Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Культура и искусство"


Проблема "Возрождения" в культурологи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
 
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: ПроблемаВозрождения в культурологи. Истоки и основания культуры Ренессанса. Сущностьгуманизма эпохи Возрождения
Выполнила студентка 33 группы
Жолобецкая Нина
Киев 2009

 Проблема «Возрождения»вкультурологии
Для каждойкультуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают какее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.Для эпохи Возрождения, или Ренессанса,— это титаны и гении духовной культуры.Что же возрождала эпоха Возрождения? Что делает ее такой значимой в культуремира? Что принесла она в мир культуры?
В Ренессансепроблематично многое: определение времени его возникновения и существования,пространственные границы, особенности протекания в различных странах,классификация периодов и так далее. Когда речь шла о Средневековье, то все-такибыла отправная точка, позволяющая датировать окончание периода античности иначало средневековья. Для Ренессанса такой отправной точки нет, поскольку однипроцессы, вылившиеся в торжество духа и мысли, красоты и гармонии, начиналисьгораздо раньше него, другие заканчивались гораздо позже. Так, Данте и Джоттоначали свою деятельность в XIIIвеке, который определяется, скорее, как Предвозрождение, а Шекспир создавалсвой великий театр в конце XVI—началеXVII века.
/>

Кроме того,Возрождение связано с традициями и ценностями античности, а античная культурасуществовала лишь на территории Греции и Рима, именно поэтому Ренессанс началсяи проявился наиболее ярко в Италии. Культура других европейских стран испыталасильное влияние идей, форм жизнедеятельности, духовных ценностей итальянскогоВозрождения, но ей не присущи столь сильно выраженные черты этой эпохи: в товремя, когда разворачивалась античная культура, они переживали периодварварства, так что им нечего было возрождать. Поэтому речь пойдетпреимущественно об Италии.
Существуютстойкие представления о Ренессансе как об идеально прекрасном мире, где жилититаны духа, а человек был гармоничным и свободным. Нет, Ренессанс, как идругие эпохи, насыщен кровавыми столкновениями и разорительными войнами,монархи, тщеславные и жадные, преследовали тех, кем сейчас восхищается мир. Этоже время ознаменовалось кровопролитной борьбой протестантов и католиков,расколом христианской церкви в Европе, жестоким искоренением свободомыслия.Недаром во многих исследованиях Ренессанса официальной датой, завершающей этуэпоху, считается 1600 год — год сожжения на костре Джордано Бруно запроявленное им инакомыслие по отношению к официальным церковным установлениям.
Главноепротиворечие эпохи Возрождения — столкновение необъятного нового с еще крепким,хорошо устоявшимся и привычным старым. Только теперь, с вершины прошедших вековмы видим, как зарождались, формировались и осуществлялись новые тенденциибуквально во всех сторонах действительности, что послужило причинами ихпоявления и какие они имели последствия. Но в то время для истово верующихлюдей совершенно непонятны были столкновения папского Рима со светской властьюили требования реформаторов церкви. Это было воистину время открытия мира,вдруг стремительно раздвинувшего свои границы и так широко, как не могли себепредставить и крестоносцы: новые континенты и народы, новые сведения и знанияпотрясают ограниченного обывателя и обостряют его представления о дьявольскихискушениях, еретиках, колдунах и ведьмах. Лучше всего о противоречиях этойэпохи сказал французский поэт XXвека Поль Валери (1871—1945): в Италии происходило “… кипение жизни иидей, в котором проявились всемогущество и анархия, богатство и благочестие,ощущение вечности и чувственность, утонченность и насилие, наибольшее простодушиеи наибольшее дерзание интеллекта — в сущности, все крайности жизненной иумственной энергии в их единстве” [351, с. 266].
Тем не менее,при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпохаВозрождения подняла общество на качественной новый уровень осознания себя,своей деятельности и ее целей. Выделим основные особенности этого времени.
