Реферат по предмету "Банковское дело"


Организация и управление банковской деятельности

Содержание
Введение
Глава 1 Развитие теории и практики менеджмента
1.1      Условияи предпосылки возникновения менеджмента
1.2      Основныешколы управления
Глава 2 Организация банковской деятельности иуправление обслуживанием клиентов банка
2.1      Организационнаяструктура банков
2.1.1 Различия организационных структур крупногои мелкого банков
2.1.2 Современные тенденции в организационной структуребанков
2.1.3 Организация банковской деятельности наоснове отделений
2.1.4 Банковская деятельность на основекорреспондентских отношений
2.2      Финансовыеотчеты и оценка деятельности банков
2.3      Управлениеобслуживанием клиентов и источниками средств банков
Глава 3 Стратегия управления активами и пассивамии защиты отрасли
3.1      Способыуправления для защиты от риска изменения процентных ставок
3.1.1 Стратегия управления активами
3.1.2 Стратегия управления пассивами
3.1.3 Стратегия управления фондами
3.1.4 Метод объединения источников фондов
3.1.5 Метод разделения источников фондов
3.1.6 Сбалансированный подход к управлениюфондами
3.1.7 Хеджирование риска изменений процентныхставок
3.2      Финансовыеопционы, своп-контракты и другие методы управления активами и пассивами
3.2.1 Процентные опционы
3.2.2 Процентные своп-контракты
3.2.3 Страхование изменений процентных ставок
3.2.4 Кредитные опционы
3.2.5 Процентные контракты типа «Кэп», «Флор» и«Коридор»
3.2.6 Процесс управления рисками
3.3      Новыебанковские услуги и процесс их развития
3.3.1 Причины появления новых услуг в банковскомделе
3.3.2 Трастовые услуги
3.3.3 Инвестиционные банковские услуги
3.3.4 Услуги по управлению денежной наличностью
3.3.5 Дисконтные брокерские услуги
3.3.6 Процесс развития новых банковских услуг
Заключение
Список литературы

Введение
«Менеджмент» – слово английского происхождения и означает«управлять». Трактовок понятия «менеджмент» существует великое множество. И этооправдано, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело сменеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный,функциональный и т.п.).
В общем виде менеджмент следует представлять как науку иискусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд,мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии налюдей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную ипроизводительную силу. Другими словами, менеджмент – это человеческиевозможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижениястратегических и тактических целей организации.
Термин «менеджмент» означает управлениесоциально-экономическими процессами на уровне организации – управлениехозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.
Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежностьконкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В этой связиследует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человекнезависимо от данных ему природой психофизических характеристик, и естьпрофессии, для которых помимо профессиональных знаний их наличие обязательно. Ктаким профессиям относится и профессия менеджера. То есть управленческая работапринадлежит к числу таких видов человеческой деятельности. Которые требуютспецифических личностных качеств, делающих конкретную личность профессиональнопригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе вдолжности менеджера.
Менеджер – самостоятельная профессия с собственнымипрофессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися отдругих профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самимисотрудниками, касается только профессии менеджера, а все другие профессиивыполняют специальные задачи, но не задачи руководителя.
Формирование и успешное функционирование банковской системыКазахстана, включение отечественных финансово-кредитных институтов вмеждународный бизнес в значительной мере зависят от квалификации банковскихработников, их знаний и опыта.
Большое внимание в дипломной работе уделено актуальным дляказахстанских банкиров вопросам финансового управления – управления капиталомбанка, его ресурсами, комплексного управления активами и пассивами. Важноеместо в системе финансового менеджмента занимают анализ финансовой отчетностибанка, а также анализ и оценка банковских операций с позиций ликвидности,доходности и риска. Функционируя в хаотической рыночной среде, коммерческийбанк постоянно сталкивается в своей деятельности со всевозможными рисками –трансляционными, операционными, процентными, кредитными, валютными и т.д.научиться оценивать риски и управлять ими – важная задача финансовогоменеджмента. В этом отношении казахстанским банкирам стоит уделить особоевнимание западной практике кредитования и управления кредитным риском.
Цель дипломной работы – анализ проблем и задач, разработкаэффективных методов банковского менеджмента.

