Оглавление
Введение
Глава I. Генезис ногайского этноса.
1. Образование ногайской орды
2. Расселение ногайского народа в XIV – XIX вв
3. Особенности жизни ногайцев
Глава II. Современное положение ногайцев.
1. Территория расселения и положениеногайской диаспоры в XX в
2. Современные проблемы и пути ихрешения
Заключение
Литература
Введение
Россия –многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоевразличных этносов. Одним из самых разнообразных по этническому составу являетсяСеверо-Кавказский регион. Для понимания особенностей исторического развития ипрогнозирования исторической ситуации в будущем необходимо изучать не толькообщие закономерности, но и специфические черты как всего государства в целом, таки отдельно взятого района, области, региона.
В данном случае кспецифике Северо-Кавказского региона можно отнести наличие большого количестватак называемых этнических групп, одной из которых являются ногайцы. Кроме того,по некоторым подсчетам ногайская диаспора на Северном Кавказе по численности занимает4 место, а значит, как этнос способен влиять на общественное, политическое,культурное развитие этого региона. Ногайцы являются древнейшими жителямиобширных Северо-Кавказских степей, в том числе Ставропольского края.Подавляющее большинство ученых России согласны с мнением одного изнепререкаемых авторитетов ученого-тюрколога Ю. Евстигнеева, которое сводится ктому, что с полым основанием прямыми потомками половцев (кыпчаков) являютсятолько ногайцы. Сложными историческими путями пришли к своему современномуположению в ряду других этносов ногайцы. Интересом к истории родного мне народаи определяется актуальность данной исследовательской работы.
Целью курсовой работыявляется изучение ногайского этноса в прошлом и настоящем.
Данная цель определяет следующиезадачи:
— изучить историюобразования Ногайской орды;
— проанализироватьпроцесс расселения ногайского народа в период XVI – XIXвв.;
— на основе исследованияособенностей духовной жизни ногайского этноса проследить взаимовлияниесопредельных культур;
— охарактеризоватьсовременное местоположение ногайской диаспоры;
— исследовать современныепроблемы ногайцев, проживающих на территории Северного Кавказа и обозначитьпути их решения.
Объектом исследованияявляется ногайский этнос в прошлом и настоящем.
Предмет исследования –история возникновения, культура, традиции ногайцев.
Во время исследованиябыли использованы следующие методы:
— анализ литературы поданной проблеме;
— сравнение источников покаждому вопросу;
— синтез полученной информации;
— метод сходства и различия.
Глава I. Генезис ногайского этноса.
1. Образование Ногайскойорды.
Ногайцы имеют сложное происхождение.Ногайский этнос образовалcя в результате слияния ряда тюркоязычных (канглы,кыпчаки, булгары, балкалы, алаши и др.) племен, постепенно ассимилированныхтюрками. Древняя территория этих кочевых племен находилась в Северо-ЗападнойМонголии, Средней Азии, в Прииртышье и на всем протяжении Дешт-и-Кипчака.Однако основным компонентом собственно ногайского этноса стали уже тюркоязычныемангыты — население улуса золотоордынского темника Ногая (XIII в.). Этноним ногайцы (самоназваниеногай) происходит от имени хана Ногая ( умер в 1296 или в 1300 году ). Ногай втечение 40 лет был крупным государственным деятелем Золотой Орды, известнымдалеко за ее пределами: в Венгрии, Румынии, Польше, Прибалтике, на СеверномКавказе и в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока. Жители улусамогущественного полководца в XIIIвеке стали именовать себя «людьми ногайского улуса», а государство – «стариннымюртом Ногая». Во время войны с венграми в 1385 году воинов орды, участвовавшихв этом походе, современники называли «ногайскими татарами», то есть имя Ногаявозродилось в качестве этнического самоназвания населения новогогосударственного объединения во главе с ханом Эдигеем. Русские источники конца XIV века фиксируют название НогайскаяОрда; вероятно, с этого же времени и население улуса (в русских летописях — мангыты) русские стали называть ногайцами, но это имя появилось в источникахнемного позже — лишь в 80-е годы XV в.:«И приидоша Нагай, преже реченные мангиты» («История о Казанском Царстве»). В XV — 1-й пол. XVII в. этноним «ногай» применялся по отношению ко всемгруппам ногайцев, расселенным по огромной территории Восточной Европы. В XVIII в., в связи со значительнымсокращением территории кочевания ногайцев, их имя стало относиться лишь копределенной тюркоязычной группе населения Предкавказья и Северного Кавказа. В XIX в. этноним ногай обозначал не тольконарод на Северном Кавказе, но и некоторые тюркоязычные группы населения СреднейАзии. Узбеки и казахи называли ногаями волжских татар. Среди племенных названийногайцев выделяются несколько типов. В большинстве случаев это названиямонголоязычных и тюркоязычных племен, вошедших в состав ногайского народа (cр.этнонимы туркпен, казах, кумук, связанные с обозначениями туркменов, казахов,кумыков; канлы — канглы — древний тюркоязычный народ, родственный кыпчаками, идр.). Имеются также названия территориальных групп ногайцев, (джетисан, джетишкул),ставшие этническими самоназваниями. Наконец, для ряда локальных групп ногайцев,характерны наименования, связанные с именами реальных исторических лиц (как иобщий этноним ногай): касаевцы (ср. Касай), каспулатовцы (Каспулат), мансуровцы(Мансур), новрузовцы (Новруз), тохтамышевцы (Тохтамыш), иштерековцы (Иштерек).
Ногайцы относятся к южносибирской (туранской) переходной расе. В антропологическом типе/>ногайцев есть как монголоидные, так иевропеоидные элементы. Говорят они на ногайском языке кыпчакской подгруппы,тюркской группы алтайской семьи. Ногайский язык является одним из литературныхязыков Дагестана. Имеет два диалекта: караногайский и кубанский и говор — ногайский. Родным считают язык своей национальности 90% />ногайцев.Этническую основу ногайского народа составили древние тюркоязычные племена,обитавшие на просторах Прииртышья, Северо-Западной Монголии, Средней Азии,Северного Кавказа. В формировании ногайского этноса принимали участие уйсуны,уйгуры, найманы, керейты, кыпчаки, канглы, мангиты, асы и так далее. Особенноважную роль в этногенезе />ногайцев сыграликыпчаки, являясь доминантой в этом процессе.
2. Расселениеногайского народа в XIV– XIXвв.
В самом конце XIV века, при хане Эдиге, этот улусвыделился из Золотой Орды с образованием самостоятельного государства НогайскойОрды. Первоначальной и основной территорией кочевья орды был район р. Яик.
Вногайско-русских отношениях исследователи отмечают 3 этапа: образование и распадНогайской Орды (XV-первая половина XVII вв.), период раздробленности (втораяполовина XVII-первая половина XVIII в.) и последний — вхождение ногайских орд всостав российской империи (вторая половина XVIII в.).
В XV в. Ногайская Орда распалась на Большуюи Малую Ногайскую Орду. Большая Орда кочевала по территории, ограниченной сзапада левобережьем Волжской низменности (эта область называлась Ногайскойстороной или ногайской границей; правый берег Волги Большая Ногайская Ордазанимала после окончательного распада Золотой Орды); с северо-востока притокамиИртыша и районом его верховьев (здесь проходила граница с Сибирским ханством);с востока течением Эмбы до Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи.
Малая Ногайская Орда былаоснована князем Казием во время правления в Ногайской Орде князя Исмаила(современник Ивана Грозного, ум. в 1563 г.) на Северном Кавказе. Еще одна орда во главе с князем Ших-Мамаем обособилась на территории к востоку от БольшойНогайской Орды; при сыновьях этого властителя она называлась Алты-улы илиАлтыульским улусом. В Московском государстве, активно поддерживавшемдипломатические отношения с Ногайской Ордой, Алтыульский и Казиев улусысчитались самостоятельными и независимыми от Большой Ногайской Орды объединениями.Обособлена была на Эмбе и группа ногайцев, получившая название йембойлуковцы.Севернокавказские степи, по данным русских письменных источников, ногайцыначали осваивать в конце XV в.,причем со 2-й половины XVIв., эта область постепенно становится основной территорией обитания ногайцев.Малая Ногайская Орда осваивала восточные районы Северного Кавказа, БольшаяНогайская Орда-низовье Сулака и Терека. В XVI-XVIIвв. ногайцы не только кочевали, но и оседали в части равнинных территорийСеверного Кавказа, в некоторых районах Приазовья, Причерноморья, в горныхобластях по Кубани, Зеленчуку, Баксану, Тереку. При этом происходили постоянныепередвижения ногайцев, связанные не столько с их кочевым образом жизни, сколькос внешнеполитическими событиями и феодальной борьбой внутри Ногайской Орды.
