Реферат по предмету "Культура и искусство"


Поэтика экспозиций в литературных памятниках Руси XII века

Литературнаятрадиция Руси XII века включает целый ряд произведений, где основному текступредшествует вступление или экспозиция. Наиболее известный, но, конечно, далеконе единственный пример подобного вступления дает «Слово о полку Игореве»2, гдецентральное место в экспозиции занимает образ Бояна, несущий важнуюхудожественную функцию и в формировании поэтической, литературной концепциипроизведения в целом3. То же можно сказать о других литературных памятникахРуси XII века, тексты вступления которых выводят на ведущие параметры основноготекста памятника. Иными словами, вступление, экспозиция не только открываетсобой текст произведения, но и представляет собой некий ключ к егохудожественной концепции.
Наиболееяркий образец не столько вступления, сколько экспозиции дает такой характерныйдля своей эпохи памятник, как «Сказание о чудесах Владимирской иконы БожьейМатери»4. Еще совсем недавно связь краткой редакции этого произведения с эпохойАндрея Боголюбского, третьей четвертью XII века (а не ХV в., каким датируетсяего наиболее ранний сохранившийся рукописный список), встречала серьезноесопротивление в академической среде. Сейчас этот замечательный литературныйтекст занял свое полноправное месте в одном ряду с «Повестью временных лет» иотдельными полноформатными произведениями, инкорпорированными в ее состав — «Поучением» Владимира Мономаха, «Повестью об ослеплении князя ВасилькаРостиславича», а также другими, снабженными вступлениями или экспозициями — «Словом о полку Игореве», «Повестью об убиении князя Андрея Боголюбского»5.Безусловно, вопросы типологического изучения аспектов поэтики экспозиций впамятниках Руси XII века способны открыть линии внутренней связи ивзаимодействия в рамках литературной традиции данной конкретной эпохи раннегоразвития оригинальной русской книжности.
См.Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. С. 279; Введение влитературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Л.В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. М.,1999. С. 122; В. А. Грехнев отмечает, что начало произведения (его «зачин»)составляет «предмет особых художественных усилий» и имеет форму либо«решительного приступа к действию», либо «обстоятельного развертыванияэкспозиции» (В. А. Грехнев. Словесный образ и литературное произведение. НижнийНовгород, 1997. С. 123-125).
Открывается«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» сравнением уже тогдапрославленной иконы с солнцем, а конкретно их чудотворным значением для всейвселенной, которую они обходят и благодетельствуют. Ключевое же значение вплане художественной концепции всего последующего текста произведенияприобретает эпизод, где говорится, что икона трижды сама сходит с места (как быинициируя движение) в храме женского монастыря в Вышгороде: «яко триждысступила с мhста: первое внидоша в церковь и видhша ю среди церкви особь стоящу.И поставиша ю на иномъ мhсте. Второе видhвше ю ко олтареви лицемъ обратившуся.И ркоша, яко во олтареви хощет стояти, и поставиша ю за трапезою. Третие видhшаю кромh трапезы о себh стоящу и иных чудес множество»6. Чудеса иконы в еедвижении, путешествии из Киева (Вышгорода) во Владимир-на-Клязьме (Боголюбово)уже заданы, мотивированы троекратным движением ее с места в эпизоде экспозиции.Задана и жанровая специфика текста как цикла, цепочки новелл-чудес иконы в еедвижении с юга на север. Задана, мотивирована и литературная форма, отражающаяэпохальный переход князя Андрея Юрьевича Боголюбского на Ростовскую землю, иперенос центра русской государственности с киевского юга на владимирский (позжемосковский) север. Троекратное движение иконы не просто начально, инициативно,но и концептуально. Тем самым, вступление «Сказания о чудесах Владимирскойиконы Божьей Матери» XII века может считаться классическим примером, образцомэкспозиции, как мы увидим далее, характерной для литературной традиции Руси XIIвека.
