ипрекрасен, и ужасен. Все зависит от того, каким путем он пойдет.
  В Библии говорится, что для каждого человека всегдаоткрыты два пути: «путь вечной жизни» — узкий путь и «путь гибели» — широкий.Многие идут последним путем. Желание утвердить себя, самомнение и гордыня могутпривести к преступлениям, что блестяще проанализировал Ф. М. Достоевский вромане «Преступление и наказание» на примере судьбы Родиона Раскольникова.Узкий путь, «путь жизни» — это путь духовного совершенствования, путь духовнойчистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это сложныйпуть, и немногие его находят.
Нравственные идеалы, достойные человека, были подробноизложены Христом в Нагорной проповеди. Христос апеллировал к высшим мотивамповедения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди онговорит не столько о справедливости, сколько любви.
Первая и главная заповедь – о любви к Богу, которыйсвоей мученической смертью искупил грехи людей, победил все низкое и злое вних. Вторая заповедь – о любви к человеку. Эти две заповеди связаны междусобой, потому что Бог образу и подобию своему.
Нравственное совершенство требует решения еще болеесложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих.
Весьма удивительным для слушателей Нагорной проповедибыло следующее. Раньше считалось, что праведность вознаградится земнымиблагами, но Христос ничего такого не обещал. Наоборот, он говорил, чтоправедные в земной жизни будут гонимы и нищи, потому что богатство не вматериальных вещах, а в духовности.
Человек всегда ищет высший смысл жизни, стремится кчему-то вечному, гармоничному, прекрасному. Поэтому главное в проповеди Христато, что он пришел, чтобы в корне изменить природный порядок существования, возвестилЦарствие Небесное, новый тип бессмертного бытия. Его необходимо активноприближать. Таким образом, читая Нагорную проповедь Христа, можно прийти кследующим выводам. Во-первых, необходимо постоянное нравственноесамосовершенствование, отказ от соблазнов и мелочей земной жизни. Этосверхчеловеческие требования, они противоречат природе человека и в то же времяпризывают его стремится к идеалу. Во-вторых, нравственногосамосовершенствования самого по себе, без активного преобразованияматериального мира не недостаточно. Необходимы активные поиски новой духовнойприроды. Это направление человеческой деятельности было глубоко осознано иразвито русским религиозным мыслителем-утопистом Н. Ф. Федоровым (1828 – 1903)в его «Философии общего дела». Свое учение Федоров назвал активнымхристианством, обнаружив в учении Христа «космический смысл» — призыв кактивному преобразованию природного смертного мира в бессмертный, божественныйтип бытия. Он пытался спроектировать реальный мост от земли к небу, от естественногок сверхъестественному.
В VI веке христианство становится государственной религиейи тем самым приобретает статус «охранительной» идеологии Римской империи. Вэтом качестве религия подчиняла себе и философию, и искусство, и мораль, инауку. Религиозная вера, обеспечившая определенную цельность средневековойкультуры, представляла собой высшую истину, с которой соотносились культурныеценности. По мере развития культуры мораль постепенно начинала оспариватьмонополию религии на решение «вечных проблем» человеческого бытия. Ведь Богмыслился одновременно не только как создатель всего «сущего», наличного мира,но и как творец «должного», источник моральных ценностей и норм, а этопоставило перед теологами проблему теодицеи, «оправдания Бога».
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Русская реалистическая литература XIXвекав                                                                                                                                                             контексте «золотого века» русской культуры.
 
Очень неровно складывалась судьба России  в первые 55лет XIX века.Эти годы начались с победы в Отечественной войне 1812 года, а закончилисьпоражением в крымской войне. В начале века составлялись конституционныепроекты. В течение всего этого периода жизнь России омрачняло крепостное право.
Вскоре после страшного разгрома декабристов исподвольначался новый этап освободительного движения. Это говорило о том, чтосвободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россияпостепенно справится со всеми трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в этигоды Россия добилась в области культуры. Эта половина века дала России и мируПушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку иДаргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творениецелой плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.
