II школьная научно-практическаяконференция
МОУ «Гимназия №38»
ПРЕДМЕТЫ ТРАДИЦИОННОЙОДЕЖДЫ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ НАРОДОВ БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ И ИХ СОВРЕМЕННОЕПРИМЕНЕНИЕ
(реферативная работа)
Ермолаева Анастасия ученица 4Бкласса
НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:
Левина Ольга Владимировна
Сорокина Марина Геннадьевна
г. Дзержинск
январь 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1.ТАРТАН
1.1О тартане
1.2История клетки
1.3Как устроен тартан?
2.КИЛТ
2.1Определение Килта
2.2История
2.3Большой килт
2.4Малый килт
2.5Как надевать большой килт
2.6Килт сегодня
3.АРАНСКОЕ ВЯЗАНИЕ
3.1История аранского вязания
3.2Значения аранских орнаментов
3.3Аранское вязание сегодня
4.ИРЛАНДСКОЕКРУЖЕВО.
4.1История
4.2Ирландское кружево сегодня
5.ШЕТЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО И ШЕТЛАНДСКИЙ ЖАККАРД.
5.1Шетландское кружево
5.2Шетландский жаккард
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История одежды сдревнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражаетсявся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периодысвоего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одеждулюдей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента,когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятныхвоздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлятьо её эстетической и стерилизующей функции
Наука и техника ХХIвека невообразимо раздвинули границы человеческого мира: от макро- домикрокосмоса. Открытия атомной эры, казалось, вот-вот разомкнут кандалы нашейзависимости от природы. В конце второго тысячелетия человечество подошло ксозданию искусственных органов и клонированию живых существ, что вызвало шквалпротестов и рассуждений о греховности нового изобретения. Между тем Ева,идеально подходящая Адаму жена, была создана из его ребра.
«Бывает нечто, о чемговорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас» –гласит библейская мудрость. Не стоит ее забывать, когда сравниваем век двадцатьпервый с иными временами. Некоторые считают, что двадцатое столетие и началодвадцать первого, насыщенные социальными и научными переворотами, произвелипереворот и в костюме. Так ли это по большому счету?(1)
Конечно, появляютсяновые технологии в части кроя, скрепления швов, обработки кроя, петель и т.д…Возникают новые материалы, порой неузнаваемо меняющие вид стародавнего предметаодежды… Но не его идею.
Век ощутил себяполноправным наследником прошлого и, словно старчески изощренный ребенок,перебирает содержимое дедовских сундуков, приспосабливая для себя прежние идеи,теории и формы.
Целью данной работыявляется сбор информации о предметах традиционной одежды и народных промысловнародов, проживающих на Британских островах и то, как эти вещи и техники, вкоторых эти вещи выполнены, находят свое отражение как в нашей повседневнойодежде, так и в коллекциях известных дизайнеров одежды. Эта работа о том, как внашей жизни появилась ткань-шотландка и известная всему миру клетчатая юбка сзапахом, откуда пошел обычай вязать теплые свитера с узорами-косами, откудавзялись жаккардовые узоры и прекрасные ажурные палантины и шали.
1. ТАРТАН
1.1 О тартане
В последние нескольколет во всем мире и, в частности, в нашей стране, стала очень популярнойклетчатая ткань различной окраски. Большинство наших соотечественников знают еепод названием «Шотландка» (люди, интересующиеся шотландской культурой, знают, чтоШотландская клетчатая ткань называется «тартан»).
Шотландку можно увидетьповсюду: скатерти и клеенки, юбки и блузы, наволочки, носовые платки, пледы…
Но всякая ли«шотландка» настоящая? Казалось бы, такой детский вопрос с точки зрения«непосвященного» человека, тем не менее, рано или поздно возникает, когданачинаешь хоть немного интересоваться Шотландией.
Особенно остро этотвопрос стоит перед теми, кто занимается шотландской культурой: историческойреконструкцией, музыкой, танцами, литературой и т.д. Ведь если занимаешьсялюбимым делом, хочется делать все качественно и красиво.
Как известно, тартан — неотъемлемая часть шотландской культуры, один из наиболее ярких и общепринятыхсимволов. Во всем мире цветная клетчатая ткань четко ассоциируется с Шотландией,-едва ли не сильнее, чем, например, чертополох или виски.
Неудивительно, что самишотландцы уделяют тартанам столько внимания. Опубликовано множество литературыпо истории тартана, организовано Scottish Tartan Society, занимающеесявопросами истории тартана, регистрацией и дизайном новых тартанов,периодическими изданиями, посвященными новым тартанам.(16)
Сейчас есть несколькотипов тартанов: универсальные(Universal tartans), клановые(Clan/Familytartans)- особый вид тартанов, генеалогическое право на который имеютопределенные кланы, территориальные (District tartans), для охоты (Hunting),торговые (Trade), именные (Name), а также дамские (Dress).Многие компании такжезаказывают свой корпоративный тартан: Danzas(UK), Illinois St Andrews Society(США),Glenbarr(Австралия) и многие другие.
