Реферат
по изобразительномуискусству
на тему:
Леонардо да Винчи — великийхудожник Возрождения
Выполнил: ученик 8 класса
МОУ «Краснооктябрьская
средняя школа»
Назаров Данис
1. Краткиебиографические сведения о жизни и творчестве Леонардо да Винчи
Леонардо даВинчи родился в 1452 году в местечке Винчи, в результате мимолётной связи егоотца, нотариуса Пьеро, и крестьянки Катерины. В этом же году Пьеро женился на АльбьереАмадори, девушке своего круга, а Катерину выдал замуж за горца Аккатабригу диПьеро дель Вакка. Леонардо Пьеро взял к себе.
ДетствоЛеонардо прошло в отцовском доме, где он прижился очень легко. Пьеро сдал егона руки жене, которая и выходила его с помощью свёкра и свекрови. Леонардо былочаровательным ребёнком: красивым, спокойным и необыкновенно милым. Рос иразвивался он хорошо, физически был крепок, учился шутя, не докучал никому.
Леонардо былооколо четырнадцати лет, когда он потерял деда и мачеху. Но ему некогда былопредаваться горю. Сэр Пьеро не любил терять времени. Он женился ещё раз иперебрался во Флоренцию.
Во Флоренциисемейные условия продолжали быть благоприятными. Новая жена Пьеро, ФранческаЛанфредини, была так же бездетна, как и Альбьера, и Леонардо продолжалоставаться единственным сыном отца. Он получил дома такое воспитание, какоеполучали дети в богатых семьях: его научили кроме чтения, письма и начатковарифметики ещё и латыни, музыке и пению. А потом пошло учение настоящее, в техобластях, в которых мальчику было суждено подняться на самые высокие вершины.
В 1466 годуЛеонардо поступил учеником в мастерскую (боттегу) художника Андреа Верроккьо.Леонардо было четырнадцать лет, и он мог многому научиться у Верроккьо. Ондобросовестно воспринимал учение в боттеге Верроккьо, делал большие успехи, иему стали поручать самостоятельные работы.
Вполитической жизни Флоренции Леонардо участии не принимал и возможно, не питалк ней никакого интереса. Флоренция считалась республикой, однако практически еюуправляло семейство Медичи и круг аристократов и интеллектуалов,группировавшихся вокруг их двора.
В то же времяЛеонардо стал проявлять интерес не только к изобразительному искусству, но и ктехнике. Он делал рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можнобыло пускать в ход силой воды. Но ни один из этих проектов не был осуществлён.
Промышленнаятехника была не единственной областью, отрывавшей Леонардо от искусства. В товремя Флоренция воевала с Неаполем и в круг обучения художнических боттегвходила военная инженерия. Также, наряду с техникой и искусством, Леонардоотдавал много времени анатомии.
Во времяобучения у Верроккьо Леонардо написал по библейскому сюжету картину«Благовещение, на которой изображены ангел, принёсший весть о Спасителе, и ДеваМария.
В 1476 годуЛеонардо закончил обучение и переехал в собственную квартиру-студию. Здесьначинается его самостоятельная жизнь.
Послеокончания боттеги, молодой художник был замечен правителем Флоренции, ЛоренцоМедичи. Лоренцо решил испытать Леонардо. В январе 1478 года он заказал Леонардообраз мадонны со святыми для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории. Леонардос жаром взялся за эту работу, стал делать набросок в больших размерах, но потомбросил. Картину кончил позднее художник Филиппино Липпи по его рисункам. СЛеонардо не спрашивали, потому что через три месяца после того, как он получилзаказ, разразился заговор Пацци (26 апреля 1478 г.), задуманный папою Сикстом IV и осуществлённый флорентийской аристократией. Во время обедни всоборе на Лоренцо и его брата Джулиано напали с кинжалами. Джулиано был убит наместе, а Лоренцо, легко раненый, успел спастись. Свирепый террор был ответом состороны Лоренцо. Главари были повешены в окнах дворца Синьории. Папа бежал вНеаполь и, заключив союз с королём Неаполитанским, объявил Лоренцо войну.
