Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура в эпоху Возрождения

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТСЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Реферат
покультурологии
Тема: «Культурав эпоху Возрождения».
Бологое, 2007 г.

Содержание:
Введение
1. Гуманизм эпохи Возрождения
2. Реформация и рождениепротестантизма
3. Расцвет художественной культуры иискусства
Заключение
Список литературы

Введение
В своем реферате я решиларассказать о Культуре в эпоху Возрождения. Эта Культура возникла впервые вИталии в 14 веке.
Итальянский феномен возникновенияновой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальянскогофеодализма. Гористая местность Северной и Средней Италии не позволяла создаватькрупные земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевскойдинастии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена наотдельные города-государства.
Все это способствовалоболее раннему (в10-11 веках), чем в других странах, и более быстрому ростугородов, а вместе с ними – росту и усилению роли пополанов, то естьторгово-ремесленных слоев, которые в борьбе с феодалами уже в 13 веке к своемуэкономическому господству добавили и политическую власть во Флоренции, Болонье,Сиене и других городах.
Утверждению и развитиюкультуры Возрождения способствовали и многие другие события и явления. К ихчислу в первую очередь относятся Великие географические открытия – открытиеАмерики (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (15 век) и т.д. –после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами.
Я вижу данную темуактуальной и в наше время, так как данный период хотя и не являлсяпродолжительным в мировой истории, но оставил яркий след в сознании людей, в ихмышлении и понимании окружающего мира. Художники, скульпторы, архитекторызаставили посмотреть вокруг их глазами, руша прежние представления о жизни ичеловеке. Они рассказали народу о своем представлении окружающего мира, приэтом показав наиболее значимые для них ценности – это свобода и разум,умеренность и миролюбие, простота и здравый смысл, образованность и ясностьмысли, терпимость и согласие.
Важно знать, на мойвзгляд, о «душе» человека в то время, только тогда можно действительно подостоинству оценить творения мастеров этой эпохи, прочувствовать с нимивсеобщее настроение.
Своей работой я хочурассказать о наиболее знаменитых личностях того времени, об их произведениях,об идеологии и религии того времени, хочу донести до окружающих то, что считаюинтересным, полезным и важным для саморазвития и самосовершенствования.
Своё повествование начну сгуманизма в эпоху Возрождения.

Гуманизм эпохиВозрождения
Главным и наиболеесущественным в культуре Возрождения является гуманизм.
Основателем гуманизма ивсей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка(1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к античности. Петрарка неотвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным.
Петрарка всяческиподчеркивает значение гуманитарных наук и словесных искусств – поэзии,риторики, литературы, этики, которые помогают нравственному и духовномусовершенствованию человека, от развития которых зависит успех новой культуры.
Ярким представителемгуманизма был французский философ Мишель Монтень (1533-1592). В своем труде«Опыты» он дает ироническую и язвительную критику схоластики, демонстрируетблестящие образцы светского свободомыслия, провозглашает человека высшейценностью.
У английского писателя иполитика Томаса Мора (1519-1577) и итальянского философа и поэта ТомазоКампанеллы (1568-1639) идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопическогосоциализма. Первый излагает их в своей знаменитой «Утопии», а второй – в неменее знаменитом «Городе Солнца». Оба считают, что достойная человека жизньдолжна строиться на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости.
При всем своеобразиивозникших течений и концепций гуманизма между ними имеется много общего. Всеони покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек являетсяцентром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепциюСократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа – Протагора:«Человек есть мера всех вещей. Существующих – в том, что они не существуют».
Если для религиозногоСредневековья человек – это «тварь дрожащая», то гуманисты Возрождения не знаютпредела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом.
Вместо веры в Богагуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется каксовершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемымивозможностями.
Гуманисты такжепровозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснитьокружающий мир без обращения к Божьему промыслу.
В противоположностьсредневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннеммире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвеличилземное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном мире.
Гуманисты возродилиаристотелевское понимание человека как «политического животного» и пошлигораздо дальше в этом направлении. Они в полной мере осознали социальныйхарактер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнилиравенством перед законом. Гуманисты активно выступили против существующейжесткой социально-сословной иерархии, против сословных привилегий.
