Реферат по предмету "Мировая экономика"


Оптимизация реализации готовой продукции промышленного предприятия

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таким образом, дебиторская задолженность, превышающая установленный правительством срок — 4 месяца, должна быть списана на финансовые результаты по истечении указанного сро­ка, а резервы можно создать по задолженности, которая на конец года не превысила этот срок и есть вероятность ее непога­шения.1
Учет операций ведется в журналах-ордерах № 11, 12, 15 и в ведомости № 16.
Расходы, связанные со сбытом продукции, называются ком­мерческими (внепроизводственными). В их состав входят: расхо­ды на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат); транспортные расхо­ды по сбыту продукции, производимые за счет поставщика со­гласно условиям поставок (погрузка, доставка, разгрузка); комис­сионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда про­давцов на сельскохозяйственных предприятиях; рекламные рас­ходы; другие аналогичные по назначению расходы. Эти расходы учитываются на счете 43 «Коммерческие расхо­ды». Счет активный; сальдо равно сумме произведенных расхо­дов, приходящихся на отгруженную, но не реализованную на начало месяца продукцию; оборот по дебету — затраты отчетно­го месяца, связанные с отгруженной продукцией; оборот по кредиту -затраты, списанные в отчетном месяце на реализованную про­дукцию.
В состав коммерческих расходов включают:
  расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары приобретённой на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);
  расходы на транспортировку продукции ( расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специальных транспортно-экспедиционных контор);
  комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям, в соответствии с договорами;
  затраты на рекламу, включающие расходы на объявление в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставка, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;
  прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
  Расходы на рекламу списывают на счёт 43 в сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложения они принимаются в пределах установленных нормативов. В Приложении к письму Минфина РФ от 29 апреля 1994г. № 56 установлены  предельные размеры расходов на рекламу в год, приведенные в таблице N 2.1.1
Для учёта коммерческих расходов используют активный счёт 43 “Коммерческие расходы”. По дебету этого счёта учитывают коммерческие расходы с кредита соответствующих материальных, расчётных и денежных счетов:
счёт 10 “Материалы” — на стоимость израсходованной тары;
Таблица N 2.1.
Объём выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата, в год (включая налог на добавленную стоимость и специальный налог)
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли
До 2 млрд. рублей включительно
От 2 млрд. рублей до 50 млрд. рублей включительно
Свыше 50 млрд. рублей 
2% от объёма
40 млн. рублей + 1,0% с объёма, превышающего 2 млрд. рублей
528 млн. рублей + 0,5% с объёма превышающего 50 млрд. рублей
  счёт 23 “Вспомогательные производства” — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
  счёт 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками” — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
  счёт 70 “Расчёты с персоналом по оплате труда” — на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.
Аналитический учет по счету 43 ведут в ведомости 15 учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов по указанным выше статьям расходов.
По истечении каждого месяца внепроизводственные расходы списывают на себестоимость реализованной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему реализованной продукции по оптовым ценам предприятия или другим способом.
Списание внепроизводственных расходов оформляют следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,
кредит счета 43 «Коммерческие расходы».1
Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму коммерческих расходов распределяют между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их
С целью расчета полной себестоимости выпущенной продук­ции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропорционально-плановой себестоимости реализованной или выпущен­ной продукции.
При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета. Если указанные расходы на еди­ницу продукции нельзя определить прямым путем, то их распре­деляют пропорционально весу, объему или плановой производ­ственной себестоимости отгруженной продукции.
Если не вся выпущенная продукция отгружается в отчет­ном месяце, то для определения полной себестоимости выпус­ка продукции составляют расчет сумм коммерческих расходов, относимых на себестоимость выпущенной продукции. Этот расчет выполняется на основе объема товарного выпуска про­дукции и фактического уровня указанных расходов за отчет­ный месяц.
Аналитический учет по счету 43 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов; обороты по дебету счета 43 отража­ются в журналах-ордерах" № 1, 2, 7,10/1, а обороты по кредиту — в журнале-ордере №11.1
2.2. Признание факта реализации в соответствии с ПБУ «Доходы организации»  Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, должны быть одновременно соблюдены условия, определенные в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта.1
Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.
В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные настоящим пунктом.
Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.
Арендная плата, лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации) признаются в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий соответствующего договора.
Арендная плата, лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации) признаются в бухгалтерском учете в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 12 настоящего Положения.
Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
    §    поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) — в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 12 настоящего Положения. При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
    §    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков — в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником;
    §    суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, — в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
    §    суммы дооценки активов — в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
    §    иные поступления — по мере образования (выявления).1
Необходимость в аналитическом учете отгруженной продук­ции возникает, в первую очередь, когда учет реализации ведется по моменту оплаты. Для аналитического учета используется ве­домость № 16 «Отгрузка и реализация продукции и материаль­ных ценностей» (раздел II), в которой совмещается аналитичес­кий и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с поку­пателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организу­ется как по отдельным видам продукции в натуральном выраже­нии, так и в разрезе платежных документов в двух оценках — по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учиты­вается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), пла­тежные документы и приказы-накладные на отгруженную про­дукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.
Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгружен­ных за месяц как по ассортименту, так и в стоимостном выраже­нии; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причи­тающиеся по счетам — платежным документам; состояние расчетов с покупателями; сведения о поступивших в отчетном месяце сум­мах за продукцию и в возмещение транспортных расходов и т.д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме от­груженной и реализованной продукции, и для контроля за вы­полнением договорных обязательств.
Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца об­щими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех час­тей: А — оплата и списания; Б — списано в связи с возвратом про­дукции; В — не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 46 и правильности расчета остатков по счету 45 на следующий месяц.1
Синтетический учет отгруженной, отпущенной, но неоплачен­ной продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные», если моментом реализации считается дата платежа. Кроме того, счет 45 может использоваться и в некоторых других случаях, когда момент перехода прав собственности не совпадает с моментом передачи продукции покупателю или перевозчику.
Счет 45 — активный счет, его сальдо показывает фактическую себестоимость продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало месяца покупателями, а также транс­портные расходы, включенные в платежные документы, для оп­латы покупателями. Оборот по дебету включает два понятия:
фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце цен­ностей, транспортные расходы, подлежащие оплате покупателя­ми; оборот по кредиту — фактическую себестоимость реализован­ной продукции, ценностей и сумму транспортных расходов, оплаченных покупателями.
В связи с переходом организаций на учет реализации по мо­менту отгрузки аналитический учет факта реализации (в объеме отгруженной продукции) организуется в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16.
Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет показатели раздела II ведомости № 16:
1) ведется в разрезе каждого платежного документа, вида про­дукции и количества;
2) содержит перечень неоплаченных документов на начало ме­сяца (сальдо счета 62);
3) перечень платежных документов и объем отгрузки за от­четный месяц (дебет счета 62, кредит счета 46);)
4) неоплаченные документы на конец месяца (сальдо счета 62);
5) все указанные количественные показатели оцениваются: по фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС;
6) рассчитывается результат реализации за отчетный месяц по каждому платежному документу как разница между отпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убытки.1
Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и пла­тежных документов, справок-расчетов о фактической себестои­мости, выписок банка из расчетных и прочих счетов организа­ции.
Для анализа результатов планирования, установленных в биз­нес-плане, в ведомости № 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации, и плановая прибыль.
Следует отметить, что в указанных регистрах ведется и ана­литический учет прочей реализации: основных средств, немате­риальных активов, материальных ценностей и прочих активов. Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) до­кументы с указанием договорной цены и отпускной стоимости (дебет счетов 47, 48, кредит счетов 01, 04, 10 и др. — по первона­чальной и фактической стоимости и дебет счета 62, кредит сче­тов 47, 48 — по договорным ценам).1
Доходы от обычных видов деятельности
