КультураБеларуси в XIX – начале XX в.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Образование и наука
2. Устное народное творчество и литература
3. Архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство
4. Театрально-музыкальная культура
Список использованных источников
В XIX –начале XX в. в Беларуси происходили сложные социально-политические процессы,обусловленные распадом феодально-крепостнического строя, формированиембуржуазных отношений. В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793,1795) территория Беларуси была присоединена к Российской империи. Надеждызначительной части населения на улучшение жизни, поддержку национальнойкультуры не оправдались. Царизм подавлял стремление белорусов к национальному самоопределению.
Многиесобытия повлияли на перипетии развития культуры белорусского народа:Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, польские восстания 1794,1830–1831 и 1863–1864 гг., революционные события 1905 и 1917 гг., сменившаяполитику полонизации политика русификации.
Однако,несмотря на эти и другие осложняющие и явно негативные обстоятельства,одновременно с подъемом экономики, активизацией социальной и политическойдеятельности наблюдалась консолидация белорусов, происходило возрождение ихязыка, пробуждался интерес к своей истории и культуре. В рассматриваемый периодвозникли новые стили и жанры художественного творчества, было создано множествозначительных произведений литературы и искусства, получили признание самобытныедеятели культуры. Все это содействовало формированию белорусской нации,качественному росту ее культуры и самосознания, укреплению духовного единства итворческих связей с другими национальностями, проживавшими на одной территории.Отмеченные обновленческие процессы получили название «беларускае адраджэнне».
1.Образование и наука
Образование.В результате деятельности упоминавшейся выше Образовательной комиссии к концуXVIII в. на территории Беларуси сформировалась многопрофильная системаобразования и просвещения, включавшая в себя разнообразные учебные заведения иформы обучения. Сотни молодых людей учились в университетах Европы, всостоятельных семьях обучением детей занимались домашние учителя. Свой вклад вразвитие образования и культуры вносили церковные братства и различныемонашеские ордены. Открывались новые учебные заведения светского характера.
Послезавершающего этапа присоединения белорусских земель к России царскоеправительство в 1803–1804 гг. начало реформу образования, которая затянулась начетверть столетия. Было создано Министерство народного образования, которомуподчинялись 6 учебных округов. Территория Беларуси значилась в составеВиленского учебного округа, опекуном которого назначили князя А. Чарторыйского.
Ведущимучебным заведением округа, центром научных исследований стал Виленскийуниверситет, созданный 18 мая 1803 г. на базе Главной Виленской школы. Обучениевелось на четырех факультетах: моральных и политических наук,физико-математическом, медицинском, литературы и свободных искусств. Университетимел хорошую по тем временам учебно-материальную базу. В нем, в частности,функционировали обсерватория, зоологический музей, ботанический сад,библиотека, аптека, множество кабинетов, три клиники. Здесь работали опытныепедагоги-ученые: историк И. Лелевель, медик А. Бекю, астроном М.Почобут-Одляницкий и др. Все это позволило Виленскому университету сыгратьважную роль в развитии образования, науки и культуры Беларуси и Литвы. Отсюдараспространялась передовая общественно-философская и эстетическая мысль. Вуниверситете царил дух вольнодумства, действовала тайная организация студентов«Филоматы» (1817–1823), издавались работы по истории белорусского народа, егоязыка и культурного наследия. Из Виленского университета вышло немалознаменитых ученых, литераторов, художников, путешественников, общественныхдеятелей.
Наканунеобразовательной реформы в Беларуси насчитывалось около 130 начальных школ. ВМогилеве и Полоцке (с 1789 г.), а также в Минске (с 1793 г.) действовалиглавные, а в поветовых городах – малые народные училища. Кроме того, работалиучебные учреждения католических и униатских монастырей. В ходе реформысоздавались начальные школы разного типа для детей крестьян и ремесленников,неполные средние и средние специальные училища – для детей буржуазии и гимназии– для детей дворян. Реформа носила сословный характер. В уездных городахоткрывались четырехлетние училища, а в губернских – гимназии с семилетнимсроком обучения. Первая гимназия появилась в 1805 г. в Свислочи. Основнымязыком обучения некоторое время оставался польский. Реформа в известной степениусилила сословное, образовательное и даже национальное разделение общества.
В Полоцке,Витебске, Могилеве и других городах все еще действовали иезуитские учебныезаведения, однако после запрета в 1820 г. деятельности в России иезуитскогоордена закрылись все его учебные учреждения. Эта же судьба постигла Полоцкуюакадемию, созданную в 1812 г. на базе иезуитского коллегиума.
Существовалиособые учебные заведения для евреев, в тот период составлявших немалую частьгородского населения. С 1802 г. в Воложине работала еврейская духовнаяакадемия.
Разруха,наступившая после Отечественной войны 1812 г., затронула и сферу образования:из 154 белорусских начальных школ уцелело только 70, число учащихся сократилосьс 2700 до 1093. На этом неблагоприятном фоне усилилась русификаторскаятенденция в организации образования и просвещения.
В 1820-е гг.здесь, как и во всей внутренней политике царизма, активизировалось наступлениереакционных сил. В 1823 г. юношам и девушкам Беларуси и Литвы было запрещеноучиться в зарубежных университетах. В преподавании предписывалось полностьюперейти на русский язык. В мае 1832 г., после подавления восстания 1830–1831гг., был закрыт Виленский университет. Все учебные заведения Беларуси теперьвозглавлялись чиновниками русского происхождения и православноговероисповедания.
Реализациюэтих и других мер подхлестывала активно пропагандировавшаяся концепция«западнорусизма», позже подвергнутая острой критике А. Цвикевичем. Апологетыданной концепции не признавали существование самостоятельного и самобытногобелорусского этноса и считали белорусов частью (племенем) великорусскогонарода. Они отрицали само существование белорусской национальной культуры кактаковой.
Тем не менее,перемены в общественной жизни, переход к капиталистическим отношениям требовалиразвития образования, особенно специального. В связи с этим программы учебныхзаведений перекраивались в интересах подготовки специалистов для торговли,промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственногоаппарата и административных органов. Их учили выполнять усложняющиесяуправленческие функции.
В русле этойполитики в 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г.преобразована в земледельческий институт). На то время она являласьединственным высшим учебным заведением в Беларуси и первой высшейсельскохозяйственной школой в России. В 1876 г. в Марьиной Горке появилась ещеодна сельскохозяйственная школа, просуществовавшая до 1921 г.
Накануненовой школьной реформы 1860-х гг. в Беларуси насчитывалось уже 576 учебныхучреждений всех типов: 12 средних и 45 неполных средних училищ, 45 частных игосударственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. Вних обучалось около 17 тыс. человек. Новая реформа образования была связана сускорением социально-экономического развития России, отменой крепостного праваи ростом капитализма, а также с вытеснением польского капитала с западныхокраин.
В 1863 г. былпринят университетский устав, возобновивший автономию университетов. Управлениеуниверситетами возлагалось на совет профессоров, который выбирал ректора,деканов, создавал новые кафедры и т.д. В то же время в университетахзапрещались деятельность студенческих организаций и проведение собраний,митингов, других неофициальных общественно-политических мероприятий.
По временипроведения реформа совпала с подавлением восстания 1863–1864 гг. Массовыерепрессии затронули и систему образования. В 1864 г. были закрыты Горы-Горецкийземледельческий институт и 8 средних учебных заведений Виленского учебногоокруга, в том числе новогрудская гимназия, свислочская и молодечненскаяпрогимназии. Около 2 тыс. учащихся были исключены из школ.
Царизм принялмеры по замене местных учителей на выходцев из центральных губерний. В школахзапрещалось использование белорусского и польского языков. С 1866 г. вроссийских высших учебных заведениях была установлена процентная норма длякатоликов. Система образования все более ориентировалась на воспитание учащихсяв духе монархизма, православия и декларированной народности.
Основнымитипами школ в системе начального образования в сельской местности становилисьнародные училища, церковноприходские школы и школы грамоты, а в городах –приходские, поветовые и городские училища. Часто подобные учебные заведенияоткрывались там, где население соглашалось содержать их за свой счет с помощьюорганов попечительства и призрения. Размещались эти школы, как правило, не вспециальных зданиях, а в приспособленных наемных помещениях, даже вкрестьянских домах.
Учителя дляначальных учебных заведений готовились в учительских семинариях: молодечненской(1864–1920), полоцкой (1842–1918), Несвижской (1872–1918) и свислочской(1876–1921). Но эти заведения не могли в полной мере удовлетворить потребностьв учительских кадрах. К тому же выпускники семинарий не имели права поступать ввысшие учебные заведения. В дальнейшем поворот к свертыванию реформ,наметившийся во внутренней политике царизма в 1880-е гг., проявился и в областиначального народного образования. Насаждались школы церковного ведомства. В1884–1899 гг. в 5 западных губерниях было открыто 5814 таких школ, вМогилевской и Минской губерниях они составляли 82–85 % от общего числаначальных школ.
