Реферат по предмету "Исторические личности"


Мусульманский мир модель экономической организации общества

В в е д ен и е
Особый интереспредставляетизучение влиянияислама наэкономическуюжизнь мусульманскихстран. Исламопределяетне только духовнуюсторону жизниправоверных, но и материальную.В Коране и хадисах, в обширнойсредневековоймусульманскойлитературевстречаютсямногочисленныеупоминания(нередко целыеразделы илитрактаты), касающиесярегламентацииэкономическойжизни мусульманскогообщества.Совокупностьэтих воззренийобозначаетсятермином«социально-экономическаядоктрина»; ееизначальнымисточникомво всех случаяхявляются Корани сунна, а порядокее реализациив практикехозяйственнойдеятельностинормативнозакреплен вшариате.
Истокисоциально-экономическойдоктрины висламе.

Изначальнымисточникомсоциально-экономическойдоктрины исламаявляютсязафиксированныев Коране и сборникаххадисов высказыванияМухаммеда поразличнымвопросам, имеющимотношение крегламентацииэкономическогоповедениямусульман.«Начиная сКорана и хадисови далее в обширноймусульманской литературекак богословского, так и светскогохарактера мывстречаеммногочисленныеупоминания(нередко целыеразделы илитрактаты), касающиесярегламентациимусульманскогообщества1».Причем дляанализа истоковдоктрины наибольшуюценность представляютпроповедипророка, зафиксированныев Коране, посколькуони в значительноменьшей мере, чем хадисы, подверглисьпозднейшимобработкам.Во всяком случае, даже та «редакционнаяправка», котораяпоявилась входе подготовкиканонизированноготекста Корана, хронологическиотделена отвремени жизниМухаммедавесьма незначительнои не могласущественнымобразом повлиятьна содержательнуюсторону откровений.
Рассматриваяуказания Коранапо социально-экономическимвопросам, необходимо, прежде всего, строго разграничитьсоответствующиесуры (а иногдаи аяты) по времениих возникновения, посколькуизменения вположениираннемусульманскойобщины и эволюциявзглядов Мухаммеданепосредственноотразилисьна характерекораническоготекста.
Необходимовыяснить, вкаком историческомконтекстепоявились теили иные указанияМухаммеда, зафиксированныев Коране, исходяиз того, что, Мухаммед –личность, несомненно, историческая, хотя при существующемсостоянииизученностиисточниковне представляетсявозможным точнои полно составитьего биографию, и из тезиса обавторскойпринадлежностиМухаммедукоранических.При этом неисключаетсявероятностьотдельных болеепоздних вкрапленийв Коране и наличияредакторскойправки, что, однако, в целомне должно менятьпредставленийо Коране како письменнойфиксации высказыванийи пророчествМухаммеда.
УказанияКорана, «регламентирующие»экономическуюжизнь в мусульманскомобществе, восновномформулируютсяв мединскийпериод, причемзвучат онипреимущественнов форме предписаний.В них Мухаммедобращаетсяуже к конкретнымвопросам1.
В мединскихсурах определяютсяотношениясобственности, права наследников(4: 8 – 15), имущественныеотношениясупругов (4: 38), в5-й суре говоритсяо наказанииза покушениена собственность(5: 42).
К 624 годуМухаммед ужепровозгласилновый порядокнаследования, при которомбыли обеспеченыусловия длянакоплениясобственностив рамках семьии передачи еепрямым наследникам2.Введение принципараздела военнойдобычи, когдачасть ее шлав пользу уммы, создавалоэкономическуюоснову длясуществованияобщины мусульман, а позже явилосьоснованиемдля формированиягосударственнойказны.
В Коранеможно выделитьследующиеосновные «блоки», касающиесясоциально-экономическойпроблематики, которые и являютсяосновойсоциально-экономическойдоктрины3:
осуждение чрезмерного богатства (ранние суры – 104, 102);
осуждение ростовщичества (30: 38; 3: 125);
поощрение торговли (17: 37; 6: 153; 11: 85 – 86; 55: 6 – 8; 21 – 48; 83: 1 – 3);
отношения собственности (в основном мединские суры);
наказание за покушение на собственность ( 5: 42);
право наследования (4: 8 – 15; 4 – 175);
имущественные отношения супругов (4: 38);
милостыня и риба (2: 263 – 281);
ссудный процент (4: 159);
долги (2: 282 – 284);
расходование накопленного (2: 274 – 283);
главный исходный постулат, касающийся отношений собственности: «Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле» (2: 284).
Классическаясоциально-экономическаядоктрина иреалии истории

Уже с первыхдесятилетийсуществованияислама мусульманскимтеологам иправоведам(а также светскимавторам произведенийисторическойи юридическойлитературы)приходилосьсталкиватьсяс различнымипроблемамиэкономическойдеятельностиобщины (уммы)и экономическойполитикимусульманскогогосударства(халифата). Этобыло обусловленоособенностямиисторическойсудьбы ислама, ставшего ужево временапророка Мухаммедане только религией, но и официальнойидеологиейгосударства, осуществлявшегобурную внешнююэкспансию. Ужев эпоху «праведныххалифов» возниклаострая необходимостьидеологического(исламского)обоснованияхозяйственнойактивностигосударствав условияхпочти непрерывногорасширенияего территории.
Коран исунна (у шиитов– ахбар) являютсяпервоисточникамивсех положенийислама. «Исламскаясоциально-экономическаядоктрина, основаннаяна этих источниках, сформированав рамках теориимусульманскогоправа (фикх), каждая из школ(мазхабов) которогопридавала ейсвои специфическиечерты, хотяразличия междуними носят восновном частныйхарактер»1.Школы мусульманскогоправа окончательносложились в1Х-Х веках, и четыреиз них получилиофициальноепризнание средисуннитов. Позднеек числу признанныхортодоксальнымисламом добавиласьи джафаритскаяшкола, основаннаяшиитским имамомДжафаром ас-Садиком.Основателивсех четырехмазхабов имелиправо на иджтихад.Однако в Х векев суннитскомисламе практикаиджтихада былапрекращена, а четыре мазхаба– канонизированы.Таким образом, социально-экономическаядоктрина висламе сформироваласьв ранний периоди отражаласоциально-экономическиеусловия именноэтого этапаразвития феодализмана БлижнемВостоке. Впоследующиестолетия практическоеприменениеканонизированныхнорм «экономическогоповедения»нередко выходилоза рамки теории, однако самасоциально-экономическаядоктрина оставаласьнеизменной.
В ходе завоеваний, в особенностиза пределамиАравийскогополуострова, арабы-мусульманестолкнулисьс новыми дляних формамихозяйственнойдеятельности, которые такжетребовалиопределенногоосмысленияи интерпретации.
Потребностибурно развивавшейсяторговли делалинеобходимойрегламентациювзаимоотношенийне только междусамими торговцами, но и между нимии государством.В рамках государственногорегулированияэкономикиособое местозанимала строгоразработаннаяналоговаясистема.
Наиболеестройное изложениеисламскойсоциально-экономическойдоктрины можнонайти у средневековыхправоведов, а также историкови других светскихавторов. Определенныйитог развитияэтих взглядовсредневековогоислама подводитИбн Халдун.
Ибн Халдунродился 27 мая1332 года в Тунисе.Средневековыеисточники исравнительныеисследованиясовременныхавторов рисуютобраз крупногополитическогодеятеля Х1Увека. Начавкарьеру простымпридворнымписцом, Ибн-Халдунстановитсяв дальнейшемличным секретаремсултана Абу-Инанав Фесе, затем– специальнымэмиссаромнового фесскогосултана Алу-Салима, посланникомгранадскогосултана Мухаммадак королю КастилииПедро Жестокому, наконец – хаджибому султана БужиАбу-Абдаллаха.Это была вершинаполитическойкарьеры Ибн-Халдуна.Последние годыего жизни прошлив Каире, где онбыл судьей ипреподавалзаконоведениев местных медресе1.Он переходилиз лагеря влагерь, делилславу с победителямии терпел поражения.Мотивы егопоступковкоренятся вего представленияхо государствеи о связях экономикии государства2.
Ибн Халдунрассматривалширокий кругтеоретическихвопросов экономики, хотя и подходилк ним с социальнойточки зрения.В сфере еговнимания –проблемы стоимости, цен, спроса ипредложения, разделениятруда3.Последнемуон уделял пристальноевнимание, считая, что разделениетруда являетсянеобходимойпредпосылкойсуществованияобщества иведет к превращениюпродукта втовар. Особоеместо в теорииИбн Хальдунаотводилосьроли государствав регулированиихозяйственнойдеятельности.
Источникомвсех материальныхблаг являетсятруд. Приобретение(касб), из котороголюди извлекаютпользу – этостоимостьчеловеческихтрудов. Егоразмеры, или«стоимостьтруда», зависятот количествасамого труда, от спроса нанего, от степенисложности.
Способыдобываниясредств ксуществованиюподразделяютсяфилософом надва вида –«естественныеи неестественные».К первым относятсяохота, собирательство, земледелие, ремесла и торговля.Ко вторым –контрибуцияи фиск, что ИбнХальдун называеттакже словом«имара», тоесть эмирство, или те материальныеблага, которыедает положениеэмира, султана, правителя.
Экономика, как и государство, обладает, поего мнению, своей собственнойприродой, своимисобственнымизакономерностями.Столкновениеэтих двух «природ»приводит кнарушению, ав дальнейшеми к разрушениюэкономическойжизни. Так, ценытоваров зависятот производственныхрасходов, отрасходов натранспортировку, от рыночныхколебаний, спроса и предложения.Наконец, нацены товароввлияют податии налоги.
Государствоможет существоватьтолько благодаряденежным поступлениямв казну. Этонеизбежновынуждаетгосударствовмешиватьсяв экономику.Формы этоговмешательстваразличны, новсе они имеютцелью увеличитьпоступленияв казну1.Первая форма– это увеличениеналогообложенияпутем введенияновых видовналогов. Втораяформа – этопрямое вмешательствогосударствав «естественную»конъюнктурурынка, во внутреннююи внешнюю торговлю.Еще одна формавмешательствагосударствав экономическуюжизнь – этопрямая экспроприацияимуществазажиточныхлюдей.
Различныеформы вмешательстваприводят, помнению, ИбнХалдуна, толькок негативнымпоследствиям1.Так, налогистановятсячрезмерными, и рынки приходятв упадок, чтосказываетсяна государстве.Происходитэто потому, чтоналоги приносятподданнымстеснение итягость, ведутк исчезновениюдоходов, а этоубивает ихнадежды, связанныес торговлей.В результатепрекращаютсяпоступленияв казну, ибоподавляющаячасть налогоплательщиков– земледельцыи купцы. Опасностьизъятия собственностизаставляетбогатых людейсоздаватьсвоего рода«государствов государстве»- набирать наемнуюохрану своихвладений. Вконце концов, происходит«утечка богатств»за пределыгосударства.
Государствогибнет, так какуничтожаетту экономическуюоснову, на которойтолько и можетсуществовать.Но гибнет негосударствовообще. Гибнетконкретноединастическоегосударство.Формы его гибелиили разрушениямогут бытьразличны. Возможнораспадениегосударствана более мелкие, захват данногогосударствадругим, болеесильным и т.д.В любом случае, считает ИбнХалдун, каждоегосударствообречено нагибель, подобнотому, как обреченна смерть человек.Предвестникомгибели государстваявляется роскошь.Стремлениегосударственныхлюдей к роскошнойжизни приводитк росту дороговизныи, в конечномсчете, к разрушениюэкономики.Государствопо Ибн Халдуну– сила, котораявызываетсяк жизни объективнымипричинами ипо объективнымже причинамгибнет.

