К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Народная художественная культура»
Т Е М А:
Региональные особенности развитияхудожественных промыслов и ремесел.
ОРЕЛ – 2008
П Л А Н:
Вступление………………………………………………..….1
Как их много!……………………………………….…..……3
Всегда нужное дело………………………...…….……….....5
Глин – блин!…………...……………………………………..7
Как оживала древняя игрушка…………...…….…………..10
Игрушечное семейство……...……………………………...12
Живая глинка…………………………...……………….…..14
Новосиль, куда ты несешься?…………...………………….16
И филимоновцы – не конкуренты……….......................…..17
Как рождается красота………………...……………………19
Их руками и сердцами…………………….…………….….22
Заключение………………………………………….………24
Используемая литература
Вступление.
Сколько живет человек на земле, он непросто обихаживает свой быт, но и старается украсить каждую вещь, которойпользуется. Вот так из бытовой потребности и возникли со временем народныепромыслы, которые еще со временем превратились в художественные. И уж навернякамы не ошибемся, если скажем: сколько людей прикладывали свои душу и руки кэтому – столько произведений искусства и существует на свете. Одни менее талантливые,другие – более. А третьи – вообще шедевры. Они-то и составили неисчерпаемыйкладезь народной декоративно-прикладной культуры. И не беда, что немалая ихчасть не сохранилась для потомков – они служили каждое по своему назначению. Нокто-то зорким оком и чутким сердцем успел почерпнуть из них вдохновение длясоздания новых произведений искусства. И некоторые дошли до нас. То есть, точто мы имеем сегодня в виде народных художественных промыслов, дошло до насдвумя путями – материальным (то, что сохранилось), и моральным – вдохновениемдля новых мастеров.
В нашем роду принято имущество умершегосродника делить по всем родственникам. Таким путем досталось мне когда-тонехитро вышитое полотенце – вот такой следок оставила в моей душе какая-тодедушкина троюродная сестра Доня, которую я-то никогда и не знала. А тепло ирадость, которые она вложила в этот рушник, создавая его (я бы сказала: творя),через много лет достигли моего потомочного сердца. Такая же радость посещает,когда я смотрю на кухонный рабочий стол, сработанный дедушкой когда-то в неведомыемне 50-е годы прошлого века. Не было у него под рукой, видимо, ничего такого,чем бы его украсить, но тем милее легкая фигурная окантовка столешницы –дедушка все-таки прошелся филеночкой по краешку ее – «для красоты».
А об особенностях говорить и вовсенепросто: у каждого мастера свои особенности. Простой, казалось бы, стеллаж длякниг в нашей квартире, дедушка сработал так, что не сравнится с нашим ни одинстеллаж в мире! И вот уже полтора десятка лет как нет дедушки, а вещи, которыеон сделал, живут, служат и греют душу.
А если посмотреть на это в масштабах страны!На протяжении многих веков промыслы снабжали не только крестьянское подворье,но и городское хозяйство, всем необходимым. То, что сегодня мы называем тяжелымсловом «промышленность», когда-то было тем самым промыслом.
Промыслы распространены везде, гдетолько живут люди – всюду в них была и есть необходимость. И промышленность, танкомвъехавшая в наш быт, все-таки никогда не ликвидирует нашу нужду, нет –потребность, в простых вещах, исполненных теплыми человеческими руками.
Как их много!
В учебнике П.И. Уткина и Н.С. Королевой«Народные художественные промыслы» (Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.:Высш. шк., 1992) предлагаются тринадцать разновидностей самых распространенныхна традиционной территории нашей страны промыслов (казалось бы, узкоспециальныйучебник, а воспринимается как захватывающее научно-популярное чтение!).Представляю, как нелегко было исследователям и теоретикам обобщать исистематизировать все эти разнообразные искры человеческого таланта! Так вот,Уткин (скажем так, для краткости) знакомит нас с резьбой и росписью по дереву икости, с художественной керамикой, обработкой камня и металла, с декоративнойросписью и многослойной многоцветной живописью, а также с вышивкой, кружевоплетением,узорным ткачеством и вязанием, ковроделием, ручной набойкой, изготовлениемукрашений из кожи и меха. Чтобы рассказать обо всем этом, придется повторитьучебник Уткина. Это, как песня, — лучше не скажешь.
Для знакомства с тем или инымпромыслом, он дает хорошую схему: узнать историю их возникновения и развития,рассмотреть их художественные особенности. Много раз подчеркивает, чтомногообразие художественного ремесла проявляется в творчестве индивидуальноработающих мастеров и в деятельности различных мастерских и предприятийхудожественных промыслов, представляющих одну из форм современного народногодекоративно-прикладного искусства. Однако в каждом случае художественное своеобразиесоздаваемых изделий определяется их связью с исторически сложившимися традициями,которые и служат основой для развития современных промыслов.
