Реферат по предмету "Культура и искусство"


Манга и аниме - новая субкультура

Отдел образования администрации Центрального района г. Новосибирска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 156
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел./факс 2247510
Научно – практическая работа
Манга и аниме — новая субкультура
 
 
 
 
Выполнила
Попкова Елизавета Александровна,
учащаяся 9А класса
СОШ №156
Руководитель
Малахова Наталья Николаевна,
учитель истории искусств
высшей квалификационной категории
Новосибирск
2007

Содержание
Введение
Понятия и терминология
История манга и аниме
Классификация аниме сериалов пожанрам:
Символизм и семиотика в манга
Изображение эмоций
Заключение
Приложение (мини-исследование)
Список источников информации

Введение
В современном мире множество занятых и работающих людей не имеют возможностидля полноценного отдыха. Тогда им на помощь приходит фантастический мир аниме иманга. Все японцы, от маленьких детей до немолодых дам бальзаковского возраста,увлекаются мангой, чтобы уйти на какое-то время от повседневной жизни в мирфантазий и грез. Впрочем, феноменальная любовь японцев к манга объясняется нетолько традиционным предпочтением картинки тексту.
Умение работать не только с текстом, но и с изобразительным рядом, можносказать, вошло в генетический код японцев. Ведь вся культура этой странызиждется на иероглифике — письменности, которая гораздо ближе к картинке, чемлюбая азбука мира. Недаром Сергей Эйзенштейн говорил о “кинематичности” всейяпонской культуры. Широкое распространение телевидения в Японии лишь укрепилонациональную предрасположенность к изображению как средству более богатомуинформационно, чем любое текстовое сообщение.
Манга открывает японцу окно в несбыточное. В бетонных лабиринтахурбанизированной Японии детям не остается места для игр. Манга позволяетмысленно наслаждаться пространством. Школа делает из ребенка строго стандартнуюдеталь для конвейера массового производства. В чтении комиксов молодежь находитответы на вопросы подавляемой индивидуальности. Занятый с утра до вечера напроизводстве или в конторе взрослый японец в чтении манга ищет для себявозможность расслабиться, помечтать о чем-то, не связанном с делами предприятияили конторы.
Манга для японца — не просто легкое чтиво. Это самый доступный метод уйтиот серой реальности. Вот почему, отбросив только что прочитанный журнал длядетей, японец тянется к новому выпуску манга, мечтая вновь погрузиться в мирфантазии.
Психологи, воспитатели, исследователи в один голос утверждают, чтокомиксы способны передавать информацию гораздо более эффективно, чем “голый”текст. Манга вырабатывают в читателях способность быстро схватывать сутьпроблемы, не полагаясь на принципы линейной логики. Именно в манга экспертывидят причины того, что юное поколение Японии с таким успехом овладеваеткомпьютерами и основами программирования. Легкость усвоения материала,изложенного в картинках, поражает.
Феномен популярности комиксов в Японии привлек внимание издателей, посвоим интересам крайне далеких от создания развлекательного чтива. Первыминовые приемы освоили историки, создавшие школьные учебники, содержание которыхстановилось легко доступным даже для не блещущих умственными способностямиучеников. Затем в виде манга стали выходить и некоторые книги, например серия“Жизнь замечательных людей”.
Учитывая это, японские издатели приступили к выпуску серии учебников“Основы экономики”. Сложные экономические понятия раскрывались художникамиманга в конкретных ситуациях как любопытный приключенческий сюжет. Любую книгуиз этой серии можно было перелистать за час-два. При этом в голове оставалисьчеткие формулировки экономических законов, схемы маркетинга, принципывзаимодействия рыночных механизмов.
Разовые тиражи наиболее популярных манга изданий достигают 3-5 млн. Ноесть также манга для юношей и девушек, мужчин и женщин. Есть десяткиспециализированных изданий, посвященных научной фантастике, приключениям,уфологии, демонологии, азартным играм, спорту… Но для японца это прежде всегокомиксы. 4,5 млрд. единиц книжно-журнальной продукции ежегодно печатается вЯпонии. Четверть из этого числа (что-то около 1,2 млрд. экз.) приходится накомиксы. Десятки издательств выбрасывают каждую неделю на книжный рыноккрасочные журналы, толщиной соперничающие с телефонными справочниками. Каждыйиз них содержит по 10-15 различных историй, печатающихся с продолжением изномера в номер. Значительная часть из них рассчитана на детскую аудиторию. Естькомиксы для мальчиков и комиксы для девочек. Содержание их заметно различается.Пользующиеся наибольшим спросом манга выпускаются в виде книг, которыерасходятся по стране десятками миллионов. А на основе лучших из них создаютсямногосерийные мультфильмы.
Множество японских художников продолжают пополнять библиотеку аниме. Онипонимают, что могут сделать более серьезное аниме, чем просто заниматься развлечениемдетей. Они могут изучать границы пространства и сложности человеческой души.Эта готовность к экспериментам и сделала аниме таким динамическим ипривлекательным. Все это обещает сохранение интереса к аниме укинопроизводителей и в 21 веке.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы представить манга и анимекак настоящее искусство, а не бессмысленные детские забавы.
Тема аниме и манга сейчас достаточно актуальна. В ней раскрываются ипоказываются без приукрашиваний многие современные проблемы общества. Меня этатема интересует не так давно, а начиналось всё с обыкновенного любопытства.
 

Понятия и терминология
Сам термин «Манга» (буквально — «странные (или веселые)картинки, гротески») появился гораздо раньше комиксов. Его придумалзнаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году для названия своих сатирическихрисунков на повседневные темы. Впоследствии термин закрепился за японскимикомиксами.
