Реферат по истории искусств
Работу выполнила
Учащаяся 4 класса художественного отделения ДаниловаКсения
Работу проверила Кузнецова Татьяна Яковлевна г.Березовский
Детская школа искусств №2 2010 г.
«Я жил в селе средимужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту как своих друзей иприятелей, слушал их песни и сказки и заслушивался, сидя на посиделках присвете и треске лучины…»
Васнецов В.М. (Извоспоминаний)
Введение
В середине XIX в. Россияпережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853– 1856гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855– 1881гг.) осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы.Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждалисьвозможные пути развития страны.
Николай ГавриловичЧернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговорнад изображаемыми явлениями»; его цель –« руководить мнением общества, приготовлятьи облегчать улучшения в национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобыих искусство было связано с решением социальных проблем.
В 70-х гг. по инициативехудожника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее отакадемии объединение – товарищество передвижных художественных выставок.Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, ипрежде всего о русской жизни. Быть верным действительности для художника–реалиста означало точно воспроизводить подробности быта, обстановки, одежды, типичностьситуаций и характеров.
Среди мастеров, оставившихзначительный след в истории русской культуры XIX в., выделяется ВикторМихайлович Васнецов, по картинам которого многие представляют себе персонажейрусских сказок и былин.
Васнецов настолькоглубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить богатырей по–другому.
Васнецов В.М. напомнилеще об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мирвокруг человека. Он вернул живописным полотнам многоцветность, которая у другихпередвижников порой исчезла за серо– коричневой гаммой грязных трущоб инищенских лохмотьев. Его матовые тона и приглушенные цветовые пятна, декоративностьи связанная с фольклором символика оказали влияние на художников русскогомодерна.
Значение творчестваВаснецова для русской культуры огромно. Виктор Михайлович своим обращением кфольклору углубил и расширил основную тему передвижников– тему народной жизни, обогативрусский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высотурусскую театрально– декорационную живопись.
Искусство Васнецова живои сейчас. Основанное на подлинно народных представлениях о красоте и правде, онопользуется неизменной любовью и признательностью.
Целью данной работыявляется исследование природы творчества художника, его поэтичного мира инациональных мотивов его полотен.
Для исследованиянеобходимо решение следующих задач:
Рассмотреть становлениехудожника.
Исследовать поэтичный миробразов и национальные мотивы творчества художника.
Провести анализ выбранныхработ.
В заключении мыакцентируем внимание на выводах нашего исследования творчества художника.
Становление художника
Виктор МихайловичВаснецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большойпатриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в селоРябове, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традициисыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали вдуховное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Вятская губернияславилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера имастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончаяналичниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписныеигрушки, знаменитые вятские пряники — все это мог видеть любознательный ипытливый мальчик.
Природа края с холмистымиперелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинамитаила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, непривязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки орусских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при светелучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрениябудущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась егострастная привязанность к искусству, к народному эпосу.
Используя в семинариикаждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоросделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизниВаснецов не стал священником, как мечтал отец. На последнем курсе семинарииюноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств.
Исполнив две жанровыекартинки:«Молочница» и «Жница» (1867), — и разыграв их влотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься вшколе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии.
После года учебы вакадемии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Дваобнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаиваетсябольшой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом».Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, печется обрате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, многоработает ради заработка. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к«Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпяпского, к«Русской азбуке для детей» Водовозова. Им были иллюстрированы сказки«Конек-Горбунок», «Жар-птица и другие».
В Академии началасьдружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академическихпедагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразупочувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах ирадуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры сПавлом Петровичем Чистяковым», — вспоминал художник. В Академии Васнецовпробыл с 1868 по 1875 год.
Его первые картины:«Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старухакормит кур», «Дети разоряют гнезда», — были показаны в 1872-1874годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведенияхпроявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интереск жизни народа. Следующие две работы «Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «Сквартиры на квартиру» (1876, ГТГ) закрепили за ним положениехудожника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.
В 1876 году Васнецов понастоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа,он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простыхсословий» — рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом.Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностяхПарижа» (1877, ГРМ).
В 1878 году, послевозвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда яприехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и большеехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, дотакой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Здесь онобращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории.Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным втворчестве художника. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросковна темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописнаямастерская».
«Противоположенияжанра и истории, — писал он, — в душе моей никогда не было, а стало быть иперелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда былубежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драмесказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым инастоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, неценит и не любит своей истории».
Его называли«истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось нетолько благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, ноблагодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманиюего роли как родоначальника нового, «национального» направления врусском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первымсреди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этотВаснецов — автор «Алёнушки», «Богатырей», «Ивана-Царевичана Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромнымитиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросныхкоробках, — вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.