Народное декоративно-прикладноеискусство – результат деятельности многих поколений мастеров. Оно едино в своейхудожественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальнымособенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования)материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев,скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано сприродой, — ведь само существование человека неотделимо от природы, котораядает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритмчеловеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому инаходит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющихцелостное явление культуры каждого села, региона, народа.
Люди старались использоватьестественные качества материала, создавали подходящие художественно-техническиеприемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделияорнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы сосмелой фантазией. Так сложились традиционные для многих мест нашей страны видыхудожественного ремесла.
Велико значение мастера в народномискусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания ипрактическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.
Всегда нужное дело.
Искусство, о котором идет речь,изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в бытупредметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональнымгончаром или кузнецом. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своимиосновными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условияхнатурального хозяйства. Но появление заказов, возможность обмена продуктамисвоего труда постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иныхпредметов быта.
Во многом благодаря этому процессу намсегодня известны такие понятия, как палехская и хохломская роспись, вологодскоекружево, уральские самоцветы и курская вышивка (а у нас не хуже!). Тут как-то завезлив магазин наборы цветочных горшков «Фиеста» и «Болеро» Мичуринского керамическогозавода – так до них исследователи и теоретики еще не добрались! А керамическийзавод в городе Железнодорожном, что в Балашихинском районе Московской области –всю жизнь скромно снабжает столицу плиткой, да какие шедевры выделывает! Этонадо видеть. Ладно, орловский «Велор» — предприятие современное, промышленное ииностранное. О «Kerama marazzi» я уже не говорю(хотя спасибо им за то, что «много товаров, хороших и разных»). Но есть в Орлеи менее размашистое. Недалеко от Орла в поселке Щекотихино еще вдореволюционное время были мастерские по выпуску гончарных изделий. В Орлетакже работало много гончаров, которые выпускали кринки, миски, банки длятеста, цветочные горшки. В 60-е годы на базе Щекотихинской мастерской быласоздана артель «Промкооператор», преобразованная впоследствии в промкомбинат«Заря», затем в фабрику керамических изделий. Его посуда не сходила с прилавковорловских магазинов даже в годы всеобщего дефицита на эту продукцию.
В послевоенные годы, когда ощущаласьнехватка фабричной посуды, спрос на глиняные горшки, кубаны и миски былобусловлен дефицитом. Но и сейчас знающие хозяйки предпочтут глиняный горшокметаллической кастрюле. В глиняной посуде лучше сохраняется молоко, а мясо,тушеное с картофелем, приобретает особые вкус и аромат, если его приготовить вглиняном горшочке.
В Урицком районе в селе Сергиевскомудалось возродить древний гончарный промысел. Большая заслуга принадлежитмастеру Петру Ивановичу Логвинову. На базе школьных мастерских он организовалдетское любительское объединение, в котором ребята все делают сами: добываютглину, делают посуду на гончарном круге, просушивают, наносят орнамент и роспись,обжигают. Получаются изделия, предназначенные для того, чтобы служить по своемупрямому назначению в повседневных нуждах.
Глин – блин!
Вообще в наших средне-русскихверховских местах очень много разных глинок. И население исстари использовалоих в своих кустарных целях. А своеобразия-то! Что ни место – то своеобразие, вомногом обусловленное качеством местного сырья. Которое, конечно, в каждом месте– уникальное. А еще уникальнее – каждый мастер, каждая мастерица. Как правило,в селах изготовлением посуды занимались мужчины, а уж игрушкой – только женщины.По традиции, несерьезным считалось это дело – забаву детям лепить. Мастерам,которые делали глиняную игрушку в Чернышино, давали прозвище «тетерешники».Анна Харитоновна Афанасова – последняя из могикан-тетерешниц в Новосиле — былатогда школьницей и очень стеснялась этого прозвища. Поэтому никогда никому нерассказывала и не показывала своего умения. Поэтому и мы в Новосиле даже неподозревали очень долго, что совсем рядом – кладезь…
Одной из первооткрывательниц нашейчернышинской игрушки стала Дайн (работница музея, к сожалению, никто у нас незнает, как ее зовут). Она рассказывала.
