Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Культура и искусство"


О русской иконописи

(Е.Н. Трубецкой)
КнязьЕвгений Николаевич Трубецкой — известный русский мыслитель, брат не менееизвестного Сергея Трубецкого (1862 — 1905). После окончания гимназии в г.Калуге, оба брата поступили на юридический факультет Московского уни-верситета,но, вскорости, Сергей перешел на историко-филологический. Закончив разныефакультеты, и защитив на разных поприщах свои магистерские и докторскиедиссертации, братья Трубецкие остались в нашей истории как фило-софы, мыслителисамого широкого круга интересов, авторы многочисленных работ. Сергей Николаевичизвестен также как активный общественный деятель, осенью 1905 года был избранректором Московского Университета, но через не-сколько дней скоропостижноскончался.
ЕвгенийНиколаевич — профессор Киевского, а после — Московского Университетов, воктябре 1917 — го покинул Моск-ву и примкнул к Добровольческой армии. Отступаявместе с ней, в !920 году оказался на Кавказе. Трубецкой не мыслил себя внеРоссии, но и оставаться было не возможно — он скончался незадолго доокончательной эвакуации «доброволь-цев».
Вфилософском плане Трубецкие были продолжателями идей В. Соловьева, о котором и окоторых Евгений Николаевич написал двухтомную работу: «Миросозерцание Вл.Соловьева». Основным философским трудом Е.Н.Трубецкого стал «Смыслжизни». Помимо своих научных работ, он оставил книгу воспоминаний о себе ио брате (Воспоминания. София, 1921).
Фрагментыкниг «Умозрение в красках» и «Два мира древнерусскойиконописи» воспроизводятся по тексту одно-именных изданий: М., 1916. (См.так же: Философия русского религиозного искусства. М., 1993)
Умозрение в красках
Вопросо смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
Когдав XVII веке в связи с другими церковными новшествами в русские храмы вторгласьреалистическая живопись, следовавшая западным образцам, поборник древнегоблагочестия известный протопоп Аввакум в замечательном послании противополагалэтим образцам именно аскетический дух древней иконописи. «По попущениюБожию умножилось в русской земле иконного письма неподобнаго. Изографы пишут, авласти соблаговоляют им, и все грядут в пропасть погибели, друг за другауцепившиеся. Пишут Спасов образ Эм-мануила — лицо одутловато, уста червонныя, власыкудрявые, руки и мышцы толстыя; тако же и у ног бедра толстыя, и весь якоНемчин учинен, лишь сабли при бедре не написано. А все то Никон враг умыслил, буд-тоживых писати»: «Старые добрые изографы писали не так подобие святых:лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и труда и всякия скорби.А вы ныне подобие их изменили, пишете таковых же, каковы сами».
Этислова протопопа Аввакума дают классически точное выражение одной из важнейшихтенденций древнерусской иконописи; хотя следует все время помнить, что этот еескорбно аскетический аспект имеет лишь подчиненное и притом подготовительноезначение. Важнейшее в ней, конечно, — радость окончатель-ной победыБогочеловека над зверочеловеком, введение во храм всего человечества и всейтвари; но к этой радости человек должен быть подготовлен подвигом: он не можетвойти в состав Божьего храма таким, ка-ков он есть, потому что длянеобрезанного сердца и для разжиревшей, самодовлеющей плоти в этом храме нетместа: и вот почему иконы нельзя писать с живых людей.
Икона- не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И, так как этогочеловечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, — иконаможет служить лишь символическим его изображением. Что означает в этомизображении истонченная телесность? Это — резко выраженное от-рицание тогосамого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловнуюзаповедь. Ведь именно этой заповедью оправдывается не только грубо-утилитарноеи жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народана кровавую расправу с другими народами, препятст-вующими его насыщению.Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царствусамодовлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», нопрежде всего — новую норму жизнен-ных отношений. Это — то царство, которогоплоть и кровь не наследуют. [...]
Втечение многих лет я находился под сильным впечатлением знаменитой фрескиВаснецова «Радость праведных о Господе» в киевском соборе св.Владимира (этюды к этой фреске имеются, как известно, в Третьяковской галерее вМоскве). Признаюсь, что это впечатление несколько ослабело, когда япознакомил-ся с разработкой той же темы в Рублевской фреске Успенского собораво Владимире на Клязьме. И пре-имущество этой древней фрески перед творениемВаснецова весьма характерно для древней иконописи. У Васнецова полет праведныхв рай имеет чересчур естественный характер физического движения: праведни-ки устремляютсяв рай не только мыслями, но и всем туловищем: это, а такжеболезненно-истерическое вы-ражение некоторых лиц, сообщает всему изображениютот слишком реалистический для храма характер, который ослабляет впечатление.