Памятникивремени Андрея Боголюбского являются прекрасной иллюстрацией к теоретическомутезису Д. С. Лихачева о «динамическом монументализме»7 как характеристикелитературной эпохи. Так, в тексте «Сказания о чудесах Владимирской иконы БожьейМатери» герой повести князь Андрей Юрьевич, узнав о движении иконы в храме,молится перед ней: «О Пресвятая богородице, мати Христа Бога нашего, аще хощешими заступница быти на Ростовскую землю, посhти новопросвещенные люди, да потвоей воли вся си будут. И тогда взем икону поhха на Ростовскую землю, поимкрилос с собою»8. Эпизод первого чуда на реке Вазузе повествует о всаднике наконе, а следующий эпизод-новелла на Рогожских полях — «на истоцh» — описываетчудо спасения Попадьи (Микулиной) от взбесившегося коня-«русалки». В финальномэпизоде в движение приходят уже элементы архитектурного строительства князяАндрея Юрьевича — новопостроенные створки Золотых Ворот новой столицы РусиВладимира-на-Клязьме. Не будем забывать, что лейтмотивные эпизоды движения,различного рода динамика мотивированы в тексте «Сказания» уже в экспозицииэпизодом тройного движения с места иконы Владимирской Богоматери — главнойгероини «Сказания» (наряду с князем Андреем Юрьевичем, который, разумеется,также является полноправным героем повествования). Тем самым, одним образнымсимволическим эпизодом обозначено не только начало произведения, сюжета, егодинамической художественной концепции. Символически инициирован качественноновый этап русской истории и развития цивилизации.
Сакрально-ритуальнаятроичность сама по себе, конечно, отнюдь не введена впервые, не изобретенаавтором «Сказания» (по предположению Н. Н. Воронина, им являлся первыйнастоятель Успенского собора Владимира-на-Клязьме о. Николай-Микула). Корниритуальной семантики троичности восходят к архаике. Через все раннехристианскоесредневековье эта символика приходит к памятникам книжности, литературы РусиXII века. Авторы-составители разных редакций «Повести временных лет» былиособенно чувствительны к теме начал Русской земли, что и отобразили в еезаглавии, которое, можно думать, выполнило в известном смысле роль и функциюсвоеобразной экспозиции: «Се повhсти времянных лhт, откуда есть пошла Рускаяземля, кто в Киеве нача первhе княжити, и откуду Руская земля стала есть». Еслиобраз-символ (концепт) «Руская земля» повторен дважды, то реально мотив началповторен трижды: «откуда есть пошла», «кто в Киеве нача первhе», «откуду Рускаяземля стала есть». Если же говорить о повторе образа-символа Русской земли, тодостаточно обратиться к другим произведениям литературы Руси XII века:«Поучению Мономаха», «Хожению Игумена Даниила в Святую Землю», «Повести обослеплении князя Василька Ростиславича», «Слову о полку Игореве», чтобыубедиться какое важное, ведущее место занимает этот глобальный образ-концепт влитературной традиции Руси XII века. Образ Русской Земли подчас выступает какглавный мотив многих произведений этой эпохи, оттесняя на второй план реальныеобразы князей-героев. Это динамический мотив, формирующий связь прошлого, настоящегои будущего Руси, соотносимый в аспекте его начал с актуальными началамихристианского самосознания Руси, началами ее книжной культуры, литературы.
ОбразРусской земли трижды повторен в экспозиции «Повести об ослеплении князяВасилька Ростиславича» (вписанной под 1097 годом в мономахову редакцию «Повестивременных лет»). Текст здесь отнюдь не номинально открывает пространныйповествовательный массив «Повести». Трижды повторен здесь же и ведущий дляхудожественной концепции повести образ-символ Креста. Архитектоника троичностибуквально пронизывает повесть: три эпизода кульминации, три эпизода развязки(три мести Василька), трижды повторена сакрально-символическая фраза напереходе героя в междумирии жизни и смерти — «бысть яко и мертвъ», триждыобращается Святополк к герою, заманивая его на пир — именины, чтобы схватить ипредать казни, и т. д. Образ Русской земли выступает как реально главный геройпроизведения: Василько как главный герой развенчан и снижен в эпизодахразвязки. Поднят образ Владимира Мономаха, радеющего за беды Русской земли, втретьем кульминационном эпизоде — плаче Мономаха. Следует особо отметить, что«Повесть» (как и «Поучение» Мономаха) — произведение отнюдь не анонимное: егоавтор очевиден и назван: книжник Василий называет себя в сцене исповеди героя втемнице.
