Реферат по предмету "Культура и искусство"


Москва. Две столицы: Духовное величие

Перевезенцев С. В.
ВРоссии всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательнодолжен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозногоцентра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительномстольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собойне только архитектурный, но и религиозно-политический центр города и всегокняжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городахотдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическуюсамостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простыежители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другимсимволам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали онезависимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города вжизни Руси.
ИМосква, став столицей великого княжества Владимирского, сразу же сталапретендовать на значение религиозного центра Русских земель. При великом князеИване Калите, а затем и при всех других московских великих князьях и царях вМоскве строилось множество монастырей, соборов, храмов. А в ближайшихподмосковных землях духовной оградой становились знаменитые обители —Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Владычныйи Высоцкий в Серпухове, Ново-Иерусалимский на Истре, Ферапонтов Лужецкий вМожайске, Иосифо-Волоцкий в Волоколамске, Николо-Угрешский и многие другиемонастыри.
ПетрI, основав Санкт-Петербург, также уделял большое внимание духовному значениюновой столицы России. Петропавловский и Троицкий соборы, Александро-Невскаялавра положили начало церковному строительству в городе. При потомках Петра внебеса вознеслись высокие шпили и купола Свято-Иоанновского монастыря, Исакиевского,Никольского Морского, Смольного, Преображенского, Владимирского, Воскресенскогои многих других соборов.
Ине могло быть иначе. Столица России — это всегда обитель русской святости ирусской церковности.
Москвавсегда ассоциировалась в сознании русских людей с храмами, недаром и прозвалиее “златоглавой”. А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, описывая Москву, преждевсего, вспоминает ее храмы:
Какжар, крестами золотыми
Горятстаринные главы…
Даи иностранные гости не могли не обратить внимание на эту московскуюособенность. Так, Павел Алеппский, архидиакон, секретарь антиохийскогопатриарха Макария, писал в XVII веке: “Город виден за 15 верст, восхищая взорсвоею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройныхкуполов церковных, сверкающих золотом…” И далее: “Всего больше нас донималколокольный звон, от гула которого дрожала земля,… ибо в этом городенесколько тысяч церквей…”. А в XVIII веке графа Луи-Филипп Сегюра восхищали“тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взоротблеском солнечных лучей”.
Естественно,что русские люди гордились своей древней златоглавой столицей. Большой знаток ипатриот Москвы, писатель и историк Н.М. Загоскин однажды привез своего друга наВоробьевы горы и, с замиранием сердца, восклицал: “Ну что… что скажете милый?Какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками?.. Смотри, смотри!.. Ну, Богаради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы?.. Иван-тоВеликий как высится… Господи! Вон направо-то Симонов монастырь, вон главаДонского монастыря влево...” И, вытирая слезы радости, спросил: “Ну, что, бьетсяли твое русское сердце при этой картине?”
Ивсе это неслучайно. Ведь именно с образом храма в русском сознанииотождествляется идея добра, света, красоты и… сердца, как хранительницы всегоБожественного. Недаром П.В. Флоренский однажды заметил, что православный храм —это символ света, “сердце религиозной жизни” православного люда. Потому иславилась издревле Москва “сорока сороками” церквей, а “малиновый звон” ихколоколов приезжали послушать из самых дальних уголков России.
***
Крупнейшийи самый значительный монастырь в Московской земле — Троице-Сергиева лавра. Этотмужской монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в честь СвятойТроицы в 1337 г. в 71 км к северу от Москвы на горе Маковец (ныне — г. СергиевПосад, Московской области).
Историямонастыря тесно связана с историей России. Ученики и последователи преподобногоСергия основали многие обители, ставшие средоточием духовных сил русскогонарода
ВXIV–XX вв. Троице-Сергиев монастырь играл выдающуюся роль в отечественнойистории, являлся центром духовной жизни России. Основатель монастыря преп.Сергий Радонежский почитается как великий подвижник Земли Русской и великийрусский святой. В обители трудились духовные писатели Епифаний Премудрый, ПахомийЛогофет, преп. Максим Грек, Авраамий Палицын. Иконописец преподобный АндрейРублев для монастыря создал свое величайшее творение — икону «Святая Троица».