В системесреднего образования Беларуси в конце 1860-х гг. действовали 6 мужских и 4женские классические гимназии, 2 прогимназии, Горы-Горецкое земледельческоеучилище, Полоцкий кадетский корпус, 4 духовные семинарии. В них занималось 3265человек. При этом в конце 1890-х гг. дети крестьян в средних школах составлялитолько 6,5 % от общего числа учащихся. В 1870–1880-х гг. в Пинске, Минске,Могилеве были открыты реальные училища, дававшие среднее образование сприродоведческим и техническим уклоном. До конца XIX в. существенных измененийв среднем образовании на территории Беларуси не произошло. В 1898 г.численность средних учебных заведений увеличилась до 20, а учащихся в них – до6 тыс.
Начальнымобразованием в народных училищах и церковноприходских школах в это время былоохвачено 216,1 тыс. детей. Удельный вес грамотных людей в Беларуси, названнойСеверо-Западным краем, составлял на то время всего 25,7 %, а в деревне – 16 %.
В начале XXв. революционные события, с одной стороны, и рост капиталистических отношений –с другой, вызвали некоторые положительные сдвиги в развитии образования. Вместоцерковноприходских школ открылись народные училища; был повышен статусгородских училищ. Расширилась сеть государственных и частных средних школ –гимназий и реальных училищ. В итоге общая численность школ всех типов в 1914 г.составила 7682, однако в них обучалась только пятая часть детей школьноговозраста.
Дальнейшееразвитие получило профессиональное образование. В начале 1910 г. в Беларусидействовали 66 железнодорожных, сельскохозяйственных, ремесленных и другихспециальных школ и училищ. Для взрослого населения открывались воскресныешколы, вечерние смены и курсы. Кроме того возникли народные университеты,просветительские рабочие объединения.
Всегонакануне Октябрьской революции 1917 г. на территории Беларуси существовали 15мужских гимназий, 7 реальных училищ, 14 женских гимназий, 3 духовные семинарии,а также Полоцкий кадетский корпус. В 1911–1914 гг. в Витебске работалоотделение Московского археологического института. Передовая общественностьтребовала открыть в Беларуси университет, но до Октябрьской революции этотвопрос не был решен. Для подготовки педагогов в 1909–1916 гг. открыли 5 новыхучительских семинарий и 3 учительских института (в Витебске, Минске, Могилеве),но последние не имели статуса ВУЗа.
Большоезначение для распространения знаний приобрели библиотеки (публичные, частные,учебных заведений). Только в Полоцкой академии в 1812 г. насчитывалось около 40тыс. книг, рукописей, королевских грамот, редких изданий. При большинствегимназий работали книжные магазины. Всего в 1914 г. в Беларуси действовала 851библиотека с книжным фондом 423 тыс. экз.
Подъемнационально-демократического движения в Беларуси привел к усилению внимания ккоренной национальной культуре, белорусскому языку, белорусским школам.Педагогические общества и деятели культуры выступали за создание белорусскойнациональной школы. За обучение на родном языке высказался съезд учителей вВильно (1907). Среди сельского населения православного вероисповедания получилираспространение «тайные» русско-белорусские школы. В них использовалисьучебники К. Каганца «Першая навука чытання», Тетки «Першае чытанне для дзетакбеларусау», Я. Кол аса «Другое чытанне для дзяцей беларусау», а такжепроизведения белорусских писателей.
Значительныйвклад в развитие и пропаганду белорусского национального образования идемократической культуры внесли газеты «Мужыцкая прауда» (1862–1863), «Минскийлисток» (1886–1902), «Витебский листок» (1898–1899), «Белорусская жизнь»(1909–1911), «Беларус» (1913–1915, Вильно), «Северо-Западный край» (1902–1905).Свое первое стихотворение «Мужык» Я. Купала напечатал именно в газете«Северо-Западный край».
Всентябре–декабре 1906 г. выходила первая легальная белорусская газета «Нашадоля», основанная группой членов Белорусской социалистической громады. После еезакрытия борьбу за белорусскую культуру и национальное возрождение продолжилагазета «Наша нiвa» (1906–1915). Она решительно выступала за широкие правабелорусского народа, свободное развитие его культуры, содействовала становлениюбелорусского языка и творчеству литераторов новой волны, сыграла заметную рольв повышении национального самосознания. По инициативе газеты издавались«Беларуси каляндар», журналы «Саха», «Лучынка» и альманах «Мала- дая Беларусь».Начало легального белорусского книгоиздания связано с деятельностьюиздательства «Загляне сонца i у наша ваконца», созданного в 1906 г. вПетербурге. За неполные восемь лет оно выпустило 40 белорусских книг тиражом100 тыс. экз. Белорусские книги печатали также издательства «Наша шва», «Нашахата».
Такимобразом, в начале прошлого столетия произошло значительное усиление на новойволне национально-демократического движения ориентации этносоциальных слоев набелорусскую культуру, в чем немалая заслуга принадлежала патриотичнонастроенным писателям и публицистам, а также периодическим изданиям, созданнымсамоотверженными деятелями народного просвещения.
Наука.Развитие социально-экономических отношений, реформа образования,распространение знаний способствовали подъему науки, появлению ряда видныхученых – уроженцев белорусской земли. Следует отметить быстрый ростисторических и этнографических знаний. Несмотря на длительную историю, Беларусьв конце XVIII в. в научном отношении оставалась малоисследованным краем, аразноречивые суждения о ней часто были далеки от действительности. Однипредставители научной интеллигенции воспринимали ее как часть Польши. Другиебезоговорочно относили белорусские земли к Северо-Западному краю России,белорусов считали русским племенем, а их культуру – диалектной. Невзирая нафакт окончательного оформления белорусской нации, немало российских и польскихученых по-прежнему рассматривали Беларусь как часть «своих» территорий, а еежителей – как ответвление «своих» народов, что не соответствовало историческойправде.
Но были ивдумчивые, объективные ученые, которые шаг за шагом отделяли истину отзаблуждений. Среди тех, кто выступал против псевдонаучных взглядов, выделялисьпреподаватели Виленского университета: историк и языковед М. Бобровский,правовед И. Данилович. Они внесли весомый вклад в разработку истинной историибелорусов, в формирование национальной идеи.
Заслуживаетупоминания и деятельность других преподавателей Виленского университета, атакже Горы-Горецкого земледельческого института и рядаисследователей-любителей. Так, историк, археограф и языковед И. Григорович в1824 г. издал книгу «Белорусский архив древних грамот» – первый сборникдокументов по истории белорусских земель. Важный вклад в изучение фольклора,этнографии и краеведения внесли В. Сырокомля, Я. Чечот, П. Шпилевский, братьяК. и Е. Тышкевичи. Материалы, собранные Тышкевичами, позволили в 1855 г.открыть в Вильно музей древностей.
Новый всплескинтереса к белорусской истории, культуре, родному языку пришелся на 1860–1890-егг., когда развернулись широкие исследования фольклора, истории языка,материальной и духовной культуры белорусского народа. Этому в определенной мереспособствовало открытие в 1867 г. в Вильно Северо-Западного отдела Русскогогеографического товарищества. Поначалу перед ним была поставлена задачадоказать, что белорусы – это часть русского народа. Но объективные исследованияопровергли ложное представление, одобренное царскими чиновниками. Активнымисотрудниками отдела являлись П. Шейн, Е. Романов, Ю. Крачковский. Проблемыбелорусоведения изучали также А. Богданович, А. Сержпутовский, М.Никифоровский, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский, Е. Карский, А. Сапунов, А.Киркор, В. Вериго. Польский ученый М. Федоровский собрал около 5 тыс.белорусских народных песен, порядка 10 тыс. пословиц, сотни загадок и другихпроизведений традиционной белорусской культуры. Его материалы были напечатаны ввосьмитомнике «Люд белорусский».
Во второйполовине XIX – начале XX в. проводились многочисленные исследования инаучно-практические разработки, направленные на восстановление письменногобелорусского языка. Весьма плодотворной и актуальной была научная работа ИванаНосовича, который в течение 16 лет собирал материалы для «Словаря белорусскогонаречия» (1870). В это издание вошло более 30 тыс. слов с подробнымикомментариями. Данная работа фактически свидетельствовала о самостоятельностибелорусского языка.
Самым большимвкладом в изучение языка белорусского народа явилось трехтомное (в 7 книгах)исследование Ефима Карского «Белорусы», опубликованное в 1903–1922 гг. Ученыйнаучно обосновал самостоятельность и национальную самодостаточность языкабелорусов в семье других славянских языков, проследил этапы его становления,определил территориальные границы распространения и составил соответствующуюгеолингвистическую карту белорусского этноса.
