Контрольнаяработа по культурологии на тему:
Неопластицизмкак направление в абстрактном искусстве
План
1.Сущностьнеопластицизма
2.Пит Мондриан – основатель неопластицизма и его группа «Стиль»
3.Мастеранеопластицизма в архитектуре, живописи и скульптуре
4.Списоклитературы
1.Сущность неопластицизма
Неопластицизм — одна изранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландскимживописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение«Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей,стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строгоуравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенныхперпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цветаосновного спектра (с добавлением белого и серого тонов).
Neo-plasticisme(Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке.
Пит Мондриан определилим свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой ижурналом «Стиль» («De Sti- ji») основанными в Лейдене в1917.
Главной чертойнеопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построенияформы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии.Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к немудобавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничиваетцвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которымможно добавить только белый и черный.
С помощью этойстрогости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобыдостигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира. Теориинеопластицизма и его цели были сформулированы в журнале «Стиль».
В 1920 Мондрианвыпустил брошюру «Неопластицизм» изданную в Париже галереей Эфформодерн. Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу иопубликованы в 1925 издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung.Концепцию пере- секающихся под прямым углом линий приняли художники группы«Стиль».
Под их влияниемМондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вкладнеопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики- с распространением влияния группы «Стиль».
2.Пит Мондриан – основатель неопластицизма и его группа «Стиль»
Одиниз ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма,нидерландский художник Пит Мондриан (1872—1944) начал свой творческий путь встенах Государственной академии художеств в Амстердаме. Ранние его работывыполнены в манере старых голландских мастеров («Лесной ручей», 1888 г.). Ноизвестность молодому художнику принесли не академические сюжеты, а такназываемые вечерние пейзажи. В сумерках, в лучах закатного солнца Голландия —её дюны, деревья, ветряные мельницы — предстаёт загадочно-поэтической («Вечерна берегу Гейна», 1906 г.). Один из первых критиков творчества Мондрианазаметил, что его пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых её глубинныхуголков».
В1911 г, в Амстердаме Мондриан принял участие в Международной выставкесовременных художников, где были представлены также кубистические произведенияПабло Пикассо, Андре Дерена, Жоржа Брака. Познакомившись с работами кубистов,Мондриан и сам начал экспериментировать с формами, упрощать их. По-разномусочетая плоскости изображаемых предметов, он добивался впечатления структурной,ритмической ясности («Пейзаж. Деревья», 1911 — 1912 гг.).
Постепенноиз его работ исчез даже намёк на реальную форму. Композиции серии «Море» (1914г.) по сути своей уже абстрактны. Впечатления от бликов света на колеблющейсяповерхности моря художник выразил чередованием горизонтальных и вертикальныхштрихов, иногда крестообразно пересекающихся.
В1917 г. Мондриан вместе с архитектором, скульптором и живописцем Тео ванДусбургом (1883—1931) стал одним из основателей группы «Стиль» — объединенияхудожников и архитекторов. В него вошли также архитекторы Питер Ауд, ГерритРитвелд, скульптор Георг Вантонгерлоо и другие мастера. Целью группы «Стиль»было создание форм, очищенных от всего случайного и произвольного. Архитекторыотказались от замкнутой коробки здания и заменили её комплексом взаимосвязанныхобъёмов. Скульптурные композиции Вантонгерлоо — это пересекающиесяпрямоугольные формы. Свои теоретические взгляды «Стиль» стремилсяраспространить и на другие области искусства, предлагая везде и всюду следоватьпорядку, простоте и ясности.
Впервом же номере журнала, названного по имени группы, Мондриан опубликовал своюстатью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм». В этойи в других теоретических работах (например, в книге «Искусство и жизнь. Новоеискусство — новая жизнь», 1931 г.) мастер настойчиво утверждал, что гармониюмира можно отразить только прямоугольными абстрактными композициями.
Втак называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондрианзаключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свеченияцвета («Композиция красного, жёлтого, синего и чёрного», 1921 г.). В 30-х гг.художник разрывал или удваивал чёрную линию, стремясь к более резкимконтрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чащеодним цветом («Композиция с синим», 1937 г.). По мнению Мондриана, «цвет долженбыть свободен от индивидуальности, от личных эмоций, он должен выражать лишьвсеобъемлющий покой». Своими цветными «решётками» мастер оформил и интерьерсобственной мастерской в Париже, куда переехал в 1919 г.
