ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ ИОНА КРЯНГЭ
ФАКУЛЬТЕТИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА ИДИЗАЙНА
КИШИНЕВМОЛДОВА 2007
КУРСОВАЯРАБОТА
ТЕМА:
МОНОТИПИЯ
ВЫПОЛНИЛ:АЛЕКСАНДР КАЦ
202 ГРАФИКА
Монотипия.
Определенияи общий обзор. История
Даннаяработа посвящена монотипии — предмету, достаточно не освещенному специальнойлитературой, или, скорее, освещенному более литературой естественнонаучной, чемискусствоведческой. Причиной ли тому простота техники, которая действительноинтуитивна в понимании и не требует особых познаний, или примитивность ее,которая очень спорна, или относительная ее невостребованность современнымискусством, которая, на мой взгляд, является плачевным недосмотром одниххудожников и большой удачей других, видящих свое поле деятельности отчасти и вэтой технике, — на самом деле не так уж и важно.
Цельданной работы — изучить, насколько это возможно, эту незаслуженно игнорируемуюграфическую технику, обозначить возможности ее применения, технологиивыполнения, значение монотипии и наиболее широко осветить аспекты работы в этойтехнике.
Чтоже такое монотипия? В общем, монотипия — это техника нетиражного живописногоэстампа, печати с одним уникальным отпечатком, дополнительная ценность которогов том, что его совершенно невозможно повторить. Монотипия относится кграфическим техникам. За более точным описанием данной техники обратимся ксловарным определениям:
Монотипи́я (от моно… и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики.Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкуюповерхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный набумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин фрактальнаямонотипия.
Фракта́льнаямоноти́пия(англ. fractal monotypy) — вид фрактальных рисунков, которые получены методоммонотипии.
Впервые применил техникумонотипии в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Монотипиюизготавливают так: на твердую поверхность наносят краски, сверху помещают листбумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычнымиузорами, которые не могут быть повторены художником.
В своей основополагающейработе по фрактальной геометрии Бенуа Мандельброт воспроизводит фрагменткартины Леонардо да Винчи, на которой художник изобразил фрактальные структуры.Можно ли привести еще примеры изобразительного искусства, содержащие фракталы?Да, можно.
На некоторых монотипияхвидны характерные для фракталов структуры, например, дендритные образования,которые при отрыве бумаги от поверхности структуры возникают не мгновенно, ачерез некоторое время (около 1 минуты). Это свидетельствует о протеканиипроцесса самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой,вследствие ее разрыва. Фрактальные монотипии относятся к классу стохастическихфракталов.
Фрактальная природамонотипии была обнаружена в 2000 г. химиком В. М. Лившицем и математиком В. В.Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин«фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась перваявыставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот видмонотипии художница называла стохатипией.
Таким образом, монотипиюможно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах(компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальнаяпленочная химия найдет применение не только в искусстве
Сто́хатипия — вид монотипии, который состоит изстохастических фракталов. Стохатипию называют также фрактальной монотипией.Наиболее ценными считаются фигуральные стохатипии, так как вероятностьвозникновения образа человека при изготовлении стохатипии значительно меньше,чем пейзажа.
Подфрактальными образованиями имеются в виду древовидные узоры, возникающие прирастекании акварели или гуаши во время выполнения монотипии.
Главнымотличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайностив окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактныйобраз, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образовмонотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности.
Основнойсложностью при выполнении изобразительных работ текучими красками являетсяпредвидение и контроль поведения краски после разделения матрицы и бумаги.
Элементнепредсказуемости, уникальность, легкость выполнения, богатство возможностейхорошо характеризуют монотипию как графическую технику.
Монотипобладает как большим разнообразием сюжетов, так и различными применениями.
Монотиптакже может быть использован как дополнительная техника в графических работахсмешанной техники.
Монотипиясуществует давно, более трехсот лет. Как уже упоминалось, впервые применил этутехнику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Дляпроизведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовыхотношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию сакварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получилатолько с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянецДжованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), французЭдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе«Амбасадор»»).
Появлениемонотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново«открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу.