Во Флоренциилюдям небогатым, вынужденным существовать на заработки, стало жить труднее.Леонардо пришлось это испытать на себе. Он в материальном отношении былпредоставлен целиком самому себе, потому что у сэра Пьеро семья росла с быстротоюсверхъестественной, а доходы были ещё невелики. В это время Леонардо началписать картины «Мадонна с кошкой» и «Мадонна Бенуа». О судьбе первой ничего неизвестно, а вторая была доведена до конца. В июле 1481 года монахи монастыряСан-Донато заказали Леонардо алтарный образ на сюжет поклонения волхвов.Леонардово «Поклонение волхвов» до нас дошло. Оно хранится во флорентийскойгалерее Уффици.
В 1473 годугерцог Миланский Галеаццо Мария Сфорца, сын знаменитого Франческо Сфорца, решилвоздвигнуть во дворце миланской цитадели бронзовую конную статую отца. Однако,он, по стечению обстоятельств, не смог начать построение памятника немедленно,а в 1476 году он пал от кинжала заговорщиков. Его сын Джан Галеаццо был ещёслишком мал для управления государством, поэтому брат Галеаццо, Людовик Сфорцавзял на себя обязанности регента. В конце 1481 года Людовик вспомнил о проектебрата и стал искать художника-архитектора. Он обратился во Флоренцию –общепризнанный рассадник талантов. Все знали, что Лоренцо Медичи порекомендуеттакого художника, какой требуется. Лоренцо отправил в Милан Леонардо.
«У меня естьпланы мостов — очень легких и прочных, весьма пригодных к переносу… У меняесть также чертежи для изготовления пушек очень удобных и легких втранспортировке, с помощью которых можно разбрасывать маленькие камни наподобиеграда… Я могу делать закрытые колесницы, безопасные и непреступные, которыесо своей артиллерией врываются во вражеский строй, и ни один человек не сможетим противостоять… Я могу создать такую пушку, мортиру или другоеартиллерийское орудие, что оно будет выгодно отличаться от тех, которые обычноиспользуются… Я могу создать катапульту, баллисту или другую машинуудивительной силы», — так писал Леонардо к Людовику Сфорца.
В 1483 году междуМиланом и Венецией начались, было, военные действия, и Леонардо, по-видимому,мало удовлетворённый своим положением при миланском дворе, решил воздействоватьна Людовика с той стороны, с которой он казался доступнее всего. Он уже окологода находился в Милане и успел заметить, что Людовика больше всего интересуютвоенные дела и, в частности, военная техника. А про возведение памятника, радикоторого Леонардо приехал в Милан, по-видимому, все забыли.
Вскоре уЛеонардо появилась новая работа. Людовик Сфорца поручил ему достроить Миланскийсобор. Каждый этап этого грандиозного сооружения сопровождался острой борьбой –бесконечными спорами и столкновениями между немецкими и итальянскими зодчими.Людовик заказал проект покрытия собора не только Леонардо, но и другимархитекторам-инженерам. Леонардо предоставил свой проект первым, но вскоре егоотвлекли другие дела.
В сентябре 1494года Людовик Сфорца поручил Леонардо заняться его имением в Ломеллине, вокрестностях Милана. В Милан Леонардо вернулся только в 1496 году. Вскоре послевозвращения у него появилась настоящая работа. Он писал «Тайную вечерю». Этакартина была окончена в начале февраля 1498 года. В это время уже была вразгаре дружба Леонардо с величайшим математиком своего времени, Лукою Пачоли. Леонардосделался самым настоящим учеником Луки и нисколько этого не стыдился. Работаянад «Тайной вечерей», Леонардо возобновил работу над проектом памятникаФранческо Сфорца на коне, ради которого он приехал в Милан. Но работа надпамятником была прервана неожиданным событием: умерла при родах жена ЛюдовикаСфорца, Беатриче. Людовик был в отчаянии. Он был очень суеверен. Ушла Беатриче– уйдёт и счастье, удача – думал он.
Вскоре послесмерти Беатриче дела у Людовика действительно стали портиться. В апреле 1498 г. умер Карл VIII Французский и на престолвступил заклятый враг Сфорца, Людовик XII. Сфорца начал готовиться к войне. Он поручилЛеонардо создать систему каналов из Адды в Милан, для того, чтобы поддерживатьводоснабжение в случае осады. При известии, что французская армия двинуласьпротив Милана Венеция и папа Александр VI вступили в союз сЛюдовиком XII. Флоренция и Неаполь были слабой поддержкой. Летом 1499 годафранцузы появились на границе Италии. Крепости сдавались одна за другой. НоЛюдовик Сфорца надеялся, что крепость Кастелло, обильно снабженная запасами,устоит. Сам он уехал из Милана в Тироль, чтобы там собраться с силами и ударитьпо французам. Но правитель Кастелло, Бернардино, сдал его через одиннадцатьдней. Измена была кругом. Шли погромы.