1. Сам термин“Возрождение” означает стремление общества понять и переосмыслить свое прошлое,возродить его былую славу и отмести его ошибки. Одна из главных идей Возрождения— связь времен, возобновление всего, что не успела завершить античность.Величие Рима-города и Рима-государства, его характеры, действия сильных изначительных людей, художественные традиции — все это как бы вдруг открылосьуму и взгляду пытливых искателей. Л. М. Баткин высказывает мысль о том, чтоРенессанс из идеи “подражания” древним, ориентации на прошлое, преклонения и любвик античности вынес совершенно новые принципы жизни и деятельности, буквальноизобрел “новый стиль” в каждом своем деянии. Сущность этого шага в новоесостояние обозначил Франческа Петрарка (1304—1374) в письме к Боккаччо:“… тот, кто подражает, должен постараться написать похоже, но не то же самое,и этому сходству надлежит быть не таким, какое бывает между портретом ичеловеком, изображенным на портрете..., а таким, как между сыном и отцом” [24,с. 33].
2.Возрождение “открыло” миру индивидуальность человека и показало путь кличностному состоянию. До этого времени отдельного человека воспринимали какбиологическую особь, отделенную от других на том основании, что человечествосостоит из людей [там же, с. 4]. Термина “индивидуальность” в его современномзначении [49] тогда практически не было, поскольку понятие individual, individuumобозначает человеческую биологическуюединицу, проявляющую себя лишь как часть коллективного целого. И толькоРенессанс увидел человека в его неповторимости и способности к творческойдеятельности, только Ренессанс сделал значимыми его эмоциональный мир, страстии аффекты, своеобразие отношения к действительности, и только в эпохуРенессанса главным героем своего времени становится человек действующий. Онраскрывает для себя меру своей разумности и ответственности перед миром, меруволи, свободы и личного достоинства. Ренессанс пришел к мысли о богоподобиичеловека и вывел из этого идею о беспредельности его возможностей, котораяреализовалась в деятельности титанов Возрождения. Она же составляет одну изосновных черт Возрождения — гуманизм (лат. "humanus" “человеческий”, “человечный”.Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободноеразвитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений).
/>
/>

3. ГуманизмВозрождения рождает “ясное стремление к бунту”, для этого периода культурыхарактерна “программа разрыва со старым миром с целью утвердить иные формывоспитания и общения, иное общество и иные взаимоотношения между человеком иприродой” [69, с. 34]. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, носоздает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния. “Возрожденцыудивительным образом умели сочетать самые возвышенные, самые духовные… идеис таким жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым и игривым настроением,которое иначе и назвать нельзя, как светским и даже земным” [180, с. 50].
4. В качествеобщего для всего Возрождения в его временном и пространственном отношенияхследует считать и особое ощущение того, что эта эпоха — “золотой век” в жизничеловечества. “Наш век — век воистину золотой. Он возродил свободные искусства,которые уже погибли,— грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись,скульптуру, архитектуру, музыку и древние напевы орфеевой арфы”, — писал одиниз гуманистов этого времени Марсилио Фичино (1433—1499) [81, с. 17].
Итак,Возрождение — переходный этап истории человечества, культуры, политической иэкономической жизни. В его истории выделяются три периода: раннее Возрождение— Треченто (XIV век), высокое Возрождение,период его расцвета — Кватроченто (XV век) и позднее Возрождение — Чинквеченто (XVI век).
В период Тречентов Италии появляются первые мануфактуры и связанные с ними новые формыэксплуатации, вспыхивают бурные столкновения зарождающегося рабочего класса смолодой буржуазией. Процветали свободные города-государства, города-коммуны(такие, как Флоренция), где не было крепостной зависимости, и главную роль вних играли не аристократы, а торговцы и ремесленники. В искусстве — это эпохаФранческо Петрарки и Джованни Боккаччо, создавших новую литературу,“центральной фигурой которой становится человек во всех его проявлениях с егосложной внутренней жизнью” [290, с. 16].
