Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Беларуси эпохи Средневековья

КультураБеларуси эпохи Средневековья


Содержание
 
1. Культура Беларуси эпохисредневековья
1.1 Язычество ихристианство в период становления белорусской культуры
1.2 Древнебелорусскаяписьменность и литература
1.3 Раннее белорусскоезодчество и искусство
Список использованныхисточников
белорусскийкультура искусство зодчество
 

1. КультураБеларуси эпохи средневековья
Становление самобытнойкультуры на белорусских землях в IX–XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскимикультурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданиемсобственной государственности. Именно в это время сформировались первые государственныеобразования: Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а затем и Великое Княжество Литовское,Русское и Жемойтское.
Колыбелью белорусскойкультуры является Полоцкая земля. Уже в XI–XII вв. здесь интенсивно развивалисьремесла, торговля, складывалась городская культура, строились первые каменные храмыи укрепленные замки-дворцы, происходило становление просвещения и искусства. ИзПолоцка, Турова, Смоленска вышли крупные деятели христианского просвещения. Полочанеимели широкие торговые, политические и культурные связи с европейскими странами.
Все эти процессыполучили дальнейшее развитие в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском,сложившемся в конце XIII – первой половине XIV в. Здесь формировались белорусскаянародность и ее язык, зарождались формы национальной идентичности граждан.
Отделившись откорней, которые связывали его с Киевской Русью, население западнорусских земельуже не могло довольствоваться только общим духовным наследием. Локальная самобытностьискала выход. Сохранив связь с культурным сообществом Киевской Руси, новая народностьсумела создать национально своеобразную культуру, отличавшую ее от соседних народностейи племен. В новой культуре органично соединились базовые элементы восточнославянскойлингвокультурной общности с особенностями и традициями, характерными для зарождавшейсянародности.
Возникнув преимущественнона основе бывших восточнославянских племен – дреговичей, полоцких и смоленских кривичей,радимичей, формировавшаяся белорусская народность еще долго испытывала влияние культурбалтских и финно-угорских племен, участвовавших в этногенезе белорусов. Определенноевоздействие на язык, культуру и религиозные верования белорусов оказали также идругие этнические общности: западнославянские, южнославянские и тюркские, главнымобразом поляки, болгары и татары.
Важнейшим событиемэпохи Средневековья стала замена языческой религии христианской, распространениеправославия и католичества. Новая религия, возникшая на территории Белой Руси нарубеже X–XI вв., изменила мировоззрение ее носителей, ускорила развитие собственнойкультуры, укрепила связи с культурами европейских народов. Христианство на белорусскихземлях распространялось постепенно, гуманными методами и трансформировало некоторыеязыческие культы, испытав их долговременное воздействие. Следует также подчеркнуть,что дальнейший переход от культуры средневекового типа к культуре возрожденческоготипа происходил в Беларуси плавно и отличался ярко выраженной преемственностью накопленныхматериальных и духовных ценностей, созданных художественных стилей, сформировавшихсяпросветительских установок. На всем протяжении становления белорусского этноса иего перерастания в титульную нацию укреплялись уходящие в пласты самобытного народноготворчества демократические корни отечественной культуры, формообразуемой бытоприземленнымнациональным характером и менталитетом.
В конце указанногопериода на территории Беларуси активно распространились идеи Возрождения и гуманизма.
1.1 Язычествои христианство в период становления белорусской культуры
Язычество и культура.На качество и уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский периодзначительное воздействие оказывало язычество, которое наложило неизгладимую печатьна миропредставление наших предков. Древняя религия соответствовала родоплеменнымотношениям и представляла собой комплекс мифологических взглядов, магических верований,культов, которые отражали зависимость людей от природы и в то же время являлисьспецифическими Формами передачи хозяйственного опыта, знаний, направленных на овладениеею. Миропонимание древних белорусов формировалось на основе мифов, сказок, былин,обрядов, заговоров от.п. Многие произведения устного народного творчества были связаныс языческими богами, которым поклонялись наши предки и которых у славян было неменьше, чем у древних греков или римлян.
В «Повести временныхлет» (980) упоминаются такие языческие боги как Перун, Хоре, Стрибог, Дажбог, Мокаши др. Главным среди них был Перун, почитавшийся как бог грозы и молнии, войны и,вероятно, земледелия. По представлениям наших предков, Перун выглядел седым богатыремс луком (радугой) в одной руке и стрелами (молниями) в другой. Бог солнца носилразные имена: Хоре, Купала, Ярила, Дажбог. Культ Купалы существует в Беларуси досих пор. Купалье стало любимым летним праздником всего населения, особенно молодежи.
Кроме богов, управлявшихнебесными стихиями и светилами, почитались также боги, связанные преимущественнос явлениями живой природы: Велес, Жижель, Лада, Тур, Переплут и др. Вместе с тему славян не сложилось единой языческой религии. У каждого из племенных союзов сформироваласьсвоя разновидность язычества, варьировались пантеон богов и основные культы. Представленияо богах воплощались в идолах, которых обычно ставили на возвышенностях или по берегамрек. Как правило, их внешности придавался человекообразный вид. Своих богов древниеславяне изготавливали из золота, серебра, мрамора, но чаще – из дерева. Распространеныбыли и каменные бабы – архаические первообразы Великой Богини, олицетворявшей животворительныесилы Матери-земли. Идолы были племенные, родовые, семейные и личные. Им приносилиразные подношения. Считается, что фигуры идолов играли важную роль в похороннойобрядности древних славян. В Беларуси известно более 10 местонахождений языческихсвятилищ: на острове Освейского озера, на берегу реки Полоты, в г.п. Свирь и другихместах. После принятия христианства языческие идолы частью были заброшены, частью– уничтожены, но они сохраняли память о себе еще в XIX в.
Для древних жителейбелорусской земли были характерны такие формы ранней религии, как тотемизм, фетишизм,анимизм, магия. Они боготворили солнце, луну, камни, озера, реки, деревья, птиц,зверей. Каждый род соединял свою историю с каким-то зверем или птицей. Кривичи,например, особо чтили медведя, с которым был связан праздник комоедицы. Наши родичиверили также в добрых и злых духов и стремились задобрить и тех и других.