Не последнее место вфакторе миграции ногайцев занимали их отношения с соседними народами. Так, втечение XVII в. неоднократно менялосьместоположение Большой Ногайской Орды, которая в конце XVI- нач. XVIIв. кочевала главным образом в Нижнем Поволжье и по р. Яик. Движение калмыков в 1630 г. заставило ногайцев — йембойлуковцев, живших около р. Эмба, переселиться ближе к Волге;некоторые из этих ногайцев ушли по р. Кубань во владения крымских ханов. ЧастьНогайской Большой Орды под натиском калмыков ушла с Волги в низовье Дона и вПриазовье к Малому Ногаю.
Закубанская группа ногайцевобитала на землях, простиравшихся от Азовского моря в сторону Черкессии. Впределах Кавказкой губернии жили три группы ногайцев — кизлярские, моздокские ибештавские; все они вышли из кубанских ногайцев.
Кизлярская группа, всвою очередь, включала караногайцев и едишкульцев. Закубанская группа ногайцевобитала на землях, простиравшихся от Азовского моря в сторону Черкессии.
В XVIII в. также отмечались значительныепередвижения ногайских племен в связи с походами крымских и калмыцких ханов.Так, к 1726 г. относятся переселения кубанских Ногайцев в Крым.
Во второйполовине XVIII века, оказавшись на стыке политических интересов двух держав:России и Турции, /> ногайцы потеряли свою самостоятельность. В результате военных походов А. В. Суворовапогибли десятки тысяч /> ногайцев и сотни тысяч стали эмигрантами.
В конце XVIIIвека были образованы 4 приставства: Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковское,Ачикулак-Джембойлуковское и Караногайское, которые входили в составСтавропольской губернии.
Картина расселенияНогайцев значительно изменилась после ликвидации Крымского ханства в 1783 г. и русско-турецкой войны 1787-1791 гг…
Вторая волнаэмиграции /> ногайцев в результатеколониальной политики России приходится на вторую половину XIX века. За 1858-1866гг. в Турцию переселились десятки тысяч человек. В связи с этим в 1860 годуКалаусо-Саблинское, Бештау-Кумское и Калаусо-Джембойлуковское приставства былиупразднены.
В XIX веке существовали несколькообособленных групп Ногайцев: караногайцы жили в Ногайской степи, населяя еёосновную часть; кумыкские Ногайцы жили в пределах Терско-Сулакского междуречья,по западному берегу Аграханского залива, джембойлуковы, едисанцы и едишкульцы — в западной части Ногайской степи в пределах Ставропольского края; бештау-кумскиеНогайцы — на территории современных Минераловодского и Кочубеевского районов;кубанские Ногайцы — по долинам рек Кубань и Малый Зеленчук, в пределахсовременного Адыге-Хабльского р-на Карачаево-Черкесской Республики; крымскиеНогайцы — в трех уездах Таврической губернии; астраханские Ногайцы (кундровскиеи юртовские; также хазлар/шереты) — в астраханских степях; буджакские Ногайцы — между Днепром и Днестром и Северным Причерноморьем; аккерманские (белгородские)Ногайцы — около г. Аккерман.
Поскольку Ногайцыкочевали на огромной территории в Нижнем Поволжье, в степях Северного Кавказа иСеверного Причерноморья, на Кубани, по побережью Каспийского моря, близ устьевТерека, Кумы и Сулака, они настолько перемешались между собой, что к кон. XIX в. — нач. XX в. уже было трудно найти крупный аул, населённый однимродовым подразделением. В 1858 г., в силу ряда политических и экономическихпричин, начались массовые переселения Ногайцев в Турцию. В 1858 — 1860 гг. сСеверного Кавказа ушли 30,6 тыс. Ногайцев, в основном калаусо-саблинских ибештау-кумских, в результате чего кубанские степи почти полностью опустели;часть Ногайцев (2,5 тыс.) вернулись из Турции в 1869 -1866 гг. и поселилась вдвух оставшихся ногайских приставствах — Ачикулак-Джембойлукском иКараногайском (с 1822 г. северокавказкие ногайцы были объединены в четыреприставства: Менгли-Гирея, Калаусо-Джембойлукское, Караногайское и Закубанское), которые в 1888 году вошли в состав Терской области.
Таким образом, можносделать вывод о том, что районы расселения ногайцев в разное время находились всоставе дагестанской АССР, Ставропольского края и Чечено-Ингушской АССР,административные границы которых неоднократно менялись. На процессы миграцииногайцев большое влияние оказывали различные факторы: внешняя и внутренняяполитика правителей, войны, межэтнические конфликты и т.д.
3. Особенности жизниногайцев.
ПадениеБольшой Орды служило временному усилению Ногайской Орды. Большинство населенияразрушенного государства вошло в состав последнего. На севере границы НогайскойОрды по левому берегу Волги расширились далеко на север, до бассейнов рек Камыи Белой. В этих областях уже с середины XIII века проживали племена татарскогопроисхождения — мингцы, кунграты, кипчаки и др. Турецкий историк Заки Валили,опираясь на рукопись исторического сочинения Утямыш-хаджия (середина XVI в.),сообщает, что в бассейне реки Демы жили оседлые мангыты. Эпитафийные памятникиконца XVII века из района устья Демы также сообщают, что Дема — это странамингцев, т.е. мангытов.
В НогайскойОрде сложилась своя государственная система. Во главе Орды стоял бий. Вторымлицом после бия был нурадин. Должность нурадина означала охрану улусов отвозможных нападений с правобережья Волги. Третьим лицом в Орде был кековат,который отвечал за безопасность восточных границ.
Сыновья бияназывались мурзами. После смерти бия его место занимал старший сын.
Вся Ордаделилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Места кочевок улусовопределялись бием. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевойобраз жизни. Бий в основном жил в г. Сарайчике и только летом выезжал накочевья. В ногайские кочевья превратилось все левобережье Камы. Некоторые мирзы(например, сын Юсуфа Юнус-мирза) претендовали даже на Горную сторону, на Арскиеземли и земли по р. Вятке Казанского ханства, обосновывая свои претензии тем,что там живут родственные им племена. Имеется еще и должность тайбуги,возникновение которой, видимо, связано с шайбанидами. Однако содержание этойдолжности в исторической науке не раскрыто.
Во временавойн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должностибатыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость какумелые и смелые руководители. Эта традиция сохраняется в Приуралье также вовремена антиколониальных выступлений против угнетателей и захватчиков в XVII — XVIII вв. Аналогичное явление мы наблюдаем и в истории казахского народа.
При бие вНогайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров,ответственных по определенным направлениям государственного механизма. Принадобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военнымируководителями и т.д.
Органомпостоянного управления государственными делами при бие был карадуван.Возглавлял карадуван чиновник, носящий титул Кара-Дувана. Один из чиновниковкара-дувана назывался Ток-Дуваном. Он занимался вопросами организации широкогокруга хозяйства бия, сбором пошлин и др. Ток-Дуван не всегда давал отчет бию ибыл довольно самостоятельным.
В НогайскойОрде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполнялисеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарскийлитературный язык, который был менее засорен арабо-персидскими заимствованиями.В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.
Хранителямилитературных традиций обычно выступали так называемые «жырау», которые, какизвестно, были выходцами из городов Сарайчика, Астрахани, Азака и др. Наиболееизвестными жырау были Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шалкияз жырау (1465 — 1560), Досмамбет жырау (1493 -1523). Ногайскими жырау сложены прекрасныедастаны «Идегей», «Кобланды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз»и др.
НаселениеНогайской Орды медленными темпами развивало свое хозяйство: известно о наличиисреди татар в небольшом объеме земледелия, существовало слабое рыболовство, аведущей отраслью экономики было скотоводство. Татары занимались разведениемконей, баранов. Они являлись главными статьями вывоза товаров на экспорт.Экономика Ногайской Орды до первой трети XVI в. была ориентирована на СреднююАзию. Раздвоение экономики случилось при правлении Юсуфа-мирзы иИсмагила-мирзы. Восточная часть Орды во главе с Юсуфом продолжала держатьхозяйственную ориентацию на Среднюю Азию, а западная часть — на Московскоекняжество.
