Контрольнаяработа по культурологии на тему:
МузеиВенгрии
План
1.Венгерский Национальный музей
2.Музей истории Будапешта
3.Венгерская Национальная галерея
1.Венгерский Национальный музей
Венгерский Национальныймузей был основан в 1802 году. Значительную роль в этом сыграли идеифранцузского Просвещения, которые как во всей Европе, так и в Венгрииспособствовали открытию для широкой публики некоторых аристократическихколлекций. Созданию Национального музея в Венгрии способствовал еще одинфактор: продолжавшееся несколько столетий владычество Габсбургов вызвалонеобычайно сильное национальное противодействие. Началась борьба за то, чтобывенгерский язык стал официальным языком Венгрии, за уважение к памятникамвенгерской истории и т. п. Эта борьба нашла свое выражение и в учрежденииВенгерского Национального музея и Академии наук Венгрии. Основание ВенгерскогоНационального музея связано с именем Ференца Сечени, одного из талантливых,по-европейски образованных аристократов конца ХУШ— начала XIX века. СемьяСечени уже в конце XVDI века сознательно стремилась к тому, чтобы принадлежащиеей библиотека и коллекции постепенно превратились в государственные, и начинаяс 1786 года Сечени рассматривал свои собрания как базу для Государственнойбиблиотеки (учредителем которой он стал впоследствии). Основу собрания монет иантикварных вещей Ференца Сечени составляли римские монеты из Сирмиума. Собираяколлекцию книг, он стремился к приобретению венгерского и зарубежногоматериала, так или иначе связанного с венгерским. В письме от 25 ноября 1802года, которым Сечени официально передавал свои коллекции в дар нации, было.поставлено условие: даримая библиотека должна называться «Bibliotheca HungaricaFamiliae Comitum Szechenyi Patriae Sacrata». С тех пор венгерская Национальнаябиблиотека носит это название. В момент составления учредительного письмаколлекция библиотеки состояла из 11 884 печатных документов, 1150 рукописей,142 томов географических карт и гравюр и 2019 гербов. К этому собранию в 1807году были присоединены 2675 монет, антикварных предметов и несколько картин,зарегистрированных в каталоге «Catalogue Nummorum Hunga-riae». Согласно 24-йстатье закона от 1807 года весь этот материал стал достоянием венгерской нации.В честь основателя библиотеки в саду Национального музея установлен памятник.
Уже в 1804 годубиблиотека была открыта для исследователей. В следующие годы Национальный музейзначительно расширился за счет покупок и подарков. В 1814 году из библиотекивыделилось и стало самостоятельным хранилище монет и антикварных предметов. В1825 году был выпущен первый научный каталог этого собрания под названием«Cimeliotheca Musei Nationalis».
Первым помещением дляколлекций Национального музея стало здание пештского ордена св. Павла.Непосредственный надзор над Музеем осуществлял королевский наместник Иосиф,который с большой любовью и заботой относился к делам и нуждам ВенгерскогоНационального музея. Главной проблемой было подыскать подходящее для коллекциипомещение. Уже в 1807 году наместник Иосиф заказал пештскому архитектору ЙожефуХилду проект здания Национального музея. Проект, однако, не был воплощен вжизнь, так как купленный для постройки Музея участок оказался маленьким ипожароопасным из-за окружающей тесной застройки.
Спустя некоторое времяэтот участок обменяли на другой, на котором и сейчас стоит ВенгерскийНациональный музей. Однако строительство было отложено на долгое время, итолько Государственное собрание созыва 1836 года снова занялось этим вопросом.Проект здания наместник Иосиф поручил на этот раз пештскому архитектору МихаюПоллаку, и 28 декабря 1836 года был подписан договор на проектные работы.Строительство здания было начато 22 июня 1837 года, но в 1838 году оно былопрервано из-за разрушительного наводнения. Возведение здания Музея былозакончено лишь в 1847 году. Строительство его продолжалось ровно десять лет.Длина фасада Музея 109 метров. Перед порталом расположен портик из восьмиколонн римского ордена, ширина портика 34,7 метра. Тимпан фронтона украшаетскульптурная группа мюнхенского скульптора Рафаэля Монти. Группа состоит изцентральной фигуры Паннонии, окруженной аллегорическими фигурами Науки,Искусства, Истории и Славы.
В марте 1846 года вновом здании Музея открылась первая экспозиция — так называемая ГалереяПиркера. В начале 1848 года для публики были открыты все экспозиции.
Наряду с ГалереейПиркера самостоятельным отделом Музея, располагавшим коллекцией венгерской изарубежной живописи, была картинная галерея Национального музея. Она получиланазвание Венгерской галереи и являлась составной частью Галереи живописиНационального музея.
Значительная рольвыпала на долю Национального музея во время освободительной борьбы 1848 года. Всаду Музея происходили выступления пештской молодежи и народные сходки, а впарадном зале Музея заседала верхняя палата Национального собрания.
После пораженияосвободительной борьбы в жизни Национального музея настали тяжелые времена.Музей обложили большими налогами, его коллекциям угрожала отправка в Вену.Однако общественное мнение снова выступило в защиту интересов Национальногомузея. По инициативе Венгерского союза женщин был создан музейный сад. В пользумузейного сада шли сборы с устраиваемых в парадном зале Музея концертов,дирижером в которых часто выступал Ференц Эркель. В 1858 году концертомдирижировал Ференц Лист. Но правительство больше не заботилось о Музее, издание его разрушалось. Коллекции почти перестали пополняться новым материалом,и только Галерея приобрела за это время несколько ценных экспонатов. После тогокак в 1867 году было достигнуто соглашение между Венгрией и Австрией, положениеНационального музея улучшилось. Он получил постоянный бюджет, были оборудованымебелью выставочные и библиотечные помещения, провели паровое отопление;вестибюль Музея был украшен росписью Кароя Лотца и Мора Тана. Однако парадныйзал Музея, начиная с 1870 и вплоть до 1902 года, правительство использовало всвоих нуждах — для заседаний верхней палаты. Во главе Музея стал Ференц Пулски,в отделе древностей работали сначала Флориш Ромер, а позже Йо-жеф Хампел. Врезультате работы этих трех знатоков Венгерский Национальный музей достигуровня европейских музеев. Благодаря их организаторской деятельности вниманиевсей страны было привлечено к работе по спасению древних памятников искусства икультуры, и в провинции один за другим стали возникать музейные объединения имузеи. В 1867 году археологический материал Национального музея был показан наВсемирной выставке в Париже. Следствием этого явились организованные в 1876году в Будапеште Международный археологический и антропологический конгрессы, ав связи с последним была устроена выставка наиболее значительногоархеологического материала Венгрии.
В 1870-х годах врезультате развития и расширения коллекций Национального музея от негоотделились некоторые специальные коллекции, которые стали самостоятельнымимузеями.
В 1870 году государствокупило самую большую венгерскую частную коллекцию — собрание графа Эстерхази —и на ее базе основало Государственную картинную галерею, в которую быливключены также собрания Пиркера и Ипойи. На базе объединения Государственнойкартинной галереи с картинной галереей Национального музея образовался Музей изобразительныхискусств, закон об основании которого был принят в 1896 году. В 1884 годувозникла Венгерская историческая галерея, которую позже присоединили к Музеюизобразительных искусств, а с 1934 года она снова вошла в состав Национальногомузея.
В 1872 году в рамкахНационального музея образовался самостоятельный этнографический отдел,возглавляемый Яношем Ксантусом, который обогатил коллекцию отдела, приобретязначительное число зарубежных материалов. В дальнейшем в деле собранияотечественного этнографического материала особенно выдающиеся заслугипринадлежат Отто Херману и Яношу Янко. В 1925 году после многих временныхпомещений отдел получил собственное здание. Самостоятельной административнойединицей Этнографический музей стал только в 1947 году.
В 1878 году образовалсясамостоятельный Музей прикладного искусства, материал которого был отобран в1885 году из коллекции Галереи древностей. В 1890 году был решен вопрос остроительстве здания для Музея прикладного искусства на проспекте Юллёи.
Музей естественных науктакже возник как составная часть Национального музея. Основателем его была женаорганизатора Национального музея Ференца Сечени, Юлианна Фештетич, которая в1808 году подарила Национальному музею богатую коллекцию минералов. В 1870 годув составе Национального музея образовались три самостоятельных отдела:минералов, ботанический и зоологический. Самостоятельный Музей историиестественных наук был создан в 1933 году.
Библиотека Сечени иВенгерский Национальный музей находились в ведении общей дирекции. В 1949 годуони разделились, и в настоящее время Национальному музею принадлежат тольковенгерские археологические и исторические коллекции.