Васнецов был одним изпервых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины икто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразныеобласти искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство ииллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как«разменивание таланта». Таким путем Васнецов пришел к решениюпринципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого,охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальныхтрадициях. Впоследствии он говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровыхи исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведенииискусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочемсказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым инастоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому художник в своемтворчестве обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусскомискусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего к образной системерусского искусства, а затем и к его стилистике.
Национальные мотивы втворчестве Васнецова В.М.
«Я всегда только Русью ижил…»
Васнецов В.М.(Извоспоминаний)
Принято считать, чтоосновной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор. На самомже деле он
был весьма многогранныммастером и в жанровом плане, и
по технике исполнения.
Кроме картин бытовогожанра Васнецов создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизытеатральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.
Учился он в Петербурге врисовальной школе Общества
поощрения художеств, атакже в Академии художеств и индивидуально занимался у И.Крамского.
Как и другиехудожники-передвижники, Васнецов начал свой путь в искусстве с жанровыхпроизведений на темы
из жизни бедных людей —мелких чиновников, купцов, крестьян. Это картины «С квартиры на квартиру», «Военная
телеграмма»,
После окончания Академиихудожеств в 1876 году Васнецов отправляется в заграничную командировку воФранцию и в Италию. И там он непрерывно рисует простых людей. Однако, несмотряна известность и интерес к его картинам, которые покупали крупные музеи, художникиспытывал
чувство неудовлетворенности.Поэтому, вернувшись в Россию, он меняет сферу своих интересов и обращается крусской
истории. Вдохновленныйобщением с известным русским критиком В.Стасовым, художник пишет большуюкартину«После побоища Игоря Святославича с половцами».
Картина вызваланеоднозначные отзывы критики, но
сразу же была приобретенаП.Третьяковым для создаваемой им галереи. О ней с восхищением отозвался Репин, что
означало признаниеталанта художника старшим мастером.
После этого Васнецовпереезжает в Москву, где поселяется в доме, построенном по собственному проекту,и целиком посвящает свое творчество русскому фольклору. Его привлекают сюжетырусских сказок, былин, народных песен.
Появление первой картиныиз нового цикла — «Аленушка» (1881) — свидетельствовало о том, что Васнецов
нашел совершенно инойподход к изображению героев русского фольклора. Он превращает их в реальныхгероев, наделяет глубиной психологических переживаний, заставляет
зрителя поверить вподлинность их чувств.
Одновременно художник работаетнад эскизами к театральным постановкам для Частной русской оперы С.Мамонтова, атакже над монументальными росписями для Исторического музея в Москве иВладимирского собора в Киеве.
Около двадцати лет отдалВаснецов работе над одним
из своих главныхпроизведений — картиной «Богатыри».
Художник использовалпопулярный мотив русской былины
о заставе богатырской, нодал ему собственную трактовку.
Каждый из богатырейстрого индивидуален и в то же время
неразрывно связан с общейкомпозицией картины.
После долгих поисковВаснецов нашел интересное композиционное и цветовое решение полотна: фигурыизображены так, что они возвышаются над линией горизонта. Колорит картинысоставлен из сочетания сильных по цветовой
насыщенности красок.Тщательно выписаны детали вооружения и пейзажа.
Васнецов показал народныхгероев как носителей светлых человеческих идеалов. Сказочно-былинные образынеразрывно соединены с русской природой.
Он подолгу жил вподмосковной усадьбе Абрамцево,
принадлежавшейС.Мамонтову, где образовалось своеобразное творческое содружество крупнейшихрусских художников. В Абрамцеве работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Малютин.По проектам Васнецова там построены церковь и сказочная «избушка на курьихножках». Интерес к
строительству проявился уВаснецова и при создании собственного дома в Москве, похожего на сказочныйтерем
Теперь там находитсядом-музей художника.
Особое место в творчествеВаснецова занимала книжная иллюстрация. Он выполнил циклы картин и рисунков кизданиям русских сказок, выпущенным крупнейшими русскими издательствами И.Кнебеля и И. Сытина. Четкая проработанность линий, единая композиция страницы, использованиеоригинального шрифта сделали его книги шедеврами книгоиздательского иполиграфического искусства.
Имя Васнецовых в историирусской культуры обозначает целую династию. Приверженцем исторической темы былбрат художника, Аполлинарий Михайлович Васнецов, а внук, Андрей Владимирович, сталне менее известным книжным графиком.
В 1874 году за рисунки«Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецовполучает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.