В 1970 году, будучи хранителем музеяигрушки в Сергиевом Посаде, я впервые прочла в нашем музейном архиве рукописьВ.Н. Глаголева (новосильский краевед, художник, учитель Новосильской школы в20-30-е годы прошлого столетия) «Чернышинская глиняная игрушка, ее история ипроизводство». Раньше о такой никогда не слышала. Оказывается, еще в 1933 годуавтор подробно рассказывает о малоизвестном промысле Новосильского районаЦентрально-Черноземной области, ныне Орловской: «Новосильский край, оторванныйот влияния города и фабрики, оставляет свои образцы искусства вне каких-либовлияний в отношении формы, стиля и сюжета.
Занятие жителей исключительноземледелием ставило местное население в близкое отношение к природе, к своейсреде, слагало особый быт и оберегало заветы старины.
Все это сложило образные художественныеформы в местном искусстве – как словесно-литературном, так и изобразительном.
Легенды, сказки, предания, песни,орнаменты сохраняют свои традиции и являются интересными для изучения.Оставаясь творчеством изолированной среды, это искусство отличается образностьюи глубиною содержания, хотя формы сложения остаются одинаковыми с общими видаминародных творений.
Здесь все «от земли и к земле», т.е.нет фантастических образов, а есть только выражение реальной действительности,связанной с земледелием».
И, естественно, от самой земли –местная глиняная игрушка.
Ее истоки В.Н. Глаголев связывает сразвитием здесь гончарного производства в еще догрозненские времена. И, включаявек прошлый, ссылается на чернышинские находки: на куски черепичных крыш,домовые трубы (черепахи) и обломки домашней посуды, на обнаруженный в деревне в1928 году старый горн для обжига глиняной посуды. Судя по всему, игрушечный промыселбыл здесь сопутствующим.
Изготавливали игрушки исключительнолепкой от руки, и только опытная мастерица могла вылепить до 50 штук в день. Вработу шла белая глина высокого качества, брали ее ранней весной из близлежащихк деревне оврагов. Свертывали в большой ком и хранили в погребе или под лавкамихолодных нежилых помещений. Вязкая, эластичная глина не нуждалась в особомприготовлении. Ее разбивали лопатой и употребляли в дело в натуральном виде,даже без добавления воды.
Особого инструмента тоже не было.Щепочкой прорабатывали детали, ножом или осколком стекла обрезали низ игрушки.Некоторые мастерицы формовали свои куклы на заостренной болванке, колышке, дляизготовления свистков применяли палочки, вымоченные в воде. Готовые игрушкисушили на «верхушках» печей, и через десяток дней игрушка была готова дляобжига. С целью экономии дров обжиг производили в общем горне. Он представлялвырытую в земле яму, а потому для следующего обжига делали новый горн. Это былопроще, чем править старый.
Обожженные игрушки раскрашивалиминеральными или анилиновыми красками – на яичном белке, каким-либо птичьимпером или самодельной кистью из перьев, взятых из хвоста петуха. Кистейфабричного производства мастерицы не брали.
Вот весьма несложный процессизготовления игрушки.
Большой спрос был на«коньков-свистунков». И производили их в больших количествах: одиноких, свсадником и «тройку-коня» с тремя головами. Интересно, что в раскраске коньковвсегда показана сбруя, но никогда не встречается окраска под масть. Далек отнатурализма народный мастер, а вот от соленой шутки не отказывался. Средиподелок встречалась тогда «монашка» в куколе, со сложенными на животе руками,вся в черном. Именно эту игрушку покупали крестьяне и, перевернув вниз головой,использовали как шкалик для водки. «Монашка» стоила на копейку дешевле, апотому и применялась для утилитарных целей в бивуачной обстановке ярмарки.Прелюбопытно, что в народе до сих пор ходит выражение «выпить по монашке». Пожалуй,без рукописи Глаголева такое теперь и не объяснишь.
А как точно подметил автор черты«эпохи» в костюмах глиняных кукол! Чернышинские барыни довольно близкоотображают костюм горожан и даже прически начала 19 века и 1860-х годов;«кормилка» с ребенком или близнецами на руках одета в сарафан московского типаи местный повойник; присутствует и дородная полногрудая купчиха – характерныйновосильский типаж прошлого столетия.
Гончарным промыслом здесь занималисьсемьи с украинскими фамилиями (Горобченко и др.), поэтому даже место, гдемастера глину брали, до сих пор зовут Хохлов Верх.
Как оживала древняя игрушка.
Но и тогда, в 70-е годы, чернышинскаяигрушка не стала открытием для новосильцев. Новосиль еще долго «дремал», пока непоявилась у нас в городе Наталья Николаевна Фролова. Она закончила худграфОрловского пединститута. Всю литературу прочитала о плешковской (под Ливнами)игрушке, в архивах копалась, встречалась со старожилами, потомками сельскихмастериц., выведывала у них секреты. Она тесно связала свою судьбу с глинянойигрушкой.
