Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие и сущность культуры

1. Развитиепредставлений о культуре в европейской мысли
Культура – отлатинского глагола colere – «населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться,почитать». От сolere производны слова colonus – «то, что населяется» и cultus – «то, чему поклоняются».
1. Слово «cultura» использовалось в Древнем Риме в значении –«возделывание, культивирование, выращивание» (растений, животных), «приданиеучастку земли гармоничных, устроенных очертаний», т.е. применялось к аграрнойсфере. Рост и развитие растения явились источниками аналогий с воспитанием иразвитием человека.
Римский общественный деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон(106–43 г.до Р.Х.) видел синоним культуры в гуманности. В своих«Тускуланских рукописях» (45 г.до Р.Х.) он использовал обыденное понятиекультуры как возделывания почвы в переносном смысле: как возделываниечеловеческого ума в процессе воспитания и обучения. Так сформироваласьконцепция «humanitas» (человечность) в Древнем Риме. Культурныйримлянин – это гуманный римлянин, человек, который совершенствует иоблагораживает себя на основе римских добродетелей.
2. В классическом древнегреческом обществе сформироваласьконцепция «пайдейи» (воспитанность, образование), согласно которойкультура ассоциировалась с образованностью, универсальным, многостороннимразвитием, подготовленностью гражданина к различным формам общественнойдеятельности (ср. энциклопедия: encyclos – «круг», paideia – «образование»).
3. В Средние века широкое распространение получило понятие «культ»,имеющее высокий духовный смысл: через культ человек обретал способностьраскрывать себя в своей любви к Богу. Русский философ Павел АлександровичФлоренский (1882–1943) в работе «Столп и утверждение истины» указал нацентральную роль культа во всей культуре, связывая культ с особой человеческойдеятельностью – литургической, производящей характерные реалии – святыни.Культура вырастает из культа, из приобщения человека к священной, мистическойреальности.
4. В эпоху Возрождения идеалом культуры становится творчество,создание ценностей, в первую очередь, художественных. Культура – сферагуманитарных занятий – «studiahumanitatis» (поэзия, живопись,зодчество, ваяние, риторика). В центре внимания – творец – Человек.
5. В философии Нового времени (XVII–XIX вв.) существовалиразличные концепции культуры: культура как качество ума; преодолениеложных авторитетов и предрассудков(Ф. Бэкон (1561–1626); культура– освобождение разума от влияния страстей и аффектов(Р. Декарт(1599–1650); культура как система искусственных образований, созданныхлюдьми для удовлетворения их потребностей, создания условий для совместнойжизни (Т. Гоббс (1588–1679). Культура как совокупность человеческихумений, создаваемая человеком вторая природа, воплощенная в многообразныхформах человеческой деятельности (И. Гердер (1744–1803); культура каксфера человеческой свободы, отражающий возможности человека (И. Кант (1724–1804)и др.
6. Некоторые современные подходы к пониманию культуры:
– Культура – сфера духовности (идеационный подход);
– Культура – мир ценностей (аксиологический подход);
– Культура – совокупность артефактов (искусственных, созданныхчеловеком предметов и явлений) (антропологический подход);
– Культура – это система нормативных технологий, социальныхотношений и взаимодействий (функциональный подход),
Существуетоколо 500 определений культуры.
Известныйроссийский культуролог А.Я. Флиер так трактует культуру:Культура – совокупностьискусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученныхформ поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов самопознания исимволических обозначений окружающего мира.

2.Морфология культуры. Функции культуры
 
Основнаяморфологическая единица культуры – культурная форма. Культурная форма –этомодель, способ передачи социальной информации, храненияопределенного ценностного содержания.
Культурныеформы делятся на:
– Семантические:
А) Норма –стандарт культурной деятельности, регулирующее поведение людей (табу,предписания, правила, законы, заповеди, императивы);
Б) Ценность –способность предметов и явлений удовлетворять потребности человека(материальные, духовные ценности);
В) Идеал –обобщенное ценностное представление о совершенстве, образ предмета, наделенныйсвойствами универсальности, абсолютности.
Г) Символ(греч. simbolon – «опознавательный знак») – художественная категория, выражающаяидеальное содержание материальных вещей и процессов. Его значение выходит запределы, определяемые непосредственно изображенным явлением, символ имеет множествосмыслов.
