Кравченко А.И.
Нашидействия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведениепрежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям,обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем своеповедение и управляем.
Нормы— правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когдаи что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можносравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцыповедения и передаются индивиду в процессе инкультурации Культурные нормы —предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественноодобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающието, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретныхситуациях
Однинормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественнуюжизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правилачастной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они неизменили свой статус и не превратились в общественные.
Внорму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеалаили эталона культурные нормы тут же становились ценностями — особо уважаемыми ипочитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким долженбыть человек. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. Занарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции инаказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизмсоциального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книгипропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованныйчеловек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.
Культурныенормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то,к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормывыступают также в роли запретов. К примеру, в штате США Индиане человек, поевшийлука, не имеет права в течение двух часов после этого пользоваться общественнымтранспортом. В штате Монтана под угрозой тюремного заключения запрещаетсястроить рожи из окна автобуса. В Калифорнии нельзя купить мышеловку, не получивразрешения в полиции.
Такимобразом, культурные нормы предстают в двух ипостасях — как разрешение изапрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма обладает двумясторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, адругие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать.
Практикане выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее влияетна поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам исоветам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причинунадо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационнуюоснову. Это означает, что культурная норма соблюдается тогда, когда индивидзаинтересован это сделать. Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнениянормы.
Чемдревнее цивилизации, тем многослойнее культурные пласты, тем большее количествокультурных норм и традиций обнаруживается в этом обществе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/