Совсемдругое мы видим в древней Рублевской фреске в Успенском соборе во Владимире.Там необычай-но сосредоточенная сила надежды передается исключительно движениемглаз, устремленных вперед. Кре-стообразно-сложенные руки праведных совершеннонеподвижны, так же как и ноги и туловище. Их шест-вие в рай выражаетсяисключительно их глазами, в которых не чувствуется истерического восторга, аесть глубокое внутреннее горение и спокойная уверенность в достижении цели; ноименно этой-то кажущейся физической неподвижностью и передается необычайноенапряжение и мощь неуклонно совершающегося духовного подъема: чем неподвижнеетело, тем сильнее и яснее воспринимается тут движение духа, ибо мир телесныйстановится его прозрачной оболочкой. И именно в том, что духовная жизньпередается одними глазами совершенно неподвижного облика, — символическивыражается необычайная сила и власть духа над телом. Получается впечатление, точновся телесная жизнь замерла в ожидании высшего откровения, к кото-рому онаприслушивается. И иначе его услышать нельзя: нужно, чтобы сначала прозвучалпризыв «да мол-чит всякая плоть человеческая». И только, когда этотпризыв доходит до нашего слуха, — человеческий об-лик одухотворяется: у негоотверзаются очи. Они не только открыты для другого мира, но отверзают егодругим: именно это сочетание совершенной неподвижности тела и духовного смыслаочей, часто повто-ряющееся в высших созданиях нашей иконописи, производитпотрясающее впечатление.
Ошибочнобыло бы думать, однако, что неподвижность в древних иконах составляет свойствовсего чело-веческого: в нашей иконописи она усвоена не человеческому обликувообще, а только определенным его состояниям: он неподвижен, когда онпреисполняется сверхчеловеческим, Божественным содержанием, ко-гда он так илииначе вводится в неподвижный покой Божественной жизни. Наоборот, человек всостоянии безблагодатном или же доблагодатном, человек, еще не«успокоившийся» в Боге или просто не достигший цели своего жизненногопути, часто изображается в иконах чрезвычайно подвижным. Особенно типичны вэтом отношении многие древние новгородские изображения Преображения Господня.Там неподвижны Спаситель, Моисей и Илия: наоборот, поверженные ниц апостолы, предоставленныесобственному чисто человеческому аффекту ужаса перед небесным громом, поражаютсмелостью своих телодвижений; на мно-гих иконах они изображаются лежащимибуквально вниз головой. На замечательной иконе «Видение Иоан-наЛествичника», хранящейся в Петрограде в музее Александра Ш, можнонаблюдать движение, выражен-ное еще более резко: это — стремительное падениевверх ногами грешников, сорвавшихся с лестницы, веду-щей в рай. Неподвижность виконах усвоена лишь тем изображениям, где не только плоть, но и самое есте-ствочеловеческое приведено к молчанию, где оно живет уже не собственною, анадчеловеческою жизнью. [...]
Два мира в древнерусской иконописи.
Совершившеесяна наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем — одно изсамых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Приходитсяговорить именно об открытии, так до самого последнего времени в иконе всеоставалось скрытым от нашего взора — и линии, и краски, и в особенностидуховный смысл этого единственного в мире искусства. А между тем, это — тотсамый смысл, которым жила вся наша русская старина.
Мыпроходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном средибогатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг — полнаяпереоценка ценностей. [...]
Открытиеиконы все еще остается незавершенным. На наших глазах оно, можно сказать, толькозачинает-ся. Когда мы расшифруем непонятый доселе и все еще темный для нас языкэтих символических начертаний и образов, нам придется заново писать не толькоисторию русского искусств, но и историю всей древнерус-ской культуры. Ибодоселе взор наш был прикован к ее поверхности. В ней, как и в иконе, мысозерцали ее ризу, но всего меньше понимали ее живую душу. И вот теперьоткрытие иконы дает нам возможность глу-боко заглянуть в душу русского народа, подслушатьее исповедь, выразившуюся в дивных произведениях искусства. В этихпроизведениях выявилось все жизнепонимание и все мирочувствие русского человекас XII по XVII век. Из них мы узнаем, как он мыслил и что он любил, как судилаего совесть и как она разре-шала ту глубокую жизненную драму, которую онпереживал.
Когдамы проникнем в тайну этих художественных и мистических созерцаний, открытиеиконы озарит сво-им светом не только прошлое, но и настоящее русской жизни, болеетого, ее будущее. Ибо в этих созерцани-ях выразилась не какая-либо переходящаястадия в развитии русской жизни, а ее непреходящий смысл. Пусть этот смысл былвременно скрыт от нас и даже утрачен. Он вновь нам открывается. А открыть его — значит понять, какие богатства, какие еще не явленные современному мирувозможности таятся в русской душе. [...]
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rusland.spb.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика подготовки и расчета бизнес-плана по налаживанию производства новой продукции на примере ОАО "Бурёнка"
Реферат Отчет по ознакомительной практике в ЗАО Пульс-Радио Йошкар-Ола
Реферат Обычаи древних славян
Реферат Лаймен Фрэнк Баум. Удивительный Волшебник Страны Оз
Реферат Постиндустриальное общество - тупиковая ветвь социального развития
Реферат Качество обслуживания в туроператорских и турагентских компаниях
Реферат Устройство снятие и разборка стартера
Реферат Контрольная работа по административному праву
Реферат Авраамий Смоленский
Реферат Державний борг Обслуговування та управління
Реферат Контрольная работа по Word
Реферат Международные конференции. Право вооруженных конфликтов
Реферат Культура как фактор неврозов
Реферат Понятие, формы и методы использования специальных экономических (бухгалтерских) знаний при проведении отдельных следственных действий
Реферат Нейл Борден «Концепция маркетинга – микс»