Реферат по предмету "Культура и искусство"


Массовая культура и массовая коммуникация

Понятия коммуникации иобщения. Процесс и структура общения
Коммуникация – процесс обмена информацией междудвумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас,прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-психологический процессвзаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличиетелефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют,уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.
Различать эти два понятияможно следующим образом: коммуникацию следует понимать кактехнико-информационный аспект общения, а само общение можно трактовать каксоциально-психологический аспект коммуникации.
Следовательно, общениеможет происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация междуживыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятиявыражают разные стороны одного явления.
Простейшая моделькоммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследовательГ. Лассауэл:
— кто передает информацию(источник сообщения)?
— что сообщается?
— по каким каналампередается сообщение?
— кому предназначеносообщение?
— каков эффекттрансляции?
Все источники информациив современном обществе можно подразделить на следующие категории:
— индивиды;
— властные структуры;
— институты СМИ;
— группы интересов(партии и общественные движения);
— институты культуры,образования, науки, религии.
Информацию передаютагенты коммуникации. У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властныеструктуры издают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой имиинформации, финансируют СМИ. Институты СМИ – теле- и радиокомпании, институты игазеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения.Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций,функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Издательства нанимаютквалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов светаинформацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов –представляют собой какие либо влиятельные круги. Это могут быть оппозиционныепартии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды,ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ееподдержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильныеучреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты,конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.
Второй элемент в формулеЛассауэла – что сообщается — обозначает содержание посылаемой информации, подкоторым понимается совокупность передаваемых с помощью каналов массовойкоммуникации знаний, оценок, верований.
Содержание информацииможет подаваться аудитории в различных формах: устных высказываниях, печатныхтекстах, рисунках, фотографиях, экранных изображениях. У содержания сообщенияесть два главных параметра – форма и объем. Объем колеблется от единственногознака до миллиардов бит информации.
Третий элемент – комупредназначено сообщение – указывает на аудиторию. По структуре она неоднородна. Существует великое множество аудиторий. Некоего усредненногочитателя или слушателя не существует. Аудитория распадается на свое множество взависимости от того:
— к какому классу,сословию обращено сообщение;
— какова степеньвнушаемости аудитории;
— в каком психологическомсостоянии находятся люди;
— каков уровеньобразования аудитории;
— где проживают люди(село, город);
— каков уровень культурыв данной стране;
— каков политическийрежим страны;
— каковы религиозныеубеждения людей;
— каков уровень доверияаудитории к СМИ.
Четвертый элемент формулыЛассауэла – каналы массовой коммуникации. К ним относятся издательства,редакции газет и журналов, теле- и радиотрансляционные сети, электронная почта,компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а,следовательно, количеством и качеством передаваемой информации.
Пятый элемент формулы –эффект трансляции – представляет сумму двух факторов: организации передачиинформации и восприятие информации. Эффект воздействия информации на аудиториюзависит от следующих факторов:
— квалифицированностиорганизации потока информации;
— техническойоснащенности средств передачи информации;
— широты охватааудитории;
— образовательного икультурного уровня аудитории;
— содержания сообщения;
— формы подачи,доказательности информации, понятности сообщаемого материала, егозанимательности;
— степени доверительностилюдей к СМИ;
— формы политическихзапретов;
— экономической ситуациив стране;
— привлекательности информациидля аудитории.
Привлекательностьскладывается из доступности языка, сообщения, личностной значимости темы,эмоциональности информации.
Прогресс коммуникациизаключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличенииинформационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественнаяроль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью»,выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей,более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.
Практически человечествоеще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникаютвсевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрытои эффективно манипулировать общественным мнением.
Средства связи сделалииндивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора,телефона, радио на какое-то время изолируют его от нормальной жизни. Дисфункциятехнических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижаютпотребность в живом, непосредственном общении.
Коммуникацию можноклассифицировать по разным основаниям.
В зависимости от языкасообщения различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь)и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты)коммуникацию.
