Olaines 2. vidusskola
Разbeatые поколения
Zinātniskipētniciskais darbs kultūras vēsturē
Darba autors:
Olaines 2. vidusskolas 11.a klases
Skolniece Sandra Prusaka
paraksts
Zinātniski pētnieciskā darbavadītājs:
Olaines 2. vidusskolas skolotāja
Vizuālas mākslas skolotāja Irīna Sinicina
paraksts
Содержание
Содержание
Введение
Теоретическая часть 1.Культура.Понятие, функции,структура 2.Контркультура 3.Битники3.1.Состояние Мира на момент зарожденияконтркультуры3.2.Зачатие Бита3.3.Название
3.4.История
3.5.Наркотики
3.6.Гомосексуализм
3.7.Музыка
3.8.Литература
3.9.Буддизм – религия Бита3.9.Наследие
3.10.Постсуществование и Выводы
4.Хиппи.
4.1.Философия хиппи
4.2.Секс, Любовь и Хиппи
4.3.Наркотики
4.4.Мода хиппи и стиль жизни
4.5.Музыка
4.6.Активизм
5.Конец Волны. Хантер Томпсон и гонзо
Практическая часть
Описание методов исследования
Описание испытуемых.
Описание хода исследования
Описание результатов
Выводы
Использованная литература
Аннотация
Приложения
Введение
Внаучно-исследовательской работе на тему «Разbeatые поколения» я описываюфеномен контркультуры 40-х – 70-х годов США. Я выбрала эту тему потому, чтоэтот отрезок времени на Земном шаре был характерен выбросом огромногоколичества человеческой энергии – положительной и отрицательной, созидательнойи разрушительной, светлой и темной, и поэтому представляет для меня большойинтерес.
Любаякультура развивается через возникновение и обострение своих противоречий,ведущих к кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей культуройзападного общества, не являлась исключением. На место конформизма как ценности(«будь как все») пришла высокая оценка способности быть непохожим на других,жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.
Явлениеконтркультуры настолько многогранно и обширно, что можно невольно запутаться ипотеряться, следя за отдельными её ответвлениями и течениями, поэтому в концеконцов задаёшься вопросом: «А был ли во всём этом хаосе смысл?», поэтому явыдвигаю гипотезу:
Гипотеза: Повлияла ли контркультура 40-х –70-х годов США на общество и действенен ли такой протест в наше время?
Цели: 1.Изучить историю контркультуры;
2.Ознакомитьсяс философией контркультуры;
3.Изучитьтворчество представителей контркультуры;
4.Провестианкетирование для выяснения степени ознакомлённости учеников средней Олайнскойшколы № в проявлениях контркультуры.
Теоретическаячасть1.Культура.Понятия,функции, структураТермин«Культура» имеет более 500 оригинальных толкований.Если упростить, томожно сказать что Культура –это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных исоздаваемых нами. Культура – это нравственные, моральные и материальныеценности, умения, знания, обычаи, традиции.Вузком смысле культура трактуется в социологии как система коллективноразделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущихопределенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективноепрограммирование человеческого разума, которое отличает членов данной группылюдей от другой».Функции культуры:· Образовательно-воспитательнаяфункция. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания исоциологизации человека.· Регулирующаяфункция культуры. В ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцыповедения становятся частью самосознания личности. Можно сказать, что культурав целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек.Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в бытуи т. д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.
· Интегративная и дезинтегративнаяфункция культуры.Освоение культуры создает у людей — членов того или иногосообщества чувство общности, принадлежности к чему либо. Но сплачивая одних,она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества иобщности.
Массоваякультура является угрозой единице общества, угрозой для аутентичности, то естьумению быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями,способности быть самим собой в контактах с окружающими, что и является отличиемличности от толпы.2.КонтркультураКонтркультура — в широком смысле — тип субкультуры,отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры иотстаивающей свою альтернативную культуру. Контркультура обозначает такуюсубкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, нопротивостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.Возникновениеконтркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное.Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает толькочасть символического пространства данного общества. Она не способна охватитьвсе многообразие явлений. Необходимоотметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультурыиспользуется в двух смыслах: собственно, для обозначения социально-культурныхустановок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют вконкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежнойсубкультурой 50-х — 70-х годов, отразившей критическое отношение к современнойкультуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура»появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранниххиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку.
