Реферат
по предмету:«Культурология»
ТЕМА:
Мировая культура XXвека
Оглавление
1. Характеристика эпохи
2. Авангардизм
3. Характерныеособенности искусства XX века
4. Влияние техническогопрогресса на общество
5. Духовная жизньчеловека ХХ века
6. Модернизм ипостмодернизм
7. Русская икона XX века
8. Авангардное искусство
Заключение
Список использованныхисточников
1. Характеристикаэпохи
В историикультуры не было такой эпохи, которая бы в такой мере, как XX век, задела ивзбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашениисвоих идей и художественных открытий, часто противоречащих друг другу. Новизнаидей, с которыми XX век стремительно ворвался в мировую культуру, поистинеошеломляюща. Они требуют вдумчивого и систематического анализа, к ним будутобращаться вновь и вновь будущие поколения.
По сути, XXв. начался по мере осознания того, что «умерли все боги, остался человек»наедине со своим могуществом и своим все еще несовершенством. С одной стороны,потеря мудрого распорядителя всей земной жизни и великого Художника, которымявляется Бог, вызвала невиданный оптимизм и творческую энергию, с другой, — пугала человека открывшейся пустотой и той невиданной ответственностью, которуюон ощутил. Отсюда оптимизм и пессимизм, надежда и отчаяние… Все до крайностиобострено и противоречиво, антагонистично и стремительно. Социальное время в XXв. становится до предела плотным и насыщенным событиями, которые человекнередко не успевает даже осмыслить и пережить.
Изменениекартины мира было также связано с открытием в физике теории относительности.Это в значительной степени привело к релятивизму понятий и критериев ценностейв других областях знания и жизни человека, включая искусство и его каноны.Объективность закономерностей человеческого общежития, традиционных устоев ивсего образа жизни, на которые человечество опиралось в течение последнихстолетий, коренным образом стала изменяться. Революция в умах произвелареволюцию в сердцах, а затем и в самом обществе.
Сомнениенарушило цельность человеческого существования. Развитие промышленности, ростгородов, стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратилсвязь с природой, не обрел гармонии с социумом, но и не сумел на протяжениивсего столетия обрести мира и покоя внутри себя. Свобода, которую онпровозгласил своим идолом, не сделала его счастливым. С позиций логическогорационализма и абстрактного гуманизма осуществлялась и по-прежнемуосуществляется критика подлинно духовных традиций, которые не смогли заменитьникакие модные теории нового постиндустриального общества.
Импрессионизми натурализм конца XIX в. из «абсолютно нового искусства» перешли в XX в. вразряд «классического». На абсолютную новизну стало претендовать искусствоавангарда с его многочисленными школами времен Первой мировой войны. Экспрессионисты(экспрессионизм означает «выражение») подчеркивают, что ничего общего неимеют с импрессионистами, пытаясь средствами своего искусства выразитьотношение к происходящему. Футуристы перестраивают мир, соединяя егопервоэлементы по своему усмотрению, «как угодно», освобождаясь от бременилогики и рассудка.
По-своемуставит и решает задачи нового времени русский авангард. Благодаряживописным произведениям К. Малевича и В. Кандинского супрематизм иабстракционизм стали заметным явлением не только русской, но и мировойхудожественной культуры, открывая новый этап в ее развитии. С помощью новогохудожественного языка русским художникам удалось создать иную, доселе невиданнуюновую художественную реальность, для восприятия которой требовалась определеннаяподготовка и знание ее «законов».
Рольтеоретиков нового искусства взяли на себя сами художники. Так, в работе «Одуховном в искусстве» В. Кандинский пишет об особенностях языка абстрактногоискусства: в качестве средств они могут использовать круг, квадрат и треугольник.«Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать нашихчувств. Так каждый культурный период создает свое собствеенное искусство,которое не может быть повторено».