Вначале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветнымофортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойныепейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминанииимени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, гдеучились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами сталитакже ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года ЕлизаветаКругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью.Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавались ее ученикам — многие изних стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.
В ХХвеке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческогоразвития, когда их особенно интересовали цвет и фактура материала. Так, в 1932году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий,посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочныелисты отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняянепосредственность и живость восприятия.
Крупныемастера русской и советской монотипии — Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н.Барто.
Всемидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельбротнаписал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometryof Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самогоавтора стали величать «Эвклидом ХХ века». Не будем углубляться в дебриматематики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрическиефигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих(хотя бы приблизительно) исходную фигуру.
БеноитМандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являютсяфракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики идр.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересныйрисунок — фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи, на котором Мандельбротобнаружил фрактальные структуры.
Монотипиякак графическая техника
Методвыполнения монотипии можно описать просто — любая красящая субстанция наноситсяна любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производитсяпечатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.
Приэтом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа медии др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают егок поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые немогут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха)характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют егопо эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишьнекоторые. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольнотрудоемка и требует большого количества материалов и немало терпения.
Перейдемк более подробному рассмотрению материальной части данной техники.
Начнемс красок. Поотношению к краскам эта техника всеядна! «Акварель,гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полногоотрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как сразбавителями, так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк имногообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага,различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк-медь-сталь-латунь.А также стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобыфактура поверхности соответствовала задачам и целям художника. А вот вопросвнутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с вашимличным опытом».
Вобщем, относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от целихудожник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своейработы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальныеобразования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности итонком слое нанесения — фактуры, схожие с точечными или образованными мелкимипятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения ифактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательногообобщения здесь сделать нельзя, — все зависит от выбранного автором типакрасочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут,скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.
Чтоже касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы илюбой же выбор можно назвать оправданным, в зависимости от цели. В расчетследует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность квпитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы,важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии,если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность,то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхностьсильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будетболее высокой, и т. д.
Такимобразом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, накоторую производится печать, можно косвенно контролировать окончательныйрезультат.
«Краскананосится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцыхудожника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Такжеприменяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, чтопридет в Вашу творческую голову. :)
Дляотпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки.Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатныйстанок.
Длявыбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простойткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка длячистки посуды, ушные палочки...
Ну инаконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различныевиды — от простой до офортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло,металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии».
Способысоздания монотипии
«Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия».
Беретевыбранную твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краскунужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете еесверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуетеполученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем.Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу.Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидетькакой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясьусилить и выявить увиденное в монотипии».
Следуетзаметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можноконтролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краскитам, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узорыначинают проявляться при нарушлении пленки поверхностного натяжения, чтопроисходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направлениеветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы.То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, тофракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.
Второйспособ
Когдакраска наносится на пластины из металла или пластика, накладываетсясверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографскогостанка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортныекраски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом идостаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создаватьпрактически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы набумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Третийспособ
Пишетехудожественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затемнакладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и неочень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, такжеиспользуя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать дотрех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются оченьтонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но этобудет уже смешанная техника.
Четвертыйспособ
Этотспособ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправленияневозможны.
Беретепластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листаравномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложивее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если выне уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение налисте, то, до того, как вы положите его на краску, легкимидвижениями простого карандаша можете наметить основную композицию и послеэтого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. Адалее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой,черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую хотите получить.
Рукамина бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратноснимаете лист.
Как илюбой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя,что с ней происходит.
Пятыйспособ.
Наливаетев фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночкахдо жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кистии, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краскина воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далееначинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидетьтот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.
Надоработать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потомтолько, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, апотом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительныеживописные сочетания, как в калейдоскопе.
Нуи шестой способ — смешанная техника
Когдаза базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другимиматериалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты итак далее.........
Другимвариантом акварельной монотипии может быть следующий.
В этом случае порядокработы будет иным. Делаете рисунок карандашом. Накрываете его обезжиренным стеклом,хорошо промытым теплой водой с мылом и досуха вытертым. Работаете по стеклу неочень жидкими акварельными красками и даете им высохнуть. Смачиваете водойчистый лист бумаги и, дав ему чуть-чуть «подвинуть», накройте им стекло.Притираете бумагу к стеклу (как в случае с масляными красками) и осторожноснимаете оттиск.