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности). В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.2
Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения). Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.
При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).
В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.1
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.
При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.
2.3. Отражение выручки от реализации продукции в финансовой отчетности предприятия В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
а) о порядке признания выручки организации;
б) о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.
В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку, операционные доходы и внереализационные доходы, а в случае возникновения — чрезвычайные доходы.
 Выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.
Операционные и внереализационные доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:
а) соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
б) доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации.1
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;
б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Прочие доходы организации за отчетный период, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности:
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
Строка 010 «Выручка (нетто) от реализации товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
По данной строке отражается выручка от реализации гото­вой продукции, товаров, выполненных работ, оказанных ус­луг. Выручка отражается за минусом НДС, акцизов и налога на реализацию ГСМ. Другими словами, по строке 010 отража­ется оборот по кредиту счета 46 «Реализация продукции (ра­бот, услуг)», уменьшенный на сумму НДС и других аналогич­ных налогов.
Следует напомнить, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается по кредиту счета 46 исходя из допуще­ния временной определенности фактов хозяйственной деятель­ности (принципа начисления). Другими словами, отражение в учете выручки от реализации производится в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) от продавца к покупателю.
При этом в учете делаются следующие проводки:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 46  — реализована продукция (выполнены работы, оказаны услуги) покупателю;
ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 68  — начислен НДС по реализованной продукции (выполненным работам, оказанным услугам), если предприятие определяет выручку для це­лей налогообложения по моменту отгрузки;
ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»
— начислен НДС по реализованной продукции (выполненным работам, оказанным услугам), если предприятие определяет выручку для це­лей налогообложения по моменту оплаты.
Таким образом, по кредиту счета 46 отражаются:
— у организаций (производителей продукции) — стоимость готовой продукции, отгруженной покупателям;
— у торговых организаций — продажная стоимость товаров, отгруженных покупателям.
Заметим, что предприятия розничной торговли по стро­ке 010 отражают полученную выручку за минусом НДС, исчис­ленного с реализованной торговой наценки;
— у предприятий, выполняющих работы (оказывающих услуги), — стоимость выполненных работ (оказанных услуг), подтвержденных актами сдачи-приемки. Этот порядок распро­страняется, в частности, и на предприятия, оказывающие по­среднические услуги, то есть для таких предприятий выручкой от реализации услуг является сумма посреднического возна­граждения.1
Важно отметить, что предприятия, являющиеся платель­щиками налога с продаж, отражают выручку от реализации то­варов (продукции, работ, услуг) по строке 010 формы № 2 за минусом начисленного налога с продаж (а также за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
Строка 020 «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг»
По данной строке указывается себестоимость товаров (про­дукции, работ, услуг), выручка от реализации которых отра­жена по строке 010 формы № 2.
На то, какой показатель будет отражен по строке 020 фор­мы № 2, влияют отраслевые особенности формирования себе­стоимости товаров (продукции, работ, услуг).
Предприятия, осуществляющие производство готовой про­дукции, отражают по этой строке все расходы, относимые на себестоимость продукции и связанные с выпуском готовой про­дукции, реализованной покупателям. Другими словами, по данной строке указываются суммы, списанные с кредита сче­та 40 «Готовая продукция» в дебет счета 46.
Предприятия, выполняющие работы (оказывающие услу­ги), указывают по этой строке все расходы, понесенные при вы­полнении работ (оказании услуг) и относимые на себестоимость этих работ (услуг). При этом используются данные, отражен­ные по кредиту счета 20 «Основное производство» в корреспон­денции с дебетом счета 46.
Предприятия оптовой торговли указывают по этой строке фактическую себестоимость реализованных товаров, списан­ную с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 46. Этот же по­казатель используют и предприятия розничной торговли, веду­щие учет товаров в покупных ценах. При этом надо помнить, что организации оптовой торговли ведут учет товаров на сче­те 41 в ценах без НДС, а предприятия розничной торговли -в ценах, включающих НДС. Поэтому и списание товаров со сче­та 41 производится в соответствующих ценах.
