Сдревних времен и до наших дней в Турции сохранилась и пользуется невероятнойпопулярностью традиция изготовления ковров. В музеях сохранились фрагментыковров, возраст которых насчитывает столетия. Благодаря этим кусочкам истории,ученые смогли отследить, как с течением времени изменялась техника изготовленияковров.
Сдалекой древности и до начала пятнадцатого века изготовление ковров в Османскойимперии имело сходные технологии с ткачеством сельджукских ковров. Не толькотехника ткачества, а и цветовое решение, и преобладание геометрических форм вэлементах орнамента. Позднее рисунки ковров стали больше напоминать застывшиекартинки живой природы. Причем часто на коврах можно было увидеть изображениймифических животных. К примеру, в Берлинском Государственном музее естьтурецкий ковер, на котором изображен поединок дракона и птицы-феникса.
Дляизготовления ковров использовали овечью и козью шерсть высокого качества.Окрашивали шерсть преимущественно в красный, желтый и синий цвета. Яркость ивыразительность рисунков на древних коврах, которые сохранились до нашеговремени, не поблекла. А все это благодаря тому, что для окрашивания шерстиприменялись исключительно натуральные красители, обладающие высокойустойчивостью.
Самыедревние образцы коврового искусства представлены в Музее Коньи и в Стамбульскоммузее исламского и турецкого искусства. У этих ковров выразительный орнамент,но особым изяществом он не отличается. Ковры, выставленные в этих музеях,датируются тринадцатым веком. Знаменитый путешественник Марко Поло, будучи вАнатоли, был очарован увиденными там турецкими коврами.
Самыеизвестные образцы коврового искусства относятся к периоду XVI – XVII веков. Сэтого времени ковры уже распределялись по категориям, причем каждая изкатегорий имела свои неповторимые особенности. Но общим для всех ковровыхизделий того времени было изображение рисунка в геометрических формах сиспользованием красного, желтого и синего цветов. А появление знаменитых«звездчатых ковров» датируется XVI веком.
Сейчаснатуральный шерстяной ковер — не предмет обихода, а, скорее, роскошь. Но делоне только в цене. Подкупает теплота и долговечность такого ковра. Стоит лиговорить о богатом рисунке?! Такой ковер прослужит долгие годы, не утративпервоначальной привлекательности. Ковры из натуральной шерсти, благодаряплотности ворса, нежные и приятные на ощупь, а ходить по ним босиком — сплошноеудовольствие.
Насегодняшний день больше известны ковры из Пакистана и Ирана (Персии). Но, еслиразобраться, то турецкие ковры ни в чем им не уступают, а скорее, наоборот. Приплетении турецких ковров используется технология «двойного узелка», благодарякоторой ковры обретают повышенную прочность. Благодаря высокой плотностиплетения, турецкие ковры меньше пачкаются и более удобны в чистке. Любойтурецкий торговец, демонстрируя плотность своих ковров, не откажется показатьфокус с кинжалом. Он бросает в ковер острый кинжал, а ковер остаетсяневредимым.
Высокаяплатность ковра обеспечивает не только его прочность, но еще и четкостьрисунка. Турецкие ковры рекордсмены по количеству узелков на 1 кв.м. Например,в книгу рекордов Гиннеса занесен ковер, плотность которого достигает 2800000узелков на 1 кв. м.
Дляизготовления ковров применяется не только шерсть, но и шелк, и хлопок. Иногдавстречаются ковры, выполненные из комбинированных материалов. Но самое главное:при выборе ковра — узнайте, из чего он изготовлен. А вдруг у кого-то аллергияна определенный тип материалов?
Коврыручной работы уникальны. Среди них вы не найдете ни одного повторяющегосяэкземпляра. В большинстве случаев ткачество ковров — семейное дело. А секретымастерства передаются от поколения к поколению. У каждой семьи ткачей есть своинеповторимые особенности в плетении узелков, в выборе цветовой гаммы илиорнамента. Но для смелого эксперимента всегда есть место. Поэтому ковровое искусствосо временем совершенствуется.
Синтетическиековры фабричной работы тоже заслуживают достойного внимания. Они обладаютхорошей прочностью и износостойкостью, а также высокими декоративнымикачествами. А еще они сравнительно дешевы. Самые дешевые ковры выполнены изполиэстера. Этот материал хорошо окрашивается и сохраняет цвет. Синтетическиековры влагостойки и с их поверхности легко выводятся пятна и загрязнения.
Привыборе ковра нужно руководствоваться тем, для какой комнаты его покупают.Выбирая ковер, обращают внимание на его ворс. Если ковер будет находится вчасто посещаемой комнате, то лучше всего выбрать ковер с укороченным ворсом,так как за ним легче ухаживать. А вот если коврик будет лежать в спальне околокровати, то будет приятно, встав с постели, утром утонуть в мягкости и нежностинатурального ковра с длинным ворсом. Еще нужно обратить внимание на цветовуюгамму выбранного ковра. Лучше всего ковер рассмотреть при разных вариантахосвещения, чтобы выбрать вещь в нужной цветовой гамме. Обратите внимание накрая ковра. Они должны быть плотно подвернуты и подшиты, чтобы ковер современем не распустился. Не нужно стесняться торговаться с продавцом. Преждевсего, торг – это турецкая традиция. И потом, это возможность сэкономитьзначительные средства на приобретении ковра!
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie.ru/