А. И. Герцен был первым, кто в русском общественномдвижении воспринял идеи популярного 30 – 40 года XIX века западноевропейского утопического социализма.Опираясь на существование в России крестьянской общины, полагая, что она ужесама по себе есть зачаток социализма, он создал теорию русского общинногосоциализма, дав мощный толчок развитию социалистической мысли в России.
В одном из произведений А. И. Герцен писал о русскомнароде, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум иширокий разум богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровскийприказ образовываться – ответил через сто лет огромным явлением Пушкина».Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своейэпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. ВремяПушкина, первую треть XIX века,не зря называют «золотым веком» русской культуры.
На рубеже XVIII и XIX веков классицизм уступил место сентиментализму. Вконце своего творческого пути к этому литературному направлению перешел Г. Р.Державин. Основоположником русского сентиментализма стал писатель и историк Н.М. Карамзин. На смену сентиментализму Карамзина и романтизму В. А. Жуковскогошло новое направление – реализм, представителями которого были А. С. Грибоедов(комедия «Горе от ума») и Крылов. Утверждение этого направления связано сименами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. А. С. Пушкин –основоположник русского реализма («Вольность», «Евгений Онегин», «БорисГодунов»).
Молодость А. С. Грибоедова совпала с началом 20-хгодов XIX века России, со временем бурного общественноговозбуждения и свободомыслия, когда начали складываться тайные политическиеорганизации декабристов. Грибоедов был близок к политическим идеалам первыхрусских революционеров, что и явилось одним из определяющих обстоятельств жизнии творчества. Содержание комедии, появившейся в 1824 году, отразило расстановкуполитических сил и конфликт этой эпохи.
В период творчества Грибоедова реализм какхудожественный метод находился в процессе  становления, тем не менее «Горе отума», наряду с «Евгением Онегиным», являются первыми реалистическимипроизведениями в русской литературе. Реализм комедии проявляется в изображениихарактеров всех персонажей, их неповторимой индивидуальности и в то же времяжизненной узнаваемости, и в описании бытового фона, где так убедительны иобоснованы поступки участников драмы. Поэтому Гончаров говорил, что «читатель чувствуетсебя и теперь среди живых людей, а не ушедших в древность».
Стихи великого русского поэта А. С. Пушкина какшедевры мировой литературы обладают огромной силой воздействия на мысли,чувства и действия людей. Поэтому защита вольнолюбивых идей, прославлениесвободы в лирике Пушкина имели большое значение для развития общественногомнения в России первой половины XIX века. В стихотворении «Памятник» Пушкин отмечает, чтонарод не забудет его именно потому,
… что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Одним из гимнов свободе стала ода «Вольность». Онабыла написана в конце 1817 года.
Другим стихотворением в честь свободы стало послание«К Чаадаеву» (1818 год).
В 1823 году Пушкин переживает кризис, вызванныйподавлением европейских революций. Трагический разрыв между желанием свободы инепробужденностью народа рождает горькую мысль стихотворения «Свободы сеятельпустынный».
И все же ни кризис 1823 года, ни странный 1825 год, ниниколаевское царствование не смогли подавить в поэте жажды свободы. Встихотворении «Во глубине сибирских руд…» источником надежды на ее периодоказывается «гордое терпение» ссыльных и способность поэта сохранить «свободныйглас».
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» настолькоинтересен, разнообразен, естественен и легок для чтения, что быстро и навсегдазавоевал огромную популярность.
«Евгений Онегин» — это «поэтически воспроизведеннаякартина русского общества» (В. Белинский), в нем автор описал различные слоиобщества, нравы, быт, обычаи, свойственные каждому из них.
Есть в русской классической литературе шедевры,которые содержат в себе одновременно черты романтического и реалистическогометодов, и к их числу, бесспорно, относится социально-психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Писатель объективно и критически смотрит на русскуюжизнь, подходя к ее изображению как исследователь.
Говоря об особенностях «Героя нашего времени», нестоит забывать, что реалистический метод выступает здесь в сложившемся виде,обуславливающем содержание и форму романа. Произведение поистине замечательнотем, что показывает, как реалистический метод складывался и совершенствовался внедрах романтизма.
