Содержание
Введение
Глава 1. Особенности рекреационнойдеятельности в парках отдыха
1.1 Понятия отдыха и развлечений
1.2 Виды и формы отдыха и развлечений
1.3 Деятельность парков по организации отдыха и развлечений
1.4 Основные виды парков отдыха
Глава 2. Особенности деятельности Центрального ПаркаКультуры и Отдыха г. Волгограда
2.1 Центральный Парк Культуры иОтдыха г. Волгограда и его характеристика
2.2 Специфика организации отдыха и развлечений вЦентральном Парке Культуры и Отдыха г. Волгограда
2.3 Изучение предпочтений посетителей Центрального ПаркаКультуры и Отдыха г. Волгограда
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Отдых — любая деятельность илибездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая можетосуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за еепределами.
Отдых людей в природной средеявляется сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальныхзадач. В этой связи задача изучения рекреационного потенциала территории,выявление и резервирование новых территорий для отдыха, оценка ужесуществующего природопользования и разработка рекомендаций по его оптимизацииприобретает особую актуальность.
К решению проблем организацииотдыха и развлечений нужно подходить прагматически. Важно налаживать высокийуровень рекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационныхпотоков. Говорить об устойчивом развитии рекреации в регионе можно только в томслучае, если люди посещают его с целями отдохнуть во второй и третий раз. Дляпрактического достижения подобной воспроизводимости нужно быть в курсе всехтенденций эволюции этого вида человеческой деятельности.
Парки отдыха в рекреационнойсистеме характеризуются прежде всего мерой соответствия потребностям отдыхающих(комфортностью и привлекательностью) и потребностям органа управления — пространственной и временной емкостью и надежностью. Они обеспечиваютреализацию многих функций необходимых для нормального функционированиярекреационной системы.
Объект исследования — рекреативныетехнологии в социально-культурной деятельности.
Предмет исследования — рекреативные технологии в деятельности парков культуры и отдыха.
Цель работы — выявить спецификурекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.
Задачи:
Изучить литературу по даннойтематике;
Выявить понятия отдыха иразвлечений;
Рассмотреть виды и формы отдыхаи развлечений;
Охарактеризовать основныенаправления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;
Выявить особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгоградаи его характеристику;
Проанализировать сущностьорганизации отдыха и развлечений в Центральномпарке культуры и отдыха.
Глава 1.Особенности рекреационной деятельности в парках отдыха1.1 Понятияотдыха и развлечений
В научной литературе естьнесколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, вкаком — широком или узком смысле — характеризуется отдых. Наиболее полным иточным является, на мой взгляд, понимание отдыха как состояние бездеятельностиили изменённой деятельности, имеющей своей целью рекреацию, восстановление сил.Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчёркивают, чтоэто занятия, отвлекающие от чего-то, доставляющие удовольствие, дающиевозможность повеселиться, приятно и весело провести время.
Отдых и развлечения относятся кпонятиям, которые называются перекрещивающимися. Взаимоотношения между нимиопределяются в зависимости от того, какой конкретный смысл мы вкладываем восновное исходное понятие «отдых».
Если понимать отдых вузкобиологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), тодеятельное по своей природе «развлечение» становитсярядоположительным и самостоятельным. Когда речь идёт об активном отдыхе, сутькоторого составляет изменённая деятельность, развлечение выступает в качествеособой разновидности и средств отдыха.
К обозначенному следуетдобавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится такжеещё один компонент свободного времени: досуговое общение. Спокойный, непринуждённыйразговор с родными, знакомыми, соседями, друзьями, обмен новостями, мнениями — это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такиесвязи и отношения давно вошли в привычку и стали устойчивой формой обыденногодосуга.
В ходе повседневного досугачеловек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая рекреационные. Здесьмы узнаём о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяется оченьважная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны, стольнеобходимые для нормальной жизнедеятельности, самопознание, самооценка,самореализация. Через общение и в процессе общения происходит упрочнение старыхи завязывание новых знакомств. Короче говоря, полноценный отдых труднопредставить вне и помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Как известно человек на отдыхеможет быть деятельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальныхпотребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Бездеятельныйотдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, наприроде и т.п. В социокультурных центрах так же могут быть случаи, когдауставшие люди предпочитают всем прочим занятиям возможность спокойно,расслабившись, отдохнуть, не думая ни о чем серьёзном и не вступая в сколько-нибудьактивное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесообразенлишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассивного отдыха у людейвырабатывается привычка к досуговому безделью. Чаще всего бездельничающийчеловек не только не обогащает свою личность, но и по настоящему не отдыхает. Положениеусугубляется тем, что как правило безделью сопутствует скука: люди достаточноработоспособны, налицо желание деятельности, но подходящего занятия не находитсяили оно не возникает по каким — то иным причинам.
В общей системе досуга пассивныйотдых в обозначенном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его,как показывает опыт, сравнительно невелик.
Формы отдыха в социокультурныхцентрах не могут сводиться к чисто биологической рекреации. Если бы делозаключалось только в этом, люди имели бы возможность ограничиться тем жепассивным отдыхом, о котором шла речь выше, уличной прогулкой или вылазкой наприроду. В процессе активного культурного отдыха происходит нечто большее, чемфизиологическая подзарядка организма. Как перемена деятельности, активный отдыхозначает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологическойи социально — психологической сфере личности. Для этого требуется уже не простофизическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интереснымиразвлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов.
Изучая состояние утомления,учёные установили, что наиболее эффективным способом снятия его служит непросто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой другихорганов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активного отдыха. Психофизиологическаясуть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности.Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие наоборот,переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомлённые участки подвлиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного видадеятельности к другому обеспечивает своеобразную подзарядку утратившихработоспособность органов и нервных центров новой дополнительной энергией. [1]
Довольно нелёгким остаётсярешение проблем оптимального объёма досуговой рекреации. Как известно,увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счёт уменьшениядеятельности других занятий. Вполне понятно, что такое перераспределение можетиметь как положительные, так и отрицательные последствия.
В целом люди тратят на отдыхсегодня достаточно много времени. Но уровни его функционирования, к сожалениюещё низки. В видах деятельности, относящейся к этой сфере встречается оченьмного неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые тольконазываются отдыхом, а фактически противоречат его сущности, и почти ничего недают для рекреации, ни для развития личности.