В том же 1874 годувпервые участвует в III выставке Товарищества передвижных художественныхвыставок картиной «Чаепитие в трактире», и критика считает, что в будущемон будет «одним из лучших русских художников». Все картины тоговремени — и «Нищие певцы», и «Книжная лавка», и «Сквартиры на квартиру» говорят о Васнецове как о мастере бытового жанра, тонкомпсихологе, знатоке народных типов.
Центральной темой картины«Книжная лавка» стал лубок, роль народного искусства в жизникрестьян. По словам Федора Буслаева, знатока древнерусской литературы ифольклора, лубок «значил для русского народа больше, чем Сикстинскаямадонна для итальянцев». Сам Васнецов довольно рано начал собирать лубок, видяв нем эстетическое выражение народных понятий о добре и красоте. В картине этипонятия соединены в нравоучительной сцене объяснения священником морали лубка«Страшный суд» крестьянину, зачарованно разглядывающему яркуюкартинку. По своей искренности, жизнерадостности и безмятежности эта картина сярким весенним солнцем, освещающим толпу крестьян, со стайкой голубей на крышеи ребятишками, сосредоточенно рассматривающими разложенные картинки, сроднинастроению, традиционно присущему народному творчеству. Стремление раскрытьэстетику народной художественной традиции, использовать ее поэтику вскореполностью завладело художником, стало существом его творческой индивидуальности.Недаром он говорил Стасову, что резкого перехода в конце 1870-х годов отбытового жанра к былинно-сказочным сюжетам у него не было. «Как я стал изжанриста историком (несколько на фантастический лад), — писал он, — точноответить не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, вакадемические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические исказочные грезы… Противоположения жанра и истории в душе моей не было, астало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило.Некоторые из картин последующего периода, московского, были задуманы мною еще впетербургский период...».
Постепенно Васнецовохладевал к учению в академических стенах. «Хотелось писать картины патемы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали.Вот мы и расстались», — позднее объяснял он. На самом деле главнуютрудность для Васнецова в то время представляла, видимо, необходимостьпротивопоставить уже формирующуюся свою трактовку народной поэзии академической.Переход к былинно-сказочным сюжетам означал бы для художника и отказ от бытовойживописи, в которой с самого начала 1870-х годов васнецовский талант проявилсядостаточно ярко.
В то время как Васнецовобретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой, в русском общественарастало начавшееся еще в 1850-е годы внимание к национальной старине иистории, что проявилось в росте собирательства, изучении и публикацияхпамятников письменности и фольклора.
Весной 1876-го Васнецовуезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Он рисуетфранцузские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в нихсходные черты. А весной 1876 года участвует в парижском «Салоне»двумя картинами — «Чаепитие в трактире» и написанном на местный сюжетполотном — «Акробаты».
Завершенное Васнецовым воФранции полотно «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)»(1877) носило еще жанровый характер. Балаганное представление в окрестностяхПарижа не могло не ассоциироваться у художника с вятскими ярмарками, с детскимиощущениями радостного нетерпеливого ожидания, которое предшествовало началуярмарочного спектакля. Потому-то, изображая типичную для парижской окраинытолпу, идущую в вечерний цирк, Васнецов проявил не только талант типиста, носумел передать то ощущение романтически приподнятого настроения, котороеохватывает людей перед началом представления.
Васнецов вернулся народину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, аглавное, твердо осознал свой путь.
Вместе с Репиным иПоленовым, немногим раньше переехавшими в Москву, Васнецов окунулся вмосковскую жизнь. Все свободное время друзья тратили на знакомство сархитектурными памятниками, искусством и бытом первопрестольной, посещалимонастыри в окрестностях Москвы, сельские ярмарки, народные гуляния. В этихпрогулках, по словам художника, он «набирался московского духа».
Через Поленова Репин иВаснецов получили доступ в художественные коллекции Козьмы Солдатенкова, ДмитрияБоткина, Алексея Хлудова, в которых были собраны памятники прошлой исовременной художественной культуры. Но главное их внимание сосредоточилось нагалерее Павла Третьякова. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в домеТретьяковых. Москва конца 1870-х годов вообще была необычайно увлечена музыкой,в частности, народными мелодиями. На музыкальных вечерах в доме ТретьяковыхВаснецов сосредоточенно слушал Баха, Бетховена, Моцарта. Позже он говорил:«Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни „Поля битвы“, ни другихсвоих картин, особенно „Аленушки и Богатырей“. Все они были задуманыи писались в ощущениях музыки».
Важную роль в жизнихудожника сыграло знакомство с другой московской семьей — крупногопромышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова,сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названноевпоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картини вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговорыо проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых слекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовскомсообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русскойкультуры..