Гуманизм – особенноитальянский – выступил против религиозного аскетизма, требующего от человекасамоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античныйгедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должнадоставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение,веселье.
Гуманистическая культурасоздала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. Всредние века на нее смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьмаскептически, как источник соблазна, как то, что отделяет человека от Бога.Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы,определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощениегармонии и совершенства.
Реформация и рождениепротестантизма
Эпоха Возрождения вызвалаглубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как ужеотмечалось выше, кризис католицизма привел к возникновению в начале 16 векаширокого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм –третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия вкатолицизме отчетливо проявились гораздо задолго до Реформации. Главнойпричиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устоялиперед искушением материальных благ.
Церковь буквально утопалав роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру в своем стремлении к власти,обогащению и к расширению земельных владений. Для обогащения использовалисьвсякого рода поборы, которые оказывались особенно разорительными и невыносимымидля северных стран.
Все это вызывало растущеенедовольство и нарекания в адрес папства. Необходимость реформированияхристианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки вэтом направлении не увенчались успехом. В результате они получили мощноедвижение Реформации и раскол католицизма.
Одним из первыхпредшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330-1384),выступивший против права церкви на владение землей, за ликвидацию папства иотказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями выступил также чешскиймыслитель Ян Гус (1371-1415), который требовал отменить торговлюиндульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правахмирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.
В Италии пионеромреформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452-1498), подвергавшийпапство суровой критике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству ироскоши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформациине получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения излоупотребления папства ощущались менее остро.
Точной датой началаРеформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своейцеркви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных противторговли индульгенциями.
Реформация затронула нетолько торговлю индульгенциями, но и более фундаментальные вещи в католицизме.Она выступила с лозунгом о возврате к самим источникам христианства. С этойцелью она провела сверку католического Священного предания со Священнымписанием, Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубымискажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продаватьиндульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.
Библия не требует отсогрешившего каких-либо искупительных пожертвований. Для его спасения нужны непожертвования в пользу Церкви или монастырей, не «добрые дела», но искреннеераскаяние в содеянном и глубокая вера.
Рассматривая другиефункции Церкви, сторонники Реформации приходят к мысли, что все они, как и самосуществование Церкви, противоречат Священному писанию. Существование Церкви,как религиозного института, покоится на положении католицизма о деленииверующих на священников и мирян. Однако необходимости такого института иделения нет в Библии. Напротив, там провозглашается принцип «Всеобщегосвященства», всеобщего равенства людей перед Богом.
Именно этот принциправенства восстанавливает Реформация. Служители Церкви не должны иметькакие-либо привилегии в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссиюмежду простым верующим и богом, они посягают на право каждого непосредственнообщаться с Богом, ибо, как утверждает Лютер, «каждый себе священник». Надолжность пастора может быть избран любой член общины.
В равной мере каждыйверующий должен иметь возможность читать и толковать Священное писание.
Отрицание католическойЦеркви обосновывалось также новым пониманием Бога. В католицизме Он воспринимаетсякак нечто внешнее по отношению к человеку, некий небожитель, внешняя опорачеловека. Пространственный разрыв между Богом и человеком в известной мередопускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.
В протестантизмепонимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается вовнутреннюю, находящуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозностьстановится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности,включая Церковь, теряют свое прежнее значение. Так как божественное началопереносится внутрь человека, то от него самого зависит, как и насколько онсможет воспользоваться имеющимся в нем божественным даром.
Вера в Бога по сутивыступает как вера в человека в самого себя, ибо присутствие бога переносится внего самого. Такая вера действительно становится внутренним делом человека,делом его совести, работой его души.
Пересмотр места и ролиЦеркви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств исвятынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию. Вчастности, из семи таинств осталось только два: крещение и причастие.
Реформация многими своимисторонами перекликается с гуманизмом Возрождения. Она также идет по путивозвышения человека, делая это, в определенном смысле, более трезво иосторожно. Гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом. Реформацияпоступает более осмотрительно. Она сохраняет христианский тезис об изначальнойгреховности человека. В то же время она наделяет его Божественным началом,Божественным даром, которые открывают перед ним реальный путь к спасению.
