Реферат по предмету "Культура и искусство"


Разбор пьесы Николая Эрдмана "Мандат"

КУРСОВАЯРАБОТА ПО РЕЖИССУРЕ
Разбор пьесы НиколаяЭрдмана «Мандат»
Студента III курса режиссерского факультета
ВТУ им. Б. Щукина
Романа Михеенкова

Первое впечатление от пьесы я бы сформулировал как «барахтанье вбезвременьи». Осталось ощущение паники от непонимания героев, как приспособитьсяк чему-то пугающе-новому и желания уцепиться за что-то знакомое, родное, нонеактуальное.
Автор поместил простую схему комедии положений в зловещие предлагаемыеобстоятельства.
Эрдман никого не обличает, искренне любит своих персонажей, новозникающий второй план по первому впечатлению укладывается в формулу: толькотакое «дряблое» общество могло допустить появление такой абсурдной, непрофессиональнойвласти.
Это делает пьесу удивительно современной. Я регулярно наблюдаю, как навид приличные люди, довольно известные люди, люди искусства стремятся«прислониться» к нашей убогой дилетантской власти. Вылизывают ей отдельныеместа, иногда до крови. Я ни в коем случае не осуждаю их, более того, я сам припервом удобном случае проделаю то же самое, но… Наверное, именно поэтому я и выбралэту пьесу.
Так же от первого прочтения пьесы осталась довольно странная ассоциация:в Кракове на рыночной площади на Мариацкой башне каждый час играет трубач.Мелодия не доигрывается до конца – обрывается. Эта традиция имеетшестисотлетнюю историю: однажды трубач – дозорный заиграл мелодию «Гейнал»,чтобы предупредить город о нашествии татар, но не доиграл ее до конца, — татарская стрела пронзила его горло. Сколько раз игралась мелодия-предупреждениедля России?
Возвращаясь к вахтанговской формуле «время-автор-коллектив», признаюсь,что на данный момент у меня нет коллектива. Я предложу свое видениераспределения ролей, предположив, что выбранные мною актеры заинтересуются моимрежиссерским замыслом.

Актеры и роли
Павел Гулячкин – Марат Башаров
Надежда Петровна – Марина Голуб
Варвара – Ирина Пегова
Широнкин – Сергей Чонишвили
Настя – Анна Ковалева
Вишневецкая – Татьяна Орлова
Сметанич Олимп Валерианович – Роман Мадянов
Валериан Сметанич – Константин Хабенский
Анатолий Сметанич – Михаил Трухин
Автоном Сигизмундович – Игорь Золотовицкий
Агафангел – Михаил Пореченков
Степан Степанович – Андрей Панин
Фелицата Гордеевна – Наталья Рогожкина
Ильинкин – Игорь Верник
Жена Ильинкина – Дарья Юрская
Зархин – Карен Бадалов
Ариадна Павлиновна – Галина Тюнина
Тася и Сюся – сестры Кутеповы
Крантик Наркис Смарагдович – Михаил Богдасаров
Шарманщик – Игорь Скляр
Человек с барабаном – Сергей Селин
Женщина с попугаем и бубном – Мадлен Джабраилова
Извозчик – Сергей Степанченко

