Второй том «Очерков поистории русской культуры» П.Н.Милюкова посвящен развитию «духовной»сторонырусской культуры.
Очерк по исследованиюистории религии освещает положение и роль русской церкви в жизни общества.
В первые века своегосуществования церковь была еще слишком слаба, чтобы оказывать большое влияниена общество. Последствием этого стало то, что языческая русская старинанадолго осталась неприкосновенной и в течение веков мирно уживалась рядом софициальными формами новой веры. Одна из особенностей русской религии – наличиедвоеверия.
Новая вера началаоказывать влияние на общество лишь в конце ХV века. Однако представители русской церкви полагали, что национальнаярелигиозная мысль находится в явном противоречии с вселенским преданием.
Но уже в ХVII веке плоды религиозной работы вызвали в народной массе такое оживление религиозного чувства, которого еще небывало на Руси.
Однако уже тогданаметился национальный разрыв в религиозной среде. Большинство паствы,заинтересованной в живой работе религиозной мысли, ушло совсем из церковнойограды.
Таким образом, церковьлишила себя настоящей внутренней силы. Оставленная со своими притязаниями лицомк лицу с могущественной государственной властью и находившая слабую поддержкусо стороны паствы, русская церковь вынуждена была перейти под влияниегосударства и вошла в состав его учреждений. Тогдашние вожди церкви приняли этиперемены не только добровольно, но и охотно: она обеспечивала им сохранениеисключительно охранительного характера церкви и освобождала от непосильной дляних обязанности руководить духовной жизнью страны.
Изучая развитие историирусского сектантства, становится понятным, что народная мысль искала одухотворения веры, а народное чувство успокаивалось на примитивных формахмистицизма. Со своей стороны, церковь в отношении народной веры действовалакак орган правительственного надзора.
Нравственный уровеньпастырей, стационарное состояние учения веры находились явно на низком уровне,пережитки тарства и вошла в состав егоучреждений.бую поддержку со стороны паствы, русская церковь вынуждена былаперейти под влиянкоторого сохранялись вплоть до ХIХ века.
Перемена в верованияхвызвала и перемену во взглядах на задачи искусства. Первые значительные успехиверы в ХVI столетии сопровождались творческойработой фантазии. Христианская легенда начала конкурировать с продуктамистарого народного творчества. Так, например, в иконографии появились признакистремления к «живству». Однако церковь подвергла плоды национального творчествастрогому осуждению. Дальнейшее развитие творчества на религиозной почве, как иразвитие национальной веры, совершалось только контрабандой – преимущественносреди оппозиционных течений народной религиозной мысли. «Христианская поэзияпревратилась в раскольничий стих».
Русская жизнь слишкоммало была проникнута началами веры.
Все построения,основанные на предположении развития свободных форм веры в пределахправославного учения принадлежали интеллигентам, собственное отношение которыхк церковной традиции по меньшей мере оставалось невыясненным, а дляофициальных представителей церкви – подозрительным.
Наконец, в теснойзависимости от истории русской религии стоит история дореформенной русскойшколы. О развитии русской школы пойдет речь в следующем очерке
Очерк четвертый Милюковпосвятил исследованию становлению школы и просвещения, начиная с эпохи ДревнейРуси. Подробно рассмотрен перелом в положении школы и просвещения в эпоху ПетраВеликого. В разделе о борьбе в российском обществе за школу и просвещение напротяжении ХIХ века выделено стремление кдемократизации образования. Также дан систематизированный анализ положенияшколы и просвещения в СССР.
Первая глава посвященаправославной школе Древней Руси.
Ни по одному вопросунашей внутренней истории не существует такой разницы во мнениях, как по вопросуо роли школы и образования в Древней Руси. Однако существование правильнойшколы в Древней Руси нельзя доказать при помощи косвенных показаний, которыеподбираются защитниками того мнения, что допетровская Русь уже стояла навысокой степени просвещения.
Церковь того времени немогла обеспечить правильного школьного образования даже собственным членам, темменее могла воздействовать посредством школы на светское общество.
Первый в Россиибогословский факультет, Киевская духовная академия, учрежденная в исходе первойчетверти ХVII века, принял полную программу«свободных знаний», но вскоре академия принуждена была усилить дозу латыни вущерб греческому языку.
Постепенно «свободныенауки» сделались впервые предметом официального школьного преподавания. Номонополия на всякую свободную мысль и высшее знание оказалась уже в конце ХVII столетия совершенно невыполнимой.Она стояла в противоречии с привычным мировоззрением старины.
Вторая глава содержитразбор состояния знаний до Петра.
Отсутствие правильнойшколы в допетровской Руси вовсе не означало отсутствия научных знаний.Потребность в просвещении значительно опередила школу.
Математические знаниябыли самыми не распространенными в древней Руси, их приобретали по меренеобходимости.
Естественно-историческиепознания проникали в Россию посредством киевских ученых, через средневековыеэнциклопедии. Эти сведения имели важное прикладное значение; лечебная цель былав этой области главной.
Что касается состояниягуманитарных знаний, то с конца ХV векав области исторического познания наступает оживление, выражавшееся прежде всегов переработке и усвоении чужого материала, юго-славянского и польского, а затеми самостоятельных попытках исторического рассказа.
В том же духе, которыйвызвал появление «Хронографа» 1617 г., совершалось и его дальнейшее развитие нарусской почве.