С чего же всеначиналось?
1.2 История клетки
Практически невозможноустановить, что является первым упоминанием о тартане в литературе: ранниеисточники содержат достаточно скудные и неопределенные данные на этот счет.
Наверное, самое раннееупоминание о тартане относится к 1471 году в документе, который перечисляетпокупки двора короля Джеймса III. (12)
Вряд ли старинныетартаны были такими же яркими как современные. Ткацкое мастерство все же былоне настолько развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностяхрастениями, из которых и делали краску для ткани. Когда появились искусственныекраски, то и цвета тартанов стали более яркими и разнообразными. Поэтому, повидимому, и появились тартаны, изначально относящиеся к определенной местностиили клану. Иногда ветви одного клана, чтобы показать свою индивидуальность иотличие от соседних ветвей клана, вставляли в свой тартан полоску другогоцвета. И таким образом, их тартан показывал одновременно и их родство с главнымкланом и свою индивидуальность.
Стоит отметить, чтопервоначально одежду из тартана носили в основном горцы в качествеповседневной. Первые упоминания о чем-то, похожим на клановый тартан,появляются в 1587 году. Хотя каких-либо других документов о существованииклановых тартанов до 1746 года нет. Поэтому многие считают, что клановыетартаны появились во времена якобитских войн. Но, очевидно, это не так. Внекоторых письменных документах более раннего периода упоминается, что,например, население разных районов и островов носили каждый свою расцветку.Т.е. по расцветке тартана можно было определить, из какой местности пришелчеловек или к какому клану он принадлежит. (1)
После окончательногопоражения якобитов в битве при Каллодене в 1746-м году английскоеправительство, пытаясь искоренить шотландский дух, издало акт, запрещающийношение тартана. И хотя этот акт был отменен в 1782 году, горцы уже привыкли кдругой одежде и не проявили особого энтузиазма к возврату ношения тартана. Ктому же многие ткачи, помнившие расцветки тартанов и умевшие их ткать, ужеумерли.
Тартан, казалось бы,ушел безвозвратно в прошлое. Но некоторые истинные патриоты собирали покрупицам всю оставшуюся информацию о тартанах. И именно благодаря им сегоднясуществуют, пускай и немногочисленные, настоящие тартаны.
В 1822 году корольДжордж IV посетил Эдинбург, и вождей кланов пригласили посетить проводимые укороля собрания знати. По регламенту они должны были быть одеты в свои клановыетартаны. Не смотря на то, что большинство вождей не откликнулось на этупросьбу, некоторые пришли. И сразу же тартан поднялся на пик популярности. Дажемногие семьи из Лоулэнда, которые никогда и не носили тартан и ненавиделигорцев, вдруг стали гордыми обладателями фамильных тартанов. Большой патриотсвоей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорджа IV в Шотландию ипоявился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов. Всплеску тартановспособствовало и заявление королевы Виктории, племянницы Джорджа IV, о том, чтотолько люди, одетые в свои тартаны, будут приглашаться и допускаться накоролевские обеды и балы. Даже на юге, в Англии, дворяне стали искатьродственные связи в Шотландии и пытались приобрести свой собственный тартан.(15)
У портных появилосьмного работы по «поиску» семейных тартанов. В результате многотартанов, которые потом называли старинными, были придуманы в это время. Двоедворян, известных как братья Собески-Стюарт и которые заявляли, что они внукиПринца Чарли, снабдили многих вождей кланов деталями их тартанов, заявляя, чтоони были получены из старинного манускрипта 16-го века. Но когда их попросилипоказать этот манускрипт, они не смогли этого сделать, что породило сомнение вдостоверности их информации. И тогда эти братья опубликовали книгу про тартаны,но это было не чем иным как подделкой.
Тартаны, которыеиспользуются сегодня, можно назвать старинными только потому, что они ужесуществововали 100 лет назад. Во второй половине 19-го века было опубликованомного книг с описанием тартанов и их изображениями, в которых авторы утверждалио подлинности и древности изображенных тартанов. Отличить настоящие отпридуманных становилось все труднее и труднее. К концу 19-го столетия былоизобретено много новых тартанов, но притязаний на старинное происхождение ужене поступало.
Еще сто лет назадсуществовала сплошная неразбериха с тартанами. Но сегодня они более или менеесистематизированы, хотя за последние годы 20-го века появилось большое числоновых тартанов почти у всего — у городов, больших и малых, селений, островов, улюбого, кто бы ни захотел. Причина такого бурного всплеска тартанов связана свыходом в 1995 году фильма «Braveheart» («Храброе сердце»),созданного Мэлом Гибсоном, шотландцем (клан Buchanan), родившимся в США, переехавшимв Австралию и снова вернувшимся в Штаты в 70-х.