Многочисленные ногайские родо-племенные объединения в конце XVII в. уже имели четкоограниченные кочевья и во всех районах Северного Кавказа, за исключениемкубанского, продолжали в широких масштабах заниматься кочевым скотоводством.Они разводили лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот, овец и коз, а такжедомашнюю птицу (кур, гусей, уток). Птиц во время перекочевок перевозили вбольших корзинах, покрытых сеткой.
Наряду с кочевым скотоводством ногайцы на Северном Кавказе занималисьземледелием примерно в таких же масштабах, как и в Поволжье. По словам Феррана,пригодные для посева земли «отчасти обрабатываются ногайцами и засеваютсяпросом. Ногайцы не долго живут на одном месте. Несколько дольше остаются онитолько там, где засеяли поля, но по окончании жатвы всегда перекочевывают вдругие места» [7, С. 25 ]. Выращиванием злаковых культур занималисьтолько низшие сословия, которые обязаны были платить подать с урожая своимвладельцам. Для ногайских мурз «возделывать землю… считается стыдом;имущество их заключается в рабах и стадах рогатого скота и лошадей»,— писал Черенков[9,С. 81]. Этот же автор отмечал, что «ногайцы почти никогда не обрабатывают двагода подряд одни и те же земли». Для распашки земли ногайцы применяли соху сжелезным лемехом[9, С. 84] .
Коневодство было старинным занятием ногайцев. Об этомсвидетельствует выведенная ими порода лошади, получившая впоследствии название«ногайской». Она приняла участие в формировании кабардинской лошади. Ногайскаялошадь сформировалась в условиях кочевого хозяйства, исключительно на подножномкорме, так как скудная растительность в районах расселения ногайцев непозволяла им содержать скот сосредоточенно в одном месте. Лошадь работала чащепод седлом и в упряжи, реже под вьюком. Уже в средние века ногайскиеконнозаводчики Северного Кавказа вывели несколько пород лошадей, названныхвпоследствии по родо-племенным подразделениям ногайцев. Физические качестваногайской лошади высоко ценились специалистами и конезаводчиками.
В конце XIX — начале XX в. зажиточные ногайцыначали уделять большое внимание развитию коневодческого хозяйства. Это быловызвано прежде всего потребностями рынка, ростом цен на строевых армейских лошадей.Однако, несмотря на предпринятые крупными коннозаводчиками меры по улучшениюпороды ногайской лошади, коневодство продолжало носить экстенсивный характер.Лошадей продолжали содержать табунным способом, и независимо от времени годаони постоянно находились под открытым небом. Отсутствие стойлового содержания,утепленных помещений, нехватка кормов в зимний период, частые эпизоотии привелик резкому сокращению поголовья лошадей во всех районах Северного Кавказа сногайским населением. Это сокращение началось уже в начале XIX в. и продолжалось вплотьдо установления Советской власти.
Наряду с коневодством ногайцы уделяли значительное внимание иверблюдоводству. На Северном Кавказе верблюдов разводили в основном ногайцы, атакже туркмены и калмыки. Ногайцы держали так называемых астраханских двугорбыхверблюдов, обладавших большой силой и выносливостью. Как и у других кочевыхнародов, у ногайцев считался самым ценным животным верблюд. Благосостояниесемьи измерялось количеством верблюдов в общей массе всего поголовья скотакочевника-скотовода.
В натуральном хозяйстве кочевника-скотовода использовалисьверблюжье молоко, шерсть, мясо и кожа.
Ведущее место в скотоводческом хозяйстве ногайцев занималоовцеводство. Заниматься им могли и богатые и бедные из-за нетребовательностиовцы в особом уходе. Овцы давали шерсть, шкуры и молоко. Пожалуй, в бытуногайцев не было ни одного предмета домашнего обихода и национального блюда, вкоторых не присутствовала бы продукция овцеводства. «Овцеводство,— писал М.Смирнов,— было их главнейшим и преимущественным занятием. Отсюда они добывалисебе все средства для жизни, и пищу и одежду и даже жилище, так как их кибиткибыли сделаны из кожи, сотканных или связанных из той же овечьей шерсти»[3, С. 152].
В отдельных районах Северного Кавказа овца долгое время оставаласьглавной меновой единицей и своего рода эквивалентом в торговле. Так, в степныхрайонах Ставропольской губернии восемь овец приравнивались к одной единицекрупного рогатого скота, 12 овец — к одному двугорбому верблюду и т. д.
На Северном Кавказе ногайцы разводили главным образом грубошерстныхкурдючных овец мясной породы.
Значительную роль в экономике ногайского общества играли средства,получаемые от реализации излишков сырья и продуктов на внешнем и внутреннемрынке. Торговали ногайцы изделиями из овчин, кож и шерсти собственногопроизводства, меньше металлическими предметами домашнего изготовления. Приведенныйв литературе перечень товаров свидетельствует о взаимовыгодных торговыхотношениях между народами Северного Кавказа и с населением прилегающих районов.Торговля велась в одинаковой степени скотоводческими и земледельческимипродуктами. Но больше доходов население и у них получало от реализациипродуктов животноводства.
С постепенным разукрупнением орд, затем уже улусов, дляобозначения селений ногайцы начали применять термины «аул» и «куьп». В серединеXVIII в. М. Пейсонель,описывая причерноморских ногайцев, заметил, что «каждая орда разделена нанесколько племен, а племена на аулы»[1, С. 153]. Архивныедокументы свидетельствуют о появлении термина «аул» у прикаспийских ногайцев в1762 г.
Термином «аул» обозначали зимнюю (къыслав) оседлую или летнюю(яйлакъ) кочевую группу населения от 10 до 200 семей. «Собрание несколькихкибиток вроде маленького хутора называется аулом. Аулы состоят — самое большоеиз 30 или 40 кибиток, при среднем количестве в 8 или 40»,— писал И.Х Калмыков [6,С. 57]. Аул связывали кровнородственные и экономические отношения глав семей.Встречались кочевые аулы, которые состояли из семей родных и двоюродныхбратьев, иногда и вдовых сестер. Несколько аулов, принадлежащих к определенномуроду, как правило, располагались вблизи. Подобное размещение называлось «куьп».«Настоящее кибиточное ногайское селение называется куьп. Куьп состоит изнескольких групп кибиток, расположенных одна от другой на расстоянии от верстыдо двух. В каждой группе насчитывается от 40 до 60 кибиток» [12, С. 64].
Исходя из приведенных данных, можно сказать, что в XIX в. основным термином,определяющим поселение, становится «аул». Поселения типа «аула», нужнополагать, вначале возникли как поселения кровнородственной группы, а затем уже,в связи с оседанием ногайцев в благоприятных местах, укрупнились, и в ихсоставе встречались выходцы из разных родов. Термин «аул» употребляется уногайцев и в настоящее время, обозначая сельское поселение, в котором иногдаживет до 6 тыс. человек. Этот термин был перенят у ногайцев и некоторымисоседними народами, например, черкесами и абазинами.
Ногайцы жили преимущественно в юртах. Причем, существовалиразличные типы юрт. Юртам типа термэ была разборной, а типа отав- неразборной.В отличие от калмыцкой коническая часть ногайской юрты была более пологой.
Термэ имела основание свое на складных деревянных клетях,утвержденных на ремне с обеих сторон петлями. Она делалась из шерстяныхвойлоков (кийиз), решеток из разных видов дерева, досок и веревок. Для термэ«нужно было лесу тростей ореховых трех с половиною саженных — 300, на дверцыкарагачевых брусков — 4, односаженных толщиною и шириною в пять вершков, дведоски длиною в сажень, шириною в шесть вершков, толщиною в один вершок»[14,С. 72]. На изготовлении юрт специализировались в основном ногайцы, живущие на р. Буйволе в Ставропольской губернии.
Войлок для юрты изготавливали определенной формы, размеров и расцветки.Войлок нижней части юрты (туурлак) соответствовал размеру турлука. Для крышиюрты изготовляли два трапециевидных войлока (ябув).