Во время второй мировойвойны здание Национального музея сильно пострадало от снарядов (в него было семьдесятпять попаданий), двери, окна и крыша были уничтожены. Тяжелый урон был нанесенколлекциям. Один запасник, полный мебели, ковров и ювелирных изделий, полностьюсгорел. И все-таки, несмотря на тяжелые потери, Музей быстро поднялся из руин.Уже в 1948 году в его стенах была открыта первая временная выставка. В 1952году закончилась полная реконструкция здания. В 1956 году, во времяконтрреволюции, здание вновь очень пострадало.
Внутренняя структураНационального музея в основном сохранила традиционное деление, сложившееся вмомент его образования. В настоящее время Музей включает следующие отделы:
Отдел археологии.Профиль отдела определяют археологические материалы от палеолита до X века,найденные исключительно на территории Венгрии. К 1970 году в отделенасчитывалось 337 167 экспонатов. Весь материал разделен на пять большихколлекций: палеолит (40 431 экспонат); первобытная эпоха (123 216 экспонатов);древнеримская эпоха (44 869 экспонатов); эпоха переселения народов (84 228экспонатов) и коллекция исторической зоологии (44 423 экспоната), собранная втечение последних пятнадцати лет.
В коллекциях отделахранится много выдающихся памятников культуры, имеющих международное значение.Среди многочисленных экспонатов коллекции палеолита — кусок кости черепавертешсёлёшского предка человека, названного так по месту находки в селеВертеш-сёлёш в 1965 году. Этот кусок черепа — самый древний в Европе и поэтомуявляется уникальным экспонатом. Достойны упоминания также шахтерские орудия изобнаруженных в Ловаше первобытных копий.
Знамениты экспонатыколлекции первобытной эпохи: урны из Центера, сосуд в форме повозки изБудакаласа, золотые клады Галыптат-ской культуры из Фокору и Андялфёлда,курдские бронзовые, этрусские по стилю сосуды «цисты» и скифские золотые олени.В коллекции римской эпохи примечательны серебряный треножник из Полгарди,бронзовая пластина с законами из Осени, фрагменты колесницы из Шомодора,раннехристианский саркофаг из Сек-сарда и найденный в этом саркофаге сосуд,статуэтка из слоновой кости, изображающая Вакха, из Сомбатхея и, наконец,предметы, найденные при раскопках Шагварского позднерим- Цского-раннехристианскогокладбища. Коллекция эпохи переселения народов содержит экспонаты, выдающиесядаже в мировом масштабе, например, такие, как предметы из раскопок вСегед-Надьсекшоше, принадлежавшие вождю гуннского племени, германские золотыеклады из Силадыпомьо и Бакодпусты, а также найденные при раскопках в разныхместах Венгрии (Боча, Озора, Кунагота и т. д.) изделия аварских племен.
Отдел средних веков. Ккругу коллекционирования этого отдела относятся памятники X—XVI веков. Поданным 1964 года собрание насчитывает 48 822 экземпляра.
Значительную часть егосоставляют памятники времени обретения венграми родины, в том числе пластиныдля украшения мешкообразных сумок кочевников, свидетельствующие о высокойтехнике обработки металла. В этой коллекции выделяются такие экспонаты, каккорона византийского императора Константина Мономаха, водолей, имеющий формукентавра, реликварий из Тренчена в форме мужской головы, пряжка из Кидьошпусты,блюда, украшенные лиможской эмалью, кубок Палфи, готический книжный шкаф изпервой публичной библиотеки страны в с. Бартфа, кубок короля Матяша, сокровищаРакоци и Эрдёди, относящиеся к XVII веку, украшенный эмалью золотой кубоктрансильванского князя Дёрдя I Ракоци и т. д.
Отдел нового времени.Отдел состоит из нескольких коллекций разных профилей: оружия, ювелирных итекстильных изделий, мебели, керамики, музыкальных инструментов и другогоразнообразного материала.
В 1964 году собраниенасчитывало 33 793 вещи, среди них несколько экспонатов мирового значения:клавикорд Моцарта, баритон Эстерхази, арфа Марии-Антуанетты, рояли Бетховена иЛиста. Подавляющая часть коллекции текстилий попала в Музей после 1945 года из разныхсобраний, в том числе и из коллекций Волфнера. Она состоит из изделий народногои так называемого господского шитья, одежды Екатерины Бранденбургской ирасшитой скатерти княжны Жужанны Лорантфи. Отдел нового времени содержит такжеколлекцию мебели и ювелирных изделий, среди которых достойны упоминаниягарнитур мебели из регецского замка Ференца II Ракоци и сервиз из чистогозолота, принадлежавший Марии-Терезии.
Нумизматическийкабинет. Важнейшие коллекции этого кабинета: античная коллекция, содержащаяпредметы греческой и римской эпох; коллекция монет варварских племен, восновном кельтов, делавших монеты по греческим и римским образцам; коллекциявенгерских монет (вплоть до наших дней); коллекция памятных медалей и значков.В нумизматическом кабинете хранятся также такие экспонаты мирового значения,как римские золотые слитки из Красны, золотые солидусы V века н. э. из Сиканча,золотая монета в 100 дукатов трансильванского князя Михая Апафи; отчеканенная вКёрмёцбане золотая монета в 100 дукатов с изображением св. Георга, датируемаяначалом XVHI века; наконец, орден Золотого Руна и цепь к нему (XIX в.). В 1964году в составе нумизматической коллекции насчитывалось 226 744 предмета.
Историческая портретнаягалерея. Образовалась в 1884 году. К кругу коллекционирования этого отделаотносятся имеющие значение исторических документов портреты, гравюры и рисунки.Выдающимся экспонатом коллекции является «Портрет Ракоци» работы Адама Маньоки(1703). В 1964 году материал коллекции состоял из 84 638 предметов.
Отдел документации.Этот отдел был организован в 1952 году. К нему относится картотека всегомузейного материала (каждая карточка снабжена фото), негатека и фототека. Отделосуществляет учет и ревизию раскопок, ведущихся на территории Венгрии, иорганизует в государственном масштабе работы по спасению археологическихпамятников. Здесь же хранится касающаяся раскопок документация.
Археологическаябиблиотека. Библиотека, как и отдел документации, была создана в 1952 году;является собранием книг специального, археологического профиля. В ней хранится75 000 томов отдельных изданий и периодической литературы. Это одна из самыхзначительных венгерских профессиональных библиотек.
В состав Национальногомузея входят также реконструированные части ренессансного дворца короля Матяшав Вишеграде и относящийся к нему музей; замок Ракоци в Шарошпатаке сразмещенным в нем музеем, дом в Моноке, в котором родился Лайош Кошут, иархеологический музей в Вертешсёлёше — стоянка первобытного человека.
В настоящее время вНациональном музее есть две постоянные экспозиции.
Первая показывает самыезначительные археологические материалы периода от палеолита до конца IX века,найденные на территории Венгрии. При ее устройстве в размещении экспонатовучтены последние достижения экспозиционной техники, что делает выставку однойиз самых примечательных в истории Музея со времени его основания.
Вторая экспозиция быласоздана в 1967 году. Ее материалы иллюстрируют историю Венгрии со времениприхода венгерских племен в долину Дуная до середины XIX века. В этойэкспозиции среди других экспонатов находятся самые лучшие образцы романской,готической и ренессансной венгерской архитектуры, в том числе полностьюреконструированный один из вишеградских колодцев времен Анжуйской династии —выдающийся образец готического искусства резьбы по камню. Эта экспозициясоздана на базе не только собственного материала Музея, в ней использованытакже материалы, принадлежащие другим музеям государственного значения ицерковным коллекциям, предоставленные во временное пользование Национальномумузею, чтобы все исторические периоды были представлены в экспозициипамятниками самого высокого качества.
По старой традиции впарадном зале Музея часто устраиваются концерты. В последнее время обычаемстало выступление перед публикой крупных музыкантов, играющих на инструментах,хранимых и реставрированных в Музее.
Издания Музея: «FoliaArchaeologica» (Анналы Национального музея), «Folia Historica»,«Археологические тетради», а также непериодические издания: путеводители, складныефотоальбомы, популярные брошюры.
2.Музей истории Будапешта
В задачи Музея историиБудапешта входит собрание, хранение и научная обработка материалов, относящихсяк истории города Будапешта и народов, живших на его территории. Материал омузейных коллекциях публикуется в научных и популяризаторских трудах,показывается на выставках и, таким образом, становится достоянием широкойпублики.