Слово “манга” довольно многозначно. Это и политические карикатуры вгазетах, и весьма популярные во всем мире японские рисованные мультфильмы. Восновном манга толкуется как японские комиксы, а аниме — японская анимация.Многие говорят, что японцы украли идею комиксов у Запада, но японцы рисоваличернилами животных и смешные карикатуры, очень напоминающие современную мангу,тысячу лет назад.
Прообразом японских комиксов считаются «Веселые картинки из жизниживотных», созданные в XII веке буддийским священником и художником Тоба.Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых,нарисованных тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных,изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав.
В отличие от американских комиксов, каждая манга создается не более чемдвумя авторами сразу. Манга появляется в магазинах раз в одну или две недели, онауже написана другим автором. Чтобы покупатели приобретали следующий выпуск,сюжет должен развиваться достаточно быстро и непредсказуемо.
Персонажи растут и развиваются. Манга и аниме показывают студентов вклассе и простых служащих в офисе, которые живут повседневной жизнью. Герои избудущего или недавнего прошлого несовершенны, с глупыми привычками и ярковыраженными недостатками. Если американские супергерои всегда посвящают себяборьбе со злом, то японские персонажи (например, в популярных манга-сериалахDoraemon и Ranma) — простые люди, которые ходят в школу, делают каждый деньрутинную работу и ругаются с родителями.
Психические способности или экзотические друзья делают их особенными.Согласно стереотипам, они имеют густые струящиеся волосы и большие глаза. Несмотряна то, что есть исключения. Такие классики, как Матсумото как-то нарисовавший простоужасных на вид главных героев с неровными сплющенными глазами, и Миядзаки, нарисовавшийперсонажей дряблыми и невзрачными. Мужчины и женщины в манге не всегда имеют большиеглаза, голубые волосы и другие стереотипизированные черты. У них есть надежды имечты. Их действия всегда имеют последствия. Если главный герой совершаетошибку, то он страдает и получает урок, чтоб впредь больше так не делать.Персонаж растет, развивается, получает новые умения и усовершенствует старые,мужает и приобретает мудрость. Отрицательные персонажи меняются и получаютискупление. Несчастные герои находят себя во внутреннем кризисе. Они могутнайти счастье, а могут и не найти. Они живые.
Тематикаэтих сюжетовне такая, как в Америке. Детскаяманга и аниме не допускают явлений реальности вроде смерти. Абсолютного зла несуществует; даже отрицательные персонажи имеют мечты, надежды, мотивы к действию.Несмотря на то, что американские комиксы избегают или упрощают соприкосновениес наукой и технологией, многие японские аниме и манга наоборот, стремятся к“технологизации”. Они соединяют технологию, жестокую реальность с манящим миромфантазий и вымыслов. В них также есть некий духовный оптимизм, а не простопрямолинейное добро или зло.
Жизнь имеет смысл, хотя за него иногда необходимо побороться. Кропотливыйтруд приносит свои плоды в конце. Трудности возникают, но могут бытьпреодолены. Сила черпается из помощи окружающим, даже иногда изсамопожертвования. Из таких простых, но всеобъемлющих тем, вплетенных вдобротный сюжет, и возникает магия манги и аниме. Как и все хорошее, оникогда-то заканчиваются. Герои и героини умирают, женятся и исчезают. Есть тритипичных концовки: герой побеждает (заполучает трон, расположение другогопола), герой умирает (обычно после победы), герой вроде как побеждает, а насамом деле оказывает в большом проигрыше.
Несомненно, аниме рассказывает истории с позиции взросления и становленияличности персонажей. Множество людей удивляются, когда узнают, кем на самомделе оказывается тот или иной персонаж. Некоторые люди прячутся под масками,скрывая свои истинные чувства. Некоторые из нас забывают, что под маской можетскрываться нечто реальное. Люди ошибаются, причиняют боль другим. За всюисторию человечества лишь некоторые смогли снять свою маску и заглянуть внутрьсебя; они открыли для себя настоящие хрупкие идеалы; они признали свои ошибки исумели научиться на них. Они никогда не сдаются.
Эта мысль проходит красной нитью через все аниме и мангу. Это нечтобольшее, чем глупые стереотипы: большие глаза, волосы, груди, машины, кровь и кишки— это глубинный, духовный рост личности. Стереотипы служат лишь для развлеченияили для преувеличения и раздражения. Аниме не надо урезать до того, что мывидим. За стереотипами часто скрывается второе дно, скрытые сообщения, которыесоставляют истинный смысл аниме и манги.
История манга и аниме
Первые шаги аниме
Развитие новой индустрии (1917-1945)
Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, апервые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были короткометражныеработы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками,пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейскихмультипликаторов. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новыйальбом набросков» (1917) Симокавы Дэкотэна.
В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Наиболеезаметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, КотиДзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзии Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтнаяанимация).
Фильм Ямамото Санаэ «Гора Обасутэ» (1924) считается самымстарым дошедшим до нас японским анимационным фильмом.
Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студияхи финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката.Скажем, в создании анимации принимали участие такие кинокомпании как«Asahi Kinema», «Takamasa Eiga», «Yokohama CinemaKyokai» и некоторые другие.
В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационнуюстудию «Masaoka Film Production» и в 1933 году снимает на ней первый японскийзвуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира».
В 1930-е годы в Японии, как и во всем остальном мире, усилилисьмилитаристские настроения, и старинные сказки уступили место бодрымюмористическим сюжетам, все более и более увеличивавшим градус армейскоговлияния… А с 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на зрителейобрушился просто поток анимации агитационного содержания.
В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первыйяпонский полнометражный анимационный фильм. Им стал «Момотаро — морскойорел», а в 1945 году Сэоснял его продолжение — «Момотаро- божественный моряк» .