Экспозиция«Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича» не только называет,перечисляет всех основных действующих лиц предстоящей драмы, в том числе князей- будущих антагонистов (парные оппозиции Святополка и Давида, с одной стороны,и Василька и Владимира Мономаха, с другой) обозначены автором уже в началезавязки. Больше того, здесь названы и члены другой парной оппозиции,сопряженной, соположенной (в том числе и по тексту) с «Повестью» — в «Поучении»Мономаха: сам Владимир Мономах и его антагонист по тексту финальной,заключительной части «Поучения» — послания 1096 года — князь Олег Святославич.Парность двух троичных повторов в экспозиции образов-символов Русской земли иКреста реально соотнесена в повести с другими ведущими оппозициями: Креста иножа, а также ведущей сюжетно-смысловой оппозиции: нарушения крестоцелования(клятвы на Кресте) и Божьего Суда как отместия крестопреступникам от Бога:оппозиция преступления и наказания. Вероятность, допустимость нарушениякрестоцелования заложена как бы в подтексте экспозиции: «И на том цhловашакрhст: Да аще кто отселh на кого будет, то на того будем вси и крьст честный».Структурная основа троичных повторов в экспозиции «Повести» опирается набазовые бинарные оппозиции, что, как увидим далее, выступает в структурелитературной поэтики экспозиций памятников литературы Руси XII века как базовыйпринцип. Совсем не случайно в финале экспозиции клятва князей произнесена,воспроизведена дважды: одна приведена выше, вторая: «Рекоша вси: Да будет на ньхрестъ честный и вся земля Русьская».
Подобно«Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» композиция «Повести» непросто четка, но весьма динамична. Каждая часть отделена от другой глаголамидвижения: экспозиция — завязка: «И цhловавшеся поидоша в свояси. — И придеСвятополкъ с Давыдомъ Кыеву...»; завязка-1-я кульминация: «И на ту ночь ведошаи Бhлугороду, иже град малъ у Киева яко 10 верстъ в дале, и привезоша и наколех...»; 1-я кульминация — 2-я кульминация: «взложиша на кола яко мертва,повезоша и Володимерю. И бысть везому ему..»: 2-я кульминация — 3-якульминация: «поидоша с ним вскорh на колhх, а по грудну пути бh бо тогдамhсець груденъ, рекше наябрь. И придоша с ним Володимерю» и т. д.
Разумеется,необходимо учитывать то важное обстоятельство, что «Повесть об ослеплении князяВасилька Ростиславича» (как и «Повесть временных лет» в целом) — произведениеначала XII века, созданное в эпоху Владимира Мономаха задолго до появления насвет «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» (не говоря о «Словео полку Игореве», появившемся никак не ранее 1185 года — времени описываемогопохода князя Игоря Святославича на половцев). Тем не менее, эпизод съездакнязей в Любече «на устроенье мира», их «ряд», клятва на кресте и последующийразъезд восвояси создают ту же ситуацию «отпущенной пружины», которую встречаеми в соотношении экспозиции-основного текста-пути в «Сказании о чудесахВладимирской иконы Божьей Матери». Другое дело, что главным в «Повести»выступает та тональность пути, которую встречаем и в «Поучении» ВладимираМономаха — нравственного пути человека в междумирии Добра и Зла, Жизни иСмерти. Название места сбора Любеч вполне соотнесено с основной идеей любви ибратолюбия князей: «да имемся въ едино сердце». Функционально экспозиция«Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича» (как части великойлитературно-исторической эпопеи ранней Руси — «Повести временных лет») началаXII века мотивирует не только основные линии литературного развитияраннесредневековой оригинальной русской литературы. Поэтической интерпретациейэтих же двух великих тем выступило в конце XII века «Слово о полку Игореве»(ср. ключевое в этом плане «Сон и Золотое слово Святослава Киевского»,осуждающее и оплакивающее печальные итоги дерзкой авантюры князей и обсуждающеепроблемы войны и мира на фоне сюжетов о злосчастном походе Игоря и судьбахкняжеской Руси).
