Реферат по предмету "Религия и мифология"


Величайшая мусульманская религия - Ислам

Введение
Ислам- одна из трёх величайшихрелигий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточныхпустынь.Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в ЦентральнойАзии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём миреисповедуют ислам.
Название «Ислам» происходитот арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеетещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом более полное названиеэтой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизньчеловека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называетсямусульманином.
Ислам можно считать«братской» религией по отношению к иудаизму и христианству. Поэтому историю идаже сущность ислама невозможно по- настоящему понять в отрыве от двух его«старших братьев». Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Этоозначает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев этоТора, для христиан — Библия, а для мусульман- Коран, собрание откровений,Которые Мухаммад, основатель ислама, получил от Бога.

1. Происхождение ислама
Религия родилась в средеарабских племен Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древнихисточниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев — кочевник. Угреческого историка Геродота слово «арабы» — синоним аравийцев (жителейАравии). Характерно, что сами они этот термин не употребляли. Арабы периодараннего средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлсястарейшина с наследственной властью — шейх. Племена объединялись в союзы.Известны союзы североаравийских и южноаравийских племен. Племена постоянновраждовали между собой, совершая набеги и угоняя скот, женщин и детей. Чащевсего все это возвращалось противнику за выкуп.
Большинство аравийцевзанимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдовпо пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв— житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный миркочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. Его отличалаэтика воина. Так, аравийский поэт VI в. аш-Шанфара пишет:
Я не слабосильный трус,который постоянно сидит при жене,
расспрашивая ее о своем делеи советуясь, как ему поступить.
И не припавший к землестраус,
сердце которого топоднимается, то опускается.
И не сидящий дома кокетливыймуж,
который и утром и вечеромрасхаживает,
покрытый благовониями иразукрашенный сурьмой.
Понятие морали у бедуиноввключало в себя одновременно смелость и великодушие (смелость — для защитысвоего племени, великодушие — по отношению к врагу, за исключением случаевкровной мести), широкое гостеприимство и верность данному слову (что, впрочем,не мешало им быть неисправимыми должниками). Вместе с тем кочевникам не быличужды жестокость и коварство, мстительность и злоба.
Противоречивый духовный миротражался также и на религиозных верования аравийцев. Господствующей религиейбедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилиебожеств, которых насчитывалось до 350. В языческий пантеон входили Аллах, Узза,Манат. У многих племен Северной и Центральной Аравии Аллах был верховнымбожеством. Он воспринимался как далекий от людей создатель мира, непокровительствующий какому-то конкретному племени. Его святилищ почти несуществовало. Супругой Аллаха была Узза, дочерью — Манат, иногда обе богинисчитались его дочерьми.
Наиболее распространеннымисреди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался впоклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитскаябейт-эл — жилище бога), внутри которого находились идолы-божества. Вокругбетила два раза в год устраивались культовые процессии. Такой пантеоннаходился, например, в Мекке. Его возглавлял бог — покровитель рода КурейшХубал. Душам умерших родственников совершались жертвоприношения. С культомпредков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиознымдолгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. Среди арабовтого времени были и такие, кто осуждал межплеменные распри, справедливо считая,что они ведут к самоуничтожению родов. Поэт Оби Сульма (530—627) писал:
Война — это то, что вы уже позналии испытали (на себе),
а не выдуманный рассказ.
Кто ее разожжет — навлечетстрашную беду,
если ее раздуть, оназапылает и спалит все вокруг.
Она подобно мельничнымжерновам перетрет вас,
родив, оплодотворится сноваи принесет двойню».
В противовес политическимверованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура — культура единобожия(монотеизма). Ее основу составили иудаизм, зороастризм и христианство.Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воинысоседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии, В I—VI вв. на территорииполуострова существовали ранние государства. В Южной Аравии их насчитываютшесть, в Северной — три. Это были слабые образования, жители которых, какправило, являлись данниками могущественных Византии, Эфиопии и Ирана, аправители — их ставленниками.
В других районах Аравиимонотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основномбыл распространен среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдольпобережья Красного моря. Многие из них имели значительные земельные владения ибольшие капиталы. Известно, что крупными центрами проживания иудеев были Меккаи Йасриб. Христиане в отличие от иудеев были разобщены как по этническому, таки по церковному признакам. Это были, как правило, мелкие торговцы, людисвободных профессий, чернорабочие. Одни придерживались несторианства, другиебыли монофизитами. Большая часть христиан не принадлежала к арабским племенам.Они были людьми пришлыми.
В среде арабов наблюдалисьобщественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело кукреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другиминародами. Вместе с тем в VI—VII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усилениесоциального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастуюобъяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занималисьмногие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое«пророческое движение».
Историкам известныпроповедники Мусайлима, Саджжах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждалиязычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще другихфигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджжах из племени талимдействовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она принялаислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установитьсвою власть в Йемаме, ал-Асвад — в Йемене. Проповедников единобожия называлиханифами (благочестивыми), а их верования — ханифством. В 10-е гг. VII в. начинает своюпроповедническую деятельность купец Мухаммед — основатель ислама. Аравийскиепроповедники, несомненно, испытали влияние иудео-христианской религиознойсистемы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировалиВетхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, изкоторой произрастали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.
Таким образом, возникновениеислама связано прежде всего с развитием духовного мира аравийских племен I—VII вв. от политеистических кмонотеистическим религиозным воззрениям. Эта эволюция была вызвана разложениемродоплеменных отношений, социальным расслоением общества, формированиемарабского этноса. Постоянные междоусобные войны и поражения в битвах с сильнымисоседними государствами усиливали разочарование в язычестве. Многочисленные итесные контакты арабов с богатыми и процветающими народами монотеистическойверы как бы демонстрировали преимущества единобожия. В этой обстановке в VI-VII вв. началась своеобразнаярелигиозная революция на Аравийском полуострове.