Предприятия розничной торговли, ведущие учет товаров в продажных ценах, отражают по строке 020 покупную стои­мость (фактическую себестоимость) реализованных товаров. При этом разница между суммами, указанными в строках 010 и 020 формы № 2, отражает величину реализованной торговой наценки за минусом НДС, исчисленного с этой наценки.
Предприятия, оказывающие посреднические услуги, отра­жают по строке 020 суммы затрат, понесенных при осуществ­лении посреднической деятельности и списанных с кредита счета 44 «Издержки обращения» в дебет счета 46.
Строка 030 «Коммерческие расходы»
Предприятия, осуществляющие производство продук­ции (выполнение работ, оказание услуг), по данной строке
отражают расходы, связанные со сбытом продукции и списан­ные с кредита счета 43 «Коммерческие расходы» в дебет сче­та 46.
К коммерческим расходам могут относиться, в частности, следующие виды расходов:
— расходы на рекламу продукции (работ, услуг);
— вознаграждения, уплачиваемые посреднической органи­зации за оказание услуг по сбыту продукции;
— расходы на транспортировку продукции до места назначе­ния;
— расходы по погрузочно-разгрузочным работам;
— расходы по содержанию помещений для хранения про­дукции в местах ее реализации.
Предприятия оптовой и розничной торговли по строке 030 отражают затраты, списанные с кредита счета 44 «Издержки обращения» в дебет счета 46.1
На счете 44 прежде всего учитываются общехозяйственные расходы торгового предприятия, например, такие как:
— заработная плата административно-управленческого пер­сонала и продавцов;
— расходы по аренде офисных помещений;
— оплата услуг охраны;
— амортизация основных средств, МБП, нематериальных активов;
— налоги, относимые на издержки обращения (например, налог на пользователей автодорог);
— расходы на рекламу;
— представительские расходы.
Кроме того, организации торговли (если это предусмотрено учетной политикой) могут отражать на счете 44 следующие ви­ды расходов по заготовке и доставке товаров:
— расходы по уплате процентов по банковским кредитам, если они связаны с приобретением товаров и произведены до момента оприходования товаров на склад;
— транспортные расходы, связанные с приобретением то­варов.
Указанные виды издержек обращения, относящиеся к реа­лизованным товарам, также списываются с кредита счета 44 в дебет счета 46 и подлежат отражению по строке 030 фор­мы № 2.
В том случае, если учетной политикой торговой организа­ции установлено, что проценты по кредитам банков и транс­портные расходы включаются в фактическую себестоимость то­варов, данные суммы учитываются на счете 41 «Товары» и отражаются по строке 020 формы № 2 в составе себестоимо­сти товаров.
Строка 040 «Управленческие расходы»
В зависимости от того, какой порядок закреплен в учетной политике, предприятия могут списывать общехозяйственные расходы одним из следующих выбранных способов:
— с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 20;
— с кредита счета 26 непосредственно в дебет счета 46. Строку 040 формы № 2 заполняют те организации, учетная политика которых предусматривает списание общехозяйствен­ных расходов непосредственно в дебет счета 46.
На счете 26 отражаются управленческие и хозяйственные расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:
— налог на пользователей автомобильных дорог;
— административно-управленческие расходы;
— содержание общехозяйственного персонала, не связанно­го с производственным процессом;
— суммы начисленной амортизации и расходы на ремонт ос­новных средств управленческого и общехозяйственного назна­чения;
— арендная плата за помещения общехозяйственного назна­чения;
— расходы по оплате информационных, аудиторских и кон­сультационных услуг.
Строка 050 «Прибыль (убыток) от реализации»
По этой строке показывается прибыль (убыток) как резуль­тат от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Выявле­ние финансового результата от реализации может отражаться в учете проводками:
ДЕБЕТ 46 КРЕДИТ 80  — получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 46   — получен убыток от реализации продукции (то­варов, работ, услуг).
Арифметически показатель строки 050 формы № 2 опреде­ляется как разница между выручкой от реализации, отражен­ной по сроке 010, и суммой затрат, отраженных по строкам 020 «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие рас­ходы».
Если предприятием получен убыток от реализации продук­ции (товаров, работ, услуг), он показывается по строке 050 со знаком «минус».
Строки 060 «Проценты к получению» и 070 «Проценты к уплате»
По данным статьям отражаются суммы доходов и расходов, причитающиеся к получению или уплате. Указанные виды до­
ходов и расходов не связаны с участием в уставных капиталах других организаций. К суммам, отражаемым по строке 060 и 070, могут относиться:
— проценты (дивиденды) по облигациям;
— проценты по депозитам;
— проценты, получаемые от кредитных организаций за пользование денежными средствами, находящимися на счетах организации;
— проценты по векселям;
— проценты по коммерческим кредитам.
Указанные виды доходов и расходов отражаются по стро­кам 060 или 070 лишь в том случае, если они были учтены на счете 80 «Прибыли и убытки».
Строка 080 «Доходы от участия в других организациях»
По данной строке отражаются следующие виды доходов.
1. Доходы от участия в совместной деятельности без образо­вания юридического лица.
С 1 января 1999 года введены в действие Указания по от­ражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осу­ществлением договора простого товарищества, утвержденные приказом Минфина России от 24 декабря 1998 г. № 68н. Эти­ми Указаниями введен новый счет бухгалтерского учета -счет 74 «Расчеты по выделенному на отдельный баланс иму­ществу».