Всвоем недавнем исследовании поэтики и лингвистики текста «Слова о полкуИгореве» Т. М. Николаева на основе обширной уже научной традиции изучениясистемы повторов в этой поэме ХII века предложила в качестве ведущего приемаавторской поэтики «Слова» метод антитез-скреп15. О специфике литературныхоппозиций — антитез уже говорилось отчасти на материале экспозиции «Повести обослеплении князя Василька Ростиславича». Прежде чем обсуждать экспозицию «Словао полку Игореве» в русле метода антитез-скреп представляется целесообразнымобратиться сначала к тексту экспозиции «Поучения» князя Владимира Мономаха.Во-первых, «Поучение» — один из наиболее ранних и аутентичных литературныхпамятников Руси XII века16. Во-вторых, в силу составной, мозаичной природытрехчастного текста авторская мотивация его внутренней целостности, единства втекстовой логике экспозиции приобретает особое значение и ценность дляисследования. В-третьих, обозначенная в экспозиции «Поучения» реальнаяперекличка и связь с материалом «Повести об ослеплении князя ВасилькаРостиславича» дает право на сравнительно-типологические наблюдения надматериалом экспозиции того и другого литературного памятника.
«Поучение»открывается триединой конструкцией ритуального упоминания предков — деда,Ярослава Мудрого, которого автор называет «благословенымъ, славнымъ», отца,названного «возлюбленным», и матери «Мьномахы». Экспозиция включает три лексемыс семантикой начала: «начнеть», «первое», «начатокъ». Однако, скрытая «пружина»повествовательного авторского замысла заложена в экспозиции весьма оригинально.Мономах поставил своей целью открыть читателю (к которому он неоднократно обращаетсяв тексте экспозиции) где, когда и почему он начал работу над текстом своегопроизведения, что подвигло его, подтолкнуло к началу этой работы. На самомделе, князь Владимир Всеволодович — воин-полководец, дипломат,государственно-политическая личность и т. д., и вдруг он предстает перед своимисовременниками и потомками как писатель, автор текстаавтобиографическо-исповедального характера, открывая перед читателем свою душу,тайники своего внутреннего мира. Ядром экспозиции является изложенный автором эпизодвстречи с братьями на Волге (на пути), где посол вручает ему письмо спредложением совместного похода против уже ослепленного Василька Ростиславича иего брата Володаря: «Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъотъимем». Мономах отказывается идти, ссылаясь на крестную клятву (в Любече):«Не могу вы я ити, ни креста переступити». Оклеветанный вместе с Василько послеЛюбеческого съезда, Мономах-автор сознательно вводит интертекстуальную основу«Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича»17. К внутренней душевнойколлизии, борьбе, разладу, связанным с последствиями трагического нарушениялюбеческого крестоцелования братьями, Мономах обращается как к первопричине,подтолкнувшей его к началу работы над текстом своей «Исповеди». Отказав братьямв союзе, нарушив тем самым родовые узы, Владимир Мономах в сложной ситуацииищет ответы у Бога, гадая на Псалтири, а затем делает выписки по однойволновавшей его теме — преследовании грешником праведного, защиты праведногоБогом и отместия преследователю от Бога: «Яко мышца грhшных скрушится,утверждаеть же праведныя Господь».
