Реферат по предмету "Культура и искусство"


Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатскийгосударственный педагогический университет имени Витуса Беринга»
Кафедра историиРоссии и зарубежных стран
Праздники изрелища в истории Древнеримской цивилизации.
Петропавловск– Камчатский 2010

План
Введение
I. Истоки зарождения праздников и зрелищ в Древнеримской цивилизации
1.1 Влияние чужеземной культуры намузыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты
1.2 История местных верований,культов и религиозных обрядов, как неотъемлемая часть происхождения римскихпразднеств и зрелищ
II. Появление в Древнем Риме традиции — организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа
2.1 Обеты, даваемые богам знатнымиримлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения
2.2 Особенность римского театра
2.3 Трансформация гладиаторских боевв кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян
Заключение
Список источников и литературы

Введение
Отдых − после дел,говорила римская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному.Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке илилитературе, не считая это «делами», а рассматривая скорее как досуг, как «отдохновение духа». Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего неделать. Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещениезрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему было большевсего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступленияакробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотическогодикого зверя. Одни искали тишины и покоя, другие – шумных, неистовыхразвлечений. Одни удалялись на отдых из города в деревню, к себе в поместье, аиных манили к себе соблазны больших городов.
В нашей работе мыпостараемся рассмотреть, как в древнеримской цивилизации зарождались традицииотмечать праздники и зрелища, каковы были корни их происхождения и как, стечением времени, они культивировались и превращались в грандиозные зрелища иигры для развлечения населения.
Цель работы: показатькакую роль играли праздники и зрелища в жизни древнеримской цивилизации.
Задачи: рассмотретьистоки зарождения праздников и зрелищ в древнеримской цивилизации; появление вДревнем Риме традиции, организовывать публичные зрелища и игры для развлечениянарода.
Очень интересно описываетобычаи, нравы древних эллинов, и сопоставляет их с укладом повседневной жизни идуховными особенностями людей в ареале римской цивилизации, автор книги «Люди,нравы, обычаи Древней Греции и Рима»- Лидия Винничук. В ее книге прослеживаютсявсе этапы развития Рима и Греции, их особенности. В результате сравнительногоанализа возникает реальная и живая историческая картина событий на протяженииполутора тысячелетий. Автор широко использует в своей книге письменные иархеологические источники, которые были изучены и обработаны ею лично. Книгаизобилует цитатами из античных сочинений, что придает ей особое очарование припрочтении.
В нашей работе мыиспользовали следующие исторические источники: Гай Светоний Транквил «Жизньдвенадцати Цезарей», Квинт Гораций Флакк «Оды. Сатиры. Послания », Тит МакцийПлавт « Избранные комедии», Теренций «Комедии», Тит Ливий « Римская история отоснования города», Марк Тулий Цицерон « О старости. О дружбе. Об обязанностях»,Луций Аннет Сенека « Нравственные письма к Луцию», Плиний Старший «Естественнаяистория», Валей Патеркул « Римская история», Письма Плиния младшего.
Все эти авторы,выдающиеся деятели Римской истории, литературы, драматургии и философии. Всвоих трудах они очень подробно описывают жизнь, нравы, обычаи, увлеченияжителей Древнеримской цивилизации. Из исторических источников берут начало всепредставления современников о жизни людей давно ушедшей эпохи. Древние авторыдонесли до нас важные исторические факты тех или иных событий, иногда описываяс юмором тех или иных правителей, иногда осуждая их безнравственные поступки ихваля выдающиеся заслуги. Без этих выдающихся трудов мы не смогли бы составитьболее точную картину о жизни людей в великую Античную эпоху.
В этой работе мыпостараемся более подробно рассмотреть, как зарождались обычаи людей вДревнеримской цивилизации справлять праздники, после тяжелой работы на земле, ипроводить свое свободное время с пользой для совершенствования ума, тела идуши.
древний рим праздник зрелище

I. Истоки зарождения праздников и зрелищ в ДревнеримскойЦивилизации
1.1 Влияниечужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты
В древней Италии ни одинпраздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговоримв первую очередь. И здесь триединая хорея родилась в мире сельского труда,местных обрядов и культов. Песнями и танцами италийцы воздавали почестибожествам, как это делали салии- жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12человек, возникшую еще на заре римской истории — при 2-ом царе НумеПомпилии.1-го марта салии устраивали торжественные шествия в полном вооружениив честь их бога-покровителя. Они шли с песнями и трехтактной культовой пляскойсалиев – трипудием, которая требовала особой выносливости и силы, т.к.исполнялась в шлемах с мечами и копьями. И все же музыка, пение и танец не былив Италии так тесно связаны между собой, не составляли неразрывного единства,как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл наАпеннинском полуострове огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовыхзрелищах, и в повседневной жизни общества. Можно говорить, таким образом, омузыке (в широком значении этого понятия, вместе с пением) культовой,сценической, аккомпанирующей и даже «концертной». Однако римляне были не такмузыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземныевлияния, проявлявшиеся как в тех или иных музыкальных жанрах, так и в составеинструментов.
Все музыканты,композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основноминостранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на югеИталии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшиепублично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риместали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвоватьмузыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах вчесть богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами,сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, ктоаккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского илииталийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно киноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство,так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторыемузыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги,которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах.Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения спредставителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певцаТигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, атакже его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта,неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицуКлеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.
Но артисты нуждались и всоответствующем образовании, помимо своего таланта. Существовали знаменитыешколы мастеров. Цицерон причислял музыкантов, как и геометров, к тем людям,которые, занимаясь своим делом, одновременно обучают других. Тигелий Гермогеносновал музыкальную школу, которую посещали и актрисы, выступавшие в мимах: этобыли главным образом гитеры, начавшие заниматься музыкой с середины II в. дон.э.
Некоторые музыкантыобучали своему ремеслу даже императоров; кифаред Терпн был приглашенимператором Нероном для занятий.
«Много дней подряд,-сообщает Светоний,- Нерон слушал его после обеда до поздней ночи, а затем и сампостепенно начал упражняться в этом искусстве.