При всейкажущейсяшироте охватавопросовхозяйственнойдеятельности, которых касалисьсредневековыеавторы, классическаяисламскаясоциально-экономическаядоктрина фактическисодержаларазработкутрех ключевыхвопросов1
1. Учение особственности, основанноена положениио том, что «абсолютнымсобственником»всех земныхблаг являетсялишь Аллах. Аотдельныйчеловек неможет полностьюраспоряжатьсяпо своему усмотрениютем, что мусульманскоеправо определяеткак его собственность.Уже в раннемисламе существуютсерьезныеразногласияотносительнотрактовкипонятия собственности.Расплывчатостьположений этогоучения позволилав новейшеевремя высказыватьпротивоположныеточки зренияотносительноправа собственностина средствапроизводства.
2. Учение обисточникахприобретениябогатства(земных благ), главным средикоторых называетсятруд: любоебогатствоявляется дозволеннымс точки зренияислама тольков том случае, если оно приобретенособственнымтрудом. Причемкаждый мусульманиндолжен приниматьучастие вдеятельности, направленнойна повышениеблагосостояниевсей общины(государства).
3. Учение обиспользованиибогатства.Материальныеблага, являющиесясобственностьюобщины илиодного мусульманина, должны бытьиспользованы«наилучшимобразом», тоесть с максимальнойпользой дляиндивидуумаи общества. Врамках этогоже учения существуети положениео необходимостисправедливогораспределенияматериальныхблаг.
Основныепринципы исламскойсоциально-экономическойдоктрины сводятсяк следующему1:
регламентация в соответствии с нормами ислама экономической деятельности (например, шариатский запрет на риба – выплату и получение процентов);

признание в качестве основ экономики двух видов собственности – частной и общественной (на которые распространяется ряд ограничений);

принцип обеспечения социальной справедливости, который реализуется, в частности, посредством закята2;

обеспечение справедливого распределения в обществе;

признание права государства вмешиваться в экономическую деятельность;

равное распределение риска между партнерами по экономической деятельности с помощью системы договоров (акд).