3.Битники3.1.Состояние Мира на моментзарождения контркультурыВойнабыла хорошо реализуемой ещё до того как США присоединились к конфликту.Поскольку США подготовились бороться, Рузвельт имел представление того, на чтодолжен походить послевоенный мир. 6 января 1941 г. он выступил перед членамиконгресса с речью, вошедшей в американскую историю как речь о «четырехсвободах»: свобода слова и высказываний, свобода каждого человекапоклоняться Богу тем способом, который он сам избирает, свобода от нужды,свобода от страха («что в переводе на понятный всем язык означает такоеосновательное сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство небыло способно совершить акт физической агрессии против кого-либо из своихсоседей»).Какконтрапункт к тем идеалистическим военным целям, большинство американцевсражалось за концепцию той доброй жизни, которую они помнили дома.Военныйкорекспондент Джон Херси однажды спросил молодого моряка за что же онбореться.После мимолетного раздумья солдат вздохнул и сказал: «Господи, что быя отдал за кусок черничного пирога!».Америкарешает испробовать своё новое оружие-атомную бомбу.Перваябомба, урановое оружие, названное «Little Boy», была сброшенана Хиросиму 1945 года 6 августа (убив 70.000 человек мнгновенно и ранив 70.000 ).Тридня позже 2 плутонивые бомбы «Fat Man» упали наНагасаки (убив 40.000 и ранив 60.000).СеменаХолодной Войны, доктрина Трумана, основание НАТО в 1949, увеличение властиправительства, попытки продвигать социальную реформу, дискриминация «цветных»(магазины«только для белых» и т.д.), дискриминация латино-американцев, борьба женщин заравноправие полов… так выглядел Мир на тот момент времени.Втаких условия произошло зачатие битничесва, «разбитого поколения», отвергающеготрадиционную мораль и общепринятые социальные ценности пуританского иконсервативного общества.3.2.Зачатие БитаДжонЧиарди в своей знаменитой статье: «Эпитафия разбитым», объясняя массовый успехбитников, писал, что «у молодёжи есть все основания для того, чтобы бунтоватьпротив нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половинеседьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой, исмотреть купленный в рассрочку телевизор, — такой образ жизни вряд ли можетпрельстить молодого человека».Таким людям противела жизнь человека-автоматаживущего и ненавидящего по расписанию.
Битникигероизировали спонтанность, Дзэн, марихуану, пейот, джин и кофе, дикиепутешествия на машинах; жизнь низов, безжалостную честность в превращениичастных чувств в общественное..«Нужно,чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщемутребованию потребления продукции, по которому люди должны работать радипривилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни кчему… они-узники потогонной системы, произвдства, потребления, работы,производства, потребления, передо мной встает грандиозное видение рюкзачнойреволюции, тысячи и даже миллионы молодых американцев скитаются по свету срюзаками за спиной, уходят в горы молиться, смешат детей и радуют стариков,молодых девчонок делают счастливыми, а старых – ещё счастливие, все они –Безумцы Дзэна, ходят и слагают стихи, возникающие в их головах просто так, безовсякой причины; тем, что они добры, совершая странные поступки, они заставляютвсех, все живые существа видеть вечную свободу...» — Джек Керуак.Битничествооформилось как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, увлекающаясядзэн-буддизмом, практикующая искусство медитации, эксперементирующая спсиходеликами, неистово творившая и ( что наиболее важно) думающая. Если кэтому прибавить протест ( активный протест) против американской внешнейполитики, американского «общественного мнения» и «общественнойморали», а также против святая святых — американского образа жизни, томожно понять, почему битничество-это протест интеллектуалов.3.3.Название'beat', в оригинальномуличном использовании: «исчерпанный», «на дне мира», «ищущий», «бессонный», «наивный»,«проницательный», «отвергнутый обществом», «сам по себе», «остроумный», «проворный».Beat GenerationДжек Керуакупотребил фразу «Beat Generation» в 1948, обобщая свойсоциальный круг, чтобы характеризовать андерграунд, нонконформистскую молодёжь,собирающуюся тогда в Нью-Йорке; название родилось в беседе с романистом ДжономКлеллоном Холмсом (издал ранний роман о битниках, названный “Go”, в 1952, нарядус манифестом в ”New York Times Magazine”: “This is the beat generation”). Прилагательное«beat» было введено в группу Гербертом Ханком, хотя Керуак расширил значениетермина. Другие определения, обсуждаемые Холмсом и Керуаком были «найденые» и «furtive» ( скрытый, тайный;неизбежный).Beatnik
Термин«битник» был выдуман Хербом Каном в «Хрониках Сан-Франциско» 2 апреля 1958,вероятно как игра на имени российского спутника «Спутник».Определение слова«битник» по Кану, предлагало, что битники были «далеки от мейнстримаобщества» и «возможно прокоммунисты».
Это,возможно, было намерением Кана изобразить «Бит поколение» как анти-американцев.Возражая против термина Кана, Аллен Гинсберг написал в «Нью-ЙоркТаймс» для порицания «грязного слова битник,» комментируя,", Если битники и не освещенные Бит поэты наводняют эту страну, они будутсозданы не Керуаком, а индустрией массовых коммуникаций, которые продолжаютпромывать людям мозги."
Новыйтермин Кана прикипел и стал популярным ярлыком, связанным с новым стереотипоммужчин с козлиными бородками и беретами, играющих на бонго, в то время какженщины, в чёрных ласинах, танцуют.
3.4.История
Движениебитников прошло несколько этапов: первичного зарождения (40-е годы), развития(конец 40-х — начало 50-х), становления(конец 50-х), расцвета( на рубеже 50-х –60-х), а также так называемого «пост-существования» (60-е годы).
Битникипоначалу были литературной группой — это была компания молодых писателей ипоэтов, не приемлющих эстетических установок «официального» искусства. Первыеписатели «Beat Generation» встретились в Нью-Йорке: Джек Керуак, АлленГинсберг, Уильям С. Берроуз, (в 1948) и позже (в 1950) Грегори Корсо.
