Реферат по предмету "Культура и искусство"


Основные направления голландской живописи XVII века

Основные направленияголландской живописи XVII века
План:
1. Общее положение живописив начале XVII столетия
2. Портретнаяживопись.Франс Хальс
3.Пейзажи. Ян ван Гойен
4. Натюрморт. Питер Класи Виллем Хеда
5. Жанровая живопись

1. Общее положениеживописи в начале XVII столетия
Лишенные такихмогущественных заказчиков, как двор, знать и церковь, голландские живописцы восновном работали на продажу – нередко они торговали своими картинами наярмарках, а приобретали их произведения купцы и владельцы мануфактур,ремесленники и зажиточные крестьяне.
Картины писалисьнебольшого формата, в расчете на скромные по размерам интерьеры голландскихдомов. Станковая живопись стала любимым искусством голландцев, так как способнабыла с большой достоверностью и многообразно отразить действительность.Голландцы хотели видеть в картинах то, что им хорошо знакомо, – природу своейстраны, море и корабли, свой быт и дом, вещи, которые их окружают. Стремление кпознанию мира проявилось в голландской живописи в столь непосредственных формахи с такой последовательностью, как нигде более в европейском искусстве этойэпохи. С этим связана и широта ее диапазона: здесь развивались портрет ипейзаж, натюрморт и бытовой жанр. Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина)впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такогорасцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра.
Уже в первые двадесятилетия четко выявляется основная направленность поисков передовыхголландских мастеров, противостоящая консервативным художественным тенденциям,– стремление к правдивому отражению действительности, к конкретности еевоплощения. Не случайно живописцев Голландии привлекло искусство Караваджо.Творчество так называемых утрехтских караваджистов – Г. Хонтхорста, Х.Тербрюггена, Д. Ван Бабюрена – оказало влияние на голландскую художественнуюкультуру.

2. Портретнаяживопись.Франс Хальс
Переломными в эволюцииголландской живописи стали 20-е годы: новые демократические и реалистическиетенденции одерживают окончательную победу; определяется основной круг мотивовголландской живописи, завершается процесс дифференциации жанров, утверждаютсяих принципы и специфика. Решающую роль в сложении национального искусства наранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчествоФранса Хальса (около 1580-1666), ее первого великого мастера.
Хальс был почтиисключительно портретистом, но его искусство много значило не только дляпортретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. Втворчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповойпортрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений,близкий по характеру жанровой живописи, культивируемый им в основном в 20-х –30-х годов.
Групповые портретыстрелковых гильдий – бюргерских объединений для обороны и охраны городов –принадлежат к центральным созданиям Хальса конца 10-х – начала 30-х годов и ксамым значительным произведениям голландской живописи раннего этапа ееразвития, когда еще были живы идеалы революционной эпохи. Групповой портретспособен был выразить дорогое для представителей молодой республики чувствосвободы и равноправия, товарищества и гражданской солидарности. Такими, гордымисвоей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых ещесвежо воспоминание о совместной борьбе, и предстают они на портретах офицеровстрелковой роты св. Адриана (1627 и 1633) и св. Георгия (1627) (музей ФрансаХальса в Харлеме)
Хальс добиваетсяпоразительной естественности композиции – она кажется непреднамеренной, случайной,но за этим скрывается тонкий художественный расчет. Сюжетная канва – собраниеили пирушка членов гильдии, отслуживших трехгодичный срок, – превращаетпортретируемых в участников сцены, в ее действующих лиц. В персонажах Хальсанет ни скованности, ни нарочитого позирования; кажется, именно здесь, в этомпривычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностьювыказывают свой нрав и характер. Портреты Хальса рождают ощущение взаимнойсвязи людей, которые ценят и знают его силу.
Размашистое, смелое,сочное письмо и красочная гамма, в которой преобладают интенсивные цвета –голубой, синий, золотисто-желтый, красный,- выявляют оптимистический,жизнеутверждающий тонус портретов, а большие размеры композиций придают иммонументальный характер.