Отказ отмиметического (т.е. подражания искусства природе, как это делали древние),стремление сконструировать абсолютно новую «духовную реальность», которая, всвою очередь, помогала бы переустроить социальный мир все это привлекалохудожников начала XX в. Сама духовность все более принимала определенныематериальные конфигурации. Так, например, в представлении В. Кандинского дажесама духовная жизнь выглядела как «большой остроконечный треугольник, разделенныйна неравные части». При этом самой острой и самой меньшей своей частьютреугольник направлен вверх, а на самой его вершине находится только одинчеловек. С одной стороны, — он радостен, с другой, — печален, поскольку дажете, кто к нему приближаются, его не понимают. Таким был Бетховен, по мнению В.Кандинского, таким были другие гении в искусстве. «Когда потрясены религия,наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожаютпадением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя», так точнохарактеризует В. Кандинский время, современником которого он является (
Однаковнутренние, глубинные основания творчества представляются автору строкмистическими образами, и они плохо осознаваемы и выражены посредством слова, визобразительном искусстве с помощью точки, линии, цвета или в музыке.Вербальное творчество (литература, поэзия) столь же подвержены деструкции, каки целостный образ — Лик в живописи. Все эти эстетические трансформации являютсясвидетельством процессов, происходящих в XX в. и с человеком, и с социумом, вкотором он живет.
Упреки вадрес художников-модернистов в том, что они якобы «не умеют рисовать», частооказывались несправедливыми. Известно, что многие из представителейотечественного и зарубежного авангарда и модернизма в своих ранних работахподражали мастерам классической живописи — Рембрандту, Д. Веласкесу, Эль Грекои др., усвоив их творческую манеру, однако они решили не останавливаться надостигнутом. К числу этих художников принадлежат, например, К. Малевич и П.Пикассо, которые также сумели отразить в своем творчестве «дух» своего времении прежде всего разрушение целостности мира и человека, а также эксперименты вобласти новых возможностей языка изобразительного искусства.
Появление вXX в. мифов о «смерти искусства» свидетельствовало о завершении классическоговека культуры, включая искусство, природа которого заметно трансформировалась.Художники оказались перед необходимостью решать новые задачи, поставленные нетолько особенностями новой художественной практики, но и существенноизменившейся социальной действительностью, на которую во многом повлияларусская революция.
2.Авангардизм
Однако долгоевремя в обществе царило непонимание нового искусства, язык которого заметноизменился по сравнению с классическим, считавшим образцом для подражанияантичность и Возрождение. Авангардизм, как и искусство модернизма вцелом, уже не признавал классических канонов, освобождаясь от их зависимости ипровозглашая полную свободу творчества. Новое искусство не стремилось отражатьреальность и человека, оно создавало новую реальность, конструируя ее по своемуусмотрению. Все больший интерес для художника представляет не внешний мир, а внутренниймир собственных переживаний. Целью искусства становится самореализация художника,в какой бы форме она не проявлялась. Внимание зрителей начинает привлекать нетолько результат труда художника — произведение искусства, но и сам творческийпроцесс его создания от замысла до воплощения. Приоткрывалась святая святых — тайна творчества, стремление постичь которую с помощью логики и рассудкастановится не всегда возможным. Рационализм все больше начинает уступать дорогуиррационализму, отдающему предпочтение чувствам и интуиции перед разумом впостижении истины.
3.Характерные особенности искусства XX века
Иррациональностьстановитсяодной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения вобласти философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьмаощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, чтобы объяснитьнеобъяснимое, понять непонятное, создав с ее помощью манифесты новых художественныхтечений. Философия была близка искусству и раньше. Она начиналась с афоризмовКонфуция, античных поэм Парменида и Лукреция, диалогов Платона, писем Эпикура иСенеки. Органическая связь философии и искусства не прерывалась и в последующиевека. Достаточно вспомнить Августина, Данте, Вольтера, Гете, а так же Ф.Достоевского, Л. Толстого, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В. Розанова и др., которыевыражали свои идеи не путем построения абстрактных теорий, а средствамиискусства ярко и образно.
Одним из наследниковтакой традиции явился французский экзистенциализм: его авторы были в тоже время известными писателями, драматургами и публицистами — Ж.-П. Сартр, А.Камю, Ф. Кафка и др. Камю как-то заметил: «Если хочешь быть философом — пишироманы». Именно благодаря романам и пьесам экзистенциалистов их идеи получилиширокое распространение среди читающей публики, войдя в массовое(«пантрагическое») сознание XX в. Мода на экзистенциализм привела к появлению вЕвропе «экзистенциалистских кафе» с обязательным для них черным потолком, чтобыпосетителям было легче сосредоточиться на своих внутренних переживаниях тоски,тревоги и абсурда от бессмысленности существования. Все это вызывало протест усамих экзистенциалистов, поскольку увлечение подобными внешними эффектами, помнению А. Камю, свидетельствовало об интеллектуальном убожестве публики.
