Реферат по предмету "Культура и искусство"


Основные направления голландской живописи XVII века

Основные направленияголландской живописи XVII века
План:
1. Общее положение живописив начале XVII столетия
2. Портретнаяживопись.Франс Хальс
3.Пейзажи. Ян ван Гойен
4. Натюрморт. Питер Класи Виллем Хеда
5. Жанровая живопись

1. Общее положениеживописи в начале XVII столетия
Лишенные такихмогущественных заказчиков, как двор, знать и церковь, голландские живописцы восновном работали на продажу – нередко они торговали своими картинами наярмарках, а приобретали их произведения купцы и владельцы мануфактур,ремесленники и зажиточные крестьяне.
Картины писалисьнебольшого формата, в расчете на скромные по размерам интерьеры голландскихдомов. Станковая живопись стала любимым искусством голландцев, так как способнабыла с большой достоверностью и многообразно отразить действительность.Голландцы хотели видеть в картинах то, что им хорошо знакомо, – природу своейстраны, море и корабли, свой быт и дом, вещи, которые их окружают. Стремление кпознанию мира проявилось в голландской живописи в столь непосредственных формахи с такой последовательностью, как нигде более в европейском искусстве этойэпохи. С этим связана и широта ее диапазона: здесь развивались портрет ипейзаж, натюрморт и бытовой жанр. Некоторые из них (натюрморт, бытовая картина)впервые именно в Голландии сложились в своих зрелых формах и достигли такогорасцвета, что стали своеобразным эталоном данного жанра.
Уже в первые двадесятилетия четко выявляется основная направленность поисков передовыхголландских мастеров, противостоящая консервативным художественным тенденциям,– стремление к правдивому отражению действительности, к конкретности еевоплощения. Не случайно живописцев Голландии привлекло искусство Караваджо.Творчество так называемых утрехтских караваджистов – Г. Хонтхорста, Х.Тербрюггена, Д. Ван Бабюрена – оказало влияние на голландскую художественнуюкультуру.

2. Портретнаяживопись.Франс Хальс
Переломными в эволюцииголландской живописи стали 20-е годы: новые демократические и реалистическиетенденции одерживают окончательную победу; определяется основной круг мотивовголландской живописи, завершается процесс дифференциации жанров, утверждаютсяих принципы и специфика. Решающую роль в сложении национального искусства наранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчествоФранса Хальса (около 1580-1666), ее первого великого мастера.
Хальс был почтиисключительно портретистом, но его искусство много значило не только дляпортретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. Втворчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповойпортрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений,близкий по характеру жанровой живописи, культивируемый им в основном в 20-х –30-х годов.
Групповые портретыстрелковых гильдий – бюргерских объединений для обороны и охраны городов –принадлежат к центральным созданиям Хальса конца 10-х – начала 30-х годов и ксамым значительным произведениям голландской живописи раннего этапа ееразвития, когда еще были живы идеалы революционной эпохи. Групповой портретспособен был выразить дорогое для представителей молодой республики чувствосвободы и равноправия, товарищества и гражданской солидарности. Такими, гордымисвоей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых ещесвежо воспоминание о совместной борьбе, и предстают они на портретах офицеровстрелковой роты св. Адриана (1627 и 1633) и св. Георгия (1627) (музей ФрансаХальса в Харлеме)
Хальс добиваетсяпоразительной естественности композиции – она кажется непреднамеренной, случайной,но за этим скрывается тонкий художественный расчет. Сюжетная канва – собраниеили пирушка членов гильдии, отслуживших трехгодичный срок, – превращаетпортретируемых в участников сцены, в ее действующих лиц. В персонажах Хальсанет ни скованности, ни нарочитого позирования; кажется, именно здесь, в этомпривычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностьювыказывают свой нрав и характер. Портреты Хальса рождают ощущение взаимнойсвязи людей, которые ценят и знают его силу.
Размашистое, смелое,сочное письмо и красочная гамма, в которой преобладают интенсивные цвета –голубой, синий, золотисто-желтый, красный,- выявляют оптимистический,жизнеутверждающий тонус портретов, а большие размеры композиций придают иммонументальный характер.
Хальс блестящепреодолевает трудности группового портрета. Жанровое начало, способствующеевпечатлению жизненности изображения, не лишает композиции представительногохарактера. Хальс мастерски воссоздает индивидуальность персонажей – каждыйподан темпераментно, крупным планом, и вместе с тем здесь сохранено художественноеединство.