В эпоху Кватроченторазгорается жестокая война между сторонниками римского папства (гвельфами)и императорской власти (гиббелинами), в городах-коммунах к властиприходят олигархи, жестоко подавляя выступления “тощего люда”. Но в это жевремя расцветает живопись, давшая мощный толчок следующему периоду — высокомуВозрождению. В XV веке начинаетработать Леонардо да Винчи, его продолжателями станут Рафаэль и Микеланджело.Вспыхивает интерес к гуманитарному знанию (studiogumanitatis), даже в церквях в праздничные дни вместо проповедичитались стихи Данте и лекции по античной литературе и философии. Именно в этовремя Иоганном Гутенбергом изобретено книгопечатание.
Самымтрагическим был период Чинквеченто:невиданный расцветискусства наряду с самыми страшными потрясениями экономического, социального ирелигиозного характера.
Всем тремэтапам предшествовал краткий период кануна Возрождения, предвозрождение (втораяполовина XIII века) — Дученто, когда толькоскладывались антифеодальные настроения и появлялись свободные города, а вискусстве работали Данте и Джотто.
 Истокии основания культуры Ренессанса
Впервые(1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств ДжорджаВазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этоговремени. Мы уже отмечали, что истоки Возрождения можно найти в греческой иримской античности, но уже в культуре средних веков столкнулись христианские иязыческие, античные тенденции. Их взаимодействие, продолжавшееся почтитысячелетие, разрешилось возвращением к античности в новом качестве.
Основаренессансного переворота — переход от религиозного сознания к сознаниюэмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не “небесными”интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовалодля своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой,гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию.Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда жепоявились университеты. Все это пробило брешь в теологическом мышлении ивозродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но намировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им подуху и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоевателиМексики или хищники-ростовщики, или те, “у которых необузданный индивидуализмперерастает в неслыханное злодейство” [121, т. 3, с. 21], их легендарные илиреальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир — на излете эпохи.В это же время обострилось восприятие противостояния гения и злодея, началисьпоиски смысла бытия человека, живущего не в созданном фантазией художника мире,а в реальной действительности. Выбор личности понимался совершенно конкретно:либо стремление к гармонии и богоподобию, либо злодейство. Серьезное значениеприобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе. “На этом путиформируется человек, всеми своими достижениями обязанный только самому себе.Критерием же того, что он правильно распорядился своими внутренними ресурсами… оказывается успех внешней деятельности” [157, с. 13].
Среди истоков и предпосылокстановления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества отвласти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх,объединившись с городским населением, изгонял феодалов и устанавливал своювласть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городскимнаселением, устанавливало республику, как, например, во Флоренции. Этоосвобождение сопровождалось усилением городской культуры, ибо именно в ней концентрировалисьторгово-купеческие капиталы.
/>
/>
“Речь идет не о внезапном появлениинеких готовых буржуазных отношений, за которыми механически должно следоватьВозрождение и новая, раннебуржуазная идеология — гуманизм. Истоки его — внаиболее раннем процессе ослабления феодальной экономики и феодальнойидеологии, обусловленной всей предыдущей историей страны. Возрождение — этосложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма —экономических, политических, культурно-идеологических” [290, с. 16].
/>
/>

Если главным основанием культурыВозрождения можно считать гуманизм, то все ее другие стороны строятся именновокруг него. С гуманизмом связаны новые политические идеи, например, проблемыгосударственности, экономики (появляется первый труд по бухгалтерии и бухгалтерскомуучету математика и геометра Луки Пачоли). В политической культуре огромноезначение придается личности правителя, этому вопросу посвятил свою работу“Государь” Никколо Макиавелли (1469—1527). Богатство проявлений человекаи государя реализуется не только в позитивном, созидательном начале, онообнаруживает себя и в тех отрицательных примерах, которыми богата политическаяжизнь общества. Величию титанов Ренессанса прямо противостоят его не менееяркие и могущественные злодеи. “Падение политического веса феодальнойаристократии… освободило государя от ее опеки и от пагубного влияниявраждующих придворных клик. Его личность смогла проявляться беспрепятственно.Не случайно почти все правители в XVI веке… обладали сильными характерами с ярко выраженными индивидуальнымичертами” [290, с. 14]. Это привело к поляризации морали и аморальности.Политические цели правителя утратили религиозные ограничения и поэтому сприсущим эпохе размахом, яркостью и остротой проявились худшие черты властьимущих. “Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открытозаняли главное место.… Воплощением политической и моральной беззастенчивостибыли не только Цезарь Борджиа, но и Генрих VIII, Елизавета, Франциск I, Екатерина Медичи и другие. Пышность и блеск придворнойжизни, меценатство, увлечение античной мифологией приобрели небывалый размах идействительно резко отделили “ренессансный” двор от века предшествовавшего, вкотором лишь богатейшие бургундские герцоги могли позволить себе нечтоподобное” [там же, с. 14—15].