Несмотряна строгуюрегламентациюэкономическойдеятельностишариатом, ужев средние векамусульманскиеправоведыпризнаваливозможностьвыработкиразличныхподходов ксложившимсяустановлениям.Такие известныеавторы, как АбуХанифа и АбуЙусхф, в практическихвопросах отдавалипредпочтениеобычаю (урф, адат), передпредписаниямисвященныхтекстов.
Авторкомментариевк мусульманскомуправу (хидайа)Бурхан ад-ДинАли Маргинанисчитал, что сизменениемобычаев текстыперестают имсоответствоватьи, следовательно, необходим новыйподход с учетомновой ситуации1.
Таким образом, в мусульманскомправе при всейего догматичностисложиласьпрактика достаточносвободногоподхода к решениюконкретныхпрактическихвопросов.
Особыйинтерес представляетприложениепринциповисламскойэкономическойдоктрины всфере кредитно-финансовойдеятельности, широко развитойв странахмусульманскогомира еще всредневековье.Спецификакредитно-финансовыхинститутовзаключаетсяв распространениина них шариатскогозапрета навыплату илиполучениепроцента (риба).В Коране неоднократноподчеркиваетсягреховностьриба1.Однако этотзапрет уже впервые векахиджры вошелв противоречиес экономическойдействительностью.Быстрое развитиетоварно-денежныхотношений, ростспроса на деньгиобусловилинеобходимость«творческогоподхода» законоведовк вопросу оприбыли: основываясьна положенияхКорана, ониразграничилисобственноростовщичество(т.е. получениепроцента скапитала) иприбыль, в процессеполучениякоторой участвуетчеловеческийтруд.
Риба становитсязаконным в томслучае, еслидоход полученв результатепроизводственнойдеятельности, причем к последнейотносится такжеи торговля.Таким образом, с точки зренияклассическогомусульманскогоправа созданиеторговых корпорацийи финансовыхпредприятийне только неосуждается, но и являетсяодобряемымдействием, посколькусоздание такихинститутовпозволяетпускать капиталв оборот (хранениекапитала являетсядействием, осуждаемымисламом2).
Экономическаяполитикаарабо-мусульманскогогосударствав рассматриваемыйпериод (УП – Хвв.) осуществляласьпо двум направлениям: регулированиехозяйственногомеханизмавнутри халифатаи организациявнешнеэкономическихсвязей. Внутриэкономическаяполитика строиласьна общих принципахсоциально-экономическойдоктрины, –главное вниманиеуделялосьобеспечениюфункционированияналоговойсистемы и различнымфинансовымвопросам. Оформах этойдеятельностигосударствасвидетельствуетперечень ведомств, занимавшихсяхозяйственнымивопросами вхалифате Аббасидовв 1Х – Х вв.:
казначейство – диван бейт аль-маль;
ведомство конфискаций – дар аль-мусадарин;
ведомство благотворительности – диван аль-бии ва-садака;
государственный «банк» – диван аль-джихбаза
военное ведомство – диван аль-джейш
почтовое ведомство – диван аль-барид
Общеерегулированиехозяйственнойжизни находилосьв ведомстведвора (диванад-дар)1.Государствозанималосьтакже организациейремесленногопроизводства, о чем свидетельствует, в частности, существованиегосударственныхремесленныхмастерских(дар ат-тираз), регулировалоаграрные отношения2и т.д.
В средневековыхмусульманскихгородах существовалакатегорияспециальныхлиц, в функциикоторых входилконтроль засоблюдениемправил торговлии отчастикоммерческихопераций. Ввосточныхобластях халифатаАббасидов этотчиновник называлсямухтасиб(осуществляющийхисбу). Мухтасибимел право, непроводя специальногоразбирательства, вмешиватьсяв коммерческиедела, если онисовершалисьв нарушениешариата, однакоэто право онмог применятьтолько в общественныхместах: в собственномдоме купец былвправе совершатьлюбые действия(кроме вероотступничества)по своему усмотрению, посколькушариат гарантировалнеограниченноеправо распоряжениясобственностью.
Внешнеэкономическиесвязи халифатав первые векахиджры носилидостаточноограниченныйхарактер, осуществлялисьпреимущественнонезависимоот центральнойвласти и ненашли специальногоотражения вэкономическойдоктрине. Самапо себе торговлястрого регламентироваласьшариатом, причемсуществовалиразличныеправила торговлимежду мусульманамии мусульманамис «неверными».При первыххалифах «межмусульманская»торговляосуществляласьвнутри государстваи представляласобой внутреннююторговлю, илишь с возникновениеммусульманскихобщин за пределамихалифата государствостало выполнятьвнешнеэкономическиефункции. Ужев УШ веке внешняяторговля халифата(а позднее целогоряда мусульманскихгосударств)приобретаетогромный размах, причем важнуюроль в ней играетгосударство(нередко в лицехалифа и высшейзнати1).
По всемумусульманскомумиру широкоераспространениенашли торговыедома, занимавшиесянередко нетолько торговлей, но также и банковскимделом. Существовалии объединенияряда домов, специализировавшихсяна определенныхвидах торговли.С ХП века такиеобъединенияизвестны вЕгипет и Сирии, а позже – в другихстранах. Чащевсего купцыобъединялисьпо принципуэтническойпринадлежности.С возникновениемв исламе сектантскихдвижений торговыедома иногдастали создаватьсяна религиозно-общиннойоснове. С расширениемграниц исламскогомира на характерторговой кооперациисущественныйотпечатокналожили различныеместные реалии: в Западной иВосточнойАфрике, Индии, позднее вЮго-ВосточнойАзии складываласьпрактикакоммерческогосотрудничества, носившая внешне«типично исламский»облик, однакофактическиоснованнаяна национальнойтрадиции.
Кромепостояннодействовавшихторговых домовсуществовалии временныеобъединениякупцов. И в томи в другом случаяхэти объединениясоздавалисьна принципахмушарака. Членыкоммерческогообъединениязаключалидоговор (акд), в которомпредусматриваласьформа участиякаждого изкомпаньонови доля его прибыли.Размер прибылии возможнаядоля участниковдоговора определялисьпо-разномукаждым из мазхабов.Одной из наиболеераспространенныхформ принципасоучастияявлялся кирад(одалживание)– заключениесоглашениямежду владельцамиимущества (илиденег) и непосредственнымисполнителемторговой операции(например, междукупцами и капитаномсудна, перевозившегоих товары ит.п.).
В УШ – Х вв.в мусульманскоммире широкоераспространениеполучили платежныесредства типавекселей, кредитныхписем и т.п., чтохарактеризовалоуровень развитиякредитно-финансовыхотношений тоговремени. В собраниихадисов имамаБухари сообщаетсяо распространениидолговых писем(сакк), имевшихширокое хождениев халифате.Сакк представлялисобой платежныераспоряжения, выдаваемыевладельцемсостояния наимя доверенноголица. Существоваласпециальнаякатегория лиц.Занимавшихсякредитнымиоперациями.Причем операциинаиболее крупных«банкиров»простиралисьв самые отдаленныеуголки мусульманскогомира. ПутешественникУ1Х века ИбнБаттута рассказывало встреченныхим представителяходного и тогоже «финансовогодома» в Китаеи в ЗападнойАфрике1.
По свидетельствамсредневековыхавторов, всефинансовыеи кредитныеоперацииосуществлялисьстрого в соответствиис требованиямишариата. Вместес тем, средневековыеавторы приводятмногочисленныепримеры всевозможныхухищрениймусульманскихкупцов и банкировс целью извлечениямаксимальнойвыгоды, причемэти ухищренияс помощью законоведоввозводилисьв ранг «поощряемых»или, во всякомслучае, «неосуждаемых»шариатом действий.В мусульманскомправе существуетпрактика применениятак называемыххийал – хитростей, юридическихуловок, сутькоторых «можетбыть определенакак применениезаконных средствдля достижениянезаконныхцелей»2.С помощью такихуловок запрещенныйссудный процентфактическистановитсядозволенным.Например, одновременнос предоставлениемденег в долгмежду теми желицами осуществляетсякупля-продажакакого-либотовара по заведомозавышеннойцене. Разницамежду суммойдолга и назначеннойценой товараи составляетзамаскированныйриба и т.п.
Такимобразом, « торговоеремесло намусульманскомВостоке прошлодлительныйпуть развития, разрывая рамкифеодально-патриархальныхи племенныхразграничений. Фиксированиеже в исламедеятельноститорговойкомпании-ширкетасвидетельствует, что уже в периодустановлениязаконов шариатасуществовалсравнительновысокий уровеньразвития купеческогокапитала»1.
Классическаяисламскаясоциально-экономическаядоктрина каксовокупностьпредставленийсредневековыхмусульманскихавторов и шариатскойрегламентациихозяйственнойдеятельностив целом соответствовалаи отвечалапотребностямпрактикиэкономическихотношений вмусульманскихстранах напротяженииряда столетий, хотя нередкообнаруживалисьпротиворечиямежду теориейи практикой.
Положениесущественноизменилосьс проникновениемв страны Востокакапиталистическихотношений.Новые социально-экономическиереалии сделалинеобходимымпересмотрцелого рядаположенийклассическойдоктрины, вособенноститех ее частей, которые касалисьссудного процентаи закята. Фетва2Мухаммада Абдо1899 г., разъяснявшая, что получениепроцентов набанковскиевклады не являетсягреховнымростовщичеством.Ознаменоваланачало широкойполемики повопросам соотношенияисламских нормс реальнымиявлениямихозяйственнойжизни. Исламскаяэкономика: концепции иреальность
--PAGE_BREAK--
«Уже припервых попыткахсовременногоосмысленияклассическойэкономическойдоктрины обнаружилисьсерьезныерасхожденияв подходе исламскихидеологов кнаиболее важнымвопросам. Большаячасть авторовисходила изидеи о применимостинорм раннегоислама к современнымпотребностям.Представителидругих точекзрения настаивалина необходимостиучитыватьсовременнуюспецифику, отмечая, чтоне все положения, сформулированныев средневековье, могут бытьприменимы внынешних условиях»1.
Результатыполемики междупредставителямиразличныхнаправлений«исламскойэкономическойтеории» практическине внесли ничегонового в обоснованиеэкономическойинтеграциимусульманскихстран.
Концепцияисламскойэкономикиразрабатываласьв рамках всехпяти мазхабов, причем различияточек зренияобусловленыне столькоприверженностьюавторов тойили иной юридическойшколе, сколькоих социально-экономическимивзглядами вцелом. Характерно, что даже теисламскиеидеологи, которыератуют за возвратк «пе6рвоначальнойчистоте ислама», фактическиприходят кмодернизациитрадиционныхположенийшариата. Этатенденциястановитсятем более ощутимой, чем ближе авторпереходит отобщетеоретическихрассужденийк попыткампостроенияпрактическихмоделей «исламскойэкономики».На характерисламскихэкономическихконцепцийналожил отпечатоки тот факт, чтомногие авторы(как это нередкобывало и в эпохусредневековья)не принадлежатк числу официальныхслужителейкульта. Но дажеи последниенередко сочетаютдуховную исветскуюдеятельность.
Исследуясовременныеконцепцииисламскойэкономики, западногерманскийученый Ф.Ниенгаузпредложилследующуюклассификацию, сводя их к четыремосновным категориям1:
прагматические – опирающиеся, в целом, на экономические методы. Они, однако, фактически не имеют «исламского содержания»;

рецитативные – авторы которых пытаются обосновать экономические процессы с помощью максимально возможного количества цитат из Корана и Сунны. Они являются противоположностью предыдущему типу, поскольку за исламским содержанием полностью отсутствует собственно исламский смысл;

утопические концепции – характеризуются попытками создать всеобъемлющую «исламскую систему» с помощью не только апелляции к классической доктрине, но и осмысления отдельных современных процессов. В основе их лежит представление об идеальном исламском обществе, характеризуемом экономической и социальной гармонией;

адаптивные (или модернистские) концепции сочетают в себе традиционную аргументацию и содержательные теоретико-экономические высказывания.

Данная классификацияясно показываеттщетностьсовременныхмусульманскихидеологов«втиснуть»экономику в«исламскиерамки», а так, где такие попыткиделаются, исламскаяаргументацияносит этическийхарактер.
Большинствоисламскихидеологовделают акцентна исправлениеисламскогообщества нестолько путемсобственноэкономическихмер. Сколькос помощью мероприятийсоциальногохарактера. Так, по мнению известногошиитскогоавтора МухаммадаБакира ас-Садра1, первостепеннымизадачами исламскихгосударствявляются:
приведение доходов в строгое соответствие с «усилиями» и потребностями членов общества;

справедливое регулирование цен на труд и товары путем антимонополистических мероприятий;

стирание различий в уровнях жизни членов общества с помощью установления минимума материального благополучия и ликвидации сосредоточения богатств (капитала) в руках немногих;

возрождение «естественной функции» денег как средства обращения и обмена;

преобразование банков из инструмента роста капитала в институты, служащие повышению благосостояния общества при одновременном запрещении ростовщичества как способа наживы;

выделение не менее 20% доходов нефтедобывающих стран на нужды установления социальной справедливости

М.Б. ас-Садрне ставит подсомнение возможностьсуществованиябанков, а настаиваетлишь на преобразованииих функций. Онтакже проводитгрань между«осуждаемым»риба, являющимсяодним из способовполучениянаживы, и риба«дозволенным», служащим повышениюблагосостоянияобщества. Причемаргументацияв пользу этихположенийчерпаетсяавтором вклассической«исламскойсоциально-экономическойдоктрине».
Анализируясовременныеточки зренияна роль исламскихпринципов вэкономику, профессорКаирскогоуниверситетаАль-Азхар-Шаукиаль Фанджаривыделяет следующиеосновные положения1:
поскольку всякая экономическая деятельность должна служить интересам общества, она строго регулируется канонами шариата (ограничение монополий, запрет ростовщичества, накопление капитала для его производительного использования и т.д.);

регулирование экономической деятельности подразумевает самое широкое участие государства;

вместе с тем. Частная собственность, являющаяся результатом человеческого труда, берется под защиту исламского государства (хотя и размеры частной собственности должны быть ограничены);

обеспечение социальной справедливости через систему закята (что, по мнению аль-Фанджари, в современной терминологии соответствует социальному обеспечению);