Коллекции Музея носятсамый разнообразный характер, начиная от археологического материала, включаяпроизведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, материалы поистории промышленности и градостроительства до различной историческойдокументации.
Наряду смузеологической работой Музей взял на себя ведущую роль в создании трудов поистории столицы Венгрии. Под руководством Музея вышел обобщающего характераисторический труд — пять томов истории столицы Венгрии. В первом томерассматривается история Будапешта от первобытных времен до 1300 года, во втором— периоде 1300 по 1686 год, в третьем — до освободительной борьбы 1848 года, вчетвертом — от 1849 года до 1918 года и в пятом — от 1918 года до нашеговремени. В работе исследуется развитие города, события его экономической,политической и культурной жизни на протяжении столетий его истории. В созданииэтого монументального по объему труда ученых-историков Будапешта принималиучастие и сотрудники Музея.
Музей истории Будапештабыл основан в 1887 году как Столичный музей. Базой для его основания послужилираскопки римских поселений, которые велись в то время на территории Будапешта,и раскопки военного поселения Аквинка. В 1894 году открылась выставка впостроенном к этому времени музее «Аквинк».
В это же время началсясбор материалов истории нового времени. Первую выставку материалов историигорода Столичный музей открыл в 1899 году в выставочном помещении в Городскомпарке (Варошлигет). В 1941 г. Музей разместился в замке Кишцелли.
Создание средневековойисторической коллекции относится к двадцатым годам. Первую выставку материаловсредневековой истории Будапешта Музей открыл в 1932 году в Рыбацком бастионе.Начиная с 1945 года музейным центром стало здание бывшей будайской ратуши, внастоящее время им является одно крыло бывшего королевского дворца в Будайскойкрепости. Музей истории Будапешта делится на три отдела, отражающих историюсложения его коллекций.
Отдел историипервобытного и античного времени занимается собиранием и хранениемархеологических материалов, отражающих историю народов, живших на территорииБудапешта до прихода венгров. Важной частью коллекции являются материалыбронзового века с острова Чепе ль, материал Галыптатской эпохи из Бекашмедера иматериалы раскопок иллирийско-кельтского поселения в Табане и на горе Геллерт.Не менее важным является материал римской эпохи, обнаруженный главным образомпри раскопках Аквинка. Но наряду с памятниками из гражданского и военногопоселений Аквинка значителен также материал раскопок пештского римскоговоенного укрепления (castrum) и римского военного поселения на территории пригорода Будапешта, Албертфалвы. Памятники эпохи римского владычества (I— IV в.н. э.) выставлены в музее «Аквинк». Экспозиция музея «Жизнь римлян в Аквинке»демонстрирует период владычества римлян на территории Аквинка и значение этойстолицы римской колонии Панноний. Этот город с 50-тысячным населением игралважную роль на северо-востоке Римской империи. В пяти залах выставленыматериалы, иллюстрирующие историю нахождения в Аквинке римских войск,экономическую жизнь Аквинка, жизнь населения военной и гражданской частей города,его культуру, искусство, религию и верования. Выставка показывает домашнююутварь, пластику малых форм (среди них бронзовые статуэтки Юпитера-Сукеллуса,негритянского мальчика-раба и Геракла), фрагменты монументальной скульптуры измрамора и камня, саркофаги, предметы из керамики и стекла, ювелирные изделия идрагоценные камни, монеты и медали. Одним из самых ценных памятников являетсяуникальный музыкальный инструмент орган-гидравлос. Сходным по значениюпамятником является найденная во время раскопок древней гончарной мастерской натерритории газового завода бочка из красной сосны, служившая внутренней«обшивкой» колодца.
В экспозиции Музеявыставлены надгробия, статуи (среди них обращает на себя внимание статуя изизвестняка, изображающая богиню Фортуну-Немезиду), скульптурные портреты,фрагменты античных стенных росписей, алтарная картина Симфоруса из святилищабога Митры и мозаика из дворца Адриана, найденная во время раскопок на острове,в районе судостроительного завода. На музейной территории античных руин имеютсяеще две мозаики, одна из которых изображает «Наказание Дирки», другая — сценуборьбы в палестре.
В результате начатых в1880 году раскопок Аквинка были открыты руины античного города, консервациякоторого ведется Музеем и сейчас. Закончилась консервация больших терм,городского рынка, святилища форума, здания суда и так называемого «большогожилого дома», а в настоящее время реставрируется амфитеатр гражданскогопоселения Аквинка. Кроме экспозиции аквинкского музея и музея-руин, есть многочисленныенебольшие выставки в других местах раскопок памятников римской эпохи. Наплощади 15 Марта выставлены памятники пештского каструма Контр-Аквинка, в томчисле остатки пограничного укрепления, в Музее Таборвароша показано римскоестроительное искусство, в Музее-терме на площади Флориан выставлены предметыантичной гигиены и медицины, в Музее на улице Медьфа — памятники религии. Кромеэтих выставок, в распоряжении публики находятся руины двух римских амфитеатров.
Отдел Средневековьязанимается собиранием и хранением памятников истории венгерской столицы современи прихода венгров до конца эпохи турецкого владычества. Коллекция состоитглавным образом из археологического материала, произведений средневековогоискусства и исторических документов из средневековых Буды, Пешта, Обуды иокружающих их крепостных поселений.
Самым важным материаломколлекции являются памятники каменной резьбы, керамические изделия и домашняяутварь. Среди них наибольшее значение имеет материал из Буды, главным образомиз дворца Будайской крепости, а также церковных и жилых зданий. Рядом с этимипамятниками достойное место занимают памятники церкви Белвароша, монастыряордена св. Павла в Будасентлёринце и дворца в Неки. О времени турецкоговладычества дают представление архитектурные фрагменты из мечетей, турецкихбань и дворца паши.
Наиболее значительныесредневековые памятники и самое большое их количество было найдено во времяреставраций на территории будайского королевского дворца. Архитектурныйматериал включает более 1000 памятников готики и ренессанса. По этимархитектурным элементам (капителям, фрагментам колонн, обрамлениям окон ипорталам, замковым камням, обломкам сводов, карнизам, фризам, декоративнымукрашениям и фрагментам росписей) можно проследить различные этапы строительствадворца от ранней готики до ренессанса. Прекраснейшими памятниками являютсянайденный на территории дворца замковый камень в форме женской головы ибронзовый рукомойник XII века. Коллекция печных изразцов, несмотря на своюфрагментарность, дает представление еще об одной стороне искусства строителейдворца.
Образ жизни населениясредневекового дворца характеризуют предметы быта и орудия производства,различные типы оружия, кухонная утварь, фрагменты стеклянных и гончарныхизделий.
Самым богатым являетсяматериал эпохи Возрождения, свидетельствующий о блеске и роскоши дворца МатяшаКорвина. Во времена Матяша будайский королевский дворец стал объектом широкоразвернувшегося строительства. Именно здесь впервые в Венгрии зародился стильВозрождения и отсюда распространился по всей стране. К сожалению, ренессансныезалы дворца не сохранились, дошли лишь фрагменты ренессансной архитектуры,хранящие следы высокого мастерства итальянских архитекторов. Наряду сархитектурными памятниками свидетельством правоты турецких записей, в которыхбудайский дворец Матяша называется «Дворцом золотых яблок», являются предметыбыта, сосуды, венецианское стекло, изразцы, замки и украшения.
Материал периодагосподства в Пеште и Буде турок ограничивается предметами быта и оружием(большое количество восточной керамики и бронзовой посуды, фрагменты оружия ит. п.). Памятников архитектуры в этой части коллекции мало. Интереспредставляют характерные турецкие надгробия с завершением, имеющим формутюрбана.
Материал Средневековья иВозрождения выставлен в двух постоянных экспозициях Музея. Одна из нихразмещается в обнаруженных и реставрированных средневековых помещениях дворцапо принципу экспозиции «интерьера» и носит название «Средневековый королевскийдворец». Другая является частью экспозиции истории Будапешта «Тысячелетиевенгерской столицы».
Самая ценнаяреконструированная часть Будайской крепости — нижняя часовня, построенная всередине XIV века, по всей вероятности, мастером Яношем, дворцовым строителемматери Лайоша Великого.
Во второй половине XVвека верхняя часть часовни была перестроена и стала местом хранения мощей св.Яноша Щедрого, чьим именем и была названа. Стены этой древней часовнисохранились примерно до высоты 6 м, на этой же высоте была надстроена частьбарочного дворца Марии Терезии. Реконструированный большой готический зал —самое крупное помещение дворца. В нем размещены ценные экземплярысредневекового искусства, среди них — рельефные портреты Матяша и его супруги,Беатрисы, выполненные из белого мрамора Кристофором Романо.