Таким образом, тетартаны, которые встречаются сегодня, изобретены по большей части за последнеестолетие, или в лучшем случае в начале 19-го века. И только совсем небольшоечисло может быть признано настоящими старинными тартанами, показывающими всюкрасоту старинной растительной, пускай и не такой яркой, окраски материала.Тартан стал популярным материалом для изготовления одежды во всем мире.(16)
Скорее всего,изначально не было строгих правил построения тартана, каждая ткачиха (тартанткался, конечно, женщинами) использовала свое сочетание нитей. Можно дажепредположить, что у каждой местности появились наиболее употребляемые в нейтартаны. В пользу этого говорит то, что для окраски нитей использовалисьрастительные красители, и определенные цвета нитей могли быть следствиемпроизрастания в данной местности определенных растений. Таким образом,образовались «территориальные тартаны», то есть, District Tartans.
Затем, когдаокончательно сформировалась клановая система и между кланами была более-менееопределенно поделена территория страны, District tartans достаточно органичнопреобразовались в клановые тартаны. Клан, осевший на какой-либо территории,просто принимал наиболее характерный для нее тартан.
/>
Stewart royal
ancient
/>
Stewart hunting
ancient
/>
Stewart dress
ancient
/>
Stewart old sett
ancient
/>
Stewart
black
/>
Stewart royal
modern
/>
Stewart hunting
modern
/>
Stewart dress
modern
/>
Stewart old sett
modern
/>
Stewart muted
blue dress
/>
Stewart hunting
weathered
/>
Stewart dress
weathered
/>
Stewart old sett
weathered
Примеры различныхтартанов.(16)
1.3 Как устроен тартан?
Сначала на ткацкомстанке формируется основа, то есть набор разноцветных продольных нитей (wrap),которые затем будут переплетены поперечными нитями (уток, weft). Основа состоитиз повторяющихся последовательностей нитей (sett), которые заполняют всю ширинуосновы.
Место, гдезаканчивается один sett и начинается следующий, называется pivot (ось, центр).Есть два способа повторения этих «составных элементов»: повторение нитей в томже порядке, и отражение. Соответственно, в зависимости от способа повторения,образуются симметричные и асимметричные тартаны.
Каждая продольная нитьпересекает каждую поперечную нить под прямым углом. Когда пересекаются нитиодного цвета, в результате получается гладкая зона этого цвета. Еслипересекаются нити разных цветов, образуется зона смешанных в равной пропорциицветов.
Теперь мы можемрассмотреть еще один вопрос: всякая ли клетчатая ткань может быть тартаном?Очевидно, что до момента внесения в Шотландский Реестр Тартанов (The ScottishRegister of Tartans), клетчатая ткань официально не будет считаться тартаном.Но можно предположить, что есть еще один момент: любой тартан, занесенный вScottish Register of Tartans (а ранее- в The Scottish Tartan World Register)может быть представлен в виде последовательности цветных нитей, которая,повторяясь, составляет основу тартана (threadcount information). Таким образом,клетчатая ткань, в которой нельзя выделить таких повторяющихся участков,тартаном являться не будет.
В подтверждение стоитупомянуть определение тартана, принятое в Акте Шотландского Реестра Тартанов в2008 году, в котором говорится, что тартан — это дизайн ткани, который можетбыть воссоздан (соткан) из двух или более разноцветных нитей, которыерасполагаются вертикально и горизонтально, образуя повторяющийся клетчатыйрисунок.
Проще говоря, настоящийтартан должен быть симметричным относительно диагонали.
2. КИЛТ
2.1 Определение Килта
Килт — предмет мужскойодежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Килт представляет собой кусокткани, обёрнутый вокруг талии и закреплённый с помощью пряжек и ремешков;традиционно килт носится вместе со специальной сумочкой для денег и других небольшихвещей, называемой спорран. Килт может быть «большим» или «малым». Историческибольшой килт был достаточно длинным, чтобы его можно было закинуть на плечо илиукрыться под ним в плохую погоду. Килт изготовляется из шерстяной ткани страдиционным шотландским рисунком из клеток и полос — тартаном .
Сегодня большинствошотландцев используют килт как часть официального или свадебного костюма, в товремя, как повседневно его носит достаточно малое количество людей. Скаутынадевают килт для парадов; во многих местах Шотландии килты можно увидеть вовремя спортивных соревнований горцев или как музыкальных, так и танцевальныхвыступлений. В британской армии, равно как и в армиях других стран Британскогосодружества, килт до сих пор является частью военной формы, хотя в боевыхдействиях он не использовался со времён Второй мировой войны. (2)
2.2 История
Самое древнее описаниекилта в горной Шотландии датируется 1594 годом.
«Их верхняя одеждапредставляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, с множествомскладок до середины икр, с поясом вокруг талии, одевающимся через ноги.»
Слово килт происходитот англо-шотландского kilt, означающего «обворачивать одежду вокруг тела». Всвою очередь, шотландское слово происходит от древне-скандинавского kjilt («складчатый»),пришедшее от викингов, у которых была подобная, но c тартаном, складчатаяодежда.