В романе «Герой нашего времени» находится гармоничноесочетание черт романтизма и реализма. Очевидно, что Лермонтов создаваяпроизведение, не просто преодолевал романтизм, а в своем романтическомтворчестве открывал новое содержание, выходящее за рамки старых форм итребовавшее особого подхода для превращения в произведение искусства. Реализмомтакой подход был назван гораздо позже.
А. С. Пушкин, подсказавший Гоголю сюжет «Мертвых душ»видел в своем младшем современнике умение очертить человека и жизнь так, «чтобывся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».
Задумывая «Мертвые души» Гоголь искал для центральногосюжета не просто какой-то жизненный факт, а такой, который бы дал возможностьобнаружить скрытые явления действительности. И поскольку в первом томе писательпредполагал сатирически изобразить определенные стороны жизни, то ему быловажно найти «незначительное происшествие, анекдот», раскрыть сущностьсовременной Гоголю действительности.
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» впервые описалтакое социально-общественное явление, как нигилизм. Приверженцем новых идей вромане является его главный герой – Евгений Базаров.
Можно сказать, что в отрицании общечеловеческихценностей драма не только Базарова, но и всей нашей страны. Большевизмпроповедовал новую идеологию, которая нравственным признавала лишь то, чтополезно пролетариату, лишь то, что способствует построению другого общества.Последствия таких крайних проявлений нигилизма, такого решительного отказа отоснов морали будет ощущаться еще долго. 
В конце 50-х годов XIX века в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостническойсистемы хозяйства. Сельское хозяйство переживало застой. Крепостное правотормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве.
Александр II в 1856 году пришел к выводу,что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя«снизу».
В общественной жизни России крепло радикальноереволюционно-демократическое направление. Все большую популярность приобреталжурнал «Современник», направление которого определялось статьями Н. А.Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Радикальная программа освобождения крестьянмогла быть обнародована только в условиях, когда было официально разрешено впечати обсуждать «крестьянское дело». Политическая ситуация герценовскихизданий «Вольной русской типографии» («Колокол», «Полярная звезда»),издававшиеся в Лондоне, была проникнута надеждой на реформу «сверху», веру всамодержавную инициативу и поддержку общества.
Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало взрывэнтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант – революционер А. И. Герцен,приветствовал царя-освободителя статьей.
    19 февраля 1861 года Александр IIподписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостнойзависимости».
Опубликование «положений» 19 февраля 1861 года о новомустройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. Встатьях Огарева в «Колоколе» провозглашалось, что крепостное право вовсе неотменено и что «народ царем обманут».
Предпринимались шаги к созданию революционныхорганизаций. Кружок «Великорус» (1861 – 1863) и общество «Земля и воля» (1861 –1864), ставили своей задачей объединение революционных и оппозиционных сил длянатиска на самодержавие. Но надежды революционеров носили стихийный характер, иразрозненные бунты легко подавлялись правительством. Революционно-демократическоедвижение, не имея социальной опоры, потерпело поражение.
В середине 60-х годов XIX века средирусского студенчества возникло несколько кружков. Пропагандой революционныхидей занимался московский кружок Ишутина. В 1867 году образовался кружок ГерманаЛопатина. В 1868 – 1869 годах вольнослушателем университета С. Г. Нечаевым былорганизован нелегальный кружок под названием «Народная расправа».
Русское правительство устроило показательный процесснад Нечаевым, чтобы дискредитировать его. Нечаев был заточен в Петропавловскуюкрепость, где умер в 1882 году. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романаФ. М. Достоевского «Бесы».
В 1869 году в Петербурге возникли нелегальныестуденческие кружки Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина, ставившие задачи революционнойпропаганды среди народа.
В сочинениях идеологов революционного народничествабыли разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы.
Термин «народник» появился в литературе в середине60-х годов XIX века. Тогда под народничеством понимали обычностремление к изучению народного быта и желанию облегчить тяготы народных масс,крестьянства. Как общественное направление оно стало складываться в конце 60-х– начала 70-х годов, когда народники были убеждены, что революционный переворотможет быть произведен силами самих народных масс, руководимыми революционной(народнической) организацией. Сложилась и доктрина народничества.