Юрту обычно устанавливали женщины. Сначала они крепили решеточныйостов юрты. Количество решеток зависело от размера юрты. Две-надцатирешеточнаяюрта встречалась «у людей очень богатых». Бедные довольствовалисьпяти-восьмирешеточной юртой. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком. Богатыезакрывали юртув_несколько слоев белым_войлоком, бедняки — серым войлоком.
Внутри юрты стены обтягивали камышовыми циновками (шыпта), абогачи и коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева в холодноевремя и приготовления пищи.
Вторым типом кочевого жилища ногайцев была юрта-отав. В отличие от термэ это была неразборная юрта диаметром 6—7 аршин, высотой 4 аршина.
Устройство юрты-отав в деталях напоминало устройство юрты-термэ.То же название носили и детали юрты.
Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцевиз одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственногопоселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всегоквартала.
Распределение мест в юрте было поло-возрастным. На самой почетнойсеверной стороне сидел глава семьи. Мужчины, входя в дом, никоим образом немогут повесить своего колчана на женской стороне. «Хозяйка или старшая женавсегда сидит в кибитке по правую сторону ее (т. е. слева от мужа), где котлы,съестные припасы и все добро, а остальные жены большей частью ей прислуживают»[6,С. 98].
Почетное место главы семьи называлось «тоьр» (тер). На это местоникто не имел права сесть даже вотсутствие главы семьи. По правуюсторону (онъ къолда) рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половинусемьи. Если среди гостей находился старик старше главы семьи, то почетноевместо занимал он. По левую сторону от почетного места садились жены постаршинству, ближе к дверям — невестки. Между женами и невестками садилисьдочери главы семьи. Ели раздельно. Сначала по старшинству ели мужчины, затем —жены и дочери, а в последнюю очередь — невестки. В некоторых состоятельныхсемьях имелись отдельные юрты — отав для приема пищи. Каждая семья старалась по мере возможности нарядно убрать юрту. Особенно украшалиюрту-отав.
Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов(уьй). Первые сведения об оседлых жилищах сообщил в середине XVI в. М. Броневский. Онписал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазанытиной, грязью или навозом и покрыты камышом»[6, С. 104]. Однако ногайцы,поселившись в новом месте быстро перенимали опыт строительства у местногонаселения и строили дома из тех же материалов, которые использовало коренноенаселение.
Особый интерес представляет история ногайской одежды, так как завремя, прошедшее с момента образования Ногайской орды, он претерпел большиеизменения.
Одежду изготавливали своими руками женщины. На изготовление одеждышли различные ткани, полученные в результате меновой торговли. Одежда богатыхлюдей существенно отличалась от одежды бедняков качеством ткани, ниток,различными украшениями. Импортные товары были доступны только богатым, а бедныеобходились тканями домашнего производства. Для верхней одежды использовалиразличные виды войлока.
В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани,одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист-«батис», диагональ — «дыгнал» и др.
Названия многих тканей указывают на широкий ареал их бытования ународов Северного Кавказа. Например, у ногайцев «шиллеявлыкъ», у карачаевцев«чилле», у кабардинцев «щылле» — шелковый платок; у ногайцев «къатеби», учеркесов «къатаби», у осетин «хъасдабае» — бархат. Многие наименования видовтканей общие для многих тюркских народов, некоторые -собственно ногайские. Вцелом одни названия тканей указывают на давние торговые связи ногайцев ссоседними народами, другие — на то, что они издавна появились и бытовали уногайцев.
Классовую принадлежность человека можно было узнать по тому, чтоон носил. Мужская одежда была приспособлена к образу жизни кочевника, былаудобной и очень практичной.
Рост благосостояния населения в годы Советской властиспособствовал широкому проникновению в быт ногайцев фабричных тканей и готовойодежды. Мужская одежда ногайцев претерпела значительные изменения уже в первыегоды Советской власти. Фабричные сапоги, ботинки, галоши заменили самодельнуюобувь. Тогда же получила широкое распространение одежда военного покроя:галифе, рубаха со стоячим воротником и накладными карманами на груди. Рубахуносили навыпуск и подпоясывали узким ремнем.
В настоящее время ногайцы надевают шапки, кепки, фуражки.Войлочные шляпы и башлыки носят старики и люди, занятые на полевых работах.Вообще, элементы национальной одежды больше встречаются у лиц старшегопоколения. Старики носят штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясывая егоузким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одеждугородского покроя.
Значительные изменения произошли в женской одежде. Традиционныечерты сохраняются в одежде пожилых женщин, которые обычно носят длинные платья,теплые шали, большие платки. Среди них есть известные мастерицы, шьющиетрадиционную одежду. Они удовлетворяют запросы не только стариков и старух, нои участников художественной самодеятельности. Молодые женщины и девушкиодеваются по-городскому, хотя некоторые обязательно носят косынки или платки.Обычай обязательного ношения женщиной — головного убора постепенно исчезает.
В целом на изменения в ногайской одежде оказали влияние многиефакторы: переход от кочевой жизни к оседлости, проникновение в аул капиталистическихотношений, влияние соседних народов и особенно социалистическое переустройствобыта, в ходе которого традиционный костюм ногайцев почти полностью приблизилсяк городскому.
В национальной пище ногайцев мы находим аналогии с пищей народовСредней Азии, Поволжья и Северного Кавказа.
Интересные сведения о пище ногайцев сообщает Матвей Меховский. Всамом начале XVI в. он писал, что главное место в пище ногайцев занимают молочныеизделия, в том числе кумыс. В XVI — начале XVII в. А. Дженкинсон,Д'Асколи, Дж. де Лукка и др. описали некоторые виды пищи различных группногайцев, подчеркивая, что главенствующую роль в рационе народа составляютблюда из мяса и молока и частично злаковых. А в начале XVII в. Олеарий отмечал, что«пищу сих татар составляет все то, что доставляет им скотоводство, рыболовствои птицеводство, высушенная на солнце рыба, молотый рис и просо, из муки которыхони делают род лепешек».
К XVIII в. (вносятся подробные описания пищи ногайцев в различных районахих обитания. Характеризуя пищу поволжских ногайцев, С.Ш.Гаджиева писала: «Пекутхлебы и приготовляют мучное кушанье, как вареное, так и жареное лошадиное,баранье и говяжье мясо, азиатскую кашу, плов называемую, кисель, мучное кушаньепопросту лапша именуемую, тонкий пшеничный хлеб, чурек называемый, а особливолюбят чай»[5, С. 214].
Для гостя всегда готовили свежий чай. Чай пили утром и в обед,обычно с локумом. По свидетельству старожилов, приготовляли семь разновидностейчая. Нами зафиксированы пять: «боьртенке», «шама шай», «зынъкыйтпа шай», «къарашай», «йолга барсын шай». Лучшим считался боьртенке шай, сваренный изкирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Шама шай —это чай бедняков, который вновь варили из спитого чая. Къара шай — это черныйчай, чай без молока. Беднота заваривала чай листьями растения «къуврай», груши(кертпе) жареного ячменя.
Покупные изделия в питании почти отсутствовали. Изредка приобреталисахар, пряники, баранки, конфеты. Богатые ели три раза в день,большинство бедняков употребляли горячую пищу только утром и вечером.
Многие наблюдатели отмечали, что ногайцы вообще умеренны в пище.А. Павлов писал о том, что во время обеда они… неторопливы в еде, умеренны вупотреблении пищи, чистоплотны. «Ногаец может быть один и даже несколько днейочень выдержан в пище»,— замечал Н. Ф. Дубровин.
Пищу обычно готовили в котле (къазан). Утварь в основном быладеревянная, некоторые вещи изготовляли из камыша. Некоторые молочные продуктыели из чашки «къабак-аякъ», изготовленной из высушенной тыквы. Богатые людипокупали фарфоровые и фаянсовые чашки, тарелки. Для подъема воды из колодцаслужило кожаное ведро (къавгъа, шелек), для стирки мастерили деревянное корыто(текене). Лица, изготовлявшие утварь, назывались «агъаш уста».
Такие национальные блюда ногайцев, как бешбармак, шашлык, кумыс,йоурт, айран встречались и встречаются у многих народов Северного Кавказа, анекоторые блюда соседних народов, например, карачаевцев, кумыков, черкесов,вошли в быт ногайцев. Так, у бабаюртовских и костековских ногайцев популярнымиблюдами стали «долма» и «кюрзе», заимствованные у кумыков, а у кубанскихногайцев — черкесское «либже» и карачаевский «къы-шын». Широко распространилисьтакие русские и украинские блюда, как борщ, котлеты, тефтели, голубцы и т. п.Как и в других областях культуры, в сфере питания происходило и происходитвзаимовлияние.