… В 1880 году онзакончит одно из самых своих значительных полотен — «После побоища ИгоряСвятославича с половцами». Для зрителей все было ново в этой картине, ановое принимается не сразу. «Перед моей картиной стоят больше спиной»,- горевал Виктор Михайлович. Но И. Крамской, совсем недавно уговаривавшийВаснецова не оставлять бытовой жанр, назвал «После побоища...»«вещью удивительной… которая нескоро будет понята по-настоящему».Глубже всех понял суть картины художник и выдающийся педагог Павел ПетровичЧистяков, он почувствовал в ней саму Древнюю Русь и в письме к ВикторуМихайловичу взволнованно восклицал: «Самобытным русским духом пахнуло наменя!»
Темой картины былоизбрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставшихбогатырской заставой на рубежах родной земли, когда «пали стяги Игоревы иполегли русичи на поле незнаемом». Изобразительный ритм картины приближенк эпическому звучанию «Слова о полку Игореве». В трагическом пафосесмерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создатьпросветленную трагедию. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, какв русском фольклоре, «вечно уснувших». В сдержанно строгих позах илицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие.Соответствует «Слову» и характер живописных образов, воссозданныхВаснецовым. Они величавы и возвышенно героичны. Проникновенно-лирической нотойв торжественном строе картины звучит образ прекрасного отрока-княжича, навеянныйописанием гибели юного князя Ростислава. Поэтическими строфами Слова о гибелимужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря — воплощениедоблести и величия русского воинства. Для картины художник использовал все, чтопредстало перед ним в Историческом музее, когда он изучал здесь изукрашенныедревние доспехи, вооружение, одежду. Их формы, узорчатость и орнаментациясоздают на васнецовском полотне красивые добавочные мотивы декоративнойкомпозиции, помогающие передать аромат былинного сказа.
Васнецовское полотно былопоказано на VIII выставке передвижников, и мнения о нем разделились.Разногласия в оценке картины впервые обозначили различие взглядов средипередвижников на суть русского художественного процесса и дальнейшие путиразвития русского искусства. Для Репина, безоговорочно принявшего полотноВаснецова, это была «необыкновенно замечательная, новая и глубокопоэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе»«1. Но другиехудожники, например, Григорий Мясоедов, видевший задачи реалистическогоискусства в жанрово-бытовом воспроизведении действительности и правдиво-точномотображении быта и типов в историческом сюжете, не только не приняли картины, нои решительно протестовали против принятия ее на выставку. Однако же мимополотна не прошел Павел Михайлович Третьяков и приобрел его для своей галереи сVIII выставки передвижников.
В том же 1880 году ВикторВаснецов приступит к работе над тремя картинами-аллегориями. Заказал их СавваИванович Мамонтов для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железнойдороги. Предложение Мамонтова совпало с дремавшими в Васнецове сюжетами. Оннаписал „Битву скифов со славянами“, „Ковер-самолет“, „Трицаревны подземного царства“. „Ковер-самолет“ был показан на тойже VIII выставке передвижников, где и полотно „После побоища ИгоряСвятославича с половцами“.
Виктор Михайлович увлеченновоплощал прекрасную народную мечту о свободном полете. В чудесном небе своегодетства написал он плавно, вольно, летящий как птица ковер и на нем сказочногогероя-победителя.
В картине „Трицаревны подземного царства“ один из характеров — третьей, младшей царевны- получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этойсмиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленныхобразах.
Правление не согласилосьиметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогдаМамонтов два полотна купил сам — »Ковер-самолет" и«Царевен», а его брат Анатолий Иванович приобрел «Битву скифовсо славянами».
Показанные на VIII и IXвыставках Товарищества в 1880 и 1881 годах эти картины вызвали столь же оструюполемику, что и «После побоища». Между тем в этих произведенияхВаснецов продолжил свои искания «историка немного на фантастическийлад».
Аленушка, Снегурочка, ЕленаПрекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «подуху» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портретыжены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русскаяженская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.
Если портреты близкихлюдей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национальноготипа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосыРоссии дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой стемными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами ивеселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.
В начале 1885 года ВикторМихайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие вросписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но своесогласие художник дает. У него уже есть опыт — абрамцевская церковь Спаса, эпическиеполотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданиюмонументально-декоративного пространства. Верующий человек, в работе для церквион начинает видеть свое настоящее призвание.
В огромном Владимирскомсоборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самыеосновные сюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских историческихдеятелей, причисленных к лику святых, украсить своды орнаментами.
Более десяти лет трудилсяВаснецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работывпечатляющ (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников- свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.