В то же время междуРеформацией и гуманизмом имеются существенные различия. Главное из них касаетсяотношения к разуму. Возвеличивая человека, гуманизм опирался прежде всего набесконечные возможности человеческого разума. Его вера в человека покоилась навере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически. Лютер называлего «блудницей дьявола». Веру в Бога он объявлял недоступной и непостижимой дляразума.
Возникший из Реформациипротестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм,англиканство и др. Однако все они представляют собой религию, которая являетсяудивительно простой, дешевой и удобной. Именно такая религия нужна быланарождавшейся буржуазии. Она не требует больших денег на строительство дорогиххрамов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме. Она нестесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т.п.
Утверждение новой религиишло с большими трудностями. Католицизм во главе с папством не мог смириться стем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии ивсей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второйполовине 16 века к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившейназвание Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов,созданный Игнатием Лойолой (1491-1556).
Именно этот орденпрославился таким печально знаменитым событием, как Варфоломеевская ночь, когдав одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 000 протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двухнедель – около 30 000 протестантов.
Благодаря Контрреформациикатолической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южныхобластях Германии и ряде восточноевропейских государств. Однако европейскаякультура была расколота на католическую и протестантскую.
Расцвет художественнойкультуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвалаглубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве.Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой отрелигии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ейеще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются ученияантичных мыслителей – в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичиноосновал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека налатинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохиВозрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос,«правит в европейских университетах».
Вместе с античнымиучениями широкое распространение получает натурфилософия, или философияприроды. Ее проповедуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно.В их трудах развиваются мысли о том. Что философия должна изучать несверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутреннимзаконам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественноеоткровение, что человек является частью природы.
Распространениюнатурфилософских взглядов способствовали научные открытия. Главным из них сталагелиоцентрическая теория Н. Коперника, которая произвела настоящий переворот впредставлениях о мире.
Следует, однако,заметить, что научно-философские взгляды того времени все еще испытываютзаметное влияние со стороны религии и теологии. Такого рода воззрения частопринимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Онрастворяется в природе, отождествляется с ней.
Самые значительныеизменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре, в искусстве. Именнов этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким ирадикальным.
В средние века искусствово многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должнобыло украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретаетсамоценность. Оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе сэтим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное,эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого,а не ради назначения, которому оно служит.
Никогда искусство непользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художникапо своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика игражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме.
Теперь место и рольхудожника в обществе неизмеримо возрастает. Он впервые рассматривается каксамостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимаяиндивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно изсамых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардода Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправныхспособа изучения природы. Он пишет: «Живопись – наука и законная дочь природы».
Еще более высоко ценилосьискусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрожденияприравнивался к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своемуимени прибавление «Божественный».
В самом искусствепроисходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот отсредневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверномуизображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Ихоснову теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема,учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности,добиваться объективности, достоверности и жизненности.
Эпоха Возрождения была,прежде всего, итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италииискусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесьнасчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливыххудожников. В других странах также имеются великие имена, однако Италия внеконкуренции.
В итальянском Возрожденииобычно выделяют несколько этапов:
Проторенессанс – втораяполовина 13 века – 14 века.
Раннее Возрождение –почти весь 15 век.
Высокое Возрождение –конец 15 века – первая треть 16 века.
Позднее Возрождение –последние две трети 16 века.
Главными фигурамиПроторенессанса являются поэт Данте Алигъери (1265 – 1321) и живописец Джотто(1266/67 – 1337 гг.).
Судьба преподнесла Дантемного испытаний. За участие в политической борьбе его преследовали, онскитался, умер на чужбине, в Равенне. Его вклад в культуру выходит за рамкипоэзии. Он писал не только любовную лирику, но и философские и политическиетрактаты. Данте является создателем итальянского литературного языка. Иногдаего называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени. Этидва начала – старое и новое – действительно тесно переплетаются в еготворчестве.