За годы Советской власти пища ногайцев стала намногоразнообразнее. Стали широко употреблять покупные продукты, особенно сахар,бакалейные и кондитерские изделия. Основная масса населения покупает такжехлебобулочные изделия.
Зимой в пище преобладают мясные и мучные, а летом — молочныеблюда, овощи, фрукты. Горячую пищу принимают три раза в день.
Изменилась и утварь. Очень редко встречается деревянная и глинянаяпосуда, медные котлы, тазы и кумганы, главным образом у некоторых старожилов.Современная утварь представлена алюминиевой, эмалированной, стеклянной ифаянсовой посудой фабричного производства. Нередки парадные сервизы издорогого фаянса и фарфора.
В XVIII—XIX веках в общественном строе ногайцев преобладали феодальныеотношения с сохранением патриархально-родового уклада. Во второй половине XIX в. в их социальном строепроизошли значительные изменения.
Документы начала XIX в. показывают, что у всех подразделенийногайцев существовали два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых. К первомупринадлежали сословия мурз, султанов, князей, духовенства, узденей, биев, баев,а в более раннюю эпоху — также и ханов; ко второму -«джоллыккулов»,«джолсызкулов», «азатов», «байгушей», «кедеев», «тарханов», «чагаров»,«ясырей», «ялшей». Высшие сословия назывались «белая кость» (акъ суьек), низшие— «черная кость» (къара суьек).
На самой высшей ступени сословной лестницы стояли мурзы, султаны,князья. Они владели огромными богатствами, стояли во главе аулов и решали всеполитические и экономические вопросы. Их интересы защищало царскоеправительство, В 1822 г. по указу императора Александра I ногайскому приставу,владельцу огромных богатств генерал-майору Султан-Менгли-Гирею по выходе его вотставку было назначено «сверх получаемого им ныне пенсиона по 4800 рублейежегодно отвести в вечное и потомственное владение 5 тысяч десятин земли»[12,С. 351].
С середины XIX в. развитие товарно-денежных отношений сталоразрушать веками устоявшиеся натуральный характер и патриархальную замкнутость Ногайскогохозяйства, углублять имущественное расслоение. Особенно оно усилилось послеотмены крепостного права, когда князьям, мурзам, султанам не всегда удавалосьпереустроить свое хозяйство на капиталистический лад. Многие из них продавалиили сдавали в аренду свои земельные угодья и в конечном итоге разорялись.Арендаторами и покупателями земель часто становились кулаки, богатевшие врезультате эксплуатации бедноты, торговли, земельных спекуляций. Таковы были,например, Ибрагим Карасов и Ибрагим Найманов из аула Нижне-Мансуровского,которые завладели тысячами голов скота, держали почтовые разъезды. Аналогичныеимущественные и социальные изменения происходили в Ногайских степях. Свышедесятой части ногайского населения влачило жалкое существование, еще околодесятой части вообще не имело никакого имущества.
Для внутреннего управления аулом или кочевьем на год избирались голова,двое старшин и казначей, а в каждом ауле, состоящем не менее как из десятикибиток, выбирается, сверх того, староста и десятник. Как правило, эти лицабыли из тех же князей и мурз, которые решали все дела в пользу знати.Аналогичным было положение и при решении других вопросов, которые духовенстворешало по шариату, а совет старейшин — по адату. «Дела между нимиразбираются… по произволу князей, которые, пользуясь своей властью, назначаютдля разбирательства… афендиев, исполняющих желания князей. Дела по адатурешаются также неправильно, потому что выбранные для этого люди почтибеспрекословно соглашаются заранее с желанием князей. Штрафы взыскиваются снарода в пользу князей скотиной или деньгами, несмотря ни на какое состояние»,—сообщалось в документе 1852 года[12, С. 146]. Имея власть, князья, султаны имурзы сами определяли границы пастбищ.
Ниже князей, мурз и султанов на сословной лестнице стоялодуховенство. К 1834 г. по левому берегу Кубани в девяти аулах насчитывались 34человека мулл и эфенди. Функции духовенства заключались в отправлении мусульманскихобрядов; доходы духовенства складывались из «зеката» (сороковая доля доходовнаселения), «суьр» (десятая доля доходов семьи), платы за участие в судебныхразбирательствах, венчании и похоронах.
Особую ступень сословной лестницы составляли уздени, фактическизависимые от князей, мурз и султанов. Уздени состояли в подчинении мурз, имелиголос в общественных делах.
В XIX в. среди кочевых ногайцев имелись старейшины (акъсакъалы). Онируководили мелкими племенными подразделениями.
После реформы феодальные формы эксплуатации стали отходить назадний план, по сравнению с кабальными (например, помочи-талакъа) и новымикапиталистическими. Поэтому классовая борьба, выражавшаяся в угоне скота,поджоге сена богачей и т. п., не прекращалась вплоть до Великой Октябрьскойсоциалистической революции.
Аулом управлял старшина, избираемый общинниками. Здесь ещесохранялись остаточные формы кочевой демократии. Общинники могли переизбратьсвоих старшин. В одном из донесений пристав едисанцев и джембойлуковцев писал:«Они, не давая мне знать, сами собою переменили старшин»[9, С. 91],то же сообщалось о «кукубеевом ауле» едишкульцев. Но постепенно эти демократическиетрадиции вытеснялись.
Обычно у кочевых ногайцев аул состоял из большой семьи или женескольких семей, принадлежавших к определенному роду, или, точнее, кфамильно-патронимической группе, например, найманам. Родовое подразделениеназывалось аксакальством. Иногда в одно аксакальство объединялось несколькоаулов. «Однако это деление отнюдь не административное, а родовое»,— писалисторик Ф. И. Капельгородский. В таком ауле члены общины были связаны круговойпорукой. Для решения всех важных вопросов проводились сходы. В них участвовали,как правило, мужчины. Иногда в виде исключения общинное собрание могли посетитьнесколько женщин преклонных лет, известных в округе своим умом.
Для кочевых ногайцев были характерны социальные объединения,имевшие определенные признаки территориального и экономического единства, т. е.кочевые (аульные) общины. Каждое из них консолидировалось отношениями родства.Подобные объединения в большинстве случаев представляли собойсемейно-родственные группы, т. е. группы семей, находившихся в родстве исвязанных сознанием происхождения от одного памятного предка. Объединениеназывалось «бир атадынъ балалары» — дети одного отца. Аналогии имеются у многихдругих народов. В этом отношении очень близки к ногайцам тюркские народы СреднейАзии.
В XIX — начале XX вв. у ногайцев существовали две формы семьи:болшая патриархальная и малая.
Главой большой семьи являлся обычно отец илидед, а в случае ихотсутствия – дядя или старший брат. Глава семьи был представителем семьи иотвечал за своевременную уплату податей, выполнение повинностей и т.д. Семейнаяобщина могла включить в себя семьи умерших братьев, вдовых сестер ипатриархальных рабов.
Большие семьи были больше присущи богатым людям, имевшим многоскота, а иногда и патриархальных рабов. Большой могла быть также семьязажиточного крестьянина, стремившегося организовать как рабочую силу семьисвоих близких родственников.
Существовавшее многоженство способствовало увеличению численностисемьи и поддержанию большесемейных устоев. Ф. Капельгородский писал, что уногайцев жен богачи имели по две, а иногда по три, а большая часть бедняковоставалась совсем неженатыми.
Быт большой семьи подчинялся строгой регламентации. Всехозяйственные обязанности были строго распределены между членами семьи. Уход заскотом, основные земледельческие работы были делом мужской половины семьи, работапо дому — женской. Согласно домашнему регламенту, установленному главой семьи,сам он распределял все хозяйственные работы, а за женские работы отвечала егосестра. Мужчины пахали землю, сеяли, убирали, пасли коров, стригли овец,заготавливали сено. Женщины доили коров, готовили еду, изготовляли из шерстиизделия и т. д.