– Деятельностные:
А) Обычай –воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношенийлюдей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе иявляется привычной для его членов;
Б)Обряд– совокупность стереотипных условных коллективных действий, выражающихсоциальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенныеколлективные чувства;
В) Ритуал –форма символического поведения, не имеющего непосредственного прагматическогозначения (календарные ритуалы, ритуалы перехода, искупительные, жертвенныеритуалы, запретительные, ритуалы дарения и др.)
– Видыкультуры:
Материальная культура (бытовая сторона жизнилюдей, производство, техника),
Духовная культура (язык, религия, философия,искусство, мораль, наука),
Социальные измерения культуры (мораль, право,политическая культура).
Уровникультуры:
– Культура личности;
– Культура социальных и этнонациональныхгрупп;
– Общечеловеческая (мировая) культура.
Функциикультуры:
– Смыслополагающая – приданиесмысла человеческому существованию;
– Аксиологическая –процесс выработки и распространения ценностей;
– Преображающая –изменение среды обитания человека, духовное совершенствование, преображениесамого человека;
– Творчески развивающая –развитие и реализация творческих способностей личности;
–Информационно-коммуникативную – накопление и трансляция знаний, культурногоопыта;
– Адаптивная – адаптация,приспособление человека к окружающей среде, обеспечение человека безопасностьюи комфортом;
– Социализирующая –обеспечение вхождения индивида в жизнь общества;
– Интегрирующая –культура объединяет народы, социальные группы, государства;
– Гедонистическая –удовлетворение потребности в красоте, совершенстве, доставлениеинтеллектуального, эстетического и других видов удовольствий.

3.Культурология как наука. Основные школы и концепции культурологи
Термин«культурология» состоит из двух слов: лат.cultura и греч. logos – «наука, знание».Культурология – наука о культуре.
Терминкультурология впервые применил в 1939 году американский антрополог икультуролог Лесли Уайт (1900–1975). Культурология – комплексная научнаядисциплина. Это интегративный предмет социально-гуманитарного профиля, которыйиспользует результаты и достижения современного гуманитарного знания (истории,филологии, религиоведения, искусствоведения, антропологии и др.); а такжесоциальных наук (социология, политология, экономическая теория).
Предметкультурологии– изучение сущности культуры, ее строения, типов и видов,процессов создания и освоения культурных ценностей, этапов, закономерностей итенденций развития культур.
В методологиюкультурологического знания включены:
– Методы гуманитарного культуроведения.
Сюда входятметоды гуманитарных наук: литературоведения, языкознания, истории и теориикультуры, искусствоведения, религиоведения, истории и др. Эти методыиспользуются при изучении индивидуального характера конкретной культуры,сравнении культур, описании исходного культурологического материала.
– Методы социального культуроведения.
Сюда входятметоды экономики, политологии, этнологии, социологии и др. Задача –отыскание общих законов и принципов, позволяющих от общих закономерностейперейти к пониманию частных культурных явлений.
Основныешколы и концепции культурологии
Эволюционизм(втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры какпрохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917), основныеработы «Исследования в области древней истории человечества» (1865),«Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел квыводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиознойформой, из которой в дальнейшем развивается:
– фетишизм – почитание материальных предметов, вкоторых предполагается присутствие особого духа или таинственной силы;
– тотемизм – почитание животного или растения кактотема-покровителя племени, рода, семьи или отдельного человека; поклонениедуху, который живет в тотеме;
– культ предков – почитание душ умерших предков;
– политеизм – многобожие, поклонениемногочисленным богам;
– монотеизм – единобожие, вера в единого Бога.
Шотландскийученый Джеймес Фрезер (1854–1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890),«Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучениедревней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственномразвитии проходит три стадии:
1. магия – совокупностьприемов, обрядов, психотехник, призванных оказывать влияние на людей, предметыили события посредством неправильно понятых природных закономерностей,таинственных сил (духов), а также воли и воображения мага;
2. религия (впонимании Фрезера) этап, когда сверхъестественные способности человекприписывает не себе, а богам;
3. наука – человекпоклоняется законам науки, возводит ее в культ.
Диффузионизм(посл. треть XIX-пер. пол. XX в.). Понятие культурнойдиффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра.Так,норвежский ученый Тур Хейердал (1914–2002)своими путешествиямичерезТихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечныхкамней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культурдревности.
Диффузионистыразработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, новзаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; атакже теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурныхявлений. Лео Фрабениус (1873–1928) предложил концепцию морфологии культуры:культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионистыразрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.
Функционализм.Представители:Бронислав Малиновский (1884–1942), Альфред Радклифф-Браун (1881–1955).Исследованиефункций элементов культуры. Б. Малиновский построил свою концепцию наоснове теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов,аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожитькакой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), всяэтнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и дажепогибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации наостровах Тихого океана.
Биосфернаяконцепция культуры. Представители: Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), АлександрЛеонидович Чижевский (1897–1964), Лев Николаевич Гумилев (1908–1992).Соединение естественнонаучного и гуманитарного видения мира, рассмотрениесудьбы человечества в неразрывной связи с природой и космосом. Главный вклад В.И. Вернадскогов культурологию – учение о «ноосфере». «Ноосфера» – сфера человеческого разума.Вернадский считал, что с появлением человека на земле начал действовать новыйвид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, именно этот видэнергии и приводит к формированию нового облика планеты. А.Л. Чижевскийсчитал, что все важнейшие события человеческой истории синхронизированы скакими-либо колебаниями или изменениями окружающей среды; он исследовал ходистории человечества в его корреляции с колебаниями солнечной активности.
Культурно-историческиетипы Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885). В своей работе «Россияи Европа» (1869)он выдвинул идею существования«культурно-исторических типов», которые в ходе истории, подобно живыморганизмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающейприродной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи:зарождение, расцвет, гибель, сохраняя свою индивидуальность и проявляя себя вразной степени зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной,политической и общественно-экономической. Данилевский выделяет 10 типов, исчерпавшихвозможности своего развития: 1) египетский; 2) китайский; 3) древнесемитский(вавилонский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8)римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) германо-романский. Новый тип –славянский.
Линия«философии жизни» Освальда Шпенглера (1880–1936). В 1918 вышла его книга«Закат Европы». Эта книга принесла ему славу пророка гибели западноевропейскойкультуры. Шпенглер рассматривает отдельные культуры как изолированные друг отдруга организмы, которые обладают своей собственной уникальной душой. Поэтомупредставитель одной культуры, никогда не поймет другую культуру полностью.Каждая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть.Этап, когда культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряетдуховные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация».Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, т.е.приближается к финалу своего существования.
Цивилизационнаяконцепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889–1975).
Тойнбисчитал, что цивилизации возникают при двух условиях: наличии окружающей среды иприсутствие в данном обществе творческого меньшинства (элиты). Происходит взаимодействиеокружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческоеменьшинство решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения,что способствует превращению его в цивилизацию. Рост цивилизации развертываетсякак непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства, имеющегоособый харизматический дар и реализующий его в жреческой, монашеской, светской,аристократической формах. Цивилизация развивается и растет при условии, когдабольшинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае –цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае,если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии утворческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили своесуществование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7–8 находятся всостоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская,индийская).
Теориясуперсистем Питирима Александровича Сорокина (1899–1968).
Признаваяналичие глубокого кризиса западной культуры, русско-американский социологоценивал его не как «закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новойформирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В отличие отШпенглера он допускал наличие прогресса в общественном развитии. Культура, поСорокину, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществомна той или иной стадии его развития. В основе каждой культуры лежит главнаяценность, пронизывающая насквозь все ее составные части. В соответствии схарактером доминирующей ценности он делит все культурные суперсистемы на тритипа:
1) Сенситивная – вкоторой предпочтение отдается земной, чувственно воспринимаемой реальности(доминирует в европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения),
2) Идеационная – высшаяреальность – Бог (классическое Средневековье),
3) Идеалистическая(интеграционная), значимая действительность представляется фрагментарносложной, и задаваемая человеку ориентация включает в себя земные и неземныеценности («золотой век» Афин, позднее европейское Средневековье XIII–XIV вв.)
Кризискультуры связан, по его мнению, с утратой духовных ценностей в угодуматериализму, рационализму, техницизму.
Психоаналитическаяшкола.