Вэтой поведанной в экспозиции очень личной истории Мономах видит не толькопервоначала своей писательской работы над «Поучением», но и первоначала,первоустои своего внутреннего мира, мира своей души, — а ведь об этом как развся его книга-завещание современникам и потомкам. Экспозиция дает ключ нетолько к книге как тексту, но и к книге его души, повествующей об испытанияхдуши автора на пространстве всей его многосложной и многотрудной жизни.Примечательно, что во вступлении к своей книге Мономах больше всего говорит оконце своего жизненного пути — дважды упоминается: «Сhдя на санех» и «На далечипути, да на санех сhдя». Чтение Псалтири тесно связано в экспозиции с началомсобственного писательского, авторского труда: «И отрядивъ я, вземъ Псалтирю, впечали разгнухъ я, и то ми ся выня: Вскую печалуеши душе? Вскую смущаеши мя? ипрочая. И потомь собрах словца си любая, и складохъ по ряду и написах: аще выпослhдняя не люба, а передняя приимайте». Так заканчивается экспозиция«Поучения» Мономаха, заканчивается отсылкой читателя опять же к «передним», тоесть, начальным частям его текста. Противопоставляя начальные и конечные фазы итекста, и жизни, Мономах здесь же широко обращается к ведущей христианскойнравственной антитезе грешника-праведного (цитируя Псалтирь). Антитезы, как ужебыло отмечено, пронизывают весь текст экспозиции, являясь ни чем иным, какантитезами-скрепами. Речь идет о цепочке отрицательных конструкций, противопоставлений,оппозиций, которые в тексте экспозиции группируются в три текстовых эпизода.
Первыйиз них включает группу из двух парных отрицательных конструкций: «Да дhти мои,или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, априметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть тако же и тружатися». Второйтекстовый эпизод также опирается на отрицательные конструкции: «Аще ли кому нелюба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, да насанех сhдя, безлhпицю си молвилъ». Третий эпизод, включающий антитезы-скрепы(формирующие единство текста в его перспективе, динамике), это ужеобсуждавшийся рассказ о встрече с послами братьев на Волге, пробрасывающий нитико всей проблематике «преступления и наказания» и «мира-мiра»: 1) «Потъснися кнам, да выженемъ Ростиславича и волость их отъимем; иже ли не поидеши с нами,то мы собh будем, а ты собh»; 2) «И рhхъ: Аще вы ся и гнhваете, не могу вы яити, ни креста переступити»18.
Троичностьи двоичность текстовых повторов, включая синтаксические конструкции, модулиповторяемости, формируют, определяют литературную структуру текста, в данномконкретном случай, экспозиции «Поучения» Владимира Мономаха. Термин«антитеза-скрепа», как представляется, чрезвычайно точно формулирует сутьструктурного представления экспозиции, придавая ей вдобавок своеобразнуюзавязывающую функцию (подобного рода отрицательные конструкции-антитезычрезвычайно характерны для завязки текста «Повести об ослеплении князя ВасилькаРостиславича», с присущей ей динамической тенденцией сюжетного развития).Кстати, экспозиция «Поучения» сближается структурно с началом «Повести» еще иналичием диалогического контекста. Только функция диалога в них различна: в«Поучении» это стремление автора завязать свои отношения с читателем (ведь емупредстоит раскрыть перед читателем свою душу), а в «Повести» сквозной диалоггероев подчеркивает драматическую динамику сюжетной коллизии, сталкиваягероев-антогонистов и ведя их стезей драматического сюжета.
Наличиетроичности уже во вступительной части, экспозиции целого ряда рассмотренныхтекстов памятников Руси XII века («Повесть временных лет», «Повесть обослеплении князя Василька Ростиславича», «Поучение» князя Владимира Мономаха,«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери») позволяет говорить о егосимволической связи с миром первоначал бытия в сознании средневекового писателяи читателя. Но ведь и художественный метод литературы христианскогосредневековья был не чем иным, как символическим (средневеково-символическим).
Причемтаким видел его не только А. Н. Робинсон, более других настаивавший на данномтермине19, но и все исследователи, которые работали с материалом древнерусскойлитературы как литературы средневеково-христианской. Конечно, символика троичности,поэтическая сама по себе, как уже отмечалось, выходит за рамки собственнохристианской, уходя в глубины раннесредневекового и даже древнего, архаическогосознания. Отсюда, по-видимому, и наличие черт литературной и поэтическойархаики именно в произведениях Руси XII века, неизменно вызывающее стольковосторгов и недоумении, споров и дискуссий, гипотез и сомнений, столькоэнтузиазма и столько скепсиса.