Массовое «хождение в народ» летом 1874 года былостихийным движением, в котором приняли участие свыше 2 тысяч «пропагандистов».Многие девушки и юноши шли в деревни в качестве учителей, волостных писарей,учительниц, фельдшериц, акушерок, торговцев, разносчиков, чернорабочих, чтобыжить среди народа и пропагандировать свои идеалы. «Хождение в народ» в 1874 годупотерпело неудачу. Социалистические идеи, которые пропагандировали народники,были чужды крестьянам.
Разочарование в деревенской пропаганде, полицейскиепреследования приводят часть народников к тактике террора. Террористы поставилицелью убить самого Александра II. Сторонники террора образовали партию «Народнойволи». Партия требовала созыва учредительного собрания для осуществлениярадикально-демократических реформ. Для того, чтобы принудить правительство кисполнению этого требования, партия решила прибегнуть к террору.
Вступив на престол после трагической смерти своегоотца, новый император Александр III (1881 – 1894) под напористым влиянием обер-прокурорасв. Синода К. П. Победоносцева склонился в сторону реакции.
Постепенный возврат к старому, укрепления сословногостроя и самодержавного режима составляли суть внутренней политики Александра III.Ему казалось, что он возвращает страну с опасного пути на здоровые историческиеоснования. На самом деле это были обреченные на неуспех попытки направить вспятьтечение жизни. Три фактора подготовили социальный взрыв деревни: растущеекрестьянское малоземелье, мировой сельскохозяйственный кризис и крепостническаяполитика правительства. Мировой сельскохозяйственный кризис, растущее обнищаниекрестьянства сильно сузили рынок сбыта для русской промышленности. Желаяподдержать промышленность, правительство стало расширять железнодорожноестроительство. Началось перевооружение армии и флота.
В 1893 году в России начался небывалый промышленныйподъем. Он охватил, прежде всего, те отрасли, которые получалиправительственную поддержку, — черную металлургию и машиностроение. Врезультате промышленного подъема в России была создана современная крупнаяпромышленность. Повысился удельный вес страны в мировом промышленном производстве.Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения. Ноони имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений,правительство израсходовало огромные средства на военные нужды. В стране сотсталым сельским хозяйством, нищей деревней и узким рынком сбыта был созданмощный сектор тяжелой индустрии, способный раздавить экономику.
В течение последней трети XIX векачисленность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 году составила около 3млн. человек.
После разгрома «Народной воли» более заметную роль внародническом движении стало играть его мирное, реформистское направление. Онополучило название либерального народничества, хотя оставалось в границахдемократического лагеря. Либеральные народники считали, что в настоящегокапитализма в России пока еще нет. В действительности к концу XIX века «игры вкапитализм» зашли уже достаточно далеко. Особенно широко идеи либеральногонародничества распространились среди «третьего элемента» в земстве.
Жестокие удары и разочарования, которые испыталиреволюционные народники на рубеже 70 – 80 годов, заставили их многоепереосмыслить и переоценить. Тем более, что времени для размышления былодостаточно. Период политической реакции, начавшийся в 1881 году, затянулся на23 года. Многие революционеры пережидали его за границей. Социалистическоедвижение на Западе в это время приняло марксистскую окраску. Одним из первыхрусских марксистов стал Г. В. Плеханов.
Эпоха освобождения создала благоприятные возможностидля культурного развития России.
В пореформенный период дело народного просвещения вРоссии достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалосьначальное образование. Развитие высшей школы тормозилось вследствиепротиворечивой политики правительства. С одной стороны, оно понимало, чтострана нуждается в высокообразованных людях, но, с другой, высшая школа всегдабыла на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».
Общественный подъем в период отмены крепостного правасоздал благоприятные условия для развития русской науки, которое происходило вобщем русле мирового научного прогресса.
Вторая половина XIX века – времяокончательного утверждения и закрепления национальных реформ и традиций врусском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно – вархитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках изкрестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова, в пейзаже«проселочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, неотделялась от остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклики в России. В свою очередь, русская культура получила всемирное признание изаняла почетное место в семье европейских культур.