На территорииБеларуси активно велись природно-географические, климатические исследования. В1873–1898 гг. на Полесье работала научная экспедиция, которая занималасьпроблемами мелиорации. В целях изучения проблем болот и выработки методов ихосушения в 1911 г. в Минске была открыта болотная исследовательская станция –первое в России научное учреждение по данному профилю.
Значителенвклад уроженцев Беларуси в изучение Сибири и Дальнего Востока. Талантливымиисследователями природы и фольклора народов Востока, настоящимипутешественниками стали И. Черский, А. Ковалевский, В. Дыбовский, И. Гашкевич.Заметим, что И. Гашкевич (1815– 1875) стал первым консулом России в Японии. Онвладел несколькими иностранными языками, в том числе японским и китайским;составил первый японско-русский словарь, за что его удостоили Демидовскойпремии и наградили Золотой медалью Российской академии наук. Японцы и сегоднячтят память нашего соотечественника: в городах Хакадате и Хода созданы музеи И.Гашкевича, действует общество «Память о И. Гашкевиче» (его представители в 1986г. приезжали в Минск). В августе 1994 г. жители Островца (Гродненская область)установили памятник знаменитому земляку.
На другомкрае земли, в Чили, весьма успешно работал национальный герой этой страны,всемирно известный геолог, педагог, создатель географической карты РечиПосполитой белорус И. Домейко (1802–1889). Как участник событий 1830–1831 гг.,он вынужден был, скрываясь от репрессий, эмигрировать после подавлениявосстания. В Чили поставлен памятник И. Домейко, в его честь назван город, егоимя носит университет.
Талантливымизобретателем, человеком острого и пытливого ума показал себя уроженец Червеньскогорайона К. Черновский (1791–1847). В 1825 г. он разработал первый в Россиипроект подводного судна, предполагая, что на нем можно будет плавать глубокопод водой, опускаться на морское дно для сбора растений и жемчуга, а такжеиспользовать его в военных целях. На лодке предусматривался перископ.
Одним изпервых идеи К. Черновского использовал другой выходец из Беларуси –генерал-лейтенант К. Шильдер (1785–1854). Построенная им первая в Россииподводная лодка в августе 1834 г. успешно прошла испытания и стала, посуществу, флагманом российского подводного флота. Кроме того К. Шильдер впервыепредложил и использовал на практике для зажигания пороха электрический заряд,что способствовало развитию важного направления военной техники.
В областяхтехникознания и строительства прославился Н. Ястребский (1808–1874), издавший вРоссии двухтомный курс «Практическая механика». Он также высказал идеюиспользования электричества в двигателях. За научные достижения Н. Ястребский в1839 г. был удостоен звания лауреата Демидовской премии.
В областифизико-математических и естественных наук успешно работали уроженцы Беларусиастрономы В. Карчевский и С. Блажко, физики К. Чехович, И. Ярковский, А.Садовский, 3. Врублевский и Ю. Мицкевич, математик В. Ермаков, химик Э. Врублевский.Ректор Виленского университета профессор Ян Снедецкий (1756–1830, родился вПольше) издал учебник по сферической тригонометрии, который получил европейскуюизвестность и был переиздан в Лейпциге.
Особойплодотворностью отличалась научно-практическая деятельность ЯкубаНаркевича-Йодко (1847–1905), который в своем имении в Узденском районеорганизовал работу метеорологической станции, электрографической, химической,электробиологической и астрономической лабораторий. Наибольших успехов ондостиг в исследовании воздействия электричества, в том числе и атмосферного, наживые организмы и растения. Открытая ученым в 1891 г. электрография(«фотографирование без объектива») – одно из выдающихся его научных достижений.Работы Наркевича-Йодко сравнивались по значимости с открытием В. К. Рентгена. С1890-х гг. ученого стали называть электрологом, электротерапевтом,«электрическим человеком». В 1891 г. газеты сообщили об открытии им способа«беспроволочной связи». Благодаря соответствующим опытам он вплотную подошел кизобретению радио.
Развитиюспециализированных научных исследований способствовало открытие крупнойхимической лаборатории в Горках, метеорологических станций в Могилеве,Витебске, Бресте, Минске, Горках.
Во второйполовине XIX – начале XX в. публиковались историко-культурные,социально-философские и экономические труды, складывались искусствоведение,литературоведение и другие отрасли гуманитарного знания.
Такимобразом, развитие образования, науки и техники на территории Беларуси в XIX –начале XX в. проходило в сложных условиях. Несмотря на трудности иограничительные меры, предпринимавшиеся царским правительством, все болееширокие слои населения приобщались к многопрофильному образованию. Наиболееталантливые ученые искали свое место в науке, стремились внести свой вклад вмировой научно-технический процесс, о чем убедительно свидетельствуют ихдостижения. Передовые виды образования и просвещения складывались набелорусских землях в общем русле национально-демократического движения,способствовали формированию национальной интеллигенции, представители которойобогатили и вывели на качественно новый уровень отечественную культуру иповлияли на культурное развитие России.
2.Устное народное творчество и литература
Перваяполовина XIX в. характеризуется началом процесса формирования новой белорусскойлитературы, развитием белорусского языка. Существовало множество препятствий,связанных с угнетенным положением белорусского народа, полонизаторскойдеятельностью панов и костела, а также с русификаторской политикой царизма. Ктому же национальная интеллигенция была сначала весьма малочисленна.
У истоковновой белорусской литературы, которая, как показали исследования А.И. Мальдисаи других ученых белорусоведов, все-таки сумела восстановить и развить лучшиехудожественные традиции переходного периода, стояли интеллигенты-подвижники,преимущественно выходцы из краевой белорусско-польской шляхты. Они, тем неменее, чувствовали себя исконными белорусами и видели свое призвание в служенииделу возрождения коренной национальной культуры. Их первые произведенияпечатались латиницей.
Становлениеновой белорусской литературы проходило в условиях распространения романтизма,пришедшего на смену классицизму. Представители романтизма заслужили признаниетем, что отбросили старые догмы и схемы, сдерживавшие свободу и фантазиюхудожника, освободили сюжетные композиции от засилья античных тем, сюжетов иобразов, обновили художественные формы и пропагандировали взаимопроникновение исинтез искусств. Романтизм стимулировал литературный процесс, способствовалориентации писателей на живой белорусский язык и фольклор, на изучение ихудожественное преображение устного народного творчества и духовно-практическойжизни народа.
В этот периодпродолжали вызывать интерес древняя обрядовая поэзия, сказки, предания, мифы,песни. В продолжавших их фольклорных произведениях усилиласьантикрепостническая направленность. Из-за враждебного отношения царской властик белорусскому художественному слову в первой четверти XIX в. литература оставаласьв основном анонимной, распространялась устно и в рукописях. Однако в 1840-е гг.произведения на белорусском языке начали изредка издаваться. Среди них –«Гутарка Данiлы са Сцяпанам», «Вось яю свет стау», отражавшие мысли инастроения белорусских крестьян. В этих произведениях утверждалось правокрепостного крестьянина называться человеком, осуждался несправедливыйсоциально-экономический строй.
Наиболее жеяркими образцами белорусской анонимной литературы признаны поэмы «Энеiданавыварат» и «Тарас на Парнасе». Современные исследователи считают, что авторомпервой, по-видимому, был В. Равинский (1786–1854), а второй – К. Вереницын(1834–1904). Поэмы привлекли внимание к жизни и быту белорусского народа,оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие белорусской литературы.
Характернойособенностью художественной литературы первой половины XIX в. была ее теснаясвязь с фольклором. Я. Чечот, Я. Борщевский, А. Мицкевич и другиеисследователи-литераторы с большой любовью, целеустремленно собирали, обрабатывалии интерпретировали песни, предания, сказки, пословицы белорусского народа.Изучение отечественной истории и фольклора убеждало в самостоятельностибелорусского этноса и самобытности коренной культуры, стимулировало писателейтворить на белорусском языке. К сожалению, многое из написанного, но ненапечатанного погибло.
Значительнуюработу по сбору и обработке образцов белорусского устного народного творчествапроделал поэт-фольклорист Ян Чечот (1796– 1847). При его непосредственномучастии было издано шесть фольклорных сборников «Вясковыя пест» (1837–1846), вкоторые вошли собранные им народные песни и около 30 собственных стихотворений.В его творениях впервые явственно проступили элементы национальногосентиментализма. Я. Чечот был патриотом родного края. Его стихотворениянеоднократно запрещались царскими чиновниками, а за деятельность в организации«Филоматы», которую он создал вместе с А. Мицкевичем, Т. Заном, поэта сослали вУфу.