В творчествеКамю соединились две противоположные тенденции, исключающие друг друга и в тоже время являющиеся неотъемлемыми сторонами человеческого существованияразрушение и созидание. Теме абсурда посвящает Камю свое философское эссе «Мифо Сизифе», а также повесть «Посторонний» и пьесу «Калигула». Тема бунтазатронута им в эссе «Бунтующий человек», романе «Чума» и пьесе «Праведники».Философско-художественные размышления экзистенциалистов не были надуманны, абыли вызнаны самой жизнью.
Крушениеморальных ценностей в сознании миллионов европейцев и, как следствие, присущийэтому сознанию нигилизм всех ранее существовавших ценностей являлся фактомисторической реальности XX в. Кризис христианской традиции и морали уже наблюдалсяв истории человеческой культуры не раз, однако, пожалуй, он не затрагивал всехоснов жизни человека, не был таким всеобъемлющим. Серьезно пошатнулись устоивсей жизни, которые формировались на протяжении двухтысячелетнего периодахристианской истории и культуры. Человек столкнулся с небывалыми трудностями иразрушениями образа своей жизни, который в европейской и мировойкультуре формировался по христианскому Образу, спасительному для него, покоторому следовали его предки. Подобных серьезных потрясений европейскаякультура со времен заката античной цивилизации еще не испытывала.
4. Влияниетехнического прогресса на общество
В XX в. местокультуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоеватьвсю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новаяцивилизация сегодня создается человеком, который освободился от моральных,сословных и других ограничений в своей деятельности. Все табу, на которыхстроились многие традиционные культуры и создавались общечеловеческие ценности,были значительно трансформированы. Отказ от канонов в искусстве и самой жизнипривел к тому, что главные смыслообразующие вопросы человеческого бытия сталимаргинальными (т.е. периферийными, частными). Наступило такое время, когдаприходится отвечать не столько на вопрос «есть ли Бог?», сколько на вопрос «аесть ли человек?».
Невиданныйтехнический прогресс в обществе в области создания благ цивилизации в концевторого тысячелетия уже значительно разрушил надежды на прогресс человечестваи, прежде всего, в духовной сфере. Мировые войны, революции и контрреволюции,непрекращающаяся борьба за передел и переустройство мира, тоталитарные режимы иконцентрационные лагеря в итоге привели к кризису и бездуховности и, подчас,нравственному одичанию людей, несмотря на то, что все они являются в то жевремя наследниками достижений великих культур и цивилизаций древности.
«Субъективизм- духовная болезнь эпохи, начавшаяся с Возрождения. Болезнь эта состоит в предположении,что самое близкое мне — мое «я», т.е. самое близкое для моего познания — этомоя реальность», — писал теоретик искусства модернизма известный испанскийфилософ Хосе Ортега-и-Гассет. Тезис «Познай самого себя», провозглашенный вантичности, так и остался незавершенным в наше время. Человек осталсяпо-прежнему тайной и загадкой не только для себя самого, но и для других.Ситуация в области духовной культуры и искусства, по мнению X.Ортеги-и-Гассета, сложилась такой во многом из-за того, что «мы теряем чувстводистанции, теряем уважение и страх перед искусством, приближаемся к нему влюбую минуту, в каком придется костюме и настроении, и привыкаем не пониматьего», — таковы наблюдения о судьбах культуры и современной цивилизациивыдающегося мыслителя.
5. Духовнаяжизнь человека ХХ века
Современныйчеловек все больше начинает рассматривать искусство с точки зренияповседневного и полезного, относиться к нему как к продукту дизайна, того«бледного удовольствия», к которому все больше стало сводиться эстетическоенаслаждение прекрасным. Конечно, ничего подобного мы не встречаем впредшествовавшие эпохи. Эстетическое созерцание сегодня все более не свободноот прагматического интереса к предмету искусства, да и оно все менее остаетсяискусством и все более декоративным оформлением окружающей человека обстановки,который ценит больше комфортные условия существования и все меньше умеетэстетически наслаждаться прекрасным.
Внешниеконфликты переходят во внутренний план и становятся конфликтами духовной сферычеловеческого бытия — их и пытались осмыслить экзистенциалисты. У Хайдеггераэти процессы вызывали «тревогу», а у Сартра — «тошноту». Направлениечеловеческих усилий на поиски смысла своего существования в мире(«бытия-в-мире») отчасти оправдывали его жизнь, но нередко человеком овладевалипросто скука или «русская хандра». Кьеркегор был одним из первых философов, ктопридал субъективным чувствам (страх, меланхолия, скука и прочее) онтологическийстатус, подчеркнув объективность их бытия в мире. Камю рассматривал абсурдностькак чувство, которое наиболее точно характеризует бытие человека, живущего в XXв., — оно рождается из скуки, перечеркивая значимость всех других переживаний.В рутине повседневности человек все чаще начинает задавать вопрос: «А стоит ливообще жить?», не имея высшего смысла и благодати, — размышляет Камю. «Абсурд — это грех без Бога», который связан с ностальгией и тоской по потерянному раю.