ВСмутное время монастырь явился оплотом русского национального сопротивлениязахватчикам. В 1608–1610 гг. монастырь выдержал 16-месячную осадупольско-литовских войск. Игумен монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицынспособствовали тому, чтобы обитель стала центром сопротивления иноземцам, онирассылали грамоты с призывом к борьбе с поляками. С 1744 г. Троице-Сергиев монастырь стал лаврой.
Троице-СергиеваЛавра была и остается важным центром духовного образования. В 1742 г. в обители возникла семинария. С 1814 г. на территории Лавры находится Московская Духовнаяакадемия.
ПослеОктябрьской революции имущество лавры было национализировано, рака с мощамиСергия вскрыта, в монастыре был создан Государственный музей-заповедник.Деятельность Лавры была восстановлена в 1946 г.
Всоборном Троицком храме находится древний чудотворный образ Святой Троицы, украшенныйзолотом и драгоценными камнями, список иконы Рублева, хранящейся вТретьяковской галлерее. Из сокровищ и святынь ризницы можно отметить золотойкрест с камнями, присланный Сергию константинопольским патриархом Филофеем, деревянныесвященные сосуды Сергия, ризы Сергия и Никона, дары русских и иноземныхправителей и знатных лиц.
Вхрамах и на кладбищах Лавры похоронено множество замечательных людей России: устен монастыря похоронены царь Борис Годунов с семьей, на кладбище погребеныкнязь Трубецкой, освобождавший вместе с Пожарским Москву, Прокопий Ляпунов имногие знатные фамилии и роды России.
Архитектурныйансамбль Троице-Сергиевой лавры сложился в XV–XIX вв. Первая каменная постройка— собор во имя Святой Живоначальной Троицы (1422 г.), небольшой четырехстолпный, одноглавый храм из белого камня. В соборе хранится рака с мощамипреподобного Сергия Радонежского. К южной стороне собора примыкает Серапионовапалатка (XVI в., обновлена в 1826 г.), в которой покоятся мощи св. СерапионаНовгородского; с юго-восточной стороны — Никоновский придел (1548 г.), где находятся мощи преп. Никона Радонежского. Храм Сошествия Святаго Духа (1476 г.) — первая кирпичная постройка монастыря, одноглавый храм «иже под колоколы» (под барабаномкупола — небольшая звонница).
В1559–1585 гг. построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы —величественный пятиглавый пятистолпный храм, повторяющий формы Успенскогособора Московского Кремля. В 1540–1550 гг. монастырь был обнесен каменными стенамис 12 башнями. В XVII в. в обители построили трапезную с храмом преп. СергияРадонежского (1686–1692 гг.), надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи(1693–1699 гг.), больничные палаты с храмом во имя преп. Зосимы и Савватия(1635–1638 гг.). В XVIII в. на территории монастыря были основаны храмы во имяпреп. Михея Радонежского (1734), в честь Смоленской иконы Божией Матери(1745–1748 гг.), а также пятиярусная колокольня, высотой 88, 04 м (1740—1770 гг.). Кроме того, в XVI–XIX вв. были построены корпуса келий, митрополичьи покои, ризница,Царские чертоги.
ВXVI–XIX вв. вокруг Лавры основано несколько монастырей и скитов.Спасо-Вифанский монастырь основан в 1783 г. митрополитом Платоном (Левшиным), в память о палестинском селении Вифания, с которым связано воскрешения ИисусомХристом Лазаря. В монастыре — Преображенский храм (1783–1786 гг.), в интерьерекоторого устроена модель горы Фавор; собор в честь Тихвинской иконы БожиейМатери (1860–1866 гг.), митрополичьи покои, казначейский корпус.
В 1844 г. наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) был основанГефсиманский скит. В 1847 г. знаменитый юродивый Филипп (Хорев) положил началоПещерному отделению Гефсиманского скита, которое вскоре стало называтьсяЧерниговским скитом. Здесь находилась чудотворная Черниговско-Гефсиманскаяикона Божией Матери, в 1886—1897 г. был построен пятиглавый храм в честьЧерниговской иконы Божией Матери. На территории скита похоронены философы К.Н.Леонтьев и В.В. Розанов. В 1859 г. основан скит Параклита близ Гефсиманскогоскита, с храмом Святого Духа Утешителя.