Значение и роль специальныхорганизованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха, всовременных условиях становится всё более ощутимыми. Отдых, организуемый наоснове точного знания психологии и физиологии человека и учёта соответствующихпсихофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи сгораздо большей эффективностью. [2]
Следует особо отметить, чтокультурная насыщенность отдыха не возникает сама по себе. Более того,рекреационные функции в какой — то мере могут выполнять и действия, относящиесяпо своему содержанию к антикультуре и даже к отклоняющемуся поведению. У любогочеловека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Работникисоциально-культурной сферы всемерно стремятся перевести эту потребность сотносительно низкого уровня, что нередко бывает при стихийной реализациипотребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха иразвлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышениекультурного уровня личности. Здесь рекреация и развитие не просто сосуществуют,а взаимопронизывают друг друга.
В сфере свободного временивзрослые люди всегда ищут занятия, способные компенсировать то, чего онинедополучают в течении рабочего дня. Для полноценного досуга необходимопределённый психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретныхвидах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека,возвращающий ему жизненное равновесие.
Одной из задач организаторовотдыха и развлечений является формирование у людей хорошего жизнерадостногонастроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностьюнастроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким — либоконкретным объектом. Настроение — это общее эмоциональное состояние личности,возникающее под влиянием многих впечатлений.
Элементарную основу настроениясоставляет биохимическая жизнедеятельность организма. Исследователямиустановлено, что истощение психофизиологических ресурсов всегда влечёт за собойи резкий спад в настроении: повышается раздражительность, озабоченность,нервозность. Характер и колебания настроения зависят, прежде всего, отподкорковой деятельности мозга. Дело в том, что внутренние и внешниераздражители сначала поступают в подкорковую область и лишь потом в корковую. Благодаряподкорке ощущения получают определённую эмоциональную окраску, и этот процессоказывает самое непосредственное влияние на общий психический тонус личности.
Умело организованный отдых помогаетутолить жажду людей в ярких, эмоционально — насыщенных впечатлениях. Общеизвестно,что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего родаэмоциональный голод. В этой связи очень важное значение имеет удовлетворениеестественного желания и стремления к шутке, юмору, весёлым жизнерадостнымзабавам.
Правильно организованныеразвлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуютсообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия,изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязаниявоспитывает ценное умение согласовывать свои действия с партнерами, находитьнаиболее рациональный способ преодоления препятствий.
Каждый раз, когда человекстановится участником совместных развлекательных занятий возникает чувствообщности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх,соревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обязательнойкоординации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана сдругими видами деятельности лишь опосредованно, выработанные навыки и привычкинепременно переносятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях.
Досуговые занятия по — настоящему хороши только тогда, когда дают людям множество положительныхэмоциональных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственномсмысле, но могут стать своеобразными толчками, подталкивающими для хорошегонастроения соответствующую почву.
Определяющим началом вформировании настроения являются отношения личности с окружающими. Практическилюбой социокультурный центр способен помочь в завязывании новых знакомств, вукреплении дружеских связей. Возникающие здесь взаимоотношения всегда пронизанысердечным участие, ободряющим вниманием, и в этом смысле являются действеннымсредством, повышающий общий психический тонус.
Трудно переоценить роль отдыха иразвлечений в деле формирования культуры поведения. Здесь имеются хорошиевозможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и умений,входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно организованнаярекреационная среда неизменно создаёт предрасположенность к строго определённойманере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности,предупредительности, учтивости и дружелюбия служит и чувство отвлечённости отобыденных дел, забот, и общее мажорное настроение, и вообще все, что здесьокружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом поотношению к любому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивноформируется то, что в обиходе называют житейским тактом.
Опыт показывает, что отдыхстановится по — настоящему эффективным лишь в том случае, если нам удаетсявыстроить продуманную систему досуга, в других сферах деятельности, приорганизации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выраженным типом людей, а ихмножеством. В своих субъективных представлениях об отдыхе и объективнойпотребности в различных его видах люди одинаковы. Однако при всем этом онисоставляют определённое число групп, внутри которых обнаруживается значительноесходство.
Главное, от чего зависитхарактер физического и психического утомления человека — это содержание егопроизводственно — трудовой деятельности. Каждому хорошо известно правило — отдых должен контрастировать с работой. Но в столь в общем виде эта формула ещёне проясняет истинной сути дела. Труд в наши дни стал весьма разнохарактерным,и в различных случаях приходится учитывать не одно, а множество сугубоконкретных обстоятельств и факторов.
Там, где труд не обеспечиваетболее или менее равномерной загрузки различных органов чувств, человек начинаетиспытывать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организованнаясистема досуга помогает утолить потребность личности в определённой дозеощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярковыраженная неудовлетворённость. Для страдающих от сенсорной недостаточностиособенно необходимы отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью,разнообразием.
Условия труда в современнойиндустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительнойизоляции производственников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценностьи привлекательность для человека, занятого на подобных участках, представляетотдых, построенный на непосредственном и активном общении.
Работникам социально-культурнойсферы нельзя забывать, что можно уставать не только на работе, но и дома. Определённаячасть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребностив отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетворенияиз-за нехватки времени сокращаются. Отдыхать приходится урывками, в короткиепаузы между домашними делами. Такой отдых преимущественно пассивен, культурноезначение его не велико.
Неодинаковое отношение кразличным видам отдыха и развлечений во многом определяется физиологическойприродой основных свойств нервной системы человека. Существуют занятия, дляучастия в которых особенности нервной системы не имеют сколько — ни будьсущественного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом иуспехом могут включиться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия,не обладающие подобной «всепригодностью». Важная задача организаторовдосуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные видыотдыха, соответствующие его индивидуальным качествам.
Наблюдения и исследованияпоказали, что в поведении на отдыхе существуют определённые особенности,присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входитв группу «инертных», заметно стремление к спокойным, размереннымзанятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристрастиях, не любятни менять, ни ломать привычные виды развлечений, отличаются не суетливостью,основательностью поведения.
Для людей с ярко выраженнойподвижностью нервных процессов характерна быстрота переключения с одного видадеятельности на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умениехорошо ориентироваться в новой обстановке. Эти люди горячо включаются впредлагаемые занятия, но зато очень часто раньше других теряют к ним интерес.
Немаловажный фактор, влияющий наработу по организации отдыха — национальные и региональные традиции. Надо иметьв виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются исключительнойустойчивостью. Большинство традиционных праздничных и повседневных занятий ценыв социальном и культурном плане. Соответственно, соотношение к ним должно бытьуважительным. Они дают менеджерам культуры готовые, освящённые вековым опытом иподдерживаемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких формв своём неизменном виде соответствуют духу нашего времени, другие, каксвидетельствует опыт, сравнительно легко модернизируются, наполняются новымсодержанием, обогащаются и переживают вторую молодость. Так обстоит дело, например,с посиделками в различных этнических и местных вариантах, со многимипраздниками земледельческого календаря. [3]1.2 Видыи формы отдыха и развлечений
Отдых — это состояниеотносительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущегоцеленаправленного активного двигательного действия (физической работы), цельюкоторого является обеспечение восстановления и повышение функциональныхвозможностей организма, необходимых для продолжения двигательного действия или физическойработы в заданных режимах и без снижения его (ее) эффективности.