В Верхней Шотландии, сее дождливым климатом и гористым рельефом, килт был незаменим. Он давал свободудвижений, согревал, быстро высыхал, чего нельзя было сказать о брюках. На ночьон превращался в теплое одеяло. Когда в бою требовалась максимальная свободадвижений, килт можно было легко сбросить и нестись в атаку, так сказать, безштанов. Так, знаменитая битва кланов в 1544 году между Фрайзерами, Макдоналдамии Камерунами получила название Blar-na-Leine, чтo в переводе означает «БитваРубашек».
Хоть килт и являетсятрадиционной шотландской одеждой, частью их общенациональной культуры он сталсравнительно недавно. Только в середине 19-го века килт стал популярен средишотландского дворянства и интеллигенции, а впоследствии был принят равниннымижителями и всей шотландской диаспорой за рубежом. Другие современныепредставители кельтской группы: ирландцы, валлийцы, жители острова Мэн, тожеприняли ношение килта (хоть и в меньшей степени по сравнению с шотландцами).(15)
2.3 Большой килт
Этот предмет одеждыизвестный под многими другими именами: Great Kilt, Feileadh Mor, Breacan Feile,Big Kilt, Belted Plaid, по существу представляет собой два куска толстойшерстяной ткани, сшитых вместе. Длина его может лежать в пределах от 4,5 до 9ярдов (примерно 4,1—8,2 м), однако наиболее распространённая длина — 6—7 ярдов(5,5—6,5 м). Складки на одной части ткани собирались вручную и закреплялись припомощи широкого ремня. Другая часть могла быть закинута поверх левого плеча ииспользоваться в качестве плаща; или быть закреплённой на ремне, частичнониспадая с него; или же накрывать плечи и голову при плохой погоде. Большойкилт обычно надевался поверх длинной шерстяной рубашки, у состоятельных людейбыло принято надевать ещё одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а вслучае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли,сомнительно) даже из шёлка. Также большой килт использовался в качествепокрывала. В описании 1746 года сказано:
«Эта одежда достаточносвободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжёлыепрепятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды,переправляться через реки. Килт одинаково удобен как для жизни в лесу, так и вдомах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не всилах.»(12)
До сих пор много спорято времени появления большого килта, но доподлинно известно, что он ужесуществовал в начале 17-го века. Более ранние изображения килта иллюстрируютскорее длинную (до колен) рубашку из кожи, льна или парусины, с большимколичеством складок и иногда простёганную для лучшей защиты. Наиболее частобольшой килт ассоциируется с шотландскими горцами, но он также использовался набедных сельских равнинных территориях. Заново традиция ношения большого килтавозродилась в XIX век
2.4 Малый килт
Под словом килтсовременники обычно понимают именно малый килт (англ. Little kilt, FeileadhBeg). По сути он представляет собой нижнюю часть большого килта; кусокшерстяной ткани оборачиваемый вокруг бёдер, полы которого достигают колена.Часто он держится уже не на ремне, а на обыкновенных ремешках с пряжками. Полызакрепляются спереди специальной булавкой. Предположительно малый килт былизобретён в 1725 году англичанином Ролинсоном, управляющим на сталелитейномзаводе в Лохабере. Именно он предложил для удобства оставить лишь нижнюю частьбольшого килта. (2)
2.5 Как надеватьбольшой килт
Сегодня килт — это, какправило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657-4572 мм) ишириной 56-60 дюймов (142-151 см).
Вам нужно найтидостаточно места, чтобы разложить ткань перед собой. Не старайтесь разложитькилт на полную длину, но постарайтесь полностью разложить ткань в ширину, чтобыиметь возможность сложить складки.
Руками определитерасстояние от кости бедра до кости бедра и перенесите это расстояние на ткань.Это будет один из двух кусков, которые не гофрируются.
Начиная с конца этогокуска (фартука) подтягивайте материал к себе в центре, формируя и выравниваякаждую складку.
Ширина складок зависиттолько от вас. Чем шире складка, тем меньше вам работы на этом этапе.
Продолжайте, пока несформируете все складки. Оставьте достаточно материала свободным, чтобы сделатьвторой фартук.
Теперь ваша задача — разместить пояс под тканью так, чтобы, когда вы ляжете на нее, он оказался вправильном положении на уровне талии.
Для этого рукамиизмерьте расстояние от пола до пояса и перенесите его на ткань. Поместите поясв точку, которую вы определили. Пряжка при этом должна находиться справа.Согните фартуки и опустите их вдоль вашего килта так, чтобы ваши колени были наодной линии с кромкой ткани.
Оберните фартуки вокругваших бедер — сначала правый, затем левый.
Шотландка выше поясадолжна свободно свисать с талии и возможно даже до щиколоток, в зависимости отвашего роста и ширины ткани.