Предлагаемые обстоятельства начала пьесы
Волна репрессий и чисток. Ленин в телеграммах своим коллегам на Украине ив Поволжье писал: «… и ни в коем случае не пренебрегайте расстрелами».
Начало «наступления на капитал». На 11-ом съезде РКП(б) Ленин «запустил»механизм уничтожения НЭПа.
Гражданская война и интервенция.
Человек непролетарского происхождения постоянно живет в страхе, что заним сейчас «придут».
Одновременно, страшная власть еще не понята и не принята. Листая журнал «Мухомор»или газету «Красный перец» за 1923 год, приходишь к выводу, что к коммунистамотносятся с иронией и всерьез их не воспринимают. А Ленин (актер Малого театра)вообще позволяет себе фразы: «Мой псевдоним Ленин, потому что у меня жена Лена,а с этим мелким политическим авантюристом я не имею ничего общего».
Такими крайностями и обозначаются полюса предлагаемых обстоятельств: отиронии до животного страха.
В качестве исходного события я рассматриваю сговор Надежды ПетровныГулячкиной и Олимпа Валериановича Сметанича по поводу условий свадьбы ВарварыГулячкиной и Валериана Сметанича. Павел Гулячкин должен вступить в РКП(б).
Мотивации героев понятны: Гулячкина, опираясь на ценности еедореволюционной жизни, хочет выдать дочь замуж за достойного и обеспеченного человекаиз хорошей семьи, Сметанич пытается обезопасить свою семью, полагая, что«коммунист в приданое» — своеобразная индульгенция. При этом, надеясь на белуюармию и то, что «заграница нам поможет», он дистанцируется от большевиков(коммунист – брат невестки – родство неблизкое). Варвара имеет ясную цель –выйти замуж при своих весьма скромных внешних данных.
Событийный факт, который так же именуется сюжетообразующим событием, двигающийразвитие сюжета, происходит в финале третьего явления первого действия: Гулячкин,размечтавшийся о прелестях партийной жизни, заявляет о том, что он «человекпартийный» жильцу Широнкину. Таким образом, у него и его семьи нет пути назад.Если эта информация получит огласку раньше, чем Гулячкин вступит в партию, емугрозит расстрел. Сестра и мать, как родственники и соучастники, так же попадают«под статью». Над семьей нависла смертельная опасность.
Событийный факт, который так же именуется центральным событием,– Гулячкинпредъявляет фальшивый мандат широкому кругу людей. К этому ведет цепочкафактов, которые остаются «за кадром». Дело в том, что накануне началась втораяволна чисток рядов партии, о которой было объявлено на 11-й конференция РКП(б).Ужесточился порядок приема в партию, особенно это коснулось лиц непролетарскогопроисхождения. Я предполагаю, что о невозможности вступления в партию Гулячкинузнал от Уткина, после чего сделал себе фальшивый мандат, чтобы предъявить егоШиронкину, а затем уничтожить. Но в момент предъявления рядом оказалось многонароду. Таким образом, если до этого у Гулячкина были шансы вступить в партию инейтрализовать Широнкина, как угрозу, одновременно обеспечив приданое сестре,то предъявление фальшивого мандата большому количеству людей обострило ситуациюдо предела. Возникла так называемая «точка без возврата».
Главное событие, к которому ведет раскрытие подделки мандата, можносформулировать, как смертный приговор семье Гулячкиных. Тот факт, что в финале милицияне отреагировала на донос Широнкина, скорее говорит о том, что автор ненамеревался выходить за рамки комедии.
Сквозное действие пьесы – борьба за выживание в изменившемся мире.Контрдействие рождается из страха перед тем, что происходит вокруг, а выражаетсяв неуклюжих, внешне смешных и нелепых действиях персонажей, которые простохотят спасти свои семьи, свои жизни.
Основной конфликт пьесы – столкновение реалий и иллюзий в душе человека,выживающего в момент смены эпох. Можно рассуждать о том, что эти мещане и монархисты-романтикидовели страну до того, что к власти пришло воинствующее быдло, но рыба гниет сголовы. Эрдман не обвиняет их, не смеется над ними, он любит их и жалеет.Мотивации всех без исключения персонажей чисты и искренни. Со стороны этовыглядит, как желание усидеть на двух стульях. А на деле герои «Мандата» снежностью цепляются за каждую мелочь, напоминающую им их прошлое, очертя головубросаются в авантюру с восстановлением монархии, не продумав даже ближайшихшагов; одновременно пытаются обезопасить себя от новой власти, так же наивновыдумывая себе индульгенции.
Идея пьесы может быть сформулирована, как предостережение, как памятка«Что не надо делать выживающему в советской России». При этом я бы не сталсравнивать кажущуюся сатиру на доморощенных монархистов с описанным у Ильфа иПетрова «Союзом меча и орала». Эта пьеса, скорее, перекликается с набоковским«Истреблением тиранов».
«Мандат» — классическая бытовая комедия, в которой имеют место схемыкомедии положений. Каждый персонаж говорит на «своем», характеризующем егопроисхождение и социальное положение языке. Складывается впечатление «зарисовокс натуры», но это не шаржи и не этюды импрессионистов. Это глубокие, четкоочерченные характеры.