Центральныефигуры (за исключением Берроуза) собрались вместе в Сан-Франциско в середине1950-ых, где они встретились и стали друзьями с писателями, связанными сРенессансом Сан-Франциско, такими как: Кеннет Рекскорт, Гэри Снайдер, ЛоренсФерлингетти, Майкл Маккльюр, Филип Валлен, Гарольд Норс, Лью Велч, и Кирби Дойл.Там они встретили много других поэтов, которые мигрировали в Сан-Франциско,потому что город имел репутацию нового центра креативности.В 1953году начинающий поэт Лоуренс Ферлингетти начал издавать небольшой журнальчикпод названием «City Lights»(«Огни большого города», аллюзияна знаменитый фильм Чаплина ), а через два года на Коламбус, центральной улицеСан-Франциско при издательстве был открыт одноименный книжный магазин, где истали продаваться первые книги битников, самые знаменитые из которых — сборникпрозаических фрагментов, эссе, новелл и медитаций Джека Керуака «В дороге» (1957)и поэма Аллена Гинзберга «Вопль» (1955).
3.5.Наркотики
Классическиечлены Бит Покления— как сказал Аллен Гинсберг, «круг вольнодумцев» —использовали множество различных наркотиков.
Вдополнение к алкоголю, обычному в американской жизни, они также интересовалисьмарихуаной, бензедрином и, в некоторых случаях, опиатами, типа морфия. Втечении времени, многие из них начали использовать психоделические наркотики,типа мескалина, яге (также известный как Ayahuasca), и ЛСД.
Большуючасть этого использования можно справедливо назвать «экспериментальной», частоони были вообще незнакомы с эффектами этих наркотиков, также присутствовали интеллектуальныеаспекты их интереса к наркотикам и простое преследование гедонистическогоопьянения.
3.6.Гомосексуализм
Помимопрочих качеств, резко выделявших битников среди городской буржуазии и дажесреди, казалось бы, близкой им творческой и университетской интеллигенции, былаих открытая сексуальность, причём не столько гетеросексуальность, сколькогомосексуальность, на что в США в те годы было наложено фактическитабу.Гомосексуализм был вне закона, во всяком случае, несмотря на многиереформы в западном обществе, его рассматривали не только как грех, но и какпреступление.
3.7.Музыка
Джази блюз для битников быстро стал главным культурным сопровождением — один изидеологов битничества Джон Артур Мэйнард говорил о джазе в таких терминах, как«новый завет» и «откровение». Речь чаще всего шла о бопе,который появился незадолго до самих битников и пробивал себе дорогу на сценучерез целые ушаты критических помоев, которые лились на него со всех сторон:один из критиков, Уинторп Сарджент, например, писал, что-де если негра сдетства воспитывать на хорошей музыке типа Бетховена, то он бросит своиварварские дудки и начнет слушать академические произведения. Так вот, бопсделал исполнителя почти священной фигурой и подарил битникам такие понятия,как одиночество в толпе и спонтанность.
3.8.Литература
Битникитяготели к бессюжетности, свободному стиху, метафорическому языку, шокирующейлексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний. Бит был построен назаимствованных ритмах, долгих витиеватых фразах без перерыва на вдох.
Битыследовали собственным лихорадочным призывам. Керуак написал ставшие знаменитымислова в романе В Дороге: «Единственные люди для меня — безумцы, безумные жить,безумные говорить, безумные быть спасенными… которые хотят иметь всё сразу,которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят,горят, горят, как сказочные римские свечи, взрывающиеся пауками среди звезд.». Самроман был написан за три недели в безостановочной кофеново-бензедриновом угарена 147-метровом рулоне бумаги без единого знака препинания.
«Перваямысль — самая лучшая,» — таково было правило Гинзберга.
Берроуз активно пользуется «методомнарезок» (cut-up method), о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта ихудожника, Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагаетсядадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть методаписателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью,расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты опроисходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую — личныевпечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг,читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущаякнига. Только, в отличие от дадаистов, Берроуз весьма скрупулёзно подходит ккомпоновке различных кусков и последующему редактированию текста. В заключениецитата самого Берроуза:
«Человек читает газету, и его взглядскользит по колонке в разумной аристотелевской манере — мысль за мыслью, фразаза фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, атакже осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка.»
«Поэзиядвадцатого века, подобно всем искусствам и наукам, перенесла центр тяжести наисследование-экспериментирование с тем самым материалом, из которого она состоит.Посколькулюбой человек глубоко внутри себя понимает, что все его видения и все егоистины в конечном счёте лишены содержания… следующим шагом должно статьисследование… движущей силы видений, то, что лежит в истоке истины, азначит-сами слова… а значит, использовать радикальное средство – полноеустранение содержания.» — Аллен Гинзберг, «Индийские Дневиники».
«Неттакой причины, из-за которой любая строка должна начинаться от левого полястраницы.Глупая привычка: будто все мысли в мозгу выстраиваются в шеренги, какпризванные в армию новобранцы.Начнём новую мысль на краю и органическипроследим за её развитием, как с неё слетает вся шелуха, выявляя её форму,когда одна ассоциация связана с другой, с прыжками-пробелами, указывающими насвязи и разрывы между веще-мыслями, ломаный синтаксис, чтобы указать наколебания и провалы в мыслях –ГРАФИЧЕСКИ показывая движение ума… Это проще,чем деспотичная форма сонета, ведь человек никогда не думает посредствомдиалектически застывших форм катрена или сиснтетических форм сонета: но нашемышление работает, используя блоки ощущений и образов.» — Аллен Гинзберг,«Индийские Дневники».