Особое отношениесложилось к камням. Их почитали как святыни. Ни у одного славянского народа не сохранилосьстолько легенд и преданий о камнях, как у белорусов. Камням приносили подарки, уних просили помощи, избавления от болезней. Вера в их магическую силу сохраниласьв некоторых местах до наших дней. На окраине Минска даже создан «музей» валунов.
По мнению астрономаВ. Ларионова и доктора геолого-минералогических наук Э. Левкова, на территории Беларусисохранились древние каменные «обсерватории» из сгруппированных особым образом камней,например, в урочище Вторая Каменица (у озера Дрисвяты), на берегу озера Яново вПолоцком районе.
Среди древнихславян особо почитаемым был культ предков. Не случайно у кривичей существовал неписаныйзакон: если юноша не знал своих предков до пятого колена, он не имел права называтьсямужчиной. Остатки культа предков в виде поминальных обрядов «Дзяды», «Радаунiца»сохранились до наших дней.
Таким образом,для наших предков-язычников были характерны многобожие, разнообразные племенныекульты, вариативная иерархия богов. На смену одним богам приходили другие, их почитаниезависело от поры года, от вида хозяйственной деятельности, от магически преображаемыхприродных явлений. Язычество сформировалось в эпоху родоплеменных отношений и отражаломиропредставление людей, живших земельной общиной. Язычество не оправдывало проявленияклассового угнетения, превосходство одних людей над другими. С появлением на древнихбелорусских землях княжеств – первых государственных образований – язычество какреликтовое мировоззрение доклассового общества после недолгого сопротивления уступиломесто христианской религии.
Принятие христианства.Новая религия была способна утвердить божественное происхождение великокняжескойвласти и одновременно духовно объединить все сословия, интегрировать возникшие племенныекультуры. В целом христианство связало крепкими узами белорусские земли с хозяйственно-культурнымии государственно-политическими образованиями континентальной Европы. Христианствопоявилось в Беларуси не на пустом месте. Знакомству с ним содействовали военныепоходы, торговые связи с другими странами. Как свидетельствуют летописи, проникновениехристианства на земли восточных славян началось, вероятно, в середине IX в.
Существуют гипотезыо том, что христианская община существовала в Полоцке еще до 988 г. Некоторые сведенияо первых христианах на нашей земле дают скандинавские саги. Так, исландская епископская«Сага о крещении», записанная через 300 лет после знаменательного события концаX в., сообщает о миссионере Торвальде-Путешественнике, который, возвращаясь послепаломничества в Палестину через Полоцкую землю, основал недалеко от Полоцка монастырьИоанна Крестителя, где позже и был похоронен. А это значит, что полоцкий князь Рогволодуже был знаком с христианством, иначе не позволил бы Торвальду строить монастырь.Другие полоцкие князья активно содействовали распространению и укреплению христианства.Об этом, в частности, свидетельствует возведение по инициативе Всеслава ЧародеяСофийского храма.
Можно также предположить,что и княжна Рогнеда рано приобщилась к христианству. Широко известна история постриженияРогнеды в монахини под именем Анастасия. В Заславле ею был основан монастырь. Летописирассказывают о сыне Рогнеды Изяславе как о князе-книжнике, который «любил и почиталмонаший чин».
Христианство пришлона белорусские земли, предварительно охватив территории Дании, Швеции, Норвегии,Польши, Хорватии. Некоторые исследователи, указывая на стремления местных князейк политической независимости, считают, что наши предки восприняли христианство впервую очередь от константинопольских миссионеров, которых поддержали князья полоцкойдинастии. Византии это давало возможность духовного руководства, а Полотчине – идейнуюопору государственной самостоятельности. Проповедники из Византии распространялиновую веру также в Туровском и других княжествах, позже вошедших в состав ВеликогоКняжества Литовского.
Христианство набелорусских землях укоренялось на протяжении нескольких столетий практически безнасилия. Первоначальный симбиоз двух религий дополнился их частичным синтезом приведущей роли христианской веры. Год основания Полоцкой епархии (992) считается датойпринятия христианства в Беларуси. Согласно историческим сведениям, первым полоцкимепископом был Мина (1104). В дальнейшем его восприемниками стали Илья, Косьма, Дионисий.1005 годом датируется основание Туровской епархии (первый епископ – Фома). В 1137г. открылась кафедра в Смоленске (первый епископ – грек Мануил).
Святые отцы дляукрепления своих позиций приспосабливали церковные праздники к языческим, наделялисвятых качествами прежних богов. Храмы часто строились на месте древних капищ. Так,вместо Перуна появился святой Илья, вместо Ярилы – святой Георгий (Юрий) и т.д.
Принятие христианствапослужило мощным стимулом для развития отечественной культуры и цивилизации. Новаярелигия изменила мировоззрение населения, в том числе с позиций, выгодных князьями феодальной знати. Христианство содействовало объединению белорусских земель, становлениюгосударственности, укреплению международного положения Полоцкого княжества и ВеликогоКняжества Литовского. Благодаря мировой религии население открыло для себя культурныебогатства Византии и других стран Европы, познакомилось с письменностью. Появиласькаменная архитектура. Самобытные художники создавали фрески, мозаики, писали иконы.Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами. При них открывались библиотеки,работали школы, переписывались книги, создавались летописи. Здесь работали образованныелюди. Из числа монахов вышли первые выдающиеся просветители, ученые, писатели, проповедники.С распространением христианства расширялось знакомство людей с церковной музыкой.
Но принятие новойрелигии сопровождалось и определенными издержками, в частности забвением предметов(артефактов) аутентичной языческой культуры и самого языческого прошлого славян.Христианство, тем не менее, окончательно ликвидировало кровную месть, покончилос обычаем приносить человеческие жертвы языческим богам. Оно способствовало укреплениюболее развитых общественных (и производственных) отношений. Многовековое мирноесосуществование христианства и скрытого модифицированного язычества содействовалоформированию толерантности будущих белорусов, их терпимости к разным религиям.