Поэтому с 1 января 1999 года участники совместной дея­тельности отражают причитающиеся им доходы от участия в совместной деятельности следующей проводкой:
ДЕБЕТ 74 субсчет «Расчеты по договору простого товарищества» КРЕДИТ 80
— отражена сумма дохода, причитающегося к получению от участия в совместной деятель­ности.
Таким образом, суммы, списанные с дебета счета 74 в кре­дит счета 80, подлежат отражению по строке 080 формы № 2.
2. Доходы от долевого участия в уставных капиталах дру­гих организаций или дивиденды по акциям. Указанные дохо­ды отражаются в учете по мере объявления их размеров орга­низацией, осуществляющей их выплату. При этом в учете делается проводка:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 80  — отражены причитающиеся к получению дохо­ды от долевого участия в уставном капитале 000 (дивиденды по акциям от участия в ак­ционерном обществе).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK-- Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производ­ства и реализации продукции по отдельным видам и группам од­нородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремон­тных предприятиях — количество условных ремонтов, в обув­ной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.1
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не пред­ставляется возможным использовать натуральные или услов­но-натуральные измерители.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятель­ности по выполнению договорных обязательств.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура про­изводства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска про­дукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологи­ческих, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распо­ряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Ø     определение текущих и перспективных потребностей поку­пателей;
Ø     оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
Ø     изучение жизненного цикла изделий и принятия своевре­менных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий;
Ø     оценку экономической эффективности и степени риска из­менений в ассортименте продукции.
    Оценка выполнения плана по ассортименту продук­ции обычно производится с помощью одноименного коэффици­ента, который рассчитывается путем деления общего фактичес­кого выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). 1
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в об­щем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.
    Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень пере­численных показателей можно произвести способом, цепной подстановки
Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рын­ке. Высокий уровень качества продукции способствует повыше­нию спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не толь­ко за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует па­раметрические, эксплуатационные, потребительские, техноло­гические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандар­тизации и унификации, надежность и долговечность. Различа­ют обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
    д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
    е) удельный вес сертифицированной продукции;
   ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
   з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества
продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержа­ние железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.1
Первая задача анализа — изучить динамику перечислен­ных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качес­тва продукции.
    Как видно за отчетный год на предприятии ОАО «Эскейп» проделана определенная работа по улучшению качества про­дукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свиде­тельствует увеличение удельного веса продукции высшей кате­гории качества и экспортируемой продукции.
    При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмич­ности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графи­ком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевре­менного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качес­тво продукции; увеличиваются объем незавершенного про­изводства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость ка­питала; не выполняются поставки по договорам и предприя­тие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, умень­шению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
  Для оценки выполнения плана по ритмичности использу­ются прямые и косвенные показатели. Прямые показате­ли — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, ко­эффициент аритмичности, удельный вес производства про­дукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продук­ции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду от­четного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйству­ющего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недо­поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей — ко­эффициент ритмичности. Величина его определяется пу­тем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.1
3.2. Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (Рис. 3.2)
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.                                
    Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:


