Реферат по предмету "Культура и искусство"


Массовая культура — порождение XX века. Постмодернизм — культура конца XX века

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
 
СКУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Массовая культура — порождение XX века. Постмодернизм —культура конца XX века
Выполнила студентка 33 группы
Левадна Алёна
Киев 2009

 Массовая культура —порождение XX века
Современная культурологиядает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимаетогромное и, пожалуй, все более и более значительное культурное пространство вмире. На Западе ее называют популярной культурой и индустриейразвлечений, потребительской и коммерческой культурой. Ее появлениеи функционирование часто связывают с развитием средств массовой информации, сзадачами пропаганды определенной идеологии, определенных ценностей и образажизни. Действительно, массовая культура обладает всеми этими и другимикачествами, задачами и целями. Было бы несправедливо сводить ее лишь кразвлечению или китчу (нем. Kitsch“халтура”), которые не обладают ни художественной, ни эстетическойценностью. Степень ее популярности связана не только с модой или доступностьюпочти каждому члену общества. Практически все теоретики отмечают, что массоваякультура с самого начала (она возникла в США) существовала в интересах бизнесаи только потом стала участвовать в других сторонах культурной жизни людей. ВЕвропе массовая культура на первых порах выступала как оппозиция официальнойкультуре, которая была связана с государством, им пропагандировалась ираспространялась через учебные заведения и церковь.
Более полноепредставление о массовой культуре предлагают те культурологи, которыерассматривают ее функции. Одни теоретики видят ее сущность в том, что “онаосуществляет стандартизацию духовной деятельности человека”, при которойсовершенно игнорируется и даже вымывается индивидуальная неповторимость каждого(Э. ван ден Хааг). Другие отмечают, что ей присуще “стремление придавать всемэлементам культурной системы определенность, однородность, абсолютнуюсхожесть”, когда все стороны жизни нивелируются (Д. Макдональд). Массоваякультура ориентируется на самые низкие вкусы и оценки, поэтому “популярное искусствоне только дает плоскую и ограниченную картину жизни, но поощряет людей ксужению эмоций и интересов. С помощью массового искусства мы приспосабливаемсяк нормам жизни несовершеннолетних” (Дж. Селдес) [328, с. 23—26]. Французскийсоциолог Э. Морен считает, что для массовой культуры характерны: система“звезд”, реклама, эротика, насилие, хеппи энд. “Воображаемое в ней имитируетреальное, а реальное окрашивается в цвета воображаемого” [там же, с. 27].Поэтому массовая культура предлагает каждому сладкие грезы, которые воплощаютперсонажи рекламы или кинозвезда в фильме, где все достижимо, где кажется, чтоиллюзии счастья, свободы или справедливости живут рядом с нами. Среди иллюзиймассовой культуры существует еще и та, что массовая культура обращена кпотребностям каждого, поскольку она воспитывает в человеке потребителя,провозглашая, что главное в жизни — удовлетворение сиюминутного желания,прокламирует культ моды, некритичное, пассивное сознание с безмерной жаждойпотребления. Это потребление касается буквально всего: будь то вещи илизрелища, искусство или образ жизни. Массовая культура осуществляет бегство отреальности в мир фантазий, выступая как своеобразная мифология XX века [там же, с. 32].
Мир массовойкультуры огромен: он включает в себя рекламу, шоу-бизнес, популярные кино- итележанры, такие, как мюзикл, эротический фильм, фильм ужасов, вестерн,гангстерский фильм, некоторые литературные формы, и другое. Целью большинствавидов и жанров массовой культуры становится уход от практических нуждповседневности. Массовая культура предлагает иллюзию общения, иллюзиюпричастности людей к человеческому сообществу. В конечном счете эти иллюзииобманывают не только потребителей, но и создателей массовой культуры.
Об этомобмане и бесконечном одиночестве пишет А. Вознесенский в стихотворении“Монолог Мэрилин Монро”:
Невыносимопрожить не думая,
невыносимо— углубиться.
Где нашипланы? Нас будто сдунули,
существованье— самоубийство,
самоубийство— бороться с дрянью,
самоубийство— мириться с ними,
невыносимо,когда бездарен,
когдаталантлив — невыносимей.
Невыносимо,когда раздеты
во всехафишах, во всех газетах.
Забыв, чтосердце есть посередке,
в тебязавертывают селедки...