Активнымсобирателем и знатоком белорусского фольклора был Ян Борщевский(1790/1794–1851). Писатель литературно обрабатывал белорусские сказки,предания, песни и пословицы. Известность ему принесли белорусские дидактическиестихотворения «Дзеванька» и «Гарэлща», четырехтомный сборник рассказов «ШляхцiцЗавальня, цi Беларусь у фантастычных апавяданнях».
Талантливымсыном белорусского народа, одним из первых известных нам крестьянских поэтовбыл Павлюк Багрим (1812–1891). К сожалению, до нашего времени дошло только одноего стихотворение – «Зайграй, зайграй, хлопча малы», но оно позволяет судить обольшом таланте автора, его патриотизме, стремлении к справедливости.
Павлюк Багримбыл человеком широких интересов и даже проявил себя в искусстве кузнеца. Костелдеревни Крошин Барановичского района и в наши дни украшает выкованная имметаллическая люстра. В этой деревне проводятся республиканские праздникипоэзии и кузнечного мастерства, посвященные памяти П. Багрима.
Одним изсамых известных литераторов середины XIX в. является Владислав Сырокомля(Людвиг Кондратович, 1832– 1862). В 1844 г. совсем юным он написалстихотворение «Паштальён», которое после перевода на русский язык было положенона музыку; так появилась известная песня «Ямщик». Современники называли поэта«деревенским лирником». До нас дошли только два его стихотворения, написанныена белорусском языке, – «Добрыя весцi» (1848) и «Ужо птушцi пяюць усюды»(1851). В. Сырокомля выражал народно-демократическое мировоззрение, проникнутоеромантическим пафосом. Поэт приветствовал революционные события на Западе,считал их предвестниками грядущих изменений в жизни Беларуси.
В первойполовине XIX в. начал творческую деятельность один из зачинателей новойбелорусской литературы, известный белорусский писатель, поэт, драматург,композитор и актер Винсент Дунин-Марцинкевич (1807–1884). Именно ему белорусы ибелорусская литература обязаны глубоким художественным проникновением в душународа. Он – первый в полной мере профессиональный белорусский писатель,мужественный и неутомимый борец за отечественную литературу на родном языке.Его творческая манера соединяла черты разных художественных стилей:классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. На первый планДунин-Марцинкевич выдвигал морально-бытовые и национально-демократическиепроблемы. Его творческий вклад в дело возрождения белорусской культуры подостоинству оценил Я. Купала.
Опираясь набелорусский фольклор, писатель-романтик поэтизировал духовную красоту инепоказное благородство крестьян, их острый ум, практическую сметку, воспевалгероическое прошлое своей родины. В 1846 г. он написал либретто первойбелорусской комической оперы «Сялянка» («Идылiя»).
Комедиявысмеивала пороки помещиков, подчеркивала нравственные устои крестьян, споэтическим лиризмом отражала лучшие качества белорусской женщины. В 1859 г.Дунин-Марцинкевич взялся за перевод на белорусский язык поэмы А. Мицкевича «ПанТадеуш», но после опубликования первой части дальнейшее ее издание властизапретили. Им написаны книга «Гапон» (1855), пьесы «Пiнская шляхта» (1866),«Залёты» (1870) и ряд других крупных произведений, стихи для популярных песен.
Выдающимсялитератором первой половины XIX в. являлся белорусско-польский поэт АдамМицкевич (1798–1855), отразивший в своем творчестве белорусские культурныетрадиции. Автор многочисленных баллад, стихотворений, поэм, Мицкевич былрыцарем идей свободы, патриотом родной земли и природы. Он обладал острымчувством справедливости, призывал к миру и культурному сотрудничеству международами. Через всю жизнь гениальный поэт-романтик, получивший мировоепризнание, пронес любовь к своей родине. Сложные перипетии и переломные моментыв отечественной истории описываются им в поэмах «Пан Тадэвуш», «Свiцязь»,«Дзяды», воссоздающих панорамный образ его родной Новогрудчины, с большимчувством повествующих о Немане, Свитязи. Произведения Мицкевича пронизываетщемящая ностальгия, боль и за судьбу Польши, и за судьбу Беларуси. По мнениюнекоторых исследователей, поэт культурного пограничья обогатил польский языкбелорусскими словами. За это он подвергался критике со стороны отдельныхнационалистически настроенных польских литературоведов.
Во второйполовине XIX в. белорусская литература по-прежнему развивалась внеблагоприятных условиях. Более того, после подавления царскими войскамивосстания 1863–1864 гг. положение демократической интеллигенции еще болееухудшилось. Многое из творческого наследия видных белорусских литераторов былоутеряно, в том числе некоторые произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф.Богушевича, П. Багрима.
Оставалисьпопулярными анонимные «гутарки», обыгрывавшие проблемы, связанные с отменойкрепостного права, затрагивавшие тяжелое положение крестьян, издевательствацарских чиновников над простыми людьми.
Независимыммыслителем и публицистом, революционным демократом, казненным за участие вПольском восстании 1863–1864 гг., был Кастусь Калиновский (1838–1864) – автор«Лiсты з-пад шыбенiцы» и стихотворения «Марыська чарнаброва, галубка мая». Влистовках и публикациях в газете «Мужыцкая прауда» он просто и доступнообъяснял грабительский характер реформы 1861 г., призывал крестьян к борьбе заземлю и волю, за человеческие права. Калиновский верил, что белорусский народстанет свободным.
Последовательнымзаступником крестьян и всех трудящихся, истинным гуманистом-демократом был иФранциск Богушевич (1840–1900) – писатель, поэт, публицист, переводчик,участник восстания 1863–1864 гг. Он страстно защищал свой народ, белорусскийязык, родной край. В предисловии к первому сборнику «Дудка беларуская» (Краков,1891) Богушевич говорил о достоинствах и необходимости сохранения белорусскогоязыка, настаивая на его равенстве с другими языками и призывал белорусов беречьсвое национально-культурное богатство.
Наследие Ф.Богушевича весьма разнообразно. Он творил в разных жанрах, и в каждом из нихписатель достиг впечатляющих результатов. Свидетельством тому поэма «Кепскабудзе», публицистический монолог «Мая дудка», басня «Воук i авечка»,стихотворение «У астрозе». В условиях жестких цензурных ограничений писатель немог публиковаться на родине, поэтому делал это в Польше под псевдонимами. Так,сборник «Смык беларускi» вышел в Познани (1894). Его сборник «Скрыпачкабеларуская» утерян. Произведения Богушевича звали к действию, приближающемунезависимое будущее белорусского народа, пробуждали национальные чувства,заставляли задуматься о судьбах родины. По существу, он стал первым в Беларусилитератором, полностью перешедшим на позиции критического реализма.
ПоследователямиФ. Богушевича стали поэты-демократы Я. Лучина (1851–1897) и А. Гуринович(1869–1894).
Янка Лучина(Иван Неслуховский) писал на белорусском, русском, польском языках. Уже послесмерти поэта был издан сборник белорусских стихотворений «Вязанка»(Санкт-Петербург, 1903). Особенно впечатляет его стихотворение «Роднайстаронке», проникнутое любовью к родине, своему народу, верой в егонационально-культурное возрождение.
АдамГуринович считал, что литература должна пробуждать в людях мысли о лучшей доле.Он верил в счастливое будущее Беларуси, утверждал, что обязательно придутлучшие времена. Вслед за Богушевичем и Лучиной поэт укреплял в белорусскойлитературе позиции реализма и народности.
Прославилотечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик,критик и историк литературы Максим Богданович (1891–1917), автор поэм «Максiм иМагдалена», сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкiяткачыхi», «Пагоня», «Зорка Венера», ряда переводов классиков мировой поэзии, атакже ярких философско-публицистических работ.
Творчество М.Богдановича проникнуто пафосом социального освобождения и национальногосамоопределения белорусов, идеями равенства, братства, демократии и гуманизма.Он продемонстрировал глубокое знание истории белорусов и белорусскойгосударственности, развил и обогатил принципы народности и историзма в новойбелорусской литературе. Его несомненная заслуга состоит и в том, что он далсистематизированный и комплексный обзор истории белорусской литературы, в целомотечественной культуры от XII до начала XX в. во взаимосвязи с общеславянским иобщеевропейским историко-культурным процессом. Богданович поставил и наметилрешение ряда методологических вопросов научной историографии, высказал идею озакономерной дифференциации национальных культур и государств. Поэт, обладавшийшироким гуманитарным кругозором, интересовался проблемами этническойконсолидации и национального самоопределения белорусского народа,взаимоотношениями католической, православной и униатской церквей в историиБеларуси. В брошюре «Беларускае адраджэнне» (1915) он объективно отразилтенденции и этапы национально-культурного Возрождения в Беларуси в XIX – началеXX в. Все это свидетельствует об особой роли М. Богдановича в историибелорусской и мировой литературы, передовой общественно-гуманитарной мысли.