После смерти главы семьи его обязанности обычно переходили кстаршему сыну. Если же тот имел какие-либо физические или психическиенедостатки, в частности, страдал слабоумием или имел плохую репутацию, тоглавой семьи мог стать и младший брат. При выделе из большой семьи кого-либо изсыновей, ему давали определенную часть имущества «энши»: скот, юрту, домашнююутварь.
К концу XIX в. распад большесемейных общин ускорился. Уже в1860-х годах наблюдалось увеличение малых семей за счет распада больших. Этобыло обусловлено ростом товарно-денежных отношений и проникновением в ногайскиеаулы элементов капитализма, в результате чего частная собственностьокончательно одерживала верх над общесемейной. Внутри больших семей, в сознанииих членов усилились частнособственнические тенденции. Сыновья, другие членысемьи были недовольны сосредоточением доходов семьи в одних руках. Каждый хотелжить обособленно и самостоятельно пользоваться собственными доходами. Семейнаяобщина должна была подчиниться общим закономерностям экономического развития. Брачныйвозраст мужчины зависел от наличия средств для уплаты калыма (къа-лынь). Всостоятельных семьях встречались случаи вступления в брак юношей в 16 лет.
Брак у ногайцев был экзогамным. Экзогамия распространялась на всюфамилию до шестого поколения. У степных ногайцев фамилии в современномпонимании, вплоть до первого десятилетия Советской власти, образовывались отимен отцов, и экзогамия у них была менее определенной —вообщеродственной. Но бывали родовые подразделения с разными тамгами, которые бралидруг у друга невест. Так, юноша из рода мойнапа-найман мог жениться на девушкеиз рода бакай-найман. Браки были сословными. В высшем сословии они служилиукреплению династических связей. В. М. Жирмунский писал, что«семейно-дипломатические связи ногайские властители старались завести и сдругими мусульманскими династиями, прежде всего с крымскими ханами, нередкотакже с правителями Бухары и Ургенча»[11, С.73]. В период усиления НогайскойОрды многие правители сопредельных государств старались посредством бракаустановить близкие отношения с ногайскими ханами.
Иван Грозный, женившись в 1561 г. на дочери кабардинского князяТемрюка, стал свояком ногайского мурзы Тинахмета, женатого на другой дочериТемрюка.
Сословные браки сохранялись вплоть до XX в. Запрещался брак междуназванным братом и сестрой (кардаш окъынган, карындас окъынган). Брак же родныхбратьев на родных сестрах разрешался.
Сродни отмеченной другая, правда, редко практиковавшаяся форма заключениябрака — «белкъуда» (букв.: «поясные сваты»). Двое друзей в знак уважения друг кдругу уже до рождения детей сговаривались об их обручении, если они окажутсямальчиком и девочкой. В этом случае, при рождении двух мальчиков они считалисьназванными братьями. Подобная форма брака редко влекла за собой уплату калыма.
Существовали обменные браки (оьтелес). Женихи, за неимениемсредств на калым, обменивались сестрами. Бытовали также левират и сорорат.
Большинство ногайцев исповедуют ислам. Ислам распространился срединогайцев во времена Золотой Орды, когда перед мусульманским духовенствомоткрылось широкое поле для миссионерской деятельности. Ногайцы приняли исламсуннитского толка. Главным духовным лицом считался муфтий, затем шли помощникимуфтия, эффенди, мулла, ахуны, кади (духовный судья). Службу отправляли вмечетях. Духовенство играло большую роль в жизни народа. Оно активно помогалоэксплуататорам и само эксплуатировало народ. Ногайцы едко высмеивали служителейкульта в песнях и поговорках, например, «Моллага конъысы болсанъ, ялгызкойынъды соярсынъ» («Если будешь соседом муллы, то последнюю овцу зарежешь»).
Но, какотмечал Ф. Энгельс, «… религия всегда сохраняет известный запаспредставлений, унаследованный от прежних времен...»168. Ногайцы,приняв ислам, сохранили анимистические и тотемистические представления и культпредков.
Глава II. Современное положение ногайцев.
1. Территория расселения и положениеногайской диаспоры
в XXв.
В настоящее времяногайцы (ногъай) — один из тюркоязычных народов Северного Кавказа. Общаячисленность в России и странах СНГ составляет около 90 тыс. человек. Основнаяобласть расселения />ногайцев - территория Ногайскойстепи; ныне она расчленена административно-территориальными границами междуДагестаном, Чечней и Ставропольем. В Республике Дагестан проживает 34,4 тыс.чел., или 37 % всех /> ногайцев. Сельское население /> ногайцев - около 87% всех />ногайцев - расселено в четырех районах: Ногайском (82% населения района), Бабаюртовском (16 %), Тарумовском (8 %) и Кизлярском (7,8%). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число/>ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте. ВСтаврополье их количество насчитывает 18,5 тыс., Чечне — около 10 тыс.,Карачаево-Черкесии- 13,5 тыс. и Астраханской области — около 10 тыс. Запределами страны они живут в Турции, Румынии и других государствах [1, С. 9].
/>В 1888 году Караногайское приставство вместе с Кизлярскимуездом были переданы Терской области. С этого времени до 1920 года Ногайскаястепь находилась в составе Терской области. В 1922-1924 гг. Ногайская степьвошла в состав Дагестана.
В 1938 годурайоны проживания /> ногайцев вместе с Кизлярскойзоной были переданы в состав Орджоникидзевского края (так назывался в то времяСтавропольский край).
В 1944 годупосле упразднения Чечено-Ингушской АССР была образована Грозненская область,куда были переданы районы Ногайской степи. Последняяадминистративно-территориальная реорганизация территории /> ногайцев произошла в связи с реабилитацией чеченцев и ингушей и восстановлением ихреспублики. Указом ПВС РСФСР № 721/4 от 9 января 1957 года Ногайский,Кизлярский и Тарумовский районы вошли в состав Дагестана, Шелковской район — всостав восстановленной Чечено-Ингушетии, а Нефтекумский район оказался вСтавропольском крае. Так этническая территория /> ногайцев оказалась разделенной по разным субъектам федерации и возникла противоречиваяобщественно-политическая обстановка среди /> ногайцев региона.
Этнодемографическаяситуация в районах проживания /> ногайцев довольно-таки пестрая, и во всех районах, кроме Ногайского, /> ногайцы составляютменьшинство. Только в Дагестане /> ногайцы имеют административный район со своими национальными кадрами, администрацией,налаженной системой образования и культурного обеспечения — это Ногайскийрайон. Стремления /> ногайцев других регионовк созданию национальных районов пока не дали никаких результатов.
В советскийпериод мелкотоварные, в основном скотоводческие, хозяйства Ногайской степипостепенно сменились крупными многоотраслевыми хозяйствами, оснащеннымисовременной техникой. Было поставлено на научную основу улучшениепродуктивности животноводства. В госплемзаводе «Червленные буруны» быливыведены местные породы тонкорунных овец.
В этот жепериод в духовной культуре /> ногайцев произошли значительные преобразования. Сложилась ногайская интеллигенция,развивается ногайская литература. Дагестанцам хорошо известны представителиногайской интеллигенции: А.Х. Джанибеков, Ф. Абдулжалилов, Б. Кулунчакова, Э.Аджигельдиев, К. Темирбулатова и др. Открылись школы, и преподается роднойязык.
В Ногайском,Каясулинском, Ачикулакском районах, в Карачаево-Черкессии издавались газеты наногайском языке (в настоящее время только в Ногайском районе и Карачаево-Черкессии).В г. Кизляре функционировало педагогическое училище, готовившее учительскиекадры родного языка, но оно было закрыто после 1957 года.
В конце 50-хгодов руководство Ставропольского края и Чечено-Ингушетии закрыло ногайскиешколы, перестала издаваться газета на ногайском языке.
2. Современныепроблемы и пути их решения.
Отсутствиенационально-территориальной целостности негативно влияет на этническоесамочувствие народа, в том числе и на состояние экономики. И поэтому неслучайно конец 1980 — начало 1990 годов отмечается всплеском национальногосамосознания. Создание межрегиональной общественно-политической организации «Бирлик»(«Единство») явилось фактом оформления политических устремлений /> ногайцев. (Истоки этого движения относятся к 1957году). Один из организаторов и руководителей движения — ученый-историк Б. А.Кельдасов.