строгое регулирование распределения в обществе с целью недопущения сосредоточения «чрезмерных богатств в одних руках»;

необходимость осуществления экономического планирования со стороны государства

Большинствоавторов современныхконцепцийисламскойэкономикиуделяют пристальноевнимание положениюклассическойдоктрины отруде как источникевсех материальныхблаг, основанномуна ряде кораническихвысказываний, откуда выводитсяпринцип «трудовойсобственностив исламе». Исходяиз пониманиясобственностикак продуктатрудовойдеятельности, мусульманскиеидеологи предлагаютмодели «таухидной1экономики»,«смешаннойэкономики»и др., суть которыхсводится кразличнымсочетаниямчастной игосударственнойсобственности(последняянередко именуетсяобщественной).
Базируясьв целом на концепцияхисламскойэкономическойдоктрины, современныетеоретики«исламскойэкономики»основное вниманиеуделяют вопросамсобственности, производстваи распределения, роли государствав хозяйственнойжизни, финансово-экономическимпроблемам, связанным сриба. Правовладения
СогласноКорану, аллахупринадлежатвсе богатства.Человек – лишьзаместительбога, и поэтомуего право насобственностьограничиваетсяправом наиспользованиеее2.
Имуществов исламскомобществе выполняетсоциальнуюфункцию. Онодолжно использоваться в интересахобщества исодействоватьего благосостоянию.Даже если исламдопускаетсуществованиечастной собственности, право владенияносит ограниченныйхарактер иимущество можетбыть конфисковано.Это положениедействует вслучае, еслиправо владенияили имуществоиспользуютсянеправильно, если имуществоизымается изоборота и невыполняет своейсоциальнойфункции, еслиимеет месторасточительство1.
Таким образом, право на собственностьне являетсяабсолютным.Если использованиеимуществанаходится впротиворечиис нормами Корана, то оно должнобыть конфискованоили распределеносреди нуждающихся.Если имуществоуправляетсяправильно, топрава на негосохраняются.
Допускаетсяконцентрациячастной собственности, если имуществоприобретаетсяв соответствиис нормами Корана.
Природныебогатствапринадлежатвсему обществу, и государствообязано справедливоделить ресурсыи доходы междугражданами.Процентыи прибыль
Ислам занимаетотрицательнуюпозицию в отношенииссуды и долга.Поэтому каждомумусульманинуне следует, повозможности, залезать вдолги. Ссудунужно братьтолько в случаекрайней необходимости.Если ссуда всеже необходима.Она должна бытьбеспроцентнойи безвозмездной– «кадр хасан».Лицо, получившеессуду, может, однако, добровольновыплатить суммусверх размерассуды, но этоне ставитсяусловием призаключениидоговора. Корандетально описывает, как должноформулироватьсядолговоеобязательствов отношениисрока, свидетелейи обязательствполучателяссуды1.Интересы заимодавцахорошо защищены.Должник, например, не должен участвоватьв священнойвойне без согласиязаимодавца.Если он умираеткак мученик.Он не будетпрощен на небесахдо тех пор. Показаимодавецне освободитего от долга.
Строгоеотношение кссуде и долгувместе с взглядомислама на капитали деньги определяютисламскоепредставлениео проценте иприбыли. Капиталрассматриваетсяне как отдельныйфактор производства, а скорее какчасть «предприимчивости».Деньги самипо себе не являютсяресурсами. Алишь символамитоваров и факторовпроизводства.
В исламе непроводитсяформальногоразграничениямежду процентамии ростовщичеством.Оба явленияназываются«риба» и находятсяпод запретомв Коране. Рибаистолковываетсяпо-разному.Современныеисламскиемыслители, приспосабливаяськ западнойэкономическойтеории, подразделяютриба на процентыи ростовщичествои полагают, чтоКоран запрещаетростовщичество, но не проценты.Проценты считаютсязаконными, когда они берутсяправительствомдля созданияфонда накопления, финансированияторговли, наказаниядолжников, еслиони не выполняютсвоих обязательств, и производительногофинансирования.Индексированиекак защита отинфляции такжеразрешается.Было бы несправедливо, если бы заимодавецполучил обратноту же самуюсумму в условияхинфляции.
Консервативныемыслителиотвергаютлюбую. Формузаранее обусловленногоувеличенияпервоначальногоразмера ссуды.Это основываетсяна том, что исламрассматриваетвсе в жизни какподлежащееобесцениванию, только Аллахвечен. Поэтомуне следуетпозволятькапиталу возрастать, если его владелецне способствуетросту капиталасвоей работойили если онлично не рискует.Согласно исламу, было бы несправедливо, если бы лицо, берущее ссуду, было бы вынужденоплатить процентынезависимоот того, принесли капиталприбыль илинет, в то времякак заимодавцугарантироваласьбы прибыль внезависимостиот личноговклада и степенинапряженностиработы.
Это строгоетолкованиеполучилораспространениес развертываниемисламизациифинансовойсистемы вмусульманскихстранах. Получениелюбой формыпроцентовподверглосьосуждению.
Прибыль, вотличие отпроцентов, допускается.И владелецкапитала, иподрядчикстрадают, еслипоявляютсяубытки. Так каксуществуетриск убытка, владелец капиталадолжен следитьза тем, какиспользуетсякапитал.
Покупка ипродажа в рассрочкупредставляютсобой особыйслучай. И прибавкак первоначальнойцене обычноразрешается.Это мотивируетсятем, что прибавкасвязана с товаром, а не со ссудой.Таким образом, отсутствуетвозможностьдля эксплуатации.Приращение, однако, незаконно, если оно превышаетпокупную ценутовара. Некоторыефундаменталистысчитают неправильнымприращениепри продажев рассрочку, так как людиподвергаютсяискушениюзаключатьсоглашенияо мнимой покупке1.
Одно из последствийотмены процентов– запрещениев странах сисламскимзаконодательствомфинансовыхинститутов.Функционирующихпо западномуобразцу, – например, банков и страховыхобществ.
В исламскойконцепциибанковскогодела имеетсянедвусмысленноезапрещениестрахованияот возможногофинансовогориска, посколькуэто было быпопыткойпредохранитьсяот событийбудущего, которое, согласно исламу, находится вовласти аллаха.
Так, в СаудовскойАравии, гдебанки действуютв соответствиис шариатом, запрещенарегистрациястраховыхкомпаний, однакосама СаудовскаяАравия являетсясовладельцемнекоторыхиностранныхкомпаний наДальнем Востоке.
Но, несмотряна этот запретв ОАЭ Исламскийбанк развитиясоздал своюстраховуюорганизацию– Арабскуюисламскуюстраховуюкомпанию. Доходыот страхованиявкладываютсяв соответствиис требованиямишариата, наибольшаясумма наличныхденег сохраняетсядля непредвиденныхрасходов. Вслучае, еслизначительноечисло клиентовобратится встраховуюкомпанию, участникисоглашаютсяоказать помощьпутем повышенияподписногокапитала, который, как правило, по мнениюорганизаторовкомпании, ивыражает принцип«исламскойсолидарности».Распределениедоходов и налоги
Государствоне играет такуюже центральнуюроль в исламе, как на Западе.Оно служит, прежде всего, средствомраспространенияисламскогоучения и способствуетобеспечениюпокорностии единению сволей Аллаха– «ат-таухид». Поэтому Коранне содержитбольшого числазаконов и правило том, как должноуправлятьсягосударство1.
Хотя в исламенет формальнойналоговойсистемы, вопрособ обязанностяхбогатых в отношениибедных занимаетцентральноеместо. В соответствиис исламскимучением, Аллахсоздал богатстводля распределенияего среди верующих, использованияего ими. Вместес тем богатствоне подлежитравномерномураспределению, но каждый мусульманинимеет правополучить частьбогатства, чтобы достигнутьопределенногоуровня жизни– «нисаб».
Эти обязательстваи являютсяоснованиемдля взиманияналогов в исламскоммире. Коранпредписываетсбор закята, который рассматриваетсякак обязанностьбогатых в отношениибедных. Крометого, в Коранеговорится о«джизья» –налоге какнаказании длянемусульманв исламскихстранах. Имеетсяи другая разновидностьналога – «аль-харадж», который существовалдо ислама и всееще сохраняется.
Закят неявляется налогомв строгом, европейскомпонимании этоготермина, егоскорее можноназвать религиознойобязанностью.Он – один изпяти «столпов»ислама и несчитаетсябременем дляверующего.Закят включаетв себя милостыню.Закят долженпередаватьсянуждающимся.Богатствосчитаетсянезаконным, если соседиспытываетнужду.
Закят означает«очищать».Выплачиватьзакят – этоочищаться отгрехов. Поэтому, по мнению шиитов, должна бытьуказана точноцель закята.Он не долженидти на общественныенужды. Считается, что закят долженнепосредственнопередаватьсяот богатых кбедным.
С другойстороны, суннитыпридерживаютсямнения, чтособирать ираспределятьзакят должногосударство.Закят следуетсобирать дажев том случае, если в общественет нуждающихся.Денежные средствадолжны хранитьсяв государственнойказне – «бейталь-маль» ииспользоватьсягосударствомв соответствиис его планами, в том числе идля удовлетворенияобщественныхпотребностей1. Закят – формаобязательногоналога.
Аль-джизья– налог, взимаемыйс немусульманв мусульманскихстранах (заисключениемженщин и детей).Необходимостьналога джизьямотивируетсятем, что немусульманедолжны платитьза свое невериеи за защиту, представляемуюим мусульманскимгосударством,- немусульманене должны отбыватьвоинскую повинность, так как защитастраны – религиозныйдолг мусульманина.Так как немусульманене выплачиваютзакята, исламскийзакон требует, чтобы они делалисвоей вклад, который соответствовалбы исламскомуналогу.
Размер джизьизависит отплатежеспособности.Немусульманеподразделяютсяна три группы: бедняков, среднийкласс и богатых.Джизья – регрессивныйналог: с богатыхон не превышает0,5% их состояния, со среднегокласса – 12% и сбедных – ещебольшей суммы.
В отличиеот закята иджизьи, харадж– «нейтральный»налог: он можетвзиматься ис мусульмани с немусульман– в зависимостиот статуса ихземли. (Захваченнаяземля считаетсявоенным трофеем, но если землевладельцыне оказывалисопротивленияи не было никакойборьбы, земляне конфисковывалась, но землевладельцывзамен должныбыли платитьналог). Исконнаяарабская земляосвобождаетсяот хараджа: снее взимаетсяушр – десятина.Объем ушраколеблетсяот 5 до 10% (в зависимостиот плодородностиземли).
Харадж можноразделить надве части: поземельныйналог, основывающийсяна налоге наимущество, иналог на доход.Величина доходана имуществоопределяетсяв зависимостиот размераземельнойсобственности, почвы, системыорошения, числадеревьев и т.д.Подоходныйналог –пропорциональныйи достигает20–50%, находясьв зависимостиот величиныурожая и рыночныхцен.
Так какхарадж не упоминаетсяв Коране, исламскоегосударствоимеет большуюсвободу действийв отношенииего взиманияи размера. Объемхараджа определяетсяв соответствиис консенсусом(иджма) междучетырьмя религиознымиправовымишколами (ханафитской, шафиитской, маликитскойи ханбалитской)и экономическимположениемстраны.ИсламскиебанкиСтруктура
Теоретикиисламскогобанковскогодела критическиотносятся кпринципамфункционированиябанка, так какдеятельностьпоследнегопротиворечитшариату, запрещающемупредоставлениеденег под проценты.
Что бы банковскаясистема соответствовалаисламскойфилософии иидеологии, онадолжна придерживатьсяследующихпринципов:
ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству. Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;
    продолжение
--PAGE_BREAK--
исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;