[63, с.216]
Мы не знаем,так или иначе ощущала мир “звезда” массовой культуры Мэрилин Монро, но самыеразличные авторы отмечают, что внутренней, существенной стороной массовойкультуры является ее устремление к пошлости — снижению идеала до уровня“усредненности”, обыденности, повседневности. Недаром даже на родине массовойкультуры ее называют часто псевдокультурой или контркультурой.Постмодернизм— культура конца XX века
Постмодернизм— новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в60-е годы XX века как реакция на глобальныепотрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего подугрозу существование планеты, невиданное развитие техники, перспективаглобальной экологической катастрофы развенчали многие идеалы и надеждыпрошлого. Отвергнутыми оказались художественные и научные системы,представления о гуманизме; ценности, созданные человечеством, пересталиосознаваться как таковые. Встал вопрос о судьбах человечества и, естественно, осудьбах культуры. Появилось множество теорий, пытающихся так или иначе понять,объяснить прошлое и прогнозировать будущее. Поскольку рационализм и его главныйкомпонент — познающий разум утратили вотум доверия, идея всестороннего,гармонического человека, созданная еще в период античности и затемпереосмысленная христианством и Ренессансом, разбилась о противоречияэкономического и социального характера, возникает попытка найти новый способанализа самого мира, места человека в этом мире, отношений между людьми,поколениями и культурами.
XX век не создал ни однойвсеохватывающей философской системы, подобной системам Гегеля, Канта и другихмыслителей прошлого. Наоборот, он как бы в противоположность прошлому рождаетмножественность взглядов, подходов, способов теоретизирования. Одним из признаковпостмодернистского взгляда на мир является отказ от общих культурологическихили исторических концепций. Например, французский представитель “новой философии”Ж.-М. Бенуа констатирует, что в настоящем не может быть “однолинейной ивсеобъединяющей концепции истории, которая повела бы все человечество целиком иодинаково путем единственного и разделяемого всеми приключения к наилучшейцели” [84, с. 8]. Эта мысль приводит к убеждению, что только множественностьвзглядов на мир помогает увидеть его многообразие и многообразие путей,возможных для человечества. Большинство теорий не претендует и не можетпретендовать на какую-либо окончательность своих рассуждений. Поэтому невоспринимается разница между “видимостью” и “сущностью” вещей, между “мнением”и “знанием”. Стремление науки прошлого к классификациям делало акцент на общихчертах изучаемых явлений, постмодернизм устремляет свое исследование к выделениюи осмыслению различий. Это приводит к поиску всевозможных оснований истины — нетолько практических, но и нравственных, эстетических, культурных. В связи сэтим возникает интерес к герменевтике (греч. “разъясняющий,истолковывающий”), предлагающей рассматривать пути и формы понимания, но вконтексте постмодернизма основания этого понимания могут интерпретироватьсяразлично. Например, итальянский историк Э. Бетти считает, что для понимания тойили иной эпохи исследователь должен “оживить в себе историческое прошлое” этойэпохи. Другой философ, X. Г.Гадамер, предлагает для понимания какого-либо исторического периода анализязыка как элемента знаковой системы рассматриваемой культуры.
В теориикультуры Шпенглер и Тойнби предложили различные взгляды и на сущность культурыи на ее судьбы. Шпенглер под впечатлением первой мировой войны говорит о хаосе,к которому движется мир, он не находит никакого смысла ни в жизни, ни вкакой-либо деятельности: “Человечество для меня лишь зоологическая величина. Яне вижу ни прогресса, ни цели, ни пути человечества, кроме как в головахзападноевропейских филистеров-прогрессистов” [335, с. 31]. Он также считает,что все культуры, прошествовавшие на протяжении истории, совершенно отдельны,закрыты от внешнего понимания и конечны. Завершение каждой культуры — цивилизация.
Другой взглядна судьбы культуры излагает Тойнби. Согласно его пониманию мирового культурногопроцесса, нужно искать общие исторические основания, позволяющие культурам,прошедшим определенные стадии развития, найти объединительные тенденции.Главным фактором, позволяющим свершиться объединяющему процессу, Тойнбиназывает “высшие” религии, такие, как зороастризм, иудаизм, буддизм,христианство и ислам. Он считает, что они обладают “абсолютным ядром”,обеспечивающим единение культурных традиций [84, с. 53—55]. Одним из первых оносознал, что человечество нуждается в совместном решении глобальных проблемядерного века: “Те же беспрецедентные научные и технические достижения, чтообъединили мир… дали человечеству власть уничтожить себя путем ядерной войны.Сейчас мы пробуждаемся к восприятию истины, что мы сознательно поставили себя вновую ситуацию, в которой человечество должно выбрать между двумя крайнимиальтернативами совершения геноцида и постижения того, как жить дальше в единойсемье” [350, с. 46, 47].