В период зрелогосредневековья исторические обстоятельства не позволили православию стать единственнойнациональной религией, решающим духовным фактором общенациональной консолидации.Углубившийся раскол христианства на территории Великого Княжества Литовского породилсложные взаимоотношения между сторонниками православия, католичества, а затем ипротестантизма, что наложило отпечаток на развитие всей отечественной культуры,обусловив ее идейное и стилевое расслоение.
1.2 Древнебелорусскаяписьменность и литература
Памятники древнейписьменности. Исторические документы свидетельствуют о том, что славянские племена,жившие на территории Беларуси, имели письменность еще до распространения кириллицы.Существовавшая система записи информации представляла собой примитивное пиктографическоеписьмо, которое ученые назвали «черты и резы». Болгарский просветитель Храбр писал,что до крещения «словене не имеху книг, но чрьтами и резами чьтеху и гадааху». Сфераприменения такого протописьма была ограниченной: его представляли, в частности,родовые знаки, знаки собственности, календарные знаки. Соответствующие надписи накаменных плитах найдены в Березинском районе (д. Погост), в Бобруйском районе (недалекоот реки Птичь), в Горецком районе (д. Пневщина), в Зельвенском районе (д. Сынковичи).
Но подобного родаписьменность не была приспособлена для записи сложных текстов, которые стали необходимыс возникновением государств-княжеств. Наши предки пытались вести записи греческимибуквами, но этому мешали особенности славянской фонетики. Наиболее древним образцомписьма восточных славян является найденная под Смоленском печать полоцкого князяИзяслава (конец X в.) с изображением трезубца и надписью «Изас[лав]ос», сделаннойкириллицей.
Весьма интереснымипамятниками письменности белорусской земли являются так называемые Борисовы камни.По приказу полоцкого князя Бориса Всеславовича на валунах были высечены шестиконечныйкрест и надпись-обращение к Богу: «И помозi рабу своему Борисоу». Эти камни свидетельствуюто религиозных взглядах жителей Полоцкой земли. Всего в Подвинье найдено 9 валуновс надписями. Рогволодов камень (1171) был обнаружен между Оршей и Друцком. К сожалению,многие уникальные памятники письменности бесследно исчезли.
О развитии грамотностина территории Беларуси свидетельствуют также самшитовый гребень с вырезанными нанем буквами от «А» до «Л» (конец XII – начало XIII в., Брест), берестяные грамоты,найденные в Мстиславле и Витебске, знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой, надписив Софийском соборе Полоцка. Документы подтверждают тот факт, что полочане зналии латинскую графику; при проведении торговых операций они пользовались иностраннымиязыками. В Минске, Друцке, Браславе, Полоцке, Копыси, Турове, Витебске, Волковыскеархеологами найдены застежки от переплетов книг и многочисленные принадлежностидля письма (костяные, бронзовые, железные стили-писала). Различные предметы с надписямиобнаружены при раскопках в Гродно, Новогрудке, Волковыске, Слониме, Турове и другихгородах. Это говорит о широком распространении письменности и просвещения на территорииБеларуси.
Важным подтверждениемразвития письменности в Турове является «Сказание о мнихе Мартине» (XII в.), в которомговорится о святой жизни монаха-отшельника в келье Борисоглебского монастыря. Болеепоздним памятником письменности является «Сказание о Кирилле Туровском».
В 1865 г. в Туровебыло найдено знаменитое Туровское евангелие XI в., часть которого (10 листов, 20страниц) хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Это самая ранняя из книжныхнаходок на территории Беларуси. Евангелие написано на пергаменте, украшено одиннадцатьюбуквицами старовизантийского типа, начертанными на зеленом фоне и раскрашеннымикрасной и синей красками. Миниатюры не сохранились. Копия литературного памятникав 1995 г. была передана правительством Литвы Национальной библиотеке Беларуси.
В отличие от ТуровскогоОршанское евангелие (конец XII – начало XIII в.), найденное в Орше в 1812 г., сохранилосьпочти целиком. Оно написано на 142 страницах пергамента золотистого цвета и имеет2 заставки, 310 буквиц, 2 миниатюры с изображениями евангелистов Луки и Матвея.Первые образы евангелистов в старобелорусских рукописях выполнены в технике, трансформирующейстиль византийской палеологовской живописи; для них характерны динамика, экспрессия,чеканная выразительность. От заимствованных образцов их, тем не менее, выгодно отличаютжизненность ликов, мажорность колорита, широкая свободная манера живописания, далекаяот суховатого аскетизма. Оршанское евангелие хранится в Центральной научной библиотекеАкадемии наук Украины.
Важную роль вразвитии письменности, книжности, образования и всей отечественной культуры в эпохусредневековья играли монастыри. Это были своего рода храмы культуры, выполнявшиене только узкорелигиозную, культовую, но и образовательно-просветительскую функциюблагодаря участию в общей духовной работе, наряду с монахами и священниками, авторитетныхсветских деятелей. И те, и другие являлись весьма образованными людьми; некоторыепредставители зародившейся интеллектуальной элиты знали несколько иностранных языков.При монастырях и княжеских дворах открывались школы, в которых детей учили чтению,письму, основам математики, церковному пению. В монастырях переводились и переписывалисьзаимствованные рукописи – памятники византийской, болгарской, древнерусской литературы.Здесь же писались и множились первые отечественные религиозно-дидактические произведения,в частности нравоучительные сочинения К. Туровского, Г. Цымблака, «Житие ЕвфросиньиПолоцкой», «Житие Авраама Смоленского». Пергамент был дорогим, переписчики трудилисьнад одной работой несколько месяцев, а иногда и лет.
Подъему просвещенияспособствовали и «гости» из других государств, прежде всего, из Византии, которыепривозили книги, рассказывали об иноземных культурах и обычаях.
В дальнейшем развитиевнутренней и внешней торговли, ремесла, строительства потребовало людей, обладающихспециальными знаниями. Так возникли первоначальные формы профильного образования,привлекавшие в первую очередь потомство ремесленников и купцов. Просвещение тоговремени в значительной степени опиралось на книжные традиции, народную педагогику,практические знания и умения, уживавшиеся с религиозно-дидактическими поучениями.
