Реферат по предмету "Культура и искусство"


Основы культурологии

Содержание
1. Перечислите основные функции культуры
2. В чем отличие эволюционистских концепций от концепцийлокальных культур? Аргументируйте свой ответ
3. Какова схема описания процесса производства
4. Напишите один из законов формированиякультурно-исторического типа по Н. Данилевскому. Какой тип языка использован в этом тексте
5. Известный мыслитель Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» вводит понятие «осевое время». В чем сущность этого понятия
6. Перечислите свойства городского образа жизни
7. Какая из культурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему
8. Кто из мыслителей является автором теории, согласнокоторой культура основана на отказе удовлетворения желаний и существует за счетсублимации энергии либидо? Почему прогресс культуры, согласно этой теории,ведут к уменьшению человеческого счастья
9. Назовите разные степени приспособления человека к новойкультурной среде
10. Представителю какого культурного направленияпринадлежат эти слова: одна цепь культуры соединяет своей кривой и все времяотклоняющейся в сторону линей все рассмотренныеу нас нации, а также все, которые предстоит рассмотреть…Линия неостанавливается, а идет вперед…Аргументируйте свой ответ
Списоклитературы
1.Перечислите основные функции культуры
Среди «ориентированныхвовне» функций культуры отметим, во-первых, защитно-адаптивную. Онаобеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей средой. Ксредствам защиты относятся: использование огня, строительство жилищ, запасаниепищи, создание продуктивного сельского хозяйства. С расширением сферы освоеннойприроды возникают новые опасности. Поэтому защитная функция не теряет своегозначения, хотя защищаться приходится теперь уже не только от природных сил, нои от опасностей, появившихся благодаря человеческой деятельности.
Возрастание роли защитнойфункции видно из того, что на смену старым врагам — голоду, чуме, наводнениямприходят новые, более грозные. Отравление воды, воздуха, истощение почв,вырубка лесов грозят гибелью многим видам животных и самому человеку.Распространяются новые болезни. Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороныиндустриально-технического комплекса требует изменения стратегии воздействиячеловека на природу и новых средств защиты. Вторая фундаментальная функциякультуры, ориентированная «вовне» — преобразование и освоение мира.Императив, который за ней стоит, особенно мощный и загадочный. Что заставляетчеловека не считаясь с затратами и риском, не видя даже ясной цели впереди, стакой настойчивостью расширять среду своего обитания — взлетать в космос,опускаться на дно океана? Если бы человек стремился только улучшить своижизненные условия, ему следовало бы давно прекратить экспансию во внешнюю средуи направить силы на обустройство уже освоенного пространства
Направленные «вовнутрь»функции культуры выражают стремление социокультурной системы к самоорганизациии саморазвитию.
Важнейшая из них — коммуникативная.Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек неможет стать нормальным существом, развить свои родовые способности. Длительныйотрыв от общества приводит к психической и духовной деградации. Ни однусколько-нибудь сложную жизненную задачу человек не может решить без помощидругих людей или общественных учреждений.
С коммуникацией тесно связана"сигнификативная" функция (от англ. sign — знак),буквально — функция «означивания», приписывания значений и ценностей.Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элементкультуры обладает каким-то значением, всю культуру можно рассматривать как «сеткузначений» наложенную на воспринимаемую и переживаемую действительность.Вещи, поступки, события и психические состояния так или иначе «означены».Желая понять поведение людей какой-либо культуры, мы должны, прежде всего,изучить их язык, значение основных понятий.
Четвертая из ряда основныхфункций культуры — нормативная. Она проявляется в том, что культурарегулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп;вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций; дает рекомендациипри решении жизненных задач, таких, например, как выбор профессии, вступление вбрак. Эта функция выполняется правом, моралью, идеологией.
Пятая функция — "психическойразрядки" — как бы противоположна предыдущей, нормативной.Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их являетсяограничение свободы отдельных личностей и групп, подавление каких-то желаний, азначит развитие скрытых конфликтов и напряжений. Напряжения в обществе являютсяследствием не только нормативного регулирования. Они вызываются чрезмернойспециализацией деятельности, вынужденным одиночеством или избытком общения, «экзистенциональными»стремлениями и потребностями, которые далеко не всегда находят адекватный «ответ».К числу таких трудно удовлетворяемых или вообще неудовлетворяемых экзистенциальныхпотребностей можно отнести, в частности, потребности в любви, в вере, вбессмертии, в интимном контакте с другим человеком.