3.9.Буддизм– религия Бита
Буддизм,древняя и в высшей степени философическая азиатская традиция, был религией Бита.Он начал влиять на жизни главных нью-йоркских Бит авторов в середине 1950-ых,когда Джек Керуак и Аллен Гинсберг начали интересоваться им. Керуак и Гинсбергначали свои поиски, читая книги в библиотеках, но когда они мигрировали кКалифорнии, начали воплощать буддизм в жизнь (главным образом Дзэн),вдохновленные Гэри Снайдером (битник, больше всех связанный с буддизмом) иКеннетом Рекскортом.
Буддизмизменит жизнь любого, кто начинает понимать его, и все работы, которые Кероуакнаписал после середины пятидесятых, особенно «Бродяги Дхармы» и «Биг Сур»,могут интерпретироваться как буддийские притчи. Работы Гинсберга – подвергалисьне меньшему влиянию Буддистской мысли.
Четыреавтора 1950-ых, Салинджер, Керуак, Гинсберг и Гэри Снайдер, представляют четырепленительных окна в путь этой мысли.3.10.Наследие
Гинзбергхарактеризовал некоторые из существенных эффектов творческого Бит-движения вследующих сроках:
· Духовноеосвобождение, сексуальная «революция» или «освобождение»,то есть, гей-освобождение, несколько катализируя женское освобождение,освобождение чёрных, активность Серой Пантеры.
· Освобождениеслова от цензуры.
· Демистификацияи/или декриминализация гашиша и других наркотиков.
· Эволюция ритма иблюза в рок-н-ролл как высокую художественную форму, как свидетельствуетсяБитлз, Бобом Диланом, и другими популярными музыкантами вдохновленными впоздние пятидесятые и шестидесятые поэтами и писателями Бита.
· Распространениеэкологического сознания, подчеркнутого вначале Гэри Снайдером и МайкломМаккльюр, понятие «Свежей Планеты.»
· Оппозициявоенной-индустриальной машинизированной цивилизации, как подчеркнуто в работахБерроуза, Ханка, Гинсберга и Keруака.
· Внимание к тому,что Кероуак назвал (после Спенглера) «второй религиозностью»развивающейся в пределах передовой цивилизации.
· Возвращение квысокому оцениванию индивидуальности вопреки государственному единообразию.
· Уважение к землеи местным народам и существам, как объявлено Керуаком в его лозунге «ВДороге»: «Земля — индийская штука.»Кинематограф.
Кажущаясяхаотичная спонтанность Роберта Олтмана многим обязана Биту, равно как ичерно-белые медитации Джима Джармуша и ловкий неаффектированный фильм РичардаЛинклэйтера «Лодырь». А каждое дорожное кино, от ярких и наглядных (Тельма иЛуиза, Что-то Дикое) до инертных (Калифорния), рабски следуют пикареску «ВДороге».
«Берроуз— один из кирпичей моего письма,» — говорит сценарист и режиссер Гас Ван Сент.— «Когда я располосовал три законченных сценария и совместил их у себя вкомпьютере, чтобы сделать MyOwnPrivateIdaho, — это именно то, что сделал бы он. Это какая-то магия: это как кидатьглавы в урну, а затем наобум вытаскивать их одну за другой. Этот методпозволяет вселенной диктовать тебе, а не твоему собственному думающему разуму.»
Литература.
Влитературе, как это ни странно, последователей Бита найти сложно. Музей Уитниопределяет, например, Пола Битти как «молодого поэта, сформировавшегося подвлиянием бит-культуры.» Сам же Битти заявляет: «Движение на меня не влияло.»Поэт Спарроу так же осторожен. «Я трудился, чтобы бунтовать,» — говорит он. —«Меня интересуют ясность и четкость, а не их бредящий стиль. Но все этиредакторы говорят мне, что я слишком битов. Может, они и правы; тогда я,наверное, битник третьего поколения. Это ужасная доля.» Современным поэтам,утверждает Рон Колм(ООНевыносимый)), нужно «очистить чрезмерно слюнявоепсихическое пространство Битников, чуть-чуть прикончить папочку» — как этосделали сами Битники, махнув литературный модернизм на джаз.Музыка.Битимел большое влияние на Рок-н-ролл, включая главные его фигуры, такие какБитлз, Боб Дилан и Джим Моррисон. Имидж мятежной рок-звезды во многом аналогиченобразу Бита. Вот — несколько примеров их причастности к Рок-н-роллу и другимформам поп-культуры:· Однаиз причин по которой «the Beatles» использовали вназвании букву «a» («жуки»-«beetles») это то, что ДжонЛеннон был поклонником Керуака.· БобДилан признает, что очень многим обязан Керуаку и Гинзбергу, как в своемгаллюцинаторном языке, так и в нежелании повторять дубли при записи.· ДжимМоррисон называет Керуака самым важным вдохновителем.Также он учился поэзии уФерренгетти.( Клавишник Рэй Манзарек говорит, что «The Doоrs» никогда несформировались бы, если бы не Керуак.· Гинзбергбыл другом, а Кэссиди членом «Merry Pranksters» (литературнаякоммуна) Кена Кизи, которая также включала членов рок-группы «the Grateful Dead».3.10.Наследие· Гинзбергработал с панк-группой «The Clash». Берроуз работалс группами «Sonic Youth»( «Битники повлияли на нас оченьсильно в смысле радости манипулирования языком,» — говорит гитарист Соник Ют ЛиРанальдо. — «А также в использовании нашей собственной жизни в качествепредмета изображения и в нашем лишенном иллюзий взгляде на современнуюжизнь.»), «R.E.M.», Куртом Кобейном(Курт Кобейнвыпустил компакт-диск с Уильямом Берроузом, перед которым также преклонялисьпанки (Патти Смит ставила его «наверх, рядом с Папой Римским»)), «Ministry», и другими.· Боноиз «U2» говорит о Берроузе как о главном вдохновителе, Берроузмимолётно появился одном из «U2» видео.· Терминхэви-метал впервые появляется в романе Берроуза «Экспресс „Сверхновая“» 1964года.