Леонардо ждалЛюдовика Сфорца до декабря. Он не возвращался. Тогда вместе с Лукою Пачоли онирешили уехать. Из учеников Леонардо взял с собой самого любимого Салаи,которого он хотел сделать настоящим художником.
Леонардо и Лукауезжали из Милана с тяжёлым сердцем. Пачоли провёл там четыре года, Винчи –целых восемнадцать. Тоскуя по Милану, Леонардо и Лука остановились в городеМантуе, у сестры Беатриче Сфорца, Изабеллы.
В МантуеЛеонардо и Пачоли прожили недолго. В начале 1500 года они были уже в Венеции. Пачоликогда-то учился в Венеции, а вот Леонардо был там впервые. Несмотря на это, егоимя было известно в кругу венецианских художников.
Леонардо былочем заняться в Венеции. Он исследовал географическое положение «царицы Адриатики»и пришёл к выводу, что река По, протекавшая через неё, в скором времени осушит(занесёт землёй) Адриатическое море. В Мантуе Леонардо нашёл много ученыхдрузей, которые составили ему компанию для научных разговоров.
ВскореЛеонардо понял, что долго задерживаться в Венеции он не может. И он и Пачолиждали лучших времен, когда Людовик Сфорца отвоюет свои владения, и они вернутсяв Милан. Однако Сфорца был выдан французам собственными солдатами и отправленво Францию, где провёл оставшиеся годы жизни в заточении. Тогда Леонардо решилвернуться домой во Флоренцию вместе с Лукой Пачоли.
КогдаЛеонардо да Винчи вернулся во Флоренцию, его отец был ещё жив, но Леонардо котцу не тянуло. Он был сердит на старика, за то, что он не захотел егоузаконить и не помог ему в трудные времена. Со стороны отца большого восторгапо случаю приезда сына тоже не проявилось.
Зато старыедрузья, которые были ещё живы, встретили его с распростёртыми объятиями.Особенно велика была радость художников. Ведь приехал земляк, создавший «Тайнуювечерю», молва о которой разнеслась по всей Италии!
Однако, какни радушно был встречен Леонардо друзьями, нужно было думать о том, чем жить. Заказовво Флоренции было мало, а те, что были, нужно было выполнять быстро. В Миланеже Леонардо мог работать над картинами сколько ему угодно, Людовик Сфорцаникогда не торопил его.
Вскоре, видяположение Леонардо, его друг, художник Филиппино Липпи, уступил ему выполнениезаказа на образ для алтаря церкви Аннунциаты (св. Анны) и Леонардо переехалжить в монастырь. Там Леонардо зажил так, как привык жить в Милане: занимаясьтем, чем ему хотелось и, принимаясь за картину только тогда, когда былонастроение. В то время Леонардо интересовал проект проведения каналов от рекиАрно и реставрация храма Сан Джованни во Флоренции. Пока он занимался такимиделами, работа над алтарным образом продвигалась плохо. Но монахам не улыбаласьперспектива давать приют Леонардо, а также его ученикам. И они стали нажимать.Тогда художник приналег на работу и в апреле 1501 года закончил образ.
После этогоЛеонардо съехал из монастыря. Опять наступило время поисков новых заказов. НоЛеонардо это надоело. Он хотел той жизни, которая была у него при миланскомдворе. И уже в мае Леонардо переехал в Романию, ко двору сына Папы Римского,главнокомандующего силами Церковной области, князя Цезаря Борджиа.
Но надеждаобрести под крылом Цезаря Борджиа желанные условия для работы не оправдались.Леонардо думал, что под крылом могучего владыки, который вскоре должен былстать папой Римским, он может жить тихо и привольно, как в Милане. Но ставкаЦезаря была на быстроту. В мае 1502 года Цезарь приказал Леонардо отправиться внедавно завоёванные им приморские земли и осмотреть воздвигнутые там укрепления.Укрепления Леонардо осмотрел, но, оказавшись у моря, принялся исследоватьмеханику морских волн и воздействие бризов на растительность. Однако ему недовелось углубиться в исследования. В июле Борджиа приказал Леонардо обследоватьи поправить укрепления в завоёванном городе Урбино.