Помимо перечисленных можновыделить еще четыре функции культуры, непосредственно связанные с личностью.
"Гоминизация"— это овладение родовыми качествами. Стать нормальным здоровым существом можнотолько с помощью культуры.
Социализация связана с усвоением некоторого обязательного «минимума»культуры. Речь идет о приобщении индивида к условиям общественной жизни,усвоении основных ролей, норм, черт социального характера и, конечно, языка.Социализация связана с вхождением личности в ту или иную возрастную и профессиональнуюгруппу, усвоением специфических для нее способов мышления, принципов поведения.
Приобщение личности ккультурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культурсоставляют содержание "инкультурации". Приобщение к культуре вэтом случае выступает как необязательное, «факультативное». Овладениеиностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являютсянеобходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного обществас быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки отнеобязательных довольно трудно. Поэтому образование и воспитание требуют всебольшего расширения границ социализации, приобретения широкой гуманитарнойкультуры.
Индивидуализация есть развитие способностей, предуказанных природнымизадатками, биографией, жизненным опытом. Требования разных обществ и социальныхгрупп к индивидуальности — различны. В прошлом только интеллигенция имелаблагоприятные условия для индивидуального развития и только в ее средеиндивидуальность высоко оценивалась. 
2. В чем отличиеэволюционистских концепций от концепций локальных культур? Аргументируйте свойответ
Среди попыток выработки научногопонимания культуры необходимо выделить теорию английского этнографаЭдуардаБернарда Тайлора (1832—1917), которого справедливо считают основоположникомэволюционной школы — достаточно стройной концепции человека и егокультуры.
Считается, что Э.Б. Тайлором былодано первое научное определение культуры: «Культура, или цивилизация, вшироком этнографическом смысле слагаются в своем целом из знания, верований,искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей ипривычек, усвоенных человеком как членом общества»(Тайлор Э.Б.
Первобытная культура. М., 1989. С.18. 38'). Как видим, в этом определении культура отождествляется сцивилизацией, и определяется не как целостная система, а через простоеперечисление разнопорядковых, неодинаковых по значению элементов. 3. Какова схема описанияпроцесса производства
Результатом такого производства является материальнаякультура, которая признается «первичной» по отношению к культуредуховной, обеспечивая накопление и трансляциюпрогрессивных ценностей и традиций
Культурный процесс не естьколичественный рост культурного производства и потребления. Критерий прогрессакультуры — качественный, а не количественный.
Он определяется духовнымсамочувствием личности, развитием ее духовных и социальных потенций.
Схема описания процесса:
это не эстетический продукт,а знаковая деятельность,
это не структура, аструктурообразующий процесс,
это не пассивный объект, аработа и игра, 4. Напишите один иззаконов формирования культурно-исторического типа по Н. Данилевскому. Какой типязыка использован в этом тексте
Каждая культура имеет своюсудьбу, свою историю, свою систему ценностей. Культуры представляются какавтономные и самодостаточные образования, эквивалентные, I.e.равноценные по своей исторической значимости. Каждая культура имеетзавершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет. Притаком понимании сама культура приобретает максимально широкий объем, включает всебя всю совокупность коллективной жизнедеятельности людей, взятую вматериальных, социальных и духовных аспектах.
В книге Н.Я. Данилевского «Россияи Европа» впервые в широком объеме были поставлены принципиальные вопросы,составляющие содержание культурологии.
Первый — идейно-публицистический. Здесь книга предстает как острый политический памфлет,отвечающий на вопрос: «Почему Европа ненавидит Россию?» Ответ на негодается в духе традиционного славянофильства. Утилитарность, эгоизм и «насильственность»европейского человека противопоставляются соборности, нравственности ибескорыстию русского характера. Данилевский постоянно полемизирует севропейским общественным мнением, говорит о реальных и мнимых пороках «гниющегоЗапада», обосновывает идею всеславянского союза во главе с Россией. Слегкой руки философа и критика Н.Н. Страхова — защитника и пропагандиста идейДанилевского — его книга получила популярную этикетку «библииславянофильства».