До последней четверти XIX века газетыв России не имели широкого распространения. Основным видом изданий оставалисьжурналы. В первые годы царствования Александра II самымпопулярным из них был «Современник», основанный А. С. Пушкиным, а потомперешедший в руки Н. А. Некрасова. Журнал пользовался наибольшим успехом, когдаего редактировали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В 1862 году«Современник» был приостановлен на 8 месяцев. После возобновления журнала в1863 году руководящая роль в нем перешла к Салтыкову-Щедрину. Вплоть доокончательного закрытия в 1866 году «Современник» оставался лучшим издемократических журналов.
«Отечественные записки» пришли в упадок после ухода изних Белинского. Но в 1868 году Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли их в аренду. Вистории журнала начался новый взлет. В нем печатались сатирические произведенияСалтыкова-Щедрина, стихотворения Некрасова, очерки Г. И. Успенского. В«Отечественных записках» заблистал талант Н. К. Михайловского.
В 1876 году был основан журнал «Русское богатство». Напервых порах это было специализированное издание по вопросам коммерции. Но в1879 году оно перешло в руки писателя Н. Н. Златовратского и приобрелонародническое направление. Идейным руководителем журнала стал Н. К.Михайловский. На страницах «Русского богатства» печатались произведения  Г. И.Успенского, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.Горького, А. И. Куприна.
В период отмены крепостного права самым известнымжурналом либерального направления был «Русский вестник», выходивший в Москве иредактировавшийся М. Н. Катковым. Пока журнал стоял на конституционной почве, внем сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев и другие видныелибералы, печатали свои произведения М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Но в 1862 году журнал круто изменил свою позицию, перешел в лагерьконсерваторов и утратил былое влияние.
С 1863 года в Москве стала выходить газета « Русскиеведомости». Она придерживалась либеральной линии и конституционных идей. Вокруг«Русских ведомостей» группировалась либеральная профессура и земские деятели. Вразное время в «Русских ведомостях» сотрудничали П. Л. Лавров, М. Е.Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. К. Михайловский. Газета постепенноувеличивала тираж и к концу века заняла прочное место среди главных столичныхгазет.
60 – 70-е годы XIX века вошли висторию русского театра как время А. Н. Островского. Его пьесы составлялиоснову репертуара Малого театра в Москве. Широко представлены они были и насцене Александрийского театра в Петербурге.
К концу 60-х годов в провинциальных театрах шло 23 пьесыОстровского, 6 – Гоголя, 4 – Тургенева. В 1863 году к повсеместной постановкеразрешили «Горе от ума» Грибоедова. Из трилогии А. К. Толстого «Смерть ИоаннаГрозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» только первая пьеса былапоставлена при жизни автора. Остальные долго оставались под запретом.Считалось, что они умаляют царское достоинство. Лишь в конце века запрет былснят.
В 80 – 90 годы в репертуар стали входить пьесыДостоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета».
Пореформенный русский театр испытывал много разныхпритеснений и ограничений. До 80-х годов в столицах существовала монополияимператорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь вконце века. Театральная цензура отличалась особой придирчивостью: то, что шло встолицах, не всегда разрешалось в провинции; то, что было опубликовано и,казалось, общеизвестно, не всегда дозволялось к постановке.
С другой стороны, суровое шефство над театром взяладемократическая критика, столичная и провинциальная, равнявшаяся на«Современник». От театра требовали соответствия его постановок «передовымидеям». Беспомощность и халтура драматурга или актера карались не очень строго,если пьеса отвечала «духу времени».
  В 1863 году умер М. С. Щепкин. С ним закончиласьцелая полоса в истории русского театра- театра времен Гоголя. Щепкин искал всвоих героях, прежде всего привлекательные черты. Его искусство утверждалоблагородство «маленького человека». «Новый театр» сосредоточился на критикесоциальных условий и показе « социальных типов». Это было полезное дело, когдаоно не доходило до упрощения, до откровенной тенденциозности. Известныйпровинциальный актер Н. Х. Рыбаков специализировался, например, на роляхсамодуров в пьесах Островского. Сам автор с восхищением говорил о нем в ролиДикого из «Грозы». Это была «апофеоза самодурства», как писала одна газета. Нов другой пьесе Островского характер персонажа был сложнее, однако у Рыбаковаполучался все тот же Дикой. Театру 60-х годов была свойственна некотораяпрямолинейность.