В вербальной коммуникациив качестве передатчика используют человеческую речь, т.е. звуковой язык –систему фонетических знаков, включающую два элемента – лексический исинтаксический.
Речь является универсальным средством общениемв человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей лучше всего передаетсясмысл сообщения.
Существуют такие типыневербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов идвижений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры,религиозные символы, национальные и государственные флаги.  [2, с. 29]Функции массовой коммуникации
Выделяются четыре функции, типичные для радио- ителевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентациина социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную)деятельность; 2) функция контакта, которая играет роль в формированиигруппового сознания; 3) функция социального контроля через использованиесоциальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализацииличности — воспитательная функция привития личности тех черт, которыежелательны для общества.
Информационная функция заключается впредоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации осамых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической,политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации,люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свойтворческий потенциал.
Знаниеинформации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. Приэтом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле даннаяфункция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
Регулирующая функция имеет широкийдиапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов,кончая контролем над обществом.
В этойфункции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности,на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесьже кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием,фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условияхэта функция служит целям «промывания мозгов».
Получательинформации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которыекомментируются СМИ либо с положительной, либо снегативной оценкой.
Люди, какправило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования,эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ какположительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Такпроисходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными дляобщества в данный исторический период.Культурологическаяфункция выполняет не только свою основную познавательную задачу —ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознаниюобществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурныхтрадиций.
При помощи СМИ людизнакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развиваетэстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальнойнапряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества. С даннойфункцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальнойценности неоднозначно. С однойстороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мировогоискусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другойстороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченныевозможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовойкультуры. [3, с. 207]
Теория массовой культуры как культурымассового общества
Теориямассового общества рассматривает популярную культуру как массовую, т.е.принадлежащую массовому обществу. Основным моментом в ее становлении являетсяпроцесс индустриализации и урбанизации, который имел разрушительные последствиядля культуры. Возникновение крупномасштабного и механизированного промышленногопроизводства, рост густонаселенных городов привели к дестабилизациипредшествующих ценностных структур, объединявших людей. Разрушение связанного сземлей сельского труда, деревенского тесного сообщества, упадок религии,секуляризация, связанная с верой в науку, распространение механического иотчужденного заводского труда, установление моделей жизни в большом городе,отсутствие моральной базы — все это лежит в основе массового общества имассовой культуры.
Важнейшейхарактеристикой массового общества является социальная и моральная атомизацияиндивидов. Это означает, что общество состоит из людей, связанных подобноатомам, а индивид оторван от сообщества, в котором он может найти своюидентичность.
Уже в 1930-егг. для изучения массовой культуры и массовых видов искусства характерна общаяпредпосылка, согласно которой искусство является в той или иной мереполитическим. Проводятся исследования массовой культуры потребления, которуюсвязывают с характером общества в целом.
Центральноеместо в исследованиях данного направления отводится массовому обществу,возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массоваякультура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собойтрадиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд,Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р.Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется какпредельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения иугнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемогонаправления феномен массовой культуры получает негативную оценку.
Рассматриваякритичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя необратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета,который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепциймассового общества. Согласно его определению, общество – это динамическоеобъединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определеннымипризнаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным.Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкаяпрофессиональная специализация, которая сформировала «массового человека»,ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это,по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К.Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.
Теории Франкфуртскойшколы. Здесьосновополагающим становится понятие культурной индустрии, гарантирующейустойчивость капитализма. Общий вывод, к которому пришли представители Школы,заключается в том, что массовая культура формирует конформизм, удерживаетреакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяетманипулировать его сознанием. Таким образом, оценка феномена массовой культурыв рамках этих исследований так же негативна. Среди наиболее видныхпредставителей Франкфуртской школы следует отметить Т. Адорно, М. Хоркхеймера,В. Беньямина и Г. Маркузе.
Теория феминизма. Исследователи данного направленияделают акцент на патриархальной идеологии как основе массовой культуры, вкоторой эксплуатируется образ женщины в целях достижения коммерческого успехаее продукции. В их трактовке феномен массовой культуры тоже однозначноотрицателен (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер).