Хальс блестящепреодолевает трудности группового портрета. Жанровое начало, способствующеевпечатлению жизненности изображения, не лишает композиции представительногохарактера. Хальс мастерски воссоздает индивидуальность персонажей – каждыйподан темпераментно, крупным планом, и вместе с тем здесь сохранено художественноеединство.
Творчество Хальса,сформировавшееся в атмосфере послереволюционных лет, стало одним из ярчайшихвыражений демократического духа голландской буржуазной культуры в период еестановления.
Особенности искусствараннего Хальса – характер восприятия модели и специфические приемы портретнойхарактеристики, – наиболее отчетливо обнаруживаются в так называемых жанровыхпортретах. Обычно Хальс изображал модель так, что зритель оказывался с ней сглазу на глаз, в общении близком и непосредственном. Его персонажи держатся напортрете естественно и свободно, их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а налицах вот-вот должно сменится выражение; примечательнейшая черта творческойманеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику ижест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», Амстердам, Рейксмузеум;«Мулат», Лейпциг; «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Уоллес). Художник любилэмоциональные состояния, полные динамики, в них заключились для него и как бысгусток всего наиболее характерного, индивидуально-выразительного в модели иощущение уловленной жизни. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегдасхвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628 – 1630, Париж,Лувр; «Малле Бабе», начало30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Хальс мастерски умеетсвязать портретируемого с определенной средой и ситуацией. Так, при взгляде напортрет Малле Бабе у зрителя возникает впечатление, что он видит интерьеркабачка, наполненный шумными, бесцеремонными посетителями, слышит хриплый смехи грубоватые словечки слегка опьяневшей старухи, обращенные к его завсегдатаям.Портреты раннего Хальса получают черты жанровой картины.
Персонажам Хальса чуждавнутренняя сосредоточенность и самоуглубление, – они показаны в реакциях наокружающее, во взаимодействии с ним. Также не замкнута, динамична у Хальса исама живописная форма: для него типичны развороты фигур в пространстве холста;динамичная линия силуэта; объемы, не изолированные от фона, а легко иестественно сливающиеся с ним, наконец – свободный мазок, не скрывающийдвижений руки художника.
Специфика портретногостиля Хальса состоит, с одной стороны, в чрезвычайно остро схваченнойиндивидуальности, с другой – активной жизненной силе образа и в ощущениинепосредственности его восприятия, созданной импровизационной манерой письма.
Хальс был первым вевропейском искусстве мастером свободной «эскизной» живописи. Движение кистидает у него одновременно и рисунок и цвет, воссоздает и форму, и объем, ихарактер поверхности. Мазки набегают друг на друга, сталкиваются, расходятся вразных направлениях, то густо покрывают холст, то оставляют просвечиватьподмалевок. Быстро и виртуозно положенные, они воссоздают мимику и движение,преображаются в различные, точно схваченные и воспроизведенные пластическиеформы. Каждая форма у Хальса получает подвижность, а образ в целом – внутреннююдинамику и эмоциональную остроту.
Сама живописная манераполучила особое значение. Акцентировка какой-нибудь детали или«недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогалисоздать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательноймодели. Таковы портреты Класа Ван Форхаута, недалекого, простодушного, немногосмешного и нелепого в своей претензии казаться величавым и значительным(ок.1635, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Николаса ван дер Меера (1631, Харлем,музей) и Питера ван ден Бруке (1633, Лондон, Кенвуд-Хаус) – натур простых,откровенных и чуть грубоватых, но деятельных и ясных духом, или портрет Яспера Схаде,тщеславного, высокомерного, самовлюбленного (ок. 1645, Прага, Национальнаягалерея). Портретная галерея Хальса 20 – 40-х годов разнообразна, но в то жевремя внутренне едина: это как бы некий собирательный образ голландца тойэпохи. Он может быть самодовольным, самоуверенным и ограниченным, но ему почтинеизменно присущи энергия, крепкая жизненная хватка, удаль и жизнелюбие. Этикачества натуры Хальс передает с такой сочностью и восхищением, что всемалопривлекательные черты в характере его моделей словно отходят на второйплан.