На сегодняшний день можновыделить три формы явного отдыха:
активный;
пассивный;
комбинированный.
Под активным отдыхомпонимается такой отдых, во время которого человек занимается целенаправленнойдеятельностью, но по содержанию эта деятельность отличается от предыдущейфизической работы. В свою очередь активный отдых может иметь три разновидности,а именно — двигательный, недвигательный и смешанный (т.е. различныевзаимосочетания двух предыдущих).
Под пассивным отдыхомпонимается такой отдых, во время которого отсутствует целенаправленнаядвигательная деятельность.
Комбинированный отдыхпредставляет собой определенные взаимосочетания активного и пассивного отдыха,в котором зачастую практически невозможно вычленить тот или иной вид активногоили пассивного воздействия.
Существуют ряд видоврекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важноезначение имеют: свободная товарищеская беседа, игра, любительскоехудожественное исполнительство и восприятие развлекательных зрелищ.
Свободная товарищеская беседа.Спокойный, непринужденный разговор с приятелями, со знакомыми или даженезнакомыми людьми, обмен новостями, суждениями по самым различным вопросам — одна из необходимых форм свободного времяпрепровождения. У многих людейежедневные беседы такого рода вошли в привычку, превратились в устойчивыйэлемент досуга. Они являются основной разновидностью повседневного отдыха,особенно для тех, кто не любит подвижных и шумных развлечений или может в нихучаствовать.
Изолированные от такихконтактов, люди ощущают это как лишение. Менеджерам СКД нужно учитывать этуважную и распространённую потребность человека.
Повседневные встречи могутпроходить вне стен Домов культуры — в гостях, во дворе, на улице и т.д. Но изэтого нельзя делать вывод, что люди сами найдут, где встретиться, и тутбеспокоиться не о чем. Даже столь бесхитростное занятие, как беседа, требуетопределённых условий и удобств. Но ещё важнее другое: отсутствие доступноговсем «общественного домашнего очага» создаёт предпосылки длявозникновения обособленных, не испытывающих на себе общественного влияниямикрогрупп. Следовательно, если мы игнорируем потребность людей в повседневныхдружеских встречах и беседах, она будет удовлетворяться не всегда в желательнойдля общества форме.
В домах культуры должны бытьпостоянно открыты комнаты отдыха, гостиные, холлы, для общения людей. Нужноприучить людей отдыхать в домах культуры повседневно, заглядывать сюда простотак, «на огонёк», — одна из насущных задач.
Возникающая на отдыхетоварищеская беседа всегда обладает для встречающихся определённойинформационной ценностью. Люди узнают здесь интересующие новости, обсуждаютпоследние события, делятся впечатлениями. Отличительными чертами товарищескихбесед являются свобода, непринуждённость, внутренняя и внешняя терпимость кпозициям собеседника, бескорыстная взаимозаинтересованность, ивзаиморасположение. Такие беседы по природе своей не могут и не должны бытьтягостными, неприятными. Как только происходит падение взаимного интереса,контакт естественным образом прекращается.
Общение в процессе отдыханакладывает определённые ограничения на содержание бесед. Здесь не следует, по — видимому, вести слишком серьёзных разговоров и долго обсуждать одну и ту жетему. Во время отдыха нежелательно также вступать в острую полемику, усиленнопереубеждать собеседника, требовать абсолютного внимания. В таких беседах можноговорить не соблюдая тщательной логики, перескакивая с предмета на предмет,особенно не заботясь о стройной речи. Безупречность отдельных высказываний вданном случае не очень важна: во время отдыха происходит эмоциональноесамовыражение, обмен накопившимися впечатлениями. Партнера по такой беседеценят не только за ум и эрудицию, но и за то, что с ним легко, что он умеетпонять и выслушать. Это общение допускает значительные культурные различия, нообязательно требует психологической близости.
Деловой мир со свойственными емуфункциональными связями зачастую не позволяет нам в полной мере ощутить ивыразить то, что относится к сфере эмоциональной жизни. В делах, в спешке людив какой — то мере теряют свою душевную восприимчивость и отзывчивость. Междутем ответная реакция и доброе сочувствие очень часто не только желательны, но инеобходимы человеку. В контактах, осуществляемых на личностном интимно — эмоциональном уровне, человек особенно остро осознаёт свою нужность людям, своюпричастность к окружающей жизни. Эмоциональная отзывчивость, способностьощущать чужие радости и беды как свои — одно из повседневных проявленийпринципа «Человек человеку — друг, товарищ и брат».[4]
Игра. Игра — социальноепедагогическое явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгоевремя развлекательно — игровые занятия трактовались у нас специфическая детскаяформа деятельности и исследовались только в связи с задачами формированияподрастающего поколения.
В жизни взрослого игра,разумеется, занимает более скромное место, чем в жизни ребёнка. Существенноизменяются и её мотивы и функции. Однако это не значит, что у взрослых людейсовершенно исчезает потребность в этом виде деятельности, а сама игра перестаётвлиять на развитие личности.
Игра социальна по своей природеи по непосредственному насыщению. В процессе игр человек удовлетворяет целыйряд потребностей общественного существа, и, прежде всего потребностьсамоутверждения. Игра удовлетворяет также познавательные, коммуникативные,эстетические, рекреационные потребности человека. Посредством направленногоиспользования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходитознакомление с культурными ценностями.
Игре присуща своеобразнаямотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необходимостью (достижениематериальных ценностей), ни общественными обязанностями. Человек рассматриваетигру как источник радости и наслаждения. Игровой деятельности чужды сложныеопосредования между мотивами и поведением. Она представляет собой совокупностьдействий, которые интересны для человека в их прямом, непосредственномсодержании. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играетне ради какого-то практического эффекта, а потому, что это ему нравится.
Структура любой игрыпредполагает достижение цели посредством преодоления определённых препятствий. Вигре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себяосновные действующие лица. У игры есть своя задача, правила поведения и роли,которые берут на себя основные действующие лица. У игры есть своё содержание: входе её человек совершает разнообразные умственные операции и производитпрактические действия. Как и другие виды деятельности, игра предполагаетвладение определёнными способами действия.
В игре снимается усталость,происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества,приобретаются новые знания и умения. Это и есть основной продукт и результат игровойдеятельности, ценный как, в общественном, так личностном плане. Однако длясамих играющих интерес и значение имеют и непосредственные результаты игры,понимаемые как победа или проигрыш. Однако, в отличие от житейских неудач,неуспех в игре не грозит внешними неприятностями и не угнетает человека. В этомсмысле игра беспроигрышна, в ней всегда больше «получают» чем «теряют».