Несмотряна внимание публики к неопластическим работам и регулярное участие художника в выставках,средства к существованию ему доставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишьспустя десять лет абстракции Мондриана стали находить спрос, но материальногоблаго получил ему удалось достичь лишь незадолго до смерти, в Америке. ЗдесьМондриана называли самым знаменитым иммигрантом. В 1942 г. с успехом прошла егопервая в жизни персональная выставка. В США художник работал над большимикомпозициями: «Нью-Йорк-сити» (1941 — 1942 гг.), «Бродвей буги-вуги» (1942 г.),«Победа буги-вуги» (1943 г.). Теперь линии, как бы подчиняясь пленившим егоритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветными квадратиками, чёрнаясетка стала необязательной.
ИскусствоМондриана во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.
3.Неопластицизм в архитектуре и живописи
Якобус Иоганнес ПитерОуд (9 февраля 1890, Пурмеренд — 5 апреля 1963, Вассенаар) — нидерландскийархитектор и теоретик архитектуры, один из главных представителей функционализмав архитектуре.
Учился на архитектурныхфакультетах университетов в Дельфте и Амстердаме у Петруса Губерта Кийперса и уТеодора Фишера в Мюнхене. В 1914 году обосновывается в Лейдене, где знакомитсяс Тео ван Дуйсбургом.
В 1917—1921 годы ЯкобусОуд член группы «Стиль»(De Stijl), cотрудничает с ван Дуйсбургом с егохудожественном журнале «De Stijl», публикуя в нём статьи по современнойархитектуре(в 1917-1920 годах).
С 1918 по 1933 годзанимает должность городского архитектора Роттердама. Кварталы спроектированныхОудом в этом городе зданий и их окрестностей принесли ему международнуюизвестность и сделали одним из ведущих архитекторов т. н. «интернациональногостиля».
В 1954 году Я. И. П.Оуду присваивается звание почётного доктора архитектуры при Техническомуниверситете в Дельфте.
Знаменитые строенияЯкобуса Оуда:
Роттердам, квартал «Хокван Голланд» 1924-27
Роттердам, ресторан «ДеУние» 1925
Роттердам, квартал«Кифхок» 1929
Амстердам, Монумент нацентральной площади города Дам, 1949
Штутгарт, квартал «Вайсенхоф»1927
Гаага, зданиеКонгрессов, 1956-63
Тео Ван Дусбург (1883 –1931)
Знаменитый голландскийхудожник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Настоящее имяКристиан Эмиль Мария Куппер (Christian Emil Marie Kupper). Родился 30 августа1883 года в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед.Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ — под псевдонимомАльдо Камини. Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописии архитектуры. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художникаПита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал группу и журнал«Стиль» («De Stijl»), знакомивший с идеями и произведениямимастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемовживописи группы «Стиль» — локальное заполнение геометрических фигур,размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляютоснову спектра. Концепция «Стиля» была подробно разработана и описанаВан Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этогоискусства нашли широкое применение в архитектуре 20 века. Члены группы«Стиль» работали самостоятельно в различных городах мира, некоторыеиз них не были даже знакомы между собой.
Всех их объединялознакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма. Дусбург являлся идейнымвдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропагандырационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовескартинному ее восприятию. Рациональное направление группы «Стиль»представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школыАмстердама. В 1926—1928 годах ван Дусбург совместно с Хансом Арпом и СофиейТобер-Арп работал над перестройкой и оформлением ночного ресторана, кинотеатраи дансинга «Л'Обетт» в Страсбурге, в котором трактует абсолютно все плоскости,следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостьюили прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальныхцветов — красный, желтый, синий, и противоположных — белый, черный, серый). Попрофессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно.
Картина Тео ванДусбурга «Арифметическая композиция». Ощущение движения и перспективысоздается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. Вдействительности художник использовал простой математический расчет — стороныкаждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущегоквадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства.Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенномутяготению к архитектуре. Скончался Тео ван Дусбург 7 марта 1931 года в Давосе.Смерть Дусбурга ознаменовала конец группы «Стиль». Несмотря накратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ееориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировуюархитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства,основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьегоизмерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил иопределил Тео ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.