Теперь вы можетезакрепить пояс и подумать о том, что делать с оставшимися кусками ткани.
Теперь у вас есть дваварианта: Вы можете носить килт, обернув концы вокруг шеи (если у вас естьдостаточно материала над головой) или отрегулировать его так, чтобы конец свисалпо спине через плечо.(15)
2.6 Килт сегодня
В начале XIX века модаоткрыла шотландской клетке зеленую улицу. Ее носили и в Англии, и наконтиненте, правда, в основном в одежде для отдыха. Клетка стала излюбленнымузором и в детской одежде. В конце XIX – начале ХХ века популярность клеткипошла на убыль, но в 70-е годы ХХ века начала возрождаться мода на шотландскиемужские юбки. Национальный шотландский костюм все больше очаровываетсовременных англичан, особенно молодежь. Английские газеты иногда сообщают, чтомолодожены на свадьбах бывают одеты в килты.
Английские домамоделей, увидев поворот мужчин к юбкам, поспешили предложить им свои варианты.Например, шотландский Дом мод «Райд энд Тэйлор» еще в 1973 году предложилмужчинам удобные шотландские юбки из шерстяного материала темного цвета, а длядневного ношения – разноцветные юбочки.
А вот шотландскиймодельер Эдвард Дункан пошел еще дальше. Он начал борьбу за то, чтобы мужчиныво всем мире носили шотландские юбочки. «Оставим брюки женщинам, – заявляетДункан. – Юбку придумали мужчины, и юбка в любом отношении лучше».
Килт послужил образцомдля различных вариантов женских юбок, заложенных в складку. Обычно они такжешьются из клетчатой ткани (шотландки), сзади и по бокам укладываются складки,спереди — запах, край полотна нередко кончается бахромой. Запах закрепляетсябольшой декоративной булавкой или ремешками с пряжками.(1)
3. АРАНСКОЕ ВЯЗАНИЕ
Аранское вязание(ирландское вязание, кельтское вязание)… Многие слышали о нем и виделиисключительно красивые вещи, выполненные в этой технике. Аранское вязание ужестало классикой моды. Интерес к этническим направлениям в моде и народномукостюму постоянно возрастает, и все ведущие модельеры так или иначе обращалисьв своих коллекциях к аранскому вязанию.
3.1 История аранскоговязания
Легендарный фильмамериканского режиссера Роберта Флаерти «Человек с Арана», который был снят в1934 году, трогательно показывает уникальный образ жизни населения аранскихостровов, омываемых водами залива Голуэй недалеко от западного побережьяИрландии.
Три острова — Инишмор,Инишман и Инишир, представляют собой длинные и низкие полоски «лунноголандшафта» с суровыми, но редкими по красоте пейзажами. Здесь селилисьпервые христиане Ирландии, а до них здесь жили совершенно неведомые племена.Островитяне были рыбаками и фермерами, жизнь которых была тесно связана сОкеаном. Жизнь на этих островах всегда была сурова. На скалистой местностиверхний слой почвы практически отсутствует. Чтобы все-таки заниматьсяземледелием, женщины и мужчины собирали водоросли и песок с берега и насозданных таким образом участках возделывали таким образом пшеницу и картофель.Это позволяло им не так зависеть от моря, что было очень важно, ведь бывалидни, когда лодки приходили без улова, либо вообще не возвращались домой.(3)
Для того, чтобыпережить эти дни, а то и недели в открытом море, мужчинам нужна быласпециальная одежда. Местные жители уже довольно давно распознали особенныекачества шерсти. Самой важной для рыбаков была, пожалуй, ее способностьвпитывать влагу, благодаря которой оставалось сухим тело. Но не только материалзащищал рыбаков в море. Женщины ввязывали своим мужьям, отцам и сыновьям впуловеры все свои пожелания и надежды, которые не покидали всю их тревожную исуровую жизнь.