Скудные пятидесятые
В конце 1940-х и начале 1950-х экономика Японии находилась в глубокомэкономическом кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, даи к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потокоминостранной анимации.
Было очевидно, что будущее не за индивидуальными работами художников, аза крупными анимационными студиями по образцу американских. Первой такойстудией стала «Nippon Douga», созданная Масаокой Кэндзо и ЯмамотоСанаэл.
В 1956 году первую крупную анимационную студию под названием «ToeiDouga» создал Окава Хироси, купив «Nippon Douga», ачерно-белый «Каракули котенка» (1957) стал ее первым фильмом.
Новое начало. (1960-е годы)
В 1966 году студия «Toei Douga» выпускает первый и оченьуспешный аниме-сериал для девочек — «Ведьма Салли» (1966-1968)по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру «Ведьма Санни». Первыесемнадцать серий были черно-белые, остальные — цветные. Он также показывался поТВ у нас в стране, точнее не сам этот сериал, а его ремейк 1989-1991 годов. Этобыл не только первый сериал для девочек (сёдзё-аниме), но и первыйсериал о «девушках-волшебницах», из числа которых наибольшуюизвестность через двадцать лет после этого получил ТВ-сериал " СейлорМун".
Вторым таким сериалом считается «Секрет Акко» (1969-1970)по манге Акацуки Фудзио, определивший дальнейшее развитие канона «девушек-волшебниц»
По манге Ёкоямы Мицутэру делается в эти годы и первый японский черно-белыйТВ-сериал об «управляемых огромных роботах» — «Железныйчеловек номер 28» (1966). В 1970-х эта тема была развита ипопуляризована Нагаем Го, который превратил ее в настоящий кладезь сюжетов дляфантастических эпопей.
Практически одновременно с ними выходит первый спортивный сериал,посвященный самой популярной японской игре того времени — бейсболу. Онназывался «Звезда Кёдзина» (1969). И в том же году выходитпервое спортивное полнометражное аниме для девочек, посвященное баскетболу, — «Лучшаяподача». Оба они были весьма успешны, и заложили многие дальнейшие«стандарты» аниме для подростков на спортивные темы.
Таким образом, в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимсякоммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудьдругая национальная анимация у себя на родине. В то же время почти все основныекрупные аниме-проекты были телевизионными сериалами, обычно экранизациямиманги.
Классика 1970-х
Организация ТВ-сериалов
Семидесятые годы стали в некотором смысле шаблонными. Этот период вистории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная частьанимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитиеистории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработанеще Тэдзукой — одна серия длиной около 23-25 минут в неделю, показываемая встрого определенное телеканалом для этого сериала время. Продолжительностьсериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше,менее популярные — быстро заканчивались. Полнометражные фильмы, как правило,выходили в качестве продолжений сериалов. Сюжеты аниме ТВ-сериалов строились попринципу эпизодности — важно было посмотреть только первые серии, вкоторых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступаларазвязка, а между ними шло множество серий, каждая из которых представляласобой отдельную историю из жизни главных героев, и потому отдельные серии можнобыло, скажем, пропускать или даже смотреть в другом порядке. Однако, постепеннонаблюдается тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных саг, в которойкаждая серия — продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этихспособов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас ониблагополучно сосуществуют.
Также происходило и изменение аудитории аниме. Если ранее ее осново былималенькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителейпервых аниме уже серьезно подросло, но все еще интересовалось«мультиками». Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные назрителей, переживающих подростковый период.
Классификация аниме-сериалов по жанрам
Здесь пояснение некоторых терминов, которые использованы для описанияжанра той или иной манги. Сёнэн — манга предназначена для парней (12-18лет). Сёдзё — манга предназначена для девушек (12-18 лет). Сентай — манга повествует о приключениях какой-либо постоянной сплоченной командыперсонажей, объединенной единой целью. Махо — в манге используютсякакие-либо проявления волшебства, магии или прочих необычных свойств главныхперсонажей. СД — персонажи манги часто изображаются в карикатурном«супер деформированном» виде (с маленьким телом и большой головой),чтобы показать, что они ведут себя несерьезно или по-детски. Парапсихология — действия в манге связаны с проявлениями парапсихических способностей героев(телепатия, ясновидение, биоэнергетика, телекинез, пирокинез, электрокинезитд). Мистика — манга в которой герои встречаются с явлениями, которыеневозможно объяснить с научной точки зрения, различными проявлениямипотусторонних сил и прочих загадочных феноменов связанных с призраками, духами,полтергейстами. Меха — это боевые роботы и прочие огромныечеловекоподобные механизмы, обычно пилотируемые людьми. Комедия — большое внимание уделяется шуткам и всевозможным приколам; основная цель — рассмешить читателя. Драма — манга, в которой большую роль играетописание человеческих чувств и переживаний, радостей и горестей. Романтика — манга, в которой значительная часть сюжета связана с романтическими/любовнымиотношениями. Боевик — манга, в которой значительное место занимаетописание вооруженных противостояний. Фантастика — действия мангипроисходят в вымышленном мире, обычно похожем на наш, но в нем происходятсобытия, с научной точки зрения невозможные для нашей реальности. Фэнтези — действия происходят в мире похожем на средневековье (рыцари в доспехах итд.),в больших количествах используется магия, присутствует некоторое количествомагических и сверхъестественных существ (драконы, эльфы, гномы итд.). Киберпанк — действия манги происходят в кибернетическом мире будущего, где основную рольиграют компьютеры и компьютерные технологи, но общество приходит в упадок истоит на грани гибели. Космо — действия происходят в космосе иоколоземных пространствах, большая часть событий так или иначе связана скосмическими кораблями и звездами. Постапокалиптика — действия манги происходятв мире, пережившем какую-либо большую глобальную катастрофу (например, ядернуювойну), где люди пытаются выжить и возродить свою цивилизацию
Начало 1990-х — время резкого стилистического переоформления аниме. Оностановится все более дорогим и красивым, и одновременно с этим проходятизменения в социологическом составе зрителей. Стили «аниме дляпарней» и «аниме для девушек» начинаются сближаться, хотя и несливаться. Особенно это касается наиболее значительных фильмов и сериалов.Конечно, это произошло не на пустом месте. Уже в предыдущий период наблюдалисьпохожие тенденции, однако значительное художественное воплощение получилитолько в начале 1990-х. Вкладываемые в аниме средства и значительнаяконкуренция между студиями-производителями резко увеличили количество иразнообразие производимых фильмов.