Он не упускал ни одногоиз средств, какими обычно пользуются мастера для сохранения и укрепленияголоса: лежал на спине со свинцовым листом на груди, очищал желудокпромываниями и рвотой, воздерживался от плодов и других вредных для голосакушаний. И хотя голос у него был слабый и сиплый, все же радуясь своим успехам,он пожелал выступить на сцене. « Чего никто не слышит, того никто не ценит», — повторял он друзьям греческую пословицу»[1]
Не только исполнителей,но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, вособенности у греков. Из ударных инструментов они знали кимвал, на которомиграли и мужчины, и женщины. В I в. до н. э. вместе с культом богини Исидыпришел из Египта систр – разновидность трещотки. Скабиллярии в театрахпользовались ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву наподобиегреческого «крупесиона». Так же широко были распространены струнные: лира,кифара и небольшая арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых инструментовпервое место занимали различные виды греческой флейты, которую римляне называли«тибиа». Хорошо знали в Риме и сирийскую флейту – ее можно было услышать напирах, где играли и плясали сирийские флейтистки – танцовщицы; они жеприслуживали и на публичных пирах, которые задавал Нерон. Пользовались в Риметакже всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у грековмногоствольной сирингой. На спортивных состязаниях звучали трубы: имиуспокаивали зрителей, призывая их сохранять тишину при объявлении победителей.Разновидностью витой трубы была буцина. Ее и сигнальный рог применяли в войскедля подачи сигналов. Играли в древней Италии и на волынке:музыкантов-волынщиков упоминают и Марциал и Светоний. Надо заметить, чторимляне прекрасно разбирались в музыкальных инструментах.
Музыканты, игравшие натом или ином инструменте, объединялись в особые корпорации – коллегии. В первыедесятилетия существования Рима среди других профессиональных объединений быласоздана и коллегия флейтистов. Царь Нума Помпилий ввел также обычай играть натрубе во время официальных торжеств – в них участвовали члены коллегиисимфониаков. Свою коллегию имели и скабилярии, которые, вероятно, не толькозадавали ритм хористам и танцорам, но и руководили оркестрами мимов ипантомимов;
оркестры эти состояли изтруб, кимбалов и бубнов. Была также коллегия сирийских флейтисток-танцовщиц, окоторых упоминает Гораций:
« Флейтщицы, нищие, мимы,шуты, лекаря площадные,
Весь подобный им людогорчен и в великом смущенье:
Умер Тигеллий-певец; ондля них был и щедр, и приветлив!»[2]
В театре перед началомпредставления и во время перерыва выступал музыкант, игравший на флейте. Естьвсе основания полагать, что известные, выдающиеся актеры имели своих постоянныхаккомпаниаторов.
С течением лет и вековпроисходило немало изменений и в сфере музыкального искусства;совершенствовались инструменты, менялся характер исполнения. Флейтистааккомпаниатора заменил оркестр, включавший в себя ударные, и струнные, идуховые инструменты.
Любили в Риме и танцы,многие из которых были греческого происхождения. Ведь и в комедии Плавта«Раб-обманщик» раб хвалится, что учился веселому ионийскому танцу:
«…Просят, чтобы поплясаля,
Так вот начал я изящно,
По-ученому: отлично
Ионийский танец знаю.
Надеваю плащ, игриво
Я вот эдак выступаю.»[3]
Без танцоров и танцовщицв Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественныешествия, как и без музыки и пения.
1.2 История местныхверований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римскихпразднеств и зрелищ
Из истории Древнеримскойцивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступлениятанцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себесостязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.
Как и в Греции,происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местныхверований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не зналиантропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляненачали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. Культ Аполлонабыл воспринят из Греции благодаря большой известности, которую во всем античноммире приобрело святилище Аполлона в Дельфах, куда ездили за прорицаниями и изгреческих городов Италии. В Риме почитали 12 главных божеств, и со временем ихстали отожествлять с великими греческими богами. Но наряду с этими главнымибожествами в Италии продолжали чтить и многочисленных местных богов и духов.Среди широких масс населения особенно распространены были хозяйственные культы.В Италии охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу,который лишь со временем стал всесильным патроном города Рима, считаясь отцомРомула.
Вместе с тем молитвы иритуальные заклятия возносили и иным божествам или демонам, от которых, потрадиционным верованиям итальянцы, зависели плодородие земли, судьба урожая,успешное проведение тех или иных полевых работ. Необходимые ритуальные формулымолитв и заклятий передавались устно, знать их должен был каждый отецсемейства, каждый сельский хозяин. Со временем ритуальные формулы, способысовершения обрядов стали фиксировать письменно — богатые сведения о культовыхобычаях древних римлян можно найти в трактатах о сельском хозяйстве, преждевсего у Катона Старшего. Земледельческие обряды играли в жизни Рима стольбольшую роль, что уже в первые годы римской истории, во времена самого Ромула (по мнению Плиния Старшего), возникла особая жреческая коллегия из 12 человек,называвшихся « арвальскими братьями» ( от «арвалис»- полевой, пахотный). Этобыли представители самых знатных родов, и в их обязанности входило поддерживатькульты особо чтимых местных земледельческих божеств. Каждую весну, в серединемая, коллегия устраивала Амбарвалии-праздник торжественного обхода полей вчесть Марса, Цереры и богини Деи Дии. Амбарвалии – обычай торжественнойпроцессией обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы,- мы находим вовсей его древней чистоте еще много веков спустя после его зарождения. Всякомувиду сельскохозяйственных работ должны были предшествовать соответствующиежертвоприношения и молитвы. Свои, особые обряды совершались и при подрезкеветвей деревьев, причем жертвы приносились богу или богине, кому была посвящената или иная роща. Как бы взамен священной рощи божеству отдавали борова.Собираясь корчевать лес, римлянин опять-таки приносил жертвы и творил молитвыбогам, повторяя их ежедневно, пока длились работы в лесу.