Ручное вязание былошироко распространено во всей Ирландии по крайней мере с 17 столетия. Однаковплоть до начала 20 века нет упоминаний о каких-то особых аранских свитерах.Островитяне вязали простые толстые чулки и носки для рыбаков и«обычные» рыбацкие свитера — точно такие же, какие носилифранцузские, английские и шотландские рыбаки. Причем в самой Ирландии этисвитера были известны как свитера «Гернси» (Гернси — один изНормандских островов, расположенных между Францией и Англией). (3)
История же собственноаранских свитеров начинается с 20 века, когда правительство страны, чтобыпоощрить экономическое развитие западных сельских регионов, финансировалопрограмму обучения населения вязанию. С 1914 г начали работать классы длядеревенских вязальщиц, и с середины 1930 -х годов свитера аранскогопроизводства начали продаваться в Дублине. В 1920-х годах, когда в деревняхбыло уже много опытных вязальщиц, распространилась мода вязать красивый свитерс узорами мальчикам для первого Святого причастия. Естественно, каждая семьястаралась обеспечить своего ребенка лучшим образцом такого свитера, и довольнобыстро было разработано множество узоров. Образцами узоров служили древниекельтские орнаменты, высеченные на памятниках языческой и христианской культур,которых на островах сохранилось множество.(10)
3.2 Значения аранскихорнаментов
Многие узоры имеютрелигиозное происхождение, среди них и кельтские символы. Некоторые из нихпредставляют собой предметы быта: канаты, ульи, зигзагообразные линии,обозначающие витиеватые тропинки вдоль крутых утесов. По одной из легенд,женщина, которая вышла замуж, должна была связать свой первый свитер длясына-первенца с одной узорной полоской посередине. С каждым следующим сыном побокам от этой полоски добавлялись еще по одной узорной полоске. (13)
Косы — символическоеизображение веревок рыбака, и представляют пожелание успешного дня в море,всевозможные сетки изображают маленькие группы островов. Эти сетки иногдазаполнены узором ирландского мха или изображением морских водорослей, которыеиспользовалась, чтобы удобрить бесплодные районы и принести хороший урожай.Следовательно, сетки — желание успеха и богатства. Дерево Жизни — один изнаиболее распространенных узоров — выражение желания единства клана, сдолговечными родителями и сильными детьми." (3)
Возможно, эторазнообразие узоров породило легенду об их связи с многовековой историей семей.Миф же о том, что тела погибших рыбаков опознавались по узорам свитеров, скореевсего, восходит к пьесе Джона М. Синга «Скачущие к морю». Дж. М. Сингнекоторое время жил на аранских островах, и в основе его пьесы — наблюдения зареальной, наполненной смертельным риском жизнью рыбаков. В пьесе есть эпизод,когда сестра узнает тело погибшего брата по характерному дефекту на его носках- спущенным петлям. Видимо, со временем носки трансформировались в устныхпреданиях в свитер, а спущенные петли — в «клановые» орнаменты, илегенда приобрела завершенность.(10)
Существует очень многотеорий, почему узоры не были записаны. Предполагалось, что отдельные семьисвято хранили тайну собственных узоров, и не выдавали их чужакам. По другойверсии, узоры не передавались в письменной форме, поэтому все они былимагическими и охраняли от бед и недугов. Таким образом, отображение на бумагебыло бы осквернением святыни и повлекло бы за собой необратимые последствия Нона самом деле причина здесь довольно проста: жители острова были простобезграмотны. Но даже не умея читать и писать, будучи, по нашим меркам,совершенно безграмотными, многие аспекты своей жизни жители аранских острововзапечатлели в своих узорах: религиозные символы, предметы быта, желания инадежды на лучшую загробную жизнь. И тем самым создали свой особый язык, спомощью которого, используя спицы и пряжу, они донесли до нас и историю своегосуществования.(3)
3.3 Аранское вязаниесегодня
Аранский пуловерприобрел свою мировую известность благодаря историку текстиля Хайнцу ЭдгаруКиве. Он был первым, кто сфотографировал в тридцатых годах 20-го века типичныйпуловер этих островов. Первые схемы узоров были опубликованы в сороковых годаханглийской фирмой, несколько лет спустя ими заинтересовался и Vogue. В начале50-х годов в США были экспортированы первые аранские пуловеры. В настоящеевремя на островах почти не вяжут, подавляющее большинство продукциипроизводится на материке в Ирландии.(9)
Тем не менее, аранскиеорнаменты присутствуют практически во всех коллекциях мировых модельеров. Ниодна модница не упустит случая заиметь в своем гардеробе вещь, украшеннуюзатейливым орнаментом.
Мастерицы всего мира посию пору разрабатывают рисунки сложнейших узоров. Соединяя разные техники,известные дизайнеры и обычные люди, увлеченные вязанием, создают настоящиерукотворные шедевры на радость простым потребителям, отнюдь не придавая своимузорам такого сакрального значения.
4. ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО
Для предметов туалета,которые меняются, следуя моде, очень часто используются вязаные имитации кружев– ирландское вязаное кружево. Эти имитации, которые вяжутся различнымиспособами, заслуживают того, чтобы на них обратили особое внимание. Сначалавяжутся крючком мотивы рисунков, а затем они соединяются на шаблоне с помощьюсетки. Сетки заменяются механическими сетками или выполняют вязаными шнурами,потому что для их исполнения нужно много труда и времени.
Ирландские вязаныекружева представляют собой вид работы крючком, возникший не так давно. На самомделе первые работы этого жанра были выполнены в Ирландии в середине XIX века инапоминали старинные венецианские кружева. Эти изделия использовались каккружева, а также в виде отделки предметов туалета и белья.
4.1 История
Середина 1800-ыхзастала Ирландию среди разрушительного голода. Печально известный Ирландскийкартофельный голод произошёл в 1845-1849г. Основной сельскохозяйственнойкультурой у малоземельных ирландских крестьян был картофель, и эпидемиякартофельного грибка, вызывающего фитофтороз, привела к катастрофическимпоследствиям для страны. В результате голода погибло от 500 тыс. до 1,5 млн.человек. Значительно увеличилась эмиграция, особенно в США, ставшая постояннойчертой исторического развития Ирландии. В итоге, в 1841-1851 гг. населениеИрландии сократилось на 30%, и страна была поставлена на грань выживания.