2. Коран и Сунна –«священные книги» мусульман
Коран — величайший памятникисламской духовной культуры, «священная книга» мусульман. Ее используют вритуальных целях и читают на досуге. Коран переведен на все европейские языки,его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли. Название«священной книги» мусульман происходит от арабского слова ал-кур'ан, чтоозначает «чтение вслух, наизусть». Первоначально этот термин употреблялсяпророком Мухаммедом для обозначения отдельных откровений и проповедей,излагавшихся им в Мекке и в Медине. Некоторые его сподвижники воспроизводили ихпри жизни пророка по памяти. Существовали также отдельные, отрывочные записиего откровений. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записиполного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда послеего смерти в 632 г. Они отличались друг от друга количеством и порядкомрасположения, названием отдельных глав, написанием ряда слов и т.п. Наличие многочисленныхредакций вызывало богословские и политические споры между единоверцами. К томуже мекканская община, ведя религиозные войны с бедуинскими племенами Аравии,нуждалась в духовном оружии, каковым должна была стать единая «священнаякнига». По приказу третьего халифа Османа была образована специальная комиссияпо составлению единого текста такой книги. Ее возглавил придворный чиновник ибогослов Зайд ибн Сабит, известный тем, что он занимался редактированием Коранаеще при первом праведном халифе Абу-Бекре. Вскоре текст Корана был утвержденкак канонический, а его составитель получил от халифа Османа щедрый подарок —100 тысяч дирхемов. Предание гласит, что халиф Осман был убит как раз во времячтения зай- довского списка Корана и следы его крови запечатлелись на этойкниге. Самые ранние, сохранившиеся доныне списки, относятся к концу VI — началу VIII в. В последующем текстКорана подвергался шлифовке — улучшалась грамматика, закреплялись способы егочтения и т.п. Последние изменения в текст были внесены в 1919, 1923 и 1928 гг.в Каире. Именно каирская редакция признана подавляющим большинством нынешнихмусульман в качестве окончательного канонического текста.
В России предпринималосьнесколько попыток перевода Корана на русский язык. Первоначально оригиналомпослужил французский перевод. Так, А.С. Пушкин, создавая свои незабываемые«Подражания Корану», пользовался переводом с французского, сделанным виднымрусским драматургом М.И. Веревкиным, членом Российской академии. С арабскогооригинада Коран был впервые переведен профессором Казанской духовной академииГ.С. Саблуковым в 1877 г., а затем, в 20—40-х гг. XX в. академиком И.Ю.Крач-ковским. Положительно воспринят мусульманской общественностью поэтическийперевод В.М. Пороховой (1996). В настоящее время Институт востоковедения РАНосуществляет новый перевод Корана с использованием арабских комментариев и егоевропейских переводов.
Источники Корана. При первомзнакомстве с текстом Корана бросается в глаза обилие хорошо знакомых библейскихперсонажей, ветхозаветных и новозаветных. Читатель узнает о первом сотворенномАллахом человеке Адаме, о всемирном потопе и Нухе (Ное). Много страницпосвящено рассказам о деяниях и проповедях Ибрахима (Авраама) и его сынаИсмаила (Исаака). Целая глава посвящена истории о Йусуфе, сыне Йа-куба (Иосифе,сыне Иакова). Из Корана можно узнать о рождении и пророчествах Исы, сына Мариам(Иисуса, сына Марии). Наиболее часто Коран упоминает Мусу (Моисея). Встречаютсятакже рассказы о Сулаймане (Соломоне) и Дауде (Давиде).
Есть в Коране предание ополитическом деятеле древности Александре Македонском. Пророк Мухаммед (впереводе А.Ю. Крачковского Мухаммад) называет его Зу-ль-Карнай-Двурогий, т.е.обладатель символа божественного могущества. Согласно сирийской легенде VI—VII вв., Александр Македонскийзаявил своим подданным, что «бог… дал мне рога на моей голове, чтобы я сломалими государства мира». В Коране нашли свое место герои арабского фольклора.Так, в древней Аравии хорошо знали предание о мудром старце Лукмане. Его поучениясвоему народу, как говорят, были даже записаны в виде «свитка Лукмана». Коранназывает его правоверным и рассказывает о том, как Аллах даровал ему долгуюжизнь, равную жизни семи орлов. Лукман пережил свой народ, погубленный за грехиАллахом.
Таким образом, Коран впиталв себя многие источники духовно-религиозной жизни Ближнего Востока, преждевсего книги Ветхого и Нового Завета, легенды и предания арабского фольклора.Косвенно в нем звучат отголоски древней истории Средиземноморья и БлижнегоВостока. Все это составило культурную среду, в которой «родился» Коран.
Некоторые из историков впрошлом утверждали, что в Коране просто переписаны «священные книги» иудеев ихристиан. Об этом наглядно свидетельствовали заголовки некоторых книг «Что взялМухаммед из иудаизма» А Гейгера (1902) или «Зависимость Корана от иудаизма ихристианства» В. Рудольфа (1922). Такая постановка вопроса искажаетисторическую картину. Тщательно анализируя «священную книгу» мусульман,известный ученый М.Б. Пиотровский подчеркивает, что в Коране «прямых источниковзаимствования практически обнаружить не удается. Есть явные, прошедшие долгийпуть, отзвуки библейских канонических и апокрифических текстов, есть параллелик различным послебиблейским иудейским и христианским преданиям. Все это — частьединого культурного мира».
Текст Корана разделен на 114сур (от араб, ас-сура — ряд, ранг), т.е. частей или глав. В свою очередь сурыделятся на аяты (от араб, айа — знак, чудо), т.е. стихи. Каждая сура имеетназвание. Первая называется «Открывающая книгу» — Аль-Фатиха. Это своеобразныйсимвол веры:
Хвала Аллаху, Господу мировмилостивому, милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просимпомочь!
Веди нас по дороге прямой,
по дороге тех, которых Тыоблагодетельствовал, —
не тех, которые находятсяпод гневом, и
не заблудших. (1:2— 7).
Все суры, за исключениемдевятой, открываются традиционной мусульманской формулой: «Во имя Аллахамилостивого, милосердного!» (Бисмиля-ль рахман рахим). Это посвящение, дух исверхидея Корана одновременно.