В начале XXв. начал печатать свои произведения гениальный поэт, выдающийся деятельбелорусской литературы, совесть нации Янка Купала (Иван Луцевич, 1882–1942). Краннему периоду творчества относятся его сборники «Жалейка» (1908), «Гусляр»(1910), «Шляхам жыцця» (1913). Одна за другой появлялись поэмы «Курган»,«Бандароуна», «Яна i я», «Maгiлa льва», «Сон на кургане»; пьесы «Паулiнка»,«Раскiданае гняздо» и другие произведения.
Примерно в тоже время пришел в литературу его соратник Якуб Колас (Константин Мицкевич,1882–1956) – яркий поэт, драматург, критик, публицист, ученый, педагог, один изоснователей современной белорусской литературы и белорусского литературногоязыка. В дооктябрьский период им написаны и изданы сборники «Апавяданi»,«Родныя вобразы», начата работа над поэмами «Сымон-музыка» и «Новая зямля».
Среди тех,кто прочно связал преемственную нить народной по истокам инационально-демократической по сути белорусской литературы с патриотическойлитературной публицистикой, следует также назвать Тетку (А. Пашкевич,1876–1916, «Скрыпка беларуская», «Крыж на свободу»), К. Каганца (К.Костровицкий, 1868–1918, «Модны шляхцiч»), А. Верига-Даревского (1816–1884), А.Гаруна (А. Прушинский, 1887–1920), 3. Бядулю (С. Плавник, 1866–1941), Т.Гартного (З. Жилунович, 1887– 1937), М. Горецкого (1893–1939); Ш. Ядвигина (А.Левицкий, 1868– 1922), С. Полуяна (1890–1910), В. Коротынского (1831–1891), К.Свояка (1890–1926), К. Буйло (1893–1986, «Курганная кветка»). Некоторые из этихлитераторов прожили мало, их талант раскрылся далеко не в полной мере, осталисьнеосуществленными замыслы ряда произведений.
3.Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Архитектура. С присоединениембелорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественнуюархитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. Вчастности, оно проявилось в застройке белорусских городов, дворцовом икультовом зодчестве. При этом новое строительство вначале развивалось главнымобразом под влиянием неоклассицизма, трансформировавшего в себе изобразительныеэлементы позднего барокко. Для перенесенного на белорусскую почвумодифицированного классицизма были характерны монументальность форм, богатствои пышность интерьеров, увлечение галереями, портиками с колоннами, весьмасвоеобразное соединение в импозантных фасадах ритмической регулярностиархитектонических форм с изысканными декоративными украшениями. Типичными вэтом плане являются дворец П. Румянцева-Задунайского и собор Петра и Павла вГомеле, костел в Щучине, дворцовый комплекс в Снове (Несвижский район), Жилицкийдворец (Кировский район) и некоторые другие сооружения. В первой трети XIX в.модифицированный классицизм впитывал также реминисцентные черты промежуточныхстилей – рококо и ампира с их внешними парадностью и утонченнойдекоративностью, пластикой, демонстрируя «цитаты» из прошлых художественныхэпох.
В начале исередине XIX в. были разработаны новые планы развития для более чем 40белорусских городов. Произошел поворот к плановой застройке, прямоугольнойсистеме планировки и обязательному строительству общественного центра. Так,первый план реконструкции Минска появился в 1800 г. В нем предусматривалисьуничтожение земляных укреплений, благоустройство улиц, новая застройка городавдоль Свислочи. Уже к середине XIX в. площадь Минска увеличилась почти в трираза.
Стандартныепроекты строительства жилых и общественных зданий были более выгодны с точкизрения экономии средств. За короткое время, согласно проектам Н. Львова, В.Стасова, А. Мельникова, М. Кларка и других известных архитекторов, в городахпоявились симметричные кварталы, прямые улицы и прямоугольные площади, возниклиансамбли центров, были построены здания губернских и поветовых правлений,судов, почтовых станций, таможен и др. Значительно увеличилось числомногоквартирных кирпичных домов. Среди объектов архитектуры той эпохивыделялись гостиные дворы, административные и торговые сооружения (губернскиедома в Минске и Витебске, торговые ряды в Гродно, Новогрудке, Поставах).Наиболее видными представителями неоклассицизма среди белорусских зодчих являлисьБ. Захаревич, А. и П. Макаревичи.
Почти полнойперестройке подверглись Брест и Бобруйск. Здесь были сооружены мощные крепости.К сожалению, в ходе строительства и реконструкции Брестской крепости(1830–1840-е гг.) было разрушено немало исторических памятников старого Бреста.
В сельскойместности сохранялось деревянное зодчество. Существовали разные виды поселенийи застроек: деревня, село, местечко, фольварк, усадьба, имение. Типичнаяпомещичья усадьба включала дом с флигелями, прилегающий парадный двор, ворота,оранжерею, сад, конюшню, амбар. Приобрели популярность зимние сады и оранжереи(Освея, Полонечка). Крестьянский деревянный дом, как правило, представлял собойнебольшое вытянутое прямоугольное в плане помещение из бревен, бруса, дылей,имевшее два или три помещения.
Значительныеизменения произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительствокостелов, а униатские храмы закрывались или перестраивались под православные.Соответственно возрастало влияние русской храмовой архитектуры на стильбелорусского православного зодчества. Наиболее значительным памятникомклассицизма в культовом строительстве стал собор Иосифа (Могилев, 1780–1798,архитектор Н. Львов), построенный в память о состоявшейся в Могилеве встречеЕкатерины II с австрийским императором Иосифом II. Расписал собор известныйрусский художник В. Боровиковский.
Средибелорусских зодчих, завоевавших известность уже в начале XX в., выделялсяуроженец Пинска Иван Желтовский (1867–1959), который принимал участие взастройке Москвы. За заслуги в области градостроительства ему в 1909 г. былоприсвоено звание академика архитектуры. Творчество Желтовского отличалосочетание новых композиционных приемов и форм с видоизмененными элементамипостклассицистического стиля. Мастер преподавал в высших учебных заведенияхМосквы и создал целую школу архитекторов-новаторов.
Распространившийсяв конце XVIII – первой половине XIX в. романтизм проявился и в отечественнойархитектуре – в неоготических сооружениях (кричевский и косовский дворцы), а такжев пейзажно-парковом искусстве. Романтические парки украшались наряднымиаллеями, искусственными «руинами», затейливыми мостиками, зеркальными прудами,ажурными беседками, тенистыми павильонами, укромными гротами, каскадамиводопадов (гомельский, логойский, жилицкий, совейковский парки). Романтизмпробуждал интерес к национальным особенностям возрождавшейся культуры.
АрхитектуреXIX – начала XX в. отчасти присущ стилевой эклектизм – несколько произвольноесоединение разных художественных элементов. Некоторые зодчие пытались возродитьнеоготику, неоклассицизм, неорусский стиль, сочетать их между собой и с новымдекоративным стилем – модерном. Последний использовался передовымиархитекторами и самостоятельно при создании примечательных строений. Эклектическиеподходы нашли свое выражение в более или менее удачном построении частныхдомов, общественных зданий и целых архитектурных комплексов. Но допускались ивесьма несовершенные композиционные смешения конструктивных форм,малосовместимых извлечений из разных стилей.
Вархитектурном облике городов произошли заметные перемены, связанные состроительством заводов, фабрик, рабочих поселков, железнодорожных депо ивокзалов (минского в 1874 г., брестского в 1896 г., могилевского в 1902 г.). Бкрупных городах прокладывались водопровод и канализация, подключалисьэлектричество и телефонная связь. В Минске была пущена конка (1892), а вВитебске – трамвай (1898). Разбивались парки и сады. Строились более крупныечастные дома, магазины, гостиницы. Так, в Минске в начале XX в. действовалигостиницы «Европа», «Европейская», «Гарни», «Париж», «Швейцария».
Техническийпрогресс в строительстве был связан с использованием новых для того времениматериалов (бетона, железа, проката, чугуна), а также многопролетныхконструкций.
Изобразительноеи декоративно-прикладное искусство.
культурабелорусский творчество
Белорусскоеизобразительное искусство конца XVIII – начала XX в. отличалось богатствомжанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическимценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческийпоиск. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивалсяисторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушногоакадемизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю,общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулисьразличные жанры живописи.
Живописьразвивалась главным образом в губернских городах, и особенно в Вильно, где припередовом университете была основана новаторская школа, ставшая главным центромвоспитания белорусских художников в духе творческой свободы. За 35 летсамостоятельного существования ею было подготовлено более 250 живописцев,граверов, скульпторов. Преподаватели (Ф. Смуглевич, Я. Рустем и др.) знакомилимолодежь с лучшими достижениями мастеров европейского изобразительногоискусства. Это помогло преодолеть зарегулированный академизм, религиозныйдогматизм и обратиться к жизни разных сословий и социально-профессиональныхслоев белорусского общества. Заметное влияние на отечественных художниковоказала новая русская живопись.