Содержание и ход игрыопределяются в основном склонностями и интересами самих отдыхающих. Дело здесьне обходится без определённой регуляции, однако по сравнению с другими видамидеятельности она минимальна и осуществляется исподволь.
Практически во всех играхсодержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждаеттот, кто лучше других сумеет проявить ловкость, силу, быстроту, находчивость,сообразительность, эрудицию, художественную одарённость, техническую смекалку,остроумие, грациозность и т.д. Стремление не оплошать, не оказаться слабеедругих, не подвести командиру создаёт хорошее спортивное напряжение.
Даже когда игра идёт беззрителей, даже когда человек играет в одиночку, он всё равно состязается — самс собой, с автором занимательной задачи. В состязательно — игровой обстановкепроисходит мобилизация физических и духовных сил, возникает эмоциональныйподъем. Успех в игре придаёт уверенность в собственных силах, поднимаетнастроение и повышает общий тонус. Преодолевая трудности, которые всегдавозникают в состязании, люди получают физическую, волевую и интеллектуальнуюзакалку.
Современная жизнь с её неуклонновозрастающей регламентацией (это тенденция особенно ощутима в сферепроизводства) даёт людям мало возможностей для открытого выражения своихвнутренних состояний. В этом смысле игра, особенно массовая, — явление поистинеисключительное. Игроки и болельщики не только испытывают удовольствие, восторг,досаду, но и открыто их проявляют. Освобождение от многих условностей,необходимы в иных ситуациях, доставляет людям несомненные правила существуют вигре. Но они дают игроку и зрителю гораздо большую свободу, чем в другихситуациях.
В каждой игре ясно определенацель. Однако участники её могут в чем — то отступать от первоначальногозаданных установок.
В основе любой игры лежитсознательное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игровое занятиенемыслимо без некоторого отвлечения от действительности, без фантазии исимволики. Игра приподымает над обыденностью, переносит человека в новуюнеобычную обстановку. Тем не менее, игра неразрывно связана с реальностью. Всё,из чего строится её содержание, черпается из жизни и неразрывно связано сжизнью. [5]
Любительское и художественноеисполнительство. Наиболее значительное место среди многочисленных формлюбительского исполнительства занимают массовые танцы. Они пользуютсяпопулярностью у людей самого разного возраста, и особенно у молодёжи.
Можно отметить несколькофакторов, которые делают массовой танец привлекательным для человека испособствуют эффективному отдыху и развлечениям.
Танец неотделим от музыки. Танцевальнаямузыка относительно проста по мелодической структуре, ритмична, легка длявосприятия. Одним танцам присущи быстрые, бодрящие ритмы, другим — плавные,размеренные, успокаивающие. И то и другое по — своему благоприятно дляпсихической разрядки.
Участие в танцах практическивсегда доставляет людям удовольствие. Это особенно характерно для современныхтанцев, с их импровизационностью. Танцующие не придерживаются строго заданнойкомпозиции, а свободно варьируют основные танцевальные элементы. Это открываетширокий простор для творческого комбинирования танцевальных движений. Человекполучает возможность приспособить танец к своему вкусу, самочувствию, желанию. Пластикасовременных массовых танцев несложна для освоения, рисунок фигур легкозапоминается, музыкальное сопровождение подсказывает ритм и в значительнойстепени характер движений.
В парных, а иногда и в другихтанцах партнёры почти всегда вступают в специфическое разговорное общение. Прочноутвердившийся обычай предписывает танцующим неторопливую и дружелюбную беседуна легкие, приятные темы. Польза таких бесед, разумеется, не в том, что из нихузнают нечто новое, — они способствуют перестройке внимания, отвлекают отобыденных мыслей и забот. Разговор во время танцев и сам по себе становитсяисточником удовольствия: он ведётся на интересную для обоих собеседников тему,даёт возможность блеснуть галантностью, остроумием, подбадриваетсяблагожелательным вниманием партнера.
Музыка, движение и разговорсоздают целостный привлекательный образ танца — одно излюбленных иобщедоступных развлечений.
Не менее привлекательный видлюбительского исполнительства — массовая песня. В походах, на прогулках, вовремя праздничных гуляний, на вечерах звучат как народные песни, так и другиепесни.
Любительское музицирование — разновидность любительского художественного исполнительства. В данном случаеимеется в виду прежде всего тех, кто, не являясь активным участникомхудожественной самодеятельности и не выступая на сцене, берёт в руки инструмент,для того, чтобы доставить удовольствие своим товарищам, и себе. С развитиеммассового музыкального образования занятия такого рода становятся весьмараспространённым явление.
Тоже самое можно сказать и о любительскомхудожественном чтении. В компании всегда найдутся желающие послушатьхорошие стихи поэта. Здесь не требуется особого мастерства, необходимого длявыхода на эстраду. Любитель поэзии делится радостью встречи со значительнымпроизведение искусства и хочет, чтобы все присутствующие испытали такое жеудовольствие, наслаждение, как он сам. После чтения значительных и волнующихстихов особенно часто развёртываются обсуждения, споры, беседы.
Развлекательные зрелища. Рекреационно-развлекательныйхарактер может носить восприятие разного рода зрелищ — художественных,спортивных, игровых. Соприкасаясь с произведениями, имеющими ярко выраженнуюразвлекательную направленность, зрители преследует обычно цель «простоотдохнуть», получить разрядку, отключиться от повседневности.
Развлекательные зрелища могут ине вызывать эстетического наслаждения в высоком смысле слова, но они всегдавозбуждают, дают своеобразную эмоциональную встряску. «Послеутомительного, напряжённого рабочего дня не каждый может слушать серьёзнуюсимфоническую музыку или читать сложный психологический роман. Восприятиебольших, сложных произведений искусства тоже своего рода творческий процесс,требующий не только предварительной подготовки, но и большой эмоциональной иинтеллектуальной отдачи, на которую переутомлённый мозг не способен. Врезультате мы порой отступаем от них, питаемся дешёвым чтивом просто потому,что мы устали и нуждаемся в отдыхе.
Особое место средиразвлекательных зрелищ занимают произведения приключенческого жанра. Речь идётпрежде всего о фильмах, спектаклях, телевизионных постановках, пряморассчитанных на удовлетворение потребностей зрителей в развлечении и неставящих сколько — ни будь крупных задач в плане интеллектуального обогащенияличности. Проигрывая произведениям большого искусства по ряду содержательно — художественных позиций, они обладают ярко выраженными рекреационнымивозможностями, помогают снять напряжение, доставить человеку, может быть,мимолётное, но живое и непосредственное удовольствие.