Творчество Хальса,сформировавшееся в атмосфере послереволюционных лет, стало одним из ярчайшихвыражений демократического духа голландской буржуазной культуры в период еестановления.
Особенности искусствараннего Хальса – характер восприятия модели и специфические приемы портретнойхарактеристики, – наиболее отчетливо обнаруживаются в так называемых жанровыхпортретах. Обычно Хальс изображал модель так, что зритель оказывался с ней сглазу на глаз, в общении близком и непосредственном. Его персонажи держатся напортрете естественно и свободно, их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а налицах вот-вот должно сменится выражение; примечательнейшая черта творческойманеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику ижест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», Амстердам, Рейксмузеум;«Мулат», Лейпциг; «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Уоллес). Художник любилэмоциональные состояния, полные динамики, в них заключились для него и как бысгусток всего наиболее характерного, индивидуально-выразительного в модели иощущение уловленной жизни. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегдасхвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628 – 1630, Париж,Лувр; «Малле Бабе», начало30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Хальс мастерски умеетсвязать портретируемого с определенной средой и ситуацией. Так, при взгляде напортрет Малле Бабе у зрителя возникает впечатление, что он видит интерьеркабачка, наполненный шумными, бесцеремонными посетителями, слышит хриплый смехи грубоватые словечки слегка опьяневшей старухи, обращенные к его завсегдатаям.Портреты раннего Хальса получают черты жанровой картины.
Персонажам Хальса чуждавнутренняя сосредоточенность и самоуглубление, – они показаны в реакциях наокружающее, во взаимодействии с ним. Также не замкнута, динамична у Хальса исама живописная форма: для него типичны развороты фигур в пространстве холста;динамичная линия силуэта; объемы, не изолированные от фона, а легко иестественно сливающиеся с ним, наконец – свободный мазок, не скрывающийдвижений руки художника.
Специфика портретногостиля Хальса состоит, с одной стороны, в чрезвычайно остро схваченнойиндивидуальности, с другой – активной жизненной силе образа и в ощущениинепосредственности его восприятия, созданной импровизационной манерой письма.
Хальс был первым вевропейском искусстве мастером свободной «эскизной» живописи. Движение кистидает у него одновременно и рисунок и цвет, воссоздает и форму, и объем, ихарактер поверхности. Мазки набегают друг на друга, сталкиваются, расходятся вразных направлениях, то густо покрывают холст, то оставляют просвечиватьподмалевок. Быстро и виртуозно положенные, они воссоздают мимику и движение,преображаются в различные, точно схваченные и воспроизведенные пластическиеформы. Каждая форма у Хальса получает подвижность, а образ в целом – внутреннююдинамику и эмоциональную остроту.
Сама живописная манераполучила особое значение. Акцентировка какой-нибудь детали или«недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогалисоздать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательноймодели. Таковы портреты Класа Ван Форхаута, недалекого, простодушного, немногосмешного и нелепого в своей претензии казаться величавым и значительным(ок.1635, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Николаса ван дер Меера (1631, Харлем,музей) и Питера ван ден Бруке (1633, Лондон, Кенвуд-Хаус) – натур простых,откровенных и чуть грубоватых, но деятельных и ясных духом, или портрет Яспера Схаде,тщеславного, высокомерного, самовлюбленного (ок. 1645, Прага, Национальнаягалерея). Портретная галерея Хальса 20 – 40-х годов разнообразна, но в то жевремя внутренне едина: это как бы некий собирательный образ голландца тойэпохи. Он может быть самодовольным, самоуверенным и ограниченным, но ему почтинеизменно присущи энергия, крепкая жизненная хватка, удаль и жизнелюбие. Этикачества натуры Хальс передает с такой сочностью и восхищением, что всемалопривлекательные черты в характере его моделей словно отходят на второйплан.
Однако в образах Хальсасамого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, преждесовершенно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена из Брюссельскогомузея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Изискусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека, котороебыло лейтмотивом его творчества предшествующих лет. 40-е годы стали переломнымив живописи Хальса. Поздний период творчества художника составил особую страницув его искусстве и в искусстве голландского портрета.
В портретах Хальса,написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетаетсяс новым внутренним смыслом. Неизвестный, изображенный на картине излегендарного Эрмитажа (50-е годы), еще чувствует свои силы, свои возможности,но в нем уже нет ни радости, ни веры. Несмотря на импозантный разворот фигуры,на насмешливый, чуть презрительный взгляд, несмотря на динамику живописнойформы, во всем облике отчетливо проглядывают утомление и скепсис. В образемужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычноесамоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия егоиссякла и он пассивно следует течению жизни.