Затем Цезарьприказал ему ехать в Чезену, чтобы соединить этот город с портом Чезантика спомощью канала. Леонардо успел только сделать необходимые измерения. Затем делау Цезаря испортились – на его землю вторглась объединённая армия правителейзавоёванных Цезарем государств и заговорщиков из числа вассалов Цезаря. Оставатьсядальше в незащищённой Чезене стало опасно. Леонардо покинул Чезену и переехал вкрепость Имолу, где временно укрывался Цезарь Борджиа. С 7 октября в Имоленаходился уполномоченный Флорентийской республики Николо Макиавелли. Он иЛеонардо, два едва ли не самых значительных ума своего времени, долгое времяжили бок о бок и не могли не встретиться. Однако в своих записях Леонардо неупомянул имени Макиавелли. Это объясняется тем, что Цезарь умел при всехвнешних признаках уважения держать флорентийского посланца в полной изоляции отсвоих слуг. Ведь Макиавелли был для него, по сути, шпионом.
В началедекабря 1502 года Цезарь Борджиа, вступив в переговоры с заговорщиками, обманулих и предал смерти. Он вернул все свои прежние завоевания. В январе 1503 годаотец Цезаря, папа Александр, вызвал его в Рим.
Неизвестногде был Леонардо после того, как Цезарь покинул крепость Имолу. Но 5 марта 1503года он опять был во Флоренции. Служба у Цезаря Борджиа оказалась ему не подсилу. Леонардо нравились работы, порученные ему Цезарем. Но Леонардо не любилжить в постоянных тревогах, в каких жил он при дворе Цезаря. Цезарь оказалсяслишком беспокойным государем для Леонардо и «герцогский инженер и архитектор»подал в отставку.
По Италиибыстро распространился слух, что Леонардо вернулся во Флоренцию. К Леонардо сразуже поступил заказ расписать стену нового зала во дворце правительстваФлоренции. Сюжетом была выбрана битва при Ангиари между флорентийскими имиланскими войсками 29 июля 1440 года. К заказу Леонардо приступил не сразу.Его надолго задержала консультация по вопросу о возможности отвода реки Арно изПизы, осаждавшейся флорентийскими войсками. Правительство Флоренции попросилоЛеонардо дать заключение по этому вопросу. Леонардо нужно было основательноознакомиться с вопросом на месте, что заняло много времени.
Только вконце 1503 года ему были вручены ключи от Папской залы, и он приступил кработе. Леонардо закончил «Битву при Ангиари» в 1505 году, ровно в срок. КогдаЛеонардо открыл его для обозрения публики, все были потрясены, настолькомастерски художник передал мимику воинов, эмоции. Картина «Битва при Ангиари»до сих пор не найдена.
В это времяЛеонардо мало занимался живописью. Заказы он не принимал. Но вскоре у негопоявилась живописная работа, от которой Леонардо не только не уклонялся, анаоборот отдавался ей с какой-то страстью. Ей он посвящал всё свободное время,остававшееся от работы над «Битвой при Ангиари». Это был портрет моны Лизы дельДжокондо, портрет, который под именем «Джоконды» стал одной из самых знаменитыхкартин в мире. Однако на эту картину у Леонардо ушло много времени. Выгоды жеот неё было немного: Леонардо писал картину в основном по собственному желанию,плата за неё была невысока. К тому времени материальное положение Леонардоухудшилось, и в поисках заработка он снова отправился в Милан.
Губернатором Милана, теперь принадлежавшего Франции, был Шарльд'Амбуаз, герцог Шомон. Он хотел встретиться с Леонардо с давних пор, и был в восторге,когда Леонардо, побеждённый нуждой, решил ехать в Милан. В Милане дела егоснова улучшились. 24 мая 1507 года Леонардо встретился с королём Франции,Людовиком XII. Людовик, очарованный художником, его разговором и знаниями,даровал ему титул «королевского живописца», а потом «живописца и инженера». Савгуста 1507 года и до весны1508 года Леонардо пробыл во Флоренции, куда онприбыл судиться с братьями, делившими имущество покойного дяди без Леонардо. Повозвращению в Милан, Леонардо учредил собственную школу, и заказы частичностали выполнять ученики. Благодаря этому у него появилось свободное время, и онмог отвлечься от рисования, углубляясь в науку. В 1509-1510 годах Леонардосовместно с художником Марко д'Оджоне рисовал картину «Вакх».