«Многие ныне пытаются найти истокисвоей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом своенациональное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет намна этом нелегком пути», — говорит Наталья Николаевна. Вот она-то и отправиласьв Новосиль, разузнать о чернышинской игрушке – соседи, чай. Она-то и нашлаздесь Анну Харитоновну. А потом вернулась в родной Новосиль Лидия МихайловнаКарякина, тоже выпускница Орловского худграфа, большой специалист по всемглинам в бывшем СССР. Без преувеличения можно сказать, что знает она их наощупь. Во многом благодаря ее усилиям и энергии открыли в местной детской школеискусств художественный класс, Анна Харитоновна передавала здесь детям секретысвоего мастерства. И вот – продолжает жить традиция. Лидия Михайловна ездила вЗагорск, в музей игрушки. Вот и конспект рукописи В.Н. Глаголева, которым мыздесь пользуемся – ее забота. Она всегда мечтала открыть в Новосиле экологическичистое гончарное производство – и польза, и красота, и занятость рабочих рук.Увы, административную машину «пробить» не удалось. А теперь уже и ЛидияМихайловна в возрасте, и энтузиастов таких здесь больше нет. А руководству –ему, наверное, все равно, чем руководить. Без гончарного производства – оно ещеи бесхлопотнее.
Лет 20 прошло, как ожила стариннаячернышинская игрушка. Вовремя успели. Была в то время жива еще одна мастерица.Татьяна Терещенкова, специалист отдела культуры администрации Новосильскогорайона так пишет в статье «Возвращение чернышинской игрушки» («Новосильскиевести», 29 ноября 1994).
В старину, говорят, в овраге, где былапрекрасная глина, жил в землянке беглый человек, который детям на потеху дасебе на радость делал игрушки-свистульки. Ремесло быстро распространилось поселу.
Игрушечный промысел был чисто женский.О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева, ксожалению, в марте этого года ушедшая из жизни:
«Собираемся. Кто сено косить, а кто заглиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, — тут и ходили.Глину принесешь, и вот бабки собираются, нары сделают – и кто какую сумеет,такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, ониобветриют. Ну два дня, а может три – когда как успеет.
А тут ямочки выроют, а в ямочки этипостановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночьпостоят, и они как раз звонкие выходят.
Потом остынут, вытаскивают, ставят их врядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками.Свистки делали, одну дырочку наскрозь, а то на боках слаживали. Делали на нашпраздник — Преполовение Пятидесятницы. К этому празднику выносили каждый свое,что сделал.
Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитяей посадишь, тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк –косы, да пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то было ина бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь – дюже уж хорошо было».
Один разговор этой старой женщины – ужепроизведение искусства! А сколько души и сердца было в тех игрушках, вобщем-то, конечно, на продажу деланных, но не на обширную же – а значит,сколько любви к тем, кто живет рядом, к землякам.
Игрушечное семейство.
Лет пятнадцать назад проходила в Орлевыставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловскаяправда», март 1994).
История сохранила имена самобытныхигрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 — 1990), Егора ЕгоровичаКрасова (род. 1905) – Плешково; Анны Харитоновны Афанасовой (род.1929), живущейдо сих пор в Новосиле, Александры Васильевны Семеновой (Кобельковой), родом изЧернышино (сейчас живет в Орле, певица, заслуженный деятель культуры РоссийскойФедерации, кажется, председатель обкома профсоюза работников культуры),коллекции работ которой были представлены на выставке.
В конце 17 — начале 18 веков вЛивенском уезде зародился гончарный промысел. По преданию, возник он в этихместах потому, что в распоряжении здешних крестьян было слишком мало пахотнойземли. Деревню обступали со всех сторон леса, земля была скудная, поэтому вэтом месте образовалась «плешина». Оттого и название у деревни – Плешково.Глина оказалась в этих местах замечательная: легкая в работе, с искоркамиблестящих вкраплений слюды, розовая после обжига. Вот и стали плешковцы изглины «тянуть» горшки да квасники, махотки да макидры. А для детишек лепили игрушки,чтобы не обидно было.
Сюжеты чернышинской игрушкитрадиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчина в основном изображается какприложение к коню.
Роспись чернышинских игрушек напоминаетоперение кукушки – чередующиеся полоски.
Роспись плешковской игрушки – свободныепятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха – некогда заключали в себеритуальное, обрядовое значение.
Называли мастерицы свои игрушкидомодельными, или «ляпушками».