Появились настоящие «большие глаза». Собственно, онибыли и раньше, являясь неприменным атрибутом качественной «манги длядевушек», но в 1990-х они стали популярны и в аниме, причем в том числе ив «аниме для парней». Получает значительное распространение стиль «прелесть»(кавайи), в результате чего резко возрастает личное обаяние и сексуальностьперсонажей аниме. Влюбленность в того или иного персонажа становится все болеенормальным в мире фэнов аниме.
«Девочки-волшебницы»
Есть некоторые различия в этом жанре периодов 60-ых и 90-ых годов, таккак этот жанр аниме эволюционировал из более простого в более сложный. Постепеннопроходило смешивание сёдзё с другими жанрами, как сентай, мистика и романтика.
Шестидесятые: Успех вышедших в конце 1960-х ТВ-сериалов о девочках,обладающих магическими способностями предопределил появление целого жанра аниме- аниме о «девочках (или девушках)-волшебницах». Активноразрабатывать эту золотую жилу начала крупная японская анимационная компания«Toei Douga». Уже второй такой сериал, «Секрет Акко»,определил основные мотивы сериалов о «девочках-волшебницах»: главнаягероиня, обычная школьница, каким-то образом приобретает магическиеспособности, которые она должна использовать для определенных целей. В этом ейпомогают "волшебные помощники", небольшие разумные зверьки(наиболее часто — кошки).
Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость длядевочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ейприходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло зрительное воплощение видее моментального изменения внешнего вида девочки, когда она занимаетсямагией, чтобы ее никто не мог узнать и чтобы продемонстрировать мастерстводизайнеров необычных нарядов), и, что немаловажно, ей не особенно нравитсятакая ситуация. «Девочки-волшебницы» хотят снова стать или простостать (если раньше ими не были) простыми школьницами и не знать ни про какуюмагию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности.
Истоки такой своеобразной концепции — это сочетание классических японскихпатриархальных взглядов на девочку/женщину и пришедшей с Запада новойментальности, очень внимательной к процессу взросления и становления характера.Двойственность возникших у молодежи представлений о себе и о своей роли вобществе нашла отражение в том числе и в сериалах о«девушках-волшебницах», а актуальность этой проблемы вызвала огромныйинтерес к произведениям искусства на эту тему.
Последним значительным сериалом первого поколения этого жанра следуетназвать сериал «Магичка Мэгу» (1974-1975). В каком-то смыслеон собрал достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Его главнойгероиней была Кандзаки Мэгу, 15-летняя претендентка на трон КоролевыМира Демонов. Для проведения экзамена на этот титул она была послана на Землю,чтобы научиться жить среди людей и усовершенствовать свое искусство. Однако наЗемле (действие происходит, разумеется, в Японии) она узнает значение семьи иобычной жизни (у ведьм семей нет). Также у нее есть соперница, постоянностроящая козни, и маг, принимающий «экзамен» и тоже устраивающийразные каверзы. Помимо этого, у нее есть и «естественные» враги,вплоть до такого персонажа как Сатана. Это первый сериал для девочек,где фигурирует реальное Зло, а также первый сериал, где героиня — не совсеммилая, тихая и ответственная девочка (а совсем даже наоборот). Также здесь нетак уж мало эротического юмора и сцен соответствующего содержания. Поэтомуаудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-подростков. Он былочень популярен, и просуществовал в течение 72 серий — рекорд для этого жанра.
Девяностые: Первый значительный сериал этого периода, показавший новыйжанр «аниме о девушках для девушек» — «Осторожно!Золотая рыбка!» (1991-1992) режиссеров Сато Дзюнъити и ИкухарыКунихико по мотивам манги Нэкобэ Нэко. Важность его заключалось в том,что главные героини действуют не столько в романтической, сколько в социальнойсфере.
Также нельзя не упомянуть еще один любопытный ТВ-сериал. Это «Уважаемыйстарший брат...» (1992) по мотивам манги Икэды Риёко. Он повествует осложной и запутанной атмосфере взаимоотношений девушек в частнойшколе-интернате, куда попадают две подружки, одна из которых рассказывает ожизни в этой школе в письмах своему старшему брату. Там процветаютнестандартные сексуальные отношения, коварство, заговоры, наушничание и такдалее. Для своего времени это был очень серьезный и значительный сериал,предназначенный совсем не для маленьких девочек.