На мой взгляд, Эрдман не стремится что-то высмеять, кого-то обвинить или сделатьнекий шарж. Его предсказания перекликаются с предсказаниями Булгакова в«Собачьем сердце». «Второй план» в пьесе «Мандат» возникает абсолютно естественно,без каких-либо обличений: вы такие, вы это допустили, но вы в этом не виноваты.
Я не уверен, что стоит обвинять белорусов, которые терпят Лукашенко илирусских, терпящих нынешнюю власть за абсолютную социальную импотенцию. Мытакие, мы это допустили, мы в этом не виноваты. Может быть, это явление чистороссийское, человек сажает себе на шею дармоедов и не сбрасывает их, пока неподешевеет нефть? СССР развалился, когда американцы договорились с арабами процены на ту самую нефть, может быть, сейчас произойдет нечто подобное? Даже еслии произойдет, то не надолго. Как только нефть подорожает, мы посадим себе нашею новых воров, и будем искать возможность что-нибудь им лизнуть.
Самое удивительное, что за 85 лет (с момента написания «Мандата») ничегоне изменилось.
Действие пьесы протекает в атмосфере тревоги и постоянного ожиданиякатастрофы. Персонажи постоянно прислушиваются к происходящему за дверью, пытаютсявникнуть в подтекст даже самых обычных бытовых фраз своих партнеров.
Характеристики основных действующих лиц
пьеса комедия мандат эрдман
Павел Сергеевич Гулячкин – ленивый, праздный, недальновидный, необразованный,тщеславный, при этом добрый и искренний во всех своих проявлениях. Егопредшественников можно найти у Островского, Сухово-Кобылина, Фонвизина.«Неокончивший гимназию» — расхожая, но точная характеристика в русскойдраматургии. Такие персонажи начинают действовать только тогда, когда придумаютсебе приключения по собственной же глупости. «Приключение» Гулячкина грозитсмертью, поэтому его сверхзадача полностью совпадает со сверхзадачей пьесы.
Надежда Петровна Гулячкина – на первый взгляд – мещанский штамп. Носколько в ней трогательного и искреннего. Как она молится под граммофон, какона устраивает переодевание кухарки в императрицу. Это ее тоска по молодости,тоска по удобной, нормальной, спокойной жизни. Она пытается хотя бы намгновение вернуться в прошлое. Ее желание выдать дочь замуж на сына Сметанича –абсолютно естественное выполнение «программы матери». А в том, что она пытаетсяиз сына сделать приданое – скорее «материнский жест», чем мещанский расчет. Онапонимает, что он неспособен ни к чему полезному, к тому же мандат – охранная грамотадля их семьи, которая не так давно владела магазином.
Иван Иванович Широнкин – конфликтный персонаж, олицетворяющий собойугрозу. Хороший человек с фотографическим образованием, самолюбие которогозадето в непосредственной близости от объекта его внимания. Он бы не сталустраивать скандалов и доносов, сделал бы предложение Насте, получил бысогласие. Но автор поставил его в такие условия, что вынужден отстаивать своючесть. Одновременно, благодаря Широнкину, Эрдман предсказывает грядущее«стукачество», когда сосед доносит на соседа «с летальным исходом».
Настя – девушка 23-х лет. Именно столько было бы великой княжне АнастасииРомановой, расстрелянной в Екатеринбурге в июле 1918 года вместе с ее семьей. «Комедиюположений», связанную с переодеванием Насти в царское платье, сложно назватькомедией. Дело в том, что в двадцатые годы прошлого века тем или иным образомпроявилось тридцать самозванок, именующих себя Анастасией Романовой. Большевикисразу объявили о расстреле царя, но долго молчали о том, что расстреляли всюсемью.
Олимп Валерианович Сметанич – серьезный человек, умеющий мыслить нанесколько ходов вперед, но безнадежный монархист-романтик. В 1923 году не былоИнтернета, официальные СМИ говорили только то, что им приказывали, а слухи обармии Колчака и интервентах иногда вырастали за неделю из одного выстрела в разгромцелой дивизии. Людям так хотелось, чтобы советскую власть свергли, чтобыфранцузы «делегировали» нам царя. Даже прося в приданое коммуниста, ондистанцируется от новой власти на случай возврата старой.
Остальные персонажи так же мечутся между желанием вернуть старое, иневозможностью приспособится к новому.

Список литературы
Н. Эрдман«Мандат»
К.С.Станиславский Собрание сочинений т.4
Горчаков«Режиссерские уроки Станиславского»
Товстоногов«Зеркало сцены»
М. Кнебель «Отом, что мне кажется особенно важным»
Б. Захава«Мастерство режиссера»
Э. Бентли«Жизнь драмы»
Топорков«Станиславский на репетиции»
Ф. ФеллиниВомпоминания
А. Поламишев«Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы»
А. Мариенгоф«Мой век, мои друзья и подруги»
М. Волошин«Лики творчества»
В. Шершневич«Великолепный очевидец»
Журналы иеженедельники: «Бегемот», «Чудак», «Сатирикон», «Красный перец», «Мухомор»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.