Как это нипарадоксально, но у абсурда много общего со здравым смыслом, — считает Камю.Чтобы преодолеть вседозволенность и абсурдность существования, необходимостремиться выработать в себе «ясность видения и полноту переживания». Высшимуделом человека становится умение нести бремя жизни, не смиряясь с ним.Ощущение полноты жизни дает, по мнению Камю, самоотдача в творчестве — она иявляется той вершиной, к которой необходимо стремиться.
6. Модернизми постмодернизм
Было быошибкой считать, что духовную атмосферу XX в. выразил лишь модернизм. Ситуацияв культуре оказалась намного сложнее. На протяжении всего века модернизм, азатем и постмодернизм, существовали и продолжают существовать впротивоборстве с другими направлениями в искусстве XX в. и прежде всего среализмом. Реалистическое искусство, заявившее о себе в полную силу в XIX в.,продолжает оставаться одним из крупнейших и проверенных временем направлений вискусстве. Оно словно оттеняет собой поиски и новаторство многочисленных,быстро сменяющих друг друга школ и направлений модернизма и постмодернизма. И вто время как заявляет о себе очередное новое течение в искусстве, у реализманаходятся свои почитатели, искренне любящие его творения. Интерес к реализмупостоянный и неослабевающий. Нередко противостояние модернизма и реализмаприводило к их сближению. Так, «Гернику» П. Пикассо нередко называли томодернистским, то реалистическим произведением. Если первое характеризуетманеру живописи художника, его язык, то второе относится к содержанию, созданиюправдивых образов, глубоко проникающих в суть изображаемого — потрясшуюхудожника тему войны и прежде всего конкретного исторического события.
Печатьсубъективного, личностного начала заметно отличает искусство XX в. отпредшествовавших эпох. Пожалуй, ни в одной эпохе присутствие художника впроизведении искусства не ощущалось с такой силой, как в искусстве XX в. Вискусстве модернизма и постмодернизма в его многочисленных стилях инаправлениях с наибольшей очевидностью сумели отразиться многие узловые моментыкультуры XX в.
Несмотря наотносительно общие корни, из которых выросли два ведущих направления вискусстве XX в. модернизм и постмодернизм существует в то же время изначительная разница в художественной картине мира, которую сумели отразить этидва направления. В рамках модернизма все еще присутствует вера внаучно-технический прогресс, основанный на развитии естествознания и техники,которая сформировалась на обломках веры в религию и традицию. Но впоследствиипроизошел отказ от каких-либо традиционных моральных норм и ценностей, накоторых существовала долгие века европейская христианская культура, поворот отевропоцентризма к полицентризму и обращение культуры Запада к новой, неведомойранее культуре Востока с ее мистицизмом, экзотикой и прочее. Модернизмстремился дополнить рационализм иррациональными способами познания мира и бытияв мире.
Искусствомодернизма создало абсолютно иную художественную реальность, отличную отпредметного окружающего нас мира. Субъективность намеренно деформировалаэстетические объекты, создавая в своей фантазии принципиально новые образы.Отказ от какого-либо канона в искусстве привел к созданию своегоиндивидуального стиля (или множества стилей) в искусстве. Стиль, в отличие отканона, исходит из индивидуальности «Я» и проявляется в вещах, считаютдизайнеры. И новое восприятие жаждет в искусстве и в жизни игры, жеста,провокации.
В то же времяискусство XX в. явилось своего рода художественным документом своей эпохи.Тоталитарные политические режимы Германии, России, Италии и других странпривели к рождению тоталитарного искусства, появлению образов, которые являютсясвидетельством времени, его вождей и «героев». И это касается не толькокинематографа или изобразительного искусства, но также фотографии, музыки,архитектуры, поэзии и т.д. В XX в. отмечается тесное взаимодействие ивзаимовлияние европейской и русской культуры. Так, в начале XX в. были широкоизвестны «Русские сезоны» С. Дягилева и выставки русских художников в Париже.Творчество художников К. Коровина, В. Серова, В. Кандинского, К. Малевича имногих других представителей русского классического и авангардного искусствахорошо известны во всем мире. Символисты, футуристы, акмеисты и другиехудожественные направления в русском искусстве начала века отразили в своихпоэтических и живописных произведениях стремление к обновлению. Музыкальныепроизведения А. Скрябина, С. Рахманинова, Д. Шостаковича сумели выразить «дух»эпохи и общественные потрясения лучше многих исторических документальныхсвидетельств о ней. Романтика советских будней отражена в произведениях скульптуры,созданных С. Коненковым и А. Голубкиной, а также полотнах художников П.Водкина, А. Дейнеки и других.