В 1820-е гг.на смену классицизму пришел романтизм.
Излюбленнымжанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет. Он особенно удавалсяИосифу Алешкевичу (1777–1830), автору портретов князя А. Чарторыйского,пианистки М. Шимановской, магнатов Л. Сапеги и М. Радзивилла, поэта А.Мицкевича. Его романтические произведения, обогатившие общенациональноеискусство Беларуси, соответствовали прогрессивным художественным традициямстран Средней и Западной Европы.
Яркуюстраницу в историю белорусской живописи вписал один из видных представителейромантизма Валентий Ванькович (1800–1842). В 1827 г. он, будучи студентомПетербургской академии искусств, получил золотую медаль – высшую академическуюнаграду – за картину «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в968 г.». Годом позже живописец вернулся в Минск и в родовом имении в Слепянкесоздал мастерскую-школу, вокруг которой сгруппировались талантливые художники.В разные периоды творчества он писал автопортреты, портреты родных, близких,соседей, известных людей, например, К. Липинского, А. Монюшки, А. Тавянского иего жены. В 1828 г. им была создана одна из лучших картин «А. Мицкевич на скалеАюдаг», изображавшая поэта-романтика в момент творческого вдохновения.Настроение усиливал мастерски выполненный горный пейзаж Крыма.
Тема историибелорусской земли доминировала в работах художника Яна Дамеля (1780–1840).Около 60 полотен посвящено им знаменательным событиям прошлого. Наиболееизвестны его картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшки изтемницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.», «Крещение славян».
Яркимпредставителем раннего реализма в белорусской пейзажной живописи, авторомуникальных театральных декораций был Викентий Дмоховский (1807– 1862). Егопейзажи отличались поэтичностью и величием, эмоциональной насыщенностью истрогостью композиции, в чем можно усмотреть отголоски постклассицизма.Одновременно для этих пейзажей характерна изящная обрисовка природных деталей.К числу лучших картин Дмоховского относятся «Родина», «Озеро Свитязь», «Улица вВильно», «Закат солнца», «Ночлег». Современники называли художника КлодомЛорреном виленских окрестностей, хотя его пейзажи выполнены в манере, близкой креализму.
Непревзойденныммастером белорусского классического натюрморта и его родоначальником был ИванХруцкий (1810– 1885). Самый яркий натюрморт «Цветы и плоды» принес емуизвестность в профессиональных кругах. Получив звание академика живописи, И.Хруцкий пробовал себя также в жанрах портрета, пейзажа, экспериментировал сизображением интерьера. В 1838 г. его картина «Старуха за работой» удостоиласьбольшой золотой медали. Наиболее ценными его работами зрелого периода признаны«Портрет неизвестной», «Мальчик с корзиной и грибами», «Портрет мальчика всоломенной шляпе», «Семейный портрет с женой и детьми».
Во второйполовине XIX – начале XX в. преобладающим направлением в изобразительномискусстве Беларуси стал реализм. В реалистической манере успешно работали А.Горавский, Н. Силиванович, К. Альхимович, Н. Орда и многие другие художники.
АполлинарийГоравский (1833–1900) известен как пейзажист и портретист. К числу лучших егокартин относятся: «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина»,«Свислочь», «Пинские болота», «Осень», «Женский портрет», портрет М. Глинки.Ему удавалось при помощи оригинальных художественных приемов отразитьсоциальное положение своих героев, передать характер,индивидуально-психологические черты каждого из них.
НикодимСиливанович (1834–1919) создал ряд мозаичных композиций для главного иконостасаИсаакиевского собора в Петербурге на библейско-евангелические сюжеты («Тайнаявечеря» и др.), написал несколько картин, посвященных родной Вилейщине («Старыйпастух», «В школу», «Дети во дворе»).
КазимирАльхимович (1840–1916) писал картины на исторические темы («Похороны Гедимина»,«Смерть Глинского в тюрьме», «После битвы») и сам являлся участником польскоговосстания 1863–1864 гг., за что отбывал ссылку в Сибири. В дальнейшем,поселившись в Варшаве, он рассказал о пережитом языком живописи («На этапе»,«Смерть в изгнании»). Писал он и на другие темы, например, о нелегком трудекрестьян («Жатва»), иллюстрировал произведения А. Мицкевича, успешно работалкак график.
Свою лепту вотражение истории Беларуси и сопредельных территорий внес Наполеон Орда(1807–1883) – художник, музыкант, литератор. В наследство потомкам он оставилоколо 1000 зарисовок замков, культовых зданий, дворцов и других памятных местБеларуси, Литвы, Польши, Украины. Многих изображенных им памятников архитектурыуже нет, и его картины являются своеобразными документами знаковых мест иобъектов зодчества прошлого.
Аккультурациякак способ взаимного преобразования («впечатывания» друг в друга) совместимыхформ национальных культур стало в XIX в. ведущей тенденцией в творческойдеятельности и художественном быте отечественной элиты. Знатоковбелорусско-польского искусства привлекает творчество К. Русецкого, Я.Суходольского, Т. Бычковского. Во второй половине XIX – начале XX в. развернулитворческую деятельность живописцы Ю. Пэн, В. Бялыницкий-Бируля, Ф. Рущиц, Я.Кругер, Л. Альперович, Я. Дроздович, К. Каганец, С. Жуковский, преуспевшие вгибридизации смежных национальных художественных традиций и стилевых форм.
В графике(как и в живописи) классицизм в 1830–1840-е гг. сменился романтизмом, а затемнастал черед реалистических течений. Большой резонанс в среде передовойинтеллигенции вызвала литография уроженца Минска Юзефа Азембловского(1804–1878) «Славянский невольник» («Белорусский раб»), воспринимавшаяся какрезкий протест против крепостнического рабства. Ее демонстрировал на своихлекциях в Париже А. Мицкевич, о ней одобрительно отзывался А. Герцен.Плодотворно работали в реалистически ориентированной графике М. Падалинский, Ю.Главацкий.
В Беларусивремен культурного подъема появилась плеяда талантливых скульпторов. Правда, имприходилось преодолевать немало трудностей (стесненные материальные условия,отсутствие поддержки государства, малочисленность заказов). Тем не менее наволне нового возрождения происходило становление мемориальной, культовой,садово-парковой, станковой, монументально-декоративной скульптуры, а такжепластики малых форм. Среди мастеров круглой скульптуры выделялась династия Ельских– отца Кароля и его сыновей Яна и Казимира.
Особеннойдаровитостью отличался Казимир Елъский (1782–1867) – без преувеличениявысокопрофессиональный скульптор Беларуси, искусствовед, профессор, заведующийкафедрой скульптуры Виленского университета, автор трактата «О связиархитектуры, скульптуры и живописи» (1828). Творчество К. Ельского весьмаразнообразно по жанрам. Он создал четыре фигуры пророков для главного алтарякостела Святых Петра и Павла в Вильно (1804), более 50 скульптурных портретов передовыхдеятелей культуры и науки Беларуси, Польши, Литвы, России (Я. Снедецкого, Ф.Смуглевича, И. Хрептовича, Я. Рустема). К. Ельский также плодотворно работал вжанрах скульптуры малых форм, парковой скульптуры, сакральной и мемориальнойпластики. Среди других талантливых мастеров можно выделить Я. Островского, Р.Слизеня, которые проявили себя и в области сакральной скульптуры. В последующемнекоторые ее образцы и другие раритеты культового искусства были собраны вцерковно-археологическом музее, открывшемся в 1908 г. в Минске.
Оживлениюхудожественной жизни содействовали различные выставки изобразительногоискусства. С 1890 по 1917 г. в Минске состоялось 10 выставок, в которыхучаствовали белорусские, русские и польские художники.
Наиболеераспространенными видами народного творчества и декоративно-прикладногоискусства в рассматриваемый период были художественное ткачество, резьба подереву, керамика, производство изделий из стекла.
Известныеисследователи белорусского прикладного искусства М.С. Кацер и Е.М. Сахуто небез основания утверждают, что технологии мастеров прошлого не забытысовременными умельцами. Несколько мануфактур производили слуцкие пояса, ткалигобелены (Кореличи, Мир), изготовляли стеклянные изделия (Налибоки, Уречье).
В начале XXв. на белорусских землях работали около 30 довольно крупных предприятий поизготовлению стекла. Белорусские заводы по объему производства стекла истеклянных изделий занимали третье место в России. В 1910 г. на международнойвыставке в Париже изделия хрустальной фабрики «Борисов» были удостоены золотоймедали.
Заметнымявлением художественной культуры конца XVIII – начала XIX в. сталасобирательская деятельность, или коллекционирование. Большую художественнуюценность имели коллекции живших на белорусской земле магнатов: Радзивиллов,Огинских, Хрептовичей, Тышкевичей.