Отсюда
Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:

Отсюда                       
где , — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
   
Рис. 3.2 Схема факторной системы объема реализации продукции      
  
ъТП — стоимость выпуска товарной продукции;
      РП — объем реализации продукции за от­четный период;
     ,  - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют­ных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук­ции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факто­ров, определяющих объем производства продукции. Их мож­но объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эф­фективность их использования:
ВП = ЧР х ГВ,
РП = ЧР х ГВ х Дв,
2) обеспеченность предприятия основными производствен­ными фондами и эффективность их использования: 
ВП = ОПФ х ФО,
РП = ОПФ х ФО х Дв,
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эф­фективность их использования:
ВП = МЗ х МО,
РП = МЗ х МО х Дв,
где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.1
    Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и ре­ализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, факти­ческую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ре­сурсов:
 
Рис.3.3 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции






Основные источники резервов увеличения выпуска и реа­лизации продукции показаны на рис. 3.3
Определение величины резервов по первой группе произво­дится следующим образом:



где ,,  — резерв роста валовой продук­ции соответственно за счет создания новых рабочих мест, уве­личения фонда рабочего времени в связи с сокращением его по­терь и повышения среднечасовой выработки;
       РКР — резерв увеличения количества рабочих мест;
      РФРВ — резерв увели­чения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
      РЧВ — резерв роста среднечасовой выра­ботки за счет совершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы;
     - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

    продолжение
--PAGE_BREAK--

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножает­ся на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на пла­новую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:


в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к вы­пуску объем производства i-го вида продукции, полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается об­щая сумма резерва валовой продукции:

    В заключение анализа обобщают выявленные резервы уве­личения производства и реализации продукции.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть осво­ен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же раз­мере и по другим группам ресурсов.1
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые  результаты  деятельности следует изучать в тесной связи с использованием  и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
— систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
— определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
— выявление резервов увеличения объемов реализации продукции и суммы прибыли;
— оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
— разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 “Отчет о прибылях и убытках”, а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.
Методика анализа финансовых результатов Савицкой Г.В. представляет анализ результатов деятельности предприятия из нескольких разделов:
— анализ состава и динамики балансовой прибыли;
— анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг;
— анализ уровня среднереализационных цен;
— анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
— анализ рентабельности деятельности предприятия;
— методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
— анализ распределения и использования прибыли предприятия.
Обращу внимание лишь на некоторые из вышеперечисленных разделов.
Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли по методике Г.В. Савицкой учитываются информационные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Анализ состава и динамики балансовой прибыли можно провести в следующей таблице.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Таблица 3.1
Анализ состава,  динамики и выполнения плана балансовой прибыли
за отчетный год.
Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Таблица 3.2.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от
реализации продукции, тыс. руб.
Показатель
План
План, пересчитанный на фактический объем продаж
Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений от выручки (ВР)
100000
120000
150000
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)
85600
101500
126400
Прибыль от реализации продукции (П)
14400
18500
29600
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом ценных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 3.2.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
DП=18500-14400=+4100 тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
DПс=101500-150000=-48500 тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
DПц=150000-120000=30000 тыс. руб.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
Основные источники внереализационных финансовых результатов. Методика их анализа.
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от стихийных бедствий и т.д.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушение договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой политикой государства и т.д.
В заключении анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.
В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивается формированием бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.
Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.
Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.
Затем производят количественную оценку влияния на изменение прибыли от реализации продукции следующих основных факторов:
1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ¡ И1:
¡ И1=Р1-Р2,
где Р1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;
Р2 — реализация в отчетном году в ценах базисного периода.
2. Влияние прибыль изменений в объеме продукции И2:
¡ И1=П0К1 — П0;
где П0 — прибыль базисного периода; К1 — коэффициент роста объема реализованной продукции.
К1=С1.0: С0,
где — С0 — себестоимость реализованной продукции базисного периода;  -себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.
3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ¡И3:
¡И3=П0(К2-К1),
где К 2-коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
К2 =Р1.0: Р0,
Где Р0 — реализация в базисном периоде, Р1.0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.
4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ¡И4:
¡И4 = С1.0 — С1,
где С1.0 — себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода; С1 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.
5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ¡И5:
¡И5= С0К2 — С1.0,
Кроме того, рассчитываются влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги ¡И6 и экономии, вызванной нарушением хозяйственной дисциплины ¡И7.
Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции ¡И, т.е.
7
¡И=?¡Иi
i=1
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.
1. Рентабельность имущества
 (активов) предприятия
=
Чистая прибыль
Средняя величина активов  (им-ва) х 100%
2. Рентабельность внеоборотных активов
=
Чистая прибыль/ср. величина внеоб А  х 100%
3. Рентабельность оборотных активов
=
Чистая прибыль/ср. величина Об. А  х 100%
4. Рентабельность инвестиций
=
П до уплаты налогов/р-та б-са — Кр. Обяз-ва х 100%
5. Рентабельность собственного капитала
=
Чистая прибыль/Соб. К  х 100%
6. Рентабельность заемных средств
=
Плата за пользование кредитом/ Кр+Долг. кредиты х 100%
Плата за пользование кредитами включает проценты за пользование кредитами; расходы по уплате процентов,  возникающих у предприятия  при расчетах с поставщиками, средства, перечисляемые в бюджет за несвоевременную уплату налогов.
7. Рентабельность совокупного используемого капитала (вложений капитала)
=
Плата за пользование кредитом+Чист. П/ А (им-во) х 100%
8. Рентабельность реализованной продукции
=
Чистая прибыль/В рп х 100%
С помощью перечисленных выше показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.
Из таблицы 3.3. видно, что результат отчетного года улучшился, по сравнению с прошлым годом…
Это объясняется увеличением объемов реализации продукции, а ткаже прочей реализации.
Рассчитаем размеры влияния на прибыль указанных выше факторов применительно к данным ОАО «Эскейп»(тыс. руб.)
1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованные услуги ¡И1:
¡И1=150000-120000=+30000 тыс. руб.
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ¡И2
Рассчитываем коэффициент роста объема реализованных услуг в оценке по отпускным ценам: К1=150000:130000=1,154;
¡И2=130000х1,154-130000=+20020 тыс. руб.
Таблица 3.3
Показатели финансовых результатов ОАО “Холод”
(тыс.руб.)
Показатель
Прошлый год
Отчетный год
В % к началу периода
1. Выручка от реализации (без НДС и акцизов)
127000
150000
118,1
2. Затраты на производство реализованных услуг
105200
126400
120,15
3. Результат от реализации услуг
21800
29600
135,78
4. Результат от прочей реализации
5000
7400
148,00
5. Результат от внереализационных операций