Барт ван дер Лек
Голландский художник. Одиниз основателей движения () в 1917, ван дер Лек,получивший образование художника-витражиста, обратился к живописи не сразу. Малозатронутые новыми художественными тенденциями, его первые картины,свидетельствующие об оригинальном видении, датируются 1912-1913; этоплоскостные фризовые композиции, упрощенные по формам и написанные в несколькоцветов (Продавец фруктов, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Эти черты придаютсюжету — уже очень стилизованному — монументальный характер. Под влияниемдревнеегипетского искусства (Работа в порту, 1916), ван дер Лек приходит к ещебольшему схематизму в Буре, в которой сочетаются плоскости красного, синего,желтого и черного цветов; формы очень стилизованы, композиция основана нагоризонтали и вертикали, а сюжет также трактован предельно абстрактно. Этуработу отметит Мондриан, с которым художник познакомится в 1916. ВлияниеМондриана заметно в триптихе Шахта (1916, Гаага, Муниципальный музей), вкотором отсутствует четкий сюжет и ослаблен пластический язык; на черном фонебоковых частей и белом — центральной части расположены красные, синие и желтые,горизонтальные, вертикальные и диагональные штрихи, создающие ритмы. В 1917 вКомпозицииях Выход с завода, Оттерло, музей Крёллер-Мюлер основные элементыприведены в порядок и пронумерованы: на белом фоне 73 черты одинаковой ширины, красные,голубые, желтые или черные, размещены в прямоугольнике по группам. В этом жегоду ван дер Лек участвует в основании журнала Стиль и, в частности, публикует статьюв первом его номере. Но в 1918 он отходит от движения, но тем не менее углубляетсвои поиски. Композиция (1918-1920, Амстердам, Гор. музей) состоит только извосьми геометрических фигур: четырех квадратов и четырех треугольников.
После 1920 художниквозвращается к фигуративной живописи, но его сюжеты по-прежнему трактованы наязыке элементарных геометрических фигур.
Он мало работает иживет практически в одиночестве в Бларикуме, где он создал несколько декоративныхкомпозиций — стенных росписей и произведений прикладного искусства.
В конце жизни внескольких картинах он возвращается к нефигуративной живописи, создав в этомстрогом духе ряд шедевров, предвосхитивших минимализм. Лучше всего творчество вандер Лека представлено в музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.
Жорж Вантонгерло (род.6 октября 1886 г. Антверпен — ум. 24 ноября 1965 г. Париж) — бельгийскийхудожник, скульптор и архитектор.
Ж.Вантонгерло считаетсяодним из крупнейших представителей абстрактной живописи в Европе.
Ж.Вантонгерло училсяживописи в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе и в Антверпене. Впериод с 1910 по 1917 год художника привлекает фигуративное искусство.Вантонгерло обращается к беспредметной живописи в 1917 году и является —совместно с голландцами Питом Мондрианом, Тео ван Дуйсбургом, Бартом ван дерЛёком и другими — основателем художественной группы Стиль. ПодписьЖ.Вантонгерло стоит одной из первых и под Манифестом «Стиля».
В отличие от своихколлег, придерживавшихся строгих правил в построении композиции — так,П.Мондриан признавал только горизонтальные и вертикальные линии рисунка, а Т.ванДуйсбург разрешал себе добавить к ним ещё и диагональные — Ж.Вантонгерло вскоревышел из этих рамок и использовал в своей живописи различные геометрическиеформы — круги, овалы, волнистые линии и прочие. При этом он использует, кромеосновных цветов, ещё и цвета смешанные. В связи с этим он постепенно отдаляетсяот генеральной линии пуристской группы «Стиль» и выходит из неё окончательно в1921 году.
После этого, проведянекоторое время в Ментоне, в 1928 году художник приезжает в Париж. Здесь он в1931 году, совместно с Т.ван Дуйсбургом, Наумом Габо, Огюстом Эрбеном иАнтуаном Певзнером, основывает художественную группу Abstraction-Création(Креативная абстракция).
4.Список литературы
1.М. Бессонова Неопластицизм
2.Мироваякультура и искусство. Неопластицизм