В реконструированныхсредневековых залах дворца размещены материалы, характеризующие жизнь города всредние века. В залах с коробовым сводом находятся предметы военного снаряженияи оружие, предметы тюремного обихода и кухонная утварь; в нижнем этаже большогоготического зала — надгробия, в верхней экспозиции выставлены сокровища, вкоролевском подвале демонстрируются орудия средневековой архитектуры истроительной техники, орудия труда. В отдельном зале выставлен материал эпохиВозрождения. Во внутренних двориках, расположенных среди крепостных стен,строители реконструировали средневековые парки. Материал истории средних вековдемонстрируется также в башне Магдалины на площади Капистрано. У подножья холмаРожадомб находится склеп дервиша Гюль-бабы, в котором экспонируются атрибутымусульманской церкви.
Отдел новой и новейшейистории занимается сбором и хранением исторических памятников с 1686 года(времени освобождения от турецкого владычества) до наших дней.
Ядро коллекций отделасоставляет собрание гравюр с изображениями города, насчитывающее более 1000листов. Основанием его послужила коллекция гравюр Энеа Лафранкони, подареннаяБудапешту. С этих пор коллекция пополняется всеми сколько-нибудь значительнымигравюрами с изображением города. Близкой ей по характеру является коллекциярисунков и гравюр, изображающих не только Будапешт, но и портреты людей, атакже события жизни города, моды и т. п. Коллекция живописи, скульптуры имедальерного искусства состоит из произведений искусства, связанных с историейБудапешта, личностью художника или местом и событием, связанным с Будапештом.
Городские краеведческиесекции занимаются коллекционированием исторических памятников и различногохарактера документации. Часть исторических памятников отражает жизнь трехгородов: Пешта, Буды и Обуды. Богатый материал — сундуки, гербы, эмблемы,предметы быта и украшения — характеризует историю ремесленных цехов. Ценнымипамятниками материальной культуры являются орудия обудайских виноделов; винныепрессы, утварь, необходимая для обработки винограда и хранения вина. Не менееценным является исторический материал других ремесел, игравших важную роль вистории Буды, Пешта и Обуды, например орудия производства каретников, бондарей,веревочников, ювелиров и печатников. Имеются также памятники, непосредственносвязанные с историей города, например предметы обстановки бывших ратуш,различных городских корпораций, обществ и советов.
Значительной частьюисторических памятников города являются памятники истории промышленности, впервую очередь машины, части машин и документы. Музей прежде всего собираеттакие памятники истории промышленности, которые сыграли известную роль в жизнистолицы Венгрии, например прокатный стан Мехварта, первый трансформатор Дери,Блати и Зиперновски и карбюратор Чонки.
Богатыйдокументационный материал содержит коллекция фотографий, фильмов, карт,проектов, рукописей и печатных изданий. Фотоколлекция содержит фотографии, вкоторых запечатлены важные события жизни города, его здания и люди, игравшиеважную роль в его истории. В настоящее время Музей снимает фильмы, фиксирующиеважнейшие события городской жизни. Так, например, увековечены старый,уничтоженный в настоящее время цех завода «Ганц», работы по реконструкциибудайского дворца и некоторые вымирающие ремесла.
Важное значение вистории города имеют картографический и проектный материалы. Музей хранитпроекты здания «Вигадо», моста Ланцхид, туннеля под Будайской крепостью, зданийОперы и Парламента, Рыбацкого бастиона. Особое значение имеют проекты попланировке и реконструкции города.
Все значительныесобытия городской жизни отражены в материалах коллекции рукописей и печатныхизданий, содержащей различные воззвания и указы городского управления,юбилейные речи, программы концертов, листовки, плакаты, пригласительные билеты,театральные программы и т. п.
Рукописный материалхранит память о славных событиях венгерской истории и культуры. Здесь находятсяразличные рукописи времен революции 1848 года, протокол первого заседания«Общества общественного спокойствия», письма Иштвана Сечени, архив АдамаКларка, протоколы заседаний Национального Совета 1918 года и заседаний Советоврабочих и солдатских депутатов Советской Республики 1919 года, рукописныеэкземпляры «Танцевальной сюиты» Белы Бартока и «Венгерского псалма» ЗолтанаКодая.
Материал отдела новой иновейшей истории выставлен в экспозиции истории города в будайском дворце и вмузее Кишцелли. Экспозиция истории города демонстрирует различные этапыразвития Будапешта, главнейшие события городской жизни и документальныйматериал, иллюстрирующий роль Будапешта в жизни Венгрии.
Памятники историипромышленности хранятся в помещениях Музея в Кишцелли, экспозиция которогопоказывает самые важные с точки зрения развития Будапешта отраслипромышленности и их влияние на жизнь города.
3.Венгерская Национальная галерея
Спустя много лет послеоснования Венгерской Национальной галереи можно с уверенностью констатировать,что этот музей всевенгерского значения совсем уж не такое молодое учреждение,как это может показаться, судя по небольшому периоду времени его существования.В качестве государственного собрания венгерского изобразительного искусства XIXи XX вв. Галерея явилась законным преемником Музея изобразительных искусств истоличной Галереи живописи. Поэтому в ежедневной практической деятельностиработникам Национальной галереи часто приходится заниматься делами и проблемамитридцатилетней давности, возникшими еще в стенах тех музеев, на базе собранийкоторых была образована и выделена в самостоятельное учреждение Национальнаягалерея. Если же принять во внимание достаточно большое историческое прошлое«alma mater» Национальной галереи — Музея изобразительных искусств,образовавшегося на рубеже XIX и XX вв. путем слияния коллекций Национальнойкартинной галереи (венгерский материал Венгерского Национального музея) иГосударственной галереи, то станет ясным, что история Венгерской Национальнойгалереи по-настоящему началась в середине прошлого века, в тот период, когдадело создания национальной культуры и прогрессивного образования взяли в своируки лучшие представители венгерской нации. Интеллигенция играла значительнуюроль в борьбе за независимость венгерской нации, и, хотя условия с самогоначала не благоприятствовали развитию изобразительных искусств в такой мере,как развитию литературы, все же живопись оказала определенное прогрессивноедействие на активизацию общественного сознания.
Процесс национальногосозревания положительно влиял на живопись, скульптуру и графику уже добуржуазной революции и освободительной борьбы 1848—1849 годов. Писатели, поэты,общественные деятели, политики — все признавали, что ни один народ незаслуживает ранга нации, если не обладает развитым искусством, и поэтому сдоброжелательным вниманием следили за судьбой венгерских живописцев искульпторов, организовывали поддержку со стороны общества, стремились довестидо общественного мнения все значение, всю важность призвания художника. Когда«первый венгерский скульптор» Иштван Ференци послал домой из Рима в 1822 годускульптурный портрет Чоконаи и мраморную статую «Пастушка» («Начало изящныхискусств»), его прославляли в одах, приветствуя в нем венгерского художника,который смог создать произведения скульптуры, стоящие на уровне мировогоискусства того времени. В 1835 году венгерские литераторы уговорили поселитьсяв Пеште живописца Миклоша Барабаша, которому венгерская столица в большой мереобязана зарождением в ней художественной жизни. В 1839 году образовалосьПештское общество искусств, которое в течение более чем двух десятилетийвоспитывало вкус публики, регулярно устраивая выставкихудожников-современников. На этих выставках организовывали сбор денег, и наобщественные пожертвования покупались картины для передачи их в собственностьгосударства. В результате таких покупок образовалось первое общественноесобрание, для которого потребовались музейная обработка, специальное помещениеи т. д.
Самые знаменитыевенгерские, публицисты этого времени, самые деятельные патриоты считалисоздание государственной картинной галереи делом не только национальной, но икультурно-исторической важности. План создания общественного собрания живописибыл осуществлен путем организации (в рамках Национального музея) Национальнойкартинной галереи.
19 марта 1846 года вновом здании открылась постоянная экспозиция, главным образом зарубежнойживописи. В экспозиции была выставлена также картина венгерского живописцаКароя Марко старшего «Жемчужины св. Хайдана», представлявшая собой иллюстрациюк одной из поэм дарителя — епископа Яноша Пиркера. Были выставлены такжепроизведения скульптора Иштвана Ференци: наряду с «Пастушкой» и несколькимипортретами были представлены бронзовые рельефы, исполненные скульптором длянеосуществленного памятника королю Матяшу.