Действие таких произведенийразвёртывается чаще всего в необычных условиях и отличается динамичностью,остротой коллизий, насыщено загадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабулав них максимально уплотнена, исход событий неизвестен до последней минуты,характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.
Несомненной рекреационно-развлекательнойценностью обладают зрелища комедийного плана, в которых на первый планвыдвигаются веселье, юмор. Эмоциональная реакция на смешное принадлежит кнаиболее глубоким и сильным: она даёт основательную нервную разрядку. Хорошаядоза смеха — один из лучших способов снять напряжение, усталость, утомление. Благодарямажорному тону, жизнеутверждающему пафосу весёлые зрелища придают бодрость,пробуждают ощущение радости, укрепляют общее оптимистические отношения к жизни.
Качественным своеобразиемотличаются спортивные и спортивно — игровые зрелища. Они демонстрируют образцысилы, ловкости, показывают красоту, безграничные возможности физического иинтеллектуального совершенства человека.
Спорт обладает неповторимойэстетической привлекательностью. Восхищение вызывают высокая техника, твёрдаяволя и устремлённость к победе, гибкость изощрённость игровых решений,остроумие. Психологический секрет благотворного воздействия спортивно — игровыхзрелищ заключается и в том, что они несут людям поток необычных и сильныхраздражителей, контрастирующих с повседневными ощущениями. Эти свойства ввысокой степени присущи физкультурным парадам, коллективным гимнастическимномерам.
Особое удовольствие человекполучает от восприятия спортивно — игрового состязания. Такое зрелище неизменнособирает большую аудиторию, зрители с неослабевающим интересом следят за ходомборьбы, горячо реагируют на все её перипетии.
Отметим, что развлекательныезрелища, как специфический вид отдыха, имеют как достоинства, так и недостатки.
Восприятие зрелищ не требуетсколько — ни будь значительных усилий и, следовательно, не может физическиутомить человека. Зрелища, как правило, обладают немалой, познавательно — воспитательной ценностью. (Так хорошая комедия, доставляя человеку приятныеминуты и обеспечивая основательную психическую разрядку, в то же времяисподволь, ненавязчиво способствует нравственному совершенствованию личности). Зрелищасравнительно просты в организационном плане и вместе с тем дают отдых иразвлечение сразу большому числу людей.
Однако зрелища ни в коем случаене могут рассматриваться как основное и даже преобладающее на досуге занятие. Болеетого, при злоупотреблении зрелищами в недостатки превращаются даже ихдостоинства.
Зрелища дают очень мало просторадля активности. По сравнению с другими отдыха двигательная активность здесьничтожна. На зрелищах откровенно развлекательного характера слаба и умственнаяактивность человека сведения, содержащиеся в них, особым образом препарированы,предельно легки для восприятия и усваиваются без особых мыслительных усилий. Аэто при злоупотреблении таким видом отдыха может постепенно отучить человека отумения и привычки серьёзно напрягать ум, привести к своеобразной лености мысли.Некоторые люди привыкают отожествлять себя с действующими лицами фильма,спектакля, представления. Такое явление далеко не всегда положительно. Фанатичныйлюбитель остросюжетных детективов, сентиментальных мелодрам, не столь уж редкихна наших экранах со временем приучается жить чужими чувствами и страстями,развлекательные зрелища превращаются для него в своеобразный наркотик и необогащают, а обедняют личность. Аналогичной опасностью чревато и неумеренноеувлечение спортивными зрелищами. Многие рьяные болельщики всю жизнь остаются неболее чем сторонними наблюдателями спортивных состязаний. Таким образом,приверженность к зрелищам как к почти единственному виду развлечений лишаетчеловека интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, стольнеобходимой для полноценного развития личности. [6]1.3 Деятельностьпарков по организации отдыха и развлечений
Отдых и развлечение — одна изважнейших сторон повседневной жизни человека. Удовлетворенность качествоморганизации своего досуга, доступность тех или иных развлечений и форм отдыхаявляются для человека не только индикатором его социального положения, но ипоказателем развития экономики страны в целом и социальной сферы в частности. Крометого, наряду с образованием, различные формы организации досуга способныоказать серьезное влияние на мировоззрение, особенно мировоззрение детей имолодежи. Во всем мире индустрия развлечений является прибыльным бизнесом. Кней относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворениемпотребностей человека в развлечениях. Одним из главных объектов развлеченийвсего цивилизованного мира являются парки отдыха и развлечений. Парк отдыха — это определённая территория, предназначенная для рекреации и развлечения,особенностью которой является комплекс услуг, отвечающий определённой теме. Парки,как категория объектов интереса, пользуются огромнейшим спросом в мире (от 2 до10 млн. посетителей в год). [7] Их можно классифицироватьследующим способом: культурно-исторические, национальные (природные),научно-познавательные, аттрактивные и индустриальные тематические парки. Сочетаниеархитектуры, ландшафта, выставок, продающихся сувениров, спецодеждыобслуживающего персонала и подаваемой пищи в этих парках создаёт ощущение, чтопосетитель странным образом попал в какое-то другое место и другое время. Успехпарка всецело зависит от степени удовольствия, получаемого гостями. Следовательно,ключом к успеху в работе парка является создание таких условий, при которыхгости, покидая парк, уносили бы с собой желание вновь в него вернуться.
Программа всех парков оченьразнообразна — это мир нескончаемого праздника. Для одних — это попыткавернуться в детство, для других — возможность почувствовать ритм страны черезособенный мир — мир фантазий и аттракционов. Еще одна особенность парков — их универсальность.1.4 Основныевиды парков отдыха
Парки могут быть компактными,состоящими из одного комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными,в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных сооружений.