Важнейшая особенность«священной книги» мусульман заключатся в том, что она не имеет единого сюжета.Коран — собрание проповедей, откровений, притч, сказаний, славословий,исходящих от Мухаммеда, произнесенных им в разное время, либо же исходящих отсамого Аллаха. Сгруппированные в суры, они относятся к двум периодам жизни идеятельности пророка — мекканскому (610—622) и мединскому (622—632). Первыенамного короче вторых. Внимательно читая Коран, видишь, что мекканские сурыимпульсивны, энергичны. Они пронизаны эмоциональной силой, необходимойМухаммеду для того, чтобы убедить слушателей в правоте Аллаха. Мединские жесуры, наоборот, спокойные, рассудительные. Они предназначены как бы дляобращенных, которым объясняются догматы веры.
В тексте Корана суры расположеныв порядке убывания стихов. Сура 2, например, содержит 286 аятов. Каждая сураимеет название. На первый взгляд, они не связаны с содержанием данной части извучат странно — «Корова», «Гром», «Трапеза», «Различение», «Муравьи»,«Нахмурился», «Гора», «Звезда», «Месяц» и т.д. На самом деле —- это ключевыеслова, символизирующие смысл данной части.
Сунна. Вторым после Коранаисточником вероучения ислама является Сунна (араб, обычай, пример) — примержизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство дляжизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина вотдельности. Сунна, объединяющая повествования о деяниях Мухаммада с еговысказываниями, представляет собой источник материала для решения всех проблеминдивидуума и общества. Поскольку ислам признает непосредственное общениепророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаютсябоговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими какбогоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодныАллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новымситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образованиихалифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.
Основной составляющийэлемент Сунны — хадис (араб, новое » известие, рассказ) представляет собойсообщение из жизни пророка Мухаммада, предание о его словах или действиях,затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.Хадис включает две части: иснад (араб, опора) — перечисление тех, кто предавалдруг другу известие о Пророке до момента его письменной фиксации, и матн (араб,текст), содержащий конкретную информацию. Согласно мусульманской традиции,иснад представляет собой доказательство истинности того, что произошло спророком Мухаммадом, поскольку опора на традицию, на мнения авторитетовявляется в исламе ведущей.
Хадисы появились не раньше90-х годов VII в. В начале VIII в. они утвердились как авторитетный источник. Активный сборпреданий прищелся на 700—720 гг. Через полстолетия они уже находились вмассовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллионахадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммаде былапочетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной.Борющиеся между собой политические группировки, религиозные секты и течениястремились опереться на авторитет Мухаммада и оправдать с помощью хадисов своипритязания и доктринальные установки. Наряду со сбором оригинального хадисногоматериала процветала фабрикация подложных преданий. Сочинительство хадисов былоне только формой литературного творчества и предметом гордости, но и способомзаработать деньги. Первыми звеньями в цепи передатчиков хадисов были саха-бы —сподвижники и соратники Мухаммада, люди, тесно с ним общавшиеся. Они составлялиэлитарную группу, игравшую огромную роль в жизни раннемусульманской общины, иявлялись коллективным хранителем учения Пророка после его смерти. Имнаследовали последующие поколения хранителей и передатчиков хадисов. Первое ивторое поколение после сахабов — их дети и внуки — сыграли значительную роль вкодификации ислама. Взлет хадисотворчества пришелся на то время, когда ушлопоколение сподвижников Мухаммада — сахабов, игравших роль гаранта достоверностихадисов. Ответственность за правдивость хадиса несли их преемники, отделенныедостаточным временным промежутком от периода жизни Пророка, из чего вытекаетпроблема тенденциозности и относительной достоверности хадисного материала.
3. Основные идейно-политическиенаправления в исламе
Уже при первых халифах вгосударстве мусульман развернулась идейно-политическая борьба. Причиной былвопрос о наследовании власти. После смерти Умара (Омара) халифом становитсяУсман (Осман). Омейяды, как известно, в свое время были противниками Мухаммеда.Прямые потомки пророка из рода Хашимитов перешли в оппозицию. Ее называли«ши-а» — партия, а сторонников шиитами. Шиитов возглавил Али бен Аби Талиб —двоюродный брат и зять пророка. С женой пророка Аишей и его дочерью Фатимой Алиподготовил заговор. В июне 656 г. сторонники Али убили Османа и власть перешлак Али. Это послужило поводом для гражданской войны. В январе 661 г. в мечетиКуфы (ныне г. Неджефабад, Иран) Али был убит. Власть вновь перешла к Омейядам.Столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск. Центральной областьюстановится богатая Сирия, а Аравия превращается в одну из провинций Арабскогохалифата.
При Омейядах (661—770)империя достигла своего расцвета. Ее владения простирались от Пиренейскогополуострова (Испания) до Северного Кавказа (Армения, Картли), Средней Азии(Харум, Фергана, Самарканд) и долины реки Инд (Синд). Управление осуществлялосьна основе веротерпимости. В отношении оппозиционеров-единоверцев властьдемонстрировала жестокость. Шииты обосновались в Иране и развернули борьбупротив господствующего клана.
Итак, с середины VII в. единая до сего временимусульманская община раскололась на две группировки — шиитов и суннитов. Шиитыпроживают в основном в современном Иране, Ираке и Азербайджане. Небольшие ихобщины имеются в Йемене и Бахрейне. По их преданию, Аллах лично указал на Аликак на своего преемника и, следовательно, закрепил верховенство за своимипрямыми потомками. За эту идею сражался Али, погиб его младший сын Хусайн(Хусейн). Последующие имамы проповедовали и, по преданию, творили чудеса, аумирая, назначали преемника. Последний, 12-й имам, по имени Мухаммад,родившийся в 873 г., внезапно исчез. Шииты считают, что он удалился в потайноеместо и ждет своего часа, когда в качестве Махди («спасителя») ознаменуетнаступление царства исламской справедливости. Шиитов отличает особое внимание кидее страдания за веру, к эсхатологии и мессианству. Им особенно близок догмато божественной предопределенности. И наконец, шииты особенно подчеркивают, чтосветская и духовная власть должны быть соединены в руках духовного лица — главымусульманской общины.