Ярким свидетельствомвысокой культуры восточных славян является летописание, сохранившее многочисленныефакты, события, имена. Уже в ранних летописях («Повести временных лет», Ипатьевскомлетописном своде) отражались важные события из жизни и истории Полоцкой, Смоленской,Туровской, Новогородской земель и их отношения с Киевом. Например, в Галицко-Волынскойлетописи описаны события 1201–1292 гг. и содержатся сведения об истории Гродно,Турова, Пинска, Бреста, Новогрудка, Слонима, Волковыска, а также о борьбе галицко-волынскихкнязей с «Литвой». Имеются свидетельства о существовании Полоцкой и Смоленской летописей.Возможно, были свои летописцы в древних городах Турове и Новогрудке. Хотя Полоцкаялетопись и не сохранилась, но ссылки на нее имеются в трудах известного российскогоученого XVIII в. В. Н. Татищева, описавшего историю российской державы.
В середине XVв. в Смоленске был составлен первый общегосударственный летописный свод ВеликогоКняжества Литовского – Белорусско-литовская летопись 1446 г. В него вошли «Похвалавеликому князю Витовту», «Летописец великих князей литовских» и другие примечательныетексты в виде связных исторических рассказов. Их авторы описывали события с возможной(для данного протолитературного жанра) фактической точностью, живо и красочно.
Особое место средипамятников письменности конца XII в. принадлежит «Слову о полку Игореве» (конец1185 – 1186), повествующему о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовичана половцев весной 1185 г. Это произведение явилось выдающимся образцом древнейвосточнославянской литературы. Автор «Слова» – патриот родной земли, один из наиболеепрогрессивных людей своего времени – осуждает междоусобицы, призывает князей к единствуво имя мира и процветания. Летописец осуждает кровавый характер братоубийственныхсражений. Через призму своих воззрений он неоднозначно изображает военные успехиПолоцкого князя Всеслава Чародея. Показаны поход полководца Всеслава на Новгород,битва на Немиге, княжение в Киеве, возвращение в Полоцк и радение о родном городе.«Слово» приоткрывает наше далекое прошлое со всеми его проблемами и политическимисложностями.
Известны и другиеранние литературные сочинения, в частности «Слово о Меркурии Смоленском», рассказывающеео событиях, связанных с татаро-монгольским нашествием. Есть предположение, что набелорусских землях появились былины «Вольга и Микула Селянинович» и «Добрыня-сват».Возможно, полоцкий князь Всеслав Чародей повлиял на создание образа былинного герояВолха Всеславовича, а в былине «Добрыня-сват» содержится намек на борьбу князя Владимирас полоцким князем Рогволодом.
Образованные книжникиВеликого Княжества Литовского проявляли интерес к средневековому греко-византийскомудуховному наследию и богатой римско-католической литературе. Об этом свидетельствуютмногочисленные переводы, переписывание, цитирование соответствующих произведенийхристианских и светских авторов и составление содержательных комментариев к ним.Популярной была и переводная религиозная и светская литература с греческого, древнееврейского,латинского языков: Библия, Евангелие, Псалтырь, жития святых, фантастическая повестьоб Александре Македонском «Александрия», повесть Иосифа Флавия об уничтожении Иерусалима(«Иудейская война»).
С изобретениемв середине XV в. И. Гутенбергом печатного станка появилась возможность печататькниги и в Беларуси. Принято считать, что здесь первопроходцем был знаменитый ФранцискСкорина. Однако нельзя забывать, что в 1491 г. в Кракове немец Ш. Фиоль издал «русскимибуквами» (т.е. кириллицей) для православного люда богослужебные сборники «Октоих»и «Часослов». Эти книги скорее всего печатались для православных белорусов, ибополяки пользовались латиницей.
Популярным набелорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни,заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки,пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие,моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природныхстихий и языческих персонажей – олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии,солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицейпредставлялась людям Земля – доминантный базисный символ в картине мира белорусов.
Развитие белорусскогоязыка. С первой половины XIII в. начала формироваться собственно белорусская письменность.На базе разговорного языка появлялись письменные памятники с первыми характернымипризнаками старобелорусского языка. К ним относятся: договорная грамота смоленскогокнязя Мстислава, подписанная им с Ригой и Готландом; договор с Ригой неизвестногосмоленского князя (ок. 1230); грамота полоцкого князя Изяслава (ок. 1265).
В XIV–XV вв. восновном завершилось формирование старобелорусского языка, его фонетических и синтаксическихособенностей. При этом в белорусском языке сохранилось полноголосие, позаимствованноеиз древнего восточнославянского языка. Постепенно появились в речи и закрепилисьв письменном языке специфические «аканье» и «яканье», «дзеканье» и «цеканье», твердыешипящие, «ц» и «р», фрикативное произношение звука «г» и другие фонетические черты,которые дошли до наших дней. Существует точка зрения, согласно которой старобелорусскийлитературный язык сформировался преимущественно на основе виленского, ново- грудского,молодечненского говоров.
В XIV в. старобелорусскийязык стал государственным, официальным языком канцелярии и делопроизводства в ВеликомКняжестве Литовском. На нем писались законы, проводились заседания сеймов, веласьдипломатическая переписка. Он широко распространился среди этносов, живших бок обок с коренным населением, став средством межэтнических отношений; на нем писалисьлитературные произведения, издавались книги.
Для сравнениязаметим, что у литовской народности книжность появилась лишь в XVI в. Есть сведения,что польский король Ягайло до конца жизни разговаривал «по-белорусски». Сохранившиесятексты: художественные произведения, статуты, грамоты, летописи, хроники и другиедокументы, написанные на старобелорусском языке, отражают богатство языка тогдашнихбелорусов-литвинов, его лексику, фонетику, грамматику, заимствования из других языков.