запрещается взятие процента, накопление и трата золота и серебра. Такая, на первый взгляд, двойственная позиция объясняется отношением доктрины к денежному обращению, в соответствии с которой, предпочтительной является, говоря современным языком, бартерная система торговли;

утверждение принципа «закята»;

воспитание в духе ислама, порицающего страсть к наживе.

Посколькупредставленияв исламе о ролии функцияхбанков не совпадаютс реальнойситуацией вмеждународномбанковскомделе сегодня, возникланеобходимостьв адаптациинорм шариатак формам и методамбанковскихопераций.
Как уже отмечалось.Исламскаябанковскаясистема запрещаетвзятие риба, посколькушариат рассматриваетэто как прибыль, полученнуюбез приложенияпроизводственныхусилий.
К разрешеннымшариатом банковскимоперациям(«халаль») относятсяследующие видысделок с участиемисламскихбанков:
«мудараба» («спекуляция»; в банковском деле – участие в прибыли) – в соответствии с этой формой сделки владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему необходимыми возможностями для их эффективного использования. Доход от средств, распределяется в соответствии с акадом (специальным договором). Убытки несет обладатель средств, а доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения. Исламские банки могут выступать в качестве как доверяющего, так и доверенного лица;

«мушакара» (партнерство или соучастие). Капитал вносят как банк, так и клиент. При этом заключается специальное соглашение, в соответствии с которым, клиенту отчисляется часть прибыли, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями в финансировании;

«мурабаха» (перепродажа, биржевая игра). Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по повышенной цене. Эта разница заранее оговаривается;

«иджара» (сдача в аренду). Представляет собой контракт. Очень часто контракт об аренде дополняется актом о покупке, в соответствии с которым клиент платит в рассрочку и становится, со временем, собственником данного оборудования, выплатив стоимость как оборудования, так и аренды.

Структураисламскихбанков, то естьотношение междубанком с однойстороны, исобственникомкапитала иподрядчикомс другой стороны, основываетсяна принципемудараба. Вотношенияхс заимодавцем– совладельцемв предприятии.В отношениис берущим ссудуподрядчиком, банк действуеткак пассивныйсовладелец.Таким образом, в «исламскойэкономике»существуетактивный треугольникотношений междувладельцемкапитала, банкоми подрядчиком.
Исходныйпункт деятельностиисламскихбанков заключаетсяв том, что любаяформа процентав исламскомобществе запрещена.Поэтому, исламскиебанки функционируютв соответствиис принципомразделенияприбыли и убытка1.При финансированиипроекта банк, выступающийв роли заимодавца, заключаетсоглашениес подрядчикомв заранееобусловленнойпропорции.Одновременноимеется соглашениемежду банкоми владельцемего капитала, гласящее, чтоприбыль банкаделится согласнозаранее обговореннымквотам. Владелецкапитала банкаможет забратьили прибыль, полученнуюпри осуществленииспецифическогопроекта, иливсю прибыльбанка. Собственнаячистая прибыльбанка – эторазница междуквотами прибыли.Банк делитприбыль сподрядчиком, а затем своюдолю с владельцемкапитала.
В областидепозитныхопераций исламскиеи обычные банкиимеют в значительноймере одну и туже структуру.Банковскиеоперации вцелом можносвести к тремсчетам: счеткапиталовложений, счет амортизационныхотчисленийи счет текущихопераций.
Счет капиталовложенийсоответствуетсчету отчисленийна инвестициив обычных банках.Банки вкладываютсредства сэтого счетав различныепроекты. Прибылии дивидендыподсчитываютсяежегодно иликаждые 6 месяцев.Некоторые банкиподсчитываютитоги по каждомупроекту, в которомимеет интересывладелец капитала.Часть прибыли, например от5 до 10%, помещаетсяв резервныйфонд для компенсациивозможныхубытков.
Счет амортизационныхотчисленийиспользуетсяи как сфераинвестированиякапитала, и какисточник средствна случайнепредвиденныхрасходов. Средствас этого счетавкладываютсябанками вкраткосрочныепроекты илиоблигации.Вкладчики делятгодовую прибыль.Некоторые банкиотчитываютсякаждый квартал.
Счет текущихопераций неприносит прибыль, так как егофункция заключаетсяне в прибыльномпомещении, ав обслуживаниирасчетныхопераций.
Банк не получаетприбыли, когдапредоставляеткредит предприятиями частным лицам, которым нехватило ликвидныхсредств1.Однако банкможет получитьвознаграждениедля покрытиярасходов, связанныхс операциямипо предоставлениюссуды.
Одалживаяденьги, исламскиебанки финансируютобласти торговли, промышленностии сельскогохозяйства. Онитакже продаютгосударственныеоблигации ипредоставляютпотребительскиекредиты. Всесделки, к которымбанки имеютотношение, основываютсяна принципемудараба. Банкистановятсясовладельцамив реализациипроектов, иитоговая суммараспределяетсяна основе разделенияприбыли и убытков.
Долгосрочныессуды предоставляютсябанками посредствомсертификатамудараба иудостоверенияоб участии.Предоставивссуду, банкобычно получаетвзамен сертификатмудараба. Сертификатимеет постояннуюстоимость иможет передаваться.Если сертификатпредназначаетсяна продажу нарынке, то правлениеобщества получаетпреимуществона покупку. Вконце каждогогода правлениеопределяетсумму прибыли, подлежащейпередаче владельцумудараба. Еслиубытки превышают50% номинальногокапитала, обществомударабаликвидируется.Принципы западныхкомпаний сталиодним из источниковпринципа мудараба, и, в общем, сертификатмудараба имеетте же особенности, что и обычныеакции.
Удостоверениеоб участии –еще один способпредоставлениядолгосрочныхссуд. Назначениеудостоверения– заменитьприносящиепроценты облигации.Кроме того, удостоверениеоб участииосновываетсяна принциперазделенияприбыли и убытков.Оно имеет постояннуюстоимость, ограниченопо времени(обычно 10-ю годами), может передаватьсяи отдаватьсяпод залог. Владелецудостоверенияоб участииполучает частьприбыли предприятиясогласнодоговоренностис его руководством.Если имеетместо убыток, он покрываетсясначала за счетрезервногофонда. Крометого, убыткиразделяютсямежду владельцамиудостоверенияоб участии всоответствиис вкладом.Свидетельствооб участиитакже можетбыть превращенов сертификатмудараба.
При предоставленииссуды государствупринцип разделенияприбыли и убытковможет не применяться, так как государствочаще всегоберет ссудудля покрытиядефицита ифинансированияобщественнойдеятельности, которая не даетреальной прибыли.Так как предопределенныедивиденды иприбыль запрещеныв исламскомобществе, обычнорекомендуетсяоцениватьприбыль вгосударственныхоблигацияхчерез приростВНП. Если ВНПвозрастаетна 2%, владелецгосударственныхоблигацийдолжен получить2% прибыли1.
Системализинга используетсяисламскимибанками дляпредоставлениясреднесрочныхи краткосрочныхссуд. Банк покупаетреальный капитали машины длясебя и потомсдает их внаемна определенныйпериод.
Мударабаиспользуетсябанками прикраткосрочныхссудах в областиторговли. Банкберет определеннуюплату за посредничествов сделке междупокупателем, в основномместным, и продавцом, главным образом, иностранным.Товар сохраняетсябанком для себяи продаетсязатем местномупокупателю.Заказчик банка, то есть покупатель, оплачиваетпокупные расходыбанка, плюсопределеннуюразницу.Эффективностьисламскихбанков
Необходимостьпроцентов редкоподвергаетсясомнению взападной экономике.Исламскоеобщество, напротив, негативноотносится кпроцентам.Процентырассматриваютсякак источникнесправедливостии эксплуатации.Поэтому считаетсянеобходимымликвидироватьпроценты висламскомобществе.
Одна из главныхцелей исламскихбанков – содействоватьэтому, заменяятрадиционныезападные банки.Таким образом, оценка эффективностиисламскихбанков должнавключать в себяучет степениуспешноговыполнениябанками этойзадачи.
Во многихслучаях религиознаяоснова исламскихбанков являетсяпреимуществомпо сравнениюс традиционнымибанками. Порелигиознымсоображениям.Мусульманеотказываютсяпомещать капиталв традиционныебанки или братьпроценты. Исламскиебанки служатподходящимсредством дляпривлечениявкладчиков, у которых, впротивномслучае, накапливалсябы непроизводительныйкапитал.
Исламскиебанки сумелипроникнутьв те сферы, вкоторых недействовалиобычные банки.Исламскиебанки, в особенностигосударственные, ориентированына взаимодействиес мелкимиземледельцами, которые раньшене вступалив контакт сбанками, отчастииз-за недоверияк ним, отчастииз-за нежеланияобычных банковфинансироватьнебольшие, низкоприбыльныепроекты. Такимобразом, исламскиебанки сумелинаправить ранеене использовавшийсякапитал впроизводительнуюсферу. Это имелоособое значение, принимая вовнимание слабоеразвитие рынковакций в мусульманскихстранах.
Так как исламскиебанки функционируютпочти какинвестиционныекомпании, отношениемежду банкоми подрядчикомпрочнее, чемотношение междуобычными банкамии лицами, берущимиу них ссуду.
Эти прочныеотношения имеюти преимущества.И недостатки.Преимуществазаключаютсяв том, что банк, опираясь насвои познания, может помочьподрядчикуизбежать явнойошибки, дажеесли возможностибанка оказатьконкретноевлияние наподрядчикаограничиваетсяконтрактоммудараба. Этоозначает, чторасходы подрядчикана информациюи помощь специалистамогут бытьуменьшены.Возможныйнедостаток: влияние банкана определенныйсрок способноограничитьсвободу действийподрядчика.Контракт мударабагарантируетлицу, берущемуссуду, полнуюсвободу действийна срок ссуды, но банки имеютбольшое влияние, когда ссудавозобновляетсяили речь идето новом контракте, в особенности, если предприятиене дало прибыли.
Прибыль отфинансируемойссудой деятельностиделится междубанком и подрядчиком.Затем доляприбыли банкаделится междубанком и владельцемкапитала. Приполной неудачевладелец капиталатеряет своейкапитал, банк– свое вознаграждениеза посредничествов предоставленииссуды, то естьсвою долю прибыли, а подрядчик– свою долюприбыли, доход.Таким образом, риск банкакажется значительноменьшим, чемриск владельцакапитала иподрядчика.Осуществлениеконтроля висламскихбанках