Он вложил в эту работувсю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свойэстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутогомира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в ихповседневной жизни.
Основной идеей программы,разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного900-летию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, еевключенности через Византию во всемирную историю культуры.
Готовясь к работам вхраме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучалмозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского иМихайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традицийдревнерусского искусства — памятников новгородского, московского, ростовского иярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжнойминиатюры Древней Руси, народного творчества.
Работая в соборе, Васнецов,безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественныйопыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духомЦеркви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, еслиэскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должныбыли приниматься церковным Советом.
Художник болезненноосознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи: "… иной разполно, ясно и прочувствованно, — писал он, — вполне излагается на словах то, чтопроисходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал такшироко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь,что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубокогрезилось". Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. «Вы удивительно хорошосказали, — писал он в одном из писем Елизавете Григорьевне Мамонтовой из Киева,- что моя работа — »путь к свету", только это убеждает меня на этомподчас невыносимо тяжелом пути".
Ему было дано воплотитьобраз Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностьюи смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал вапсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему снеобыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красотуженственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность.Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром БогоматерьВаснецова стала одним из любимейших образов сразу же после освященияВладимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домахРоссии в конце XIX — начале XX века.
Работая над воплощениемобразов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, МихаилаЧерниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописцаАлипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления обисторическом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли,представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и АлександрНевский.
Народные представления обумных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образахкнязя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имякоторого был освящен собор, Васнецов обратился трижды — в композиции КрещениеСвятого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князяВладимира. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующихзначительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярковыраженными индивидуализированными чертами. «Чудесный памятник по себеоставит Васнецов русским людям, — писал М.В. Нестеров. — Они будут знать в лицосвоих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить ичто есть их заветный идеал».
В большинстве орнаментов,вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписеймосковских и ярославских церквей, проявилась яркая одаренность художника вобласти орнаментальной импровизации. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивалаединство художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие оВладимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое ипраздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескамXVII века.
Когда сняли леса и вавгусте 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокругработы Васнецова разгорелись яростные споры.
«Его душа рвется кнебу, но прикреплена к земле», — сказал о Васнецове его искреннийпочитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.
Успех васнецовскихросписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленностилитература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождениярусского религиозного искусства, а в Васнецове — «гениальногопровозвестника нового направления в религиозной живописи». Они приобрелинеобыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале XX века вомножестве храмов в России.
Анализируя вкладВаснецова в решение новых живописных задач, художественный критик СергейМаковский отмечал следующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова.Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностьюсамостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи,мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились.Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения.Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило однонастроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочныйэлемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ– сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением кчудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой ирусской верой… Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастическийэлемент с церковным каноном, во всяком случае – интересное художественноеявление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьной иконописи, показалвозможность «новых путей» для декоративного храмового искусства. Но он несправился с задачей».
Характерно сохранившеесяв воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанноеим уже в конце жизни: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтоя выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже отгордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубокозаблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал.Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовномсмысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко доих техники, до их живописного эффекта». Этот отзыв — мужественноепризнание мастера, считавшего, что «нет на Руси для русского художникасвятее и плодотворнее дела как украшение храма».
По окончании работ вкиевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы наоформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболеезначительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла вимении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал тамросписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся настенах, — и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талантмонументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне «Страшныйсуд». В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной ичеловечестве. Он разделил полотно па три яруса и, как в сложных многофигурныхиконах, легко и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен,фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную и уравновешенную картину,согласованную с архитектурой церкви.
У Васнецова былаособенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременновыполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, срединапряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и дляразмышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез ссобой из Москвы в Киев, и для работы над картиной «Иван-Царевич на СеромВолке», которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижниковв Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, неговоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы«сидения в Киеве».
В соответствии сбылинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре — ИльяМуромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная силаи умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — водной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен«благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший,«напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги исмелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в рукаху него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — ДобрыняНикитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лицаподчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивостьи предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующиеизворотливости ума и дипломатического такта.
Герои, как это былопринято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны,исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделенызапоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти нежанровые, а героические.
Сама живопись Васнецова в«Богатырях», ее монументальные формы, благородные декоративныекачества подвигали к иному, чем прежде, отсчету достоинств в искусстве, крождению новых завоеваний его «откровений и тайн». Можно сказать, чторусская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.
В апреле 1898 годаВаснецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут молча он всматривался вкартину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос оприобретении «Богатырей» в галерею был решен. Картина заняла своепостоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последнихприобретений Павла Михайловича.