Деятельность просветителей.Распространение письменности, книжного образования на белорусских землях тесно связанос именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры Е. Полоцкой, К. Туровского,К. Смолятича, А. Смоленского.
Из произведения«Жыцiе Еуфрасiнi Полацкай», написанного до 1187 г., нам известно о жизни и деятельностиэтой княгини, внучки знаменитого Всеслава Чародея, которая «яко луча солнечная,просветивши всю землю Полоцкую». При рождении она была названа Предславой, а новоеимя получила в монастыре. Евфросинья организовала мастерские по переписке книг (скриптории),открыла иконописную мастерскую, две школы, основала мужской (Святой Богородицы)и женский (Святого Спаса) монастыри, две церкви, ставшие очагами духовности и просвещения.По заказу христианской защитницы белорусской земли был сделан и знаменитый крест.Ученые предполагают, что она участвовала в создании Полоцкой летописи, переписывалаи комментировала книги религиозно-нравоучительного содержания, которые, к сожалению,не сохранились.
В конце своейжизни Евфросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась5 июня 1167 г. в возрасте 63 лет. В 1187 г. ее мощи были перевезены в Киево-Печерскуюлавру, а оттуда в 1910 г. – в Полоцк. Имя великой просветительницы не забыто. ВПолоцке и Минске ей поставлены памятники, ежегодно в июне в Беларуси отмечают деньее памяти. Образ Евфросиньи воплощен в многочисленных иконах, воспет в стихотворениях,поэмах, отражен на живописных полотнах. Симеон Полоцкий посвятил ей патетическоеобращение «Прилог к преподобной матери Евфросинии».
Церковно-политическийдеятель, оратор, мыслитель и писатель Кирилл Туровский (по одним сведениям, ок.1113 – после 1190; по другим – ок. 1130 – не позднее 1182) родился в Турове в семьебогатых горожан. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе КiрылыТураускага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославилсяпленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст,паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактическиеповести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. Эти работы принадлежатк лучшим достижениям религиозно-дидактической литературы того времени.
О международномпризнании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербскихи болгарских списках древних литературных источников. Их (произведения) отличаютглубина религиозных и философских раздумий, поэтичность символики, возвышенностьи величие сакральных образов, проникнутых народной мудростью, а также большой публицистическийталант автора. К. Туровский призывал к добродетельному подвижничеству, критиковалзло, насилие, обман.
Значительный вкладв развитие культуры в XII в. внес Климент Смолятич. Летопись отмечает, что это былредкий на Руси книжник и философ. Он хорошо знал работы античных авторов, в томчисле Платона, Аристотеля, создал ряд литературно-церковных произведений, к сожалению,не сохранившихся. До нашего времени дошло только одно письмо Смолятича – «Пасланiеда Фамы». Он считал, что истолкование извлечений из Библии допустимо в иносказательнойформе с помощью светской науки и здравых рассуждений. В одно время с К. Смолятичемжил другой известный деятель просвещения и культуры – Авраамий Смоленский. Из текста«Жыцiе Аурамiя Смаленскага», написанного около 1240 г. его учеником монахом Ефремом,следует, что уже в XII в. в Смоленске действовали школы, переписывались книги, писалисьиконы. Ефрем говорит о своем учителе как об искусном проповеднике-ораторе, переписчикецерковных книг, писателе, художнике. Авраамий Смоленский олицетворял стремлениек целостному духовному познанию жизни, что было характерно для христианских просветителейславянского мира.
Таким образом,в IX–XV вв. на белорусских землях вместе со становлением государственности (образованиемпервых княжеств, а затем и Великого Княжества Литовского) развивались и распространялисьобразование, просвещение, книжность. В этот период сформировались основные особенностистаробелорусского языка, который стал государственным языком в Великом КняжествеЛитовском. Возникли памятники письменности, появились крупные деятели просвещения,много сделавшие для становления отечественной культуры. Положительное влияние наразвитие и распространение письменности оказало христианство, православные и католическиехрамы и монастыри. Росла роль городов как центров демократической культуры.

1.3 Раннеебелорусское зодчество и искусство
Зодчество. Раннефеодальныегорода на территории Беларуси, по свидетельствам летописей, появились в IX в., ик XIV в. насчитывалось более 50 поселений городского типа. Они играли роль административно-политических,оборонительных, экономических, культурных и религиозных центров, поддерживали хозяйственно-культурныеи торговые связи с Киевом, Волынью, Новгородом, Прибалтикой, Византией, Кавказом,странами Средней и Западной Европы. При строительстве города вначале укрепляли егоцентр – детинец, чаще всего имевший форму треугольника. Прилегавшие к нему поселениякупцов, ремесленников, других служилых людей также укреплялись.
До конца X в.белорусские земли практически не были знакомы с монументальным зодчеством, затославились богатыми традициями деревянного строительства. Примечательно, что последнееоказало значительное воздействие на архитектуру появившихся каменных зданий. Издерева сначала сооружались княжеские дворцы, жилые дома, оборонительные сооружения,хозяйственные строения. Уникальным памятником деревянного зодчества Беларуси XI–XIIвв. являются экспонаты археологического музея «Берестье» на территории Брестскойкрепости: реконструированные части и детали жилых домов, хозяйственных построек,улиц, мостовых, различные образцы бытовых изделий и предметов. Подобные артефакты,свидетельствовавшие о стиле жизни наших предков, найдены археологами также в Минске,Витебске, Полоцке, Гродно.
Оригинальная архитектурнаяшкола сложилась в древнем Полоцке, ставшем оплотом православного христианства. Ужев конце X в. здесь было построено первое культовое здание – церковь во имя Богородицы(она упоминается в летописях 1007 и 1158 гг.).
Одним из самыхвеличественных каменных сооружений славного Полоцка является знаменитый Софийскийсобор, воздвигнутый в середине XI в. По замыслу князя Всеслава Чародея, он долженбыл стать символом независимости и равенства с Киевом и Новгородом, имевшими подобныехрамы. По духу и внутреннему убранству полоцкий храм восходил к первому Софийскомусобору, построенному в Константинополе. В архитектурном плане полоцкого Софийскогособора сочетались крестово-купольный и базиликанский типы христианских культовыхсооружений.