Иболее всего интригует по-прежнему текст «Слова о полку Игореве», который вданном случае рассматривается на пространстве его экспозиции. Сразу стоитсказать, что исследованию текста вступления «Слова» посвящены многие работы,причем некоторые авторы, как, например, B. Г. Смолицкий, четко видят в нем всефункции экспозиции: «Вступление Слова о полку Игореве — это увертюра, где взародыше имеются уже все темы, которые будут развиты в основной части»20.Подобное уже отмечалось выше по поводу экспозиции «Повести об ослеплении князяВасилька Ростиславича», где действительно на фоне нравственно-общественного идеалалюбви и братолюбия князей (на съезде в Любече) просматриваются линии вероятногокрестопреступления и наказания крестопреступников от Креста же (что реально ипроисходит в финальном эпизоде повести, описании битвы на Рожни с явлениемКреста над битвой и поражением крестопреступника Святополка Изяславича).
Многочисленныеи противоречивые материалы научного изучения экспозиции «Слова» обобщены встатье энциклопедии «Слова о полку Игореве», которая озаглавлена «Зачин вСлове»21. Общая тональность статьи связана с традиционно обсуждаемой здесьБояновой темой — как в экспозиции, так и отчасти в «Слове» в целом. Конечно,эта тема как литературный прием автора, определивший, в конечном счете,основные черты поэтического своеобразия «Слова», принципиальна и с точки зренияпоэтики экспозиции, и всего произведения. Если рассматривать образ Бояна какпоэтическое «альтер эго» автора, своего рода поэтической альтернативы (вотличие от нравственной альтернативы, структуру которой высвечивает ВладимирМономах в экспозиции своего исповедального текста «Поучения»), то это как разта «антитеза-скрепа», которая, будучи развернута именно в экспозиции,завязывает и литературно-поэтически программирует все произведение от начала дофинала. Важно же отследить и структурные аспекты намеченных соотношений,рассмотрение которых обычно ограничивается описательными подходами. Тем более,что выше уже на материале нескольких литературных памятников Руси XII векапрослежены определенные структурно-типологические закономерности, особенноститекста, в частности, экспозиции.
Автор«Слова» четко и недвусмысленно использует тройной повтор глагольных форм созначением «начала»: 1) «Не лhпо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы»2) «Начати же ся тъй песни...» 3) «Почнемъ же, братие, повhсть сию»22.Действительно, текст экспозиции здесь сближается с поэтическим зачином, ибо притом, что в других памятниках Руси XII века тройной повтор в экспозиции весьмазначим (сравните «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери»), нотолько в «Слове» он поэтически (литературно) самоценен. Тем не менееструктурно-типологически все тройные повторы в экспозиции памятников литературыРуси XII века (включая «Слово») выстраиваются в единую систему, подчиненнуюструктурным законам литературной архитектоники.
Проблемаповторов в «Слове», пожалуй, собрала еще больший массивнаучно-исследовательской литературы, чем изучение вступления или экспозициипроизведения. Об этом говорит, например, и объем и глубина соответствующейстатьи («Повторы в Слове») в «Энциклопедии Слова о полку Игореве»23. Кроместарых авторов, в последнее время чаще других к этой теме обращались Д. С.Лихачев, Н. С. Демкова, Т. М. Николаева, а также Б. М. Гаспаров24.Примечательно, что Н. С. Демкова в своем исследовании «Повторы в Слове о полкуИгореве» последовательно отмечает моменты тройных текстовых повторов вразличных эпизодах «Слова»: выступления в поход, подготовки к бою, «золотого»слова Святослава и т. д. Троичность характерна для поэтической структурыплача-заклинания стихий Ярославны. В истории изучения «Слова» были даже случаи,когда возникали дискуссии о троичном «универсализме» поэтики «Слова» (см.статью Л. А. Дмитриева «Принцип трехчленности в композиционном построении Словао полку Игореве»)25. В сущности все это свидетельствует о том, что тройнойповтор есть ни что иное, как структурный момент экспозиции произведения. Неменее интересны наблюдения Н. С. Демковой о троичной знаковости композиционногостроения «Слова о Законе и Благодати» Илариона, как первого литературного (иодновременно христианско-литургического) памятника литературы Руси. Это еще разподтверждает важность рассматриваемых аспектов экспозиции литературныхпамятников Руси XII века в плане изучения литературной поэтики, ее спецификидля всего массива ранней литературы Руси. Речь идет не о «толковании», какнередко обозначалось раньше (см., например, старую работу проф. В. Ф. Ржиги«Композиция Слова о полку Игореве» 1925 г.)26, а о выявлении структурныхтекстовых параметров, закономерностей поэтической (литературно-поэтической)архитектоники такой функционально значимой составляющей текста «Слова», как егоэкспозиция. При том, конечно, что выстраиваются структурно-типологическиекорреляты отнюдь не в волюнтаристском, а, напротив, в органичном литературномконтексте оригинальной традиции Руси XII века.