Начиная с1989 года, движение «Бирлик» провело 4 съезда. Из них один совместно с казакамиКизлярского, Тарумовского и Шелковского районов по проблеме объединенияразделенной территории и самоопределения. На последнем съезде было решенообратиться в Конституционный Суд РФ на предмет правомочности Указа 1957 года вчасти, касающейся /> ногайцев .
Экономический кризиспереходного периода в России затронул остро регионы проживания /> ногайцев. Почти повсеместно упало производствосельского хозяйства. В Ногайском районе идет сильное сокращение поголовьяскота, единственного источника жизнеобеспечения /> ногайцев.В 1996 году Правительством выделено товарного кредита 2,8 млрд. рублей наполевые работы, а в 1997 году всего лишь 80 млн. рублей. Долги совхозов иколхозов Ногайского района составляют 8 млрд. 400 млн. рублей.
Спадпроизводства в Ногайском районе за последние годы в сельхозпроизводстве, низкиецены на сельхозпродукцию, рост безработицы, географическая отдаленность районаот индустриальных центров, отсутствие инфраструктуры — железной и автомобильныхдорог усугубляют и без того слабое материальное состояние жителей района. Еслисегодня Дагестан занимает последнее место в Российской Федерации по уровнюсреднемесячной зарплаты, в Ногайском районе она составляет отсреднедагестанской — 79,4 %. В последнее время в связи с общими трудностями всельском хозяйстве продолжается падение рентабельности животноводства — основной отрасли экономики ногайского народа.
ПравительствомРеспублики Дагестан в 1993 году было принято специальное Постановление № 184 «Осоциально-экономическом развитии Ногайского района», однако оно практически невыполняется. Если не считать, что за прошедшие пять лет (1992 – 1997 гг.) порайону на газификацию выделено 1,9 млрд. рублей. Тогда как по Ставропольскойкраевой программе «Восток» выделено средств на реализацию мероприятий дляразвития населенных пунктов, где проживают /> ногайцы,за 1996 — 1997 гг. 8 млрд. 133 млн. рублей. При наличии природного газа (газопроводв Ногайском районе) степень газификации составляет только 15% из-занедофинансирования, тогда как в соседнем Тарумовском районе — 73 %. Специалистыподсчитали, что при таких темпах Ногайский район будет газифицирован лишь через50 лет. Не решены вопросы по обеспечению связи в районе (райцентр не имеетпостоянной связи с населенными пунктами, строительство АТС приостановлено),вопросы образования, культуры, здравоохранения, коммунального хозяйства,строительства жилых домов и ввода в эксплуатацию орошаемых земель, какпланировалось по вышеуказанному Постановлению.
АдминистрацияНогайского района и национальное движение выступают за передачу отгонныхпастбищ под юрисдикцию администрации района. Недовольства /> ногайцев вызваныв основном тем, что много земель в местах проживания этого народа находятся вхозяйственном пользовании других республик и районов. Так, почти 60% земельНогайского района находятся в распоряжении других районов республики в качествеземель отгонного животноводства. Вместе с тем /> ногайцы вбольшинстве своем выступают против частной собственности на землю из-за боязнипотерять свои земли.
Остро стоитвопрос экологического состояния Ногайской степи. В результате ненормированноговыпаса скота в течение нескольких десятилетий в настоящее время возникла эрозияпочв. Появились десятки новых очагов движущихся песков. Песчаные буристановятся постоянным элементом климата.
Вместе с темНогайский район представляет из себя регион, довольно-таки насыщенный коммуникациямифедерального значения — газопровод, нефтепровод, высоковольтная ЛЭП.Безусловно, наличие таких магистралей может способствовать определенномуподъему экономики. Главным богатством района остается земля, а конкретныепастбища должны использоваться в нужном направлении. Продолжается опустыниваниепастбищ. Среди требований национального съезда и необходимость проведенияэкологической экспертизы Ногайской степи. Администрация ставит вопрос осоздании государственного заповедника на территории района, видя в этомединственную возможность спасения и сохранения Ногайской степи.
Уже нескольколет />ногайцы пос. Сулак в составе г.Махачкалы тревожатся за свое положение в связи с поднятием уровня моря. Восновном они желают переселиться неподалеку на недосягаемом для моря месте.
Проблемамбабаюртовских и сулакских />ногайцев прибавилась ещеодна — это обезземеливание. Вокруг сел не осталось территории длядомостроительства и выпаса личного скота. А угодья, принадлежавшие поселкуСулак, вообще оказались под водой. III съезд народных депутатов в 1991 годупринял решение о расширении присельских участков в равнинных районах, в томчисле и в Бабаюртовском. Но это постановление в полном объеме не выполнено.
Национальноесамочувствие /> ногайцев в Дагестане наиболееудовлетворительное. В Республике Дагестан создано два ногайских избирательныхокруга, по которым избраны депутаты в Народное Собрание, один член Госсовета;главы администраций Ногайского и Бабаюртовского районов являются />ногайцами. Вместе с тем на конференциях общества «Бирлик»в Кизлярском, Тарумовском и Бабаюртовском районах отмечалось, что доляногайских кадров в системе управления этих районов очень низка. В целом пореспублике /> «ногайцы» составляют 1,6 % всегонаселения, представительство в руководящих кадрах составляет 0,4 %.
В сферекультуры 1994-1995 годы ознаменованы тем, что создан Ногайский государственныйоркестр народных инструментов. Он уже провел гастроли по районам проживания /> ногайцев. Набирает авторитет филиал Хасавюртовскогопедагогического колледжа в сел. Терекли-Мектеб. Там обучается около 120студентов — будущих преподавателей ногайского языка в начальных классах.Следует отметить, что необходимость этого филиала уже подтвердилась, рядспециалистов первого выпуска приступили к работе в различных районах проживания/> ногайцев. Однако отсутствие учительских кадров инедостаточное количество учебных пособий не позволяют ввести преподаваниеногайского языка в Бабаюртовском районе республики Дагестан. Сегодняадминистрация Ногайского района ставит вопрос о выделении филиала всамостоятельное учебное заведение, для чего нужна существенная материальнаябаза.
В 2001 г. постановлением Правительства республики Дагестан в Терекли-Мектебе создан Ногайскийгосударственный драматический театр.
21 июля 1997года Председатель Государственного Совета Республики Дагестан встретился сгруппой ногайских общественных и политических деятелей. На встречерассматривались и вопросы защиты законных прав представителей ногайскогонарода, проживающих вне Дагестана. По итогам встречи поручено представителямногайского народа во властных структурах республики изучить социально-экономическуюситуацию в Ногайском районе и представить конкретные предложения по ееулучшению. Подробное изложение в записке проблем Ногайского района связано стем, что район является центром всех />ногайцев России,центром культурного, методического, образовательного обеспечения другихрегионов, где компактно проживают ногайцы.
ВСтавропольском крае недовольство />ногайцев и ихпретензии к руководству Нефтекумского района и края вызваны и тем, что />ногайцы слабо или почти не представлены в краевомруководстве, а также на уровне района. Мало сделано для возрождениянациональной культуры. Преподавание языка хотя и наладилось, но еще очень слабаучебная база, не хватает учебных пособий. Нет районной газеты на ногайскомязыке и т.п. В Нефтекумском районе нет ни одного /> ногайцав руководстве районной администрации, нет /> ногайцев -руководителей в правоохранительных органах. В Краевой Думе нет депутатов-/> ногайцев.
На заседанииКраевой Думы 17 июня 1997 г. рассматривался вопрос о социально-экономическомположении />ногайцев. В рамках Закона «Онационально-культурной автономии» было предложено краевому Правительствуосуществить разработку программы национального развития и межнациональногосотрудничества в соответствии с Концепцией государственной национальнойполитики Российской Федерации. Ногайцы обратились в Думу с предложением овосстановлении Каясулинского района, существовавшего до 1944 года, и о созданииногайского избирательного округа по выборам в Краевую Думу, ссылаясь на наличиеаналогичного в республике Дагестан.