История сохраниладля нас имена первых белорусских каменщиков – строителей белорусской святыни: Давидъ,Тоума, Микоула, Петърь, Воришъ. В отличие от киевского Софийского собора полоцкаяСофия имела одну, а не две галереи, 7 куполов вместо 13. Собор украшали фрески,но не было мозаики. Размеры храма 26,4 х 31,5 м. В соборе хранились государственнаяказна, архив, библиотека. Здесь проходили переговоры, подписывались договоры и соглашения.О значении храма в жизни полочан свидетельствует тот факт, что городская печатьимела надпись «Печать Полоцьская и Святой Софьи».
В ходе Севернойвойны в полоцком Софийском соборе для нужд русских войск был размещен пороховойсклад. В 1710 г. это привело к разрушению собора. В 1738–1750 гг. он был отстроенпо проекту архитекторов И. Глаубица и Б. Косинского в стиле виленского барокко ипревратился в униатский храм. После реставрации в 1985 г. храм используется какконцертный зал с органом, а также в качестве музея истории и архитектуры Софийскогособора.
В 1120–1130-егг. в Бельчицах (под Полоцком) открылся Борисоглебский монастырь. На его территориипостроили Большой собор, подобных которому на восточнославянских землях еще не было(аналоги имелись в Сербии и Хорватии). Храм украшали фрески и керамическая плитка;в его архитектуре чувствовалось влияние византийской школы. Всего в Бельчицах вXII ст. действовало четыре церкви.
В середине XIIв. по заказу Евфросиньи Полоцкой на берегу реки Полота начала строиться Спасо-Преображенскаяцерковь Спасской обители (8x12 м). Зодчий Иоанн построил ее за 30 недель, предложиввариант столбообразного храма, в котором византийские традиции полностью переработаныв национальном стиле. Его отличали пониженная апсида, высоко поднятый барабан, какихтогда еще не создавали на Руси, «кокошник» (с течением времени он стал неотъемлемыматрибутом восточнославянской архитектуры). Башнеподобная композиция храма с техпор вошла в практику раннемосковских зодчих и архитекторов других земель.
Всего в Полоцкев XII в. было построено 10 храмовых сооружений из плоского кирпича и камня, шестьиз них найдены в ходе археологических раскопок. Можно утверждать, что Полоцк имелсамобытную архитектурную школу, вобравшую лучшие традиции местного деревянного зодчестваи трансформировавшую архитектурные стили Византии и Киевской Руси. В результатев сооружениях, созданных мастерами этой школы, проступили оригинальные черты, проявилсясвой стиль, оказавший существенное влияние на зодчество сопредельных городов и соседнихкняжеств. Следы полоцкой архитектуры заметны в других древних городах Беларуси ипограничных регионах России, Украины, Польши. С ориентацией на полоцкий стиль былипостроены, например, Борисоглебская церковь в Новогрудке, церковь Петра и Павлана Синичной горе в Новгороде, церковь архангела Михаила в Смоленске.
В период зарождениясамобытной, стилистически разнообразной старобелорусской архитектуры наряду с полоцкойшколой формировались гродненская, витебская и другие школы со своими отличительнымиприемами и конструктивными формами культового и замкового зодчества.
Представляет интересархитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе,построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частичноразрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облики интерьер. Стены украшены фресками, пол выложен квадратными и треугольными майоликовымиплитками желтого, зеленого и коричневого Цвета. В верхние части стен были искусновмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковьвыглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамическоймайоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркиваетуникальность данного культового сооружения. Среди белорусских храмов XII в. Коложскийотличают установленные в нем четыре круглых столба. Сегодня этот первенец православно-романскогостиля нуждается в срочной системной реконструкции.
Мозаикой, фресками,разноцветной майоликовой плиткой в Гродно также были украшены Нижняя и Пречистенскаяцеркви и княжеский терем XII в. Возможно, церковь XII в. в Волковыске и гродненскийНижний храм возвел один и тот же самобытный и талантливый зодчий, имя которого,к сожалению, не сохранилось. Гродненская архитектурная школа развивалась под воздействиемполоцкой и волынской.
Представлениеоб архитектурных школах других городов древней белорусской земли давали, например,витебская Благовещенская церковь XII в. (уничтожена в 1961 г., отстроена в 1990-ег., туровский храм. Там, где он стоял, найдены саркофаги с останками похороненныхсвятых.
Из кирпича и камняв Беларуси, начиная с XIII в., возводились не только культовые и светские здания,но и оборонительные сооружения разного типа: замки, башни, ворота. Укреплялись сцелью защиты от нападения и храмы. В XIII– XIV вв. в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке,Каменце и других городах были построены оборонительные башни, упоминающиеся в специальнойлитературе как волынские башни, или башни волынского типа. Похожие строения в XII–XIIIвв. воздвигались в регионах Скандинавии, Центральной и Западной Европы и Прибалтики.На территории Беларуси сохранилась лишь одна такая башня – Белая вежа (г. Каменец),датируемая второй половиной XIII в. Ее высота около 30 м. По мнению исследователей,волынские башни являются переходным типом белорусского фортификационного сооруженияот деревянных к каменным замкам европейского типа.
С развитием военногодела, появлением огнестрельного оружия в XIV–XV вв. на смену отдельным башням пришлимногобашенные каменные замки с обводными каналами и мощными высокими стенами, имеющиминесколько ярусов бойниц. В XIII–XIV вв. были возведены хорошо укрепленные замки:кревский, лидский, витебский и гродненский (Верхний замок). В конце XV в. началосьстроительство новогрудского замка, сынковичской церкви-крепости и других подобныхсооружений с ярко выраженными оборонительными компонентами.
Таким образом,в X–XV вв. на белорусских землях сформировались оригинальные архитектурные школы,сочетавшие местные древние традиции со строительным опытом киевской и византийскойшкол. В это время были заложены основы и созданы первые образцы самобытного градостроительства,оборонительного зодчества. Облик городов во многом стал определяться культовымисооружениями, получившими распространение в связи с принятием христианства.