Существовали и многиедругие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные сопределенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины-народныесатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают сэтрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие иязвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествахв честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейныхпразднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинскихпесенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как вГреции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий,прославлявших животворящие силы природы, — родилась древнегреческая комедия.Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытнымипутями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римскойсцене не утвердилась бы греческая драма.
Хотя сельские обряды ипраздники носили культовый характер, они не стали общегосударственнымипразднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарьизобиловал праздниками.
Праздники подразделялисьна общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные,сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю,праздники отдельных божеств и профессий.
Программы празднеств втечение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения,молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные,развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями вамфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если вГреции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов,своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характерсоревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривалисьисключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелищаразных видов, так что публика имела свободу выбирать – что кому больше повкусу. Во время Мегалезийских игр 165 г. до н.э., комедия Теренция «Свекровь»не имела успеха, т.к. одновременно с ней в другом месте выступали канатоходцы иборцы: зрители не проявляли интереса к комедии, и представление пришлосьпрервать. Об этом рассказывает пролог к «Свекрови», добавленный после неудачнойпремьеры:
«Свекровь»- так эта пьесаназывается.
Когда ее впервые мыпоставили,
Впервые злополучье икатастрофа
Случились с ней особые –настолько, что
Смотреть ее не стали, немогли ценить;
Народ, канатным плясуномувлекшийся,
Был занят только им ».[4]
Общегосударственныепраздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например,празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всейИталии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли,во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные совступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-гоянваря. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потомторжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии,направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносилиблагодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римскогогосударства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в деньНового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. Послезавершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консуловсобирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местахримляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили — и это поверьеживо до сих пор, — что каким будет новый год, таким будет и весь год.
Среди многочисленныхримских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именноторжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь.Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земногоплодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меруячменя или полбы.
В феврале-месяцеритуальных очищений-справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздникпастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.
В конце февраля приносилижертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраляназывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер.Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: вэтот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенскимжителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучелолисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал ещеодин праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес –покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, нетребовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другиедеревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечногогорода – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственнымпраздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италиичтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весеннихсельских праздников.
Но, пожалуй, из всехримских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьскиеСатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 днейи был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругубогини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и сталисчитать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером снебесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм уподножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий.Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также,что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы;люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохеСатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти днипредоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они моглипозволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабыусаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. ВСатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюлинеукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справлялиБольшие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее — в честьМиневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников илюдей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богинеприносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивалирецитации, выступления поэтов, чтецов.
К праздникам военнымотносились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии вконце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конныесостязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневныеСевиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступалишесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны идругие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов,устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит отэтрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богамподземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающемумор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивалисьраз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в ЦиркеФламиния.
К старейшим и важнейшимпричисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. ПриАвгусте игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношенийЮпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку.Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора,одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска имолодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные былипереодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясностив происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз встолетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногдас Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинскиеигры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. Вжертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черныйбык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке.Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а также во времена нашествия эпидемий чумы.
Под 216г.до н.э. впервыезасвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их вноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия,конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во времяПлебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».
В 212 или 211г. до н.э,когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуяпророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот разниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опаснымврагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразилсямор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конныевыступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили испектакли.
В 204г. до н.э. былиучреждены ежегодные Мегалезийские игры ( с греческого «мегаэл» — великая ).Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богинипобеды, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк напредставления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не толькона цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.былипредставлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса»,«Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». Приимператорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в.н.э.
Нетрудно заметить, кактесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течениедолгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, адругие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или историческийсмысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилосьобъяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.

II. Появление в Древнем Риме традиции –организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа
2.1 Обеты, даваемые богамзнатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр длянаселения
Характерной чертойантичной религиозности, неотделимой от суеверия, были бесчисленные обеты,которые римляне, как и греки, давали богам по любому поводу. Обеты давали и вовремя мора – на случай выздоровления, и находясь в опасном плавании или навойне — на случай благополучного возвращения. Богам обещали многочисленныежертвоприношения или оказать почести в какой- либо иной форме. Не только частныелица пытались таким образом расположить богов в свою пользу и добитьсяисполнения своих просьб – обеты давали и ради спасения государства от грозившейему опасности. Существовали также жертвоприношения по обету, который от имениреспублики давали высшие должностные лица 1 января один раз в 5 или 10 лет. Вэпоху республики обеты давали за процветание государства и его граждан. В эпохуимперии обеты имели в виду благополучие ее верховного правителя. Впервыеобращения к богам, подкрепленные обетами ради виднейшего из сограждан, имелиместо в Риме при Цезаре, а окончательно этот обычай утвердился при Августе.
Известно, что легатЦезаря, а затем консул Авл Гирций, сраженный тяжелым недугом, дал обед,поклявшись, что, если выздоровеет, отдаст свою жизнь ради блага народа; онтвердо верил, что боги его услышат. И он исполнил свой обет, пав в бою подМутиной год спустя, сражаясь против войск Марка Антония в 43г. до н.э. В письмек Аттику Цицерон вспоминает, как в 50 г.до н.э. жители и власти провинциальныхгородов- муниципеев возносили молитвы и давали обеты за исцеление ПомпеяВеликого, страдавшего в то время от болезни (Письма Марка Туллия Цицерона,CCCXLVIII, 1). Речь шла о городах, где сильнобыло греческое влияние, ибо в самом Риме индивидуальных обетов, обращений кбогам ради одного лица тогда еще не знали; к тому же, как подчеркивает Цицерон,это было проявлением лести и угодничества, неискренней, притворной преданности.С утверждением в Риме при императорах культа властителя подобныеверноподданнические обеты стали обычным явлением.