Открытие первойпостоянной экспозиции опять напомнило передовым людям Венгрии о том, что вхудожественной жизни нации еще очень много пробелов, и если нет других способовувеличить венгерский материал, нужно прибегнуть к общественным пожертвованиям.На общественные пожертвования была в свое время приобретена жанровая картинаМиклоша Барабаша, выставленная и в настоящее время в старой раме, на которойхорошо читается надпись характерными для того времени антикизированнымибуквами: «Пештский гражданский пехотинский венгерский стрелковый корпус — Национальнойего высочества Йожефа Венгерской картинной галерее в 1846 г.». Хотяобщественные пожертвования не могли заменить государственного содержания иширокой меценатской деятельности богачей, все-таки это были благородныестраницы в истории венгерской культуры, говорившие о готовности простых людейбрать на себя общественные обязанности и, следовательно, о патриотическомподъеме, о бескорыстии в общественных делах, проявленном венгерскимигорожанами, интеллигенцией, мелким дворянством и ремесленниками, литераторами ипромышленниками; наконец, это было свидетельством все возрастающего интересапублики к судьбам искусства.
Революция иосвободительная борьба 1848— 1849 годов оказали непосредственное влияние насудьбы и творчество венгерских художников. Мор Тан и Михай Ковач увековечилипамятные события и сражения этой эпохи; Миклош Барабаш создал сериюлитографических портретов, которая сыграла большую роль в популяризации вождейреволюции. Двоюродный брат поэта Петёфи — Шома Орлаи Петрич бросил в эти годы занятияв венгерской Академии художеств и с оружием в руках боролся за национальноеосвобождение, пока тяжелое ранение не вывело его из строя. Ведущий мастервенгерской исторической живописи Виктор Мадарас участвовал в битвахосвободительной войны, находясь на полях сражений до самого поражения борьбы заосвобождение. В этой смертельной схватке поднявшегося на борьбу народаучаствовал и целый ряд менее значительных художников.
Спустя два года послепоражения венгерской буржуазной революции, 8 сентября 1851 года открыласьНациональная картинная галерея. Произведения венгерских живописцев быливыставлены теперь уже не только как дополнение к исторической экспозицииГалереи Национального музея; они образовали совершенно самостоятельную частьколлекции, представляющую «венгерскую живописную школу». Было выставленопятьдесят две картины двадцати девяти венгерских художников, среди них лучшевсего были представлены Карой Марко старший и Миклош Барабаш. Выставили понескольку произведений также Карой Кишфауди, Янош Донат, Якаб Мараштони и ЯношПешти. Кроме этого, в экспозицию были включены произведения более молодогопоколения художников: Антала Лигети, Шомы Орлаи Петрича и Михая Зичи.
В эпоху «абсолютизма»(так называли период реакции), последовавшей за освободительной борьбой,жизненный инстинкт нации в области культуры проявился, пожалуй, с еще большейсилой. В тяжелых условиях, под неусыпным контролем цензуры, несмотря на интригидоносчиков тайной полиции, интерес к делу национального искусства возрастал.«Общество поощрения художеств», целью которого была помощь Картинной галерее,не оставалось бездеятельным даже в годы политического террора и экономическогозастоя, увеличивая национальные художественные собрания приобретением десятковценных произведений. Правда, нельзя сказать, что музейные дела в это времяпроцветали.
В 1855 году выдающийсяживописец, профессионально наиболее подготовленный среди венгерских художниковпервой половины XIX в., Карой Броцки, живший и работавший в Англии, завещалвенгерской нации несколько картин, среди которых находились портреты двухживших в эмиграции генералов, соратников Ко-шута — Лазаря Месароша и ДёрдяКметти. На общественные деньги в это время покупали, в основном, картины наисторические темы, что соответствовало идеям национального сопротивления,например, такие, как «Самопожертвование витязя Деже» Йожефа Молнара и «Взятие вплен Няри и Пекри» Мора Тана. В 1859 году таким же путем стал общественнымдостоянием шедевр Виктора Мадараса — картина, открывающая классический период венгерскойисторической живописи, «Ласло Хуняди на траурном катафалке».
В период такназываемого «соглашения», когда правящие круги начали консолидировать состояниеобщественных дел, музейное дело также постепенно принимало все болееофициальные формы. Методичнее стал рост коллекции, и музей мог рассчитывать назначительную бюджетную поддержку, но одновременно наблюдалось отсутствиеобщественной активности и патриотического интереса к музейным делам. В то времякак венгерская аристократия, помещики и крупные капиталисты пошли на компромиссс иностранной господствующей династией, народные массы и лучшие представителиинтеллигенции были против сговора и стали в оппозицию официальной политике.Разнообразные художественные конкурсы, объявляемые Министерством просвещения,их результаты и премированные произведения уже не были настолькопритягательными для публики, как стихийные патриотические общественныеначинания в период «абсолютизма». Но возросшие материальные возможностиспособствовали приобретению общественными коллекциями многих новых произведенийискусств, среди которых, естественно, были и выдающиеся произведения,проникнутые патриотическими, освободительными идеями.
В 1870 г. государствокупило за миллион триста рейнских форинтов собрание Эстерхази — самую большуючастную художественную коллекцию того времени, сразу же учредив для ееразмещения Государственную галерею живописи. Таким образом, в течение более чемчетверти века, вплоть до образования Музея изобразительных искусств, вБудапеште были две картинные галереи. Начиная с 1875 года, директора музеевпостепенно все больше разграничивали сферы коллекционной деятельности этихучреждений. Спецификой Национальной картинной галереи стало венгерскоеизобразительное искусство, Государственной галереи — зарубежное.
В 1896 году былучрежден Музей изобразительных искусств. Атмосфера юбилейных торжествблагоприятствовала материальному положению нового музея. Венгерский материалМузея был также пополнен, причем были куплены произведения художников, игравшихпрогрессивную роль в развитии венгерской живописи. Одно за другим средимузейных ценностей заняли места «Майский пикник» Пала Синей Мерше и ранниепроизведения живописцев надьбаньской школы.
В то время общественноемнение с новой силой захватила идея поддержки своего национального искусства.Проблемы обновления и популяризации венгерского искусства рассматривалисьлевыми газетами и журналами как революционные. Писатели и критики,сгруппировавшиеся вокруг журнала «Нюгат», трудились над обновлениемхудожественной жизни Венгрии. Первый марксист среди венгерских историковискусства Йожеф Динер-Денеш придавал огромное значение делу основаниясамостоятельной венгерской картинной галереи. Он последовательно стремилсядовести до сведения кругов любителей искусства тот факт, что праздничноеоткрытие Музея изобразительных искусств в его роскошной резиденции в Городскомпарке еще не разрешило проблем музейного хранения венгерского изобразительногоискусства и его популяризации, не разрешило проблемы повышения общественного интересак нему. Действительно, в огромном здании Музея венгерские живописцы искульпторы не получили достойного места, в экспозиции они были размещены вместес современными зарубежными художниками, что снизило до минимума возможностьисторического показа как зарубежного, так и венгерского искусства.
Когда весной 1914 годаглавным директором Музея изобразительных искусств стал Элек Петрович, в еголице самый большой музей Венгрии получил такого руководителя, который, невыпуская из поля зрения интересы всего подвластного ему учреждения, особеннозаботливо относился к музейному хранению, научной обработке и широкойпопуляризации венгерского изобразительного искусства. Он руководил Музеем втечение двух десятилетий, в чрезвычайно неблагоприятных условиях первой мировойвойны и после поражения в ней Венгрии. В последовавший за войной периодПетрович был вынужден вести музейное хозяйство, имея очень урезанный бюджет,искать меценатов в годы шаткого экономического положения страны, а позже —бороться с подозрительностью хортистских высокопоставленных чиновников. Но и вэтих неблагоприятных условиях Петрович смог остаться образцовым музейнымруководителем. Он заложил основы новых музейных коллекций и с успехом обогатилстарые как качественно, так и количественно. С большой заботой он относился ксобиранию произведений старых венгерских художников и к сосредоточению этогоматериала в одной коллекции. Неоценимы его заслуги в деле популяризации новойвенгерской живописи, графики и скульптуры, в борьбе за предоставление новомувенгерскому искусству достойного места в Музее. Петрович приобрел для Музеямного произведений из лучшего, что было создано венгерскими импрессионистами,постимпрессионистами, фовистами и экспрессионистами, но не игнорировал при этомни учеников Мункачи, ни живописцев алфёльдской школы, ни художников самогомолодого поколения, выступившего в период между двумя мировыми войнами,способности которого Петрович ценил и с большим чутьем отбирал их произведениядля Музея. Можно сказать, что в результате методических приобретений Петровичсобрал самые значительные произведения Йожефа Риппл-Ронаи, Кароя Ференци, БелыИвани-Грюнвальда, Ишт-вана Рети, Иштвана Чока, Адольфа Феньеша, ИжакаПерлмуттера, Яноша Васари, Йожефа Косты. Петровичем были приобретены для Музеятакже несколько достойных внимания произведений Фюлёпа Э. Бека, Дюлы Руднаи,Кароя Кернштока, Белы Цобела, Роберта Береня, Эдёна Марфи, Йожефа Эгри, ФеренцаМеддьеши, Иштвана Сени, Аурела Берната. В то же время директор Музея не забывали венгерских классиков. Их произведения, цены на которые на антикварном рынкевсе больше вздувались, были приобретены Петровичем для Музея с помощью имущихпоклонников искусства — помещиков и крупных капиталистов, которых он оченьумело привлекал к поддержке искусства. Таким путем Музей изобразительныхискусств получил «Жаворонка», «Влюбленную пару» и «Даму в лиловом» Пала СинейМерше и немало произведений Михая Мункачи, Ласло Пала и Берталана Секея.