3.11.Пост-существованиеи Выводы
Битникивзяли слишком высокий «аккорд», их протестующие голоса были такгромки, так надрывны, что в конце концов сорвались на фальцет. Они смоглипредложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которогоони сами себя выгнали, — уход от него, уход в себя, в «другие сферы»,в дзен-буддизм, в«радостную преступность»(Дж.Керуак), ввызывающе-нарочитую гомосексуальность и наркотики (У.Берроуз, провозгласивший,что «лучший Выход это Вход»)...
«Мненравится слышать, как имя Керуака упоминается как символ путешествий, как символпроживания жизни, как она есть,» — говорит художник Джек Пирсон, чьи фотографиии бриколажи полны образов дорожных странствий и печальных мотелей. — «Как иКеруак, я думаю, что мое искусство на стене — просто почтовая открытка отжизни, которая и есть реальное искусство.» Однако, проясняет Пирсон, «при этоммне вовсе не хочется садиться и читать его книги».
Битникиодержали триумф не сколько как литература, сколько как зажигательнаяметафора… чего-то.
Битинтерпретируется настолько легко потому, что находится внутри: он —состояниесознания. Он не вызывает в памяти никаких физических объектов, а наша культуравоспринимает все визуально (мы поверим, что по-настоящему узнали Битников, кактолько кино Копполы выйдет на экраны). Сами битники,фактически, часто стремились к тому, чтобы быть в центре внимания. То, чтоБерроуз появлялся в рекламных роликах фирмы Найки, что Гинзберг продал своиархивы (включая обрезки бороды и пару старых теннисных тапочек) УниверситетуСтэнфорд приблизительно за 1 миллион долларов, или то, что Керуак толокся налитературных конференциях, жадный до признания, не должно удивлять нас.«Вероятно, все, что останется… это сыпь испаряющихся анекдотов, да несколькосерьезных работ, что были все-таки произведены на свет,» — писал Джон КлеллонХолмс. — «Мы заплатили за дерзость окрестить себя «поколением».»
4.Хиппи4.1.Философия хиппи
«Хиппи– это лейбл, навешенный истеблишментом, на глубокий, невидимый, скрытыйэволюционный процесс. На каждого босоногого хиппи в фенечках и цветахприходятся тысячи невидимых участников андеграунда. Людей, чьи жизни настроенына их внутреннее видение. Тех, кто выпал из этой телекомедии АмериканскойЖизни.» Тимоти Лири (Политика экстаза) 1967Бытьхиппи значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми,идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любитьзначит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражатьсебя. Путь хиппи – путь ненасилия.
«Если хочешьбыть свободен – будь, потому что есть миллионы вещей, кем ты можешь быть.» КэтСтивенс (Если ты хочешь петь)
«Мненравятся идеи о разрушении и свержении установленного порядка. Меня интересуетвсе, что касается мятежа, беспорядка, хаоса, особенно деятельность, в которой,казалось бы, нет смысла. Мне кажется это дорогой к свободе – внешней свободе,которая ведет к свободе внутренней.» Джим Моррисон
«Тысоздаешь свою собственную реальность.» Сетх (Послания Сетха)«Мывсе хотим изменить мир» Битлз4.2. Секс,Любовь и Хиппи
Какдети, выросшие в Америке 50’х и начала 60’х годов, в которых секс был темойзакрытой, а любовь была тем, что как в сказке происходит в одно мнгновение(любовь с первого взгляда, брак, дети, все счастливы) или как долго растущеечувство, которое приходит со временем (только очень жди).Этот недостатокобщения между родителями и детьми помог создать разрыв между поколениями.
«Сексполон лжи. Тело пытается сказать правду, но оно сковано правилами. Ложью мыкалечим сами себя. Большинство людей даже не представляют, что они теряют. Нашеобщество установило контроль над высшей ценностью, над нашими чувствами. Оновысмеивает примитивные культуры и гордится собой за подавление естественныхинстинктов и побуждений» />Джим Моррисон
Желаниеобсудить эту тему возникло в результате уже происходящей Сексуальной революции.Секс был повсюду, а средства массовой информации лишь обыграли это. В газетахстали появляться объявления сексуального характера, как только агентствапоняли, что секс продается. Зарубежные фильмы, как, например, «Мне любопытно»,и собственный американский фильм «Глубокое горло» своей непристойностью бросиливызов закону и проложили путь порно индустрии.
Следомпришел символ женской сексуальной свободы (или рабства) – мини-юбка! СозданнаяМери Квант в 1965 и ответственная за громадное повышение продаж колготок. Напару с полупрозрачными блузками на голой груди, неудивительно, что все этопривело к сексуальной революции.