Сунниты (их в мусульманскоммире большинство), напротив, подчеркивают коллективное начало власти и приводятв пример общину самого пророка Мухаммеда, который формально не имел никакоготитула. Ссылаясь на Коран и хадисы Сунны, сунниты отстаивают выборностьдуховных руководителей. Подчеркивая значимость Сунны, сторонники этогонаправления называют себя суннитами. Это не означает, что шииты отвергают хадисы.Просто они более критичны в отношении сборников преданий и признают истинностьлишь некоторых из них.
Суннизм и шиизм породилмножество различных течений и сект. Всего их насчитывают 73. Одниабсолютизируют волю Аллаха и настойчиво пропагандируют пришествие имама Махди(махдисты, исмаилиты). Другие настаивают на том, что и сам Аллах уже не всостоянии нарушить от века им установленный порядок вещей, а человеческиепоступки объясняют свободой сознательной воли (мутазилиты).
В палитре мусульманских общинособое место занимает суфизм. Возникший в VII в., суфизм долго находилсявне закона. И только в период упадка Арабского халифата (XIII в.) он был признанофициально. Существует множество определений суфизма, каждое из которыхотражает лишь группу присущих ему признаков. Сам термин (ат-тасаввуф),вероятно, происходит от арабского суф — шерсть, поскольку грубое шерстяноепокрывало издавна считалось обычным одеянием аскета — отшельника, «божьегочеловека». Проповедник — суфий (дервиш) — странствовал, питаясь подаяниямидоброхотливых мусульман. Суфии объединялись в братства, своеобразныемонашествующие ордена. Их поведение и внешний вид напоминали верующим онеобходимости соблюдения правил мусульманской веры и образа жизни. Некоторыхкрупнейших суфийских учителей и подвижников, прославившихся своими глубокимипознаниями и благочестием, стали именовать святыми, хотя никто и никогда их неканонизировал. Им приписывали способность к сверхъестественным деяниям. Отсюдавытекает важная черта суфизма — мистицизм. Аскеты — подвижники — проповедовалиидею о непосредственной связи человека с Богом. Свою задачу они видели в том,чтобы приблизиться к Аллаху и в итоге раствориться в нем. Разрабатывалисьособые приемы достижения подобного состояния, где большую роль играли самонаблюдениеи самоконтроль. Важной чертой суфизма является антропоцентризм, т.е. стремлениепропустить действительность через призму собственного «Я». Это отражено вбогатой и разнообразной суфийской поэзии. В стихах внимание приковано к личномупереживанию Бога, анализу скрытых мотивов собственных поступков, осознаниюмусульманских истин.
В X—XI вв. популярность суфийскогообраза жизни и мировоззрения резко возросла. Появились классические труды посуфийскому богословию. Среди них наиболее известна книга «Воскрешение наук овере» Абу ал-Газали. Опираясь на Коран, суфий рассуждает о признаках(атрибутах) благочестивого мусульманина. Таковы, по его мнению, раскаяние,воздержание, бедность, терпение, любовь, страх, надежда и др. Все качествачеловека соотносятся с Богом. Например, состояние любви — это «видение своимиглазами того, чем его облагодетельствовал Аллах, а сердцем — того, что Аллахблизок к нему, заботится о нем, оберегает и выступает его поручителем».
4.Вероучение и культ ислама
Религиозные представлениямусульман не имеют четкой догматической завершенности. Различные направления висламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священныхкнигах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры:аш-шахада — исповедание веры; ас-салат (персидское «намаз») — молитва; ас-саум— пост; аз-закат (закят) — налог в пользу бедных; хаджж — паломничество.
Шахада предписываетмусульманам свято верить в единого Бога — Аллаха и считать Мухаммеда егопосланником. Все это выражается молитвенной формулой: «Нет никакого божества,кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха». Шахада возникла в ранний периодислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится ив индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В периодрелигиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид — мученик,воин, павший за веру.
Молитва — обязательноеправило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммедумолиться 50 раз в день, однако в последствии снизил это количество до пяти(утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молитьсямусульманин может индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, нополуденную, в пятницу, рекомендуется совершать в мечети. Считается, что весьпорядок моления сложился как подражание молитвенным движениям и позам Мухаммедаи закреплен памятью первых мусульман. Молящийся вначале должен совершитьомовение, и, опустившись на колени, моление совершать на чистой подстилке(коврик и т.п.). Обращаясь к Аллаху, он должен повернуться лицом к Мекке и,опустив руки вдоль тела, произнести формулу намерения совершить определеннуюмолитву. Затем поднять руки на уровень лица, ладонями от себя, и произнестиформулу возвеличения Аллаха. Далее предписывается взять левую руку в правую,прижать обе к груди, произнести слова: «Велик Аллах (Аллах акбар)» и повторитьземной поклон. Таков порядок одного цикла молитвы. В зависимости от временисуток циклов может быть от двух до тринадцати. Женщины молятся отдельно отмужчин. Молитву в мечети возглавляет имам (мулла) — руководитель общины.
Пост (саум), по преданию,установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры поприказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приемапищи, питья, вдыхания табачного дыма и т.п., т.е. от всего, что отвлекает отблагочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествампредаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах,чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздаватьмилостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течение рамадана. Освобождениеот него получают больные и престарелые люди, кормящие женщины, а такжепреступники, не отбывшие наказания и т.п. Существует практика индивидуальныхпостов, которые мусульманин может принять добровольно. Обычно для нихизбираются дни полнолуний, понедельники и четверги. Рекомендуется поститься и вдни солнечных и лунных затмений, а также во время эпидемий, стихийных бедствийи военной опасности.
Налог мусульман в пользубедных (закат) берется с состоятельных, имущих. Первоначально он был налогом сбедуинов после взятия Мекки Мухаммедом. Закат обычно взимается со скота, денег,товаров и т.п. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуютсябедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники.