Недостаток ввыставочных помещениях Петрович попробовал восполнить тем, что добилсяполучения в распоряжение Новой венгерской галереи выставочных помещений Старогосалона, которые в настоящее время занимает Высшая школа изобразительногоискусства. В этом здании, на бывшем проспекте Шугар, Петрович с 1928 годавыставлял современную венгерскую живопись (начиная с надьбаньской школы),увеличив за этот счет экспозиционные возможности внутри Музея изобразительныхискусств для материала искусства XIX века. Этот шаг, однако, не оправдал себя,так как залы, которые могли быть использованы для экспозиции живописи в главномздании Музея изобразительных искусств, были по-прежнему перегружены экспозициейзарубежной современной живописи, в то же время показ развития венгерскогоискусства был искусственно разорван на две части (часть материала находилась вМузее изобразительных искусств, часть — в Старом салоне). Позже, когдаследующий директор Музея ликвидировал этот вынужденный территориальный разрыв вэкспозиции, стало очевидным, что использование Музеем залов Старого салона неспособствовало решению проблемы по существу.
По мере усиленияфашизма, министр культуры стал тяготиться компетентностью и либерализмомдиректора Музея, поэтому Петрович в 1935 году был вынужден уйти в отставку.После этого, вплоть до освобождения Венгрии в 1945 году, в течение десяти лет вработе Музея изобразительных искусств господствовал и каприз, инепоследовательность; обработка, публикации и экспозиции венгерского материалаотличались бессистемностью и необдуманностью. Экономическая конъюнктура периодаподготовки к войне принесла некоторое улучшение в бюджете Музея, что увеличиловозможность роста коллекций. Но и это не принесло большой пользы Музею, так какпод влиянием фашистской идеологии государственные закупки делались все болееодносторонними. Одновременно заискивание правительства Венгрии перед союзнойГерманией лишило Музей изобразительных искусств нескольких ценных картин, таккак венгерские сателлиты поставляли из государственных коллекций подаркинемецким и итальянским «друзьям».
За это время, точнее в1933 году, образовалась Столичная картинная галерея на базе тех произведенийживописи и скульптуры, которые, начиная с 1880 года, Будапештский муниципалитетпокупал на становившиеся все более значительными отпускаемые средства. Частьприобретенных таким образом произведений не достигала уровня музейногоколлекционирования, но из этого материала можно было подобрать прекрасноесобрание. Так как коллекция образовалась в результате субсидий, отпускаемых наподдержку современных художников, то, естественно, материал коллекциидемонстрировал самую современную художественную продукцию. А после образованияСтоличной галереи новые приобретения сделали материал более полным исистематизированным. Работа Столичной картинной галереи приобрела настоящеезначение главным образом после освобождения Венгрии, когда Галерея стала однимиз самых активных органов постепенно обновляющейся и приобретающей все болеедемократический характер художественной жизни страны. Расширение влиянияГалереи на культурную политику имело и объективные причины. Здание Галереипочти не пострадало во время уличных боев, и поэтому после перемирия Галереюсмогли сразу использовать по назначению — для выставок. Фашисты не успелиотправить на запад собрание Галереи. И хотя война нанесла большой урон произведениям,отданным во временное пользование различным учреждениям, все-таки вскоре послеокончания войны имелась возможность устраивать прекрасные выставки из лучшихэкспонатов Галереи. А так как самой главной заботой Совета Министров иМинистерства культуры было создание элементарных жизненных условий дляхудожников, то какая-то доля бюджета была выделена управлением столицы и назакупки произведений искусства. Результатом этих объективных обстоятельствявился тот факт, что в течение 5—6 лет после Освобождения Столичная картиннаягалерея (несмотря на свой ранг учреждения всего лишь городского значения)решала задачи государственного масштаба. Галерея возглавила борьбу зареабилитацию прогрессивного искусства и полемику, целью которой был отпорреакционным течениям в искусстве, а также возглавила научно-просветительнуюработу среди широких народных масс с целью их элементарной эстетическойориентировки. Галерея заботилась о музейном хранении произведений искусстваавангарда, оттесненных на задний план в предшествующий освобождению период, одокументации и пропаганде произведений искусства социалистическойнаправленности и одновременно о популяризации классических традиций. Черезпосредство Столичной картинной галереи общественной собственностью сталобольшое количество произведений Дюлы Дерковича, Иштвана Деши Хубера и многихчленов Группы социалистических художников (Ласло Месароша, Дёрдя Голдмана,Кароя Хая, Эндре А. Феньё, Андора Шугара, Аладара Фаркаша, Пала Иштвана Нолипы,Дёрдя Кондора, Йожефа Рокси, Пала Б. Юхаса, Эндре Сёллёши, Пала Варшани и др.),а также первые значительные произведения нового поколения реалистов (Шандора Микуша,Енё Керени, Иштвана Тара, Лайоша Сентивани, Эндре Домановски, Ласло Бенце,Ференца Лаборца, Дёрдя Коханы, Иштвана Д. Куруца, Ивана Сабо, Тибора Дураи,Йожефа Шомоди и др.).
Выставки Галереипривлекали всеобщее внимание ко многим актуальным вопросам истории венгерскогоискусства и его настоящего состояния. На выставках: «Сто лет венгерскойграфики», «Венгерская действительность», «Венгерские интерьеры», «Венгерскоемедальерное искусство», «Наши прогрессивные традиции» исторический опытискусства демонстрировался с точки зрения роли того или иного явления в ходеразвития. Музей стремился научной аргументацией разрушить укоренившиеся буржуазныепредубеждения. В Галерее устраивались ретроспективные выставки, целью которыхявлялось спасение от забвения выдающихся, но в свое время не оцененных подостоинству произведений и волнующих творческих индивидуальностей: рождающеесяв новом обществе социалистическое искусство не должно было быть лишено влиянияни одного из предшествующих творческих источников. В результате этой инициативыпроизведения Яноша Надь Балога, Фюлёпа Э. Бека, Дюлы Дерковича, Иштвана ДешиХубера, Иштвана Надя, Енё Пайж-Гёбела, Енё Сабадоша, Йожефа Эгри, Йожефа Косты,Дюлы Руднаи и др. были доступны для обозрения не только в Столичной галерее;небольшие передвижные выставки произведений этих художников устраивались вДомах культуры крупных будапештских предприятий и в залах заседаний, впровинциальных музеях и в помещениях массовых организаций. Началась переоценка наследствавенгерских классиков с целью правильной информации новой публики об истинныхценностях национальных традиций. Среди первых были показаны ретроспективныевыставки Ласло Меднянски, Йожефа Риппл-Ронаи, Кароя Марко старшего, Ласло Палаи Берталана Секея.
Вторая мировая войнапричинила много страданий венгерскому народу и огромные моральные иматериальные потери стране. Столичная галерея стремилась внести свою долю вполную энтузиазма работу по возрождению Венгрии, устраивая выездные,передвижные выставки, которые приближали великие произведения венгерскогоискусства к широким массам. Среди такого рода патриотических начинанийСтоличной галереи особенно известна «Передвижная выставка для шахтерскихрайонов», которая была показана в 1948 году в десяти местах, во многих районахдобычи сырья, служащего источником энергии для возрождавшегося промышленногопроизводства.