Наиболее значительнойпризнана Полоцкая архитектурная школа. Построенные ее мастерами в XI–XII вв. храмыи другие каменные сооружения стали знаковыми памятниками прошлого, нашей национальнойгордостью, положили начало отечественной архитектуре. Полоцкая школа оказала заметноевоздействие на белорусское зодчество XIII– XV вв. В целом творения отечественныхзодчих эпохи средневековья повлияли на архитектурные стили славянских народов иорганично вошли в общенациональную культуру Беларуси.
Развитие ремесели прикладного искусства. Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцовв условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговыхсвязей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи,графики, мелкой пластики. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивалисьхудожественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезноедело. Творчески обогащая эти и другие виды народного прикладного искусства, простыеремесленники и мастера практиковали разнообразные приемы плавки, литья, ковки, волочения,гравировки, штамповки, а также совершенствовали технологии эмали, скани, черни,инкрустации. Для производства домашней утвари, оружия, украшений, орудий труда использовалисьдерево, железо, бронза, медь, серебро, золото, стекло, камень, кость. Славилисьмастерством полоцкие золотари, о чем свидетельствуют, например, «следы» четырехювелирных мастерских X–XII вв., обнаруженные археологами.
Сохранилось множествотехнически филигранных изделий высокого эстетического уровня. Самым известным памятникомювелирного искусства являлся уже упоминавшийся крест, созданный мастером ЛазаремБогшей в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой и переданный ею Спасской церкви женскогомонастыря. Похожие кресты были широко распространены в Византии и южнославянскихстранах.
Богша сделал крестиз твердого дерева, украсил его золотом, серебром, бронзой, драгоценными камнями.Деревянное основание обложил золотыми пластинками с миниатюрами, изображавшими святыххристианской церкви (в том числе четырех евангелистов, саму Евфросинью, ее родителей,апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила), которые перемежались сорнаментальными изображениями фигур. В крест он вмонтировал святые реликвии: частичкукреста Господнего с каплями крови Иисуса, кусочек камня от гроба Богородицы, частимощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Дмитрия. Все миниатюры мастервыполнил в технике перегородчатой эмали, отдав предпочтение синим, красным, белыми зеленым цветам.
Крест Евфросиньибыл не только памятником ювелирного мастерства, но и уникальным свидетельством письменности,религии, хозяйства начального периода белорусской истории. Надписи на нем давалипредставление о правилах правописания той эпохи, кроме того, они сообщали, кто икогда сделал крест, сколько и какого материала было потрачено, сколько стоили труди драгоценные металлы. Судьба креста оказалась сложной и загадочной. В начале ВеликойОтечественной войны он исчез из здания Могилевского обкома партии и следы его затерялись.Учитывая значение этой национальной святыни, участники съезда белорусов ближнегозарубежья (1992) предложили создать копию реликвии. После многочисленных экспериментови большой подготовительной работы брестский мастер Н. Кузьмич выполнил этот сложный,но почетный заказ. Крест передан в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь. В последующеммастер воссоздал и раку (гроб-саркофаг для хранения мощей) Евфросиньи Полоцкой.
Среди других произведенийдревних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениямисвятых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Онабыла найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. В этой работе чувствуетсявлияние византийского, романского и древнерусского стилей. Подобные иконки находилитакже в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.
С появлением гончарногокруга производство предметов из глины стало более технически и эстетически совершенным.Керамические изделия украшались прямыми, волнообразными, зигзагообразными линиями,насечками в виде елочек, цепочек.
В XIV–XV вв. былоналажено производство художественного стекла в Полоцке, Гродно, Новогрудке, Турове.Из него делали разноцветные браслеты, а также кубки, сосуды, бокалы. Дома богатыхгорожан имели стеклянные окна.
На территорииБеларуси найдено много декоративных шахматных фигурок, пуговиц, печатей, крестикови других изделий, свидетельствующих о высоком уровне художественного мастерстванаших предков. Так, самыми ранними образцами шахматных фигурок, выполненных из камняили кости, являются фигурки коней, найденные на реке Менке под Минском (XI в.),в Новогрудке и Турове (XII в.). В других местах обнаружены также старинные шахматныеслоны, ладьи, пешки, короли, ферзи.
Изобразительноеискусство. По мере строительства христианских храмов все более распространяласькультовая живопись, соединявшая местные традиции с лучшими византийскими и старорусскимииконописными образцами. Наиболее давними являются фресковые росписи Софийского собораXI в., Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей первой половины XII в. вПолоцке. В Спасо-Преображенской церкви привлекают внимание фрески «Голова святой»,«Молящийся святой», «Василий великий». Известно, что церковь расписал мастер Кузьмас помощниками. Реставраторами найдено и восстановлено много рисунков. Для фресокСпасо-Преображенской церкви характерны психологическая глубина, эмоциональность,духовная активность образов. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классическойвизантийской манерой живописи XI– XII вв., а также, вероятно, с приемами романскогоискусства.
В витебской Благовещенскойцеркви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воинаи других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских ироманских форм – наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.
В XIV–XV вв. вдревнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихсяикон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половинаXV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.).В упомянутых и им подобных образцах еще прослеживаются традиции древнерусского искусства.Одновременно в стиле белорусской иконописи обнаруживается связь с западноевропейскимкультовым искусством. Убедительным тому примером может служить найденная в Слуцкомрайоне икона «Богоматерь Одигитрия» (конец XV – начало XVI в.), в которой используетсядревнерусская манера письма в сочетании с приемами белорусского культового искусстваи одновременно угадывается влияние итальянской и так называемой итало-критской школрелигиозной живописи эпохи Возрождения. Обращает на себя внимание богатая орнаментациянимба и фона. Образы святых, строгие и неподвижные, полны печали, но их глаза –живые человеческие глаза. Эта деталь придает ликам печать земной духовности.