***
Натерритории Москвы и ближайшего Подмосковья ныне располагается около 40действующих монастырей. Самый древний московский монастырь — Свято-Данилов, основанныйв 1282 г. московским князем Даниилом Александровичем за южной окраиной Москвы.Данилов монастырь и сегодня играет важнейшую роль в жизни России — именно здесьрасположена резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главыРусской Православной Церкви.
ВXIV–XVI вв. Данилов монастырь находился в запустении, ибо еще великий князьИван Данилович Калита перевел монашескую братию на княжеский двор в Кремль. В 1560 г. монастырь возобновили по повелению государя Ивана IV Грозного. Во времена его правления былпостроен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов. В основании этого храма лежитцерковь Покрова, над которой в XVIII в. возвели «летний» храм, а позднее былаустроена еще и ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложиласьуникальная композиция — два верхних храма на одном нижнем. В XVIII же веке наСвятыми воротами возвели ярусную церковь-колокольню Симеона Столпника. В1833–1838 гг. архитектор О.И. Бове построил однокупольный Троицкий собор. Отпостроек XIX столетия сохранились также братский корпус, настоятельские покои идр.
Послетого, как в 1983 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесьбыли сооружены резиденция патриарха и Святейшего Синода, Поминальная часовня, надкладезнаячасовня в память 1000-летия Крещения Руси, а также памятник святому князюДаниилу Московскому.
Новоспасскийв честь Преображения Господня мужской монастырь ведет свою историю от Спасскогомонастыря, основанного в Московском Кремле в 1330 г. В 1490 г. обитель перенесли из Кремля на левый берег Москвы-реки на Крутицкий холм. С тех пормонастырь и получил свое именование — «Спас Новый» или Новоспасский.
Нынешнийоблик Новоспасского монастыря сложился в XVII–XIX вв. ЦентральныйСпасо-Преображенский собор (1645–1649) построен по образцу Успенского собораМосковского Кремля — пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный. В подклетисобора — усыпальница рода Романовых с храмом преподобного Романа Сладкопевца.До 1812 г. здесь насчитывалось 70 гробниц Романовых, после французскогонашествие осталось 28. В 1995 г. в монастыре был захоронен прах великого князяСергея Александровича, убитого эсером-террористом.
Вконце XVIII в. была построена церковь Знамения Божией Матери как усыпальницакнязей Черкасских и графов Шереметевых и четырехъярусная надвратная колокольня.В северо-восточном углу монастыря расположен храм св. Николая Чудотворца (1658 г.). Закрытый в 1918 г., монастырь возрожден в 1991 г.
Донскоймонастырь был основан в 1591 г. у Калужской заставы в Москве царем ФедоромИоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери, даровавшей чудо избавленияМосквы от войск крымского хана Казы-Гирея. Архитектурный ансамбль обителисложился в основном между 1680–1730 гг. Прямоугольный в плане, монастырьобнесен кирпичными стенами с 12 башнями. Над воротами возведены надвратныехрамы: над северными Святыми воротами — храм Тихвинской иконы Божией Матери;над западными — храм святых Захарии и Елисаветы с колокольней. Отпервоначальных строений сохранился одноглавый Малый собор Донской Божией Матери,с которым соединены трапезная и шатровая колокольня. Пятиглавый, в стиленарышкинского барокко, Большой собор Донской Божией Матери построили в1684–1689 гг. В иконостасе этого собора находится чтимый список XVI в. сДонской иконы Божией Матери. Росписи на стенах относятся к концу XVII в. Натерритории монастыря находятся также храмы преп. Александра Свирского, св.Иоанна Златоуста, св. великомученицы Екатерины, св. Архангела Михаила, построенныев XVIII–XIX вв.
НаСтаром и Новом кладбищах Донского монастыря покоятся останки выдающихсядеятелей русской культуры П.Я. Чаадаева, С.Н. Трубецкого, И.И. Дмитриева, О.И.Бове, В.О. Ключевского, В.Г. Перова, В.А. Серова, Н.Е. Жуковского и многихдругих.
