Музей-заповедник «Павловск»
/>
Государственныймузей-заповедник «Павловск»
Выдающийсядворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв., летняя резиденцияимператора Павла I и его семьи. Один из самых крупных в Европе пейзажных парков- его площадь 600 га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет наберегах извилистой реки Славянка. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д.Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И.Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.
Формированиеколлекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска поЕвропе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали изаказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровыесервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а такжеполучили подарки от королевских дворов Европы.
Вмузее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных играфических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрацииудивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны,отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.
Павловский дворец
Нарядныйзолотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже сдальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанныйплоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, — самый ранний по временипостройки и самый изысканный по отделке. Он создан Ч. Камероном в 80-х годахXVIII века.
Колоннадызакругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажнымикорпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.
Послевступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорскойрезиденцией. В связи с этим в 90-х годах XVIII века архитектор В. Бренназначительно расширил дворец. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами,пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадныйдвор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки,центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжаявыделяться и размерами и изяществом оформления.
Основнойэлемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасадыцентрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца.Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьямиаканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона саллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главномфасаде.
В.Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями икоронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И тольков торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как быоткрывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связатьв единый ансамбль новые и старые здания.
Вначале XIX века А. Воронихин и Дж. Кваренги завершили отделку фасадов дворца состороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами,балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П.Гонзага покрыл фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображенынаполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. Висторию русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнамии бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершеноформирование дворцового ансамбля.
Павловский парк
Известныйрусский историк архитектуры В. Курбатов, автор книг о Петербурге, Павловске иГатчине, а также монументального труда «Сады и парки мира», в своемпутеводителе по Павловску в 1911 году писал: «Как ни прекрасен Павловскийдворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловскимпарком». Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славойлучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, пословам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает «всемвкусам и всем настроениям души». «Что шаг, то новая в глазах твоихкартина» — так отозвался о прогулке по Павловскому парку русский поэт В.Жуковский.
Сейчас,анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительнонайденную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений,которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Это проявляется ив ритмах, и в размерах, и в особенностях зрительного восприятия, и в скоростиперемещения по дорожкам парка как пешком, так и верхом на лошадях или вэкипажах. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющимсильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшимобразом выявить ее возможности — одно это уже было заслугой создателей парка.
Несомненнойудачей можно считать идею использовать долину реки Славянки в качестве основыкомпозиции. Именно повороты и разная высота ее берегов позволили так гармоничносопоставить строгие и ясные по своим архитектурным формам постройки срастительностью, выделенной из лесного массива или специально в негопривнесенной.
Деревьяв Павловском парке сами по себе не поражают яркой красотой, как это бывает всадах южных страна. Они, скорее, похожи на краски в палитре живописца, которые,смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудновыделить значение той или иной составляющей. Именно во взаимосвязи всех деталейи лежит та удивительная сила воздействия Павловского парка на посетителя.Раскинувшийся на площади в шестьсот гектаров парк имеет районы, очень отличныемежду собой: от тенистых лесных тропинок в Долине прудов до широких, открытыхпространств Белой березы. Однако при переходе из одного района в столь непохожий на него соседний никогда не возникает ощущения попадания в другой парк- все связано в одно органичное целое.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта russia.rin.ru/