Из поколения в поколение в каждой семьеот матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось искусство обработки глины,приемы росписи. Вот так же от своей бабушки Прасковьи Павловны Чумичевойнаучилась делать игрушки из глины Анна Харитоновна Афанасова. Игрушка была нетолько радостью, но и кормилицей. Еще до революции в Новосиле была такназываемая «Кукушкина ярмарка», куда съезжались люди со всей губернии торговатьглиняной игрушкой.
Расписывали игрушки соком лопуха,тертым красным кирпичом, почками тополя. Головные уборы и роспись одеждынапоминали крестьянские костюмы 19 – начала 20 века. наряд куклы-крестьянки былпростой – кофта да юбка в клетку, на голове кокошник. Девушка была с косой,одета в сарафан в полоску.
Живая глинка.
Приезжала как-то в Новосиль ВераСинюкова – кто она, история умалчивает. Но лучше ее, по-моему, никто не написало чернышинской игрушке. И я не хочу присваивать ее слов (Синюкова В. «Да неиссякнет источник души!». – «Новосильские вести», 25 июля 1997).
Разговариваю с людьми, интересуюсьрукотворной красотой, мастерицами-рукодельницами. Расспрашиваю, не сохранилисьли у кого старые картины с лебедями да русалками, а нахожу – Чернышинскуюигрушку. Здесь, в Новосиле, живет народный мастер Анна Харитоновна Афанасова –последняя, чьи руки и душа помнят традиции старинного народного промысла деревниЧернышино – глиняную расписную игрушку.
Чудо творчества. Нехитрые, казалось бы,персонажи выходят в новую жизнь, но такие близкие, памятные, теплые и уютные. Ирадуют они не только детей, но и взрослых, ибо напоминают об общечеловеческихценностях, красоте, дарят радость настоящую, от души – к душе, от сердца – ксердцу. Разве можно сравнить с бездушной китчевой (и в основном дорогой) игрушкойисполненных достоинства местных красавиц в народных одеждах. Бабы, барыньки скосами и убранными головками, различными украшениями и всем облачением,исполненным большого смысла, который для современного человека растерялся надорогах времени. А Анна Харитоновна помнит… Вообще весь рукотворный процесс помнит.И уже не глиняная игрушка, целый образ народа, времени, глубинная мудростьперед нами в этой глиняной бабе с младенцем на руках.
Скромный ракурс – всего несколькоцветов, штрихов, точек – народное искусство удивительно точно и лаконично всвоих приемах, немногословно. Народная простота и правда – в непритязательныхсвистульках, птичках, поросятах. Держишь в руках такую игрушку и думаешь: каклегко мы поддались на яркий, пустой чужеземный китч, променяли живую душу намашинную, разучились видеть в малом великое, в простоте – мудрость.
Задумываемся ли мы, сколько трудавложено в рукотворную вещь – вот в эту глиняшку, например. Для кого-то она –безделица, детская забава, а ведь за ней труд, да еще какой и не толькотворческий. Сначала глинку нужную отыскать надо, привезти, замочить, вычистить,промесить и отбить вручную, чтобы не липла, как масло маслилась – и все это слюбовью, лаская да приговаривая. Глинка-то ведь – она живая, она целебная, всеболезни из нас вытягивает. Свойство такое природное имеет, кстати сказать.
И вот, наконец, бесформенный комокначинает проявлять формы. Пальцы Анны Харитоновны ловко и быстро лепят головку,грудку, руки, укладывают лепешечки украшений, плетут косу, отсрочивают одежду.Три дырочки спичкой – и вот уже обозначилось лицо. И каждое – свой характер, образ,колорит. Теперь скульптуру надо высушить, сначала на воздухе, а затем в печи. Издесь – вот уж поистине духом, смекалкой и изобретательностью силен русскийчеловек – эта хрупкая и уже далеко не молодая женщина своими руками (и откудатолько силы взялись) из камня, кирпича и глины печь для обжига сложила.
Новосиль, куда ты несешься?
Богатые залежи глины способствовалиразвитию гончарного производства в селе Чернышино Новосильского района, началокоторому положили казаки, населившие эти места еще в 16 веке.
Характер промысла не требовал особыхприспособлений. По весне из оврагов приносили очень вязкую белую глину, хранилиее с год в погребе. Затем в открытой яме оборудовали горн, обжигали посуду.
Это то, что известно. А если пройдешьпо новосильскому парку (горсад он здесь называется) – чуть правее отцентральной аллеи и сегодня можно заметить характерный рельеф – вот где,говорят, кипело гончарное производство! Нигде и никем не описано.
Подобный изборожденный рельеф мывстречаем и на берегу Зуши у деревни Шенский Мост. Сейчас на остаткахкирпичного завода здесь, говорят, разводят страусов. Или планируют разводить. Ачуть дальше – к деревне Тюково – тут уж кирпичный завод не при чем. Что-тобезмолвно говорит о том, что и здесь была какая-то древняя «цивилизация».