Вскоре для Леонардо наступило тяжёлое время. В 1511 году умерпокровитель Леонардо, герцог Шомон. Весной 1512 года Милан оказался в зонебоевых действий – на Францию двинулась армия Священной лиги, предводителемкоторой был папа Юлий. Кроме того, правителем Милана стал юный сын ЛюдовикаСфорца, Массимилиано Сфорца. Юный герцог был лишь марионеткой в руках двора ивскоре на миланских итальянцев начались гонения. И, хотя война с папой Римскимбыстро закончилась, Леонардо был вынужден искать иного пристанища.
В мае 1513 года умер воинственный папа Юлий, и конклав выбрал наего место молодого кардинала Джованни Медичи, сына Лоренцо Медичи. Этоозначало, что наступил золотой век для художников, поэтов и учёных, потому чтосын Лоренцо Великолепного не мог не быть меценатом. Многие из величайшиххудожников работали в Риме ещё при Юлии: Микеланджело, Рафаэль, Браманте. Нопосле избрания Джованни началось настоящее паломничество в Рим.
Леонардо нельзя было оставаться в Милане, и он отправился в Рим всопровождении верного Салаи и двух новых учеников: Лоренцо и Фанфойа.
В Риме Леонардо был радостно принят меньшим братом папы, ДжулианоМедичи. Джулиано поселил Леонардо во дворце Бельведере. В 1514 году Леонардосоздал картину «Иоанн Креститель», которая сейчас хранится в Лувре.
Для Леонардо наступило тихое и спокойное время. Он мог заниматьсятем, чем он хотел и углубился в анатомию. Но злые языки донесли Папе, чтоЛеонардо кощунствует над трупами, и папа запретил ему этим заниматься. Послеэтого симпатия Папы к Леонардо уменьшилась, и Папа всем своим видом показывал,что он не удерживает Леонардо в Риме.
В начале 1515 года между Францией и Римом назрела вражда. Новыйкороль Франции, Франциск Ангулемский, был человеком молодым, весёлым, храбрым,жизнерадостным. По мнению двора в нём сочетались все качества настоящегорыцаря. Он быстро перевалил через Альпы и занял Милан. Испуганный Папа решилвступить в переговоры с Франциском, и они договорились встретиться воФлоренции. Папа взял с собой племянника Лоренцо и Леонардо.
Благодаря переговорам Леонардо смог встретиться с королёмФранциском. После нескольких бесед тот был совершенно пленён талантом, знаниямии манерами Леонардо – и предложил ему поехать во Францию. Леонардо согласился.Условия были на этот раз достойны великого художника. Тем более, силы покидалиего и перспектива снова искать пристанища его пугала. Сначала он вместе скоролём приехал в Милан, где устраивалось празднество по случаю мира междуРимом и Францией. Затем, в январе 1516 года вместе с королевским двором он переехалво Францию.
Как только король Франциск и все сопровождавшие его приехали воФранцию, с Леонардо были заключены окончательные условия, и ему было отведенопомещение. Он должен был получать ежегодную пенсию приблизительно в пятнадцатьтысяч рублей. Ему также был предоставлен для жительства небольшой, но уютныйзамок Клу близ города Амбуаза.
Отношение к нему короля было всё время полно почитания. Францискпостоянно вызывал его к себе, а иногда и сам с маленькой свитой приезжал в Клу.Они часами просиживали вместе, и Франциск никогда не уставал слушать то, чторассказывал ему Леонардо.
Видя такое отношение к Леонардо короля, все придворные и всеважные лицо приезжавшие в город Амбуаз, старались оказать какое-нибудь вниманиек художнику. Ему заказывали картины, но Леонардо было уже трудно работатькистью: у него отнялась правая рука. Когда его посетил однажды кардинал ЛуиджиАрагонский, Леонардо показал ему свои картины, а также научные труды.
Недуги усиливались. Работать становилось трудно. Могучий ум начиналиодолевать старческие сомнения. Пошли разговоры о том, что Леонардо вовсе небезбожник и вовсе не еретик. Его видели посещающим церковную службу. Чувствуяприближение смерти, Леонардо усердно стал расспрашивать о христианской религии.
23 апреля 1519 года он послал за нотариусом и продиктовал ему своёзавещание. Часть имущества он завещал ученикам, часть – братьям. Черезнесколько дней – 2 мая 1519 года – Леонардо умер, причастившись, как полагаетсядоброму католику. Два дня спустя его похоронили в одной из амбуазских церквей.