Первые произведения Данте– «Новая жизнь» и «Пир» — представляют собой лирические стихи любовногосодержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однаждыпо Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Свою любовь поэтсохранил на всю жизнь. По своему жанру лирика Данте находится в руслесредневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ«Прекрасной Дамы». Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежатВозрождению. Они вызваны реальными встречами и событиями, наполнены искреннейтеплотой, отмечены неповторимой индивидуальностью.
Вершиной творчества Дантестала «Божественная комедия», занявшая особое место в истории мировой культуры.По своему построению эта поэма также находится в русле средневековых традиций.В ней рассказывается о приключениях человека, попавшего в загробный мир. Поэмаимеет три части – Ад, Чистилище и Рай, каждая из которых насчитывает 33 песни,написанные трехстрочными строфами.
Повторяющаяся цифра «три»прямо перекликается с христианским учением о Троице. В ходе повествования Дантестрого следует многим требованиям христианства. В частности, своегосопровождающего по девяти кругам ада и чистилища – римского поэта Вергилия – онне допускает в рай, ибо язычник лишен такого права. Здесь поэта сопровождаетего умершая возлюбленная Беатриче.
Однако в своих мыслях исуждениях, в своем отношении к изображаемым персонажам и их грехам, Дантенередко и весьма существенно расходится с христианским учением. Так, вместохристианского порицания чувственной любви как греха, он говорит о «законелюбви», согласно которому чувственная любовь включается в природу самой жизни.Данте с пониманием и сочувствием относится к любви Франчески и Паоло, хотя ихлюбовь связана с изменой к любви Франчески своему мужу.
К числу выдающихсяитальянских поэтов относится также Франческо Петрарка. В мировой культуре онбыл известен, прежде всего, своими сонетами. В то же время он былширокомасштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считаютоснователем всей ренессансной культуры.
Творчество Петрарки такжеотчасти находится в рамках средневековой куртуазной лирики. Как и у Данте, унего была возлюбленная по имени Лаура, которой он посвятил свою «Книгу песен».Вместе с тем Петрарка более решительно порывает связи со средневековойкультурой. В его произведениях выражаемые чувства – любовь, боль, отчаяние,тоска – предстают гораздо более острыми и обнаженными. В них сильнее звучитличностное начало.
Еще одним яркимпредставителем литературы стал Джованни Боккаччо (1313-1375), автор всемирноизвестного «Декамерона». Принцип построения своего сборника новелл и сюжетнуюканву Боккаччо заимствует из Средневековья. Все же остальное пропитано духомРенессанса.
Главными персонажаминовелл являются обыкновенные и простые люди. Они написаны удивительно ярким,живым, разговорным языком. В них нет скучных нравоучений, напротив, многиеновеллы буквально искрятся жизнелюбием и весельем. Сюжеты некоторых из нихимеют любовный и эротический характер. Помимо «Декамерона» Боккаччо написалтакже повесть «Фьяметта», которая считается первым психологическим романомзападной литературы.
Джотто ди Бондонеявляется самым ярким представителем итальянского Проторенессанса визобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все онинаписаны на библейские и мифологические сюжеты, изображают сцены из жизниСвятого семейства, евангелистов, святых. Однако в трактовке этих сюжетов явнопреобладает ренессансное начало. В своем творчестве Джотто отказывается отсредневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за нимпризнается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.
В его произведенияхвполне реалистически изображается природный ландшафт, на котором отчетливовидны деревья, скалы, храмы. Все участвующие персонажи, включая самих святых,предстают как живые люди, наделенные физической плотью, человеческими чувствамии страстями. Их одежды обрисовывают естественные формы их тела. Произведениям Джоттоприсущи яркий колорит и живописность, тонкая пластичность.
Главным творением Джоттоявляется роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизниСвятого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл,включающий сцены «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа».
Все изображенные вросписях персонажи выглядят естественными и достоверными. Положение их тел,жестикуляция, эмоциональное состояние, взгляды, лица – все это показано средкой психологической убедительностью. При этом поведение каждого строгосоответствует отведенной ему роли. Каждая сцена отличается неповторимойатмосферой.