Один любознательный москвич-дачник (ародом отсюда) раскопал в своем огороде «конные мины» — явно здесь было ихпроизводство. Сами изделия кованные, а времена – аж монголо-татарского ига:«минки» эти разбрасывали в реке вдоль брода, а когда монголо-татарские конникивъезжали в брод, лошади, наступая на торчащие острия этих изделий, падали тутже от боли. История!
И филимоновцы – не конкуренты.
Места одоевские — красивые,живописные, леса кругом богаты ягодами сочными, сладким, грибами, дремучиеовраги в орешниках непроходимых, звонкая, чистая речка протекает поблизости. Носамая главная невидаль в том местечке – глина, мягкая, пластичная, шестирасцветок – синяя, серая, желтая, белая, красная и зеленая. Лежала она почти поверху земли, гостей заезжих удивляя да навлекая на себя гнев местных жителей.
Это рассказ еще об одних соседях поигрушке — теперь филимоновской.
Люди к глине этой относились совсемнеприветливо, укоряли ее, ругали: из-за нее, многоцветной, урожая у них небывало никогда богатого.
Однажды появился в деревне беглыйФилимон. Он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. На ярмаркегоршки да махотки быстро в ход пошли. Отбою от покупателей не было. Как-тоФилимон сунул в карман глиняную игрушку, что слепил просто так, для забавы идырочку в ней проколупал, чтоб свиристела. Дунул в нее. Залилась звонкой песнеюигрушка. В другой раз побольше таких игрушек наделал — отбою от ребятишек не было.
Стали сами пробовать лепить, к Филимонуза советом ходить, за помощью. А тот охотно показывал:
- Разминай глинуусердней, не ленись. Да не силой налегай, только лаской и ловкостью еевозьмешь.
Так мало-помалу приучил народ здешний кнезнакомому делу.
Вскоре вырыли горны почти возле каждогодома – поделки обжигать. Выбирали место для них за огородами, под бугорками,чтоб ветру нельзя было зарождающийся огонь из горна сбить. А как пламя за силувозьмется, никакой ветер ему не страшен. Детишек сызмальства приучилисвистульки лепить. Малышам что попроще давали мастерить – собаку или утку. Аженщины брались за работу посложнее, раскрашивали игрушки горизонтальнымиполосками. Мужчины больше по гончарному делу хлопотали, сушили поделки, в горнеобжигали. Но главная их забота – материал, т.е. глину, доставить вовремя.
К нарядным, расшитым затейливымиузорами полотенцам, к занавескам да скатертям, связанным искусными руками,прибавились новые украшения – расписные свистульки, а в хозяйстве – глинянаяутварь. Игрушки-свистульки, посуду глиняную самых причудливых форм и росписейвывозили полными телегами в Калугу, Епифань, Тулу. Деревня та сейчас Филимоновозовется по имени того самого беглеца, пострадавшего во время крестьянскогобунта против жестоких хозяев.
Филимоновские игрушки не спутаешь ни святскими, ни с каргопольскими, ни с дымковскими: и по раскраске, и по форме отличаются.Вот они: и небольшие по размеру, высотой около семи сантиметров., и покрупнеесвистульки – все полосатые, яркие, веселые! Размеры, формы, раскраски соблюдаютсямастерами строго. Вот, например, баран – у него обязательно рога колечком, наулиток похожи. А у барыньки непременно утка под мышкой – она для свисткаприспособлена. Если доярка, то уж, конечно, при деле – корову доит или козу.Петушок – в гордом одиночестве. Курочка только в обнимку со своими цыплятами.
Форма игрушек особая, на первый взглядстранная. Все они как бы вверх вытянуты, будто к солнышку тянутся. Выглядят поэтомузабавно, от их упругих, гибких фигурок веет таинственной загадочностью
Как рождается красота.
Как сегодня делают в деревне Филимоновознаменитые игрушки?
Летом ими заниматься некогда, много делв полях… А к первому снегу, когда работы становится меньше, мужчины на всю зимузаготавливают глину, которую в деревне синикою зовут. По-настоящему она неочень синяя, близка к этому цвету, но и серым отдает.
Набрали глины, с песком да с водою еетщательно перемешали так, чтобы ни комочка, ни крупиночки не попадалось. Меситьнадо долго-долго, руками пробовать чаще – достаточно ли мягка? И вот уж «тесто»вязкое, тягучее, готово, можно лепить.