Функцияконтроля считаетсяодной из ведущихсреди тех, чтоосуществляютсяисламскимибанками. Следуетотметить очевидныйрелигиозныйконтекст контроля, поскольку егоосновой считаютсянормы, содержащиесяв Коране. Видыконтроля, которыемогут затрагиватьразные стороныдеятельностиисламскогобанка, многообразны.Среди них принятовыделять высший, божественныйконтроль; контроль, осуществляемыйчеловеком иконтроль, осуществляемыйобществом.
Высшийбожественныйконтроль представляетсобой в догматикенадзор Аллаханад всем, чтоон создал1.Такой контроль, по мнениююристов-богословов, является самымдейственными эффективнымего видом, и сэтим можносогласиться, если принятьво вниманиероль религиив жизни исламскихгосударств, а также отношениемусульман ккораническимпредписаниям.
Под контролем, осуществляемымчеловеком, понимаетсяконтроль, исходящийот человекаи являющийсярезультатомего совестливости.Такой контроль, по представлениюмусульманскихбогословов, осуществляетсячерез мобилизациювнутреннихсил человека, не прибегаяк внешнемуконтролю. Необходимоотметить, чтоэтому контролюв исламскихгосударствахпридаетсянемаловажноезначение.
Наконец, смысл общественногоконтроля сводитсяк надзору состороны исламскогообщества. Основатакого контроля, как считаютнекоторыеученые, заключаетсяв том, что исламскоеобщество являетсяисточникомполномочий, которые реализуетгосударствои его институты.Другие полагают, что контрольсо стороныобщества являетсяделом Аллаха, о чем говоритсяв Коране2.На практикеэто выглядитследующимобразом. Довыполнениякакой-либобанковскойоперацииосуществлениеобщественногоконтроля происходитпутем получениясоветов (именносоветов) состороны регулирующихорганов, а послепроведенияили исполнениятакой операции– путем совершенствованияее выполненияили исправления.
Существуетряд инструментовконтроля задеятельностьюисламскихбанков. Основнымии наиболееэффективнымисчитаютсяшариатскийконтроль, контрольсо стороныцентральногобанка (далее- ЦБ) государстваи контроль состороны вкладчиков.
Органы шариатскогоконтроля осуществляютконтроль зазаконностьюи правомерностьюопераций исламскихбанков. Онисоздаются прикаждом банкев качествеосновныхконтролирующихструктур. Приэтом в основномфункции такихорганов заключаютсяв проверкесоответствияпроводимыхбанком операцийпредписаниямКорана, а такжеразмеров обязательствисламскогобанка приосуществленииим своей деятельности.В этой связитакие органыобладают полномочиямии компетенциейвнешнего ревизорасчетов.
Если возникаютразногласиямежду правлениемисламскогобанка и еговнутренниморганом шариатскогоконтроля, вопросвыносится нарассмотрениеВысшего органапо фетве ишариатскомуконтролю, которыйсоздан приМАИБ1.Выражая своемнение по вопросу, который являетсяпредметомразногласий, Высший органпо фетве ишариатскомуконтролю выступаетв роли третейскогосудьи.
Другой каналконтроля образуютЦБ государств, в банковскихсистемах которыхприсутствуютисламскиефинансовыеструктуры. Ихотя по степенисвоей значимостии воздействияна деятельностьисламскихбанков рольтакого инструментауступает шариатскомуконтролю в силубольшей религиозностипоследнего.ЦБ также имеютсущественноезначение, посколькуони призванырегулироватьи, соответственно, контролироватьоперации исламскихбанков.
Применительнок исламскимбанкам, преждевсего, необходимоотметить, чтоЦБ обладаеттакими жеполномочиямив отношениитаких банков, какими он обладаетв отношениитрадиционныхбанков, в частиосуществленияконтроля надинвестиционнымии кредитнымиоперациями, а также надпроцессомсоздания иорганизациибанка.
Основныевопросы, находящиесяв компетенцииЦБ, относятсяк контролю засозданиемисламскихбанков и за ихдеятельностью, и, в частности, при депонированиивкладов.
К исламскимбанкам применяютсяте же процедуры, что и к обычнымбанкам приполученииразрешениядля созданияновых банковили открытияфилиалов действующихбанков с соблюдениемнижеследующего1:
учредители банка должны быть состоятельными людьми, иметь хорошую репутацию и безупречную биографию;

среди учредителей банка должны быть лица, знакомые с практикой мусульманского права и исламского банковского дела;

члены правления банка должны обладать достаточной квалификацией и профессиональными способностями, необходимыми для управления исламским банковским учреждением:

должна существовать общественная и экономическая необходимость в создании банка или открытия его филиала в регионе, а равно и благоприятные предпосылки для извлечения таким банком или филиалом прибыли;

обязательным условием должно быть обслуживание основных интересов исламского общества (например, в части сбора закята).

Большоезначение такжеуделяетсявопросу созданиярезервныхфондов банка.Считается, чтоопределенныйпроцент прибылидо ее распределениясреди акционеровдолжен направлятьсяв резервныйфонд.
Основнымивидами вкладов, которые разрешеноприниматьисламскимбанкам, являютсявклады довостребованияи так называемыеинвестиционныевклады. Основнымотличием вкладовдо востребованияот инвестиционныхвкладов являетсявопрос участия вкладчиковв прибыли иубытках. Вкладыдо востребованияне участвуютв прибылях иубытках исламскогобанка и поэтомудолжны бытьгарантированы. Инвестиционныеже вклады участвуютв рискованныхбанковскихоперациях и, соответственно, в прибылях иубытках банка.В этом такжезаключаетсяодно из основныхотличий междутрадиционнымии исламскимибанками.
Чтобы датьгарантию повкладам довостребования, исламский банкобязан поддерживатьопределенноесоотношениемежду размеромвкладов довостребованияи размеромсвоего уставногокапитала.
ЦБ имеетправо в любоевремя проводитьревизию банкаи проверку егоучетных журналови счетов. ЕслиЦБ обнаруживаетнарушениедействующихнорм, он имеетправо предпринятьследующие меры(отдельно илив совокупности):1
потребовать от банка проведения соответствующих мер;
    продолжение
--PAGE_BREAK--
назначить одного или нескольких советников по вопросам управления банковскими операциями:

временно отстранить от должности или сместить любого управляющего или служащего банка;

приостановить операции банка либо аннулировать его лицензию.