Русскоеискусство невозможно понять вне истории России, как и саму историю невозможнопонять без искусства. Так, вне творчества А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина,А. Платонова, М, Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Ф. Искандера, Ч. Айтматоваи других поэтов и писателей, отразивших не только разные стороны жизни, еепротиворечия и конфликты, но также мир чувств и переживаний отдельного человекаи прежде всего самих авторов. Благодаря связи искусства с действительностью онообновило и обогатило свой язык, выработало новые стилистические особенности иприемы. Художественное творчество русского «андеграунда» конца XX в. выразилокрушение идеалов, разочарование, смятение и надежды постсоветского времени.
НТР привел кпоявлению и развитию новых видов искусства, таких как кино, телевидение,дизайн, художественная фотография, реклама и др. Новое чувство времени в жизнии в искусстве привело к обострению психологии восприятия художественноготворчества, изменило отношение человека к природе как к естественной средеобитания.
Художественнуюкультуру XX в. невозможно свести только к какому-либо течению или направлению,ибо эта культура мозаична и широко представлена многими одновременно сосуществующимистилями и направлениями. Однако гражданское равноправие художников не означаетэстетической равноценности и равнозначности их произведений. Приоритетным длямировой художественной культуры по-прежнему является искусство, обладающеевысокой духовностью и нравственным смыслом, отличающееся совершенством икрасотой формы. Такое искусство в своих глубинных основаниях не утратило связьс традицией, — напротив, традиция по-прежнему питает и вдохновляет многиххудожников, позволяет им творчески развивать каноны в искусстве.
7. Русскаяикона XX века
Заметнымкультурным и историческим событием всей духовной жизни России и Западной Европыстало «открытие» чуда древнерусского иконописания (1912 г.), к которомунепосредственное отношение имел французский художник Анри Матисс. И в началетретьего тысячелетия русская икона по-прежнему продолжает оставаться непревзойденнымобразцом совершенства в создании визуального образа подлинной духовности. Вновьоткрытая для взора в начале XX в., икона словно является ориентиром инапоминанием художнику и всему миру о том высоком призвании и предназначении,которое он должен выполнить перед людьми, чтобы они не забывали по какомуОбразу и подобию был сотворен сам человек.
Нередко иконусравнивают с искусством авангарда, усматривая некоторые похожие особенности ихязыка и даже ставя их в один ряд по своим «художественным достоинствам». Однакоследует иметь в виду огромную разницу в природе этих двух явлений. Вдействительности, русская икона и русский авангард принадлежат двум разнымдуховным полюсам. Остановимся на этом подробнее.
Во-первых,икона — это не только искусство и не столько искусство. У нее множество другихфункций, помимо художественно-эстетической. Сравнение иконы с авангардомзаметно обедняет ее смысл и назначение. Во-вторых, икона сакральна, т.е.содержит в себе тайну создания Богообраза и святых. Она участвует в молитве какпосредник между верующим и Образом. Икона принадлежит прежде всего Церкви и ееглавным назначением является богослужебная (литургическая) функция. Поэтомуместом пребывания иконы являются не музеи и частные коллекции, как в случае спроизведениями авангардного искусства, а храм, который и есть ее истинным«дом». В-третьих, икона строго подчинена канону, т.е. определенным законам и правилам,по которым она была создана и которые коллективно (соборно) были установленыЦерковью на Вселенских Соборах (напомним, что важнейшими для иконописцевявляются II и VII). В-четвертых, икона содержит в себе не просто некий смысл,некую духовность, но передает с помощью особого языка содержание СвятогоПисания.