Зигмунд Фрейд(1856–1939) – австрийский психиатр, основоположник психоанализа и фрейдизма,исследовал индивидуальное бессознательное. Движущая сила человечества, поФрейду, – стихийные влечения, заложенные в бессознательном, среди которыхосновной – половой инстинкт либидо, которое находит выход в культурномтворчестве, переключая энергию влечения путем сублимации (лат. sublimo – «возвышаю») насоздание культурных явлений. В своих работах «Будущее одной иллюзии»,«Недовольство в культуре» (1930) Фрейд высказывает неоднозначное отношение ккультуре: с одной стороны, навязываемые культурой как социальным институтомзапреты и правила приличия подавляют мрачные инстинкты человека – и в этомФрейд видит положительную сторону культуры. Но, подавляя инстинкты, культурапровоцирует прорыв бессознательного наружу чудовищным безумием, преступлениями,самоубийством. Культура препятствует творчеству, так как подавляет энергиюбессознательного, но и компенсирует неудовлетворенное либидо, давая возможностьвыхода энергии в творческом экстазе, создании шедевров, гениальныхпроизведений.
Карл ГуставЮнг (1875–1961)в центр своей концепции культуры ставит «коллективноебессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это осадокот первичного душевного опыта человечества, первосмыслы, первообразы. Юнгсчитал, что нельзя укротить «демонов души» (бессознательное), но их можноприручить и даже поставить их на службу культуре. Человек призван неигнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватноекультурно-символическое выражение, т.к. именно бессознательное естьвдохновитель всего. Культура призвана вести не борьбу, а диалог сбессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этотдиалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальнойрационализации жизни. «Демоны» вырываются из-под контроля слабеющей культуры, иХХ век становится веком неслыханных психических эпидемий (1-я и 2-я мировыевойны, фашизм, революция 1917 года).
Символическаяшкола. Представители:Клод Леви-Строс (род. в 1908 г.), Эрнест Кассирер (1874–1945) и др. Учениео культуре как о совокупности символических форм. Немецкий философ Э. Кассирерв своей работе «Философия символических форм» называет культуру непрерывнымпорождением языковых, художественных и религиозных символов. Символично всякоетворчество, символ предваряет всякий опыт. Язык, миф, религия, искусство, наука– символические формы, которые уже изначально сращены с чувственным. Человек –«символическое животное», наличие символов отличает человека от животного, таккак у животного нет внутреннего мира, нет воображения.
Игроваяконцепция культуры. Представители: Йохан Хейзинга (1872–1945), Станислав Лем(1921–2006), Герман Гессе (1877–1962). Й. Хейзингав работе «Homo ludens» («Человек играющий»)защищает тезис об игровом характере культуры. Игра творит культуру, человекобладает важнейшим свойством – играть. Игра – культурно-историческаяуниверсалия. Хейзинга пытается вписать в «игровое пространство» не толькоискусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Поэзия родилась вигре и жива благодаря игровым формам. Мудрость и знание связаны со священнымисостязаниями. Право – из обычаев социальной игры. Культура во всех своихпроявлениях играется.
Структурализм(60-е гг. XX в.). Представители: Мишель Фуко (1926–1984), УмбертоЭко (р. 1932), Михаил Юрьевич Лотман (1922–1993), Владимир НиколаевичТопоров (1928–2005) и др. Один из предшественников отечественной школыструктурализма был ленинградский культуролог и фольклорист Владимир (ГерманВольдемар) Яковлевич Пропп (1895–1970), который изучал морфологию сказки,мотивы которой предложил записывать в виде формул, подобных математическим. Наоснове анализа культуры как совокупности знаковых систем и текстовструктуралисты стремились выявить глубинные структуры человеческой психики.
Постструктурализм(70–90-е гг. XX в.). Представители: Ролан Барт (1915–1980), Жак Деррида (1930–2004),Жан Бодрийяр (1929–2007) и др. Ученые данного направления анализировали нетекст, а культурный контекст произведения. Предметом их исследования являлосьто, что стоит за текстом произведения, порождает его (особенности психики, воляи желание автора, отношения с властями и проч.). Ориентация на деконструкцию («разборку»текста на элементарные формы) и последующую «сборку» с целью определения того,что внесено в текст осознанным желанием его создателя, и того, что сам автор невидит или о чем он стремится умолчать.

Списокиспользованных источников
1. Культурология. Историямировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцоваи др. – М.: ЮНИТИ, 1995.
2. Лапина С.В. Культурология:Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 216 с.
3. Гуревич П.С. Культурология:Учеб. пособие / Гуревич П.С. – М.: Знание, 1996.
4. Ерасов Б.С. Социальнаякультурология: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.