Итак, впериод белорусского возрождения происходило бурное развитие национальногоизобразительного и декоративно-прикладного искусства. Хотя непосредственно натерритории современной Беларуси не было учебных заведений художественногопрофиля, десятки самобытных, талантливых мастеров работали в разных жанрах инаправлениях. С демократических позиций они панорамно отражали белорусскуюисторию, изображали картины из частной жизни типичных представителей разныхсословий, социальные характеры и тяжелый труд, нелегкую долю простых людей.Художники-подвижники, нередко являвшиеся одновременно наблюдательнымикраеведами и психологами, оставили нам портреты известных людей того времени,автопортреты, многочисленные картины родной природы. Их произведения и сегодняне утратили своей ценности и составляют важную часть исторического наследияотечественного искусства, хранятся в музеях как Беларуси, так и других стран(России, Польши, Литвы, Украины). Эти работы, отличающиеся впечатляющейжизненностью и психологической глубиной, помогают формировать новые поколенияхудожников, приобщать граждан республики, особенно представителей молодогопоколения, к самобытной эстетике и разнообразным стилям отечественного искусства,укреплять начала патриотизма и народно-демократического мировоззрения.
В Беларуси вразные годы жили и творили многие известные художники из России и Польши. В ихчисле И. Репин, И. Шишкин, А. Мещерский, Г. Кондратенко, К. Савицкий. Онистимулировали творческий обмен, художественные коммуникации между соседнимикультурами и стилевыми системами. В XIX – начале XX в. возрождение белорусскойкультуры дополнялось формированием межнациональных культурных форм,полинациональной (общенациональной) культуры Беларуси в целом.
4.Театрально-музыкальная культура
Театральноеискусство. В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельностьмастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Представлениядавались как на библейские, так и на светские сюжеты. Параллельно работал театрнародной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшиеприродными художественными способностями, веселые «на миру». Репертуарфольклорных театров складывался из произведений героического, комического,сатирического характера. Спектакли не требовали сложной подготовки сцены идекораций, достаточно было специальных костюмов. Драма могла сочетать элементытрагедии и фарса, не чуждалась натуралистических деталей и условных приемов.Батлейка и в дальнейшем продолжала собирать благодарных зрителей (главнымобразом на периферии). Приближавшиеся к профессиональному уровнюфольклорно-театральные труппы, как правило, действовали в больших городах.
Присоединениек России, изменение социально-политических и экономических отношений сказалисьна судьбе крепостных, частновладельческих театров, успевших за многие годышироко распространиться на территории Беларуси. Количество их неуклонноуменьшалось, но отдельные из них продолжали действовать и подчас по уровню мастерстване уступали официально организованным профессиональным труппам. По-прежнемуславились театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, С. Зорича в Шклове.
Вчастновладельческих театрах ставились оперы, пьесы, балеты с европейскимразмахом. В них звучала музыка местных, а также итальянских, польских ифранцузских композиторов. Хоры, оркестры, кордебалет формировались главнымобразом за счет талантливой, обученной музыкально-драматическому мастерствусельской молодежи. Без участия крепостных оркестров и капелл магнатско-помещичьихтеатров, как и прежде, не обходились театральные спектакли, религиозные службы,военные парады, балы. Некоторые оркестры (струнные и духовые) виртуозноисполняли сложные симфонические и хоровые полифонические произведения. Уровнявысокого искусства достигли хоры, группы вокалистов, отдельные исполнители.
Одновременновне крепостной системы появлялись ростки собственно профессионального театра идраматургии. Причем новый белорусский театр опирался на достижения национальнойлитературы. С годами репертуар расширялся, польский язык на сцене все чащезаменялся русским; театр все более переходил на коммерческую основу,укрепляемую знатными меценатами. В моду вошли театральные сезоны, ведущую рольстали играть постоянные городские театры. Наряду с профессиональным развивалосьлюбительское театральное искусство. В городах и местечках шли представлениянебольших самоорганизующихся частных трупп. Не замедлила появиться и своятеатральная критика (П. Шпилевский, Ф. Подобед и др.), пропагандировавшая обновлявшеесянациональное искусство сцены.
В рядекрупных городов Беларуси работали постоянные театры, которые приобщали зрителейк достижениям мировой драматургии. Так, в Минске с конца 1830-х гг. свой театрдержал одаренный актер и режиссер Я. Хелмиковский, а после него – В.Дроздовский. Подобралась сильная труппа, которая ставила постановки попроизведениям Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Н. Островского, В. Гюго. В 1847г. минчанам было предложено 48 спектаклей, а через два сезона – 55. В 1846 г.возобновил работу городской театр в Гродно (С. Новоковского). Постоянныетеатральные труппы имелись в Витебске (Я. Чеховича), Могилеве (С.Богуша-Сестренцевича). В других городах и местечках театральные постановкиносили эпизодический характер и ставились в основном гастрольными труппами.
Особую роль вразвитии национального театра сыграл В. Дунин-Марцинкевич. С его именем связаназнаменательная дата в истории белорусской сцены: 23 сентября 1841 г. состояласьпремьера любительского спектакля – комической оперы «Рекрутский набор»,либретто которой сочинил он сам, а музыку написали С. Монюшко и К.Кржижановский. Это был его театральный дебют. В 1850-е гг. действоваласозданная им театральная труппа, по уровню близкая к профессиональной. Сначаласпектакли давались в фольварке Люцинка (под Ивенцом), где жил в то время В.Дунин-Марцинкевич. Актерами становились сам драматург, его дети, местныешкольники, знакомые, соседи, крестьяне. Этот народный театр, своимипостановками преображавший традиции белорусского фольклора, являлся яркимочагом демократической культуры.
В театре В.Дунина-Марцинкевича в Минске 9 февраля 1852 г. состоялась премьера оперы«Сялянка» («Идылiя»). Позже она исполнялась в Бобруйске и Слуцке. Новоезнакомство со спектаклем произошло почти через полтора века, в 1994 г., вНациональном Академическом театре им. Я. Купалы. Эта комическая опера впостановке Н. Пинигина пользуется популярностью у минских и московскихзрителей.
Ужесточениеполитики царизма в 1860–1890-е гг. затруднило деятельность профессиональногонационального театра в Беларуси. На театральных сценах выступали чащепредставители российских и украинских трупп. В 1890 г. в Минске был официальнооткрыт стационарный городской театр, который способствовал развитию высокойкультуры. Здесь ярко проявили себя известные актеры М. Савина, А. Яблочкина, Л.Собинов, К. Варламов.
С 1898 г.активную деятельность развернуло Минское товарищество любителей изящныхискусств. В городах и местечках возникали любительские коллективы. Впоследующие годы в любительских кружках проводились «белорусские вечеринки» свыступлением хоров, танцоров, чтением белорусских стихов. На основе такогокружка артистом и режиссером Игнатом Буйницким (1861–1917) в Дисненском поветебыла создана Первая белорусская труппа. В 1910 г. она стала национальнымпрофессиональным театром с хором, танцевальной и драматической группами. Театрдействовал как гастрольный коллектив и до своего распада в 1913 г. побывал вомногих городах и местечках Беларуси.
С 1911 г. вВильно на любительских началах действовал Белорусский музыкально-драматическийкружок, которым руководил А. Бурбис. 27 января 1912 г. он впервые поставилкупаловскую «Паулiнку». Роль главной героини блестяще сыграла актриса ПавлинаМеделка.
Вскоре послеФевральской буржуазно-демократической революции 1917 г. в Минске возниклоПервое товарищество белорусской драмы и комедии, которое незадолго до смертивозглавил И. Буйницкий. Труппа гастролировала со спектаклями по произведениямЯ. Купалы, К. Каганца, Э. Ожешки. Видным деятелем этого театра стал ВладиславГолубок, впоследствии известный драматург, режиссер, актер, основательсамобытной национальной школы, сочетавшей стилизованный театральный фольклор спрофессиональным драматическим искусством.
Музыкальноеискусство. В XIX в. музыкальная жизнь в Беларуси развивалась главным образом вМинске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно и других больших городах. Крометого, как и ранее, она скрашивала быт некоторых панских усадеб. В частности,любители музыки собирались в Залесье (Сморгонский район) у М. Кл. Огиньского(далекого родственника М. Каз. Огиньского); в Городище под Минском у помещикаЛ. Ракитского, владельца профессионального оркестра; в имении ГородецМогилевской области у композитора-любителя В. Костриет-Скандерюока, которыйдержал крепостной квартет, считавшийся одним из лучших в России.