И все жегуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно в интеллектуальной,духовной сфере и особенно в искусстве.

 Сущность гуманизмаэпохи Возрождения
Для того,чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шаговназад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этотпериод была идея Бога — Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителясправедливости, и все, чем было заполнено сознание и обывателя, и ученого, былов различной форме связано с религиозным началом. Любовь толковалась лишь каклюбовь к Богу и его — всеобъемлющая и всепрощающая — к людям. Любовь земнаявыглядела не иначе как греховным помыслом. Познанию представало толькоСвященное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкованиесвященных текстов и умение постигать величие Бога в общих понятиях. Человек длясредневекового менталитета — лишь тварь, то есть сотворенное, вторичное, атакже раб, должный почитать Всевышнего. Но, как ни странно это покажется,именно в средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно новогоотношения к человеку.
В первойглаве уже упоминалось имя Франциска Ассизского, сделавшего основанием религии иверы любовь. И хотя для него это слишком абстрактное чувство, обращенное, какупоминалось, к божественному началу, одухотворенное и возвышенное, хотя оно ненесет в себе никаких страстей, но идея уже сформулирована, слово прозвучало.
Другоймыслитель средневековья Фома Аквинский (1225/26—1274), рассуждая о путяхи способах познания мира, замечает, что человек может познавать неповторимостьвещей реального мира чувственным образом. И, хотя другие его размышления все жеуводят познание общего в мире к божественной воле, начало поиску роли изначимости человека и его чувственности было положено.
Конечно, этоеще далекие предвестники ренессансного взгляда на человека, и только в эпохуВозрождения они обретут свою полноту и определенность.
Кромерелигиозных философов, свою роль в становлении гуманизма сыграло и появлениекуртуазии, придавшей чувственности (а значит, и внутреннему миру) всеобъемлющуюзначимость в жизни человека. Й. Хёйзинга пишет: “Именно из чувственной любвипроистекало благородное служение даме, не притязающее на осуществление своихжеланий… Элемент духовности приобретает все большее значение в лирике; вконечном счете следствие любви — состояние священного знания и благочестия, lavitanuova”[1][306, с. 113].
Не последнееместо в возникновении нового взгляда на человека имело возникновение университетов,постепенное движение к экспериментальной науке, которая уже более твердо стоитна земле, не столь пристрастно обращена к небу; науке, которой мало словесныхпостроений, поскольку нужна чувственная предметность реального мира. В этойнауке человек может быть кем угодно, но он уже не раб, более того, в периодвысокого Возрождения он оказывается подобен Богу в своей творческой способностиделать то, чего до него не было в мире. Поскольку же человек Ренессанса — это,как уже было сказано, человек, активно действующий в мире, то особое местозанимает этика, рассматривающая вопросы земного предназначения человека, обосновывающаяновое понимание его индивидуальной и социальной ценности.
Это былановая этика, освобожденная от церковной зависимости. В ее центре, по мыслисовременников, должна находиться поэзия, в которой “раскрывается… богатствочеловеческой практики. Через познание “человеческого” к познанию мира — этотпринцип, выдвинутый Петраркой, знаменовал начало новой, гуманистическойкультуры.” [290, с. 28]. Для Петрарки, поэта и мыслителя, одной из главныхдобродетелей человека стало знание, образованность. Его современник Салютами(1331—1404) говорил: “Ничего нет для тебя почетней, ничего прекрасней,ничего похвальней, чем посредством… учености подняться на ступень наддругими и столь почтенными трудами возвыситься над самим собой” [157, с. 23].Как и знание, поэзия должна указывать людям путь к счастью. Этика и литературанового времени должны были решать практические проблемы жизнедеятельности человека,и тот идеал, который они предлагали, не имел ничего общего с задачами средневековойлитературы.