«Если этоприятно – делай это!»Этареволюция в сексуальных взглядах была более чем реакцией на пуританскую мораль50’х и начала 60’х. Для хиппи настоящая свобода значит полное освобождение отвсех социальных запретов.
«Все,что тебе нужно – это любовь!» БитлзКонцепцияСвободной любви, согласно убеждениям хиппи, значит, что ты свободен любить когоугодно, где угодно, когда угодно. Это способствует спонтанной сексуальнойдеятельности и экспериментам. Групповой секс, секс на публике, секс снесовершеннолетними – все табу были отброшены. Это не значит, что обычный сексмежду двумя взрослыми или моногамия отсутствовали совершенно, совсем наоборот.Тем не менее, открытое отношение стало неотъемлемой частью образа жизни хиппи.Это значит, что можно иметь отношения в основном с одним человеком, но еслидругой привлекает тебя, ты можешь развить эти отношения без злобы и ревности.Для хиппи секс был чем-то спонтанным.
«Тринеизбежных цели, которые ты достигаешь от употребления ЛСД – это познать ивозлюбить с Бога, познать и возлюбить самого себя и познать и возлюбитьженщину.» Тимоти Лири, интервью для «Плейбоя», 1996
Самое важное,что психоделические наркотики и особенно ЛСД непосредственно ответственны завысвобождение хиппи от их сексуальных комплексов. Путешествие под ЛСД – этобесконечно тяжелый для души эксперимент, который сметает защиту собственногоэго, оставляя человека в крайне остром и чувствительном положении. 4.3.Наркотики
«Если тыпомнишь шестидесятые – ты там не был.»
«В 1960’ххиппи, в массе своей, предприняли самый большой бесконтрольный экспериментупотребления наркотиков, который когда-либо знало человечество. В те дни небыло чем-то необычным принять таблетку с одной только мыслью: «Ты проглотишьее, и станет клево». Ты доверял своему другу, такому же хиппи, и хотел улететь,и пережить новый опыт. Это была свобода. Это был бунт. Это было круто. Мыоткрыли, что ящик Пандоры полон наркотиков!»Скит Стоун
Излабораторий фармакологических компаний с избытком поступали новые видынаркотиков – ЛСД25, ДМТ, Пурпурная дымка, MDMA (Экстези), Оранжевый солнечныйсвет, синтетический мескалин, псилоцибин, STP и многие другие. Чистота ивоздействие этих наркотиков становились сомнительными по прошествию некотороговремени, когда беспринципные дилеры решили нажиться на моде на наркотики. Наряду с метамфетамином, кокаином, марихуаной и даже героином хиппи пробоваливсе, что попадалось им под руку.
Призыв Тимоти Лири к молодежи сформулирован в его знаменитомлозунге «Включайтесь, настраивайтесь, выпадайте!» (Turn on, tune in,drop out!), ставшим центральным догматом культуры хиппи. Последняя из этихзаповедей, «выпадайте», была призывом к бегству от буржуазной жизни, ктому, чтобы повернуться спиной к обществу, бросить школу, институт, работу, иполностью посвятить себя истинной внутренней вселенной, изучению своей нервнойсистемы, после того, как она открывалась при помощи ЛСД. Этот призыв большевсего выходил за психологические и религиозные рамки, и поэтому имел социальныйи политический смысл.Модана цветастую одежду, несколько направлений искусства и, конечно, невероятноеизлияние музыкальных талантов в шестидесятых были непосредственным результатомвоздействия психоделических наркотиков. 4.4. Мода хиппи и стильжизни
Вшестидесятых хиппи без всякого предупреждения перевернули моду с ног на головуи вывернули наизнанку. Они принесли тайфун новых стилей и красок в моду,которых никогда раньше не было. От Хайт-Эшбери до Лондона и Катманду, хиппивзяли моду в свое психоделическое путешествие.
Правиломмоды шестидесятых было – нет никаких правил. Все уходило как можно дальше отбесцветных, консервативных стилей начала 60’х. Причина того всплеска в том, чтомода хиппи позаимствовала многое из традиционных стилей Индии, Непала,Центральной Америки, Бали и Марокко.Ниодин, уважающий себя хиппи никогда бы не надел одежду с логотипом какой-нибудькомпании. Среди хиппи это считалось полным маразмом. Индустрия мод рассматривалась,как часть машины капиталистической пропаганды, которая заставляет работать доизнеможения, чтобы потреблять товары последней моды.
Назапахи тоже была мода. Благовония наполняли воздух, где бы ни собирались хиппи.Дети цветов должны и пахнуть соответственно: лавандой, розой, гарденией идругими цветочными ароматами. Патчоули был вероятно самым распространенным,поскольку скрывал запах марихуаны. Сандал и маск были популярными ароматами длямужчин.
Бродвейскиймюзикл «Hair!» был отмечен не только за своючудесную музыку, но и за большую сцену с обнаженными людьми. Ходить голым этоодна из свобод, которую открыли хиппи.
«Будучи вобуви я часто чувствую параною, чувствую себя обиженным, озлобленным имстительным. Мир представляется местом, где собака жрет собаку. При ходьбебосиком происходит самое глубокое преображение. Я нахожу невозможным удерживатьэти негативные эмоции и становлюсь дружелюбным, великодушным, смиренным – вмире с самим собой и радуясь, что я тот, кем являюсь. Я начинаю самовыражатьсявместо того, чтобы прятаться.»Джон, Босоногий пилигрим4.5.МузыкаМузыкапомогала хиппи самовыражаться эмоционально, духовно, политически. Музыка можетутверждать, давать голос движению и даже объединять. В то время как хиппиисследовали свой внутренний мир, музыка вела их в поиске смысла.
