Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Становление низших форм поведения и психики

Как же начиналось и шло развитие психики и поведения уживотных?
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развитияпсихического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком,предложил А. Н. Леонтьев. Позднее она была доработана и уточнена К. Э… Фабрина основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнееназывать концепцией Леонтьева — Фабри.
Вся история развития психики и поведения животных,согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл. 6). Выделяетсядве стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Перваявключает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший,высший и наивысший.
Каждая из стадий и соответствующие ей уровнихарактеризуются определенным сочетанием двигательной активности и формпсихического отражения, причем в процессе эволюционного развития то, другоевзаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшениюприспособительной деятельности организмa. Эта деятельность,в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению еевозможностей, создает условия для азвития новых видов деятельности и формотражения. То и другое посредствуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуетсяпримитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейшихощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированногооргана, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметамивнешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти.
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, наотором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной„среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом ввиде представленараздражимость — способность.кивых организмов реагировать на биологическизначимые воздейст-вия среды повышением уровня своей активности, изменениемнаправления и скорости движений. Чувствительность как способность реагироватьна биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методомусловных рефлексов еще отсутствует. двигательная активность животных еще неимеет поискового, целенаправленного характера. Следующий, высший уровень стадииэлементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типакольчатых червей Двигательная активность совершенствуется и приобретаетхарактер целенаправленного поиска биологически полезных и избеганиябиологически вредных воздействий.
Виды приспособительного поведения, приобретаемые врезультате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаряестественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных,структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенныхорганических и поведенческих реакций.
Качественный скачок в развитии психики и поведенияживотных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяютсяв образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных,расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а неотдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденцияориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду синстинктами возникают и более гибкие формы при-способительного поведения в видесложных, изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитой оказывается двигательная активность,включающая движения, связанные с изменением направления и скорости.Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Всеэто происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, попредположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые видыбеспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень перцептивной психики включаетвысших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружитьэлементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач впрактическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность кнаучению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу вновые условия (в ограниченных, правда, пределах).
Наивысшего уровня развития перцептивной психикидостигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, ужеобразный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса.В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкогокласса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. Вдеятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, илиподготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чемприступить в ней к практическим действиям.
Наблюдается определенная гибкость в способах решения,широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животныеоказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо отналичных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстейорганами манипулирования становятся передние конечности, которые еще неполностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомо-ция).Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у нихпоявляется свой язык.
Сознание ибессознательное
Сознание не является единственным уровнем, на которомпредставлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко невсе, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознаетсяим. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления,процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожина осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. неосознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, такженазывают психическими.
Бессознательное начало так или иначе представленопрактически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховыеощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной ислуховой центральных системах.
Бессознательная память — это та память, которая связанас долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляетмышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека вданный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решениячеловеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая нанаправленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком впсихических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личностичеловека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек неосознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразныхнепроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений— ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательныхявлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятнымипереживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характераотносится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью ивоображением: сновидения, грезы, мечты.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения,требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается вдействие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные,интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когдачеловеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление напути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найтивыход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться безволевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации,содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленныхдействий.
Третий тип бессознательных явлений — те, о которыхговорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли,намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания подвлиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан споведением человека и его сознательной регуляцией.
Возникновение иразвитие сознания
Сознание человека возникло и развивалось в общественныйпериод его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно,за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к историичеловеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческогосознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийнаядеятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общенияи взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такогопродукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цельих сотрудничества.
Особо важное значение для развития человеческогосознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности.Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самогосебя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,представления и чувства людей материально воплощаются в предметах ихтворческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно каквоплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.
В начале своего развития сознание человека являетсянаправленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодарятому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимаетэтот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднеепоявляется рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек длясебя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадийразвития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить какрефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления ипостепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, всебольше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык,используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются всеболее глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаютсяв понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в руслекоторого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается всознании ее современников, и с изменением исторических условий существованиялюдей меняется их сознание.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалыс сайта www.shpori4all.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.