Но не только цветом своим примечательнаглина в Филимонове. Она слишком мягка, поэтому, когда изделие из нее сушат, невыдерживает она жаркого огня, трещинами покрывается. А в более прохладном местеигрушку сушить нельзя – рассыпаться может. Заглаживает мастер влажной рукой этитрещины, и невольно фигурка вытягивается.
Отделяет он от глины комочек, ровностолько, чтоб на свистульку хватило, потому что лепят ее из единого куска – всюот начала до конца. Вот только утку, к примеру, для барыни отдельно лепят иливсадника с конем – тоже по отдельности. Быстрыми точными движениями из глинысначала вроде колокол выделывают, потом, глядишь, вырисовывается фигурка барыньки,жеманная такая, чинная, локоток в сторонку, туда ей потом уточку просунут. Изследующего продолговатого жгута появляются копытца, ножки, вот и конь готов.
Не по одному разу пройдутся бережно поигрушке теплые, ласковые руки мастера: очень уж глина непослушна, так и стараетсявсе свои капризы показать. Свистулька, будто живая – только что подправили ее,пригладили, глядь, через какое-то время снова пошла трещинками.
Так и «ласкает» ее мастер подолгу,кропотливо, пока не присмиреет будущая игрушка, пока не станет гладкой, ровной,без единой задоринки – вот теперь с ней можно и дальше работать.
Чуть твердеет свистулька, снова за неепринимается мастер – надо чтоб она запела звонко, голосисто. Для этогодеревянной палочкой прокалывают в игрушке отверстие, прочищают его тщательно,осторожно, чтоб не попортить изделие. Если что-то в «голосе» том непонравилось, тут же палочкой подправляет отверстие и снова свистит…
В теплом помещении высохли поделки,можно их теперь обжигать.
Всю зиму лепят игрушки филимоновскиемастера да еще махотки, посудину всякую. Весною со своими изделиями спускаютсяпо крутой тропинке к горнам. Укладывают бережно все это туда, потом разжигаютберезовые дрова.
Разгорается огонь, такой жар вокругстоит, что подойти близко невозможно: горны накаляются добела, а над нимистолбом пламя висит. Температура до 700 градусов.
Всю ночь филимоновцы караулят у печейсвои будущие поделки. С гармошками, балалайками, с песнями хороводы водят –одеваются к такому событию по-праздничному…
Жар постепенно спадает, медленноостывают горны. С волнением и тревогой достают оттуда свои изделия мастера… Бывало,и черепки одни доставали.
После обжига глиняные изделия меняютсвой цвет – они становятся белыми с разными нежными оттенками: то розоватыми,то желтыми, то серыми… На такие свежие, только что обожженные свистульки краскалегко ложится… Всего 4 краски используют филимоновцы, а получается жизнерадостно,ярко. Даже если петухи дерутся, даже если жених с невестой осерчали друг надруга, все равно грусть не наводят – с юмором добрым, теплым сделаны они добрымиже руками.
Вот разложили перед собой краскимастерицы. К слову сказать, в прежние времена мало кто в деревне весной яичкоотведывал, все они шли на разведение красок. Пробовали мастера красить поделкииз состава местных трав, из коры деревьев, из особых сортов глины. Нополучалось блекло, невыразительно, да и недолго краска держалась на игрушке.Ныне придумали для мастериц анилиновые краски, которые разводятся лаком, ониустойчивы и по цвету ясные, сочные. Кисточки — из куриных перьев, ниточкойперехваченных.
Расцветок не так уж много: желтая,красная, синяя, зеленая. Кисточкой по фигурке – желтый мазок, а на него еще исиний положила мастерица – легкая зеленая полосочка образовалась. А коли посинему красным мазком пройтись – фиолетовый рождается. На желтую полоскукрасную наложить – оранжево получается… Подсохнет, и можно ее на выставкувезти…
Их руками и сердцами.
Сегодня – Евдокия Ильинична Лукьянова –член Союза художников СССР. Сама она почти и не смотрит на стол, разговариваетс собеседником, а руки будто сами по себе существуют, вылепливая, приглаживая,поправляя будущую свистульку. Игрушкой она с малолетства занимается. Лепила всяих семья – от детворы до стариков. Игрушка выручала в нелегкие голодные годы.Спрос на нее был всегда. Елена Кузьминична Евдокимова, член Союза художниковСССР. Виктор Федорович Склемин – гончар, ни у кого такие певучие кувшинчики неполучались, только у него. Певучие оттого, что стенки у них тоненькие,причудливой формы. И расписаны все по-разному. Многому он научился в детстве уДмитрия Ильича Дербенева…
Вот она лежит перед ним – глина,мертвая, маслянистая. Склемин мнет ее долго, упорно, побрызгивая на нее времяот времени водой. Вроде она уж и мягка достаточно, и пластична, так и скользитв руках, а гончар придирчиво ее перекинет с руки на руку – и опять давай еедубасить. Глина аж вся лоснится, блестит. И вот, наконец, он отделяет от кускаравные дольки – заготовки делает. Положил первую на гончарный круг, водойсмоченный, и даже пришлепнул его, вроде как закрепил. Крутанул круг, изавертелся круглый комочек быстро, стремительно.