Хаджж — паломничество —пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершитьпутешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима.Хаджж совершается в месяц зу-л-хиджжа. Кто не способен сделать это сам, можетпослать вместо себя своего заместителя. Паломничество — строгорегламентированное путешествие. Одетые в кусок белой ткани (ихрам) верующиесемь раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы, где находится такназываемый «черный камень» — главный объект поклонения. По преданию, «черныйкамень» раньше был белым яхонтом, который почернел из-за греховности людей.Аллах даровал его Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. После потопаКааба разрушилась. Старый фундамент здания отыскали Ибрахим и его сын Исмаил,которые возвели его вновь. После проповеди в главной мусульманской мечетипаломники совершают жертвоприношение, затем бросают камешки в три столба,символизирующие сатану — Иблиса. Главный же обряд хаджжа — стояние у горыАрафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь,молятся. По завершении хаджжа паломник получает звание хаджи и право носитьзеленую чалму.
5. Мусульманское право. Шариат
Ислам в отличие отхристианства не знает какой-либо церковной организации. В мусульманском мире небыло соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль всохранении единства мусульман и целостности вероучения играет право (ал-фикх).Детальной проработкой норм жизни ислам отличается от других религий.Какого-либо специального кодекса не существует. Однако мусульманские богословысистематизируют те или иные правовые положения. Их источником служат Коран иСунна. Совокупность мусульманских правовых норм, отраженных в «священныхкнигах», называется шариат (от араб, аш-шариа ~ прямой, правильный путь, закон,предписание).
Мусульманское право делитвсе поступки человека на пять категорий — обязательные, рекомендуемые,разрешенные, порицаемые и запрещенные. Обязательно мусульманин должен,например, совершать ежедневную пятикратную молитву; считать сатану своимврагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливосодержать жену, не проявляя по отношению к ней актов насилия. Рекомендуетсязнать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным, воспитыватьсирот; совершать хаджж; жене подчиняться мужу; не таить обиду более трех дней(если это не вредит вере) и т.п. Мусульманам разрешается иметь до четырех жен,если муж в состоянии их обеспечить; принимать подарки; держать дополнительныйпост и совершать дополнительный хаджж; нуждающемуся давать деньги в долг, нобез процентов. Шариат возбраняет: продавать товар тому, кто больше платит;говорить истину за глаза о человеке; смотреть на лица посторонних женщин снедозволенными мыслями и т.п. И наконец, запрещено убить человека, который непокушался на жизнь мусульманина; воровать; грабить; издеваться над живымисуществами, пытать людей; обвешивать; продавать испорченные товары; невыплачивать долги; запрещены аборты; нельзя есть свинину, употреблять в пищукровь убитых животных, пить спиртные напитки; категорически запрещаетсясамоубийство.
В период классическогоислама шариат неукоснительно соблюдался. В последнее время он все болееотступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странахВостока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например вИсламской Республике Иран, в Исламской Республике Пакистан. На родине пророка,в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уголовного игосударственного права.
Все человеческие существаявляются творением Бога и любимы Им. Поэтому существуют определенные основныеправа, которые разделяются всем человечеством — и мусульманами, и немусульманами.Все люди имеют право на еду, на одежду, образование и заботу со стороныобщества, которое управляет их существованием.
В каждом обществе есть люди,которые по причине болезни не могут работать или слишком слабы, чтобы преуспетьв поддержании и в ведении достойной жизни. Не следует забывать также и о детях,потерявших родителей, женах, потерявших мужей, и стариках, которые не могутбольше са- остоятельно заботиться о себе. Любое общество, уважающеечеловеческое достоинство, не позволит таким людям прозябать в безысходности инищете.
Обязательства, налагаемыеисламом. Ислам обязывает богатых и здоровых людей поддерживать менее удачливыхв этом отношении собратьев. Общество не имеет права издеваться или угнетатьслабых людей или беспричинно лишать их свободы. Общество не имеет праваодурманивать людей пропагандой или склонять их к чему-то против естественной ихволи, способности и сознания.
Человеческие права дарованылюдям Богом, а не каким-либо правителем или правительством, и обязанностьмусульман состоит в активной защите данных прав. Иначе это может привести кпотере всяческих прав, а в дальнейшем и к тирании и страданиям.
«Тот не войдет в Рай, чейсосед слывет грешником» (хадис Муслима).
«Не быть тебе истиннымверующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе» (Бухари,Муслим).
Права человека,исповедующего ислам:
Право на жизнь.
Право на равенство.
Право на свободу.
Право на свободу мнения.
Право на политическуюсвободу.
Право на эмиграцию иубежище.
/>Право на труд, обеспечивающий достойную жизнь.
Право на правосудие.
Право на равенство передзаконом.
Право на защиту личнойчести.
Право на социальноеблагосостояние.
Право на брак.
Право на частную жизнь ибезопасность.
Право на достоинство.
Право на образование.
Право на протест противтирании.
Право на свободу выражений.
Право на свободу собраний.
Право на свободу совести иубеждений.
Право на защиту религиозныхчувств.
Право на участие вгосударственных делах.
Право на достойную жизнь.
В Коране и хадисахсуществует множество изречений по поводу человеческих прав:
«И почему вам не подвизатьсяв битвах за путь Божий, и для защиты слабых из мужчин, женщин, детей, которыеговорят: Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого беззаконны;поставь нам от Себя защитника, поставь нам от Себя покровителя» (Коран, сура4:77).
«Как нарушаются права? Праванарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживаетгрешников от заблуждений» (хадис Таргиба).
«Тот из вас, кто видит нечтонепотребное, должен исправить это с помощью руки своей; если же у него нехватит сил на это, тогда он должен постараться исправить это словом уст своих;но если и на это у него не хватит сил, то он по меньшей мере должен ужаснутьсяэтому всем сердцем своим» (хадис Муслима).
Совесть для мусульманина —вернейшее руководство. К ней всегда должно прислушиваться, ибо в ней скрываетсяволя Аллаха. Пророк считал, что верующий человек должен радоваться добрым своимдеяниям, а злым деяниям — огорчаться. Когда Его спросили, в чем грех, Он ответил:
«Когда нечто тревожит вашесердце, это нечто — греховно, его следует отбросить» (хадис Ахмада).
Более того, Пророк весьма неодобрял лицемерие. Он сказал:
«Взгляните на свои ошибки.Это удержит вас от поисков чужих ошибок. Никогда не ищите ошибок в делах другихлюдей, ибо это грешно с вашей стороны — указывать другим на их ошибки, пока неизбавились вы от своих».