В эпоху республикиримские власти начали устраивать по обету публичные зрелища и игры – вблагодарность богам и для развлечения населения. В 205г. до н.э. ПублийКорнелий Сципион, одержав победу над карфагенянами в Испании, устроил в честьЮпитера игры в Риме на собственный счет; сенат вынес об этом специальноепостановление (Ливий. От основания города, XXVIII, 38,14). Затем игры былиповторены в 200 г. до н.э. после окончательной победы над Карфагеном. Вдальнейшем видные римские полководцы из рода Корнелиев еще не раз проводилитакие игры по обету в связи со своими победами в Испании и в Сирии. ПримеруКорнелиев последовали Фульвии: в186 г. до н.э. Марк Фульвий Нобилиорвозблагодарил богов за успехи своих войск в Эпире, устроив публичные зрелища. Сначала II в. до н.э. зрелища и игры по обету могли длиться целых 10 дней.Понятно, что и в этом начинании, как и во многих других, полководцы и политикисоревновались друг с другом, стараясь, чтобы устроенные ими зрелища выгляделикак можно пышнее и привлекательнее.
Для того, чтобы сделатьзрелища более привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов изГреции или из Передней Азии – это подтверждает и Тит Ливий. Повествуя облестящих играх, устроенных полководцем Марком Фульвием в 186г. до н.э. пообету, данному во время войны в Греции, историк пишет: «Из почтения к нему наэти игры явилось из Греции много артистов. В первый раз тогда смотрели римлянесостязания атлетов и травлю львов и пантер; эти представления отличались почтитаким же великолепием и разнообразием, как и в наш век».[5]
В I в. до н.э. игры послучаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характерофициальный. В 82г.до н.э. в честь победы Луция Корнелия Суллы над егопротивниками в самой Италии власти организовали игры, программа которыхсовпадала с торжествами в честь Аполлона 5 июля. Спустя 10 лет игры по обетуустроил в Риме Гней Помпей; игры эти проходили в конце октября и заняли 15дней. За играми по обету тогда же последовали и официальные игры Победы. Такиеже игры Победы состоялись в 46 г. до н.э. по случаю четырехкратной победыЦезаря: сенат почтил таким образом заслуги сенатора. В 19.г. до н.э., когда ужеОктавиан возвратился в столицу после успешной военной экспедиции, день еговозвращения был отмечен как государственный праздник, повторявшийся затем подименем Августалий; через 8 лет в их программу были включены массовые зрелища, апосле смерти принцепса в 14 г.н.э. Августалии были внесены в официальныйкалендарь как ежегодный праздник, справлявшийся 12 октября.
К празднествам,происходившим от случая к случаю, следует отнести и торжества, связанные сосвещением храмов, — они также сопровождались играми, театральными представлениями,другими зрелищами. Так по 2-3 дня шли спектакли в театре, когда в Риме освящалихрам богини Флоры в 240 или 238 г. до н.э., храм богини Ювенты, покровительницыюности и молодежи, в 191 г. до н.э., святилища Юноны Регины и Дианы; один издней, кроме того, отводился на состязания в цирке. В 173 г. до н.э., когда свой«дом» обрела в Риме божественная покровительница коней Фортуна Эквестрис,театральные представления продолжались 4 дня и еще 1 день был занят цирковымиристаниями.
Поводом к устройствумассовых зрелищ бывали и торжественные погребения видных граждан. Поначалублизкие родственники умерших организовывали на собственные средства боигладиаторов, со временем к ним добавились и театральные постановки. В 174г. дон.э., по словам Тита Ливия, римляне из всех состоявшихся тогда гладиаторскихигр запомнили только те, которые полководец Тит Квинтий Фламинин устроил впамять о своем отце. Поминальные игры длились 4 дня, принимали в них участие 74гладиатора. Помимо боев имели место роскошные пиры, сценические представления ираздача мяса народу. Спустя 14 лет на похоронах прославленного военачальникаЛуция Эмилия Павла была впервые показана комедия Теренция «Братья».
Программы празднестврасширялись, добавлялись дополнительные дни на зрелища, росло число праздников– невозможно даже представить себе, сколько впечатлений приносил жителю Римакаждый год.
2.2 Особенность римскоготеатра
Обращаясь к римскомутеатру, нужно сразу отметить, что характер театральных представлений в Риме былсовершенно иным, чем в Греции: хотя и в Риме спектакли часто проходили в днипраздников, религиозных торжеств, но сами по себе они не имели признаковкультового действа, мистерии, не были связаны с религиозными обрядами.
По своему происхождениюримский театр не может считаться явлением оригинальным – касается ли этодраматургии или внутреннего устройства театральных сооружений. Здесь заметносказалось влияние этрусков, а затем и греков. Ливий рассказывает: в 364 или 363г. до н.э. в Риме свирепствовал мор, и ничем не удавалось ослабить егогубительную силу. Перепробовав все меры, римляне решили, в конце концов, дабыумилостивить богов, прибегнуть, как пишет историк, «к учреждению сценическихигр, делу новому для воинственного народа, ибо ведь до этого зрелищаограничивались только конскими бегами. Но, как почти всегда бывает в начале,игры эти ничего особенного из себя не представляли, да и те были иноземногопроисхождения: приглашенные из Этрурии актеры, танцуя под аккомпанемент флейты,совершали, по обычаю этрусков, довольно красивые телодвижения, не сопровождаяих ни текстом, ни соответствующими тексту жестами». И все же выступленияактеров, их танцы, музыка произвели на тогдашних обитателей Вечного городасильное впечатление, ведь речь шла о прежде невиданном, о новинке. В самом Римеактерам из Этрурии «начали подражать молодые люди, перебрасываясь шутками внескладных стихах и при этом жестикулируя соответственно тому, что ониговорили. Таким образом, обычай этот был введен и, благодаря частомуповторению, усовершенствовался».[6]
Актеров в Риме называлигистрионами ( от этрусского «истер» — актер). Вскоре актеры перешли отсамодельных незамысловатых экспромтов, наподобие фесценнинских песенок, кисполнению сатур, или сатир – драматически-песенных импровизаций в стихах,положенных на музыку, причем пение сопровождалось игрой на флейте исоответствующими жестами. По преданию, несколько лет спустя Ливий Андронникпервым решился поставить вместо сатуры драму с заранее определеннымсодержанием. Выступления гистрионов не обходилось без участия певцов, сами жегистрионы произносили диалоги и разыгрывали сценки. Это правило стало лишатьдраматические произведения комического и разнузданного характера, и шуткамало-помалу стала превращаться в искусство, молодые люди, предоставивгистрионам играть пьесы, стали между собой, как и в старь, перекидыватьсяшутками в стихах. Так, во многом под влиянием осков, из их города Ателлы пришлик римлянам знаменитые аттеланы – комические сценки в стихах фарсовогохарактера. В дальнейшем, после того как благодаря усилиям Ливия Андроника наримской сцене воцарились переводные греческие драмы, аттеланы сохранились ввиде эксодия – заключительного дивертисмента к основной пьесе.