Разновидности парков: ландшафтныепарки — типичные представители разнообразных природных зон и ландшафтов,специально организованные для прогулок, экологического туризма и проведениянаучных экологических и ландшафтных исследований; лесопарки — благоустроенный лес, предназначенный для свободного кратковременного отдыха иприведенный путем постепенной реконструкции в определенную ландшафтную систему.Лесопарк является комплексом, сочетающим рекреационные,архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, познавательные илесохозяйственные функции. В лесопарках возможен свободный отдых — уик-энд,экскурсии и прогулки, тихий отдых, отдых на пляжах и водных станциях, рыбнаяловля, лыжный спорт и прогулки, сбор грибов, ягод и лекарственных растений идругие виды рекреационных занятий. Следовательно, лесопарками называютчасть леса, предназначенную для массового отдыха населения. Территориюлесопарка организуют, используя правила ландшафтной архитектуры; спортивныепарки — специально организованные территории, включающие объекты иместности для тренинга и самостоятельного квалификационного туризма, а такжепроведения учебно-спортивных туристских мероприятий; рыболовно-охотничьипарки — специально отведенные территории для проведения регулируемойлицензиями охоты и любительского рыболовства, а также проведения экологических,зоологических, ихтиологических исследований и мероприятий; аквапарки — специально организованные на базе аттрактивных акваторий зоны для водноготуризма, проведения экологических и ландшафтных исследований и некоторых видовхозяйственной деятельности; агропарки — специальные аттрактивныетерритории, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности,экспонирования ее экскурсантам; для рекреационных целей широко используетсясистема биосферных заповедников — специально охраняемых территорий,создаваемых в целях сохранения и развития генофонда биосферы, типичного для тойили иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических иландшафтных работ, сохранения культурного наследия;
природный национальный парк — изъятая из хозяйственного использования, особо охраняемая природнаятерритория, имеющая экологическое, генетическое, научное,эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкиеландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, место отдыха,туризма, экскурсий, просвещения населения;
природно-историческийрекреационный парк — к паркам данного типа относятся комплексы: монастырские,усадебные, этнографические;
тематический парк — парк,представляющий своим посетителям широкий набор развлечений, объединенных общейтемой (Диснейленд, Футуроскоп — г. Пуатье), где главным элементом программывыступает аттракцион. [8]
Глава 2.Особенности деятельности Центрального Парка Культурыи Отдыха г. Волгограда2.1 Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Волгограда иего характеристика
Центральныйпарк культуры и отдыха расположен в центральном районе на пр. Ленина,74а, г. Волгограда. Занимаемая им площадь по данным МП „Зеленхоз“ составляет33 Га.
В 2006 году парк отметил своё10-ти летие.1 июня юные посетители, которые приобретали 5 билетов нааттракционы, получали в подарок мороженое. Такая же акция проходила и 12 июня.
На территории замытого Долгогооврага, который пересекал проспект, бывшей Полковой улицы, заложен Центральныйпарк культуры и отдыха. Здесь сооружено красивое современное здание, в которомразместились хорошо оборудованные гостиница, ресторан, бар, кинозал,- этомолодежный центр. Светлый, высокий корпус его далеко виден со стороны красавицыВолги и из Заволжья.
Со стороны проспектапроектируется вход в парк культуры и отдыха, который вместе с 12-этажным жилымдомом и будущим выставочным павильоном образует новую площадь.
Центральный парк — земельныйучасток с естественной и специально посаженной растительностью, с дорогами,аллеями, предназначенный для прогулок, отдыха, игр.
Это также и культурно-досуговоеучреждение, работа которого направлена на предоставление широкого спектрасоциокультурных и рекреационных услуг.
Парки, аллеи, скверы и зеленыедворики — частицы природы в большом городе, которые остаются горожанину длятого, чтобы подышать свежим воздухом, прогуляться вдали от шумных улиц.
Множество семей выбирает парккак уютное и тихое место для проведения выходных, каникул и праздников. Развитаяинфраструктура парка позволяет не скучать как детишкам, которые обожаютразвлечения, так и их родителям.
Парк не имеет никакой входнойплаты вообще, совершенно возможно войти в парк и наслаждаться атмосферой паркане тратя ни копейки, однако исходя из данных собранных парком, такое явлениевесьма редко.
Большинство посетителей, дажеесли они не намеревались посещать аттракционы, как только оказываются в парке,покупают билет, хотя бы, на один аттракцион и обязательно тратят деньги на едуи сувениры.2.2 Спецификаорганизации отдыха и развлечений в Центральном Парке Культуры и Отдыха г. Волгограда
ЦПКиО — идеальное место для желающихуединиться и остаться в тишине, побродить по аллеям или тропинкам в лучшихтрадициях мыслителей и поэтов. К этому располагает и малое количество людей, ивсё-таки прекрасная природа, хоть и в центре города.
ВЦентральном парке культуры и отдыха располагаются следующие аттракционы:»Веломобили" (прил.1), «Колесо обозрения», «Бумеранг»,карусель «Орбита». Символ парка «Колесо обозрения», встречаеткаждого посетителя, и уже издалека сообщает: «Развлечения и аттракционыздесь».
Кафе
В разностильных кафе можноспокойно отдохнуть под открытым небом за чашечкой кофе, послушать музыку, либоустроиться в уютной атмосфере и вдоволь потанцевать на дискотеке. В кафепредставлены блюда национальной восточной и русской кухни: шашлыки, люля-кебаб,плов, блины с разнообразными начинками, салаты на любой вкус, десерты. Кафе«Якорь» принимает заказы на проведение банкетов, торжеств — выборблюд очень разнообразен.
Конныепрогулки по парку
Конные прогулки по парку поправу можно назвать самым тонизирующим времяпровождением. Дети могутпрокатиться на ослике, пони или лошади под присмотром инструктора. Взрослыемогут взять лошадь на прокат на час, два или три и совершить конную прогулку попарку.
Для любителей чего-то более илименее необычного в парке располагается пейнтбол-клуб Москит (прил.2).
Пейнтбол Клуб МОСКИТ приглашаетпоиграть в эту интереснейшую игру. Волгоград, Центральный Парк Культуры иОтдыха, 100 метров вправо от Колеса Обозрения. Лес в центре города. Всегдасвежий воздух и активный отдых. Это абсолютно доступно для всех желающих.
Основная игровая площадканаходится в ЦПКиО.
При планировании расположенияукрытий в качестве консультантов приглашались представители силовых структурдля воссоздания обстановки, максимально приближенной к боевой с детальным учетомнаправления секторов обстрела. Помимо природных укрытий площадка насыщенарукотворными укрытиями.
На площадке есть укрытия,которые носят индивидуальные названия: «ЭСТАКАДА», «ДЗОТ»,«ЗИГЗАГ», «ВЫШКА», «ПАЛАТКА», «ЗМЕЙКА»,«КРЕСТ». Это сильно упрощает взаимодействие игроков на площадке — неприходится придумывать названия по ходу боя и легко дать целеуказание товарищу.
По периметру площадки натянутазащитная сетка высотой 3 метра, что позволяет наблюдать зрителям за игрой.
Для проведения игр в темное времясуток площадка оборудована освещением. Игры в темноте имеют ряд отличительныхособенностей, недоступных в дневном бою, являются более сложными и интересными.
Площадка регулярно обновляется, модернизируется,видоизменяется.
Пейнтбол — отдых, куда семьи приезжаютполным составом от мала до велика и играют вместе. Это великолепная возможностьсобраться несколькими семьями и выехав на природу набегаться и навеселитьсявволю, причем всем вместе — родителям и детям.