Древнейший учебникрусской истории «Синопсис» был издан в 1674 г., созданный с оттенкомрелигиозного возвеличивания последующей национальной истории.
Вызывают интерес «Азбуковники»,списки иностранных или славянских слов с объяснением их. В ХVII веке содержание «Азбуковника»обновляется, он начинает пропагандировать свободные науки среди публики,принимая форму школьной хрестоматии для чтения.
Третья глава посвященасветской школе Петра и императриц.
Первая русская светскаяшкола появилась с довольно случайной программой. Это была «школа математическихи навигацких наук» 1701 г. позже появляются «цифирные» школы.
Однако петровскаясветская школа оказалась недолговечной. Остатки ее уцелели лишь в слиянии своенной школой, отчасти заимствовавшей ее программу. Духовная школа стоялапрочнее светской.
Характерной чертойрусской школы того времени является то, что она не ставит задачей воспитания иобщего образования, а имеет в виду техническую выучку для профессиональныхцелей.
Новый период наступил,когда на смену узкопрофессиональной и сословной школы первой половины ХVII века пришла школаобщеобразовательная и бессословная, преследовавшая чисто педагогические цели.
При Екатерине делоограничилось единичными усилиями отдельных лиц в отношении совершенствованияобразования. Низшая школа в России оставалась делом будущего. ХVIII век едва оказался в состояниипоставить на ноги среднюю школу.
В следующая главеописывается борьба за школу и просвещение при старом режиме.
Первая из существенныхперемен в учебном деле относится к первым годам правления Александра I. В соответствии с «Предварительнымиправилами народного просвещения» 1803 г. было определено, что «народноепросвещение в Российской империи составляет особенную государственную часть».
Образовательная часть вгимназиях 1804 г. стояла гораздо выше, а воспитательная значительно ниже, чемтребовалось для дворянства и для зажиточных классов того времени.
Так, идеей реформы 1828г. стало то, что школа должна не только учить, но и воспитывать и что этовоспитание должно всецело находиться в руках государства. Подвергся изменениями университетский устав 1835 г. Правительство считало необходимым подвергнутьуниверситеты еще более сильному контролю.
Год перелома – 1855 г.,начало нового царствования. Были отменены все ограничения для студентов,введена автономия профессорской корпорации. Однако устав 1884 г. вновь усилилинспекторский контроль над студентами.
Что касается начальнойшколы, то в ущерб земской школе утверждалась церковно-приходская, задачейкоторой было: «утверждать в народе православное учение веры и нравственностихристианской и сообщать первоначальные полезные знания».
Главнейшие переменыпредреволюционного периода произошли в области народного образования, какначального, так и внешкольного. Именно здесь чувствуется напор новых веяний, перед которыми старая власть оказывается бессильной.
Данные конца ХIХ и начала ХХ веков показываютзначительное улучшение грамотности всего населения. На протяжении между двумяреволюциями 1905 и 1917 гг. велась борьба с правительственной школой. В областишколы царило полнейшее самоуправство и, как следствие созданных войнойразрушений, далеко пошел материальный упадок школы.
Пятая глава характеризуетположение школы на службе политики в СССР.
Марксистская педагогиказаменила идею «народного образования» идеей «социального воспитания». Основнаязадача народного образования в советской республике определяласьпостановлениями партии. Понятия «политехнического» образования и идея«всестороннего развития» были заимствованы в партийной программенепосредственно от Маркса и Энгельса. Советская власть серьезно думалараспространить опыты нового воспитания на всю Россию. Однако ее расчетынатолкнулись на непреодолимые препятствия. Первым из них было отсутствиекорпуса учителей, готовых служить новому режиму. Вторым была невозможность дляэтой власти поддержать тот уровень, какого достигла школа в довоенный период.Лишь НЭП позволил переломить настроение учительской среды в сторону«нейтралитета».
На начальном образованиибыло сосредоточено внимание, поскольку именно оно готовило подрастающеепоколение. Вузы были приведены в надлежащий порядок. Профессионализацияохватила все уровни образования.
Новая система народногообразования была утверждена комиссией Наркомпроса в 1929 г. Новое направлениепросветительской политики, согласованное с политикой сверхиндустриализации иколлективизации, окончательно определилось.
Среди положительныхсторон можно отметить всеобщую ликвидацию безграмотности, организацию идеятельность самоуправляющегося «детского коллектива» в школе.
В области школы ивоспитания, вследствие искусственного ускорения темпов для достижениянедостижимых результатов, сложилось крайне неустойчивое положение.
Шестая глава освещаетвопрос положения просвещения на службе политики в СССР.
Подчеркивается, что вделе ликвидации безграмотности было проявлено много энтузиазма и местной, частоличной инициативы.
Переход к книжной игазетной продукции советского периода ознаменовался прежде всего конфискациейпечатных средств и запасов старого периода. Сильно росли отделы учебников иизданий для народа. Возникла потребность в приближении книги к читателю.Расширялись сети библиотек, изб-читален.
Пути внешкольногопросвещения, постепенный подъем культурного уровня масс, расширение кругапотребителей творчества высшего класса, появление собственного творчества,удовлетворявшего вкуса массы, наконец, выделение из масс собственнойинтеллигенции – все эти явления демократизации культуры получили свое освещениев настоящем издании.