Новаторство иактивность деятельности Столичной галереи в годы, последовавшие за второймировой войной и освобождением, характеризует и тот факт, что в этот периодвенгерские художественные выставки за границей устраивались также ею. Такиевыставки состоялись в Вене, Стокгольме, Лондоне, Праге, Берлине и Риме. Крометого, Столичная галерея помогла Музею изобразительных искусств (боровшемуся струдностями по восстановлению разрушенного здания), приняв участие в устройствепервой большой послевоенной венгерской выставки, организованной в связи ссостоявшимся в Будапеште Международным фестивалем молодежи в 1949 году.
В 1953 году собраниеСтоличной галереи было передано Музею изобразительных искусств. За этиммероприятием последовали годы работы по объединению материалов двух музеев,музеологическая систематизация, инвентаризация, консервация. Конечной цельюэтой работы была основательная подготовка материала к моменту, когдапроизведения венгерского искусства получат свой музей — будущую ВенгерскуюНациональную галерею. Это долгожданное событие произошло в 1957 году, точнодесять лет спустя после внесенного в 1947 году предложения Столичной галереи обучреждении самостоятельного музея государственного значения для храненияколлекций национального искусства. Таким образом, осуществился проект,занимавший общественное мнение и лелеемый в течение ста двадцати лет под именемто Национального Салона, то Венгерской картинной галереи, то Венгерскойгалереи.
Революционноерабоче-крестьянское правительство передало в распоряжение ВенгерскойНациональной галереи перестроенное для музейных нужд здание бывшего суда,расположенное вблизи Парламента, в центре Будапешта. В новом помещенииколичество постоянно выставленных произведений искусства увеличилось втрое посравнению с теми экспозициями, которые были возможны до сих пор. Появиласьвозможность постоянных выставок не только живописи, но и скульптуры имедальерного искусства. Кроме того, в 10 помещениях можно устраивать временныевыставки. Хотя условия хранения картин и скульптуры в запасниках былинеудовлетворительны, они все-таки лучше, чем раньше, и хранящиеся тампроизведения искусства доступны для научной обработки.
Ныне Национальнаягалерея разместилась в реконструированном здании королевского дворца вКрепости. Новые, с музеологической точки зрения современные помещения обеспечатзначительно более благоприятные, чем до сих пор, условия для показа венгерскогоизобразительного искусства. Отдел старого венгерского искусства образован изколлекций, которые поступили в Венгерскую Национальную галерею только в 1973году. До того они находились в Музее изобразительных искусств, образуя общийотдел с Галереей старой живописи. Ядро собрания составляют работы,приобретенные Галереей старой живописи в ходе регулярного сбора, начатого вовремя первой мировой войны, а также части коллекций, полученные от Музеяприкладного искусства и Национального музея. Это ядро обросло значительнымматериалом, поступившим в последние два десятилетия, благодаря систематическимпокупкам и приобретениям иным путем. Сложившаяся ныне богатая и разносторонняяколлекция произведений XI—XVIII веков хорошо отражает восьмивековое развитиевенгерской живописи и скульптуры.
Татаро-монгольскоенашествие и полуторавековое господство турок привели к почти полномууничтожению памятников древнего венгерского искусства. То малое, что уцелело донаших дней, позволяет лишь предполагать о его былом богатстве. Из немногихдошедших до нас памятников романской эпохи выделяется рельеф тимпана церкви вселе Сенткирай.
От искусства готики,расцвет которого длился целых два с половиной столетия, живописных искульптурных произведений сохранилось уже не так мало. Изысканная,стилистически близкая французской школе «Мадонна» из Слат-вина (нынеЧехословакия) и относящаяся к тому же времени более топорная и массивная«Мадонна» из Топорца (ныне Чехословакия) свидетельствуют о том, что во времяправления королей из династии Анжу в венгерском искусстве преобладало влияниефранцузских мастеров. Стройная, удлиненная фигура святой Доротеи из села Барка(ныне Чехословакия) выполнена в так называемом «мягком» стиле, который в началеXV века распространился по всей Центральной Европе. Маленький, по тонкостиработы подобный миниатюре складень из Тренчена (ныне Тренчин, Чехословакия) идве створки домашнего алтаря в силезско-польском духе из Берзенка (ныне Бзинов,Чехословакия) свидетельствуют о происходившем в начале и середине XV векаобогащении искусства створчатых алтарей и о связи его с чешской живописью.Поэтической красоты исполнены доски «Мастера G. Н.» с хрупкими фигурами двухдействующих лиц сцены благовещения. В первой половине XVI века работал наиболеекрупный венгерский мастер алтарных образов, художник европейского масштаба,известный в истории живописи как «Мастер М. S.». Его кисти принадлежитвеликолепная доска «Встреча Марии с Елизаветой», которая первоначальнонаходилась в богатом шахтерском городе Северной Венгрии Шелмецбане (нынеБанска-Штьявница, Чехословакия). О богатой художественной фантазии этогоисключительно одаренного мастера говорят и четыре остродраматические сцены «СтрастейХристовых» из Христианского музея в Эстергоме, а также «Поклонение волхвов» вМузее Лилля. Два алтарных образа из Околично (ныне Чехословакия) кистинеизвестного художника свидетельствуют о все более широком распространенииренессансного вкуса, который постепенно переформировал позднеготическоеискусство створчатых алтарей. Памятников великолепного искусства Возрождения, вправление короля Матяша расцветшего в Венгрии под непосредственным воздействиемитальянских мастеров, осталось совсем немного. Но те, что сохранились, несмотряна свою малочисленность и ущербность, дают верное представление о благороднойкрасоте венгерской ренессансной скульптуры. Важнейший из них — деталимраморного алтаря из диошдьёрской крепости работы Джованни Далмата: фигуры двухсвятых жен, стоявших по обе стороны от статуи мадонны.
Из наиболее важныхпамятников барочного искусства XVII—XVIII веков следует выделить работы первогозначительного венгерского художника той эпохи Адама Маньоки. Автопортрет ипортрет князя Ференца II Ракоци, придворным художником которого он был,свидетельствуют о его выдающемся таланте портретиста. Далее в собрании Музеяимеется множество эффектных картин, изображающих птиц, фрукты, цветы работыхудожника-натюрмортиста Якаба Богданя. Родом из Северной Венгрии, он долгиегоды жил в Англии, где занимался декорацией дворцов королевской семьи. Изпамятников барочной скульптуры особо следует выделить изящные статуи святыхРока и Себастьяна из Эгервара.
Среди отделовпостоянной экспозиции Национальной галереи наибольшим успехом у публикипользуются залы венгерской живописи XIX века. Здесь посетителя встречаютпроизведения Кароя Марко старшего и Кароя Броцки, а также работы КарояКишфалуди. В живописи периода реформ, подготовившего буржуазную революцию, отражаютсяжизнь и вкусы общества первой половины XIX века. Портреты работы Яноша Доната,Габора Мелега, Миклоша Барабаша, Йожефа Боршоша, Алайоша Дёрдя, Яноша Селе,Кароя Либаи и др. отличаются задушевной трактовкой образов венгерскихпатриотов. Жанровые картины этих художников дают представление об обычаяхэпохи, о будничных эпизодах, быте того времени. В 1847 году талантливыйдвадцатилетний живописец Михай Зичи создает типично романтическую картину«Спасательная лодка». В то же время, изображая историческое событие XVII века,живописец Балинт Кишш намекает на актуальную общественную проблему — судьбыполитических пленных.