Этнополитическиепроцессы, идущие на Северном Кавказе, безусловно, затронули все народы, ноособенно они повлияли на /> ногайцев, живущих вЧеченской Республике. /> Ногайцы беспокоятся забудущее в случае выхода Чечни из России. В результате полнейшего разваласельхозпредприятий и в связи со сложившейся обстановкой ногайцы Шелковскогорайона мигрируют в другие районы России. Немалая их доля осела в РеспубликеДагестан и легла дополнительной нагрузкой на социальную и без того слабуюинфраструктуру ногайских сел. Точное количество /> ногайцев,уехавших из Чечни, неизвестно, известно лишь то, что на 1 января 1998 г. в ЧРИ было 6200 /> ногайцев. Многие обеспечивают себя занимаясьотходничеством. Главами администраций ногайских сел назначены все местные /> ногайцы. Создан ногайский избирательный округ, откоторого в парламент Чеченской республики избирается депутат-/> ногаец.В руководящие органы Шелковского района также назначены /> ногайцы,в т.ч. зам. главы администрации. Ногайским селам возвращаются исконныенаименования, открываются национальные школы. /> Ногайцам выделено 60 целевых мест для поступления в вузы ЧР и России.
Однако не все/> ногайцы, особенно в Дагестане и Ставрополье,стремятся к сближению с Чеченской Республикой. Сегодня на 55-м км главнойдороги Терекли — Кизляр, по которой осуществляются все связи Ногайского районавнутри республики и выход за ее пределы, на протяжении семи километроввклинивается административная граница Чеченской Республики, установленблок-пост, таким образом, поездки внутри Ногайского района приходитсяосуществлять через блок-пост Чеченской республики с вытекающими отсюдапоследствиями.
Большую рольи влияние на политическое сознание жителей Ногайской степи оказывает то, чтоони находятся в информационном и коммуникационном вакууме. /> Ногайцы, живущие в республиках Дагестан и Ичкерия и Ставропольском крае, неимеют между собой нормального общения. Нет общей газеты, не говоря уже осовременных средствах связи, межрегиональном телевидении и радиовещании. Междурайонами проживания />ногайцев в указанных субъектахфедерации нет хороших с твердым покрытием дорог. Все вышеперечисленное неспособствует развитию и существованию ногайцев как единого этноса.Идеологический вакуум, как правило, заполняется идеологией национальноговозрождения в различных ее выражениях — от духовного возрождения дополитического и культурного изоляционизма.
Отсюда ипостановка /> ногайцами вопроса о политическомсамоопределении и создании своего автономного образования в рамках РоссийскойФедерации. Решение этого вопроса весьма проблематично, так как для этогонеобходимо, как минимум, согласие трех субъектов: Чечни, Дагестана иСтавропольского края. В Шелковском и Нефтекумском районах высок уровеньсовместного проживания, и />ногайцы составляют тамменьшинство, хотя села, граничащие с Ногайским районом республики, почтиполностью ногайские. Поэтому в плане гражданского согласия проблематичность неменьшая, чем на властном уровне. Сегодня, с учетом политической обстановки наСеверном Кавказе, вопрос автономизации ногайцев не стоит так остро,но и не снят вообще.
Проблемуразделенности ногайского народа реальнее всего решить путем сближения народовтрех вышеупомянутых субъектов РФ. Поэтому в последнее время среди />ногайцев все чаще поднимается вопрос о созданииединого информационно-культурного центра, который способствовал бы решениюкультурных, образовательных проблем ногайского народа, это укрепило бы всознании /> ногайцев уверенность, что они являютсянеотъемлемой частью единой России. Осуществление системы мер по сохранениюсамобытности ногайского народа, решение многих культурно-образовательныхпроблем, безусловно, снимет остроту в межнациональных отношениях в регионахпроживания /> ногайцев.
Заключение
Половцы, появившиеся вначале XI века на Северном Кавказе, поглотилив своем составе ослабевшие племена печенегов (канглы) и более древних жителейэтих степей хазар. Даже появление монгол в XIII веке и подчинение Чингизидами половцев не даложелаемого результата по очень простой причине: количество монголов во вновьсозданном государстве – Золотая Орда – было незначительно по сравнению скоренными жителями, половцами. По меткому выражению академика В.Жирмунского:«Земля одержала верх над поработителями, и все они стали говорить на половецкомязыке». В 1391 г. на обломках Золотой орды возникла наравне с другими Ногайскаяорда, просуществовавшая, видоизменяясь, до 1783 года. От того периода наСеверном Кавказе осталось огромное множество исторических источников: ногайскиекладбища в Пригородном районе Северной Осетии, на р. Лабе, Урупе и многих другихместах. Но наиболее ярким свидетельством того, что ногайцы являются древнейшимижителями, является сохранившаяся топонимика. В названиях рек, озер, населенныхпунктов: Егорлык – река, текущая в возвышенном месте, Ташла – каменистая, Чла –седой, Карамык – послен, Бешпагир (Бесбакыр) пять бедняков, Калаус – скалистаявода, Ашы – кулак – Горькая балка. Озер: Буйвола (Бий — Бала) – ребенокправителя, Сенгелевское (Казма) – копать, Китаевское, Бурлацкое сравните кытайи бурлак – название ногайских племен, Томузловке (Тамыз) – капля. Этот списокможно продолжать до бесконечности.
На современном этапеногайцы сохранили свою территорию в основном в Ногайской степи, где расположеныболее 60 ногайских аулов, из них 18 в Нефтекумском районе, это: Ачикулак, Бияш,Каратюбе, Новкус-Артезиан, Артезиан-Мангит, Каясула, Ямангуй, Бесей, Уч-тюбе,Тукуй-Мектеб, Зункарь, Абрам-Тюбе, Махмуд-Мектеб, Кунай, Мурзабек,Левопадинская, Найко, Согуляки, в Степновском районе: а.Али-кую за пределамиНогайской степи в Пятигорье: а. Канглы, на Кубани: а. Карамурза. ВСтавропольском крае на своих этнических территориях расположены 22 ногайскихаула. Численность ногайцев, по последним данным достигает 35 тыс. человек.
Экономическийкризис переходного периода в России затронул остро регионы проживания ногайцев. Почти повсеместно упало производство сельского хозяйства. ВНогайском районе идет сильное сокращение поголовья скота, единственногоисточника жизнеобеспечения ногайцев. В 1996 году Правительством выделенотоварного кредита 2,8 млрд. рублей на полевые работы, а в 1997 году всего лишь80 млн. рублей. Долги совхозов и колхозов Ногайского района составляют 8 млрд.400 млн. рублей.
Всевышеперечисленное не способствует развитию исуществованию ногайцев как единого этноса. Экономический упадок врайонах проживания ногайцев отражается на социальных отношениях, влечет засобой определенные политические требования к правительству, как края, так иРоссии.
Идеологическийвакуум, как правило, заполняется идеологией национального возрождения в различныхее выражениях — от духовного возрождения до политического и культурногоизоляционизма.
Сложнымиисторическими путями пришли к своему современному положению в ряду другихэтносов ногайцы. Проблема дальнейшего развития данного этноса на данный моментстоит как никогда остро, что определяет дальнейшую работу над данной темой.
Материалыкурсовой работы имеют практическую значимость для преподавателей истории приизучении истории отдельных этносов, населяющих Россию, а также во времяпреподавания курса «Народы Северного Кавказа».
Литература
1. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы.// Словарь-справочник:«Academia», Москва, 2000 г.
2. Анчабадзе Ю.Д.,Волкова Н.Г. Этническая история Северного Кавказа 16 — 19 века.- М., 1993.
3. Волкова Н. Г. Этническийсостав населения Северного Кавказа в 18 — начале 20 века.- М., 1974.
4. Волкова Н. Г. Этнонимыи племенные названия Северного Кавказа.- М., 1973.
5. Гаджиева С. Ш. Материальнаякультура ногайцев в 19 — начале 20 века.- М., 1976.
6. Калмыков И. Х., КерейтовР.Х., Сиклиев А. И.-М. Ногайцы: Историко — этнографический очерк. -Черкесск,1988.
7. МошковВ. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцевВолжско-Камского края. Мелодии оренбургских и ногайских татар.—ИОАИЭКУ, т. XIX, вып. 1-2, 1895.
8. НебольсинП. Очерки Волжского низовья. СПб., 1852, с. 76-77.
9. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине 17 века.- М.; Л.,1948.
10. Путешествияв восточные страны..., СБРИО, т. 41, 1884.
11. Федеров Я. А.Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983;
12. Ферран.Путешествия из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.
13. Хозяйственноеописание Астраханской и Кавказской губерний по гражданскому и естественномуих состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. — СПб.,1809.
14. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы(Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны)// Этноконтактнойзоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения).- М.,1989.