В организацииконцертных вечеров и музыкальном просвещении населения важную роль сыгралиминские музыканты братья Доминик и Викентий Стефановичи, с 1803 г. напротяжении нескольких десятилетий дирижировавшие городским оркестром. Музыкутаких оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и наплощадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах вдворянском кругу и гимназиях. В Гродно, Витебске, Слуцке проходили концерты духовыхоркестров. Концертировали как местные музыканты, так и известные европейскиегастролеры: один из лучших скрипачей того времени испанец П. Эскудера,бельгийский скрипач Ш. Мёзер, юная скрипачка Т. Юзефович (ее называли шутливо«Паганини в юбке»), знаменитый ксилофонист М. Гузиков, скрипач-виртуоз М.Ельский, композитор и исполнитель Ф. Милодовский, первоклассный гитарист М.Соколовский.
Завоевалевропейскую известность белорусско-польский композитор и музыкант, участникпольского восстания 1794 г. Михаил Клеофас Огиньский (1765–1833). В 1802 г. онвернулся из эмиграции в свое имение Залесье. Именно здесь в 1823 г. передотъездом в Италию композитор написал полонез «Прощание с Родиной». Менееизвестны сегодня его «Марш повстанцев» (1794), опера «Зелида и Валькур, илиБонапарт в Каире». Среди современников были популярны многочисленные вальсы,мазурки, романсы, пьесы, марши М. Кл. Огиньского. Он – также автор трактата«Письма о музыке» (1828), мемуаров о Польше и поляках.
Значительныйвклад в развитие отечественного музыкального искусства, в первую очередькамерного, оперного и симфонического, внес белорусско-польский композитор,дирижер и педагог Станислав Монюшко (1819–1872). Он родился под Минском, жил вМинске, Вильно, а с 1858 г. – в Варшаве. Многие песни он писал, вдохновившисьобразами белорусской природы («Вилия», «К реке Неман»); сюжет его лучшей оперы«Галька» (1847) связан с минским периодом жизни (в Минске она была поставленатолько в 1856 г.). Белорусские и польские музыкальные мотивы переплелись в 12сборниках «Домашние песенники». Весьма плодотворным в 1840-е гг. было егосотрудничество с В. Дуниным-Марцинкевичем (оперы «Рекрутский набор»,«Соревнование музыкантов», «Волшебная вода», «Сялянка»). С. Монюшко и егоединомышленники, композиторы Н. Орда, А. Абрамович, М. Карлович, изучали ииспользовали в своем творчестве народные мотивы.
Большойинтерес представляют основанные на белорусском фольклоре произведениякомпозитора и пианиста Антона Абрамовича. Он обогатил народными мотивами своюмузыкальную поэму «Белорусская свадьба» в 8 частях (в 1846 г. ее опубликовализдатель и литературный критик Р. Подберезский), пьесы «Весна», «Девичье лето»,«Осень». А. Абрамович написал музыку к стихотворениям Я. Борщевского«Дзеванька» и «Гарэльца»; он – автор пьесы «Белорусская мелодия», множествамаршей, вальсов, полонезов, фантазий для фортепиано, мазурок.
В Беларусижили и творили другие видные деятели музыкальной культуры: А.К. Радзивилл,первым создавший оперу «Фауст» (Гете написал либретто); пианист, композитор ипедагог Флориан Милодовский, написавший оперетту «Конкуренты» (в Минскепоставлена в 1861 г.); пианистка М. Шимановская; скрипач и композитор К.Липинский; композитор и скрипач К. Кржижановский. В начале XX в. собирал полныезалы оперный певец В. Селех-Качанский.
В 60–90-е гг.XIX – начале XX в. музыкальная жизнь на территории Беларуси становилась всеболее богатой и разнообразной. Так, в Минске открылась фортепианная фабрика,начал работать магазин по продаже нот и музыкальных инструментов, было основаноМинское музыкальное общество (1886), действовал городской музыкальный кружок(1896), конкурировали между собой частные музыкальные школы. Местные газетыедва поспевали печатать хронику богатой музыкальной жизни. В 1871 г. в Минскепри костеле Святого Роха было создано музыкальное училище органистов, в товремя единственное в Беларуси. В семинариях и гимназиях музыкальной подготовкеуделялось серьезное внимание.
Развивалисьсвязи представителей белорусской и российской музыкальной культур. С большимуспехом на территории Беларуси выступали прославленный русский хор Д.Славинского, гремел знаменитый бас Ф. Шаляпина, пели кумиры публики Н. Фигнер,А. Мазини, давала представления русская оперная труппа под руководством И.Шумана, концертировали пианисты и композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А.И. Зилоти. Мотивы белорусской национальной музыки звучали в произведениях Н.А.Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова, С.И. Танеева и других известных русскихмузыкантов. Создавалась благоприятная творческая атмосфера для написаниябелорусскими композиторами новых произведений. Ф. Милодовский сочинил пленившийпублику «Полонез» для фортепиано. Композитор А. Роговский написал музыку кстихотворению Я. Купалы «А хто там щзе?». Он же – автор «Сюиты белорусской» в шестичастях. Развивалась отечественная музыкальная критика и мемуаристика.Композитор и скрипач М. Ельский выпустил мемуары о накопленном в отечестве затекущее столетие музыкальном наследии. Среди других изданий увидели светфольклорные сборники «Белорусские песни Минской губернии» Н. Янчука, «Песнибелорусские» А. Черни, «Малороссийские и белорусские песни» П. Сокольского.
Впопуляризации белорусской музыки и возрождаемого театра активное участиепринимал клуб «Беларуская хатка» (1916–1921), объединявший несколько творческихколлективов.
Следуетотметить, что в начале XX в. в крупных городах получило распространение кино –для Беларуси новый вид искусства. До начала Первой мировой войны в Минскеработали кинотеатры «Модерн», «Эден», «Гигант», «Люкс», «Иллюзион». Всего вначале XX в. на территории Беларуси действовали 58 кинотеатров. Первыекинофильмы, как известно, были немыми, но с весьма выразительным музыкальнымсопровождением, прояснявшим занимательные сюжеты.
Такимобразом, несмотря на неблагоприятные условия, связанные с отсутствиемсобственной базисной цивилизации, белорусская культура динамично развивалась втесном взаимодействии и взаимопересечении с другими национальными культурами,приобретая все более ярко выраженный демократический характер и колоритныйнациональный стиль; все отчетливей проявлялись ее самобытность исамостоятельность. В середине – второй половине XIX в. поднялась новая волнабелорусского возрождения, дополнительный импульс которой придали бурные событияв России, ознаменовавшие начало нового столетия.
Не порывая систорическими традициями, белорусская культура продолжала оставаться оплотомострой борьбы с регрессивными консервативными силами, выступавшими противнационального самоопределения белорусов.
Этапнационального возрождения отмечен появлением новых художественных стилей,направлений, тенденций, идей, имен, произведений. Белорусская культураразвивалась в тесном контакте с соседними культурами Польши, России, Украины,оказывая на эти культуры влияние и испытывая ощутимые обратные воздействия.
В XIX –начале XX в. происходило возрастание роли передовой интеллигенции как идеологанационально-демократического движения и авангарда белорусского возрождения. Винтеллектуальной среде росли антикрепостнические, свободолюбивые настроения.Представители гуманитарной интеллигенции своей общественной деятельностью,художественным творчеством и научными исследованиями способствовали утверждениюпредставления о белорусах как самостоятельном этносе, превращавшемся втитульную нацию с развитой культурой. Соседние народы узнали историческуюправду о Беларуси.
Врассматриваемый период в связи с новыми социально-экономическими процессамизначительно возросла потребность в специализированных знаниях,научно-практической информации. Это обусловило проведение двух крупных реформобразования, значительно увеличивших его социальную базу.
Возросласоциокультурная и политическая активность гражданского общества, множилисьформы хозяйственно-экономической инициативы и предпринимательской деятельности.Одновременно происходило ускорение научно-технического и промышленногопрогресса. На волне общего творческого подъема появилась новая генерациямолодых ученых, художников, литераторов, музыкантов, артистов, обогатившихотечественную культуру большими достижениями. В Беларуси обновлялисьмузыкальные традиции, создавались национальные театральные коллективы,рождались новые стили, течения и школы в изобразительном и других видахискусства, развивались художественные ремесла, фольклорные жанры и виды декоративно-прикладноготворчества.
Значительноактивизировалась деятельность архитекторов, основавших новые направления вгородском зодчестве. Началась плановая застройка населенных пунктов,совершенствовались строительные технологии, появились новые материалы.
В отечественнойархитектуре происходила смена, трансформация и частичное смешение стилей. Вконечном итоге неоклассицизм и романтизм уступили место модерну изарождавшемуся модернизму.
На развитиекультуры мощное воздействие оказали капиталистические отношения, происходившиесоциальные и политические столкновения, подъем национально-демократическогодвижения.
Списокиспользованных источников
1. Культурология. Учебное пособие Под редакциейА.А. Радугина – М., 2001.
2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник длявузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и историякультуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.