Однако в образах Хальсасамого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, преждесовершенно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена из Брюссельскогомузея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Изискусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека, котороебыло лейтмотивом его творчества предшествующих лет. 40-е годы стали переломнымив живописи Хальса. Поздний период творчества художника составил особую страницув его искусстве и в искусстве голландского портрета.
В портретах Хальса,написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетаетсяс новым внутренним смыслом. Неизвестный, изображенный на картине излегендарного Эрмитажа (50-е годы), еще чувствует свои силы, свои возможности,но в нем уже нет ни радости, ни веры. Несмотря на импозантный разворот фигуры,на насмешливый, чуть презрительный взгляд, несмотря на динамику живописнойформы, во всем облике отчетливо проглядывают утомление и скепсис. В образемужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычноесамоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия егоиссякла и он пассивно следует течению жизни.
Одно из самых сильныхпроизведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея вНью-Йорке (1650-1652). Композиция портрета – поколенный образ фигуры, еепостановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, – дает ощущение«масштаба», значительности личности. В осанке мужчины, в жесте руки,упирающейся в бок, в жестко сомкнутом рте читаются холодная властность ивысокомерное презрение ко всем, кто не принадлежит к его кругу. Чувствособственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием; в его волеи упорстве есть что-то бесчеловечное, а патрицианская элегантность облика не всилах скрыть пресыщения и духовной опустошенности. В то же время в егобезжалостном, твердом и умном взгляде неожиданно улавливается оттенокразочарования, словно в этом человеке, богатом, уважаемом в обществе, достигшемвсего, к чему он стремился, таится сожаление о прошлом – о своей молодости имолодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли.
Живописная манера Хальсастала еще более лаконичной и вместе с тем достигла высшей силы экспрессии.Изменяется и колористический строй его живописи. Вместо мажорного созвучияразнообразных тонов – почти монохромная красочная гамма, которую составляют восновном черные, серебристо-серые и белые тона, телесный цвет и темно-оливковыйфон. Каждый цвет дан художником в тончайших градациях, в богатстве нюансов,каждый тон обрел замечательную глубину. Черный цвет лишен у Хальса тяжести иглухости, он многообразен по красочному звучанию.
Изысканность колорита иобщего живописного решения как бы внутренне аристократизировала персонажейХальса – приоткрывала в образе новые грани, которые духовно усложняли иобогащали его.
Портреты Хальса 50 – 60-хгодов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Художник прожилдолгую жизнь, и ему довелось стать свидетелем перерождения голландскогообщества, исчезновения его демократического духа. Не случайно выходит теперь измоды искусство Хальса. В бюргерской среде самодовольное безразличие ипатрицианская спесь сменили прежний напор и оптимизм. Поздние произведенияХальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится иего собственное разочарование в окружающей действительности. В некоторыхработах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшегопрежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути.
За два года до смерти, в1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей)харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей).
В «Портрете регентов»всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В регентах нет нижизненной силы, ни товарищеской спаянности персонажей ранних групповыхпортретов Хальса. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Безволие иполное душевное опустошение читаются в их облике. Симфония черных тонов снеожиданно и смело звучащими красновато-розовыми пятнами создает в картинетрагическую атмосферу.
В ином эмоциональномключе решен «Портрет регентш». В почти недвижных позах черствых, не знающихсострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них– в еще бодрящихся, подтянутых и в тех, у кого уже иссохла плоть и как быосталась одна хрупкая и пугающая оболочка, – живут глубокая подавленность иоцепенение, словно регентши скованы одним гнетущим и страшным чувством –чувством бессилия и отчаяния перед лицом надвигающейся смерти.
