Реферат по предмету "Культура и искусство"


Морфология культуры

Флиер А.Я.
Учениео внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, преждевсего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчастифилософов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия непозволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, чтолюбое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратноматериальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них(плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формахи чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
Всвоем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной ещефилософами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры наобыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши днитеории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки ипрослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденнойи специализированной культурами.
Целесообразностьделения культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основныефункции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры(повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина илигорожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знанияусваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), носо временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых былоуже практически невозможным без специального профессионального образования, начем собственно и строится специализированная культура. При этом основныефункции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разныхобластях жизни индивида.
Явыделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (уОрловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:
а)культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такиеспециализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
—хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансыи т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правоваякультура (специализированная —право, юриспруденция, система охраныобщественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность,общественное мнение);
—политическаякультура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческаяработа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношениямежду людьми в области приватного взаимодействия);
б)культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
—философская культура (специализированная — труды специалистов-философов;обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилахчеловеческого поведения, народная мудрость);
—научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная —повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальнойжизнедеятельности);
—религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозныеучения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика;обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмовпрошлого);
—художественная культура (специализированная — построенное на специальномобразовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов;обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные видыимитационно-игровой деятельности и т. п.);
в)культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
—культура межличностных информационных контактов (реально существует только вобыденной форме);
—культурамассовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественныесвязи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
—информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек,архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легендыи т. п.);
—культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции изнаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальныхучреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др.институций социализации и инкультурации личности;
обыденная—система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальноеобщение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);
г)культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреациичеловека:
—сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существуеттолько в обыденных формах);
—культурафизического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие кнему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризми т. п.);
—культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина исистема санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство ипр.);
—культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структурапитания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющиездесь, видимо, возможно, но затруднительно);
—культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека(специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного»туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формыдосуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется,что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии идополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезнопродвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторыемифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сказание о Сохрабе
Реферат История отношений Китая и России
Реферат Дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Реферат Конституционно-правовые основы отношений России и Беларуси
Реферат Китай в мировой экономике
Реферат ЗНО английский язык 2009 с ответами
Реферат Латинская Америка и Испания: взаимоотношения на современном этапе
Реферат Безработица в Казахстане
Реферат Конвенція ООН про незалежні гарантії та резервні акредитиви
Реферат Корпоративні стратегії глобальної діяльності
Реферат Конъюнктурный обзор мирового рынка железной руды
Реферат Аналіз витрат на оплату праці в комерційному банку АКБ Приватбанк
Реферат Механічні й електромагнітні коливання
Реферат Міжнародна глобалізація
Реферат Міжнародні розрахунки за допомогою акредитиву