Вначале шестидесятых музыка превратилась в нечто большее, чем просторазвлечение. Теперь это была музыка с посланием. И те послания, которые пелинаши поэты, помогли нам определиться с важнейшими вопросами и событиями,которые касались всех нас. Они побуждали нас действовать. Эти песни оказываливлияние на сознание не только хиппи, но и всего общества в целом. Тем или инымспособом они проникали в самую душу, заставляя нас думать, мечтать ичувствовать себя единым народом.
Рождаетсяновое направление в музыке — психоделик рок, сложная, экспрессивная музыка,сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно супотреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, со временем,стал имитировать действие галлюциногенов.4.6.Активизм
Противядерного оружия. «Никтони хотел взглянуть в лицо реальной опасности ядерной войны. Нам самим пришлосьоткрывать ее и обращать на нее внимание старших. Отрицание возможныхпоследствий войны нашими родителями превратилось в гнев нашего поколения.»СкитСтоун. Усилиями хиппи вступил в действие Договор ядерного нераспространения.За гражданские права.Мартин Лютер Кинг своимивыступлениями призывал добиваться равенства мирными путями. Его речи далиэнергию движению за гражданские права в обществе — начались марши,экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее. В итоге был созданАкт о правах, одобренный и принятый Конгрессом.
Противвойны в Вьетнаме. СДО(Студентыза демократическое общество) организовали первые курсы о Вьетнамской войне вУниверситете Мичигана. В следующем месяце СДО провели первый антивоенный марш вВашингтоне. В нем приняли участие свыше 25.000 человек, включая таких певцов,как Фил Охс, Джоан Баез и Джуди Коллинс. 21 и 22 октября 1967 года 35.000участников антивоенной демонстрации штурмовали Пентагон. Их встретилислезоточивым газом. В конечном счете, все демонстранты уселись напротивПентагона и собравшихся военных сил (военной полиции). Протестующие пели песни,скандировали, слушали речи выступающих. Многие демонстранты подходили ксолдатам и говорили им о мире и любви. На одном знаменитом фотоснимке молодойчеловек вставляет цветок в дуло винтовки солдата. Когда ночь сменила день,некоторые солдаты перешли на сторону демонстрантов.15 апреля огромныйантивоенный протест в Нью-Йорке собрал 400.000 человек (число равное количествусолдат во Вьетнаме в тоже время), которые прошли от Центрального Парка доОрганизации объединенных наций. Среди выступающих были Мартин Лютер Кинг младший,Стокли Кармайкл и доктор Бенджамин Спок. 15 октября 1969 полмиллиона людейвышли на улицы США с мирным протестом во время первого вьетнамского моратория.Месяцем позже 500.000 человек участвовали в самом крупном антивоенном марше завсю историю США, проходившем в Вашингтоне.
Освобождениеженщин. Женщины ссамого начала были основательно вовлечены в антивоенное движение. Они помогалис организацией, вносили деньги, участвовали в маршах, скандировали и попадалипод арест, как и все остальные. Но у женщин, вдохновленных движением загражданские права, была и своя собственная цель – борьба за свои права.
Движениеза экологию. Былпринят Акт национальной политики в отношении окружающей среды (NEPA) и объявлен первый День Земли. Этоключевое событие, привлекшее к себе 20 миллионов человек, повысилоосведомленность людей в том, как используется планета и как уменьшить наносимыйэкологии урон. Было организовано Агентство защиты окружающей среды (EPA), вфункции которого входило наблюдение и уничтожение токсичных отходов.
5.КонецВолны.Хантер Томпсон и гонзо
ХантерСтоктон Томпсон американский журналист и писатель, вестник контркультуры, ставшийфигурой Мировой величины после романа «Страх и Отвращение в Лас Вегасе»,ставшим реквиемом по эпохе контркультуры. Он признан как создатель гонзо-журналистики.Также известен продвижением и использованием психоделиков и других изменяющихсознание веществ (и в меньшей степени, алкоголя и огнестрельного оружия),борьбой за свободу мысли и действий, иконокластическим презрением кавторитаризму.
«Гонзо-это стиль описания жизни людей. Не важно какое событие происходит и на что онобудет влиять, главное не оно, а эволюция души автора, от полного оскотиниваниядо божественного прозрения. Событие лишь фон, обрамление к происходящему, ононе важно, но без него невозможно гонзо. Они существуют неразрывно, как паразити организм. Организм- гонзо журналист, паразит событие, да именно так, несобытие создает журналиста или писателя, а писатель создает событие.» Профессорлитературы Стенфорда Уильям Лири
Карьера Томпона как штатногокорреспондена закончилась в 1965-м, но свой последний заход на этом поприще онсделал в апреле 1975-го, отправившись во Вьетнам обозревать окончание 40-летнейвойны, бывшей фетишем американской контркульутры, о которой им было стольконаписано. Эти репортажи опубликовали только в 1985-м, и они говорят о падении«парижа Востока» больше, нежели все военные отчеты, вместе взятые. Хантербезжалостно вынес на читательский суд всю кухню журналистских разговоров во времяпоследних дней американского присутсвия во Вьетнаме.Первымрепортажем, который окрестили «гонзо», стал знаменитый скандальный отчёт оскачках в Лиусвилле в 70-м – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», где онбольше писал о так называемом «белом отребье», местных маргиналах, нежели олошадях. Он даже не упомянул победителя. Беспробудно пьянствуя и «отрываясь пополной химической программе», Хантер умудрился записывать время от времени –обрывки мыслей на салфетках, обёртках, счётах, а когда подошёл срок сдачистатьи, он их послал издателю – статья появилась в печати. Билл Кардосо в 1970 году, прочитав «Дерби...», послал ему следущее письмо:«Idon't know what the f*** you're doing, but you've changed everything. It's totally gonzo» ( «Я незнаю, какаого хрена ты так делаешь, но ты изменил всё. Это полное гонзо»).Через какое-то время, когда Томпсон вырос в фигуру мирового маштаба, слово«гонзо» включили в Оксфордский словарь английского языка.