Так, в сцене «Бегство вЕгипет» преобладает сдержанный и в целом спокойный эмоциональный тон. «ПоцелуйИуды» наполнен бурным динамизмом, резкими и решительными действиями персонажей,которые буквально сцепились друг с другом. И только два главных участника –Иуда и Христос – застыли без движения и ведут поединок взглядами.
Сцена «ОплакиваниеХриста» отмечена особым драматизмом. Она переполнена трагическим отчаянием,невыносимой болью и страданием, безутешным горем и скорбью.
Раннее Возрождениеокончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства.При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако ихтрактовка становится совершенно иной, в ней уже мало, что остается от Средневековья.
Родиной РаннегоВозрождения стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются архитекторФилиппо Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло (1386-1466).
Брунеллески внес огромныйвклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открылновые формы, которые просуществовали целые столетия. Много он сделал дляразработки законов перспективы.
Самой значительнойработой Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкцией собораСанта Мария дель Фьоре во Флоренции. Перед ним стояла исключительно сложнаязадача, поскольку требуемый купол должен был иметь огромные размеры – около 50 м в диаметре. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации.Благодаря найденному решению не только сам купол оказался удивительно легким икак бы парящим над городом, но и все здание собора приобрело стройность ивеличественность.
Творчество Брунеллескипримечательно тем, что он выходит за рамки культовых сооружений и создаетвеликолепные постройки светской архитектуры. Прекрасным образцом такойархитектуры является воспитательный дом-приют, построенный в форме буквы «П», скрытой галереей-лоджией.
Флорентийский скульпторДонателло – один из наиболее ярких творцов Раннего Возрождения. Он работал всамых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своем творчествеДонателло творчески использует античное наследие, опираясь на глубокое изучениенатуры, смело обновлял средства художественной выразительности.
Он участвует в разработкетеории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображениеобнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник. Созданные им образыявляются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности.Своим творчеством Донателло оказал большое влияние на последующее развитиеевропейской скульптуры.
Стремление Донателло кидеализации изображаемого человека ярко проявилось в статуе юного Давида. Вэтом произведении Давид предстает молодым, прекрасным юношей. Красоту егообнаженного тела подчеркивает изящно изогнутый торс. Молодое лицо выражаетзадумчивость и грусть. За этой статуей последовал целый ряд обнаженных фигур вскульптуре Ренессанса.
С конца 15 века, когдаитальянское искусство достигает наивысшего подъема, начинается Высокое Возрождение.Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потомубеззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровленавторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство вэтот период, как это ни странно, переживает невиданный расцвет.
К числу титановВозрождения относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был нетолько гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым,инженером и изобретателем.
Леонардо да Винчи,оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но ипрошлому, и будущему. Он во многом не принял господствовавший в Италииплатоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность.Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма.Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе сним он переносился в 13 веке, в позднее Средневековье, когда властителем былАристотель.
Именно тогда рождался духнаучного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внесЛеонардо. Вместе с тем – опять же, как ученый и мыслитель – он на целыестолетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, котораяполучит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеии технические проекты – замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. –будут воплощены только в 19-20 веках.
В каждом произведенииЛеонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, емууже неинтересно было доводить полотно до завершения. В этом смыслеученый-экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять жеопередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине 19 векафранцузский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привелискусство к модернизму и авангарду.
Леонардо избегал всегонеподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивалменяющийся, скользящий формы свет. Он как завороженный следил за поведениемводы, ветра. В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющеесясостояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка егознаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимыми меняющимся, странным и загадочным.
Мышление и рисунокЛеонардо рассматривает как два способа познания действительности, позволяющиханализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, оносуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом,который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом – кнаучному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своейприроде тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один итот же творческий процесс. Однако уже в последующем – 17 веке пути искусства инауки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.
Одной из вершинтворчества Леонардо является фреска «Тайная вечерня» в трапезной монастыряСанта Мария Дела Грацие. Эта работа поражает не только общей композицией, но иточностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, нои делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит впсихологический взрыв и конфликт.
Второй вершинойтворчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Этопроизведение положило начало жанру психологического портрета в европейскомискусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсеналсредств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона,застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшиепсихологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительноживом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистическойдымке, покрывающей пейзаж.