Одно из самых сильныхпроизведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея вНью-Йорке (1650-1652). Композиция портрета – поколенный образ фигуры, еепостановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, – дает ощущение«масштаба», значительности личности. В осанке мужчины, в жесте руки,упирающейся в бок, в жестко сомкнутом рте читаются холодная властность ивысокомерное презрение ко всем, кто не принадлежит к его кругу. Чувствособственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием; в его волеи упорстве есть что-то бесчеловечное, а патрицианская элегантность облика не всилах скрыть пресыщения и духовной опустошенности. В то же время в егобезжалостном, твердом и умном взгляде неожиданно улавливается оттенокразочарования, словно в этом человеке, богатом, уважаемом в обществе, достигшемвсего, к чему он стремился, таится сожаление о прошлом – о своей молодости имолодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли.
Живописная манера Хальсастала еще более лаконичной и вместе с тем достигла высшей силы экспрессии.Изменяется и колористический строй его живописи. Вместо мажорного созвучияразнообразных тонов – почти монохромная красочная гамма, которую составляют восновном черные, серебристо-серые и белые тона, телесный цвет и темно-оливковыйфон. Каждый цвет дан художником в тончайших градациях, в богатстве нюансов,каждый тон обрел замечательную глубину. Черный цвет лишен у Хальса тяжести иглухости, он многообразен по красочному звучанию.
Изысканность колорита иобщего живописного решения как бы внутренне аристократизировала персонажейХальса – приоткрывала в образе новые грани, которые духовно усложняли иобогащали его.
Портреты Хальса 50 – 60-хгодов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Художник прожилдолгую жизнь, и ему довелось стать свидетелем перерождения голландскогообщества, исчезновения его демократического духа. Не случайно выходит теперь измоды искусство Хальса. В бюргерской среде самодовольное безразличие ипатрицианская спесь сменили прежний напор и оптимизм. Поздние произведенияХальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится иего собственное разочарование в окружающей действительности. В некоторыхработах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшегопрежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути.
За два года до смерти, в1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей)харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей).
В «Портрете регентов»всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В регентах нет нижизненной силы, ни товарищеской спаянности персонажей ранних групповыхпортретов Хальса. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Безволие иполное душевное опустошение читаются в их облике. Симфония черных тонов снеожиданно и смело звучащими красновато-розовыми пятнами создает в картинетрагическую атмосферу.
В ином эмоциональномключе решен «Портрет регентш». В почти недвижных позах черствых, не знающихсострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них– в еще бодрящихся, подтянутых и в тех, у кого уже иссохла плоть и как быосталась одна хрупкая и пугающая оболочка, – живут глубокая подавленность иоцепенение, словно регентши скованы одним гнетущим и страшным чувством –чувством бессилия и отчаяния перед лицом надвигающейся смерти.
До конца дней Хальссохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнегоживописца получило невиданную прежде психологическую проникновенность идраматическую силу.
Путь, который прошло творчество Хальса,показателен для истории голландской живописи – он отмечает основные вехи исущественнейшие черты ее эволюции.
Искусство Хальса быломощным стимулом и источником вдохновения для художников различныхспециальностей, различных интересов. Харлем – город, где он провел почти всюсвою творческую жизнь, – в период становления голландской школы живописи сталодним из главных очагов развития не только портрета, но и пейзажа, инатюрморта, и бытового жанра.

3.Пейзажи. Ян ван Гойен
Ни в одной другойхудожественной школе XVII века пейзаж не получил такогосамостоятельного значения, как в Голландии. Его своеобразие и новаторствозаключается прежде всего в том, что это был пейзаж национальный, – в природесвоей страны живописцы открыли красоту и поэтическое обаяние.
Крупнейшим пейзажистомпервой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656), чье творчество даетполное представление о принципах и особенностях голландского пейзажа этоговремени.
Пейзажи Гойена обычноизображают виды какой-либо местности, причем природа данного уголка всегдапоказана в конкретном состоянии – при определенной погоде и определенномосвещении («Вид Дордрехта», 1648, Амстердам, Рейксмузеум).