2. ТворчествоЛеонардо да Винчи:
«Тайная Вечеря» и «Мона Лиза»
леонардо художник мона лиза вечеря
«Тайнаявечеря» – одно из величайших произведений живописи всех времен. Эта картинаподготавливалась долго и далась не сразу. Несколько раз Леонардо менял замысел.Целый год ушёл на поиски композиции. Для картины Леонардо предоставили одну изстен трапезной монастыря Санта Мария деле Грация.
Сюжет«Тайной вечери», как понятно из названия, библейский. На ней изображён момент,когда Иисус Христос во время вечерней трапезы с апостолами говорит им, что одиниз них его предаст. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый издвенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.
/>
Глубокаякомната освещена спереди, со стороны зрителя. За столом сидят тринадцатьчеловек. В середине, отдельно от других, Христос на фоне светлого пятна,образуемого окном; по обе стороны – двенадцать апостолов. Христос только что произнёссвои слова о предательстве. Ученики подавлены услышанным. На лицах учениковудивление, недоумение, страх. Все лица освещены, за исключением лица ИудыИскариота. Его – предателя – Леонардо нарочно изобразил спиной к источникусвета, и лицо его получилось тёмным.
Картина– огромной силы, в ней Леонардо использовал различные приёмы, в том числе sfumato, придуманное имискусство передачи светотени. Но фатально неудачными оказались его экспериментыс красками. Он не захотел писать фреску по сырой штукатурке, как делали всехудожники, а решил сделать опыт с масляными красками и покрыть саму стену. Этобыл риск, и он погубил всю картину. Камень, из которого сложена стена,содержит, как оказалось, селитру и обладает свойством выделять влагу, правда, вминимальных количествах, но с годами всё-таки она проступила через известь истала покрывать поверхность фрески уродливыми белыми пятнами. Пока Леонардонаходился в Италии, он ещё корректировал картину. Но уже в середине XVI века современникисвидетельствовали, что разрушение прогрессирует. Оно было ускорено несколькиминаводнениями, во время которых вода подолгу стояла в трапезной монастыря, атакже преступно беззаботным отношением монахов к сокровищу, которым ониобладали. Чтобы удобнее было сообщаться с кухней, они пробили дверь в стене, накоторой находится картина и у Христа были отняты ноги. Во время оккупацииМилана армией генерала Бонапарта, в 1796-1797 годах, в трапезной Санта Мария делеГрация была устроена сначала конюшня, потом склад сена, потом тюрьма, что,конечно, тоже содействовало разрушению стен.
Сейчасна картину нельзя смотреть без чувства глубочайшего отчаяния, потому что она недаёт даже отдалённого представления о том, чем она была когда-то. Копии игравюры, которых имеется много, лишь в малой мере помогают восстановитьпервоначальный вид фрески и, конечно, совершенно бессильны восстановитьвпечатление от неё. Реставрационные работы последнего времени в лучшем случаедадут возможность приостановить дальнейшее разрушение, да и то вряд ли.
«Мнеудалось создать картину действительно божественную». Так отзывался Леонардо даВинчи о портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием еготворчества.
Надэтим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года.
Вотчто пишет об этой работе современник Леонардо, Джорджо Вазари: «Взялся Леонардовыполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его… Так какМона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приему: во времяписания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на музыкальныхинструментах и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселоенастроение. Благодаря этому Леонардо мог всегда видеть, как она улыбается».
/>
«Мона Лиза Джоконда»
Пейзаж,на фоне которого изображена Мона Лиза, подобран так, что картина кажетсясовершенно естественной. Леонардо хотел при помощи различных приёмов создатьбольше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и таквоспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до концавнутренний мир человека.
Носамое главное в портрете Моны Лизы – улыбка. Ученики и последователи Леонардомного раз старались повторить улыбку Джоконды, но Леонардовская улыбка, одновременномудрая, лукавая, насмешливая и манящая, часто становится даже у лучших из егопоследователей жеманной, порой изысканной, порой даже очаровательной, но вкорне лишенной той неповторимой значительности, которой наделил ее великийкудесник живописи.
Список использованнойлитературы
1. А. Дживелегов «Леонардода Винчи». Серия «Жизнь в искусстве».
2. Большая Советскаяэнциклопедия.
3. Материалы Интернета.