6. Основные правила
Правила поведения внутридома. В Коране разъясняются законы, регулирующие поведение внутри дома: «О вы,которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели вашидесницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре,около полудня, когда вы снимаете одежду, и после молитвы вечерней — три наготыу вас. Нет ни на вас, ни на них греха после этого: тогда ходите одни из вас кдругим… А когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просятпозволения, как просили те, кто старше их...» (Коран, 24:58).
В этом аяте описываютсянекоторые правила поведения в семейном кругу. Домашний персонал и дети (недостигшие половой зрелости) имеют относительно свободный доступ, могутприходить и уходить в любое время дня. Но для них также существуют определенныеограничения. Ночью и до утренней молитвы они должны просить разрешения войти,потому что они могут нарушить сон взрослых, либо застать их неодетыми или приодевании. То же самое касается полуденного отдыха и времени после последнейночной молитвы. Для взрослых существуют более строгие правила: они дожны влюбое время просить разрешения у хозяев войти в дом или квартиру, комнату,постучав или испросив разрешения.
«Три наготы» буквальноозначает три периода обнажения. Это выражение можно понять и в буквальном, и впереносном смысле. Понятие «аура» в первую очередь обозначает части тела,которые взрослый человек может обнажить только перед своим супругом или передврачом в случае болезни. В переносном смысле этим обозначается духовная«нагота», относящаяся к ситуации или обстоятельствам, в которых каждый имеетправо на уважение интимной сферы. Число «три» не обозначает, разумеется,перечисления, это лишь указание на то, что подобные ситуации повторяются и дажечлены семьи должны уважать частную жизнь друг друга.
Правила поведения гостя.Поддержание родственных связей, посещение друг друга, приглашение в гостиявляется в мусульманском обществе очень желательным и поощряемым действием. Отженщины во многом зависит гостеприимство дома, радушие и щедрость к гостям,укрепление дружбы и симпатии между родственниками, друзьями и соседями.
Всевышний Творец разъясняетлюдям нормы приличия, которых должны придерживаться те, которые идут в гости вчужой дом: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, покане спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это лучше для вас, —может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, покане позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!», — то возвращайтесь. Это —чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете» (Коран, 24:27, 28).
В доисламское время былопринято входить в чужие дома без стука. Гостя замечали тогда, когда он уже былв доме. Порой это приводило к тому, что гость заставал хозяев в неловкомположении или сам попадал в положение, способствующее греху. Ниспослание этогоаята положило конец таким случаям. Человек, желающий войти в чужой дом долженубедиться, что его приход для хозяев не является неудобным и что он желанныйгость.
Просьба для любезногоразрешения не ограничивается домами других. Входя в собственный дом, достаточногромко поздороваться, чтобы предупредить мать, сестру, жену или другихдомочадцев о своем присутствии.
Исламский принцип — суважением просить разрешения и приветствовать — обеспечивает безопасностьчастной жизни. Право на защищенную частную жизнь предусматривает не только входнезнакомцев в дом, но распространяется и на подглядывание, подслушивание,чтение чужих писем. Нельзя заглядывать в открытые двери чужих домов, квартир.
Единственное исключение,когда можно войти в дом без разрешения, — в крайних случаях, например, припожаре, медицинской помощи, обнаружения кражи, взлома и т.п.
Если никто не отвечает,нельзя входить в дом без согласия владельца. Гостю нужно два-три раза постучатьи уйти, если к этому времени не будет приглашения войти. Не допускается бытьнастойчивым, навязчиво стоять у дверей, если не дано разрешения. Если просятуйти, то сделать это нужно немедленно, без ожидания объяснения причины. Никтоне должен обижаться, если ему не дадут разрешения войти, потому что каждыйимеет право отказать в случае занятости, личных обстоятельств.
Одежда. Люди, повидавшиемир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как исламское одеяние,скрывается величайшее множество стилей и фасонов. Основные же характеристикиисламского одеяния — это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуетсяглавным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одеждывсегда будут скромны и, по возможности, чисты.
Некоторые европейскиеженщины, скорее всего, посчитают одежду мусульманок невзрачной, тусклой иизлишне стесняющей движения, однако мусульманские женщины имеют по этому поводусобственное мнение. Они предпочитают одеваться скромно и считают откровенные ивызывающие одежды лакомой приманкой для низких мужских инстинктов, ибо, по ихмнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как «на объектсексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Онихотят, чтобы мужчины обращали прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум инрав женщины.
«Каждая религия имеетхарактеристику, и характеристикой ислама служит скромность» (Ибн Маджа).
Мусульманские женщины могутносить любой тип одежды, памятуя о том, что одеяния не должны привлекатьизлишнего внимания со стороны, будучи либо слишком открытыми и прозрачными,либо слишком обтягивающими и короткими и т. д. Некоторые типы одеждпредставляют женщину в весьма пикантном виде, не скрывая всех ее прелестей.Единственная цель таких нарядов заключается в привлечении к вырядившейся особестрастных «пожирающих» мужских взглядов, так что носить такие одежды, конечно,весьма опрометчиво и неразумно. Особым отличительным одеянием мусульманскойженщины служит покрывало хиджаб, головной платок из любой материи и любогофасона, скрывающий от посторонних взоров волосы женщины. Начало этому обычаюположили жены Пророка, да и Сам Пророк однажды сказал, что девушка, достигшаяполовой зрелости, обязана скрывать покрывалом свое тело, оставляя открытымитолько лицо и руки.
Особых правил относительномужской одежды немного. Некоторые из них регулируют особый стиль паломническойодежды ихрам и предписывают определенные требования к одежде, допустимой вмечети. Во время молитвы далее в самых примитивных условиях мужчины должны поменьшей мере прикрыть чресла.
Мужчинам не позволяетсяносить одежды, сделанные из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либокожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет имзначительные неудобства. Им не следует носить никаких иных украшений, кромеобручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым.