В пейзажах Гойенавпечатление глубины, дали, простора создается не подчеркнутым удалением планов,а благодаря воздушной перспективе. Контуры предметов растворяются и как бы таютв далях, которые заволакивает туманная дымка; цвет дается в тонких градациях –удаляясь в глубину, он теряет отчетливость и звучность, отчего возникаетощущение влажного воздуха, наполняющего пейзаж. Дома и деревья, берега издания, кустарники и дюны обрели особую легкость, а небо и облака –подвижность. Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь.Благодаря низкому горизонту, передающему низинный характер голландскогопейзажа, небо, занимающее большую часть картины, кажется очень высоким. Чтобыобъединить все элементы пейзажа в светловоздушной среде, Гойен подчиняетразличные цвета одному, серовато-коричневому тону, соответствующему обычномудля Голландии пасмурному рассеянному освещению. Мягкая расплывчатость форм,неуловимость переходов между ними, рожденная взаимодействием пространства,воздуха и света, а также тональный колорит давали ощущение материальногоединства природы, взаимосвязи всех ее явлений.
Приемы, разработанныеголландскими живописцами для передачи освещения и атмосферы, раскрывали новыевозможности перед пейзажным искусством.
Каждый из голландскихпейзажистов специализировался на своей теме. Близок Гойену по выбору мотивов ипо мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа»(Амстердам, Рейксмузеум); «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина).Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп. Оченьпопулярны были морские виды. Ян Порселлис, Симон де Влигер и другие великолепнопередавали движение волн, связь неба и воды, как бы сливающихся в единуюстихию, свежий морской воздух, пронизывающий пейзаж, и корабли, бороздящиепросторы моря.

4. Натюрморт. ПитерКлас и Виллем Хеда
Тонкость, правдивость ввоссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с острымчувством красоты, открываемой в любом ее явлении, даже самом неприметном ибудничном. Эта черта голландского художественного гения проявилась, быть может,всего нагляднее в натюрморте– неслучайно этот жанр был излюбленным в Голландии.
Натюрморт голландцыназывали «stilleven», что означает «тихая жизнь», и этослово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские живописцывкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертваянатура. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связаннуюс жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцысоздавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: онипоказывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой,недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, чтокто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущаетсянезримое присутствие человека.
Ведущими мастерамиголландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас(1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. 1680). Любимая тема их натюрмортов – такназываемые «завтраки». В «Завтраке с омаром» В.Хеды предметы самой различнойформы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелкаи др. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности ипривлекательность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передаетматериал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют наповерхности стекла и металла: на стекле – светлые, с резкими очертаниями, наметалле – бледные, матовые, на позолоченном бокале – сияющие, яркие. Всеэлементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочнойгаммой.
В «Натюрморте со свечой»П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качествпредметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональнуювыразительность.
Натюрморты Класса и Хедыисполнены особого настроения, сближающего между собой, – это настроениеинтимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизнибюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются заботачеловеческих рук и внимательных хозяйских глаз. Голландские живописцыутверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает итот быт, с которым неразрывно связано их существование. Поэтому его можнорассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландскогоискусства – темы жизни частного человека. Свое главное решение она получила вжанровой картине.

5. Жанровая живопись
Основная проблематикажанровой живописи – национальный быт, человек новой Голландии в своей жизненнойсреде – складывается в 20 – 30-е годы. Тогда же возникает новый тип жанровойкартины – небольшая мелкофигурная композиция, изображающая сцены в интерьере.Для произведений Д. Хальса и В. Дейстера характерна действенность сцен,жизненная активность персонажей, приподнятый тон изображения. В работах этихмастеров получила отражение атмосфера социального и духовного подъема,переживаемого страной.
Активность характеров ияркость эмоционального тона – жизнерадостного или подчасдраматически-напряженного – уйдут впоследствии из голландской жанровойживописи. В 40– 60-е годы художников будет интересовать главным образомспокойная атмосфера повседневного существования, единство человека и окружающейего бытовой среды.
Тематика голландскойжанровой живописи на зрелой стадии своего развития включала сцены из жизникрестьянства и городских низов и изображение буржуазного быта.
Жанр крестьянских сценполучил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Вспомним, чтоздесь сформировался стиль Адриана Брувера. Его искусство оказало большое влияниена ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). У раннего Остадечувствовалась снисходительная или едкая усмешка горожанина над неотесанностью ипримитивностью деревенского жителя. Крестьяне, чаще всего изображавшиеся вовремя попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие. Гротескнаяострота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж;«Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). С 40-х годов художникпредпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера,гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнемуподчеркивает и утрирует ущербные черты. Он их зорко подмечает как человек состороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью(«Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея).