Произведения венгерскойисторической живописи достаточно полно отражают события столетней давности: национально-освободительнуюпропаганду и антигабсбургское движение. Каждая картина Виктора Мадараса —последовательный протест против национального притеснения. Берталан Секей былвыразителем героического патриотизма. Дюла Бенцур завоевал любовь земляковкартиной, изображающей обезглавливание Ласло Хуняди. Два ранних произведенияэтого художника — «Женщина в лесу» и «Читающая» — образцы интереса в венгерскойживописи к интимному пейзажу (одновременные с работами Ласло Пала и Мункачи). Залв Галерее, занятый произведениями Кароя Лотца, — аргумент в пользу того, что ненадо бояться популярности у публики изображений обнаженного женского тела, еслиэти изображения высокохудожественны. Характерные венгерские пейзажи Гезы Месёясвидетельствуют о появлении в Венгрии пленэрной живописи. «Майский пикник» ПалаСиней Мерше и другие его работы покоряют посетителей своей совершенносовременной по духу живописностью. Замечательный мастер венгерскогокритического реализма Михай Мункачи представлен в экспозиции Национальнойгалереи почти сорока картинами. Его произведения захватывают бесподобнойвиртуозностью живописи, драматической выразительностью образов. Это соседствоспокойно переносят проникновенные «Леса» Ласло Пала, его полные лирическогонастроения пейзажи. Произведения этих двух друзей взаимно дополняют и оттеняютдруг друга. В других залах демонстрируются произведения художников XIX века; ихзамыкают картины учеников Мункачи, его молодых современников, начавших художественнуюдеятельность под воздействием могучего таланта этого мастера. Начало развитиявенгерской живописи XX века представлено творчеством основателей Солнокскойколонии художников, картинами Адольфа Феньеша и Ижака Перлмуттера.Многообразное и полное неожиданности искусство Ласло Меднянски показано очень эскизно,несмотря на то, что его картины занимают целый зал. То же самое можно сказать ио творчестве Риппл-Ронаи, одного из венгерских основателей французскойхудожественной группировки «Наби». Двадцать произведений трех разных периодовего творчества (постимпрессионистского, или так называемого «черного»,пуантилистического и пастельного) представлены в экспозиции. Произведениянадьбаньских живописцев, творчество которых заложило основы импрессионизма вВенгрии (картины Шимона Холлоши, Кароя Ференци, Белы Ивани-Грюнвальда, ИштванаЧока), дают представление о сущности этого направления. В экспозиции Галереивыставлены произведения великого художника-одиночки, наивного и одержимогоэкспрессиониста Михая Тивадара Чонтвари Костки. Рядом с несколькими егонебольшими картинами в экспозиции находится также несколько пейзажей икомпозиций «в натуральную величину», отданных Галерее частными владельцами навременное хранение. Выставленные в экспозиции картины-«видения» «наследникаДжотто» Лайоша Гулачи, полные рафинированной живописности и своеобразной,фанатической, примитивной религиозности, помогают понять и полюбить этогохудожника. В Галерее полностью представлены члены художественной группы«Восьмерка» — венгерского варианта фовизма. Экспозиция позволяет проследитьтворческий путь Кароя Кернштока, Берталана Пора, Роберта Береня, Эдёна Марфи,Дежё Цыганя, Белы Цобела, Лайоша Тихани и Дежё Орбана. Галерея знакомитзрителей также с творчеством художников, развивавших принципы кубосезаннизма:Яноша Надь Балога, Белы Уитца, Йожефа Немеш Ламперта, Вилмоша Перлротт Чабы,Арманда Шёнбергера, Белы Кадара, Имре Соботки. Венгерское крыло веймарского«Баухауза» в экспозиции представлено несколькими картинами Шандора Бортника.
Произведения ИштванаНадя, Йожефа Косты, Яноша Торняи, Дюлы Руднаи, Ласло Холло дают яркоепредставление о характере алфёльдской школы живописи; их картины отражаютудушливую атмосферу, царившую в самой отсталой провинции Венгрии, среди самыхпритесняемых и бедных слоев населения. Самое потрясающее явление венгерскойживописи между двумя мировыми войнами — это творчество Дюлы Дерковича, чьейидейной позицией была борьба за интересы пролетариата передовымихудожественными средствами. Его творчество представлено в экспозиции более чемдесятью картинами.
Социалистическаянаправленность искусства была характерна в это время также для Иштвана ДешиХубера и Дёрдя Кондора, чьи произведения также выставлены в Галерее. ЭкспозициюГалереи завершают произведения наиболее известных живописцев первой половины XXвека: Иштвана Сени, Аурела Берната, Вилмоша Аба Новака, Йожефа Эгри, ЯношаВасари, Пала Ц. Молнара, Яноша Кметти, Реже Бургхардта, Яноша Халапи, ЕнёБарчаи, Енё Гадани, Гезы Фони, Эндре Домановски и Имре Амоша.
При размещениискульптуры нужно было учитывать особенности архитектуры здания, использоватьвсе возможности: большие площадки главной лестницы, центральные переходы,наиболее приметные места облицованных красным и белым мрамором помещений. Весьпластический материал, за исключением работ, размещенных в обходных галереях,выставлен вместе с живописными работами. Экспозиция произведений скульптурызанимает огромный вестибюль, обходные многоэтажные галереи этого вестибюля,переходы лестниц и т. д. Посетителей Галереи встречает «Пастушка» ИштванаФеренци, аллегорическое название которой — «Начало искусств» — указывает навремя создания этой статуи: появление национального изобразительного искусстваВенгрии. Внимание посетителей привлекает и мраморная статуя Алайоша Штробла«Наша мать». В вестибюле находится еще целый ряд скульптурных произведенийбольшого размера: «Ева» Йожефа Энгела, «Изгнанник» Яноша Пастора, «Утро»Кишфалуди Штробла, «Надгробие Раднаи» Ференца Меддьеши, «Крестьянский мальчик»Ласло Месароша, «Стоящий рабочий» Дёрдя Голдманна, «Литейщик» Йожефа Шомоди. Вобходной галерее второго этажа размещены маленькие шедевры Микло-ша Ижо, егогениальные импровизации, изображающие танцующих крестьян, и характерныепортреты. На этом же этаже представлен ряд скульптурных композициймонументального характера: эффектная реплика (уменьшенных размеров)коложварского памятника Матяшу работы Яноша Фадруса, «Мальчик, играющий вбабки» Иштвана Сентдёрди, «Давид» Эде Каллоша, «Девушка» Имре Чикаса. Начетвертом этаже расположена экспозиция современной венгерской скульптуры.Расположенные здесь произведения показывают путь развития скульптуры вхронологическом порядке, от новаторских начинаний поколения венгерскихскульпторов начала XX века: Марка Ведреша, Фюлёпа Э. Бека, Вилмоша Фемеша Бекаи Ференца Меддьеши до работ современных скульпторов среднего поколения: БениФеренци, Пала Пацаи, Шандора Микуша, Тибора Вилта, Миклоша Боршоша, Енё Керени,Иштвана Тара, Ивана Сабо, Йожефа Шомоди и, наконец, работы скульпторов болеемолодого поколения: Шандора Варади, Иштвана Мартша, Ласло Мартона, Дюлы КишКовача, Тамаша Вига. В помещениях, где расположена постоянная экспозицияживописи, в витринах выставлены произведения венгерского медальерногоискусства.
Временные выставкиГалереи меняются в среднем восемь раз в год. Устраиваются выставки, материалкоторых дополняет постоянную экспозицию художественной продукцией последнихлет, новыми произведениями современных художников. Имеют место групповыевыставки творческих объединений или колоний художников. Наиболее часто внескольких залах устраиваются мемориальные ретроспективные выставки иливыставки классиков венгерского искусства, приуроченные к юбилеям и годовщинам исвидетельствующие зачастую о достижениях научной работы Галереи. Программувременных выставок Галереи характеризует перечень нескольких прошедших выставок:«Изобразительное искусство Венгрии после Освобождения», «Надьбаньскиеживописцы», «Вашархейские художники», «Колония художников на проспектеСазадош», «Солнокская колония художников», «Группа социалистическиххудожников», «Венгерское изобразительное искусство против фашизма» и т. д.Среди многочисленных ретроспективных персональных выставок, проведенныхГалереей за время ее существования, наибольшим успехом пользовались выставкиВилмоша Аба Новака, Дюлы Бенцура, Адольфа Феньеша, Яноша Торняи, Дюлы Дерковича,Иштвана Деши Хубера, Роберта Береня, Яноша Васари, Иштвана Чока, Берта-ланаПора, Йожефа Эгри.
Используя послевоенныйопыт своей предшественницы — Столичной галереи, Венгерская Национальная галереяразвивает по всей стране выставочную деятельность и трудоемкую лекционнуюработу. Галерея официально осуществляет работу по отбору материалов,организации и устройству выставок венгерского искусства за границей. Крометого, в обязанности Галереи входят консультации и различного вида помощь,которую она оказывает провинциальным музеям в области научной обработки,инвентаризации и реставрации материалов.
Собрания ВенгерскойНациональной галереи растут в удовлетворительном темпе. За время, прошедшеепосле освобождения Венгрии, музейный материал значительно увеличился. Еслисчитать, что коллекция сложилась за 120 лет, то примерно одна треть всехнаходящихся в Галерее произведений искусства является приобретением тридцатипослевоенных лет. Большая честь — хранить такие сокровища. СотрудникиНациональной галереи особенно глубоко ощущают всю ответственность лежащих наних музеологических и искусствоведческих задач сейчас, когда реконструируетсябудайский дворец, в котором найдут окончательное пристанище порученные им дляхранения ценности. Здесь, в знаменитом историческом месте, Галерея сможет болееполно развернуть экспозицию венгерского искусства, включая и его древниепамятники, чем сможет еще больше способствовать увеличению общественной роливенгерского искусства.