Однако, какимбы острым ни было разочарование XXвека в разуме, гуманизме, светлом будущем, чем ближе к концу века, тем чаще игромче звучат опасения относительно абсолютного отрицания ценностей прошлого.Поиск диалога с традициями прошлого необходим так же, как и сохранениегуманизма, поскольку его утрата — это утрата не только человечности, но ичеловечества. Следовательно, в XXвеке, как никогда раньше, встал вопрос о том, что сохранение культуры — этопрежде всего сохранение мира и всего человечества.
Ценностьмира, как это все более явственно понимает постмодернизм,— в его разнообразии,неповторимости, относительности и единстве.Выделимосновные моменты
1. XX век стал веком противостояний ипотрясений. Это противостояние социальных слоев, ознаменованное революциями;противостояние государств и государственных систем, вылившееся в две мировыевойны; это, наконец, противостояние человека и природы, человека и техники,ведущее к экологическому кризису.
2. Все этипроцессы связаны не только с социальными, но и с техническими и научными революциями.Наука XX века совершила прорыв в глубиныпостижения материи. Ее завоевания оказались настолько значительными, чтопотребовали от общества осознания связи всех человеческих действий сглобальными процессами, а вместе с этим усиления внимания к культурной сторонесуществования человечества.
3. Искусство XX века продолжает развиватьпрактически все созданные способы художественного освоения мира, но при этомвырабатывает свои формы, связанные с проникновением в глубины бессознательного.В искусстве обнаруживает себя стремление к поиску тайного смысла в знакахповседневной жизни. Рядом с усложнением художественной картины мирасосуществует массовое искусство, обращенное к усредненному человеку иусредняющее своего потребителя.
4.Человечество снова на грани веков, символом ощущения этой грани являетсяпонимание зыбкости, неустойчивости, относительности всех явлений мира. Этотменталитет современного человека запечатлели новые философские системы,осваивающие мир, как явление вероятностное, множественное и неопределенное, иновое искусство, представляющее “текущими” и память, и время, и человеческоебытие.Краткоерезюме
Итак, мызакончили краткий обзор развития европейской культуры. Чего же достиглочеловечество за эти тысячелетия? Оно смогло заглянуть в тайны Вселенной, иВселенная оказалась бесконечной и неисчерпаемой. Оно проникло в глубьмикромира, и он оказался столь же беспредельным, столь и неисчерпаемым.Человечество на пути своего познания попыталось познать самое себя, ичеловеческая сущность обнаружила ту же глубину. Каждый раз, когда люди стоялиперед новой ступенью познания, им казалось, что это последний уровень, закоторым откроется путь к бесконечному счастью. И каждый раз это оказывалось нетак. На пороге XXI векачеловечество пришло к пониманию того, что вся его дальнейшая деятельностьсвязана с человеком, его выживанием. Поэтому особенно значимыми кажутся древниеслова, начертанные на храме Аполлона в Дельфах: “Познай самого себя”. И в этомнаправлении европейская культура со своими древними традициями будет продолжатьвносить вклад, достойный всей ее прошлой культуры.
Богатство имногообразие европейской культуры обусловлено особенностями развития каждогоэтноса на протяжении многих веков. Менялись времена, менялись реалии жизнинародов, населявших Европу, менялись формы культуры и ее облик, но естьнекоторые черты, объединяющие все эти феномены в особую систему, ту самую,которую мы именуем европейской культурой. Какие же черты отличают ее отвосточной, западной, американской и латиноамериканской, африканской?
1. В отличиеот Востока, где преобладает эмоциональное начало, европейская культурабазируется на определяющей роли разума. С самых своих истоков европейскаякультура стремится не столько к “вчувствованию” в окружающий мир, сколько канализу и объяснению его. Даже поэтическая мифология Греции, которая еще незнакома с понятийным объяснением явлений действительности, в своей неповторимойформе так или иначе ищет причинно-следственные основания мира и человеческойдеятельности. Ее поиск во многом предвосхищает становление научной мысли. Хотяи принято считать, что в античности еще не было науки в строгом пониманиисмысла этого слова, но именно греческая культура предлагает формысистематизации существующего умозрительного знания на тех основаниях, которыеопределят развитие практически всех фундаментальных наук более позднеговремени, вплоть до современности.