Одно из важнейших событий в истории аниме этого периода — это начало в1992 году выхода ТВ-сериала тех же режиссеров студии «Toei» «Красавица-воинСейлор Мун» (1992-1997) по мотивам манги Такэути Наоко. Впервые вистории аниме (и манги) жанр «девушки-волшебницы» был скрещен сжанром «сэнтай», то есть, девушек-волшебниц теперь стало много иначали куда активнее сражаться со всяческими врагами. Также особенностьюсериала стало наличие ссылок на женские гомосексуальные отношения (не у главныхгероев, конечно). Это было весьма необычно для этого жанра. Еще одна нетипичнаяособенность — попытка автора создать сложную систему мира, объясняющуюмагическую сторону происходящего. До этого создатели жанра«девушек-волшебниц» обычно, наоборот, намеренно опускали все вопросымироустройства, так как полагали, что зрительницам (в отличие от зрителей) онинеинтересны.
Другой «женский» аниме-сериал этого периода, более ярко выявилэту тенденцию. Это был «Мальчик-мармелад» (1994-1995) по мотивамманги Ёсидзуми Ватару. Здесь принципиально не было магии, фантастики итак далее. Одни лишь только романтические линии сложных взаимоотношенийбольшого количества персонажей. Типичная «мыльная опера», сделаннаяпри участии авторов сценариев популярных ТВ-сериалов с живыми актерами. Никогдадо этого романтический мотив в аниме не был прорисован так четко и реалистично.
«Большие роботы» идоблестные юноши
Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о«девочках-волшебницах», то среди мальчиков и юношей наиболеепопулярными стали сериалы о «гигантских роботах». Этоклассическое меха аниме, иногда в смеси с фантастикой и киберпанком. Уже в1960-х появились первые сериалы этого направления, но честь создания канонапринадлежит Нагаю Го и его сериалу «Мазингер Зет» (1972-1974),созданному все той же «Toei Douga». Принципиально отличие этогосериала от предшественников было то, что впервые юноша — главный геройнаходился внутри управляемого им робота.
Новый жанр оказался под пристальным вниманием компаний, производящих игрушкии сборные модели. Они сразу оценили переспективый рынок и начали финансироватьпроизводство сериалов о «гигантских роботах» в обмен на правопризводить игрушки по их мотивам и размещать во время их показа свою рекламу.Очевидно, что большие, сложные и разборные модели роботов, пользующиесяогромной популярностью среди детей, приносили этим компаниям очень большуюприбыль. Поэтому развитие жанра шло под лозунгом «Больше героев, большероботов, сложнее дизайн!».
Важнейшей частью сериалов о «гигантских роботах» была такжепроработка взаимоотношений главных героев. Обычно они объединялись в небольшую,но сплоченную и живущую вместе группу воинов, борющуюся с куда болеемногочисленным, но менее сплоченным злом. Соответственно, ключевыми словами, описывающимотношения героев, были «дружба и единство», а также «уникальность,единственность» — никаких других шансов на спасение Земли не было. Этобыло очень близко сердцам японской молодежи 1970-х, мужская часть которыхвообще предпочитала ставить дружбу превыше любви. Собственно, девушки — героиниэтих сериалов, были скорее «боевыми подругами», чем«любимыми».
Антигерой – как главный
Разумеется, помимо «гигантских роботов» и«девушек-волшебниц» было и множество других сериалов и фильмов. Так в1970 году вместе со спортивным сериалом студии Тэдзуки «Mushi Productions»«Завтрашний Джо»] о молодом боксере, в аниме пришел антигеройв качестве главного героя. Джо — совсем не пай-мальчик, он хулиган ивообще неприятная личность, но пожилой тренер вытаскивает его из тюрьмы иделает человеком и спортсменом.
Другим антигероем стал в 1971 году персонаж популярного сериала «ЛюпенIII» студии «Tokyo Movie Shinsha» (TMS). Это было большеисторическое аниме. Гениальный и обаятельный вор Люпен III, внук знаменитогогероя французских детективов Арсена Люпена. Сериал имел несколько продолжений,к которым имел прямое отношение как режиссер и аниматор Миядзаки Хаяо.Полнометражный фильм «Замок Калиостро» студии «TMS»(1979), второй полнометражный аниме-фильм из цикла о Люпене, к которому написалсценарий и который поставил Миядзаки, назывался читателями популярногояпонского журнала «Animage» «лучшим фильмом в историианиме». Приключения Люпена и его друзей, постоянно попадающих вразличные криминальные переделки, были все же далеки от высот моральныхценностей, обычно демонстрируемых в сериалах «для юношества».
Еще одним важным сериалом с героем сомнительной «правильности»был сериал Нагая Го «Человек-демон» (1972). Главный герой внем боролся с демонами, «естественными врагами человечества»,пожирающими и человеческую плоть, и души, но для этого он сам превращался вдемона. Моральная неоднозначность такой ситуации впоследствии неоднократнообыгрывалась в аниме.
Детские фильмы и сериалы
Разумеется, несмотря ни на что основными зрителями аниме были дети.Поэтому в 1970-е все же большая часть аниме делалась для детей, и обычно не поднималастоль сложных и важных проблем, как мораль и смысл жизни. В основном в детскоманиме преобладает жанр комедии и сентая.
По уже сложившейся традиции основными жанрами аниме для детей былиполнометражные экранизации классических европейских и восточных сказок илегенд. В частности, в 1971 был снят «Али Баба и сорокразбойников» — продолжение старой линии масшабных экранизаций студии«Toei Douga». Но реальность аниме-рынка показала неэффективностьтакого рода вложений, и уже к середине 1970-х основным видом аниме для детейтоже стали сериалы.
Важную роль здесь сыграла студия «Nippon Animation»,«выстрелившая» в 1975 году целой обоймой сериалов — «ПесФландерсов» (в России известен как «Собачье сердце»),«Приключения пчелки Майи» и так далее. Как уже видно изназваний, основными героями были либо герои сказок, либо разумные животные. Вэтом продолжалась традиция «анимации от Диснея».