Теоретики и историкикультуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу временивозникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так,Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетнейистории массовой культуры не существует. Напротив, американский социолог Д.Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например,бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. СогласноА. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формыкультуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т.е. нарубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этотпериод (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческуюнаправленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой» чем к«элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е.П. Смольская и др.)указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которыехарактерны для произведений массовой культуры.
В XX веке происходит разрыв между сферойпроизводства и расширенной внепроизводственной сферой, что вызвалонеобходимость появления нового типа человека, основные черты которого былиобусловлены целым рядом предпосылок. В организации труда требуетсярациональность, самоконтроль, трудолюбие, предусмотрительность. В сферепотребления поощряется принцип нерациональности, бесконечные поискинаслаждений. Растущий уровень жизни и освобождение нравов становятся самоцелью,определяют уровень личной свободы.
Возникновениенового «массового», «срединного» человека, каковым является человек XX века, связывают с завершениемформирования индустриального общества и переходом к постиндустриальнойцивилизации, функционированием человека в условиях доминирования массовойкультуры так называемого «массового общества».
Под массовым обществомпонимают общество нового типа, в основе которого лежат массовое потребление иновейшие средства массовой информации, включая телевидение, радио, спутниковуюсвязь, компьютерные сети, прессу и т.д. По выражению одного из идеологовмассового общества Эдуарда Шиллза, массовое общество – это новый общественныйпорядок, общество, вобравшее в себя, несмотря на внутренние конфликты ипротиворечия, широкие массы населения» [4, с.81]. Важнейшими отличительнымичертами общества являются: гражданственность, определяющая равенство всех егочленов и высокий уровень демократичности.
Самоесуммарное массового общества дал профессор социологии Колумбийскогоуниверситета Дэниел Белл в статье “Массовая культура и современное общество”.[5, с.23]
Он связываетособенности современного общества с возникновением массового производства имассового потребления. Бурный рост населения, особенно городского, изменилисаму структуру ранее разобщенного общества, а развитие массовых средств связипривело впервые в истории к объединению его в единое целое. В широком,социологическом смысле слова, массовость определяет вообще весь духовный климатэпохи, самые различные аспекты современной жизни и сознания людей.
Всясовокупность или система коллективно разделяемых ценностей, этосов(рекомендуемых образцов поведения) и социокультурных регулятивов (язык, религияи т.д.) — есть культура. Доминирующей культурой современного массового обществаявляется так называемая «массовая культура», — совершенно новое явление,порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией.
В советскойфилософской традиции массовую культуру было принято рассматривать сугубокритически, как элемент враждебного, реакционного буржуазного общества. Сегодняфеномен массовой культуры является объективной реальностью современнойроссийской действительности.
Массоваякультура явилась следствием создания средств массовой коммуникации, появленияновых способов производства, широкого распространения и потребления культуры.Однако, массовая коммуникация, составляя необходимое условие существованиямассовой культуры, не исчерпывает ее внутренней природы. Появление иутверждение массовой культуры было обусловлено не только ходомнаучно-технического прогресса, но и уровнем развития большинства людей отвечаяего вкусам и запросам. Она определяется свойствами и качеством, которые должнысоответствовать вкусам массового потребителя — слушателя, зрителя, читателя.Причем, при условии господства, массовая культура сама же его порождает.
Функциональностькультуры в массовом обществе можно определить по нескольким измерениям.Во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации вусловиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости отситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.д.Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культураутверждает постоянные и стереотипные представления о человеческих отношениях,не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается кжизненным инстинктам, срабатывающим как условие постоянного жизнеобеспечения.
Такимобразом, первичная функция этой культуры – обеспечить витальность исоциализацию человека в условиях усложненной, изменчивой, ненадежной инеустойчивой среды большого города, приучить к новым социальным ролям иценностям, способам регуляции поведения и деятельности в разнообразнойобстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.