Пища. В исламе пища являетсялибо халал, либо харам. Та, что халал, — дозволена, а та, что харам, —запретна. Подобное разделение определяется не личными предпочтениями того илииного верующего, но всеобщей покорностью и дисциплиной. На своих жизненныхпутях верующие руководствуются заповедями Аллаха, и даже такая насущнаяпотребность человека, как потребность в питании, строго регулируетсяопределенными установлениями.
Аллах сотворил эту Землю иплоды ее во благо человечества, установив, однако, некоторые ограничения виспользовании их.
«Верующие! Ешьте из техблагих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Емупоклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, надчем, при заколении, призывался кто либо другой, а не Бог» (Коран, сура 2:167,168).
«Вам запрещается в пищумертвечина, кровь, мясо свиньи; то, над чем, при заклании, призывается кто-либодругой, а не Бог; скотина удавлен-ная, умершая от удара, убившаяся падением свысоты, забоданная рогом; та, которую заел хищный зверь, кроме той, которуюочистите; приносимое в жертву идолу» (Коран, сура 5:4).
Во-первых, мусульманину неследует есть мясо свиньи или любой другой продукт, содержащий свинину. Этоотнюдь не означает, что новообращенному в ислам достаточно всего лишьотказаться от свиных сосисок, колбасы, бекона и ветчины. Запрет на свининуозначает и то, что ему отныне придется проверять каждый продукт на содержаниеживотных жиров, ибо этот жир может оказаться свиным.
На Востоке свинья считаетсянечистым животным, и справедливо, ибо склонна она к поеданию нечистот. Внекоторых местах свиней специально используют как своеобразных «утилизаторов»,скармливая им пищевые отходы и помои. По этой причине ни один мусульманин неможет представить себе, как можно есть блюдо, приготовленное из столь нечистого,отвратительного существа. Предложить мусульманину блюдо из свинины — то жесамое, что предложить ему отведать, например, нечистот; некоторые мусульманезаболевают только лишь от одного вида свинины.
Мясо других животных, таких,например, как корова, овца и коза, разрешено для мусульман, учитывая, конечно,что животное было забито методом халал, состоящим в перерезывании очень острымножом яремной вены и сопровождающимся чтением молитвы. Произнесение имени Богаслужит ритуалом привлечения внимания к тому факту, что жизнь животного незабирается бессмысленно, а для употребления в пищу и с позволения Аллаха.
Мусульманам запрещеноупотреблять в пищу мясо умерших, задушенных, забитых палками и убитых хищникамиживотных. Также запретно мясо хищных птиц, животных с клыками и когтями,грызунов, рептилий и насекомых, за исключением саранчи.
Рыба, фрукты, овощи,зерновые и корнеплоды — все это для мусульман разрешено, халал. Но мусульманамвсе же следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, так как бисквиты,например, пирожные, мороженое и суповые концентраты могут содержать в себеживотный жир или желатин. Помимо растительного, желатин бывает и животногопроисхождения и делается главным образом из шкур различных животных, в томчисле и свиньи; он входит в состав многих сладостей, кремов, наполнителей,конфет и фабричных йогуртов.
Мусульмане полагают, чтопищу следует расходовать экономно. Пищевые остатки следует либо отдатьнуждающимся, либо скормить птицам и животным, живущим вблизи дома.
7. Мусульманские праздники.
Неотделимой частьюканонических обрядов ислама являются религиозные праздники. Учение Мухаммеда,порицающее во всем чрезмерность, предопределяет небольшое количествопраздников. К общепринятым во всем мусульманском мире относят: праздник жертвоприношения(Ид аль-адха, Курбан-байрам), праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам),день рождения пророка Мухаммеда (Маулид), ночь предопределения (Лейляталь-Кадр) и ночь чудесного вознесения пророка на небеса.
В то же время отдельныенаправления в исламе отмечают и собственные праздники. Шииты, например, чтятдень рождения имама Али, день поминовения его сына Хусейна, день рождения«скрытого» имама Махди и др. К числу мусульманских нередко причисляют ипраздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странахраспространения этой религии. Так, в Иране, Афганистане, Азербайджане, вСредней Азии, а также в Татарстане и Башкортостане мусульмане торжественноотмечают праздник весеннего равноденствия Навруз, известный еще с дозороастрийскихвремен. Все торжества, имеющие непосредственное отношение к исламу, отмечаютсяпо лунному календарю.
Курбан-байрам — наиболеезначимый для мусульман праздник. Он совпадает с днем завершения хаджжа. В этовремя совершается жертвоприношение в память о событии, отраженном в Библии иКоране, связанном с несостоявшимся жертвоприношением Ибрахимом (Авраамом)своего сына Исмаила (по Библии — Исаака). Праздновать мусульмане начинают сраннего утра. Утром они совершают молитву в мечети, затем выслушивают проповедьимама и посещают могилы предков.
Главная часть праздника —заклание жертвы. Ею может быть баран, коза, корова, верблюд. В нашей странемусульмане нередко приносят в жертву кур или гусей. Над освященной,приготовленной к закланию жертвой служитель мечети (мулла) читает специальнуюмолитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животногоили специально нанятый для этого человек перерезает ей горло. Однако прежде чемживотное зарежут, его обязательно валят на землю, головой в сторону Мекки.Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших.
Курбан-байрам — радостныйпраздник. В этот день готовится вкусная и разнообразная пища и сладости,навещают друзей и родственников, преподносят подарки.
Ураза-байрам празднуется поокончании большого поста в месяц рамадан. Начинается ураза обрядом «встречи»,когда ждут на небе появления молодой луны. Луну высматривают в воде пруда, рекиили колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом,барабанным боем или знаменем, поднятым на минарете.
Ураза-байрам — праздникочень пышный. Этот день начинают с посещения мечети и раздачи милостынибеднякам и сиротам. Добровольные пожертвования идут на нужды мечети. Затемпроходит праздничное богослужение и обязательная проповедь. В заключениеследует поминовение умерших родственников.
Маулид — день рожденияпророка. Отмечают его в третьем месяце лунного календаря (12-го числа).Праздник стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама. Помнению исследователей, Маулид возник под явным влиянием христианскогоРождества. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, Маулидприурочен ко дню его смерти. Следует сказать, что в исламе дни рожденияпразнуют скромно, а иногда и вообще не отмечают. Смерть же, обычно трактуемаякак рождение для вечной жизни, справляется более торжественно.