Верхом деятельности экранизаторов в 1970-е годы стоит, видимо, считатьаниме-проект «Экранизации волшебных сказок всего мира»(1976-1979), осуществленный несколькими студиями, но с лидирующим положением«Nippon Animation».
Естественно, были фильмы и сериалы по мотивам японской истории. Вкачестве характерного примера можно назвать сериал студии «ToeiDouga» «Токугава Иэясу в юности» (1975), повествующий омолодости знаменитого правителя Японии XVII века.
«Космические оперы» музыкав космических сагах
Начало 1980-х — это все еще господство космического жанра научнойфантастики.
Множество жанров сплетаются в космических эпопеях: космо, боевик,фантастика, фэнтези, киберпанк, сентай.
В 1982 году на экраны выходит сериал «Гиперпространственнаякрепость Макросс» (1982-1983), созданный при поддержке студии «TatsunokoProduction» студиями «Studio Nue» и «Artland».Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками идизайнерами, чтобы поиздеваться над клише «космических опер». Однакооказалось, что он сам стал самой популярной «космической оперой» вистории аниме.
«Макросс» внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, егоглавный герой — Итидзё Хикару, был отнюдь не лучшим пилотом и вообще несамым крутым воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетныхзахватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромныеи могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини — ЛиннМинмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концусериала Хикару осознавал, что избранница его сердца — отнюдь не Минмэй, апотомственная военная — майор Хаясэ Миса.
Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новойситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенноготворческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньшепредпочитала американскую музыку). Альбом песен Минмэй в исполненииозвучивающей ее актрисы Иидзимы Мари сразу же стал очень популярен.
Фэнтези
Настоящий интерес к фэнтези появился в 1990-х. Это было уже классическоефэнтези, в котором действие происходит в мирах, совершенно не похожих на наш,но исполненных магии и рукопашных битв.
Одним из первых популярных фэнтези сериалов был сериал «История войнЛодосса» (1990-1992). Он описывал классический фэнтези-мир и был весьмасерьезен и RPG-подобен (то есть, основывался на традиции настольных ролевыхигр).
Значительные фэнтези 1992 года — это полнометражный и очень красивый «Ветреныйконтинент», а также «Священная Риг-Веда», основаннаяна индийской мифологии, по мотивам манги группы «CLAMP». Кстати, этопервая аниме-экранизация их работ.
1993 год принес новую струю в аниме-фэнтези. Вышел OAV-сериал «Полудракон»по мотивам манги Миты Рюсукэ. Это принципиально не серьезный, детский, комедийныйфэнтези-сериал, основанный на пародийном сочетании фэнтези и современности.
В дальнейшем фэнтези-аниме разивалось очень динамично, сочетая традициивсех мифологий и, иногда, мир современной Японии.
Кавайи
Стиль «кавайи» это характерный стиль «унисекс» — направления,основным зрителем которого все равно, впрочем, были парни. Тем не менее, ихосновными персонажами стали необычные, очень красивые и странные девушки,наделенные сверхспособностями, но не всегда умело их применяющие. При этомпарни в этих сериалах и фильмах обычно были скромны и слабохарактерны (чем,впрочем, этих девушек и привлекали).
Один из первых сериалов этого периода в этом стиле — это ТВ-сериал «Надяc загадочного моря» (1990) студии «Gainax» и режиссера АнноХидэаки. В общем-то, он скорее нечто переходное, сочетающее элементыретро-приключенческой фантастики и комедию, однако переход внимания с мужскихна женских персонажей проявился уже в названии. Сериал частично основан на «Лапуте»Миядзаки и «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна.
Самый значительный OAV-сериал этого жанра — это, конечно же, «Тэнти- лишний! » (1992-1994) студии «AIC». Здесь «необычныхдевушек» стало много, а парень остался один. Правда, в общем случае Тэнти — куда более достойная личность, чем многие аналогичные парни-персонажи.
Видео и Киберпанк
В мире OAV(видео аниме) вторая половина 1980-х — эпоха господства стиля«киберпанк» — антиутопических повествований о мире будущего, вкотором правит искусственный разум компьютеров. Также постапокалиптику относятк одному из видов киберпанка.
Популярность этому жанру в 1987 году создали два видеофильма — «ЧернаяМагия М66», по мотивам первой манги Сиро Масамунэ и первая сериясериала «Кризис каждый день» (1987-1991) режиссера АкиямыКацухито и дизайнера персонажей Соноды Кэнъити. Этот восьмисерийныйOAV-сериал, несмотря на огромное количество проблем, возникших при егосоздании, стал считаться подлинной классикой киберпанка, соединив при этомсобственно киберпанк и жанр «сентай». В нем четыре очень разныхпо характеру и судьбе девушки, используя силовую броню, сражались с«выходящими из себя»бумерами — разумными роботами, чья сила имощь намного превосходила человеческую, и поэтому они, как рабы, использовалисьв наиболее опасных видах работ (в основном — за пределами Земли). При этомполное уничтожение или отказ от использования бумеров невозможен — человечествоне может без них обойтись. И поэтому сражение главных героинь с безумнымибумерами не может по определению закончиться победой. Совершенно особой частьюсериала стал его саундтрек. Исполнительницы главных ролей даже организовалимузыкальную группу и провели несколько очень успешных концертов, исполняя песнииз сериала. Потом такая практика стала повсеместной.
Мистика и история
На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические иисторико-мистические.
1991 год радует началом сериала «Легенда о королях-драконах»(1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способностилегендарных Правителей Мира. В том же году снят OAV «Судья Тьмы»(1991) о таинственном Судье, судящем по законам Ада нарушителей законалюдей.
В 1994 году выходит OAV «Рубка», сделанный подруководством Мацумото Лэйдзи на студии «Madhouse» и являющийсяэкранизацией его манга-рассказов, посвященных японским пилотам времен Второймировой.