Рафаэль (1483-1520)является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Он пережил трудноедетство, рано лишился матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, емудавала все, что он хотел, — многочисленные заказы, огромный успех и громкуюславу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин.
Рафаэль был архитектороми живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооруженииСобора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме.Однако невиданную славу ему принесла живопись.
В отличие от ЛеонардоРафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничегостранного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, всепрекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеалпрекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.
Главной темой еготворчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальноевоплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений –«Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листаетмладенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципывеликого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскуюлюбовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмеченосовершенством: композиция, цветовая гамма, фигуры, пейзаж.
Вершиной в развитии темыБогоматери явилась «Сикстинская Мадонна», ставшая настоящим гимном физическогои духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинскаявыражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное инебесное, простое и возвышенное. На ее лице можно прочитать все человеческиечувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, величие.
Микеланджело Буонаротти(1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. Помасштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем,архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже наПозднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойствои тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.
Среди первых его творенийобращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликаетсяс «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразитьдвижение и страстность юного существа.
Одним из высшихдостижений Микеланджело явилась статуя «Давид», которую он рискнул изваять извалявшейся без употребления и уже испорченной глыбы мрамора. Скульптура оченьвысока – 5,5 м. Однако эта особенность остается практически незаметной.Идеальные пропорции, совершенная практика, редкая гармония форм делают ееудивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутреннейэнергией, жизнью и силой.
Помимо скульптурМикеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными изних являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.
В последние годы жизниМикеланджело занимался архитектурой. Он завершает строительство собора св.Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.
В искусстве итальянскогоВозрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенноотличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели кустойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальномуобновлению. Именно на эти школы опирался классицизм 17 века и неоклассицизмпоследующих веков.
Венецианская школавыступала их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух новаторстваи радикального, революционного обновления.
Художники венецианскойшколы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени.Изображая природу, они стремились к раскрытию богатств, присущих самойживописи. Именно Венеции принадлежит заслуга открытия чистого живописногоначала, или живописности в ее чистом виде. Венецианские художники первымипоказали возможность определения живописности от предметов и формы, возможностьрешения проблем живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами,возможность рассматривать живописное как самоцель. По этому пути пойдет всяпоследующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности.
Родоначальникомвенецианской школы является Джорджоне (1476-1510). В своем творчестве онвыступил как настоящий новатор. У него окончательно побеждает светское начало,и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические илитературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины,которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ.
Главой венецианской школыявляется Тициан (ок. 1489-1576). Его творчество – наряду с творчествомЛеонардо, Рафаэля и Микеланджело – является вершиной искусства Ренессанса.Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.
В работах первого периодаТициан прославляет беспечную радость жизни, наслаждение земными благами. Онвоспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечнуюкрасоту тела, физическое совершенство человека. Этому посвящены такие полотна,как «Любовь земная и небесная», «Праздник Венеры», «Венера и Адонис».
В работах второго периодачувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом идраматизмом. В целом Тициан7 совершает постепенный переход от физического ичувственного к духовному и драматическому. Происходящие изменения в творчествеТициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов.
В поздних произведенияхТициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует полотно«Оплакивание Христа».
Возрождение, существующеевне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, какНидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания. В то же время относительноискусства Нидерландов ситуация остается неясной. С одной стороны, нидерландскиехудожники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовалиитальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такиеизвестные мастера, как Ян Ван Эйк, П. Брейгель.
С другой стороны, их творчестводалеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности,придерживается нидерландский ученый Й.Хейзинг, относя их творчество к позднемуСредневековью.
В Германии наиболееизвестным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528),творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства.Страсть к живописи проявилась у Дюрера очень рано – в 13 лето он написал первыйсвой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящейудачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные чертыискусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а такжеидеализация и возвышение человека.
К числу высокихдостижений художника относится картина «Адам и Ева», на которой обнаженные телапрародителей человечества вылеплены с редким великолепием, наделеныестественными пропорциями и движениями.