8. Авангардноеискусство
Что касаетсяавангардного искусства, то это явление, целиком принадлежащее светскому миру имиру искусства, и не должно претендовать на некую особую роль в жизни человека.Правда, на заре рождения авангардизма, наряду с художественной функцией емуотводили также активную социальную роль в революционном переустройствеобщества. Огромная роль при этом принадлежала самому художнику, егосубъективному вкусу и идеологическим устремлениям. Авангардное искусство — это,скорее, эксперимент в области творческого раскрепощения художника, буйствоэнергии, часто неосознаваемой. В то время как иконописание требует особого«молитвенного усилия» и концентрации всех духовных сил, которым подчинены такжеи душевно-телесные. Имена ранних иконописцев часто безымянны, они были стольсмиренны, что не смели ставить свои подписи рядом с образами святых. Этогонельзя сказать о художниках-авангардистах, которые открыто мечтали о славе иеще при жизни были хорошо известны.
Конечно,испытывая уважение к отечественной традиции, некоторые художники-авангардисты,возможно, впитали и усвоили определенные приемы русских иконописцев, испыталиих влияние (как, например, П. Водкин или Н. Гончарова), но это сходство чистовнешнее и не затрагивает сути и глубины создания иконописного образа, в которомвсе едино и взаимообусловлено. Напротив, авангардное искусство как разстремилось и стремится возможными средствами нарушить эту целостность,перекроить действительность, изменить самого человека. Оно отразило бунт,революцию, жажду всепоглощающего эксперимента, который витал над Россией иЕвропой в начале XX в. Таким образом, даже самое общее сравнение иконы иавангарда показывает существенную разницу между двумя этими феноменами, которыене следует ставить в один ряд.
Заключение
Итак, вкультуре XX в. можно выделить несколько основных особенностей. Во-первых, — этоускорение научно-технического и промышленного развития и как следствие — художественного развития в сравнении с предшествовавшими веками. Кореннымобразом изменилось художественное время и пространство, в которыхпоследовательность событий все чаще стала заменяться одновременным ихсосуществованием и представлением в разных пластах бытия. Появились новыесредства массовой информации и коммуникации, виртуальное искусство, распространениедизайна, рекламы, Интернета.
Во-вторых, вдуховной и материальной культуре, пожалуй, никогда еще не было такой быстройсмены ценностных ориентации, вкусов, идеологических и художественных течений,стилей и направлений, как в XX в. Это, в первую очередь, относится кавангардистским течениям, которые непрерывно сменяли одно другое. Но также и креалистическим направлениям, развивавшимся в XX в. не менее бурно. Достаточно сказать,что, например, в изобразительном искусстве во второй половине XX в. едва ли некаждое десятилетие выступало новое поколение художников со своими творческимиособенностями, программами и даже манифестами. Художественная культура XX в.отличается необычайной дифференциацией, мозаичным спектром традиционных инетрадиционных видов искусства и духовной практики, а также способов познаниямира и человека. В предшествовавшие эпохи одни стили и направления плавносменяли другие: в XIX в. романтизм — реализмом, импрессионизм — постимпрессионизмом и т. д. В XX в. произошла заметная поляризация авангардизми классика, а впоследствии и их слияние и появление новых духовных практик испособов их освоения и «включения» в современную культуру.
В-третьих,процесс демократизации в общественной жизни отразился и на художественнойкультуре, распространении ее по горизонтали среди самых разных слоев общества ивозрастных групп. Как следствие этого процесса, в XX в. обострилось разделениекультуры на «массовую» и «элитарную».
Философскиетеории в разные исторические периоды не только содержали оригинальныекультурологические концепции, но и существенно повлияли на духовную культурукаждой эпохи, во многом определяя эстетические взгляды мыслителей и художников,писателей и музыкантов, композиторов и режиссеров. Это влияние становитсяособенно очевидным в XX в., когда философия и искусство соперничают друг сдругом в стремлении осмыслить сложнейшие процессы, происходящие в обществе исамом человеке. Искусство обращается к философии с целью выработкихудожественных критериев и оценок произведений искусства, стремясь разобраться впротиворечиях художественной и социальной жизни. Именно в эстетическом освоениидействительности содержится вся полнота духовного опыта культуры каждогопериода. Намерение глубоко осмыслить сущность процессов и проанализировать ихпричины объединяет философию и искусство. По сути, анализ этих проблемсоставляет и предмет культурологии.
Списокиспользованных источников
1. Розанов В.В. Религия.Философия. Культура. – М.,1992.
2. Гнедич П.П. Всемирнаяистория искусств. – М., 2000.
3. Тойнби А. Постижениеистории. – М., 1991.
4. Мамонтов С.П.с Основыкультурологи. – М., 1993.