Между тем, в книге естьдругой, более глубокий естественнонаучный слой, являющийся в сущности еесмысловым ядром: теория культурно-исторических типов. Три причины, пословам Данилевского, вызвали ее к жизни: засилье традиционной просветительскойконцепции прогресса, требующей «однолинейного» построения истории,проникнутой духом «европоцентризма»; ложная трактовка соотношениянационального и общечеловеческого, вызванная игнорированием наиболее ценных,рожденных национальным гением продуктов культуры; предрассудки в отношениитого, что называют «Востоком» и «Западом», имея при этом ввиду только культурные регионы. На самом деле, Россия и Европа, поДанилевскому, — это совершенно самостоятельные культурно-историческиеорганизмы, взаимодействующие по тем же законам, по которым относятся друг кдругу отдельные виды растений и животных.
И, наконец, на заднем планеего рассуждений вырисовывается, правда, едва лишь намеченный, третий,философско-исторический слой, в котором автор, вступая в противоречие спредыдущими, восстанавливает единство человечества, логическую нить мировойистории, единую религию. Оказывается, что народы каждогокультурно-исторического типа работают не только для себя; что результаты ихтрудов включаются в мировую сокровищницу культуры; что смысл и исход мировыхсобытий обусловлены не только законами естественной эволюции, но и «миродержавнымПромыслом». Борьба Европы и России оказывается не межвидовой борьбой засуществование, а продолжением общеисторического противоборства между «градомЗемным» и «градом Божьим», и победит в ней — Россия, какносительница истинной православной религии и синтезатор всего лучшего, что былосоздано человечеством. 
5. Известный мыслительЯсперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» вводит понятие «осевоевремя». В чем сущность этого понятия
В отличие от популярной в Европе первой половины XX векатеории культурных циклов, немецкий философ, ярчайший представительэкзистенциализма, Карл Ясперс (1883 — 1969) предполагал единое происхождениечеловечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперсутверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили вискусстве, или типы «настроений», однако не дает возможности установитьзаконы. Кроме того, Ясперс обращал внимание на неправомерность биологическиханалогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурныхтипов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он такжеотвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что вистории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет«духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике соШпенглером утверждает ее единство, приходя в конечном итоге к пониманию историикультуры как линейного процесса, имеющего смысловое завершение. История — это«процесс между истоками и целью,» — пишет Ясперс в книге «Истокиистории и ее цель».
Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четырегетерогенных периода: «прометеевская» эпоха, эпоха «великихкультур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия»(«осевое время») и эпоха «развития техники»: «Человекчетыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едвадоступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудийтруда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Вовтором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — отосевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовнойоткрытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующеевоздействие мы испытываем на себе»'.
Третий период — «осевое время». Согласно Ясперсу,в истории человечества была эпоха духовного основоположения всех тех культур,которые составляют ныне дихотомию Восток — Запад. «Эту ось мировой историиследует отнести… ко времени около 500 лет до нашей эры, к тому духовномупроцессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкийповорот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сейдень».
Это духовное основоположение человечества происходилоодновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жилиКонфуций и Лао цзы. Возникли Упанишады, проповедовали Будда, Заратустра,выступали пророки Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя; это время философовПарменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков, Фукидида и Архимеда. Ихтворчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознаетбытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира исобственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы,требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собойвысшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясноститрансцендентного мира»1. Согласно Ясперсу, в это время происходитстановление истории человечества как мировой истории, тогда как до«осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. «Вэту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день,заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всехнаправлениях совершался переход к универсальности» . 
6. Перечислите свойствагородского образа жизни
Современные темпы и направленность мировой урбанизацииобеспечены всей европейской историей, и особенно последними девятью веками, иего практически невозможно «свернуть», в силу того, что в нем самомзаложены механизмы и самосохранения, и саморазвития. И в этом смысле он можетквалифицироваться как естественный процесс.
При этом на разных стадиях формирования городской культуры,практически все новообразования (ценность образования, самоуправление, политикаи т.д.) были результатом активных поисков выхода из сложившихся политических,социальных, экономических, культурных ситуаций, то есть процесс специальнонаправлялся, выстраивался. С другой стороны, в России длительная «блокировка»распространения городского образа жизни, воспроизводства городской культуры,существенно ослабили урбанизацию, принципиально не изменив ее, но создав такимобразом прецедент другого типа воздействия на процесс (погашения илиторможения). И первый, и второй пример свидетельствуют о том, что содержаниесамого процесса составляет напряженная деятельность, то есть специальнопостроенная, целенаправленная работа, имеющая искусственно-техническийхарактер.