Тональная гармония (всецвета Остаде обычно подчиняет золотисто-коричневому или оливковому тону) имягкие переходы светотени связывают фигуры и пространство интерьера. Создаетсявпечатление единой среды, которая настраивает звучание сцены на определенныйэмоциональный лад. Замечательно воссоздает Остаде атмосферу крестьянского быта,простого и непритязательного, с его раз навсегда заведенными порядками («Вдеревенском кабачке», 1660, Дрезден, картинная галерея).
В шедевре Остаде, картине«Живописец в мастерской» (1663, Дрезден, Картинная галерея), жизнь света итеней – их движение, градации, сгущение – рождает впечатление сосредоточенноготворческого труда.
Главное место вголландской жанровой живописи принадлежало картинам, изображающим жизньбуржуазных кругов. Именно в бюргерском жанре утверждение нового социальногостроя могло быть выражено наиболее ярко и полно. Жанровые картины голландскихмастеров эпохи расцвета любовно изображали уклад жизни трудолюбивого горожанина,деловитого и аккуратного, его прочный семейный очаг, размеренность быта,удобство и уют, которые дают ему вещи, добытые его руками.
Внимание голландскихжанристов привлекали не какие-нибудь значительные моменты, а, напротив,обыденное, не нарушаемое важными событиями течения жизни, мелкие будничныеэпизоды. Назначение и смысл жанровой сцены – воспеть прелесть мирной жизнибюргерского дома, этическую и эстетическую ценность повседневного существованиярядового человека.
В творчестве каждого изведущих мастеров голландского бытового жанра, несмотря на общность проблематикии сюжетов, эта тема получила своеобразное преломление. Сила искусства Яна Стена(1626 – 1679) заключается прежде всего в даре повествования, рассказа, которымон владеет превосходно. Сюжет в его картинах разыгрывается занимательно идинамично, его герои беспечны и добродушны, они любят веселиться, хотя поройнемного развязно и неумеренно («Веселое общество», Гаага, Маурицхёйс).
Картинам Стена свойствендобрый, жизнерадостный юмор, не лишенный иногда и сатирического оттенка,нарушающего иллюзию бюргерского благополучия. Художник любит и умело вводит вкомпозиции многочисленные детали – подчас они раскрывают нравоучение,содержащееся в картине. Но дидактический подтекст, присущий главным образомпоздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными –мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором(«Расстроенное хозяйство», ок. 1663, Вена, Музей истории искусств).
Чаще всего в картинахголландских жанристов почти отсутствовали и фабула и действие. Сценавоспроизводила бытовой эпизод или жизненную ситуацию (чтение письма,музицирование, утренний туалет и т.п.), которые трактовались всозерцательно-лирическом плане. Именно в произведениях такого типа художникамудалось с наибольшей полнотой и силой воплотить поэзию повседневности, прелестьчеловеческих будней.
В произведениях бытовогожанра, может быть, всего отчетливее раскрываются особенности художественногомировосприятия и творческого метода голландских мастеров и связанные с этимзавоевания и потери.
Чрезвычайнуюрасчлененность, дифференциацию тематики и жанровых форм обусловили задачи,стоявшие перед голландским искусством этого времени, – иначе не было бы возможно столь непосредственноеотражение окружающей действительности. Причем все явления осмыслялись иоценивались голландскими мастерами с позиций частного человека, под угломзрения частного быта – в этом исторически закономерная особенность голландскойхудожественной культуры, отсюда ее камерный, интимный характер.
Однако в интерпретацииэтой темы живописцы, часто, удовлетворялись внешней стороной явлений – неанализировали их, не выявляли их сущности. Художники утратили способностьсоздавать обобщающие образы, ставить значительные проблемы на материалесовременной жизни. В их искусстве на зрелой стадии развития живописи пафосновой Голландии и ее героя нередко оборачивался бюргерской ограниченностью.
Не случайно в названии«малые голландцы», которое было дано голландским мастерам за небольшие размерыкартин и интимный характер трактовки темы, оказался заключенным и этот, второйсмысл.

Литература:
1. ЛосевА.Ф., Тахо-Годи А.А. Из серии «Жизнь замечательных людей».Изд.«МолодаяГвардия», 1993 г.;
2. Наливайко Д. Искусство: направления, течения,стили. Киев, 1981 г;
3. Прусс И.Е. Малаяистория искусств. Западноевропейское искусство. XVII в. Москва, 1974 г;
4. Ротенберг И.Е.Западноевропейское искусство XVII в. Москва, 1971 г;
5. Якимович А.К.Барокко и духовная культура XVII в. Вып. 2. Москва, 1972 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.