С окончанием картиныстала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка былаорганизована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академиихудожеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи.Центром же стало самое «капитальное», по словам Стасова, произведение- «Богатыри».
«Изумительныйтруженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстноискавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русскогонарода, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры»через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, вокружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли«первопроходцем». И как первооткрыватель, творчество которогоявляется переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал усовременников противоречивые чувства и оценки — недоумение и восторг, резкуюкритику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегдабыл предметом размышлений и споров. «Ваше творчество, — писал емуизвестный деятель „Мира искусства“ Сергей Дягилев, — и оценка его ужемного лет — самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорахнашего кружка». И он же говорил художнику: «Из всего поколения нашихотцов Вы ближе к нам, чем все остальные...» Мы не найдем другого художника,который был бы близок представителям самых противоположных эстетических течений,но каждому близок какой-то особой гранью своего творчества и никому не близокполностью, до конца. Одни отдавали ему дань как «типисту» и виделиего силу в жанровой живописи, другие ценили более всего его обращение кнародному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русскогоискусства видели в его роли «провозвестника нового направления врелигиозной живописи», четвертые — в том, что «он первый изхудожников вновь обратился к украшению жизни». Но для всех деятелейрусской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецовбыл одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества кискусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русскойхудожественной культуры XIX века. «Десятки русских выдающихся художников,- писал в 1916 году Михаил Нестеров, — берут свое начало из национальногоисточника — таланта Виктора Васнецова».
Художник продолжалнеустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.
Анализ работ
«Богатыри»
«Богатыри» — самаякрупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическаяпеснь России, ее великому прошлому — картина, призванная выразить дух русскогонарода.
«Я работал надБогатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегданеотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!Они… были моим творческим долгом, обязательством перед роднымнародом...», — вспоминал художник. Три десятилетия без малого пролеглимежду первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий — междупарижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героическийцикл работ живописца.
В апреле 1898 года, вМоскве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, котораябыла куплена П.М. Третьяковым. Это было одно из последних приобретений ПавлаМихайловича. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
Васнецов «дышалрусскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством иумом», — отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует своеглубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.
Герои, согласнотворческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейсявнешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, нежанровые, а героические.
В центре — Илья Муромец.Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила иумудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — водной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — исполнен«благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самыймладший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полныйотваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр,в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь — ДобрыняНикитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лицаподчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивостьи предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующиеизворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь сразувсех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно,монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился наподробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят награнице поля и леса. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецовблистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. Адвижениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. Внебе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет повыжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серыемогильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырейговорит о надежности этих защитников Русской земли.
В древних былинах ипеснях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырьво смирении, в убожестве». Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.
«Алёнушка»
Картина«Аленушка» В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных ипоэтических его созданий. На берегу темного омута сидит девушка, горестносклонив голову на руки. Вокруг нее желтеющие березки сбрасывают листья внеподвижную воду, за спиной – плотной стеной встал еловый бор.
Образ Аленушки и реален, исказочен одновременно. Печальный облик и ветхая, бедная одежда юной героинивоссоздают в памяти натурный этюд художника, сделанный с крестьянскойдевочки-сиротки в год написания картины. Жизненность изображения сочетаетсяздесь со сказочно-поэтической символикой. Над головой Аленушки, сидящей насером холодном камне, аркой изогнулась тонкая ветка с щебечущими ласточками. Посведениям знаменитого исследователя русской народной сказки А.Н. Афанасьева, скоторым Васнецов был знаком через абрамцевский кружок, ласточка приносит добрыевести, утешение в несчастье. Темный лес, омут и распущенные волосыотождествлялись в древних поверьях с бедой, опасностью и тяжелыми думами, абереза, растущая у воды, была знаком исцеления.
Даже если художник невкладывал в полотно столь подробной символики, оно не производит впечатлениябезысходности, возможно, потому, что мы помним сказку со счастливым концом.
«Иван-Царевич на сером волке»
В картине Иван Царевич наСером Волке Васнецов воспроизвел эпизод из Сказки об Иване Царевиче, Жар Птицеи о Сером Волке, изложенной А. Н. Афанасьевым по тексту, восходящему клубочному изданию XVIII века “Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе сПрекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана Царевича”. В своихсказочных картинах художник между тем был далек от формального заимствованиясюжета русских былин и сказок. В его художественном мышлении было много общегос народной традиционной поэзией и потому в трактовке фольклора он проявлял себявдумчивым и творческим читателем. Стремясь открыть зрителю красоту ивозвышенность мира народной фантазии передать народные представления о красотеи счастье Васнецов использовал символическое значение образов народной поэзии Вего картине огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи пафантастических великанов. Сквозь переплетенные ветви деревьев чудовищ едвапробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото скувшинками Атмосфера тревоги и печали окружает героев — беглецов ждут несчастьяи разлука. А на первом плане — чудесно расцветшее яблоневое дерево — символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки.Народным представлениям о красоте, любви и верности соответствуют и образыгероев картины в ярких нарядных парчовых и златотканых одеждах — женственный, трогательнонежный и печальный Елены Прекрасной и твердый мужественный образ юного "добролюбящего” царевича с топкими чертами лица. Он умеет достичь заветной целипреодолевая хитрые и сложные трудности, а потом сберечь добытое.