В процессе урбанизации все элементы городской культуры (единицыкультуры, живущие на разных носителях, возникшие в разное время) связаны друг сдругом определенным образом. Это взаимодействие можно описать через четыреподпроцесса:
концентрация как территориальное объединение разнообразного:функций, различных элементов городской среды, общественного потенциала и т.д.;
интеграция как объединение разнообразных элементов на основеих интенсивного взаимодействия, при этом взаимодействии каждый из элементовосуществляет собственное развитие, и вся система в целом обретает новоекачество;
дифференциация — появление новых элементов как результатвысокой концентрации и интенсивной интеграции;
воспроизводство и распространение городского образа жизни,то есть освоение людьми фундаментальных свойств городской жизни: мобильности,избирательности, «центральности».
1. Самый первый принцип концентрации разного, которыйзаложен в европейском городе у нас в течение последних восьмидесяти лет былстратегически противопоставлен принципу равномерности. Последний выразился впрактике «равномерного расселения» на территории страны, в идеологииравенства распределения благ и т.д. Равномерность расселения в масштабе города,проектируемого в рамках государственной политики индустриализации, проявилась встандартном для каждого города наборе единиц планировочной структуры(микрорайон, жилой район, планировочный район) и в «ступенчатости» ихобслуживания.
Интеграция.
Урбанологи отмечают, что один из ведущих процессов, лежащихв основании жизни города, — процесс интеграции. Выделение его значимостиосновано на том, что сконцентрированные в одном месте самые разнообразныеэлементы городской среды (отдельные люди, социальные группы и институты, учреждения,предприятия и т.д.) находятся в таком взаимодействии друг с другом, при которомне только сами развивают себя, но и способствуют наращиванию общего городскогопотенциала. При этом происходит актуализация ресурсов каждого элементагородской структуры, появление новых структурных связей и это не разрушаетсуществующие функции и связи, а как бы накладывается на них.
В результате нового состояния всей системы, ее элементыприобретают новые функции и новые способы взаимодействия. «Интеграцияпредставляет собой процесс, в котором отношения между частями социальнойсистемы — людьми, играющими те или иные роли, коллективами и учреждениямиупорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирование всоответствующих связях друг с другом в системе… Интеграция представляет собойявление взаимной поддержки, взаимного содействия друг другу единиц социальнойсистемы». В том случае, если интеграция ослаблена или протекает вяло, условиядля развития всех членов городского сообщества и всех элементов городского организмарезко ухудшаются. И, напротив, интенсивно протекающая интеграция постоянноинициирует новое качество, задает новые импульсы к развитию. Городскаяинтеграция — растянутый процесс, его протекание не очевидно, зато последствия — ощутимы.
Нормально функционирующая интеграционная инфраструктураобеспечивает: предсказуемость городской жизни (1), устойчивость и неизменностьгородской жизни (2), избыточность и возможность инноваций в процессе городскойжизни (3), создание возможностей для свободы выбора того или иного видагородской жизнедеятельности (4).
Дифференциация понимается прежде всего как появление (непривнесение извне, а выделение из уже существующего набора) новых элементов,новых общественных, государственных структур, новых функций, новых учреждений,новых видов деятельности. При этом важнейшей особенностью этого механизмаявляется то, что новое возникает как результат высокой концентрации иинтенсивной интеграции, а не как результат административно-волевого решения.Дифференциация по существу представляет собой постепенный переход отнерасчлененных к расчлененным структурам и связям.
Фундаментальным свойством дифференциации является выделениеи кристаллизация «уникальных», специализированных элементов. Выделениеновых элементов и новых видов деятельности специализирует направленность всейжизнедеятельности человека в городе, его профессиональную ориентацию, отношениек образованию, интересы в сфере досуга, нацеленность на понимание своегопрошлого, и стало быть на формирование представления о наследии как о ценностии т.д. Это в свою очередь вызывает дифференциацию самой среды, городскойинфраструктуры, рождает потребность в усложнении городских пространств,углублении специализации обслуживания, транспорта, в появлении такихпространств, где бы охранное дело вовлекало разных людей и социальные группы врешение разного рода вопросов и т.д..