Наиболеезначимыми для совершенствования земного человека считались в XIV—XV веках гуманитарные науки, в которых воплотился весь опытчеловеческой культуры. Они изучались в разных городах, особенно во Флоренции, —в кружках (studiohumanitatis), призванныхформировать нового человека, обладающего высоким свойством гуманизма,сочетающим добродетель, ученость и практический опыт [290, с. 29].
В порусредневековья человек был элементом семьи, христианской общины и государства, иего положение в мире понималось как предопределенное божественной волей.Главные авторитеты — Священное писание и духовные отцы отказывали человеку всамостоятельности в любом деле. Он должен был иметь в качестве образца дляподражания поступки Христа и его апостолов: не поддаваться искушениям иследовать заветам Бога-отца. Гуманисты же в центр мира поставили человека — небогоподобного, но свободного в своем выборе и деяниях.
Одним изсамых главных проявлений свободы называли любовь, полагая ее высшей формойосуществления человеческих возможностей. Появляется множество трактатов олюбви, любовь для человека этой эпохи — не только чувство, страсть, Эрос, но икрасота, на которой зиждется искусство. В любви объединяются эстетическое инравственное. Рассуждая о красоте, итальянский мыслитель, прозванный “вторымПлатоном”, Марсилио Фичино писал: “Когда мы говорим о любви, ее надо пониматькак желание красоты… Красота же является некоей гармонией, которая рождаетсяпо большей части от сочетания как можно большего количества частей. По природесвоей она трояка.Ведь гармония в душах возникает от сочетания многихдобродетелей; в телах гармония рождается из согласия красок и линий; величайшаяже гармония в звуках — из согласия множества голосов”. И далее: “Мы восхвалимкрасоту тела, мы оценим красоту души и будем стремиться всегда сохранить ее,чтобы любовь была столь же сильной, сколь велика красота. Там же, где телопрекрасно, душа же — нет, мы будем любить красоту лишь немного, как тень изыбкий образ красоты. Где же прекрасна душа, мы страстно возлюбим неизменнуюкрасоту духа. Но с еще с большей силой восхитимся мы соединением и той, идругой красоты” [222, с. 53, 55].
Такимобразом, величайшим открытием Возрождения был сам человек: его внешний облик,его внутренний мир, его разум, его деяния. Петрарка говорил, что людиудивляются многим природным явлениям, однако ничему не следует удивлятьсяболее, чем человеческой душе, с которой ничто более не может сравниться,поскольку главную роль и в счастье, и в несчастье человека играет егособственная воля. После автобиографических и философских трудов Петрарки вмировоззрении мыслителей Ренессанса в качестве главного объекта рассмотрения ипознания надолго утвердился человек.
/>
/>

Архитектор итеоретик Леон Баттиста Альберти (1404—1472) рассматривал человека какрезультат его собственной деятельности, направленной на самосозидание. Онговорил о том, что высшее блаженство человека заключается в достижении всегособственными силами и добродетелью. Человек должен не только сам творить добро,но и побуждать других к этому. Поэтому высшая гармония человека — не толькогармония внешнего, телесного и внутреннего, духовного, но и гармония личного иобщественного. Альберти был убежден, что человек сам должен выстоять в борьбе ссудьбой, Фортуной: “Фортуна одерживает верх только над тем, кто ей покоряется”.
Такутверждалась идея активности человека, способного весь этот опыт вобрать в себяи реализовать в деятельности. Гуманисты считали, что свою земную жизнь каждыйчеловек должен построить сам, изучая природу и весь предшествующий человеческийопыт через философию и искусство, преодолевая все случайности и превратностимира в процессе самосовершенствования. В отличие от восточных теорийсамосовершенствования, предполагавших пассивное, созерцательное медитирование,человек Ренессанса должен строить себя сам. Любое найденное им в активнойдеятельности знание должно стать руководством к действию.