Второйважной чертой текста экспозиции «Слова» является система антитез-скреп,которая, как и в экспозиции «Поучения» Мономаха, материализована впоследовательности отрицательных синтаксических конструкций. Таких конструкций,как и эпизодов в «Поучении» Мономаха, три: 1) «Не лhпо ли ны бяшетъ, братие,начяти старыми словесы трудныхъ повhстий о плъку Игореве, Игоря Святъславича»;2) «Начати же ся тъй пhсни по былинамь сего времени, а не по замышлениюБояню!»; 3) «Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедhй пущаще, нъ своявhшиа прьсты на живая струны въскладаше...»27. В первой из отмеченных фразотрицается идея воспользоваться традицией «старых словес» (Бояна) для созданияпоэтического текста о судьбе похода Игоря и судьбах Русской земли в целом. Какбы ни рассматривалась данная фраза разными исследователями, всех их объединяетмомент оппозиции, отталкивания от старой манеры Бояна, заложенный в первойфразе «Слова». Вторая и третья антитезы-скрепы также связаны с поэтическойманерой Бояна, подчеркивают принципиальную интонацию автора, который«отталкивается» от «старых словес» Бояна для формирования на этой литературнойпоэтической основе своего оригинального текста.
Задача,повторяем, не нравственно-этическая (как это было у Владимира Мономаха впостроении литературной концепции его исповеди), а собственно-литературная,поэтическая (но ведь некоторые ученые считают, что «Слово о полку Игореве» посвоему жанру есть поэма). Достаточно интересно в обсуждаемом контексте троичныхповторов, что известное обозначение жанровой специфики своего произведенияавтор последовательно формулирует как «слово», «пhснь» или «повhсть». В. Ф.Ржига в этом плане справедливо замечает, что «Слово» открывается раздумьемпоэта о том, как начать песню, и особо подчеркивает его связь с выборомпоэтической формы и динамическими проблемами авторской поэтики «Слова» и другихвероятных произведений того же автора («раздумье о путях творчества»).Действительно, с вопросами не просто поэтики, но, прежде всего, динамическойпоэтики текста (ср. термин Д. С. Лихачева «динамический монументализм»)сопряжены текстовые повторы, а данном случае троичные повторы в структуреэкспозиции произведения. «Слово» здесь в функциональном отношении полностьюподключается к литературной традиции XII века в ряду обсуждавшихся вышепамятников. И. П. Еремин в своей статье о жанровой природе «Слова» прозорливовозводит традицию динамических антитез-скреп в «Слове» и памятниках Руси XIIвека к святоотеческим образцам, в частности, в произведениях самого поэтичногоиз греческих отцов церкви Григория Богослова — его первого слова против Юлиана(по переводу из издания Миня): «И мне теперь прилично возгласить одно свсегласнейшим из пророков Исайею! В одном у нас разность: проpок призывает небои землю во свидетели против отвергшегося от Бога Израиля, а я призываю противмучителя… Несу слово свое в дар Богу, священнейший и чистейший всякойбессловесной жертвы, несу не по подражанию мерзким речами суесловию лжемудрецовнынешнего века, а следуя примеру блаженнейшего Давида»28. Кстати, тот же И. П.Еремин в своем анализе вступления-экспозиции «Слова» в названной выше работенастаивал именно на типологическом принципе текстовых соотношений висследовании поэтики вступления, да и «Слова» в целом. Конечно, ученыйпрекрасно отдавал себе отчет в нюансах функционального контекста всопоставляемых текстах: полемического (прежде всего в христианско-богословскомключе) у Григория Богослова и литературно-поэтическом (с точки зрения различия художественногометода) у автора «Слова о полку Игореве» в его текстовой экспозиции.