Первоначально актеры,роль которых ограничивалась акробатическими, танцевальными и певческиминомерами, выходили на небольшие, временные подмостки – эстраду; вокруг нее стоятолпились зрители. На исходе II в. до н.э. вблизи эстрады стали делать почетныеместа для сенаторов, и этот обычай долго сохранялся; пока не начали строитьпостоянные каменные театры. В 154 г. в Риме, начали строить прочный каменныйтеатр по образцу греческих, но несколько иначе расположенный, ибо различнымибыли условия местности в Риме и в Афинах. Однако сенат, воспротивившись наличиюсидячих мест в театре, потребовал прекращения работ. По всей видимости, всенате были сильны антигреческие настроения, точнее — опасения, чтоэллинистические влияния подорвут незыблемость традиционного римского укладажизни, чистоту римских нравов. Столетием позже Гней Помпей, восхищенныйпрекрасным греческим театром в Митилене, начал строительство первого в Римекаменного театра, открывшегося в 52 г. до н. э. По этому случаю также былиустроены игры и в самом театре, и в цирке, и в амфитеатре, продлившиесянесколько дней. Театр Помпея надолго стал гордостью римлян.
Римский театр былрасположен иначе, чем греческий, а именно на ровной местности. Внутреннееубранство театра отличалось невиданной у греков роскошью: росписи, рельефы,скульптура. Крытый верх надежно защищал публику и от прямых лучей солнца, и отдождей. Хор, танцоры, музыканты выступали вместе с актерами на общихподмостках. Новинкой римского театра был и занавес, который в отличие отсовременного не поднимался и не раздвигался в начале представления, как мыпривыкли, а опускался, скрываясь в специальной щели. Особенностью римскоготеатра можно считать и фонтан, навевавший прохладу на зрителей; вода поступалапо каналу, шедшему между зрительным залом и сценой. В Риме в эпоху империислева от сцены ставили ложу для императора и почетных гостей.
Наряду с греческим иримским типом театров существовал еще один тип – греко-римский, где соединялисьчерты эллинистические и италийские. Такой тип театров возник в Малой Азии: вЭфесе, Магнесии, Тралах и в ряде других городов. И в Греции, и в Риме, и всегдаи повсюду посредником между драматургом и зрителями был актер – от него вомногом зависел успех драматического произведения и его сценического воплощения.Чем больше становилось актеров, тем большее значение приобретало их искусство вистории античного театра.
Римские актеры набиралисьиз иных социальных слоев, чем в греческих полисах. Свободнорожденный гражданинв Риме не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, ведьвсякий наемный труд истинный римлянин рассматривал как унизительный для себя,как удел пришлого люда. В то же время сдать в наем театральному предпринимателюсвоего раба и получить за это денежное вознаграждение отнюдь не считалосьчем–то недостойным. Исключение составляли молодые люди, которые исполняли ролив ателланах; этим молодым людям не возбранялось подниматься на подмостки, ноони должны были скрывать свои лица под масками, даже в ту эпоху, когда римскаясцена масок еще не знала.
В Риме, как и в Грецииэпохи эллинизма, существовали труппы профессиональных актеров. Во главе каждойиз них стоял руководитель, которого Плавт называл шутливо «императоромгистрионов». В его распоряжение поступали доходы от зрелищ, а позднее, в эпохуимперии, он стал получать так же вознаграждение от казны.
Римские зрители вели себяв театре столь же живо и непосредственно, как и греки, бурно реагируя и на игруактеров, и – подчас еще больше – на все, что случалось в самом зрительном зале.Они громко приветствовали знакомых или же людей знаменитых, пользовавшихся вгороде известностью и популярностью. Театр в Риме, особенно в последние годыреспублики, был не только важным средоточием культурной жизни, развлечением, нои барометром политических настроений, а так же орудием политической борьбы.Когда Цицерон в начале 50-х годов I в. до н.э. был отправлен в изгнание, в Римебыла поставлена трагедия Луция Акция (II-I вв. до н.э.) «Эврисак», где герой насцене бросает обвинение своим согражданам в том, что они допустили егоизгнание. Публика увидела в этих словах нечто созвучное ее политическимнастроениям и громко выразила свою симпатию к великому оратору игосударственному деятелю.
Десять лет спустя, послеубийства Цезаря, когда многие в городе находились в растерянности, не зная,оплакивать ли им диктатора или дать увлечь себя лозунгами оппозиционеров, МаркЮний Брут, один из заговорщиков, постарался, чтобы в театре показали в этовремя трагедию Акция « Атрей», где выведен отталкивающий образ деспотическогоправителя, свергнуть которого означало принести согражданам облегчение исвободу. Представление закончилось овацией для Брута и его единомышленников.
2.3 Трансформациягладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечениемримлян
Теперь из театрапереместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторскиебои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известнаизначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («бустум» — костер, на котором сжигали тело умершего, или могила). Обычай гладиаторскихбоев пришел в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии — из Кампании),где он также носил религиозно — обрядовый характер. Происхождение этого обычаяобъясняют по — разному; есть основания полагать, что в древности над гробомзаслуженного война принято было убивать людей, осужденных на смерть, приносятем самым кровавую жертву богам подземного царства. Со временем, видимо, с этимжестоким обычаем покончили и вместо этого стали устраивать на похоронахритуальные бои людей с мечами в руках – гладиаторов (от «гладиус» — меч).