Глава1 Развитие теории и практики менеджмента
 
1.1      Условияи предпосылки возникновения менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилосьискусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовалвсегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферахчеловеческого общества:
Политической– необходимость установления и поддержания порядка в группах;
Экономической– необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
Оборонительной– защита от врагов и диких зверей.
Даже в самыхдревних обществах требовались личности, которые бы координировали и направлялидеятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру,египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени,поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости впланировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Рассматриваяразвитие теории и практики управления, выделяют несколько историческихпериодов.
I период – древний период.Наиболее длительным был первый период развития управления – начиная с 9-7тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельнуюобласть знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опытуправления.
Первые, самыепростые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного трудасуществовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управленииосуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины ивожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видовдеятельности того периода.
Примерно 9 –7 тыс.лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход отприсваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новойформе получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход кпроизводящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой внакоплении людьми определенных знаний в области управления.
В ДревнемЕгипте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этотпериод (3000-2800 гг.до н.э.) сформировались достаточно развитый для тоговремени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка(чиновники-писцы и пр.).
Одним изпервых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, былСократ (470-399 гг.до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, наоснове чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон(428-348 гг.до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделалпопытку разграничить функции органов управления.
АлександрМакедонский (356-323 гг.до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенныематериалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуютпроцесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет вкакой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание насамых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки –менеджмента.
II период –индустриальный период (1776-1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитиипредставлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту.Он является не только представителем классической политической экономии, но испециалистом в области управления, так как сделал анализ различных формразделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большоевлияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научныхнаправлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизацииуправления производством, а также признание необходимости обучения, улучшенияусловий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворотв теории и практике управления связан с созданием и использованиемвычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработалпроект «аналитической машины» — прообраз современной цифровой вычислительнойтехники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались болееоперативно.
III период –период систематизации (1856-1960 гг.). Наука об управлении находится впостоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяетсяи совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и ихвзгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своейконкретной организации на изучение способов управления, действующих в ихокружении. Одни из них решали свои управленческие проблемы теми способами,которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искалиболее систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи ипровалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
В сущности,то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленнойреволюции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства инеобходимость обеспечения работой больших групп людей означало, чтоиндивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всехработников. В результате были выбраны лучшие работники, которых обучали длятого, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Этилюди и были первыми менеджерами.
1.2      Основныешколы управления
Самые первыеисследования в области менеджмента были сделаны классической школой.
Первыхменеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства (техническийподход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этихцелях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени наразличные операции и т.п.
Большинствоисследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такоепонимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрамподходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера инавыки, которые характерны для всех преуспевающих менеджеров. Поэтому многиеисследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Тоесть если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найтилюдей, которые обладают такими качествами.
Результатыисследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно,что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь первостепенногозначения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто несрабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?
Первыйкрупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором(1856-1915 гг.), который возглавил движение научного управления. Онзаинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельностиорганизации, что положило начало развитию школы научного управления.
Благодаряразработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельнойобластью научных исследований. В своих работах «Управление фабрикой» (1903г.) и«Принципы научного менеджмента» (1911г.) Ф. Тейлор разработал ряд методовнаучной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощьюхронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Егоосновополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу нанаучной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставитьим некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогуполучит совокупную производительность, превышающую вклад, сделаннойиндивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что онкак основатель школы «научного управления» разработал методологические основынормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практикунаучные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайшийвклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Становлениенауки об управлении также связывается с именами Ф.и Л. Джилбертов. Они провелиисследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражныеметодики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.
Такимобразом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: перваянаучная школа, получившая несколько названий, — школа «научного менеджмента»,«классическая», «традиционная».
Разновидностьюклассической школы управления является – «административная школа». Оназанималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что кактолько определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболееэффективные методы руководства.
Одним изпионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925гг.). Он разделил весьпроцесс на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управленииорганизацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров,руководство (мотивация) и контроль.
На базеучения А. Файоля в 20-е годы было сформулировано понятие организационнойструктуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, сериюнепрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.
РазработанныеА. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатомнауки управления, «администрирования». Не случайно американцы называют французаА. Файоля отцом менеджмента.
Сутьразработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда;авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единствораспорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд;баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одногоуровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивостьперсонала; инициатива.
Из другихпредставителей административной школы можно выделить М. Блюмфилда,разработавшего концепцию «менеджмента персонала», или управления рабочей силой(1917г.); и М. Вебера предложившего концепцию «рациональной бюрократии»(1921г.). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинулположение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами,является самой эффективной формой человеческой организации.
Основнаячерта «классической школы» (научной и административной) заключается в том, чтосуществует только один способ достижения эффективности производства. Поэтомуцель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенныйи единственно приемлемый метод управления.
«Классическаяшкола» — одна из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки.Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.
Определенныйпрорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х годов, ознаменовавшийсяпоявлением «школы человеческих отношений» (поведенческой школы). В ее основуположены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения впроцессе управления предполагалось сосредоточивать основное внимание наработнике, а не на его задании.
В начале векаученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы вповышении производительности труда не менее, чем любой из классическихменеджеров. Сосредоточив внимание на рабочем, они понимали, что смогут лучшестимулировать их труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и чтов основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.
Р. Оуэн былреформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей.Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками имашинами и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое жевремя и на «уход» за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них,обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда вероятнее всего,«ремонт» людей не потребуется.
Родоначальником«школы человеческих отношений» принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, чтогруппа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системыконтроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить,как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
В результатедвижение «человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению.Это связано с тем, что акцент в движении «человеческих отношений» делался налюдях, а в движении научного управления – на заботе о производстве. Идеясостоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большоевлияние на производительность труда. То есть речь идет о повышенииэффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческихресурсов.
Из другихученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стилируководства и разработавшую теорию лидерства.
Большой вкладв развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е годы, когдаучеными-бихевиористами (от англ. — поведение) было разработано несколько теориймотивации.
Одной из нихявляется иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующуюклассификацию потребностей личности:
1)        физиологические;
2)        вбезопасности своего существования;
3)        социальные(принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);
4)        престижные(авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);
5)        всамовыражении, полном использовании своих возможностей, достижении целей иличном росте.
Не менеепопулярно в школе «человеческих отношений» и учение Д. Макгрегора (1960г.) Воснове его теории (X и Y) лежат следующие характеристики работников:
Теория X — средний индивидиумтуповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постояннопринуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категориипредпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности,беспокоится лишь о собственной безопасности;
Теория Y- люди не являются отприроды пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. Уданной категории работников затраты физического и умственного труда так жеестественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимаетна себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле состороны, так как способен сам себя контролировать.
Модифицированныйвариант учения Д. Макгрегора представлен Р. Блейком в виде управленческойрешетки ГРИД.
IV период –информационный период (1960г. по настоящее время). Более поздние теорииуправления разработаны в основном представителями «количественной школы», частоназываемой управленческой. Появление данной школы – следствие примененияматематики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматриваютуправление как логический процесс, который может быть выражен математически. В60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся наиспользование математического аппарата, с помощью которого достигаетсяинтеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Формализацияряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовалипересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.).появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационноемоделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности,математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
В современныхусловиях математические методы используются практически на всех направленияхуправленческой науки.
Исследованиеуправления как процесса привело к широкому распространению системных методованализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применениемобщей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, чторуководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанныхэлементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.
Главная идеясистемной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается визоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системныйподход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной областипревращается в проблему для другой.
На базесистемного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях.Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждаяситуация, в которой оказывается менеджер, может стать сходной с другимиситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера вэтой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности ивыявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
В 70-е годыпоявилась идея открытой системы. Организация как открытая система имееттенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такаясистема не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации иматериалов, поступающих из вне. Она имеет способность приспосабливаться кизменениям во внешней среде.
Такимобразом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальнаяорганизация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формыструктурного деления); систему результативных и эффективных стимулов,побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; системулогического принятия решений.
С точкизрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом планерезультаты были получены в рамках ситуационного подхода. Выводы ситуационногоподхода состоят в том, что формы, методы, системы, стили управления должнысущественно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е.центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств,которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другимисловами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требованиирешать текущую конкретную организационно-управленческую проблему в зависимостиот целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цельдолжна быть достигнута. То есть пригодность различных методов управленияопределяется ситуацией.
Ситуационныйподход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретныерекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления взависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней средыорганизации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какиеметоды и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целейорганизации в конкретной ситуации.
Историяменеджмента – это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающихкадры, руководящих и контролирующих.