По случаю Маулида читаютсяпроповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздаетсямилостыня. На празднике декламируют стихи Корана, восхваляющие пророка.
Мирадж — праздник вознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и еговознесения на небо к престолу Аллаха. Наиболее распространенное предание оночном путешествии датируется 27 раджаба 621 г. Эта дата отмечается во многихмусульманских странах. Ночь 27 раджаба проводят в бдении, читают Коран,молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении пророка, его беседе сАллахом, встрече с пророками Ибрахимом, Мусой, Исой и др.
Лейлят аль-Кадр — ночьпредопределения. Смысл праздника состоит в том, что этой ночью началосьниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решениео судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные вмолитвах.
Лейлят аль-Бараа — ночьсоздания. Это, своеобразный праздник поминовения. По народным верованиям, вночь с 14 на 15 шаабана происходит сотрясение древа жизни, на листьях которогопомечены имена живущих. Опавшие листья означают, что люди, чьи имена записанына них, умрут в течение года. В этот праздник возносятся особые молитвы заумерших во искупление грехов, раздается еда нищим, люди лакомятся сладостями,устраиваются ярмарки и т.п.
Навруз — праздник весеннегоравноденствия. Отмечается 21—22, реже 23 марта по григорианскому календарю. Онвосходит к языческим праздникам земледельческих народов, связанным с культомогня. Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовыми гуляниями.Свое искусство показывают народные певцы и музыканты, акробаты и канатоходцы,фокусники и комики.
Главная дата шиитскогокалендаря — Ашура (день поминовения шиитского имама Хусейна) — приходится на 10мухар-рама 61 г. хиджры. В течение первых десяти дней месяца му-харрамустраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественныечтения сказаний о нем, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. Надесятый день происходит торжественное шествие — оплакивание Хусейна. Иногдаучастники шествия, чтобы подчеркнуть свою скорбь и напомнить о кровавой битве,в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбнойпроцессии громко оплакивают имама.

8. Ислам в современном мире
В VII—XII вв. сложился «мир ислама» —своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий,основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманскиеобщины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама»включает более 860 млн мусульман, проживающих в 120 странах мира (ло данным жеисламских организаций, количество мусульман достигает 1 350 млн человек). В 28афроазиатских государствах ислам является официальной государственной религией.
Существует немалорегиональных и международных правительственных и неправительственныхорганизаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них — Организация Исламскойконференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) — возникла в1969 г. Она объединяет 44 афроазиатских государства и имеет рядспециализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентствоновостей, Исламскую организацию по образованию, науке и культуре и т.д.).Правительства государств — членов ОИК стремятся координировать своюдеятельность в экономике и внешней политике.
Ислам всегда пытался игратьсамостоятельную роль в общественно-политической жизни как отдельных стран, таки целых регионов. С распадом Арабского халифата роль распространителей исламавзяли на себя монгольские кочевники (XIII—XIV вв.). Затем образовалась Османская империя (XV—XVI вв.), которая в концесредневековья и в начале нового времени (до XVIII в.) являлась серьезным соперникомевропейских государств.
Колониальная экспансияЗапада (XVIII—XIX вв.) еще более усилила роль ислама в духовной и политическойжизни народов Востока. Формируется мусульманский национализм —идейно-политическое и религиозно-этническое движение разных народов под эгидойислама. Это многоплановое и исторически сложное явление. С распадомколониальной системы империализма исламский национализм продолжает развиватьсяи в настоящее время испытывает своеобразный подъем. Под его знаменамиобъединяются разные люди. Одни стремятся к возрождению культурно-историческихтрадиций своего народа, другие борются за национальное государственноесамоопределение, третьи пытаются установить политическую гегемонию в странелибо в регионе и т.д. Так, под эгидой мусульманского национализма арабыПалестины более 40 лет ведут борьбу за собственное государство. В конце 70-хгг. XX в. в Иране победила исламская революция, в результате которой квласти пришло шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни и установилотеократическую республику. Не утихает гражданская война в Афганистане, началокоторой положила борьба мусульманских политических группировок с марксистским,светским режимом, установленным в конце 70-х гг. В начале 90-х гг. именноисламский фактор повлиял на взаимоотношения православных сербов и мусульман —хорватов.
Растет влияние Ислама и вРоссии. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 млн.мусульман различных народностей: тюркские народы (татары, башкиры, казахи,ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши,адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют вдуховно-политическом возрождении страны — строятся мечети, учебные заведения(медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура, ведётсядиалог и сотрудничество с христианами и другими конфессиями. Впервые в 1995 г.в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них— Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентскихи президентских выборах. На начало 1997 г. было зарегистрировано более 5 000мечетей и несколько Духовных Управлений.
Вместе с тем имеют местокрайние, негативные проявления мусульманского национализма. Так, лозунг джихадашироко используется чеченскими сепаратистами.

Заключение
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в средеразрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитиюарабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории,где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем изавоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы:арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом,разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от другихрелигий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и несуществует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме.Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давалопуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и быласоздана. Начал трансформироваться и Ислам.
За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее,цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислампродолжает давить на поступательное движение общества. Из всех религиозныхсистем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил.Сила ислама не в количестве его последователей, а прежде всего в той идейно-институциональнойструктурной слитности вселенской мусульманской общины, основы которой былизаложены еще Мухаммедом. Ислам сегодня в условиях изменившейся политическойкартины мира — имеет объективные условия не только для сохранения в качествеодной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своегозначения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной частиземного шара.

Список литературы
1. История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / В.В. Винокуров, А. П.Забияко, 3. Г Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. —М.: Высш. шк., 2002.—639 с.
2. Ислам/ Пер. с англ. В.Новикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 304.:ил. – (грандиозный мир).
3. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/ М.Г. Писманик,А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; Под ред.проф. М.Г. Писманика. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430с.
4. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. Москва, 1991.
5.Личность мусульманина. Москва, 2000.
6. Материалы с сайтов: www.islamua.net, www.muslim.ru, www.islam.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.