манга аниме комикс жанр
Символизм и семиотика в манга
Основное отличие манги от всех других комиксов это течение внутреннеговремени. Время в манге может ускоряться или замедляться, но главное онопытается синхронизироваться с временем восприятия читателя. Таким образом, мыкак читатели можем переживать события, происходящие в манге наяву, следить заними, видя все подробности как бы собственными глазами.
Манга рассказывает события последовательно не пропуская ничего, чтобымогло расширить горизонты повествования в этом смысле она ближе кхудожественной литературе (японской литературе в частности), чем например камериканскому комиксу. Именно такое отношение к отображению жизни сталопричиной становления манги черно-белой и такой толстой. Об остальном можносказать следующее – в манге возможно все.
Техника создания манга близка японскому кинематографу — те же принципысимволизма, те же приемы раскадровки, монтажа. Если американский художниктщательно прорабатывает все детали картинки, то для автора манга достаточнотолько намека. Вопросительно приподнятая бровь героя говорит японскому читателюбольше, чем многословное пояснение в американском комиксе. Как и японскаяпоэзия, искусство манга тяготеет к ценностям невысказанного. Время действия ониобозначают, например, рисуя за спинами героев восходящее или заходящее солнце,место действия — фоном, на котором происходят события, настроение — рисункомсломанной ветки, падающего листа, слезы, катящейся по щеке. Поэтому японскийчитатель не рассматривает каждую картинку, вчитываясь в слова диалога. Онскользит взглядом по странице, воспринимая ее как единое целое, проглатываетисторию как порцию горячей лапши — не разжевывая.
Семиотика (от греч. sema — знак) — научная дисциплина о знаковых системах.Развитие семиотики предполагает рассмотрение различных знаковых систем(естественный язык, литература, фольклор, музыка, танец, миф, ритуал,архитектура, изобразительное искусство и т.д.) и текстов, состоящих изсоответствующих знаков (фразы естественного языка, формулы научного языка, романы,поэмы, стихотворения, песни, сказки, симфонии, оперы, балеты, предания, обряды,здания, изваяния, картины и т.д.) с некоторой единой точки зрения. Одним изочевидных свидетельств тенденции к единообразному рассмотрению всех этихобластей может служить складывающееся внутри каждой из них понятие«языка» («язык живописи», «язык кино», «языкмузыки» и т.д.).
В знаковой системе изобразительного искусства каждая частьизобразительного пространства несет свою смысловую нагрузку. Так в западнойкультуре левая сторона всегда соотносится с прошлым, а правая символизируетбудущее.
Такая трактовка упрочнилась в сознании благодаря множеству факторов.Одним из них является, например, то, что пишем мы слева направо.
Если вспомнить трехуровневую концепцию мира (мир демонов, мир людей, мирбогов), то находящееся внизу всегда будет нести негативный отпечаток, а вверху— позитивный.
Все, что бы ни было нарисовано, будет интерпретировано подобным образом.А с перемещением изображения, изменяется и его значение.
 
Изображение эмоций
Изображение эмоций аниме-персонажей не так уж сложно, но нужно понимать,как меняются отдельные черты лица, что это означает. Различные детали работаютв совокупности при передачи выражения лица.
Начнем с печали, самой распространенной эмоции. Если рассматриватьтипичное аниме- лицо, то самый яркий индикатор эмоции в этом случае — этоброви. Внутренние края могут быть изогнуты вверх. Также, нижние веки обычно выгнутылишь слегка, в то время как верхние образуют большие и округлые кривые. Изгибнижнего века может показывать стресс, печаль или злость. Обратите внимание наформу рта. В большинстве случаев он маленький и изогнут книзу.
Если брови остро изогнуты книзу и рот нарисован так, как будто геройкричит, все это показывает, что он зол, в то время как радужки и зрачкиостаются большими. Все это делает его похожим на разозленного, расстроенногочем или кем-либо.
Удивительно, как часто персонажи японских мультиков умудряются говорить сзакрытыми глазами… Интересно, как много людей действительно может так жеговорить...? В любом случае, закрытые глаза могут выражать массу эмоций:раздражение и нетерпение, невозмутимость, счастье или чопорность. Перевернитеглаза вверх тормашками — и вот мы видим крайнюю печаль или крайний восторг.
Счастье или восторг — тоже одна из самых распространенных эмоций,встречающихся нам на картинках в манге. Чрезмерное счастье или восторг могутбыть переданы через большие глаза, высоко поднятые брови и большой смеющийсярот. Другие особенности, как например дополнительные блики в глазах или изгибверхних век также допускаются. Замечу, что многие kawaii-персонажи (в переводес японского «очень милый» — прим.пер.) имеют большие глаза ималенькие нос и рот.
Чтобы изобразить удивление или шок, художник увеличивает глаза и делаетрадужки точками.

Заключение
Аниме культура постоянно развивается. Не возможно охватить всех жанровсериалов и манга. Каждый может найти что-то свое в этом многообразии. Любительпараллельных миров и историко-мистических баталий будет смотретьпарапсихологию, мистику, фэнтези, фантастику. Изощрённый обожатель кровавыхсцен найдёт себя в боевике, киберпанке, постапокалиптике. Утончённые натуры судовольствием погрузятся в романтику и комедию.