На глазах меняется его форма,вытягивается, утоньшается. Ловкие пальцы мастера помогают поточнее закруглитьсявазочке… Совсем неуловимым движением Виктор Федорович пристроил руку внутритрубочки, раздавая ее вширь. А другая рука опять же помогала, тут же наподхвате оказалась. Руки будто в одно движение слились – только одна сверху, адругая изнутри, кажется, накрепко сжимает с обеих сторон заготовку, делаястенки сосуда все тоньше, даже страшно становится – вдруг прорвется отнеосторожного движения…
Вот круг замедлил свой ход, совсемостановился. Склемин подровнял что-то сверху, снизу подправил, теперь нужновазочку снять… Очень осторожно берет мастер изделие обеими руками с широкорасставленными пальцами и бережно пристраивает его в сторонке – пустьподсыхает. Окрепнет – тогда можно и обжигать.
Гончарное искусство – это не толькогоршки да махотки, это и вазочки, и кувшинчики, и тарелочки, и кружки сбокалами. Да мало ли чего может придумать настоящий мастер!
Заключение.
Так вот получилось, что разговор наш нагончарном деле да на игрушке зациклился. Да неспроста, наверное. Было времякак-то – ну, не было посуды в магазинах. Дефицит. Даже я помню, хоть и ребенкомбыла. А тарелки да чашки чайные имеют такое свойство – биться. И скоро чай питьне из чего станет. А тут приехала к родителям Лидия Михайловна, мамина подруга,и подарила нам несколько чашечек собственного изготовления. Пережили дефицит.
Гончарные изделия – они всегда вдомашнем хозяйстве нужны. Никогда не пройдет их время. А значит, производствоэто нужное, и всегда будет экономически оправдано. А игрушка, наверное, тожевсегда будет сопровождать изготовление посуды, как сопутствующий товар, каквозможность самовыражения мастера, как учебное пособие для будущих мастеров,как источник вдохновения, как радость для ребенка (хоть и кратковременная), какдолгое эхо прошедших эпох для истинных ценителей декоративно-прикладного искусства.И пока есть ценные глины в новосильской земле, может быть, время от временибудут рождаться здесь мечтатели, которым все-таки удастся когда-нибудь открытьместное гончарное производство.
Используемая литература:
Уткин П.И., Королева Н.С. «Народныехудожественные промыслы». Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк.,1992.
Костин В.Н., Бережнова О.В., БутримоваИ.В., Сальникова Э.В. «Фольклор земли Орловской». – Орел: Изд-во ОРАГС, 2004.
Глаголев В.Н. «Чернышинская глинянаяигрушка, ее история и производство». – Новосиль.1932-33 гг. (рукопись)
Дайн
Степанова Е. «Живое чудо народнойигрушки». – «Орловская правда», март 1994.
Макушев А. «Игрушка-свистулька –потешная забава». – «Орловская правда», 1993.
Третьякова Г. «Древний промысел». –«Орловская правда», 14 марта 1991.
Терещенкова Т. «Возвращениечернышинской игрушки». - «Новосильские вести», 29 ноября 1994.
Синюкова В. «Да не иссякнет источникдуши!». – «Новосильские вести», 25 июля 1997.
Рогов А.П. «Кладовая радости». – М.:Просвещение, 1982.
Маленькие чудеса. Очерки / СоставительН. Тарановская. – Л.: Дет. лит., 1981.
Хворостов А.С. «Чеканка. Инкрустация.Резьба по дереву». Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Каменева Е.О. «Волшебная глина». – М.:Малыш, 1983.
Бедник Н.И. «Хохлома». – Л.: ХудожникРАФСР, 1980.
Шкловская А.Б. «Игрушечные мастера». –М.: Малыш, 1988.
Журавлева З.М. «Филимоновские чародеи».– Тула: Приокское книжное издательство, 1987.
Кирпичникова И. «Красный башмачок». –Л.: Дет литература, 1980.
Утевская П. «История фарфоровой чашки».– М., Дет. литература, 1980.
Амоков В. «Волшебное дерево». – Тула:Приокское книжное издательство, 1988.
Русецкая О. «Прикосновение к истокам.Очерки о народных художественных промыслах России». – М.: «Молодая гвардия»,1987.