Закономерности урбанизации проявляют себя в социальномповедении людей, в их повседневной жизнедеятельности, в следовании особымстереотипам, в том, что составляет городской образ жизни. С другой стороныименно в нем, в этом типе жизни, заложены направленность и потенции городскогоразвития. (К с28). Городской образ жизни «пронизывает» все сферыжизнедеятельности. Здесь и производство, и досуг, и образование, и просвещение,и быт, и многообразные формы общения людей и т.д. Вместе с тем, городской образжизни имеет свои особые специфические признаки, которые отражают его сущность ив той или иной мере проявляются в поведении людей и социальных групп. К этимпризнакам обычно относят три: мобильность как способность воспринимать «новое»где бы то ни было; избирательность как умение сделать выбор сообразно своимцелям и установкам; и центральность как знание о том, как выстроить своеповедение так, чтобы оно следовало собственным интересам и в то же времяучитывало интересы городского сообщества. 7. Какая изкультурологических концепций ближе всего к концепции Сорокина и почему
Типу идеалистической культурысоответствует, согласно Сорокину, «золотой век Перикла» в Афинах,позднее европейское средневековье XII—XIV вв. Исторический процесс объясняетсяСорокиным флуктуацией культурных стилей. Согласно Сорокину, культурные системысменяют друг друга потому, что каждая из них неполна, ограниченна. В начальнойфазе развития, когда культура охватывает лишь небольшую часть общества, она адекватнареальности, экспансивна, энергична, глубока. По мере своего распространения онатеряет запас сил, становится вялой, поверхностной и в конце концов отторгается,как старая кожа. В этом рассуждении есть какая-то аналогия с жизнью организма.Что-то подобное можно наблюдать, изучая судьбу отдельных религий и политическихидеологий. Например, христианство в начале нашей эры было энергично иэкспансивно, затем оно ассимилировалось обществом, стало чем-то будничным,привычным. Но можно ли сказать то же самое о науке, искусстве, философии?Уместно ли такое рассуждение применительно к культуре как целому?
Главная идея Сорокина состоитв том, что пока система ценностей молода, она вызывает энтузиазм, ей верят и ейследуют. Вера и энтузиазм приводят ее к победе. Но день победы оказываетсяначалом гибели. Наступает эпоха разложения и кризиса. Сенситивная культураXV—XVIII вв. была богатой и динамичной. Она достигла расцвета в XIX веке, чтоподтверждается бурным ростом эмпирической науки, техники, светского искусства.Но с конца XIX века намечается кризис этой культуры. Люди перестают верить вто, во что раньше верили. Сами же верования ослабевают потому, что обнаруживаетсвои пределы чувственный способ познания. «Одноканальность» видениямира приводит к деформации мировоззрения, к его расхождению с реальностью.Поэтому усиливается интерес к трансцедентному, мистическому. Философыпредпринимают попытки «богостроительства». Социальные институтытеряют устойчивость. В обществе усиливаются напряжения, которые грозят смутой иреволюцией.
Обычно скупой на эмоциональноокрашенные фразы, Сорокин рисует яркую картину кризиса культуры. «Мы живемв конце блестящей шестисотлетней чувственной эпохи… Косые лучи солнца все ещеосвещают пространство, но, угасая, они обнажают тени, и человеку стано-
вится все труднееориентироваться в смятении сумерек… Ночь переходного периода, возможно с еекошмарами и ужасами, начинает маячить впереди...»
Описывая кризис, Сорокинпытается схватить нечто общее в самых различных сферах жизни. Это гипертрофиячувственного познания в быту, рост эмпиризма в науке, материализма — вфилософии, техницизма — в общественной практике. Утрата духовности — главныйрезультат. Этот диагноз совпадает с мнением многих критиков европейскойцивилизации. Лишая человека божественного, священного, абсолютного,научно-техническая цивилизация сводит человеческую личность к «рефлекторномумеханизму», к «винтику социальной системы». Сенсуализм,прагматизм повинны в триумфе грубой силы, войнах, революциях нашего времени, духовнойи социальной анархии. Становясь все более релятивными, чувственные ценностилишаются силы, что приводит к распаду всей системы социальных взаимодействий.Чувственная культура превращается в бесформенную «культурную свалку»,«музей социокультурной патологии».