Но всё-таки, почему отаку смотрят именно аниме, а не художественныефильмы, например? В кинематографе наблюдается примерно та же ситуация, что и вмире анимации. Западное кино не то чтобы потихоньку изживает себя, оно ужеполностью себя изжило. На мой взгляд, Голливуд сейчас испытывает страшныйкризис идей. Ему не хватает какой-то новизны. Фабрика Грёз продолжает исправноснабжать нас своей продукцией, совсем не думая о том, что сегодняшние«творения» в точности похожи на вчерашние и позавчерашние. И если вдругпоявляется что-то стоящее, в массе своей, что оценивает зритель, то Голливудбыстро реагирует на это выдачей целой дюжины «поделок» того же типа.
Голливуд обратил свой взор на Азию, именно там кинематограф ещё не умер(да и не собирается). Оттуда Голливуд черпает новые идеи. Недаром СтивенСпилберг, посмотрев небезызвестный фильм «Круг», японского режиссёра ХайдеоНакаты, тут же решил покупать права на римейк данного произведения в Штатах. Иснял «Звонок».
Японцы не склонны к тому пуританству, в котором погрязла Америка. Ониделают аниме без прикрас, в котором главный герой не обязательно положителен докончиков волос. Он может быть вообще антисоциальной личностью, готовым заденьги на всё, что угодно. Главный злодей вовсе не обязательно окажется здоровякомс угрюмым выражением лица, но и маленьким мальчиком с такой невинной,обезоруживающей улыбкой. Насилие может быть ничем не прикрыто и ничем неоправдано. И главный злодей к концу фильма может стать главным героем инаоборот.
В аниме нет той наигранности, которой грешат всевозможные проекты ФабрикиГрёз и Диснея. Если бы в конце сериала, погиб такой герой, как Алладин илиТарзан, мне бы не было их жалко. Да потому что они не живые, я не верю в них,это просто куклы, неодушевлённые игрушки. Каждый персонаж аниме, это характер,свой проработанный характер, в которого создатели вложили душу. Мы идём с этимперсонажем из серии в серию, постепенно мы узнаём, чем он дышит и чем живёт,его беды и радости становятся нашими, мы вместе с ним радуемся встрече старогодруга, и вместе с ним рыдаем над телом того самого друга, которого нам жепришлось убить, потому что иначе было нельзя.
На протяжении многих серий (или полуторачасового фильма) разворачиваетсяцелая жизнь, причём нисколько не надоедающая, а даже наоборот, всё более иболее притягивающая внимание. Делая большой сериал (серий на пятьдесят или насто), творцы аниме умудряются не повторяться из серии в серию, а всё времяпривносить что-то новое в развитие сюжета.
В конце концов, это красиво. Пускай кто-то говорит, что анимация какая-тоне живая, персонажи похожи на статичные картинки, которые порой передвигают. Номы-то знаем, что они живее всех живых. Такого внимания к мелким деталям, я невидела ни в одном западном мультфильме. Таких красочных фонов нет нигде больше.И если дух захватывает не от той красоты, которая происходит на экране, тосердце замирает от того захватывающего сюжета, которым компенсирован фильм.
Отдельно стоит отметить звуковое сопровождение подобных фильмов. Музыкудля аниме пишут талантливейшие композиторы (чего стоит одна Йоко Канно).Музыкальные произведения, сопровождающие фильмы — это отдельные опусы, которыепотом выпускают альбомами саундтреков. И вообще, над аниме, как правило,работает огромная команда талантливых людей, объединённых одной идеей.
Творцы аниме не зацикливаются на создании проектов для детей,аниме-аудитория не ограничена возрастом от 3 до 10 лет. Его смотрят люди,начиная от 3 лет и до тех пор, пока позволяет зрение. Именно поэтому оноразделено на жанры. Есть аниме для детей, есть аниме для подростков и есть анимедля взрослых. Не нравится что-то здесь, пожалуйста, посмотри что-нибудь другое,перед тобой огромный выбор. Наслаждайся, выбирай, выбирай, время у тебя есть,время смотреть аниме.

Приложение.
 
Мини-исследование занятости эфирного времени показом анимэ
Раньше на российском телевидении аниме показывали регулярно. А какситуация обстоит сейчас? Наблюдая за эфиром, я сделала некоторые выводы:
MTV — 3% эфирного времени Канал заключил с MC Ent. договор, согласно которому до2007 года включительно её релизы будут показаны на MTV. Относительно переводаничего конкретного сказать не могу, он оставляет желать лучшего. Особеннораздражает назойливая реклама, бегущая строкой внизу экрана. Политика канала — «Аниме = мультики и развлечения». Исключение составляет разве что Golden Boy, переведённый своими силами и показываемый послеполуночи.
Муз-Тв — 1% эфирного времени. Видимо, рейтинги-кальки с западных каналовперекроили родной канал и первый музыкальный начал показывать: «Стальнаятревога», «Чёбиты», «Крестовый поход Хроно»…Качественная озвучка, никакой рекламы…
ОРТ — От случая к случаю. Показы редкие, переводы отвратительные, озвучка неоставит у вас приятных впечатлений… «Покемоны», «Армитаж3», «Покемоны» (полнометражные, часть [1]), «ПринцессаМононоке», «Уличный Боец»,
Рен-Тв – Однократно. Показали первого января новое творения Миядзаке — «Шагающий Замок Хаула». Озвучка ничего, перевод тоже хорош.
СТС — 5% мультиков «СоникХ». — Если бы не детская озвучка, аудиториясмотрящая мультфильм была бы шире!.. «Король Шаманов» — Опять озвучкаи перевод портят общее впечатление. На этом канале показали все эпизоды. «ПолныеШпионки» – Хорошая озвучка, отсутствие рекламы.

Источники информации
1) Журнал АниМаг. Выпуск: октябрь2006
2) Журнал АниМаг. Выпуск: ноябрь 2006
3) www.animezone.ru
4) www.howtodrawmanga.ru
5) anime.wapsuper.com
6) adagio.wen.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.