До конца дней Хальссохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнегоживописца получило невиданную прежде психологическую проникновенность идраматическую силу.
Путь, который прошло творчество Хальса,показателен для истории голландской живописи – он отмечает основные вехи исущественнейшие черты ее эволюции.
Искусство Хальса быломощным стимулом и источником вдохновения для художников различныхспециальностей, различных интересов. Харлем – город, где он провел почти всюсвою творческую жизнь, – в период становления голландской школы живописи сталодним из главных очагов развития не только портрета, но и пейзажа, инатюрморта, и бытового жанра.

3.Пейзажи. Ян ван Гойен
Ни в одной другойхудожественной школе XVII века пейзаж не получил такогосамостоятельного значения, как в Голландии. Его своеобразие и новаторствозаключается прежде всего в том, что это был пейзаж национальный, – в природесвоей страны живописцы открыли красоту и поэтическое обаяние.
Крупнейшим пейзажистомпервой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656), чье творчество даетполное представление о принципах и особенностях голландского пейзажа этоговремени.
Пейзажи Гойена обычноизображают виды какой-либо местности, причем природа данного уголка всегдапоказана в конкретном состоянии – при определенной погоде и определенномосвещении («Вид Дордрехта», 1648, Амстердам, Рейксмузеум).
В пейзажах Гойенавпечатление глубины, дали, простора создается не подчеркнутым удалением планов,а благодаря воздушной перспективе. Контуры предметов растворяются и как бы таютв далях, которые заволакивает туманная дымка; цвет дается в тонких градациях –удаляясь в глубину, он теряет отчетливость и звучность, отчего возникаетощущение влажного воздуха, наполняющего пейзаж. Дома и деревья, берега издания, кустарники и дюны обрели особую легкость, а небо и облака –подвижность. Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь.Благодаря низкому горизонту, передающему низинный характер голландскогопейзажа, небо, занимающее большую часть картины, кажется очень высоким. Чтобыобъединить все элементы пейзажа в светловоздушной среде, Гойен подчиняетразличные цвета одному, серовато-коричневому тону, соответствующему обычномудля Голландии пасмурному рассеянному освещению. Мягкая расплывчатость форм,неуловимость переходов между ними, рожденная взаимодействием пространства,воздуха и света, а также тональный колорит давали ощущение материальногоединства природы, взаимосвязи всех ее явлений.
Приемы, разработанныеголландскими живописцами для передачи освещения и атмосферы, раскрывали новыевозможности перед пейзажным искусством.
Каждый из голландскихпейзажистов специализировался на своей теме. Близок Гойену по выбору мотивов ипо мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа»(Амстердам, Рейксмузеум); «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина).Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп. Оченьпопулярны были морские виды. Ян Порселлис, Симон де Влигер и другие великолепнопередавали движение волн, связь неба и воды, как бы сливающихся в единуюстихию, свежий морской воздух, пронизывающий пейзаж, и корабли, бороздящиепросторы моря.

4. Натюрморт. ПитерКлас и Виллем Хеда
Тонкость, правдивость ввоссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с острымчувством красоты, открываемой в любом ее явлении, даже самом неприметном ибудничном. Эта черта голландского художественного гения проявилась, быть может,всего нагляднее в натюрморте– неслучайно этот жанр был излюбленным в Голландии.
Натюрморт голландцыназывали «stilleven», что означает «тихая жизнь», и этослово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские живописцывкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертваянатура. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связаннуюс жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцысоздавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: онипоказывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой,недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, чтокто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущаетсянезримое присутствие человека.
Ведущими мастерамиголландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас(1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. 1680). Любимая тема их натюрмортов – такназываемые «завтраки». В «Завтраке с омаром» В.Хеды предметы самой различнойформы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелкаи др. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности ипривлекательность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передаетматериал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют наповерхности стекла и металла: на стекле – светлые, с резкими очертаниями, наметалле – бледные, матовые, на позолоченном бокале – сияющие, яркие. Всеэлементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочнойгаммой.