В октябре-ноябре 1971-го,«омерзительного года Господа нашего», на страницах журнала «Роллинг Стоунс» вдвух номерах появляются главы из романа «Страх и Отвращение в Лас-Вегасе: Дикоепутешествие в сердце Американской Мечты» с иллюстрациями Ральфа Стэдмэна. ХантерТомпсон выбросил труп Американской Мечты.
Книга в твердом переплете (сдополнительными иллюстрациями Ральфа Стидмана) была издана «Рэндом Хаус» вследующем году и была объявлена «Нью-Йорк Таймс» как «безусловнолучшая книга за всё время наркотического десятилетия» и «убийственнойэпохальной сенсацией» писателем Томом Вулфом.
Сюжет таков: журналист РаульДьюк(Хантер Томпсон) и его адвокат Др.Гонзо(Оскар Зета Акоста) совершаютпутешесвие в Лас-Вегас в 1971-м, чтобы написать репортаж о мото-гонке«Минт-400» для Sports Illustrated и наслаждаться случайными каникулами.Дьюк и Гонзо переживают заключительные дни контркультуры с помощью наркотиковтипа ЛСД, кокаина, мескалина, и марихуаны. Томпсон описывает свою «химическую»конфронтацию с полицейскими, барменами, гостиничными администраторами, крупье,официантками… Герои находяться в полубредовом состоянии, постоянногаллюцинируя.
«Историю трудно понять до конца, и все из-за этой продажной хреноты, но даже если не доверять «истории», вполне уместно будет предположить, что время от времени энергия целого поколения вырывается наружу в восхитительной яркой вспышке, причин которой никто из современников по-настоящему не может понять, и, копаясь в прошлом, они никогда не объясняют, что же на самом деле произошло...
Безумие творилось во всех направлениях, каждый час. Если не через Бэй, то вверх к Золотым Воротам или вниз по 101-ой к Лос-Альтос или Ла Хонде… Ты мог отрываться где угодно. Это было всеобщее фантастическое ощущение, что все, что мы делаем, правильно, и мы побеждаем...
И это, я полагаю, и есть та самая фишка — чувство неизбежной победы над силами Старых и Злых. Ни в каком-либо политическом или военном смысле: нам это было не нужно. Наша энергия просто преобладала. И было бессмысленно сражаться — на нашей стороне или на их. Мы поймали тот волшебный миг; мы мчались на гребне высокой и прекрасной волны...
И сейчас, меньше пяти лет спустя, можешь подняться на крутой холм в Лас-Вегасе и посмотреть на Запад, и если у тебя все в порядке с глазами, то ты почти разглядишь уровень полной воды - ту точку, где волна, в конце концов, разбивается и откатывает назад.»
Практическая часть
Описаниеметодов исследования
Длянаписания научно-исследовательской работы на тему «Разbeatые поколения» было выбрано несколько методов исслеводания– анкетирование, изучение работ битников и Хантера С. Томпсона. Анкета состоялаиз семи вопросов, на шесть из которых нужно было ответить «да» или «нет», напоследний вопрос нужно было высказать своё мнение. Для изученияконтрреволюционной литературы было прочитано три бит-книги, а также две книгиХантера С. Томпсона.
Описаниеиспытуемых
Ванкетировании принимали участие 53 ученика 11-12 классов Олайнской среднейшколы №2. Все испытуемые с пониманием отнеслись к автору этой работы, в 12аклассе с интересом расспрашивали о теме и целях моей работы, отвечали быстро,эмоционально обсуждали вопросы и комментировали их, в 11а классе испытуемые также проявляли интерес к теме моей работы и серьёзно отнеслись к выполнениюсвоей задачи, ученики 11б класса отвечали на вопросы в тишине и с предельнойсерьёзностью. На последний вопрос некоторые из испытуемых затруднились ответитьи либо не писали ничего, либо отвечали «незнаю», такие ответы приравнивалисьответу «ничего»( т.е. всё устраивает).
Описаниехода исследования
Анкетированиепроводилось 24 января 2008 года в Олайнской средней школе №2, во время перемен.Анкетирование проводилось в кабинетах школы. Каждому испытуемому был выданлисточек для записей, вопросы задавались автором работы вслух. После заполнияанкеты, листочки собрала автор работы.Ответы были подсчитаны ипроанализированы, результаты отображены в диаграммах и прокомментированы.
/>Описание результатов