Нюансымонотипии.
ГоворитВалерий Сыров
…На чём делается монотипия? Руководств по монотипии не было.Кто-то из художников «баловался», но техника-то не тиражная, неинтересно получать только один оттиск с печатной доски, когда в офорте печатайхоть сто с одной формы. Где-то я прочитал, что монотипия пишется наметаллической пластине. Пробовал — не понравилось. Всё хорошо, но цветконтролировать очень сложно, особенно, когда любишь тонкие цветовые отношения,«валёры». Почему? Металлическая доска имеет свой собственныйсеро-стальной цвет с характерным блеском. Что-то вдруг стукнуло в голову: а непопробовать ли белый пластик? Первую доску я вырезал из столешницы старогокухонного стола. Располировал. Нарисовал. Отпечатал. Понравилось! С тех порработаю только на пластике.
Кстати, разный пластик «отдаёт» краску по-разному, и нужно искать то,что подходит. Использовать можно прозрачный плексиглас, подложив под него белуюбумагу. Можно писать на грунтованном картоне, получая эффект холста. Краскиобыкновенные масляные. Люблю старые ленинградские, они тонкотёртые и даютпрозрачность, нежный акварельный эффект. Пользуюсь и типографской краской.Пробовал делать монотипию акварелью, но не понравилось. Акварель быстро сохнетна доске, краску нужно разводить с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Да иакварельные оттиски, как ни странно, не дают «акварельности». Получаетсясухой жесткий отпечаток. Разбавители тоже могут быть разными: керосин, пинен,скипидар и т. д. Главное, чтобы работа на доске не сохла слишком быстро. Вконце концов я научился работать над изображением в течение суток. Опять-такиэкспериментально добавляя в разбавитель такие компоненты, которыеприостанавливают высыхание: глицерин, пару капель машинного масла. касторку ипрочее. Можно посоветоваться с химиками.
И за работу!..
Чем хотите, тем и пишите. Кисти обыкновенные. Особенно люблюширокие и тонкие кисти, и плоские, и круглые, из искусственного волоса. Ониупруги, хорошо держат краску. А можно использовать щетинные старые стёртыекисти для передачи различных фактур. Поскольку работать приходится на гладкой,идеально отполированной поверхности, нужно приспосабливаться — это вам не холсти не бумага! Кисть скользит, краска не всегда ложится как надо. Но в чём плюс?Ну не получается, что хочешь — возьми тряпочку и сотри. Доска или неудачноеместо на доске снова чистые. Работай дальше. Поэтому оттиск всегда свежий.Попробуй в акварели поисправлять — замучаешь бумагу, да и «пот»виден, а акварель этого не любит.
…Так вот, кроме кисти, в зависимости отнастроения и задачи я применяю различные подручные средства: кусок стекла дляполучения фактуры «на отлип», кусочки линолеума вместо шпателей.Нравится работать при помощи использованных телефонных пластиковых карточек. Нарезаюиз них «шпателёчки» различной формы. Применяется заточеннаядеревянная палочка, да и черенок кисти. Один из любимых инструментов — тампоних капронового чулка. Белила в монотипии традиционно не применяются, как и вакварели. Белые места получаются за счет удаления красочного слоя. Хотя…Сергей Сыров (Крыллер) очень даже применяет, и успешно. Получается, и неплохо.Так что нет здесь табу — твори, выдумывай, пробуй…
Те, кто хотят заняться монотипией, могут найти в инете большоеколичество материала — от исторической справки до описания технологий. Поэтомуя пишу всего лишь о собственном опыте. Несколько слов об опасностях,подстерегающих начинающего монотиписта. Вы помните о том, что отпечаток будетзеркальным отображением вашей работы? Забыв об этом, с изумлением будетерассматривать собственную подпись на непонятном языке в другом углу картины,лошадь развернётся и поскачет в противоположную сторону, а знакомый пейзаж,особенно городской, кардинально изменится. Левосторонняя и правосторонняякомпозиции ещё ждут своего исследователя. Пересмотрите на досуге, взяв в рукизеркало, знакомые с детства картины… Меня впечатлили «Проводыпокойника» Перова: скорбная процессия возвращается с гробом домой. Этоотносится к любому виду эстампа, и профессионал-то держит такое в голове, ановичок… Вот и попробуй написать тут что-то с натуры, чтобы композиция«держалась». О пленере и говорить нечего: от станка далеко неотойдёшь!