В «Натюрморте со свечой»П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качествпредметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональнуювыразительность.
Натюрморты Класса и Хедыисполнены особого настроения, сближающего между собой, – это настроениеинтимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизнибюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются заботачеловеческих рук и внимательных хозяйских глаз. Голландские живописцыутверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает итот быт, с которым неразрывно связано их существование. Поэтому его можнорассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландскогоискусства – темы жизни частного человека. Свое главное решение она получила вжанровой картине.

5. Жанровая живопись
Основная проблематикажанровой живописи – национальный быт, человек новой Голландии в своей жизненнойсреде – складывается в 20 – 30-е годы. Тогда же возникает новый тип жанровойкартины – небольшая мелкофигурная композиция, изображающая сцены в интерьере.Для произведений Д. Хальса и В. Дейстера характерна действенность сцен,жизненная активность персонажей, приподнятый тон изображения. В работах этихмастеров получила отражение атмосфера социального и духовного подъема,переживаемого страной.
Активность характеров ияркость эмоционального тона – жизнерадостного или подчасдраматически-напряженного – уйдут впоследствии из голландской жанровойживописи. В 40– 60-е годы художников будет интересовать главным образомспокойная атмосфера повседневного существования, единство человека и окружающейего бытовой среды.
Тематика голландскойжанровой живописи на зрелой стадии своего развития включала сцены из жизникрестьянства и городских низов и изображение буржуазного быта.
Жанр крестьянских сценполучил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Вспомним, чтоздесь сформировался стиль Адриана Брувера. Его искусство оказало большое влияниена ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). У раннего Остадечувствовалась снисходительная или едкая усмешка горожанина над неотесанностью ипримитивностью деревенского жителя. Крестьяне, чаще всего изображавшиеся вовремя попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие. Гротескнаяострота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж;«Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). С 40-х годов художникпредпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера,гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнемуподчеркивает и утрирует ущербные черты. Он их зорко подмечает как человек состороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью(«Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея).
Тональная гармония (всецвета Остаде обычно подчиняет золотисто-коричневому или оливковому тону) имягкие переходы светотени связывают фигуры и пространство интерьера. Создаетсявпечатление единой среды, которая настраивает звучание сцены на определенныйэмоциональный лад. Замечательно воссоздает Остаде атмосферу крестьянского быта,простого и непритязательного, с его раз навсегда заведенными порядками («Вдеревенском кабачке», 1660, Дрезден, картинная галерея).
В шедевре Остаде, картине«Живописец в мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея), жизнь света итеней – их движение, градации, сгущение – рождает впечатление сосредоточенноготворческого труда.
Главное место вголландской жанровой живописи принадлежало картинам, изображающим жизньбуржуазных кругов. Именно в бюргерском жанре утверждение нового социальногостроя могло быть выражено наиболее ярко и полно. Жанровые картины голландскихмастеров эпохи расцвета любовно изображали уклад жизни трудолюбивого горожанина,деловитого и аккуратного, его прочный семейный очаг, размеренность быта,удобство и уют, которые дают ему вещи, добытые его руками.
Внимание голландскихжанристов привлекали не какие-нибудь значительные моменты, а, напротив,обыденное, не нарушаемое важными событиями течения жизни, мелкие будничныеэпизоды. Назначение и смысл жанровой сцены – воспеть прелесть мирной жизнибюргерского дома, этическую и эстетическую ценность повседневного существованиярядового человека.
В творчестве каждого изведущих мастеров голландского бытового жанра, несмотря на общность проблематикии сюжетов, эта тема получила своеобразное преломление. Сила искусства Яна Стена(1626 – 1679) заключается прежде всего в даре повествования, рассказа, которымон владеет превосходно. Сюжет в его картинах разыгрывается занимательно идинамично, его герои беспечны и добродушны, они любят веселиться, хотя поройнемного развязно и неумеренно («Веселое общество», Гаага, Маурицхёйс).