Если принятьво внимание, что объем вкладовв некоторыхисламскихбанках превышаетразмер уставногокапитала в10-50 раз, то становитсяочевиднойважность контроляза банковскимиоперациямисо сторонывкладчиков– владельцевинвестиционныйсчетов.
На сегодняшнийдень единственнымпрактическимшагом в этомнаправленииможно считатьЗакон Пакистанаот 26 июня 1980 года2, который разрешилбанкам выпускатьсертификатывременногоучастия, являющиесяпо своей природебанковскимивкладами. Согласноэтому Закону, владельцы такихсертификатоввправе назначатьдоверительныхуправляющих.Доверительномууправляющемупри выполнениисвоих полномочийпринадлежитправо проводитьпроверку учетныхжурналов банка, требоватьпредоставлениялюбых информационныхданных, а такжепосещать офисбанка.

* * *
Подводя итогсказанному, можно отметить, что, несмотряна то, что многиевопросы, связанныес деятельностьюисламскихбанков, покаостаются безответов, можноожидать ужев ближайшеевремя их разрешения.Во многом этодиктуется тойскоростью идинамичностьюразвития, которуюдемонстрируютв последнеевремя исламскиебанки, и ихстремительнымвхождениемв мировую банковскуюсистему. В этойсистеме исламскимбанкам придетсявыдержатьжесткую конкуренциюсо стороныобычных банков, которые сегодняобладаютпреимуществомв том, что касаетсяорганизацииих работы ипониманияприроды и сутиих деятельностисо стороныклиентов ипартнеров. Ноесли принятьво вниманиеколичествомусульман вовсем мире, которыепотенциальномогут статьклиентамиисламскихбанков, появившихсяза пределамиисламскихгосударств, а также уровеньфинансовогокапитала, аккумулированногов настоящеевремя в исламскихбанках. То можносчитать реальным, что исламскиебанки обладаютогромным иуникальнымв своем родепотенциалом, который можетпозволить имсо временемуспешно конкурироватьс традиционнымибанками.Мусульманскиймир: созданиеинтеграционнойструктуры

Исламскоеединство нашлосвое организационноеоформлениев рамках ОрганизацииИсламскаяконференция(ОИК), котораядекларировала«решимостьсохранитьэкономический, моральные идуховные ценностиислама… крепитьузы братстваи духовногоединствамусульманскихстран… защищатьих свободу инаследие ихобщей цивилизации»1.ОИК официальнопровозгласилатакие цели, как«развитиеразностороннихсвязей междумусульманскимигосударствами»,«упрочнениеисламскойсолидарности»и т.д.
Важной сферойдеятельностиорганизацииявляется координацияхозяйственногоразвития отдельныхстран – членови их финансово-экономическоесотрудничество.Последнее сталоодним из самыхсерьезныхаспектов укрепления«исламскогоединства».
В рамках ОИКсоздан целыйряд организаций, деятельностькоторых рекламируетсялидерами ОИКв качествепринципастроительстваисламскойэкономическойсистемы, а такженового исламскогоэкономическогопорядка.
Процесс«исламизацииэкономическихотношений», происходящийв мусульманскоммире, имеет двауровня:2
теоретический – на котором происходит борьба идей современных исламских теологов о сути и содержании исламской экономической доктрины;

практический – представлен реально существующей кредитно-финансовыми институтами, действующими на принципах исламской экономики. Здесь можно выделить три подуровня:

межгосударственные институты
система частного капитала
национальные исламский кредитно-финансовые институты

Важнейшимкредитно-финансовыминститутоммежгосударственногоуровня являетсяИсламский банкразвития (ИБР)– международныйорган, предоставляющийфинансовыесредства выходящимв него мусульманскимгосударствами обладающийвсеми чертами, свойственнымидругим международныминститутампомощи. ИБРдействует вдвух направлениях: в сфере финансированияпроектов развитияи финансированиявнешней торговли.Второе направлениеимеет гораздобольшее значениев операцияхбанка (до 80% выделяемыхсредств).
ИБР по масштабамсвоей деятельностизначительноуступает западнымбанкам, однакоуже опередилбольшинствоарабских институтовпомощи по суммепредоставленныхсредств. Приформальномсоблюденииисламскихфинансовыхпринципов ИБРфактическипредоставляеткредиты натипичных условиях, а предоставленныекредиты имеютстрого целевойхарактер.Показательно, что слабостьисламскойаргументациимеждународныхэкономическихсвязей мусульманскихгосударств, стала предметомобсужденияи самих исламскихидеологов. Этотвопрос в косвеннойформе затрагивался, в частностина 13-й сессииминистроминостранныхдел ОИК (1982 г.), гдецелый ряд выступленийбыл посвященнеобходимости«укрепленияисламскихоснов» современнойнауки, техники, международногосотрудничества.
Практикуемаяв ИБР процедурапринятия решенийобеспечиваетлидирующееположениенефтедобывающихгосударствАравийскогополуострова, подкрепленноеих капиталами, имеющими значительныйудельный вес(более 50%) в общейсумме взносовбанка. Это позволяетаравийскиммонархиям(прежде всегоСаудовскойАравии) использоватьИБР в качествепроводникасвоих интересовв мусульманскихстранах – получателяхпомощи.
Помимо ИБРв рамках ОИКдля осуществленияинтеграциидействует ряддругих экономическихорганизаций:
исламская торгово-промышленная палата (1978 г. Карачи)
институт взаимного страхования (1978 г. Хартум)
исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям (1977 г. Дакка)
исламская ассоциация судовладельцев (1981 г. Джидда)
исламский фонд развития (1981 г.)
исламский центр развития торговли (1981 г. Танжер)
Развитиеэкономическихи финансовыхсвязей междумусульманскимигосударствамиосуществляетсяне только погосударственнойлинии, но и полинии частного(точнее частно-государственного)предпринимательства.Определеннуюроль в этомпроцессе призванасыграть МАИБ.Цель МАИБ, пословам ееруководителя, заключаетсяв «распространенииисламскихпринципов набанковскоедело мусульманскихгосударств»и оказаниитехническойпомощи национальнымисламскимбанкам, одиниз создателейМАИБ принцМухаммад аль-Фейслас-Сауд аль-Фейсалрассматриваетисламизациюфинансовойдеятельностикак форму веденияджихада. ПоинициативеМАИБ созданМеждународныйинститут исламскогобанковскогодела и экономики, выполняющийкак учебные, так и исследовательские функции.
Новой тенденциейв развитииисламскогобанковскогодела являетсясоздание рядафинансовыхорганизацийза пределамиафро-азиатскогорегиона. Поинициативеаль-Фейсалаи при его финансовомучастии основаны, например, Исламскийбанк в Люксембурге, Исламскаяинвестиционнаякомпания вНассау (Багамскиеострова), в которыхпомещены нетолько «исламские», но и западныекапиталы. С1981 года четыреисламскиеинвестиционныекомпании действуютв Великобританиии т.д.
Объединениечастного бизнесана основе исламскихпринциповосуществляеторганизацияДар аль-мальаль-ислами(ДМИ), основаннаяв 1981 году группойруководящихи известныхдеятелеймусульманскихгосударствпри непосредственномучастии тогоже принца аль-Фейсла.Она являетсямеждународнойнеправительственнойфинансовойорганизацией.Своей задачейДМИ ставитсодействиемусульманскимстранам и отдельнымпредпринимателямв создании сетифинансовыхучреждений, действующихна принципахшариата: исламскихбанков, инвестиционныхи страховыхкомпаний (такназываемыхкомпаний исламскойсолидарности).«Классическиебанки в исламскоммире привлеклик своей деятельностилишь 4% клиентов,- утверждаетМухаммад аль-Фейсал,- мы же обращаемсяк остальным, потенциальным90% вкладчиков».Так же как и вдругих исламскихфинансовыхорганизациях, ведущая рольв ДМИ принадлежитсаудовскомукапиталу, однако, в отличие отних не государственному, а частному: из34 учредителей, оплачивающиходну четвертьуставногокапитала, 17 –саудовскиебизнесмены.Другими учредителямиДМИ являютсяэмиры Бахрейнаи Катара, президентыОАЭ и Пакистана.
В системуМАИБ и ДМИ входятнациональныеисламскиебанки, действующиена принципахмушарака исуществующиеныне более чемв 20 странах. Поцелому рядуобъективныхпричин ихдеятельностьнаправленапреимущественнона финансированиевнешнеторговыхопераций. Болеетрети этихорганизацийсоздано внефтедобывающихарабских странах, основнымипайщиками ихявляются либосами эти государства(или государственныеорганизации), либо представителинефтяногобизнеса Аравии.Так 100% капиталаКувейтскогофинансовогодома принадлежитгосударствуи государственнымучреждениям.
С 1975 по 1987 годоткрыто более100 исламскихбанков и другихфинансовыхучреждений, в том числе двамногонациональных(ДМИ и «аль Бахарагруп» с активамипо $1,5млрд. каждый).Капиталы 20крупнейшихисламскихбанков превышают$2,3млрд., а общаясумма их активов- $10,5 млрд.Вместе с тем, довольно высокийобъем их активов, по мнениюспециалистов, объясняется, прежде всего, сравнительнобольшими доходами.Полученнымивкладчикамив первые годыэффективнойдеятельностибанков.Перспективыисламскойэкономики

