Реферат по предмету "Культурология"


Буддизм, наряду с Христианством и Исламом

Буддизмявляется в настоящие время одной из основных и самых распростране
нныхмировых религий.  Приверженцы этойрелигии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-ВосточнойАзии.  Однако сфера влияния Буддизмавыходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются ина других континентах, хотя и в меньшем количестве.  Велико число буддистов и в нашей стране, восновном в Бурятии, Калмыкии и Туве. 
Буддизм,наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям,которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеютмежнациональных характер. Возникновение мировых религий — результат длительногоразвития политических, экономических и культурных кон­тактов между различнымистранами и народами.  Космополитическийхарактер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальныегра­ницы, широко распространиться по земному шару.  Мировым религиям в боль­шей или меньшейстепени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесу­щего, всеведущегоБога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которыебыли присущи многочисленным богам политеизма. 
Каждая изтрех мировых религий складывалась  вконкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-историческойобщности народов.  Этим обстоятельствомобъясняются многие их характерные особенности. К ним мы и обратимся в данном реферате, где  будет подробно рассмотрен Буддизм, его происхождениеи философия.
Буддизмвозник в VI в. до н. э.в Индии, где в то время шел процесс формирова­ния рабовладельческихгосударств.  Отправной точкой буддизмаявляется ле­генда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этойлегенде Гау­тама на три­дцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринялпоиски путей избавления человечества от страданий.  После семилетнего от­шельничества ондостигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь.   и он становиться Буддой (“пробужденный”,“достигшим про­зрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет.Центром учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано состраданием.  Реальный мир есть сансара — круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения отстраданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”),состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденногоот желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.  
Вероучениеи обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) — сводепроизведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаныпринципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная вбуддийской догматике имеет  многослойноестроение. Можно насчитать  десятки  небес, упоминаемых в различных канонических инеканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия,расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей  возвышенности иодухотворенности.  Они делятся на триразряда: кармолока, рупалока и арупалока.
Вкармалоку  входят  11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует  карма. Это полностью телесная  материальная  сфера бытия, лишь на высших своих уровняхначинающая переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке. Здесь ужедействительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но  оно еще  связано с телесным миром, сформами вещей.
И наконец,последний уровень — арупалока — отрешен от формы и от телесного материального начала.
 В Буддизме оно из важнейших мест занимает такназываемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм.  Согласно высказываниям Будды личностью,состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления ипознания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, впервоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельныеэлементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та желичность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они былисоединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выходиз сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовкиспасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, -  индивидуальное сознание, которое несет всебе  весь  духовный мир  человека, трансформируетсяв  процессе  личных перерождений  и стремящиеся куспокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавленияжеланий, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность ирешимостью.
Сумма всехпоступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительноможно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называетсякармой.  Все поступки в жизниопределяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках,помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из кругапревращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страданиеи в праве на спасение.  Еще при жизничеловек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к мирустрогих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны длякаждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя,соблюдение супружеской верности.
Буддизмобогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуальногокульта.  Имеется ввиду такая формарелигиозного поведения, как бхавана — углубление в самого себя, в свойвнутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, чтополучило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”и  “дзен”.  Многие исследователи считают, что этика вБуддизме занимает центральное место и это делает его в большей степениэтическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначныйхарактер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам иверованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины,ставшие главными оча­гами распространения религии. 
В Iв. н. э. в Буддизме образова­лось две ветви: Хинаяна(“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”).  Это разделение было вызвано прежде всего различиямив социально-по­литических условиях жизни в отдельных частях Индии.  Хинаяна, теснее связан­ная с раннимБуддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе­нию, которое счи­таетсядостижимым только через уход от мира — монашество.  Махаяна исходит из возможности спасения нетолько для отшельников-монахов, но и для мирян, при­чем упор сделан на активнуюпроповедническую деятель­ность, на вмешательство в общественную и государственнуюжизнь.  Махаяна, в отличии от Хинаяны,легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе­ствотолков и течений,  Будда постепенностановится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаютсякультовые действия. 
Важноеразличие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностьюотвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскуюжизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав — индивидов, уже способных войти внирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в еедостижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию нанего.
Ранний Буддизмотличается простотой обрядности  Ееглавным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест,связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма.  Махаяна к культу Будды добавила почитаниебодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного родазаклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
В VI — VII вв. н. э. начался упадок Буддизма вИндии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальнойраздробленности, к XII — XIII вв. онтеряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись вдругие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной изтаких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явилсяЛамаизм, сформировавшийся в XII-XVвв. набазе Махаяны.  Название происхо­дит оттибетского слова лама (высший, небесных) — монах в ламаизм.  Для лама­изма характерен культ хубилганов(перерожденцев) — воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главнымобразом высшие ламы.  Ламаизму при­сущемассовое распространение монашества, при этом существенно упростился процессобщения с Богом:  верующему достаточнобыло прикрепить к шесту лис­ток с молитвой, чтобы его колебал ветер, иливложить его в специальный бара­бан.  Еслив классическом Буддизме не было образа верховного Бога — творца, то здесь онпоявляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейшихвоплощений Будды.  Ламаизм не отказалсяот учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.  Если верующий будет выполнять все требованияламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение иблаженная жизнь в раю.  Для характеристикиламаистской картины мира имеет известное значение верование в существованиеневедомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыгратькогда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.
 
В многиегоды своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где вомногих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическуюжизнь.  В Лаосе, Камбодже и Таиландеруководство церковью принадлежит главам государств.  В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняетсямножество монахов:  достаточно сказать,что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.  Буддийский монастыри выступают в качествекрупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства. 
В нашейстране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.  Буддийской религии придерживаются многиенароды, населяющие Сибирь..  Деятельностьламаистского духовенства  возглавляетсяЦентральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.  Председатель управления носит санбандидо-хамболабы и   находиться вИволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан — Уде.
Реферат натему “Буддизм”
Введение: 
Буддизм — одна из трех мировых религий.
Основнаячасть:
ПоявлениеБуддизма.
Основныеположения и постулаты
Отношениек земной жизни
Махаянаи Хинаяна — основные ветви Буддизма
Ламаизм.
Заключение:
Буддизмв современном мире.
Литература:
     1. Кочетов А.И. Буддизм.М., Политиздат,1970.
     2. Научный атеизм М., Политиздат,1973.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация аудита операций с денежными средствами в ООО "Авангард"
Реферат Захват Маракайбо 1666
Реферат The Damaging Effects Of Acid Rain Essay
Реферат Техника гребли веслом на туристической байдарке, катамаране, рафте
Реферат Racial Profiling Essay Research Paper Lovely GregRacial
Реферат Мировое хозяйство: его сущность, проблемы и противоречия
Реферат Информационная система маркетинга. Водонагреватели
Реферат Проектирование передающего устройства одноволоконной оптической системы передачи для городской телефонной сети
Реферат Что такое "от кутюр"?
Реферат Страховой риск
Реферат Методология науки
Реферат Египетские боги: их взлеты и падения как отражение ситуации в стране
Реферат Anorexia Essay Research Paper Anorexia Nervosa Bizarre
Реферат Программирование в LE-технология Microsoft Windows
Реферат 2. Монументальная живопись, иконы и книжная миниатюра Руси xi-1 трети XIII вв