Наблюдая неблагоприятный ходсобытий в мире, Сорокин приходит к мысли о необходимости преобразованиясоциальных институтов человечества и, главное, самой души человека. Онорганизует в Гарварде Центр творческого альтруизма. Какие цели он при этомставит?
Ни один из предложенных досих пор рецептов спасения и гуманизации человечества не имел успеха. Ниполитические организации — национальные и общемировые — ни образование, ницерковь не смогли предотвратить мировых войн, преодолеть несправедливость ипреступность. «Завтра все взрослые могут стать докторами наук, а войны ипреступления все равно будут продолжаться», — пишет Сорокин. То же самоеможно сказать о коммунистических, капиталистических, научных иэстетико-художественных способах поддержания мира, если эти способы неподкреплены растущей альтруистичностью людей. Без возрастания бескорыстной,созидательной любви как основного мотива поведения гармония между людьми инародами невозможна. О сущности и способах культивирования любви мы знаем мало.Та любовь, которая эпизодически встречается сегодня, напоминает кратковременныевспышки света. Эта любовь недостаточна для поддержания социального порядка,который продолжает держаться в основном на силе, материальных поощрениях истрахе перед наказанием. А эти «скрепы» легко рушатся при любыхприродных и социальных катаклизмах. Поэтому мы должны знать, как «производитьлюбовь в изобилии», как ее накапливать в сердцах и как использовать. Еслимы знаем как это сделать, мы сможем превратить человечество в крепкую дружнуюсемью.
Получив финансовую поддержкуот меценатов, Сорокин привлек опытных специалистов — психологов, медиков,историков — и развернул широкие исследования альтруистической любви итворческого поведения. Он изучал, например, жизненные истории христианскихсвятых. Было составлено несколько сот биографий, в которых фиксировалисьпроисхождение, уровень образования, продолжительность жизни, состояние здоровьясвятых, их национальность, распределение по векам и регионам, пути, которымиони пришли к святости. Прослеживались изменения, которые произошли со святымиза двадцать столетий христианской эры. Эта перепись показала, в частности, чтовсе святые отличались долголетием и крепким здоровьем. После XVII века «воспроизводство»святых резко упало и приблизилось к нулевой отметке в конце XIX — начале XXвека.
Исследовались также группыдобровольцев-альтруистов. Было показано, что с помощью знаний о любви и приемоввоспитания, разработанных в йоге, буддизме, различными монашескими орденами,оказалось возможным резко снизить агрессивность и конфликтность в исследуемыхгруппах и превратить отношения из враждебных в дружеские.
Важен был вывод о том, чтодуховно-нравственная устремленность человека способствует укреплению здоровья,а практика «добрых дел», бескорыстная помощь другим приводит кразвитию внутренней духовности, ясности и силы мысли. Добро рождает добро, азло рождает зло. Эта древняя мудрость полностью подтвердилась систематическимиисследованиями.
Сорокин настаивал на том, чтопрезрительно-ироническое отношение к проблемам любви со стороны «реальныхполитиков» — буржуазных либералов и марксистов — объясняется невежеством инизким уровнем их душевной организации. Исторические исследования показывают,что все великие религиозные и нравственные системы, которые легли в основаниеисторических цивилизаций, возникли и укрепились в результате возбуждения всравнительно небольших человеческих группах мощных порывов любви и творческогоэнтузиазма. Изучая причины появления таких групп, Сорокин формулирует свой «законполяризации». В противовес фрейдовскому предположению, что бедствия илишения непременно рождают агрессивность и старому представлению о том, чточеловек учится и облагораживается благо! даря страданиям, Сорокин утверждает,что люди реагируют на страд. ния и преодолевают «фрустрацию»(психическую травму) в зависимости от типа личности. Либо ростом творческихусилий (как Бетховен после наступления глухоты), либо альтруистическим «перевоплощением».Это называется «позитивной поляризацией». Либо люди реагируютсамоубийством, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, циничнымвосприятием окружающего. Это «отрицательная поляризация». Такоерасслоение в массовых масштабах происходит, когда катастрофы и фрустрациипостигают большие группы людей. Одни становятся агрессивными, жесткими,склонными к прожиганию жизни, а другие — религиозными, альтруистичными и дажесвятыми. Огромное количество фактов подтверждает закон поляризации, проявлениякоторого имели место в древнем Египте, Китае, Индии, Израиле. 