Сретенскиймонастырь возник на месте встречи (сретения) в конце XIV века чудотворной иконыВладимирской Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира. Главный собормонастыря в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. по повелению царя Федора Алексеевича. Облик этого пятиглавого храма строг и монументален. Натерритории монастыря находился один из древнейших храмов Москвы — церковь воимя преп. Марии Египетской, снесенный в 1930 г. Закрытый во второй половине 1920-х гг., Сретенский монастырь возобновил свою деятельность с 1995 г. и с тех пор считается одним из крупнейших центров православного просвещения в России. Примонастыре действует Сретенское высшее православное училище.
ЖенскийНоводевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан в 1524 г. великим князем Василием III в Москве на Девичьем поле. Он был построен в память взятияСмоленска в 1514 г. Новая обитель была основана во имя Смоленской иконы БожиейМатери, главной святыни Смоленска.
Смоленскийсобор строили в течение 14 месяцев и закончили к престольному празднику 28 июля 1525 г. Имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был АлевизФрязин Новый, по другой версии им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков приобвале сводов собора. Внешне Смоленский собор напоминает Успенский иАрхангельский соборы Кремля. Это монументальное сооружение строгих линий спятиглавым завершением. Собор был расписан фресками, которые крайне редки дляXVI в.
Основныездания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи.В 1690 г. сооружена колокольня, которую называли «самой выдающейся из всехмосковских колоколен». На средства Софьи построена трапезная с Успенскойцерковью и обе надвратные церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня встиле московского барокко. Крепостные стены с 12 башнями соорудили в самомконце XVII века.
Внекрополе Новодевичьего монастыря погребены многие выдающиеся люди России. Вподклете Смоленского собора покоятся останки представителей известных княжескихродов: Воротынских, Голициных, Барятинских, Кубенских, бояр Дашковых. Натерритории монастыря похоронены герой Отечественной войны 1812 года, поэт Д.В.Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, археолог граф А.С. Уваров, философВ.С. Соловьев, генерал А.А. Брусилов. В годы советской власти сюда былиперенесены с уничтоженных кладбищ останки Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М.Языкова, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова. В те же годы на новом кладбище за южнойстеной были похоронены видные деятели советского государства, культуры, военные.
С 1964 г. в монастыре располагается резиденция митрополита Крутицкого иКоломенского, а также Московское епархиальное управление. С 1994 г. монастырь был возобновлен как женская обитель.
НовоиерусалимскийВоскресенский Истринский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 г. на землях села Воскресенского на холме над рекой Истрой. Монастырь был задуман патриархомНиконом как главная обитель Русской Православной Церкви по образу и подобиюхрама Воскресения Господня в Палестине. Отсюда и возникло название — НовыйИерусалим. И все окрестные места переименовали в соответствие с палестинскимисвятыми местами.
Строительствоглавного каменного храма, Воскресенского собора, началось в 1658 г. и шло до 1685 г. В 1681 г. в Воскресенском соборе погребли останки патриарха Никона, над егомогилой висели вериги, которые Никон носил почти двадцать пять лет. В монастырехранились келейная икона Никона и его клобук. В конце XVII в. монастырь обнесликирпичными стенами с 8 шатровыми башнями. Огромный Воскресенский храм лишь вобщих чертах повторял палестинский — была изменена планировка, вместо 14, как вИерусалимском храме, создали 29 приделов. В XVIII в. собор сгорел, но былвосстановлен в 1749–1756 гг. по проекту В. Растрелли.
ВторичноВоскресенский собор погиб в 1941 году — его взорвали отступающиенемецко-фашистские войска. Но в послевоенные годы собор вновь восстановили. С1994 года в Новом Иерусалиме возобновилась монашеская жизнь.
Иосифо-ВолоколамскийУспенский монастырь основанв 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким в 18 километрах от Волоколамска на берегу небольшого озера. В XV–XVI вв. монастырь играл большуюпросветительскую роль, был известен огромной библиотекой, ведением летописей, переписываниемкниг. Основные постройки относятся к XV–XVII вв. Главный центр обители —Успенский собор, сооруженный в 1688–1692 гг. На верхнем этаже пятиглавогособора располагается храм Успения Пресвятой Богородицы, на нижнем этаже — храмво имя преп. Иосифа. Редкой красотой отличаются монастырские стены смногогранными шатровыми башнями, богато украшенными декоративной кирпичнойкладкой и зелеными изразцами. Закрытый в 1920 г. и разрушенный гитлеровцами в 1941 г., монастырь был восстановлен в послевоенные годы, а возрожден как монашескаяобитель в 1989 г.