В целом в эпохусредневековья для белорусской иконы были характерны живость и жизнеподобие образовсвятых (они смотрят на землю), богатство орнаментальных украшений оклада и фона(узорчатость), сочность и яркость красок. В византийской иконе преобладают темныетона и сухие суровые лики. Белорусская икона отличалась от русской тем, что нимбнад головой Христа, Богоматери, святых орнаментально прорабатывался. В русской жеиконе он всегда был гладким.
'Одигитрия (сгреч. – Путеводная) в византийской иконографии – один из ведущих канонических изображенийБогоматери с младенцем, сидящим на левой руке с жестом благословения. Название происходитот константинопольского монастыря Одегон. Этот иконописный многовариантный канонвстречается уже в древнерусском искусстве домонгольского периода.
Произведений светскойстанковой живописи, датируемых XIV–XV вв., на территории Беларуси не найдено. Однакоесть свидетельства о появлении в последние два века белорусского средневековья предпосылочныхобразцов портретного жанра, которые зафиксированы в контексте культовой фресковойживописи. Имеются в виду отретушированные лики государственных деятелей, князей,княгинь и членов их семей. Так, в «Хронике» М. Стрыйковского есть запись о виденныхим на фресках в Замковой церкви Витебска изображениях княгини Ульяны и ее мужа Ольгерда.В XV в. в схожей манере были написаны портреты Анны Радзивилл, слуцкого князя А.Олельковича, известного магната А. Ходкевича. Фресковая живопись украшала княжескиедворцы в Вильно, Троках, Витебске, Полоцке, Гродно, а также церковь в Сынковичах.Белорусских мастеров ценили за искусность и приглашали на работу в Краков, Люблини другие польские города. Известно, например, что придворным живописцем у короляЯгайлы около 10 лет был Якуб Венжик из Беларуси. Фресковые картины белорусских художниковна территории Польши сохранились, как правило, только во фрагментах, но они имеютбольшую историческую и художественную ценность, представляя особый интерес с точкизрения становления культурных связей двух соседних народов.
В XII–XIII вв.стали распространяться иллюстрированные рукописи с рисунками-миниатюрами. Большойинтерес в этом плане представляет Радзивилловская летопись (датирована 1485–1495гг., но переписана, вероятно, с более ранних оригиналов), в которой более 600 рисунков.Среди них есть и миниатюры, обращенные в далекое прошлое. Образы евангелистов Матвея,Марка, Луки, Иоанна встречаются в Оршанском, Лавришевском, Шерешовском и ряде другихевангелий, славящихся своим художественным оформлением. Со временем в белорусскойминиатюре усилилось западноевропейское влияние, проявившееся в жизнеподобных картинах,исторических и бытовых сценках, напоминающих сюжетные композиции мастеров итальянскогоПроторенессанса и Раннего Возрождения.
Культурный бытнаших предков, их обрядовый фольклор были тесно связаны с пением, музыкой, танцами,театрализованными выступлениями талантливых певцов, сказочников, музыкантов, танцоров,жонглеров. По городам и весям ходили «веселые люди» – скоморохи, для которых нехитроеискусство было главным занятием и средством существования. Скоморохи участвовалив языческих и христианских обрядах, сопровождали войско в военных походах, без нихне обходились княжеские застолья, свадьбы, различные праздники. О выступлении скомороховрассказывают рисунки Радзивилловской летописи. Благодаря этим миниатюрам белорусскиймастер В. Пузыня в 1993 г. воссоздал древний белорусский музыкальный инструментхорум, напоминающий тыкву-шар с вставленной в него жалейкой. Несколько ранее, в1980-е гг., он реконструировал сурму, басэтлю, дуду, усовершенствовал лиру и жалейку.
К музыкальныминструментам, возникшим в период становления белорусской народности, относятся такжетрубы, бубен, рог, гусли, барабан и другие традиционные для восточных славян инструменты.С принятием христианства стало развиваться церковное пение, адаптировавшееся к этническиммузыкальным традициям, национальному мелосу.
В средние векапроизошло формирование новой народности, солидаризировавшейся с мигрировавшими наее территорию этносами, становление уникальной пограничной цивилизации, утвердиласьбелорусская государственность. Сложились национальная картина мира со своими базиснымисимволами, литературный (старобелорусский) язык, ставший государственным, сам стилькультуры коренной народности, который усваивали и обогащали соседние национальности.Однако ход становления национальной цивилизации существенно осложнили размежеваниеи колебания политической элиты между «Востоком» и «Западом», противоборство междуправославием и католичеством. Положили начало глубоким духовно-нравственным исканиямвыдающиеся деятели христианского Просвещения. Христианство, несмотря на конфессиональныйраскол, значительно ускорило развитие отечественной культуры, придало ей разнообразие,эстетическую выразительность и духовную насыщенность.
Белорусская культураIX–XV вв. набирала силу, следуя демократическим тенденциям, воздействовала на бытовойуклад, образ жизни разных сословий. Возрастал образовательный и духовный уровеньгородского населения. Отечественная культура в эпоху средневековья испытывала влияниекультур других стран и народов и, в свою очередь, оказывала обратное воздействие.На всех направлениях ее развития сформировались свои национальные школы, подходыи стили, появились высококвалифицированные мастера-ремесленники и талантливые зодчие,создавшие самобытные произведения и архитектурные сооружения.
В эпоху средневековьяна белорусских землях интенсивно развивались архитектура, живопись, декоративно-прикладноеи музыкальное искусство; совершенствовались мелкая пластика, техника фрески, иконописи,книжной миниатюры; возникали новые стили и направления художественного творчества;оттачивалось мастерство ремесленников, а вместе с ним ширился ассортимент и рослоэстетическое качество их изделий. В прикладном искусстве широко использовался орнамент,им украшались оружие, одежда, книги и др. Обязательными элементами орнамента быликресты, розетки и другие геометрические фигуры, вошедшие затем в арсенал резчиковпо дереву и мастериц вышивки последующих поколений. С перепиской книг и расцветомискусства книжной миниатюры связано развитие графики, до сих пор почитаемой в Беларуси.

Список использованныхисточников
1. Культурология. Учебноепособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.
2. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
3. Ширшов И.Е. Культурология– теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.