8. Кто из мыслителейявляется автором теории, согласно которой культура основана на отказеудовлетворения желаний и существует за счет сублимации энергии либидо? Почемупрогресс культуры, согласно этой теории, ведут к уменьшению человеческогосчастья
Автором данной теорииявляется Фрейд.
Во-первых, идеябессознательного — личного и, особенно, коллективного. Последняя получиларазвитие главным образом у психоаналитиков «второго поколения» — К.Г.Юнга, Э. Фромма. Бессознательное, как утверждают психоаналитики, являетсяосновой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознаниесоставляют лишь «внешнюю» оболочку, результат позднейшего развитияпсихики в условиях цивилизации.
Бессознательноеотграничивается от сознания в момент возникновения культуры. Это происходитпотому, что в определенный моме истории инстинктивные влечения — агрессивные («мортидо»)и либидо, — которые раньше удовлетворялись свободно, давляются нормами морали иобычая. С развитием цивилизации стет сила ее разумных и общепринятыхустановлении — в утверждении Фрейда слышится отзвук просветительскогопроисхождения его концепции. Вместе с ними возрастает степень «репрессии»инстинктов. Так что в противовес функционалистскому пониманию культуры,трактуемой как совокупность «ответов» на человеческие потребности,психоанализ приходит к противоположному тезису: 9. Назовите разные степениприспособления человека к новой культурной среде
Культура начинается с приспособления человека к вещам вовне,но, развиваясь, приводит к росту интравертности.
Данилевский полагал, что нестолько приспособление к среде, сколько развитие в тех или иных условияхвнутреннего жизненного ядра, выраженного в оригинальной форме данного вида,является причиной многообразия целесообразно организованных живых форм. Поэтомув одинаковых условиях обитания встречаются организмы по-разному устроенные, ноодинаково хорошо приспособленные. Так, в океане живут рыбы, птицы,млекопитающие. Борьба за существование, конечно, имеет место, но она не стольинтенсивна, чтобы стать двигателем эволюции. Места на земле много, абиологические «ниши» каждого вида сформированы таким образом, чтомежду видами гораздо больше симбиотических и взаимовыгодных связей, чем борьбыи конкуренции. Вымирание видов происходит не из-за тесноты и недостаткаресурсов, а в силу внутренних причин — в результате иссякания жизненной силывида и завершения им естественного цикла развития.
Осознание того, чтомеханическое смешение культур далеко не равнозначно культурному синтезу —совершенно правильно. Данилевский пришел к мысли о том, что элементы культуры,попадая в инокультурную среду, переосмысливаются, приобретают новые функции.Нормы и ценности чужих культур усваиваются, но не в чистом виде, а послеприспособления к новым условиям. Но из факта релятивности, т.е. относительностинорм не следует еще релятивность истин. Норм может быть много, но истина все жеодна.
Отсюда можно выделить следующиевиды приспособленности:
1. Не приспособленный
2. Средне приспособленный
3. Приспособленный 
10. Представителю какогокультурного направления принадлежат эти слова: одна цепь культуры соединяетсвоей кривой и все время отклоняющейся в сторону линей все рассмотренные у наснации, а также все, которые предстоит рассмотреть…Линия не останавливается, аидет вперед…Аргументируйте свой ответ
Данные слова принадлежат Иоганн Готфрид Гердер.
Европейская традиция становления собственнокультурологического знания прослеживается с конца XVIII _-— начала XIX века, ипрежде всего, в Германии. Так немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер(1744—1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствованиячеловечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения. "… Мывидим, что во всем творит лишь одно начало — человеческий разум… Везде видензамысел, видны намерения человеческого рассудка, который не перестает думать,хотя и достигает разной степени продуманности своих планов… А потому однацепь культуры соединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторонулинией… все нации..,"—писал он. 
Список литературы
1. Введение в культурологию — М.: Просвещение, 2002.-561с.
2. Дмитриева Н. А Краткая история искусств, М.: Искусство, 2002.-492с.
3. Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс,2003.-468с.
4. Культурология ХХ век: Антология. Москва, 2001.-412с.
5. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью.Москва, 2003.-523с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.