Говоряо природе троичной функциональной символики, повторяемости, Жорж Дюби указываетна динамический, иерархический принцип а рамках некой системы, где«тройственность действительно есть один из элементов системы»29. Более того,ссылаясь на «Структурную антропологию» К. Леви-Стросса, он заключает, что «идеяобоюдности, взаимности в иерархии — структурно влечет за собой троичность»(подчеркнуто мной — Г. Ф.)30. По сути дела, речь идет о троичности как одном изинвариантов универсального динамического кода (другими инвариантами могутвполне быть и 2 или 4 и, особенно 7, и другие числа, но 3, по-видимому, один изсамых древних и общепринятых), в котором, в частности, в контекстесредневеково-символического мировосприятия описывались, представлялисьпереходные, длящиеся данности, не только текстовые, но, например, имеющиеотношение к иерархии земного и небесного, суетного и вечного миров. И опять жеЖ. Дюби дает интересную формулировку качественного аспекта этой иерархичности,системности: «На этой иерархической конструкции основано все. С вершины (тоесть от Бога) нисходят благодать и общий толчок. Любовь, посредством которойосуществляется связь и всякая координация, есть в истоке своем снисхождение»31.
Речь,конечно, идет о той средневеково-христианской, средневеково-символическойпарадигме, в русле которой существовали (создавались) и функционировали всеразновидности обсуждавшихся литературных текстов Руси XII века. Это в принципе.А реально, то есть, в материально-текстовом воплощении динамический импульс и«толчок», и «снисхождение» структурно-иерархично возникали волею авторов натекстовом пространстве экспозиции, где во всех обсуждавшихся случаях безисключения «работали» механизмы троичного повтора и оппозиций-скреп какключевых элементов динамической архитектоники текста произведения. «Слово ополку Игореве» в описываемых отношениях ничем не выделяется из общихзакономерностей структурной организации текстов литературных памятников РусиXII века, что и продемонстрировал типологический анализ текстов экспозицийцелого ряда важнейших произведений данной эпохи, предпринятый под углом зренияизучения их динамической поэтики32.
Одинамической поэтике литературы Руси XII века см.: Филипповский Г. Ю. Мотивдвижения в «Слове о полку Игореве» и литературе xii века // Исследования Словао полку Игореве / Отв. ред,. Д. С. Лихачев. Л., 1986. С. 58-64. Вопрос олитературной школе XI — XII в. на Руси был поставлен еще И. П. Хрущевым и Ф. П.Сушицким. См.: Хрущев И. П. О древнерусских повестях и сказаниях XI — XII вв.Киев, 1878.
Список литературы
ФилипповскийГ. Ю. Поэтика экспозиций в литературных памятниках Руси XII века
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.nature.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Не спешите в аптеку за Виагрой!
Реферат Проблема человека в философии софистов и Сократа
Реферат Луна Писарро, Франсиско Хавьер де
Реферат Любовь в поэтическом сознании стихотворцев 18 века.
Реферат The Road Beneath My Feet Essay Research
Реферат Womens Rights Essay Research Paper Equality should
Реферат Виробництво хлібобулочних виробів ЗАТ "Пролісок"
Реферат Огрубление русского языка в СМИ
Реферат Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя
Реферат Методи прийняття рішень у сфері управління нематеріальних активів
Реферат Аспірантів та студентів які беруть участь у роботі Міжнародної науково-практичної інтернет-конференції викладачів, аспірантів та студентів «маркетинг-дайджест»
Реферат Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Реферат Силос. Научные основы силосования и факторы влияющие на этот процесс
Реферат Machiavellian Philosophy In King Lear Essay Research
Реферат Голицын, Андрей Андреевич