«Ковер- Самолет»
«Ковер-самолет»- самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известнойкартиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».Васнецоввыбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечтународа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небесвоего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет.Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотоекольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Всеисполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностяхмолодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкогопейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, иэти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.
Эту картину заказалВаснецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, которыйспособствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившегоназвание Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейсяДонецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны былиукрасить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочнымииллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края.Одной из тем картин стал «Ковер-самолет» — сказочно быстрое средствопередвижения.
«Путем расспросов иразговоров разузнав, о чем я мечтаю, — рассказывал впоследствии художник, — СавваИванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, простонаписать то, что мне хотелось». Правление не согласилось иметь у себякартины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов дваполотна купил сам — «Ковер-самолет» и «Три царевны подземногоцарства», а его брат приобрел «Битву скифов со славянами».
«Витязь на распутье»
Художник задумал «Витязяна распутье» еще в начале 1870-х годов. Картина создавалась по мотивам былины«Илья Муромец и разбойники». Ранний вариант создан в 1878 году и хранится вСерпуховском историко-художественном музее. В свое время он был приобретенфабрикантшей и купчихой А.В. Мараевой.
Окончательное написаниепроизведения относится к 1882 году. Оно предназначалось для Саввы ИвановичаМамонтова, мецената, основателя Абрамцевского кружка, культивировавшего русскиенародные традиции в отечественном искусстве. «Витязя на распутье» должен былиукрашать здание вокзала Донецкой железной дороги. Вместе с тем, известны еще двеваснецовские законченные картины с таким же названием.
Картина 1882 годаотличается монументальностью и продуманным композиционным решением. Впроизведение реализовалась общая художественная тенденция Васнецова: воплотитьс помощью живописных средств сущностные, как их понимал живописец, чертынационального характера. Для этого он соединил в поэтизированном образерусского витязя фольклорный вымысел и совершенно реалистические детали, надкоторыми тщательно работал.
Весьма поучительнанадпись на камне выведена художником намеренно неотчетливо и не полностью. Ужене одно поколение посетителей Русского музея пытаются ее разобрать, однакотолкуют ее по-разному. К счастью, былинный текст сохранился, но не на камне вкартине, а в письме Васнецова к В.В. Стасову: «На камне написано: «Как прямуехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богатубыти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи этиотысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».Сакраментальная мудрость этого напутствия в том, что в российском пространствепрямой путь гибелен, зато, если пойти направо или налево, то сыщешь выгоду.
Публикуемый вариант картины,написанный Васнецовым в 1882 году, стал классическим в истории отечественнойживописи.
Владимирский собор в Киеве
В начале 1885 года ВикторМихайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписитолько что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но своесогласие художник дает. У него уже есть опыт — абрамцевская церковь Спаса, эпическиеполотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших стен, созданию монументально-декоративногопространства. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть своенастоящее призвание.
В огромном Владимирскомсоборе Васнецову надо было расписать главный неф и апсиду. Отразить самые основныесюжеты Ветхого и Нового заветов, изобразить русских исторических деятелей, причисленныхк лику святых, украсить своды орнаментами. Более десяти лет трудился Васнецовнад росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляющ (около400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.
Он вложил в эту работувсю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свойэстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутогомира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в ихповседневной жизни.
Основной идеей программы,разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, посвященного900-летию крещения
Руси, было осмыслениерелигиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историюкультуры.
Готовясь к работам вхраме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучалмозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского иМихайловского монастырей в Киеве. За его плечами уже был опыт освоения традицийдревнерусского искусства — памятников новгородского, московского, ростовского иярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжнойминиатюры Древней Руси, народного творчества.
Работая в соборе, Васнецов,безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественныйопыт и знания. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духомЦеркви, с каноном и многое уже нарисованное он должен был отбрасывать, еслиэскизы казались ему недостаточно церковными. Ведь помимо всего, эскизы должны былиприниматься церковным Советом.