Вопрос заключаетсяв том, может лисуществоватьособая «исламская» экономическаясистема, основаннаяна шариате, илиже речь идето некоторыхсвязанных сисламом ограниченияхуже существующейв мусульманскихстранах рыночнойсистемой. Поэтомуневозможноэмпирическиопределить, образует лиобщество, целикомоснованноена шариате, функционирующуюэкономическуюсистему. СаудовскаяАравия и Пакистанбольше другихстран прилагалиусилия по созданиюподлиннойисламскойэкономики.Однако вопрос можно рассмотретьс другой точкизрения. Шариатопределяетматериальнуюи духовнуюжизнь верующегомусульманина, но не дает прямыхответов нанынешниеэкономическиевопросы. Вместоэтого, шариатдает определенныйнабор основныхправил поведенияв экономическойобласти. Этиправила рассматриваютсякак вневременныеи специфичныедля ислама.
Резюмируявышеизложенное, можно отметитьосновные правилаисламскойконцепцииэкономики1:
право владения в исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума сводится к праву на использование. Если оно неправильно используется, то может быть конфисковано;

каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.

Проценты – «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;

Деньги выполняют лишь функцию обмена;

Не разрешается рассматривать деньги как обычный товар, который может покупаться и продаваться с целью извлечения прибыли;

Все подвержено обесцениванию. Только Аллах – «ар-рабб», вечен. Капитал и имущество не могут увеличиваться с течением времени в стоимостном выражении без дополнительной работы.

Материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага — это потребление товаров и услуг, а духовные – это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу ислама.

В общем, ислам содержитчерты рыночнойэкономики: прибыль допускается, право на собственностьнаходится подзащитой, еслией управляютправильно; индивидуумуразрешаетсярисковать иинвестировать.Коран поощряетверующего напоиски успехав материальноммире и предписываетрассматриватьэкономическийуспех как дарАллаха.
Вместе с тем, имеются существенныеразличия междуисламскойконцепциейэкономики ирынком. В товремя как врыночной идеологиине выраженыв ясной формеморальныесуждения. Социальныеи моральныеаспекты являютсяважнейшимиэлементамиисламскойконцепцииэкономики.
Из отношениймежду материальнымии духовнымиблагами следует, что ислам, например, не допускаетэкономическогоприроста засчет социальныхи моральныхправ бедныхслоев. Исламустанавливаетнижний пределжизненногоуровня граждан, и до тех пор, пока он не будетдостигнут, подрядчикамне разрешаетсядействоватьсвободно. А отгосударстваожидают, чтооно вмешаетсядля перераспределениясредств отбогатых бедным.Таким образом, моральныеаспекты представляютсобой существенныйэлемент отличиямежду рыночнойи исламскойконцепциямиэкономики.
Масштабныеизменения, произошедшиев 80-90-х годах, какв системе мировогохозяйства, таки в международныхотношениях, формированиетенденцийрегионализациии глобализациихозяйственныхсистем, вновьактуализировалипроблемуэкономическойинтеграции.
В соответствиис рекомендациямиМирной конференциипо БлижнемуВостоку, состоявшейсяв Мадриде воктябре 1991 года, в 1994-1997 гг. поочереднов Касабланке(Марокко), Аммане(Иордания), Каире(Египет) и Дохе(Катар) состоялисьмеждународныеконференциипо экономическомуразвитию странБлижнего Востокаи СевернойАфрики. Инициаторамиэтих конференций, получивших(по первым букваманглийскогообозначениярегиона) названиеМЕНА-саммитов, выступилиВсемирныйэкономический(Давосский)форум и нью-йоркскийСовет по международнымотношениям.
Первый МЕНА-саммитсостоялся с30 октября по 1ноября 1994 годав Касабланке, который проходилпод патронажемБ.Клинтона иБ.Ельцина и поддевизом «Торговляво имя стабильности».
На этойконференциивпервые запоследниеполвека арабскиеи израильскиеделовые кругиполучили возможностьвстретиться, и открыто провестиобсуждениевзаимных выгодот региональноготоргового инаучного обмена.
На конференциибыли представленырегиональныепроекты сотрудничествав области развитияинфраструктуры, сельскогохозяйства, туризма, образования, экологии, передовыхтехнологий.
Первая конференция(МЕНА-саммит)была призвананаполнитьожидавшийсяна протяжениинесколькихдесятилетий и, наконец, начавшийсямирный процессреальнымэкономическимсодержанием.
Второй МЕНА-саммитв Аммане подпатронажемкороля ИорданииХусейна БенТалала состоялсяс 29 по 31 октября1995 года. КоспонсорамиП конференции, как и 1, былиБ.Клинтон иБ.Ельцин.
Отличительнойчертой Амманскойконференции, организованной, как и предыдущая, Всемирнымэкономическимфорумом и Советомпо международнымотношениям, было обязательствосоздать прочныеи устойчивыеинституты, способныетрансформироватьполитическуюриторику вэкономическиереалии. Ее главнаязадача заключаласьв том, чтобыпроверить вделе региональныеструктуры иполитику, необходимыедля эффективногоразвития потенциаларегиона, с намерениеминтегрироватьего в мировуюэкономику.
В результатеработы конференциибыли достигнутысоглашенияоб учрежденииследующихорганизаций:
Банка экономического сотрудничества и развития для Ближнего Востока и Северной Африки в Каире (БВБР), которые должен способствовать развитию частного сектора, поддерживать реализацию проектов региональной инфраструктуры и содействовать региональному экономическому сотрудничеству;

Регионального бюро по туризму под названием Ближневосточно-Средиземноморская Ассоциация путешествий и туризма (МЕМТТА). В состав бюро должны войти представители как государственного, так и частного секторов;

Регионального совета по бизнесу. Совет должен содействовать развитию сотрудничества и торговли между частными секторами стран региона;

Исполнительного секретариата экономического саммита с резиденцией в Рабате (Марокко). Секретариат должен содействовать развитию сотрудничества между государственными и частными секторами стран региона и привлекать в регион частные инвестиции.

Таким образом, от слов, сказанныхв Касабланке, многочисленныеучастникисаммитов перешлик реальнымделам в Аммане.Вместе с тем, перечень созданныхорганизацийсвидетельствует, что пока этиорганизацииносят аппаратныйхарактер ипредставляютсобой благодатноепоприще длярегиональныхмеждународныхчиновников.Как они будуфункционировать, и какими реальнымидостижениямиони обогатятэкономику странрегиона, покажетбудущее.
Третья конференциясостояласьв Каире и проходила14 ноября 1996 годапод девизом«Строя длябудущего, создаваяобстановку, благоприятнуюдля инвестора».
Цель Каирскойконференции, как и двухпредыдущих.Состояла в том, чтобы сделатьнеобратимымпроцесс ближневосточногомирного урегулированияпутем налаживанияи развитияэкономическогосотрудничестваи торговыхсвязей междустранами региона.
Конференция, по традиции, завершиласьпринятиемдекларации.В ней, в частности, впервые отмечалось, что участникиконференцииподчеркнулиисключительнуюважность развитияпалестинскойэкономики. Онис озабоченностьюотметили, чтоуже слабаяпалестинскаяэкономикастрадает отограниченийи закрытийграницы, которыепрепятствуютпередвижениюпалестинскойрабочей силыи торговомуобмену.
Участникиконференциипризналинеобходимостьдля всех странрегиона житьв мир, процветаниии безопасности, обеспечениекоторых повыситэкономическуюустойчивостьрегиона в целом.
ЧетвертыйМЕНА-саммитсостоялся встолице КатараДохе с 16 по 18 ноября1997 года под девизом«Формированиеновых партнерскихотношений междучастным игосударственнымисекторами винтересахторговли иэкономическогороста после2000 года».
Целиэтого саммита:
Показать, что регион Ближнего Востока и Северной Африки в настоящее время находится на пороге быстрого подъема, обладая огромным и практически неиспользуемым экономическим потенциалом;

Создать более благоприятный экономический климат в регионе;

Укрепить здесь «инфраструктуры мира».

В итоговой«ДекларацииДохи», принятойконференцией17 ноября 197 года, ее участникивыразили своюполную приверженностьдостижениюсправедливого, длительногои всеобъемлющегомира.
Как и в Каирскойдекларации, в декларацииДохи была подчеркнутаисключительнаяважность развитияпалестинскойэкономики.Участникиконференцииотметили, чтонемедленнаяликвидацияэтих ограниченийи закрытийграниц позитивноскажется наразвитии палестинскойэкономики иявится существеннымфактором длявосстановлениядоверия междузаинтересованнымисторонами.
Фактически, задачи всехчетырех конференцийсводились кединой цели: наполнитьэкономическимсодержаниеммирный процессв регионе послеполувека войн, конфликтови других видовконфронтаций, причем не толькоарабских странс Израилем, нои конфликтоварабских странмежду собой.

С о д е р ж ан и е


Би б л и о г р а фи я

1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.