Так же характерными видами услуги товаров для парков могут являться:
проведение специальныхмероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);
изготовление и продажа сувениров;
изготовление и продажаспециальной аудио-, видео-, фото — и кинопродукции.
Таким образом, организацияотдыха и развлечений — актуальная задача для парков отдыха и в частности дляЦПКиО. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первуюочередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резкимсужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков имолодежи, а также полноценного времяпрепровождения.
Сегодня очевидно, чтороссийскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованногоканикулярного отдыха детей и молодежи.
Его определяющий компонент дляЦПКиО следующий:
Обновление нормативного поля всфере каникулярного отдыха детей и подростков. Ужесточение требований кобеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых услуг,оказываемых парком отдыха.2.3 Изучениепредпочтений посетителей Центрального Парка Культуры и Отдыха г. Волгограда
В рамках проведенногоисследования о предпочтениях людей при выборе места проведения досуга, нами былпроведен опрос среди посетителей ЦПКиО. Всего мы опросили 30 человек в возрастеот 17 до 40 лет.
Опрос состоял из следующихвопросов:
Вы учитесь или работаете?
Много ли у Вас свободноговремени?
Как часто Вы посещаете паркиотдыха и развлечений?
Почему Вы выбрали именно ЦПКиО?
Что Вы хотели бы изменить илидобавить в ЦПКиО?
Проведя опрос, мы получилиследующие данные:
Кирилл, 17 лет, ответил, что онучится в школе и посещает кружок, что занимает достаточно времени. «Но наотдых, — говорит Кирилл — время у меня остается всегда. Мы с друзьями частенькоходим в ЦПКиО гулять…Я просто обожаю аттракционы, а особенно „Бумеранг“.Дмитрий, 23 года, студент, ответил, что он экстримальный человек и сам незнает, что будет с ним завтра. „Но в одном я уверен, что пейнтбол-клуб“Москит» — то, что действительно помогает мне погрузиться в атмосферуэкстрима". Также Дмитрий добавил, что с удовольствием посетил бы парк и вночное время, но он открыт до 18.00. Елена, 34 года: «Я иногда прихожусюда с детьми по выходным и особенно по праздникам, что нас особенно привлекает,так как в праздничные дни обязательно проводятся очень интересные мероприятиядля детей и взрослых. Мы живем недалеко от ЦПКиО, — говорит Елена — но, если быбыло и не так, я уверена, мы бы посещали только этот парк». Еще Еленаотметила, что считает ЦПКиО самым оптимальным вариантом при выборе места отдыхас детьми. «Дети не сидят на месте, не скучают, любят покататься на пони ипосидеть в кафе за мороженным.
Еще посетители отвечали нам, чтов парке вполне приемлемые цены и прекрасная природа с редкими растениями; создаетудобство близко расположенный пляж и бассейн в Центральном стадионе. Недавно вЦПКиО приезжал Казахский ансамбль. Его выступление посетителям оченьпонравилось.
Заключение
Отдых и развлечения относятся кпонятиям, которые называются перекрещивающимися. Если понимать отдых вузкобиологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), тодеятельное по своей природе „развлечение“ становитсярядоположительным и самостоятельным. Когда речь идёт об активном отдыхе, сутькоторого составляет изменённая деятельность, развлечение выступает в качествеособой разновидности и средств отдыха. Развитие рекреации в нашем регионепродолжается вследствие высокого спроса на нее и несомненного соответствияпотребностям сегодняшнего общества, находящего все меньше и меньше времени дляпростого семейного или индивидуального отдыха.
Поэтому тема рекреации, и ееразвития, сегодня так актуальна. Ведь, как мы видим из опроса, парки отдыха иразвлечений занимают сейчас одну из первых позиций при выборе человеком местапроведения досуга. Рассмотренный нами Центральный Парк Культуры и Отдыха г. Волгограда- яркий тому пример. Мы акцентируем внимание на широком спектре услуг,предоставленном в данном Парке. Это четко организованный отдых детей,подростков и молодежи. Это и семейный отдых. Важно налаживать высокий уровеньрекреационного сервиса и добиваться воспроизводимости рекреационных потоков.
Я считаю, что поставленные намизадачи выполнены:
Изучена литература по данной тематике;
Выявлены понятия отдыха иразвлечений;
Рассмотрены виды и формы отдыхаи развлечений;
Охарактеризованы основныенаправления деятельности парка отдыха по разработке отдыха и развлечений;
Выявлены особенности Центрального парка культуры и отдыха г. Волгоградаи его характеристику;
Проанализирована сущностьорганизации отдыха и развлечений в Центральномпарке культуры и отдыха.
Таким образом, выявленаспецифика рекреативных технологий в работе парка культуры и отдыха.
Списоклитературы
1. Багрова Л.А., Багров Н.В., Преображенский В.С. Рекреационные ресурсы (подходык анализу понятия). /Известия АН СССР. Серия географическая. 1977. № 2.
2. Большаник П.В. Рекреационная география. Учебное пособие. Омск, 2003.
3. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: 1992.
4. Веденин Ю.А. Тенденции развития рекреации в России в новыхполитико-экономических условиях. /Проблемы и прогнозированиетуристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциалав регионах России. М.: 1995.
5. Вендина О.И. Рекреационная среда и пути оптимизации территориальнойорганизации рекреационной деятельности. /Теоретические проблемы рекреационнойгеографии. М.: 1989.
6. Горшкова Л.Ю., Крысанова Т.Д., Пичугина Н.В., Ушакова О.В. Рекреационнаягеография. Словарь-справочник. Саратов, 2003.
7. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 2004.
8. Современные технологии социально-культурной деятельности. Под ред. ГригорьеваЕ.И. Тамбов: 2002.
9. Игнатенко А.Н. Рекреационные территориальные системы: научные основыразвития и функционирования. Учебное пособие. Черновцы, 1999.
10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник- М. МГУКИ, 2004.
11. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: 2001.
12. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурнойдеятельности: Учеб. Пособие. — М.: 1995.
13. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М.: 1998.
14. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. М.: 1978.
15. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2005.
16. Клубоведение под. ред. Иконниковой С.Н. — М. 1995.
17. Курило Л.В. Теоретические основы туристской анимации: учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2006.
18. Мироненко Н.С., Эльдаров Э.М. Гуманитарные аспекты исследованиярекреационных систем. /Вестник Московского университета. Сер. География. 1998. №1.
19. Рекреационные ресурсы и методы их изучения. М.: 1981.
20. Рекреация и охраняемые территории. Иркутск. ИГ СО АН СССР. 1988.
21. Русанов И.В. Территориальная организация кратковременного отдыханаселения центра рекреационного объединения: Дис. канд. геогр. наук. Л.: 1984.
22. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга — М., 2002 г.
23. Современные технологии социально — культурной деятельности под ред. ГригорьеваЕ.И. — Тамбов, 2002.
24. Теоретические основы рекреационной географии. М.: 1975.
25. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону.:Феникс, 1997.
26. Чижова В.П. Туризм и национальные парки. М.: 1992.
27. Эльдаров Э.М. Тенденции и перспективы развития экономико-географическогоаспекта рекреалогии. /География и природные ресурсы. 1990. № 1.
28. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2000.
Приложения
Приложение 1
Сценарий проведения детскогоХеллоуина „Дня привидений“ в парке отдыха
Костюмы и реквизит:
Маски для девочек-ведьмочек. Обычныеполумаски, закрывающие верхнюю половину лица, но сделанные в виде ведьминскоголица в черной остроконечной шляпе. С этими шляпами возможны различные вариации,в зависимости от характера ведьмочки.
Рожки и пятачки длячертиков-мальчиков. Клоунские носы из поролона на резиночке обрезаютсяпосередине, чтобы получился пятачок. Фломастером рисуются две дырочки. Рожкиобычно продаются в цирке или в парках на лотках — обруч с пружинками, у которыхна концах поролоновые кружочки. Кружочки обрезаются со всех сторон, чтобыполучились прямоугольники.
Для украшения территории:
Паутина, сплетенная из веревок;
Воздушные шарики с нарисованнымина них рожицами „нечистой силы“;
Игрушечные скелеты, пауки,змейки и т.п.
Действующие лица:
Баба-Яга и Кикимора (или Леший)- ведущие всего представления.
Ведьмы и черти — гости.
У каждой ведьмочки и у каждогочертика свой характер, который обыгрывается маской:
Ведьма-Мисс Лысая гора. На шляпуприклеивается какое-нибудь перо, кусок ваты в виде челки, выкрашенной вкакой-нибудь необычный цвет, рисуются длиннющие ресницы и т.п.
Ведьма, пугающая детей во сне. Нашляпу приклеивается карикатурное изображение привидения, орущего-плачущегоребенка и т.п.
Ведьма, отбирающая сладости удетей. На шляпе — обертки от конфет, шоколадок, изображение мороженого напалочке и т.п.
Ведьма — любительница дикихживотных. На шляпе — изображение змейки, мышки, лягушки, пауки и т.п.
Ведьма-растеряха. На шляпе — заплатки,висящие на ушах бусы.
Возможны и другие вариантыведьмочек. Они могут олицетворять собой человеческие недостатки: трусиха,плакса, ябеда, жадина и т.п.
У чертиков маски одинаковые, нохарактеры разные:
Чертик — мелкий пакостник;
Чертик — хвастун;
Чертик — драчун;
Чертик — обжора.
Прибытие гостей.
Заранее нужно приготовить „визитныекарточки“, на которых написаны роли, сложить их в большую шляпу иликорзину.
Каждый прибывший гость не глядявытаскивает „визитку“, определяющую его роль на время мероприятия ипревращается в чертика или ведьмочку. Кикимора помогает ему надеть нужную маску.
Когда все соберутся, Баба-Ягаговорит примерно следующее:
»Дорогие черти-ведьмы, мывсе слетелись на нашу Лысую гору поздравить мою дочь (сына) с днем рождения. Давайтев честь нее (него) издадим наш чертянско-ведьминский вопль". После вопляБаба-Яга начинает знакомиться с гостями, задает им смешные вопросы:
Ведьме-Мисс Лысая гора: «Язнаю, что ты любишь все самое модное, самое крутое. А какой марки твое новоепомело?»
Ведьме, отбирающей сладости удетей: «А у кого лучше отбирать сладости — у девочек или у мальчиков?»
Ведьме, пугающей детей во сне:«А какая пугалка у тебя самая страшная?»
Ведьме-любительнице животных:«Как зовут твоего любимого домашнего паучка?»
Ведьме-растеряхе: «Ктоподбирает за тобой потерянные вещи? Что из своих волшебных вещей тебе удалосьпотерять и найти?»
Чертику-мелкому пакостнику:«Чем отличается большая пакость от мелкой? Одному съесть праздничный торт- это большая или мелкая пакость?»
Чертику-хвастуну: (очень быстро)«тысамый красивый? Самый умный? Самый смелый? Самый хвастливый?»
Ответы детей могут быть самыминеожиданными, можно не ограничиваться одним вопросом, а подхватить тему. Получаетсяочень смешно. Во время интервью Кикимора (Леший) все время пытается влезть вразговор, перебить, ответить вместо детей. Баба-Яга отмахивается от нее: «Отстань,Кикимора, помолчи, не мешай». Кикимора обижается, бормочет себе под нос:«Ладно-ладно, вы меня еще узнаете!» и т.п.
После того, как все «перезнакомились»,Баба-Яга говорит: «Ну а теперь мы с моей дочкой-ведьмочкой (сыном-чертиком)хотим подарить вам подарочки за то, что вы пришли к нам в гости.» Ищетмешок с подарками, но не находит его. Кикимора (Леший) потихоньку выходит изкомнаты. Баба-Яга: «Это, наверное, Кикимора (Леший) украла мешок! Вперед,на поиски!»
Все бегут искать мешок сподарками. Кикимора бродит по комнате и ехидничает. Но она должна внимательноследить за тем, чтобы мешок, когда будет найден, не попал в руки ведьмочек ичертиков, а остался у нее. Кикимора начинает зловредничать: «Вы меняпрогоняли, вы не давали мне говорить, теперь я заполучу все ваши подарочки!»Наконец, после уговоров, соглашается отдать подарки после того, как детивыполнят ее задания, например:
откусить кусок от яблока,висящего на веревочке, не держа его руками,
нарисовать портрет Кикиморы попамяти, с завязанными глазами,
написать поздравлениеимениннику, стоя спиной к столу и не глядя на листок,
глядя на себя в зеркало, сказатьпять раз «Какой я красивый!» с разными интонациями и ни разу неулыбнувшись,
без помощи рук съестьвиноградину, лежащую в глубокой миске и залитую взбитыми сливками,
угадать мотив песни, которуюспоет Кикимора, специально фальшивя,
быстро-быстро сказатькакую-нибудь трудную скороговорку три раза,
изобразить закипевший чайник.
Когда все задания выполнены,Баба-Яга приглашает всех к столу.
Примерные названия блюд:
Салат, украденный у директорашколы
Ягоды с Ведьминого болота
Лимонад «Слезы малюткипривидения»
Приложение №2
Веломобиль «Двухместный»
/>
Веломобиль «Универсал»
/>
Приложение №3
Пейнтбол-клуб «Москит»
/>