Глава 2 Организация банковскойдеятельности и управление обслуживанием клиентов банка
 
2.1Организационная структура банков
2.1.1Различия организационных структур крупного и мелкого банков
Организационнаяформа банка обусловлена его функциями, ибо с точки зрения организационнойструктуры банки обычно построены таким образом, чтобы с максимальнойэффективностью выполнять стоящие перед ними задачи. Более крупный банк, какправило, осуществляет больше функций и предлагает более широкий спектр услуг.Поэтому размеры банка также являются важным фактором, определяющим егоорганизационную структуру. Однако размеры и функции – не единственныедетерминанты организационной структуры банка и эффективности его работы.Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значениедля формирования потребностей и разнообразия вариантов структурного построениябанков в мире.
Влияниеразмеров банка на его организационную структуру нагляднее всего проявляется присопоставлении типичных организационных структур крупного и мелкого банков.Первым примером нам послужит организационная схема, представленная руководствомнебольшого, находящегося на Среднем Западе провинциального банка с активамиоколо 50 млн.долл. Подобно сотням банков, обслуживающих небольшие и средние поразмерам хозяйственные структуры, этот банк более всего озабочен привлечениемнебольших депозитов от частных лиц и занимаются преимущественно предоставлениемпотребительского кредита и займов мелким предприятиям. Такие банки, всецелоориентированные на операции с частными лицами, часто называют розничнымибанками в противовес оптовым кредитно-финансовым институтам, которые занятыпреимущественно обслуживанием коммерческих предприятий и предоставлениемкрупных займов корпорациям.
Сервисныеоперации небольшого банка обычно контролируются кассиром и аудитором,работающими в бухгалтерском отделе, а также вице-президентом, отвечающим заработу кредитного, депозитного, маркетингового и трастового отделов банка. Этиработники подотчетны старшему руководству фирмы в лице председателя советадиректоров, президента и старшим вице-президентам, отвечающим за долгосрочноепланирование и оказание помощи руководителям различных отделов в решениинаиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодическиотчитывается перед советом директоров – комитетом, выбранным акционерами(владельцами) для разработки политики банка и наблюдения за эффективностью егоработы.
Организационнаясхема, представленная на рис.1. проста. Зачастую имеют место тесные контактымежду руководителями высшего и среднего уровней и рядовыми сотрудниками банка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.