Важную рольразличные варианты массовой культуры играют и в реализации массовойкоммуникации и распространении информации. Поэтому, аудиовизуальные технологиибольшей частью рассматриваются как средства массовой информации, хотя их рольнамного шире. Способность к быстрому охвату самых широких аудиторий превращаетСМИ в важнейший фактор, транслирующий всю систему духовного производства.
Эрамасс-медиа и электронной информации радикально меняет как среду обитаниячеловека, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ устраняют все национальные границыи связывают в единую сеть самые далекие уголки. [6, с.79]
Другая важнаяфункция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечьиндивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культураскладывается не только на основе таких развлекательных жанров, как эстрада,комедия, детектив, зрелищный спорт. Ее наиболее существенный механизмсоставляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферахобеспечивающей постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовойкультуры заключается уже в том, что она отделена от потребления в самом широкомсмысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытоваятехника, образование, работа – все попадает к человеку через механизмы массовойкультуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены сфункциональными.
Наиболеехарактерной особенностью массовой культуры, обеспечивающей охват широкойсрединной части современного общества, затрагивая и состоятельную элиту, имаргинальные слои общества, является всеобщность и универсальность.
Дляформирования «срединного» человека массовая культура использует следующиемеханизмы.
Наиболеепоказательными являются: создание упрощенно-стандартной «версии жизни»,сводящей социальное зло к чисто психологическим и моральным факторам, и отказот рационального начала, манипулирования человеческой психикой, эксплуатацияэмоций и инстинктов подсознательной сферы (чувств одиночества, вины стыда,враждебности, инстинктов пола, страха, самосохранения и т.д.).
Происходитслияние эскейпистских и идеологических функций (приобщение человека к мируиллюзорного опыта и несбыточных грез сочетается с пропагандой господствующегообраза жизни).
Насаждаетсядух конформизма, концентрированным выражением которого является та областьмассовой культуры, которая направлена на поддержание мифа «потребительскогообщества» – мифа личностного успеха. Мифологизация сознания и культивированиеидолопоклонства – одни из самых эффективных и распространенных механизмовфункционирования массовой культуры.
Кроме того,наряду с разобщением, и даже противопоставлением трудовой и духовнойдеятельности, в сознании человека утверждается тождественность духовных иматериальных ценностей. Предпочтение, в условиях современного общества человекотдает второму.
Известныйисследователь феномена массовой культуры А. Кукаркин, выделяет сверхзадачумассовой культуры: «обеспечение программированного поведения составныхэлементов «массы», внедрение в личностное и общественное мышление стандартноунифицированных систем восприятия. Противопоставление индивида массе,формирование группового самосознания служат целям производства «необходимого ивыгодного продукта», в том числе и такого «продукта» как сам человек,наделяемый двумя социальными ролями: специалиста-профессионала и массовогопотребителя» [4, с.81].
Массоваякультура занижает духовный потенциал человека, считая, что необходимоотказаться от попыток его духовного развития. При этом она, как и прежнийгуманизм, впадает в крайность, объявляя обычного, «массового» человекабезнадежным, неспособным на восприятие высших духовных ценностей.

Заключение
Таким образом,массовая культура – естественный атрибут массового общества, отвечающий еготребованиям и идейным установкам. Результатом функционирования массовойкультуры является «массовый», «средний» человек конца XX века, составляющий основу общества потребления.
Массоваякоммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности,на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов, играетогромную роль в развитие общественного сознания. От содержания развитиямассовой коммуникации зависит дальнейшее духовно-общественное развитие народа.
Литература
1. Массоваяинформация и коммуникация в современном мире — М., МГУ 1989.
2. Культурология.Часть II Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей всехформ обучения /Под ред. Еремина Ю.В.Москва, 2007. — 79с.
3. Конецкая В.Г. Социология коммуникации. – М.: Межд. Ун-тбизнеса и упраления. 1997. – 304 с.
4. Кукаркин А.В.Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. — М.:Политиздат, 1978
5. Белл Д. Массоваякультура и современное общество– Америка. — 1963. — № 103


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.