Первые организованныегладиаторские игры еще сохраняли связь с погребальными обрядами. В 264г.до н.э.эти зрелища устроили сыновья Луция Юния Брута на его похоронах. Обычайутвердился в Риме, и с тех пор во время пышных, торжественных похорон видныхграждан в их честь постоянно устраивали игры гладиаторов. Так, в 62 г. до н.э.Квинт Цецилий Метел Сципион провел кровавые зрелища в память о своем приемномотце, в 59 г. до н.э. тем же способом почтил память своего отца Фавст КорнелийСулла. Цезарь же впервые устроил гладиаторские игры в честь умершей женщины –своей дочери Юлии. Эти факты свидетельствуют о следовании традиции погребальныхобычаев, утвердившихся в Италии еще прочнее, чем в Греции.
Шли годы, и гладиаторскиеигры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ вовремя некоторых праздников. В I в. до н.э. организаторами игр выступали илигосударственные власти через какое – либо должностное лицо, чаще всегогородского эдила, или же частные лица, имевшие для этого достаточно средств;позднее игры почти всегда устраивал император. Кровавые зрелища все большестановились излюбленным развлечением римлян, которые уже не могли без нихобходиться и то и дело требовали показать им, как люди убивают друг друга вамфитеатре. В эпоху империи погребение высокопоставленных особ также частосопровождалось гладиаторскими играми. Жители Рима пользовались любымипохоронами сколько-нибудь состоятельных людей, чтобы под этим предлогомпотребовать проведения игр. Такие же нравы царили и в других городах: вПолленции, например, как рассказывает биограф двенадцати императоров Светоний,«чернь не выпускала с площади процессию с прахом старшего центуриона до техпор, пока силой не вынудила наследников потратить большие деньги нагладиаторские зрелища. Впрочем, Тиберий, собрав войска, сурово покарал всех,кто участвовал в этом бесчинстве»[7]
Как показываютэпиграфические памятники, гладиаторские бои устраивали не только на похоронах.Завещания предусматривали повторение игр в определенные сроки и послепогребения: согласно надписи в Ости, сражения гладиаторов в честь некоей покойнойЭмили Агриппины должны были происходить ежегодно.
Растущая популярностьгладиаторских игр требовала иметь под рукой большое число хорошо подготовленныхи обученных бойцов. Это привело к созданию специальных гладиаторских школ, гдешло обучение. Предприниматель, подобравший группу гладиаторов, продавал ихзатем или отдавал внаем организаторам публичных зрелищ. Гладиаторские школыорганизовывались по инициативе частных лиц, или по инициативе государства, нетолько в Риме, но и в иных городах Италии и в провинциях.
Гладиаторов отбирали восновном из военнопленных, преступников, осужденных на смерть, но соглашалисьсражаться и свободные, впавшие в нищету и рассчитывавшие заработать побольшеэтим опасным ремеслом, не считаясь со смертельным риском. Когда гладиаторскиебои превратились в чисто развлекательное зрелище, они обрели невиданный преждеразмах, так что пришлось ограничить число участников: не более 120 бойцов заодин раз. Однако ограничения эти не соблюдались строго: на играх, устроенныхОктавианом Августом, на арену один за другим, точнее – пара за парой, вышли 600гладиаторов. Но и это был еще не предел: разгромив даков, император Траянотпраздновал свою победу с небывалой пышностью, заставив сражаться друг сдругом 10 тыс. бойцов. Вооружение и боевое снаряжение гладиаторов было оченьразнообразно, как и виды сражений. Мастерство школ постоянно соперничало междусобой. Бои представляли собой яркие и незабываемые зрелища, носившие жестокий икровавый характер. Толпа ликовала не смотря на то, что эти зрелища уносилижизни сотен людей и диких зверей.
Как известно, жизньраненого бойца зависела от воли зрителей. Пораженный мог умолять публику оснисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая указательный палец. Еслигладиатор пользовался симпатией зрителей, они благосклонно выслушивали егомольбы и оставляли его в живых; если же он имел несчастье не угодить им, еслито, как он держался на арене, им не нравилось, они обрекали его на смертькриками «Добей!» и роковым жестом – опустив вниз большой палец. Некоторыегладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Как ивыдающиеся актеры, гладиаторы, даже если они не отличались красотой,пользовались успехом у римских матрон, которым импонировали их сила и слава.
Между тем программакровавых зрелищ, столь ценимых римлянами, со временем расширилась. Все чаще наарене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, илиже затевали охоту на целую стаю – венации. Некоторые должностные лица былиобязаны организовывать такие зрелища на собственный счет в день, когда вступалив должность. Несмотря на большие издержки, должностные лица охотносоревновались между собой в пышности и блеске устроенных зрелищ, ведь этопозволяло обрести популярность в городе, что имело немалое значение для всейдальнейшей карьеры. Гладиаторские игры считались в то время акциейобщегосударственной, способной обеспечить императору поддержку масс.
Для большинства римлянэти зрелища были излюбленным развлечением. Они ходили в амфитеатры, чтобынасладиться острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоватьсяна лучших гладиаторов, имена которых были так же хорошо известны, как сегодняимена знаменитых спортсменов и эстрадных певцов. Отправляясь в амфитеатр,публика уже знала, кого она увидит в этот день на арене, ведь существовалиафиши с полной программой выступлений и именами участников.
Но иным римскиминтеллектуалам кровавые массовые зрелища были не по душе, и при том по многимпричинам. Римские богачи наперебой задавали пышные празднества, устраивалидорогостоящие игры, не жалея никаких средств, дабы завоевать благорасположениесограждан. От богатых и влиятельных людей, таких, как Крассы, Лукуллы, КвинтГортензий Гортал, Гай Клавдий Пульхр, наконец, Помпей Великий, старались неотставать и другие, когда становились эдилами. К таким людям Цицерон относилсявесьма критически. Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философназывал расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души:«Расточительные – это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачумяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей – на все то, о чемпамять они оставят недолгую или вообще не оставят никакой».[8]
О любой трате денег,«цель которой – снискать расположение толпы», Цицерон отзывается резкоотрицательно. Он не находил ни малейшего удовольствия в созерцании кровавых игрна арене. Бои гладиаторов, травли зверей – все это зрелища для черни,собирающие огромные толпы народу. Добавим, что подобные зрелища бывали и простоопасны, и не только для бойцов, сражавшихся со зверями, но и для прочих.