Художник болезненноосознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи: "… иной разполно, ясно и прочувствованно, — писал он, — вполне излагается на словах то, чтопроисходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал такшироко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь,что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубокогрезилось". Для Васнецова работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей. «Вы удивительно хорошо сказали,- писал он в одном из писем Елизавете Григорьевне Мамонтовой из Киева, - чтомоя работа — »путь к свету", только это убеждает меня на этом подчасневыносимо тяжелом пути".
Ему было дано воплотитьобраз Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, «с теплотой, искренностьюи смелостью». Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал вапсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновеннойпростотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности,силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женскийобраз получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала однимиз любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора.Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX — начале XX века.
Работая над воплощением образовкнязей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского,Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошломРоссии. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченныев тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Народные представления обумных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образахкнязя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которогобыл освящен собор, Васнецов обратился трижды — в композиции Крещение Святогокнязя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князяВладимира. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующихзначительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярко выраженнымииндивидуализированными чертами. «Чудесный памятник по себе оставит Васнецоврусским людям, — писал М.В. Нестеров. — Они будут знать в лицо своих святых, угодникови мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветныйидеал».
В большинстве орнаментов,вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписей московскихи ярославских церквей, проявилась яркая одаренность художника в области орнаментальнойимпровизации. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественноговпечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе, отмечали, чтостенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целоеподобно ростово-ярославским фрескам XVII века.
Когда сняли леса и вавгусте 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокругработы Васнецова разгорелись яростные споры.
«Его душа рвется к небу,но прикреплена к земле», — сказал о Васнецове его искренний почитатель отецСергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.
Успех васнецовскихросписей был огромен. Им была посвящена небывалая о многочисленности литература- исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русскогорелигиозного искусства, а в Васнецове — гениального провозвестника новогонаправления в религиозной живописи". Они приобрели необыкновеннуюпопулярность и повторялись в конце XIX — начале XX века во множестве храмов вРоссии.
Анализируя вклад Васнецовав решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечалследующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественныетрадиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство– узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, чтонеподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области длярелигиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строгоцерковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединивнародный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусствоновую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий илегенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь междурусской сказкой и русской верой… Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, во всяком случае – интересноехудожественное явление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьнойиконописи, показал возможность «новых путей» для декоративного храмового искусства.Но он не справился с задачей».
Характерно сохранившеесяв воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанноеим уже в конце жизни: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтоя выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже отгордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубокозаблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал.Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовномсмысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до ихтехники, до их живописного эффекта». Этот отзыв — мужественное признание мастера,считавшего, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнеедела как украшение храма».
По окончании работ вкиевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы наоформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболеезначительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в именииНечаева-Мальцева в Гусь- Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписине на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, — исделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декораторас наибольшей силой проявился в полотне «Страшный суд». В огромной композиции(700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное егомогучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Он разделил полотнона три яруса и, как в сложных многофигурных иконах, легко и свободно заполнилего большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен, фигур объединена здесь вцельную, строго симметричную и уравновешенную картину, согласованную сархитектурой церкви.
Заключение
Васнецов, страстноискавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русскогонарода, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры»через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, вокружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем».И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себеразные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства иоценки — недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никогоне оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. «Вашетворчество, — писал ему известный деятель „Мира искусства“ СергейДягилев, — и оценка его уже много лет — самое тревожное, самое жгучее и самоенерешенное место в спорах нашего кружка». И он же говорил художнику:«Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные...»Мы не найдем другого художника, который был бы близок представителям самых противоположныхэстетических течений, но каждому близок какой-то особой гранью своего творчестваи никому не близок полностью, до конца. Одни отдавали ему дань как«типисту» и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили болеевсего его обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитиерусского искусства видели в его роли «провозвестника нового направления в религиознойживописи», четвертые — в том, что «он первый из художников вновь обратилсяк украшению жизни». Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших опутях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур впроцессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечноже, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века.«Десятки русских выдающихся художников, — писал в 1916 году МихаилНестеров, — берут свое начало из национального источника - таланта ВиктораВаснецова».
Список литературы
Астахова Н. ШедеврыРусской живописи. Санкт – Петербург 2005.
Дмитриева Н.А. Краткаяистория искусств. М., 1984.
Самин Д.К. 100 великиххудожников., 2004.
Ситников В.П. Кто естькто в мире?.. М, 2004.
Стернин Г.Ю. Русскаяхудожественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. М., 1984.
6. ru.wikipedia.org
7. www.vasnecov.ru/
8. www.arthistory.ru/vasnetsov.htm
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта referat.ru