***
Главныйсобор столицы и всей России сегодня — это храм Христа Спасителя.
Манифесто сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя был подписан императоромАлександром I в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 г. Храм изначально задумывался как мемориальный памятник в ознаменовании победы в Отечественнойвойне 1812 г. В октябре 1817 г. началось строительства храма на Воробьевыхгорах по проекту А.Л. Витберга.
Новыйимператор Николай I в 1827 году принял решение остановить затянувшеесястроительство, руководствуясь не только экономическими, но и вероучительнымимотивами, ибо проект Витберга не отвечал канонам православия. Для храма быловыбрано новое место — у Пречистенских ворот на левом берегу Москвы-реки, наместе древнего Алексеевского монастыря. В сентябре 1839 г. началось строительство по проекту архитектора К.А. Тона, выполненному в «русско-византийскомстиле». Возведение и роспись храма Христа Спасителя продолжались 44 года.Работу над скульптурами и росписью храма осуществляли крупнейшие русскиехудожники — П.К. Клодт, А.В. Логановский, Ф.А. Бруни, Г.И. Семградский, В.И.Суриков, К.Е. Маковский и др.
26мая 1883 года храм на заново отделанной гранитной набережной был освящен вприсутствие императора Александра III. В древней столице в небеса вознессячетырехстолпный, пятиглавый собор, который стал крупнейшим церковнымсооружением Москвы — высота до креста центральной главы составляла 102 метра.
ХрамХриста Спасителя отличался не только своими размерами, но и глубочайшимрелигиозно-символическим значением. Главный престол храма был посвященпразднику Рождества Христова. На стенах храма был размещен своеобразный пантеонрусских святых, заступников Святой Руси — Александр Невский, Даниил Московский,Сергий Радонежский и др. Среди горельефов были изображения чудотворных иконБожией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Кроме того, были изображенысюжеты, связанные с христианскими праздниками, приходящимися на дни решающихсражений Отечественной войны. В стены были вделаны мраморные доски с различнымиисторическими текстами времен Отечественной войны, перечислением полков икомандующих, именами убитых и награжденных.
В1912 году у храма Христа Спасителя был открыт памятник императору АлександруIII (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин), снесенный в 1918году. 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя Патриархом Московским ивсея Руси был избран Тихон, до того бывший до того митрополитом Московским иКоломенским. Но уже через несколько лет, 5 декабря 1931 года, храм ХристаСпасителя был взорван…
Народноедвижение за восстановление храма Христа Спасителя началось в конце 80-х годов.Был создан Комитет по возрождению храма, который возглавил известный русскийписатель Владимир Алексеевич Солоухин, начался сбор средств. В 1994 годуПравительство Москвы, поддерживая стремление москвичей и по инициативе Мэрастолицы Ю.М. Лужкова, приняло решение о воссоздании храма в прежнихархитектурных формах. Первый камень в основание храма был заложен уже 8 января1995 года, а ровно через год, к Рождеству 1996 года были возведены основныенесущие конструкции (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженераВ.И. Фадеева и др.).
Зановопостроенный храм Христа Спасителя изначально создавался как главный центрцерковной жизни Московской патриархии. Помимо главного храма, посвященногоРождеству Христову, здесь же устроен храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающимипосвящения престолов некогда снесенного Алексеевского монастыря. Вблизинабережной Москвы-реки сооружен деревянный шатровый храм-часовня во имя иконыБожией Матери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов). В стилобатной частиразместился зал Церковных Соборов Русской Православной Церкви, зал заседанийСвященного Синода, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, другиеадминистративные помещения.
Строительствоуникального комплекса храма Христа Спасителя было выполнено всего лишь за шестьлет! 19 августа 2000 года в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашегоИисуса Христа, Святейший Патриарх Алексий II в присутствии иерархов многихправославных церквей мира, руководства России и Москвы, при стечении огромногоколичества православных мирян освятил храм Христа Спасителя в Москве.