Люди были вынужденыискать дополнительный заработок. Изготовление кружев было довольно выгоднымбизнесом, однако традиционные способы плетения на коклюшках и шитья иглой былиочень долгим и трудоемким процессом, а деньги были нужны срочно. И в Ирландиибыл изобретен особый способ имитации крючком модного тогда кружева«Розалина», которое, в свою очередь, является модификациейВенецианского кружева (на фото игольное кружево 18 века).(11)
Изобретение способапринадлежит некоей мадемуазели Риего де Бланкардье, дочери франко-испанскогодворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминалоВенецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство.Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовленияиглой, мог быть связан всего за 20 часов. В1846 Риего де Бланкардье издалапервую книгу ирландских образцов вязания крючком.(8)
Новая техника оченьбыстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев.Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна длямассового производства. В отличие от обычного вязания крючком, ирландскоевязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которыевяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давалвозможность разделения труда — каждый вязальщик специализировался на отдельныхмотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый членсемьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все — мужчины,женщины, дети, старики.
В условиях бедныхкрестьянских изб кружево часто пачкалось во время работы, поэтому передпродажей его надо было стирать. Наиболее же аккуратные мастера заворачивалинедоконченную работу в чистый холст и убирали на ночь под кровать. Появилсядаже специальный термин, означающий примерно «укладывать работуспать».
Секреты вязания ревнивоохранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входилисоседи — конкуренция есть конкуренция!
Готовые мотивыотносились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные итворчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи — воротники, манжеты,платья и пальто, и даже пляжные зонтики.
Ирландское кружевоохотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско(главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906). Популярностькружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильновостребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос напредметы роскоши.
4.2 Ирландское кружевосегодня
Сейчас интерес к этомурукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров,использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели — например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета «впростое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландскихкружев».
Главная ценностьирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной,индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязатьтрикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево можеттолько рука мастера.
В самой Ирландиивсемирно известное Ирландское кружево до сих пор знают как «кружевопомощи», т.к оно, действительно, предоставляло людям возможность выжить, ив таком названии хранится часть истории страны.
В нашей странеирландское кружево не менее популярно, чем во всем мире. Пожалуй, самымвиртуозным мастером ирландского кружева у нас является Мирослава Горохович, чьиработы и виртуозная техника просто поражают воображение. Стоит ли удивляться,что ее модели покупаются не только модницами всего мира, но и украшаютколлекции музеев.(11)
5. ШЕТЛАНДСКОЕ КРУЖЕВОИ ШЕТЛАНДСКИЙ ЖАККАРД
Шетландские острова (Shetland Islands) — архипелаг на северо-востоке от Шотландии. Архипелаг лежиттакже к северо-востоку от Оркнейских островов, в 270 км к юго-востоку отФарерских островов и является точкой разделения Норвежского и Северного моря.Из более чем сотни островов заселены только двенадцать.(15)
5.1 Шетландское кружево
Шетландские островаотличаются удаленностью от континента, суровым климатом с жестокими ветрами.Население островов было занято в основном рыбной ловлей, земледелием, а такжевязанием на продажу и для обмена.
В 9-м веке н.э.норвежские завоеватели завезли на острова овец. Поначалу и шерсти этих овецткали ткани, однако мягкая, легкая и теплая шерсть больше подходила длявязания, нежели для ткачества, поэтому именно вязание стало основным промысломи существенной частью экономики Шетландских островов.
В 17 и 18 вв. жителиостровов наладили торговлю ажурными чулками с голландскими и норвежскимикупцами.
Женщины, которые велихозяйство и занимались земледелием, вязали, когда им позволяло время. Поройженщины вязали на ходу.
Нежное, красивоешетландское кружево обрело известность во времена королевы Виктории. Самакоролева носила кружевные чулки с Шетландских островов, а кружевные шали носилиженщины из высшего общества. Шали были такого качества, что изделии площадь.1,5 кв.м. свободно проходило сквозь обручальное кольцо.(14)
В настоящее времякружевные шали вяжутся как машинами, так и вручную. Шали ручной работы дороги,однако большую популярность приобрели предметы одежды, связанные в техникешетландского кружева. Это трудоемкий ажур, требующий внимания и филигранногомастерства.
В России есть аналогэтого промысла – оренбургский пуховый платок. Но материал и техникаизготовления оренбургских шалей отличаются от шетландского кружева.(3)
5.2 Шетладнский жаккард
Fair Isle, один измаленьких шотландских островов, входящий в цепочку Шетландских островов,довольно рано стал известен благодаря контактам с торговцами из Балтики иСкандинавии…
Вместе с торговымисудами сюда привозились и вязаные изделия с двуцветными полосками.