Второе предупреждение. Уважаемые «коровинцы», пастознаяживопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющится под давлением вала, ивы получите бесформенные красочные пятна. Радуйтесь, бедные любителилессировочной живописи: дорогую по нынешним ценам краску вы сэкономите.
Хорошо это или плохо, в монотипии присутствует элементслучайности. Далеко не всегда оттиск получается таким, как на доске. Этозависит и от давления, и от свойства красок. И вот ещё что: мазок, нанесённыйсверху на доске, оказывается при печати внизу, ближе к бумаге. А как досаднобывает, когда на доске работа сияет, и видишь ну прямо-таки шедевр, а отпечатокне получается — краска пересохла и не хочет переходить на бумагу! Дави не дави- всё бесполезно. Значит, не судьба шедевру увидеть свет. Ничего, в следующийраз осчастливите мир. Бывает и так, что работу сделаешь за считанные минуты, иполучится, по словам одного поклонника моего творчества: «Это — каквыдох». В работе всё есть. Пытаешься повторить — не получается.
Доска готова, начинаем печатать. Аккуратно кладём работу лицевойстороной вверх на талер печатного станка. Накладываем сверху слегка увлажнённуюбумагу, прикрываем куском плотной ткани (фетр, шинельное сукно) и прокатываемпри слабом давлении. Отгибаем уголок бумаги и смотрим на оттиск. Еслиотпечатывается слабо, усиливаем давление. Вот и всё. Монотипия готова.
Добавить к вышеизложенному можно, пожалуй, лишь то, что вмонотипии одной из возможностей является использование трафарета. При этомследует учитывать композиционные моменты формы трафарета. Трудноуправляемым, ноочень зрелищным эффектом при использовании трафарета является затекание краски.Контролировать его можно при помощи вариации толщины и разжиженности красочногослоя у границы трафарета.
Заключение
В заключение — о прикладных аспектах монотипии, в каких сферах онаможет быть использованна и т.п.
Во-первых, хотелось бы сказать о монотипии как об отдельнойтехнике графического листа. Графическим листом, выполненным в технике монтипии,считается исключительно оттиск, получаемый при печати. Все остальное, каким быоно ни было, — смешанная техника — любые доработки после оттиска превращаютграфический лист в таковую. Это именно выделяет монотипию в качестве отдельногоискусства. (рис. 1, 2, 3)
Смешанные техники с использованием монотипии имеют возможностьсамого разнообразного приложения. Монотипный оттиск может быть использован всоздании графического листа. В частности, на большой графический лист можетбыть нанесен прозрачный монотип через трафарет, или при создании фактуры могутбыть использованы различные печатные формы и цвета. Так же вариантом использованиямонотипии в смешанной технике может быть штамп.
Монотипия в смешанной технике может использоваться и вдекоративном искусстве.
Кроме того, замечательные живописные работы можно получать прииспользовании масляной монотипии. (рис. 6, 7)
Смешанная техника монотипии и компьютерной графики имеют большойпотенциал, но недооценены в графическом дизайне. (рис 4, 5)
Таким образом, монотипия — эффективная и интересная графическаятехника с большими возможностями, простором для фантазии и творческогоисследования.
Источники:
Творческий клуб Тигель tigelclub.ru
ЖивойЖурнал художника Валерия Михайловича Сырова (Одесса)
http://syrov.livejournal.com
bookmarks.com.ua/hottopics167650.html
Википедия,свободная энциклопедия.
Списокиллюстраций:
1. «Бегун».Стохатипия автора
2. «Актриса».Серик Кулмешкенов
3. «Свидетельницавремени». Серик Кулмешкенов
4. «Троль».Смешанная техника, работа автора.
5. «Колонны».Смешанная техника, работа автора
6. «Большак».Валерий Сыров
7. «Домна горе». Валерий Сыров.