В1555–1561 гг., в честь взятия Казани на Красной площади, возле кремлевского рвабыл построен величественный собор Покрова Пресвятой Божией Матери (Покровскийсобор, что на Рву). Строили его русские зодчие Барма и Посник, впрочем, сообщенияо них столь глухи, что, возможно, это было одно и тоже лицо.
Первоначальнона месте Покровского собора была заложена церковь Троицы — будущий придел кПокровскому собору. Согласно задания строителям, новый каменный собор долженбыл состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев заКазань. Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальнуюкомпозицию. Между четырьмя осевыми столпообразными церквями они расположиличетыре, меньшие по высоте. Те и другие увенчивались луковичными главами. Всевосемь церквей сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятойстолпообразной Покровской церковью, завершенной шатром с маленькой главкой. Всецеркви объединены общим основанием, обходной и первоначально открытой галереей,внутренними сводчатыми галереями. Храм был выстроен из кирпича, а фундамент, цокольи ряд деталей — из белого камня.
Такимобразом, строителя храма удалось собрать в одном храме, фактически, восемьцерквей. Поэтому покровский собор изначально имел восемь приделов: церквиЖивоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана иИустины, Трех патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, АлександраСвирского, Григория Великой Армении.
Покровскийсобор — уникальное сооружение-монумент, своего рода памятник славы Русского государства,воплощающий идеи «храма-города», «Небесного Иерусалима».
Нов историю России Покровский собор вошел под именем собора Василия Блаженного, поимени московского юродивого, похороненного еще в 1552 г. возле церкви Троицы. После канонизации Василия Блаженного в 1588 г., была построена Васильевская церковь — нынешний Васильевский придел Покровского собора. ПоВасильевскому приделу и весь собор со временем получил у москвичей своеназвание.
В 1929 г. собор был закрыт. Ныне в соборе располагается филиал ГосударственногоИсторического музея, но уже с 1991 г. в соборе проводятся нерегулярныебогослужения.
Богоявленскийсобор в Елохове, после закрытия или уничтожения других соборов в годы советскойвласти, с 1930-х гг. считался патриаршим кафедральным храмом. Собор былпостроен в конце XVIII — начале XIX вв. на месте древнего подмосковного селаЕлохово, в котором, по преданию, родился московский святой, юродивый ВасилийБлаженный. Композиция собора складывается из храма, трапезной и колокольни.Храм сооружался в 1835–1845 гг. по проекту Е.Д. Тюрина, выполненному в стилепозднего ампира. Над храмом возвышается пятиглавие с массивной купольнойротондой в центре. В оконных простенках купольной ротонды помещены парныеионические колонны. В Богоявленском храме находится великолепный резнойиконостас, сочетающий формы классицизма и барокко. Лепная отделка интерьера, настеннаяроспись и позолота иконостаса выполнены в 1912 г.
Трапезнаясобора принадлежит предшествующей церкви, возведенной в 1722–1731 гг. насредства царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Ивана V Алексеевича. Именно вэтой церкви в 1799 г. крестили младенца, в будущем прославившего всю Россию —Александра Сергеевича Пушкина. В трапезной же размещены два придела — в честьБлаговещения Богородицы и св. Николая Чудотворца. Высокая четырехъяруснаяколокольня вызывает восхищение своими стройными и строгими формами, пропорциейобъемов.
Главнымисвятынями собора считаются чудотворная икона Казанской Божией Матери и святыемощи митрополита Московского Алексия.
ХрамТроицы в Никитниках был построен купцом Г. Никитниковым в 1631–1634 гг. Этапятиглавая церковь выделяется среди иных московских церквей своим насыщенным иразнообразным архитектурным декором, выразительной пластикой. Сам храмрасположен на высоком подклете, а в церковь ведет высокое многоступенчатоекрыльцо, украшенное каменной резьбой и увенчанное шатром. Иконостас выполнен в1640-е гг. московскими и ярославскими резчиками. Иконы и хорошо сохранившиесяросписи, видимо, принадлежат творчеству лучших иконописцев Оружейной палаты: Я.Казанцу, И. Владимирову, Г. Кондратьеву и С. Ушакову. В церкви хранится списокчудотворной иконы Грузинской Божией Матери, выполненный в 1654 г. в связи с избавлением Москвы от эпидемии моровой язвы.