В последующие годы этот недостаток был изжит, но затоснизилась и идейная сторона. На смену «социальным типам» пришли«психологические типы». Театру стал вновь интересен внутренний миробыкновенного человека. Это подготовило приход «театра Чехова» с его тихимидрамами повседневности.
Русский театр XIX века – этопреимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единыйансамбль. Обычно же каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения.Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченныеярким режиссерским решением.
В 1898 году возник Московский художественный театр,который возглавил К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко. Его расцветприходится на первые годы XX века.
Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX века было еще далеко не закончено. На оперных сценахпо-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти незвучала русская музыка.
В 60-е годы в Петербурге сплотилась небольшая группакомпозиторов, поставившая перед собой цель продолжить дело М. И. Глинки. Впоследствии эту группу называли «могучей кучкой». Ее душой, главныморганизатором и теоретиком был М. А. Балакирев. В 1866 году, после кропотливойработы, он создал «Сборник русских народных песен». В состав могучей кучкивходили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин.
Деятельность «могучей кучки» — настолько яркое явлениев русской культуре, что современники говорили о «музыкальной революции» 60 –70-х годов XIX века. С блеском, справившись с поставленной задачей,«могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.
П. И. Чайковский не входил в «могучую кучку». Онтяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в го музыке чувствуетсяпринадлежность к русской школе. Его опера «Евгений Онегин» завоевала мировоепризнание. Из симфоний наиболее выделяется последняя, Шестая, написаннаянезадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающийся трагедии.
В начале XIX века опережающими темпамиразвивается архитектура – искусство абстрактного образа. В новых историческихусловиях, используя только основные принципы ордерной архитектуры, русскиезодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор – А. Воронихин,ансамбль Биржи- Тома де Томон, Адмиралтейство – А. Захаров. Плодотворноразвивалась в XIX векеживопись. На рубеже XVIII – XIX веков работали портретисты О. Кипренский, В.Тропинин. С 70-х годов внимание художников было сосредоточено на исканиисоциальной справедливости. В живописи началась деятельность «передвижников». Ихкартины – народническая публицистика в красках и лицах. Среди них былиталантливые художники – В. Перов, Н. Крамской, В. Верещагин. В последниедесятилетия веков началось движение против «односторонности» передвижников.Явились художники, понимающие, что кроме «гражданских мотивов» и все другиестороны бытия могут быть содержанием художественного творчества. Увлекаяськрасотой красок и линий, заботясь о художественном стиле своих произведений ииндивидуальности в области искусства, они положили начало чрезвычайномуразвитию русской живописи. Русский импрессионизм был представлен работами В.Серова, М. Грабаря. Заметную роль сыграло художественное направление «Мирискусства» (А. Бенуа, Б. Кустодиев). С. Дягилев открыл Европе русскую музыку,балет, театральную живопись. Большим успехом в Париже пользовались его «Русскиесезоны». Выдающимися художниками этого периода были К. Малевич, П.Кончаловский, М. Шагал. Огромное значение в поддержке творчества художников, писателей,певцов имела деятельность российских меценатов. Наиболее известные – С.Морозов, Н. Рябушинский,    С. Мамонтов, П. Третьяков. Особой популярностьюсреди различных слоев городского населения на рубеже XIX века вРоссии пользовался кинематограф.
В период XVIII – XIX веков Россия складывалась как цивилизационнонеоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английскиехудожники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев.Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. Кначалу XIX века в России жили около 165 народов, относящихся кразличным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытомконтакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит,что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами,русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этомодин из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идеяслужению Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века.          
                       
        
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература.
 
1.  А. А. Радугин «Культурология» курслекций, Москва, 1998 г.
2.  М. Н.  Миронова «Религия в системекультуры», Москва, 1993 г.
3.  Л. Н. Митрохин «Философия религии»,Москва, 1994 г.
4.  Л. М. Пятецкий «Справочник по историиРоссии», Москва, 1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.