Постепенно на Fair Isleвозник свой, особенный стиль со своеобразными узорами и выразительными цветами.Известные во всем мире пуловеры и жакеты вяжутся полностью по кругу, и лишь вконце работы на них делаются прорези для пройм или застежки.
Для вязания в техникеFair Isle традиционно используют шерсть шетландских овец. Волокна этой шерстисильно вьются, и изделия получаются тёплыми, очень легкими, а слегкашероховатая поверхность волокон превосходно подходит к вязанию в этойтехнике.(3)
Цвета — земляной,коричневый, приглушенные натуральные тона, цвет зеленого мха, теплые оттенкижелтого. Это классика. Далее появился индиго и корень марены, шерсть сталиокрашивать в синие и красные оттенки. Контраст между теплыми и холодными тонамипридает узору эффект пластичности и оживленности.
Довольно сложные, напервый взгляд, узоры, состоят, на самом деле, из простых симметричных форм:небольшие узоры в шахматном порядке на двух или трех петлях, звезды, состоящиеиз ромбов, графические и цветочные мотивы.
Вязальщицы Шетландиидовольно быстро распознали преимущества кругового вязания: перед глазами всегдалицевая сторона изделия, что облегчает контроль узора. Вяжутся только лицевыепетли, узоры получаются быстро, рисунок смотрится равномерно. И никаких швов,что экономит уйму времени, а изделие быстро приобретает формы.
У нас подобные узоры мыназываем норвежскими, однако во всем мире изделия. выполненные в этой технике,принято называть именно шетландским жаккардом.(6)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История костюма имеетотношение не только к художеству, но и к этнографии и физиологии. Изучениеистории развития костюма и моды даёт нам ключ к познанию нравов и обычаев какныне существующих, так и существовавших ранее народов.
С самых древних времёнлюди жили как физической, так и духовной жизнью. Потребности тела создалинеобходимость в прикрытии его от непогоды и ненастья. Одновременно с этим,потребности человеческого духа создали необходимость в украшении тела.
Некоторые исследователиутверждают, что одежда появилась из-за чувства стыда, другие объясняют еепоявление желанием украсить свое тело, а третьи просто говорят, что человекубыло холодно, и он создал одежду.
Тем не менее,назначение одежды всегда зависело от условий быта, климата, в которых проживалилюди, их социального статуса и вероисповедания.
История одежды сдревнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражаетсявся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периодысвоего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одеждулюдей. История моды почти так же стара, как и история костюма.
Каждый день, надеваякостюм в клетку или модный свитер, украшая свой вечерний наряд кружевной шальюили изысканным кружевом, задумываемся ли мы, труд и история жизни скольких поколенийвложены в незамысловатый, на наш взгляд, кусок ткани или вязаного полотна? Врядли.
Данная работапоказывает, что предметы национальной одежды, народные промыслы практическилюбого народа могут оказать существенное влияние на культуру и быт всегочеловечества. Так, клетчатая шотландская ткань, юбка-килт, аранские ишетландские узоры, равно как и ирландские и шетландские кружева, поройвидоизменяясь и сочетаясь с другими техниками и стилями, присутствуютпрактически во всех коллекциях модных дизайнеров, не говоря уже о людях, длякоторых рукоделие – это либо хобби, либо средство к существованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современнаяэнциклопедия Аванта+ «Мода и стиль», Аванта+, Москва 2002г.
2. БольшойРоссийский Энциклопедический словарь, научное издательство «Большая РоссийскаяЭнциклопедия», Москва, 2008г.
3. Журнал«Верена Вязание» №№ 3-4 2009г, издательский дом «Бурда», 2009 г.
4. Hazel Carter “Shetland Lace Knitting”,Taunton, 1992.
5. Sarah Don “The Art of Shetland Knitting”,Taunton, 1989.
6. Alice Starmore “The Book of Fair IsleKnitting”, Dover Publications, 2009.
7. Knitting Around the World, Taunton, 1993.
8. Kaethe Kliot “Irish Crochet Lace, 150 Yearsof a tradition. Exhibit Cataloge”, 2005.
9. МарияПерри-Джонс «Вязание на спицах. Энциклопедия», «Арт-родник», 2009 г.
10. «Энциклопедияпо вязанию. Самая лучшая книга по вязанию» АСТ, 2008 г.
Интеренет-ресурсы:
11. www.
osinka.ru. – интернет-портал по рукоделию.
12. www.
allday.ru — история моды.
13. www.
clanarans. com – каталог аранских узоров.
14. www.
shetland-knitwear. com – сайт, посвященный шетландскому рукоделию.
15. www.
wikipedia.ru – материалы свободной энциклопедии.
16. www.tartandreams.ru
– сайт, посвященный тартанам.
17. www.osh.ru
– сайт, посвященный историческому костюму.
18. www.
mirknig.ru – электронная библиотека.