ЦерковьПокрова Богородицы в Филях — уникальный памятник московского зодчества.Возникновению храма предшествовала трагическая история. Во время стрелецкогобунта 1682 г. мятежные стрельцы ворвались в Кремль с требованием убить“изменников” Нарышкиных, родственников царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, материПетра I. Когда убивали боярина А. Матвеева и других Нарышкиных, дядя Петра, ЛевКириллович Нарышкин бросился на колени перед иконой Пресвятой Богородицы имолил ее о спасении, обещая построить храм во имя Покрова Богородицы. В 1693 г. он выполнил обет и в своем подмосковном имении Фили построил храм. Деньги на егостроительство дали и царица Наталья, и царь Петр.
Храмсчитается образцом московского или “нарышкинского” барокко, архитектурногостиля конца XVII в. В храме совмещены колокольня и церковь. Стройный иизысканный, он устремлен вверх. Нижнее пространство занимают раскинувшиесяживописные лестницы. Храм пышно украшен изысканной белокаменной резьбой, наличникамис тонкими колоннами, барочными деталями, гранеными главами и ажурными крестами.Лестницы ведут на окружающую храм галерею. Церковь двухэтажная, верхний храм —летний, нижний — зимний. По преданию, здесь часто бывал царь Петр и даже пел наклиросе. В 1703 г. после взятия Нарвы Петр I привез сюда, взятые как трофей, цветныеоконные витражи.
Вустройстве русских храмов XVIII — начала XIX вв. можно увидеть и протестантскиешпицы, и подражание католическим куполам, и пестрые итальянские орнаментынаружных фасадов, и подражание римским базиликам. В стиле западноевропейскогобарокко выстроена церковь Архангела Гавриила, более известная под названием«Меншикова башня». Свое второе название церковь получила потому, что былавыстроена по заказу А.Д. Меншикова в 1704–1707 гг. Общее руководствостроительством осуществлял архитектор И.П. Зарудный, при участии мастеров изИталии и Швейцарии. «Меншикова башня» — уникальное, первоначально, шестиярусноесооружение, с 30-метровым шпилем, увенчанное выкованной из меди и золоченой фигуройтрубящего ангела. Высота строения достигала 81 м, что на 3, 2 м больше колокольни Ивана Великого. После пожара 1723 г. здание было восстановлено в 1773–1779 гг. по инициативе известного московского масона Г.З.Измайлова, а в 1783 г. интерьер получил новую отделку с использованиеммасонской символики (уничтожена в 1852 г. по приказу митрополита Филарета).
В1923–1947 гг. церковь была закрыта, а с 1947 года здесь размещается подворьеАнтиохийского патриархата.
Встиле западноевропейского барокко устроена была и церковь Петра и Павла наНовой Басманной улице. Строительство церкви началось, по-видимому, архитекторомИ.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества рукирисунку» в 1705 или в 1708 гг., а завершено архитектором И.Ф. Мичуриным в 1723или 1728 гг. Храм был двухэтажным — в нижнем ярусе располагалась теплая церковьНиколая Чудотворца. В нижнем ярусе галереи размещалось два придела. В 1745–1746гг. к церкви была пристроена колокольня, по мнению историков архитектуры, ставшаяодним из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко. В 1990-е гг. храмПетра и Павла был восстановлен, отреставрирован, в нем возобновилась постояннаяцерковная жизнь.
Впоследние в Москве проводятся масштабные восстановительно-реставрационные истроительные работы, благодаря которым открывают свои врата древние и зановоустроенные храмы. Так, заново воссозданы Казанский собор на Красной площади, Воскресенскиеворота с Иверской часовней, реконструированы храмы Большое Вознесение уНикитских ворот, Троицы в Листах (ул. Сретенка), комплексы Свято-Даниловского, Высокопетровского,Рождественского, Зачатьевского монастырей.