Не приходится удивляться,что и в эпоху империи далеко не все римляне находили удовольствие в кровавыхразвлечениях. Гладиаторы, допущенные к играм, давали присягу. Сенека ироническикомментирует: «…в обязательстве самом позорном стоят… слова: «Даю себя жечь,вязать и убивать железом». Кто отдает руки внаем для арены, кто за еду и питьеплатит кровью, — от них берут ручательство в том, что они вытерпят все, хоть ипротив воли…»[9]
И в этих своих сужденияхСенека был вовсе не одинок: не все в Риме разделяли вкусы и пристрастия массовогозрителя. Но императоры по–прежнему старались угодить толпе, откликнуться на еегромкий зов: «Хлеба и зрелищ!»
Когда гладиаторские игрыстали так популярны, когда число их участников значительно выросло и в Риме, ив других городах Италии, когда, наконец, зрелища стали длиться часами, тогдауже Бычий форум или любая другая городская площадь перестали годиться дляпроведения игр, ибо не вмещали всех бойцов и зверей, а главное – зрителей.Пришлось приступить к строительству специальных помещений – амфитеатров, гдеотныне и проходили подобные зрелища.
Первый амфитеатр в Римевозник в середине I в. до н.э., его основал Гай Скрибоний Курион, предложиворигинальный проект. За деревянным амфитеатром с двумя вращавшимися частямипоследовал в 46 г. до н.э. амфитеатр Цезаря, также деревянный. При Августе былсооружен на Марсовом поле первый в Риме каменный амфитеатр, построенныйгородским префектом Титом Статилием Тавром. В середине I в. до н.э. появилсяамфитеатр Нерона. Однако самый большой и самый знаменитый римский амфитеатрвозвели в 70-ых годах I в. до н.э. между Палатинским и Эсквилинским холмамиимператоры Веспасиан и Тит: это был громадный, монументальный амфитеатрФлавиев, получивший позднее название Колоссеум, или Колизей. Он мог вместить всебя одновременно более 45 000 зрителей. Строили амфитеатры и в других городахИталии и провинций: в Помпеях, Сполето, Путеолах, Поле, Вероне, Пренесте и вомногих иных местах в Галии – в Арелате (Арль), Немаузе(Ним), Лютеции (Париж),Везунне (Периге), в Испании – в современных Мериде и Севилье, а также наострове Сардиния, в Тунисе. О популярности гладиаторских игр в Италии говоритхотя бы то, что там насчитывалось 99 амфитиатров, из которых археологамиизучено 27. Все они были сооружены за счет города или за счет какого-либочастного лица, а иногда строительство частично финансировал сам император.
Хотя и не так страстно,как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами,прежде всего выступлениями атлетов. Бывало, что гладиаторы, отличавшиесянеобыкновенной физической силой, участвовали в представлениях и как атлеты.Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186г. до н.э. полководец МаркФульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям итрадициям.
Толпы людй собирали исостязания игроков в шары. Это зрелище было настолько популярным, что, какпишет Сенека, именно в те дни когда оно устраивалось, люди мыслящие,предпочитающие уединение, чувствовали себя свободно: никто не придет, непобеспокоит, не оторвет от раздумий. Если что и могло отвлечь интеллектуала вэти часы, так только шум, доносившийся с игровых площадок. Хотя в Риме не былотакой могучей традиции организованных спортивных состязаний, как в Греции, но итам их проводилось немало. Плиний Старший сообщает о соревнованиях по бегу: «Вцирке некоторые выдерживают бег на расстояние в 160 000 шагов, а в 59 г. н.э.восьмилетний мальчик пробежал с полудня до вечера 75000 шагов».[10]
Когда начали устраиватькультовые празднества в честь обожествленных императоров (например, культовыеторжества в честь Августа в Анкире), в программу их включали не толькогладиаторские бои, но и чисто спортивные игры, организуемые местнымипровинциальными властями на средства жрецов, поддерживавших тот или иной культпокойного властителя.
И еще одним зрелищемпотчевали народ римские императоры: это были инсценировки морских сражений –навмахии. Впервые навмахию показал римлянам Цезарь в 46 г.до н.э. Во 2 г. н.э.,по случаю освящения храма Марса Мстителя, Октавиан Август, по словам римскогоисторика начала I в. н.э. Веллея Патеркула, «ослепил воображение и зрениеримского народа великолепными гладиаторскими играми и навмахиями…»[11]
Август, которого поэт,как и многие его современники, называет Цезарем, представил согражданам эпизодиз истории греко-персидских войн: сражение между афинским флотом и кораблямиперсов. Сам принцепс повествует в автобиографическом Анкирском памятнике, чтоприказал выкопать неподалеку от Тибра и садов Цезаря огромный бассейн длиной в280 м и шириной в 70 м, где на тридцати кораблях: диерах, триерах, и судахпоменьше – вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов. ПримеруАвгуста последовали его преемники. Нерон показал римлянам не только морскойбой, но в придачу и морских животных в соленой воде. Император Клавдий устроилнастолько грандиозное зрелище, что для строительства громадного водостока былопривлечено около 30 тыс. человек, которые трудились в течение 11 лет. Передтем, как спустить воды озера в прорытый канал, император захотел, по словамТацита, «чтобы возможно большее число зрителей могло увидеть это великолепноесооружение». Для этого он устроил на озере морской бой-навмахию. Берега, холмы,вершины окрестных гор заполнили, как в амфитеатре, несметные толпы зрителей,привлеченных из ближних городов и даже из Рима жаждою зрелищ, тогда как иныхпривело сюда стремление угодить принцепсу.