2. Для всейевропейской культуры характерно всепроникающее влияние античности, которая непрекратила своего существования полностью вместе с гибелью римскогогосударства. В той или иной форме античность пробивалась в самых различныхобластях культуры не только в период, последовавший за ней непосредственно —период средневековья, но и в более поздние периоды. Герои античностиприсутствуют как образцы и персонажи многих произведений искусства, античнаямысль заложила основы философии, языки разных европейских народов в той илииной мере связаны с латинским и греческим языками (о чем говорят, например,термины самых различных отраслей знания и искусства). Отношение к античностимогло меняться на протяжении истории европейской культуры, но античностьникогда не исчезала бесследно. Даже XX век, достигший высот прагматизма и рациональности, не чужд связей с этимблестящим периодом человеческой культуры.
3. Другой, неменее мощной струей в культуре Европы, начиная со средних веков, является струяхристианской культуры. Удивительно то, что, возникнув на Востоке, христианствоиспытало на себе воздействие европейского рационализма, но из него не только неисчезает особая восточная иррациональность (хотя сама культура и остаетсярационалистической), но оно наполняется такой экзальтацией и чувственностью,которые не были свойственны ни одной восточной религии. Это явление тем болееудивительно, что христианство подверглось натиску философской мысли теоретиковантичности, во многом предвосхитивших основные идеи христианства,— Платона иПлотина, Аристотеля и Сенеки. Можно сказать, что восточная струя христианствавлилась в античную культуру, вобрав в себя то, что вполне соответствоваловзглядам европейского человека, и привнеся в европейскую культуру то, чего ейнедоставало: внимание к богатству человеческой души.
4. Дляевропейской культуры характерно многообразие форм организации жизни, формгосударственности. Здесь мы встречаемся не только с тираниями типа восточных,но и с совершенно новым явлением, возникшим именно в Европе, — с демократией,во многом определившей особый тип отношений в обществе. Если восточный человекруководствуется главным образом традициями, моралью, то европейский человекопределен формами государственного уложения. Это либо полисный человек Греции,либо гражданин Рима, здесь формируется та особая система патриотизма, котораясвойственна европейскому обществу. Интересы государства долго связаны в сознанииевропейского человека с его чувством долга, справедливости, верности, и егопринадлежность к данному государству становится для него предметом особойгордости. На Востоке человек был органической частью общества, песчинкой вомножестве ему подобных. Европейская культура рождает чувство своей отдельности,индивидуальности, впоследствии перерастающего в индивидуализм, но при этомвопрос о принадлежности к тому или иному социуму вырастает до размеров особогоотличительного качества.
5. Средиособенностей европейской культуры следует назвать и то, что в ней, особенно спериода Нового времени, усиливается тенденция развития в системе цивилизации.Об этом пишут многие европейские теоретики, начиная, примерно, с этого жевремени. Над этим рефлектирует европейское искусство, эта особенность во многомопределяет интересы повседневной жизни человека. Не будем рассуждать о том, докакой степени гибельно для мирового сообщества это явление, но отметимнеоднозначное, а чаще всего и полностью противоположное отношение к этому фактутеоретиков всех стран мира. Для нас важно, что совершенствование цивилизации иее преимущественное развитие — один из существенных признаков европейскойкультуры, экспортированный затем в те страны мира, на которые распространилосьевропейское влияние, или на те континенты, которые впитали в себя европейскийобразец развития.
Ужемногократно отмечались противоречивость и неоднозначность европейской культуры.Ее развитие не окончено. Каким будет ее дальнейший путь, не может предсказатьни один прогностик мира. Но ясно одно: европейская культура обладает такогорода, размера и качества богатством, которое может составить счастливое исветлое будущее не только для народов, населяющих Европу, но и для всегочеловечества.

Использованнаялитература:
 
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.—М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. —712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистический анализ производства молока в группе хозяйств региона
Реферат Расчет кондиционирования промышленного здания
Реферат Совершенствование организации производства и реализации картофеля в ФГОУП УОХ "Липовая Гора" Пермского края
Реферат Способы организации и ведения форелевого хозяйства
Реферат Сравнительная характеристика различных способов оценки экстерьера и конституции крупного рогатого скота
Реферат Сорняки и меры борьбы с ними
Реферат Статистичний аналіз урожайності кормових культур
Реферат Фонд содействия занятости на примере отдела образования (налоги в Республике Беларусь)
Реферат Источники международного частного права 2 Понятие источников
Реферат Анализ рассказа АП Чехова Тоска
Реферат Оперативно розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью 2
Реферат Трасология
Реферат Globe Theater Essay Research Paper Globe TheaterTheaters
Реферат Н.А. Бердяев "Смысл истории"
Реферат Анализ основных средств на примере ОАО "НОЭМЗ"