Еще одно,сложившееся в период Кватроченто, направление гуманизма изложил ЛоренцоВалла (1405 или 1407—1457). Опираясь на учение Эпикура, он отождествилнаслаждение с полезностью, поскольку это соответствует гармонии человека иприроды, индивида и общества. “Полезность — естественная цель действийчеловека, всей его жизни и в то же время — важнейший критерий его поступков.Жить добродетельно — значит жить с пользой для себя. Но это не исключаетвзаимной любви людей, ибо и она — источник наслаждения. По мысли Валлы, люди,если они не злодеи и не глубоко несчастны, не могут не радоваться благудругого” [290, с. 31]. Эти отношения должны определять и всю системугосударственности, считает Балла.
Ренессансчыйчеловек, согласно взглядам гуманистов, связывает себя с окружающим миром. Онвидит себя и частью природы, и частью общества, обращая свои достоинства наблаго мира. Джордано Бруно (1548—1600) представлял человека титаном,энтузиастом, вечно стремящимся к высоким целям, к осуществлению своихспособностей. Его цель не может быть оправдана средствами, поскольку онсознательно и ответственно совершает моральный выбор. Вершину раскрытия лучшихкачеств человека Бруно видит в героической любви, которая может преодолетьубогость повседневности, отдаваясь “более высоким деяниям” [46, с. 106.]
В начале XVI века перед гуманистами встает вопросо познании мира. Географические открытия, новые системы в астрономии, развитиеинженерного дела и другие моменты движения общества к появлению нового в практическойдеятельности людей потребовали от личности, чтобы ее гармоничность заключаласьне только в этике, но и в интеллектуальности. Для ренессансного человека знание— добродетель, стремление человека к счастью — это его стремление к знаниям.Знания нужно добывать в окружающем мире, как полагал Томас Мюнцер, доверяя неавторитетам, а лишь собственному разуму. Вырабатывается новый способ мышления,в центре которого стоит человек, и равной ему видится природа. Только человекможет употребить все свои силы и на выявление особенностей бытия природы, и наконструирование нового, что является уделом только человека. В своейсозидательной деятельности он выступает как бог, творец, создатель. И этимопределяется его особенное отношение к художникам и мыслителям.
Многиегуманисты владели по большей части умозрительным знанием, против чего выступилЛеонардо да Винчи. “Он подчеркнул решающее значение практики и опыта в познаниимира. Он считал лишенной ценности мысль, ограниченную возможностями чистогосозерцания, не соединенную с действием и не подтверждаемую критерием практики(опыт — лучший учитель, его не заменят никакие книги). Однако практика, по егоубеждению, в свою очередь, “должна быть основана на хорошей теории”. Опытоткрывает путь к проникновению в законы природы, но в конечном итоге они познаютсяразумом, ибо сама природа устроена разумно, полагал Леонардо, веря внеизменность “принципов”, лежащих в основе вещей и явлений” [290, с. 36].Именно ему принадлежит мысль о том, что “там, где природа кончает производитьсвои виды,— там человек начинает из природных вещей создавать с помощью той жесамой природы бесчисленные виды новых вещей” [112, с. 328].
В этих своихпроявлениях гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие. Онвозвеличил человека в единстве его природного и духовного, в богатстве егомышления и чувственности, величия разума и кипении страстей.

 
Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика современной валютной системы
Реферат Oблікова політика
Реферат География религий, влияние религий на мировые проблемы
Реферат Экономическая сущность финансового менеджмента
Реферат Шляхи вдосконалення податкової системи України
Реферат Єдиний податок фіксований податок
Реферат Акцентная структура многосложных слов современного английского языка
Реферат Ценообразование и конъюнктура рынка
Реферат «Такая служба твоя, поэт…»
Реферат Подоходный налог с физ. лиц. Декларирование доходов.
Реферат Криминалистическое исследование документов, имеющих специальные средства защиты (векселей и других ценных бумаг)
Реферат The City of London and its role as a financial centre
Реферат Характеристика регионального бюджета
Реферат Князь Владимир Петрович Мещерский и его главные творения: орган консервативного дворянства газета «Гражданин» и «Кавказский путевой дневник»
Реферат Пути повышения эффективности использования основных средств ПРУП "Транзистор"