Греческую традицию конныхсостязаний продолжали в Риме цирковые игры. Старейший римский цирк – Большойцирк- был сооружен в долине между Паинским и Авентинским холмами еще в эпохуцарей. Это огромное здание длиной в 644 м и шириной в 123м могло вместить всебя 260000 зрителей одновременно, а после реконструкции при императоре Траянев начале II в. до н.э.- даже 300000. В цирках всегда было многолюдно; охотнобывали здесь и женщины, чем, как явствует из стихов Овидия, тогдашние молодыелюди умело пользовались. Цирк был местом, где азартно заключались пари, делалиставки на ту или иную упряжку –сотни молодых людей уже тогда разорялись ипускали на ветер состояние своих родителей, ставя не на ту лошадь. Этотцирковой азарт отталкивал от зрелищ некоторых просвещенных римлян, критическиотносившихся к пристрастиям толпы.
К таким людям, нелюбившим конных состязаний и скучавшим в цирке, принадлежал и Плиний Младший.Дни, когда большинство его сограждан устремлялось в цирк, он предпочиталпроводить за литературными занятиями. В письме к своему другу Кальфизию Руфу онс иронией говорит и о самих цирковых гонках, и о пристрастии римлян к цветам«своей» команды.
«Все это время я провелсреди табличек и книжек, самым приятным покоем наслаждаясь. «Каким образом,-спросишь,- мог ты добиться этого в городе?» — Были цирковые игры, а этим родомзрелищ я отнюдь не увлекаюсь: тут нет ничего нового, ничего разнообразного,ничего, что стоило бы посмотреть больше одного раза. Тем удивительнее для меня,что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущихлошадей и стоящих на колесницах людей. Когда я вспоминаю, сколько времени онипроводят за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меняохватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен. И в эти дни,которые многие теряют на самое бездельное занятие, я с таким наслаждением отдаюсвой досуг литературной работе»[12]
Философы, люди мыслящие,давали точную оценку происходившему на их глазах: « Как много людей упражнялотело и как мало- душу! Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетноезрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощны духом те, чьимиплечами и руками мы любуемся! Об этом я и думаю больше всего: если упражнениямиможно приучить тело к такой терпеливости, что она позволяет сносить и удары, ипинки многих людей, проводить целые дни под палящим солнцем, в горячей пыли,обливаясь кровью, — то насколько же легче закалить душу»[13]…
Все дальше отступалоримское общество от принципов традиционной морали, которой так гордились жителиВечного города. Коррупция, злоупотребления наместников, политические интриги,безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризмс опорой на семейные связи, все это вело к моральному упадку цивилизации.

Заключение
Проанализировав в своейработе зарождение празднеств и зрелищ Древнеримской цивилизации, можно сделатьвывод: определяющую роль в этом процессе сыграла Греческая культура, литератураи искусство. Под влиянием певцов и музыкальных инструментов из Грециисоздавались и усовершенствовались музыкальные инструменты Древнеримскойцивилизации. Создавались школы музыкантов и певцов, где учителями пения икомпозиторами были выходцы из Греции и Египта. Любили в Риме и танцы, многие изкоторых были тоже греческого происхождения.
От истории местныхверований, культов и религиозных обрядов было неотделимо происхождение римскихпразднеств и зрелищ, как и в Греции.
Много заимствований былои в Римском театре: оформление сцены, греческий тип и греко-римский тип театральныхпостроек, существование трупп профессиональных актеров и т.д. Мимы пришли вГрецию из Греческих городов, и существовали, пока существовало само римскоегосударство. А темы пантомимических представлений черпались из мифологии и греческихтрагедий.
Гладиаторские игры,которые позже превратились в гладиаторские бои, родились из погребальныхобычаев, которые у Римлян утвердились еще прочнее, чем у Греков.
В рассказе о праздниках изрелищах, как в Греции так и в Древнем Риме, то и дело приходится говорить оторжественных шествиях, прежде всего о культовых процессиях в честь богов.Культовое шествие в коринфской колонии Кенхей в честь египетской богини Исиды,имело в то время много почитателей и в Риме.
Безусловно, что Римскаякультура формировалась под влиянием греческой культуры, но несомненно, чтосамобытность и высокий уровень ее развития дошли до наших дней в виде великихдостижений античности; скульптура, архитектура, литература, музыка, театр ипоэзия.
Многие праздники изрелища древнеримской цивилизации сохранились и укоренились в современнойкультуре западных и восточных стран, ну конечно претерпев некую трансформацию ивпитав в себя особенности культуры той или иной страны. Ушли в прошлое кровавыеобеты и жертвоприношения, исчезли обычаи убивать людей в показательныхвыступлениях гладиаторов на глазах у вожделенной толпы, мир пришел к болеецивилизованным формам развлечений и зрелищ, но безусловно, что всем этим мыобязаны материальной культуре Древней Греции и Рима.
Античность самарассказывает нам о себе, о своих светлых и темных сторонах, сама требуетотнестись к ней критически, освоить ее опыт и не повторять ее ошибок. Мы должнызнать прошлое, историю культуры эпохи, в которую всеми корнями уходит нашакультура, наша цивилизация.

Список источников илитературы
1.  Винничук Лидия. Люди, нравы, обычаиДревней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. – 496 с.
2.  Веллей Потеркул. Малые римскиеистории / Под ред. А.И. Немировского. – М.: Ладомир, 1996. – 327 с.
3.  Гай Светоний Транквилл. Жизньдвенадцати Цезарей. – Спб.: Вита Нова, 2008. – 512 с.
4.  Гораций Квинт Флакк. Сатиры //Электронный ресурс: filfak.mrsu.ru/bok/06-1.html
5.  Луций Анней Сенека. Нравственныеписьма к Луцилию. – М.: Наука, 1977. – 384 с.
6.  Марк тулий Цицерон. О старости. Одружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1975. − 248 с.
7.  Плиний Старший. Естественная история.– М.: Деректмедиа Паблишинг, 2008. – 67 с.
8.  Письма Плиния Младшего. – М.: Наука,1984. − 408 с.
9.  Тит Ливий. Римская история отоснования города. – М.: Ладомир, 2005. − 2320 с.
10. Теренций.Комедии. – М.: Художественная литература, 1985. – 574 с.
11. Тит Макций Плавт.Избранные комедии. // Электронный ресурс: e-lib.info/book.php?id=1120000325&p=7


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.