Летом 2000 г. на месте разрушенной Казанской церкви на Калужской площади освященхрам-часовня в честь иконы Казанской Божией Матери. На Поклонной горе построени начал действовать храм Великомученика Георгия Победоносца. Строительствоэтого храма началось в 1993 г. и велось в течение полутора лет.
ХрамГеоргия Победоносца представляет собой церковь в древнерусском стиле, соснованием в виде «креста». Высота храма — 45 м до навершия креста. Церковь стоит на небольшом насыпном холме, вершина которого вымощена гранитными плитами. Храмокружен открытой галереей, огороженный гранитным парапетом и полуметровойузорной чугунной решеткой. Над главным входом в храм — большая икона«Воскресение Христа», на которой крылатые ангелы возносят Христа на небо. Ниже,при входе надпись: «Вечная память погибшим в Великой Отечественной войне1941–1945 гг.».
Нафронтоне звонницы храма Святого Георгия Победоносца помещены фрески сизображением Иисуса Христа в центре, Божией Матери справа и Иоанна Крестителяслева. На западной внешней стене за аркой звонницы помещено изображение иконы«Св. Великомученика Георгия Победоносца. Поражающего копьем змия». На севернойвнешней стене храма над боковым выходом из северного придела — бронзовоеизображение иконы «Знамение Божией Матери».
6мая 1995 года, к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, храмбыл освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
***
Москва— город многонациональный и многоконфессиональный. Поэтому в городе расположенонемало святынь иных религий.
РусскойПравославной Старообрядческой Церкви возвращаются и реконструируются комплексыв Рогожской слободе, в Преображенском, храм у Белорусского вокзала.
Напроспекте Мира расположена Московская Соборная мечеть, рядом с которой недавнопостроено новое здание Исламского центра Москвы и Московской области иДуховного Управления мусульман Центрально-Европейского района. Возрожденаисторически известная мечеть в Замоскворечье.
Мемориальнаямечеть в Парке Победы построена в память мусульман, погибших в годы ВеликойОтечественной войны. Большую роль в достижении Победы сыграликрасноармейцы-мусульмане, выходцы из разных регионов СССР. Мемориальная мечетьв Парке Победы на Поклонной горе, построенная по проекту архитектора И.И.Тажиева, была торжественно открыта в сентябре 1997 года в дни празднования850-летия Москвы и стала четвертой по счету мечетью в Москве.
Главныйвход в мечеть обрамлен высоким порталом из белого камня. Внутри мечети, направои налево от входа, расположены два небольших зала для верующих мусульман. Сводымолитвенного помещения держатся на шести столпах — колоннах, украшенныхнакладной резьбой. Внутренне убранство мечети украшено белой накладной резьбойи орнаментом. В нижнем этаже мечети находится выставка, посвященная участиювоинов-мусульман в достижении Победы в Великой Отечественной войне.
Возвращенаисторическая собственность двум московским костелам, общинам англиканской илютеранской церквей. На Олимпийском проспекте возводится Религиозно-культурногоцентра Армянской Апостольской церкви, на Юго-Западе построена часовня этойцеркви. Выделен участок для создания буддистского международного центра.
Историческоездание передано Московской Хоральной Синагоге, общине любавических хасидовпередано здание бывшей синагоги на Большой Бронной улице, построено двесинагоги. На Поклонной горе построена новая мемориальная синагога — иудаистскиймузей-храм, который стал памятником миллионам советских и российских евреев, погибшихво время Второй мировой войны.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Способи перетворення креслення
Реферат Мотивация как социальная основа в управлении персоналом
Реферат Справочник по геометрии 7-9 класс
Реферат Сплайны, финитные функции
Реферат Спростування та його види
Реферат Современные понятия пространства, времени и ограниченность преобразований лоренца
Реферат Веймарская республика в Германии: опасности массовизации
Реферат Совершенствование модели трансмиссионного механизма
Реферат Сравнения высших степеней(Конгруенції вищих степенів )
Реферат Спектральная теория операторов
Реферат Спеціальні класи та функціональна повнота системи функцій алгебри логіки. Теорема Поста
Реферат Виноградов, Николай Дмитриевич
Реферат Статистическая физика и термодинамика
Реферат Становление понятия вещественного числа
Реферат Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме Маяковского Во весь голос 2