Картинам Стена свойствендобрый, жизнерадостный юмор, не лишенный иногда и сатирического оттенка,нарушающего иллюзию бюргерского благополучия. Художник любит и умело вводит вкомпозиции многочисленные детали – подчас они раскрывают нравоучение,содержащееся в картине. Но дидактический подтекст, присущий главным образомпоздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными –мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором(«Расстроенное хозяйство», ок. 1663, Вена, Музей истории искусств).
Чаще всего в картинахголландских жанристов почти отсутствовали и фабула и действие. Сценавоспроизводила бытовой эпизод или жизненную ситуацию (чтение письма,музицирование, утренний туалет и т.п.), которые трактовались всозерцательно-лирическом плане. Именно в произведениях такого типа художникамудалось с наибольшей полнотой и силой воплотить поэзию повседневности, прелестьчеловеческих будней.
В произведениях бытовогожанра, может быть, всего отчетливее раскрываются особенности художественногомировосприятия и творческого метода голландских мастеров и связанные с этимзавоевания и потери.
Чрезвычайнуюрасчлененность, дифференциацию тематики и жанровых форм обусловили задачи,стоявшие перед голландским искусством этого времени, – иначе не было бы возможно столь непосредственноеотражение окружающей действительности. Причем все явления осмыслялись иоценивались голландскими мастерами с позиций частного человека, под угломзрения частного быта – в этом исторически закономерная особенность голландскойхудожественной культуры, отсюда ее камерный, интимный характер.
Однако в интерпретацииэтой темы живописцы, часто, удовлетворялись внешней стороной явлений – неанализировали их, не выявляли их сущности. Художники утратили способностьсоздавать обобщающие образы, ставить значительные проблемы на материалесовременной жизни. В их искусстве на зрелой стадии развития живописи пафосновой Голландии и ее героя нередко оборачивался бюргерской ограниченностью.
Не случайно в названии«малые голландцы», которое было дано голландским мастерам за небольшие размерыкартин и интимный характер трактовки темы, оказался заключенным и этот, второйсмысл.

Литература:
1. ЛосевА.Ф., Тахо-Годи А.А. Из серии «Жизнь замечательных людей».Изд.«МолодаяГвардия», 1993 г.;
2. Наливайко Д. Искусство: направления, течения,стили. Киев, 1981 г;
3. Прусс И.Е. Малаяистория искусств. Западноевропейское искусство. XVII в. Москва, 1974 г;
4. Ротенберг И.Е.Западноевропейское искусство XVII в. Москва, 1971 г;
5. Якимович А.К.Барокко и духовная культура XVII в. Вып. 2. Москва, 1972 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компьютерные технологии обработки экономической информации на основе использования систем управления
Реферат Камилло Гольджи
Реферат Pollution Essay Research Paper Ours a water
Реферат CТАН ТА ОЦІНКА ЗАГРОЗ В ЕКОЛОГІЧНІЙ СФЕРІ
Реферат Медико-биологическая характеристика искусственного освещения с учетом класса точности зрительных
Реферат Реквизиты сеpтификатов
Реферат DlfgjqlDfkgq Essay Research Paper David Herbert Lawrence
Реферат Анализ риска денежных потоков инвестиционного проекта
Реферат Семейное и наследственное право по Соборному Уложению 1649 года
Реферат Мировая культура XX века
Реферат Разработка программных продуктов
Реферат Текущий план грузового автотранспортного предприятия
Реферат Завершение политического объединения русских земель во второй половине XV в. – первой трети XVI века и создание единого государства
Реферат Хвороби нирок та сечовивідних шляхів
Реферат Катехуменат в истории Церкви Подготовка ко крещению в Новом Завете