6. Прибыль (убыток) отчетного периода (стр140)
26800
37000
138,06
7. Чистая прибыль
17420
24050
138,06
3. Влияние на прибыль изменений в объеме услуг за счет структурных сдвигов в составе услуг ¡И3:
Рассчитываем коэффициент роста объема: К2=120000:100000=1,200;
¡И3=130000х(1,200-1,154)=+5980 тыс. руб.
Таблица 3.4
Финансовые показатели ОАО “Холод”
(тыс.руб.)
показатель
    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект кондитерского цеха кафе 1001 ночь на 75 мест с кальянным залом на
Реферат Аннотация статей по вопросу: «Минерально-сырьевые ресурсы Казахстана: состояние и перспективы развития»
Реферат «а что было бы, если…»), сколько один не совсем объяснимый шаг моей матери. Ещё до моего рождения, во времена ссср, она собиралась лететь на море. В кассе ей на выбор предложили два билета на устраивающее её время – один самолёт прилетал поздно вечер
Реферат Припливні електростанції
Реферат Обеспечение безопасности больного при реанимации и стадии наркоза
Реферат CENSORSHIP Essay Research Paper The freedom to
Реферат Мотивация самостоятельной работы студентов психологов
Реферат Проект АЭС мощностью 2000 МВт
Реферат Банки, що надають послугу SMS-банкінгу в Україні
Реферат Шпоры для госэкзамена по аудиту
Реферат Лонг, Хьюи
Реферат Место опорного конспекта в процессе изучения психологии
Реферат Разведывательное управление министерства обороны США
Реферат Цели, задачи и практика выполнения государственной программы "Электронная Россия"
Реферат Три врага человечества: табакокурение, алкоголизм, наркомания