Последним живописнымпроизведением Дюрера является полотно «Четыре апостола», состоящих из двухпанно, на каждом из которых изображены по два апостола: на левом – Иоанн иПетр, на правом – Павел и Марк. Каждый наделен яркими индивидуальнымипсихологическими чертами.
Искусство французскогоВозрождения представляет, прежде всего, Франсуа Рабле (1494-1553). Он был нетолько великим писателем-гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом.
Главным творением Раблестал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», состоящий из пяти частей, последняя изкоторых вышла в свет уже после смерти писателя. Роман покоится на фольклорнойоснове, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу,насыщен пословицами и поговорками. В нем много буйного вымысла, фантастики.
Главными темами романаявляются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.
Касаясь первой темы,Рабле весьма критически показывает средневековую школу, которая покоится напринуждении, зубрежке и наказаниях и где главными фигурами выступают богословы.Всему этому он противопоставляет педагогику, основанную на идеалах гуманизма,согласно которым школа должна быть «домом радости». Такая школа опирается наувлеченность и интерес, она гармонически сочетает удовольствие, радость инаслаждение.
Рассматривая тему войны,Рабле выходит на размышления о политическом устройстве общества и в связи сэтим сопоставляет правление двух типов королей. Один из них является варваром,грубым деспотом и тираном. Второй, напротив, представлен добрым. Ласковым ипо-отечески заботливым королем. Разумеется, он вызывает симпатии у Рабле, хотяне во всем соответствует его идеалу просвещенного монарха.
При описании уклада жизнив воображаемом Телемском аббатстве Рабле в полной мере раскрывает своепонимание общественных идеалов и ценностей. В этом монастыре нет церкви. Егообитателям предоставлена полная свобода без всяких ограничений. Весь уставсведен к одному призыву: «Делай, что хочешь – твори добро!» Обитатели такогомонастыря наслаждаются всей полнотой жизни, где нет никакого принуждения, гдеторжествует принципы гуманизма.
Помимо главных тем вромане затрагивается множество других. В частности, много места в нем уделенопроблеме брака, отношениям между мужчиной и женщиной, роли женщины в жизниобщества и т.д.
Главной фигуройанглийского Возрождения является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был великимдраматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.
В творчестве Шекспираусловно можно выделить три периода. Первый приходился на 90-е годы 16 века. Вэто время драматург пишет несколько пьес-хроник – «Генрих 4», «Генрих 6» и др.В них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти иобщественного устройства.
Помимо хроник Шекспирсоздает также 10 великолепных комедий, наиболее популярными из них являются«Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего».
Хотя в этот периодШекспир пишет свою трагедию – «Ромео и Джульетта», в его творчестве явнопреобладают оптимистические, жизнерадостные мотивы.
Второй период охватываетпервое десятилетие 17 века. В эти годы творчество Шекспира достигает наивысшегорасцвета. Именно в это время он создает гениальные трагедии — «Гамлет»,«Отелло», «Король Лир». Особого выделения среди них заслуживает трагедия«Гамлет», которую можно назвать наилучшей трагедией всех времен и народов.
В этом произведенииШекспир – в полном соответствии с духом Возрождения – устами Гамлета всячески возвышаети возвеличивает человека, заявляя, что человек – «Чудо природы», что он подобенБогу. Именно таким человеком был Гамлет – принц датский, воплощавший собойяркую, всесторонне развитую личность. Он учился в университете, занималсяфилософией, наукой и искусством. В то же время Шекспир, а вместе с ним иГамлет, ясно понимает, что время ярких, великолепных личностей прошло, что насмену им идет эпоха посредственных прагматиков.
Третий период творчестваШекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает ещеодну хронику – «Генрих 7», а также четыре пьесы, близкие по жанру ктрагикомедии. Мужественно пережив край идеалов гуманизма, он сохраняет свойоптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.
Испанское Возрождениепредставляет прежде всего Сервантес (1547-1616), автор знаменитого «Дон КихотаЛаманчского».
Помимо «Дон Кихота»Сервантес является автором еще одного рыцарского романа – «СтранствованиеПерсилеса и Сихизмунда», незаконченного романа «Галатея». Однако мировую славуему принес «Дон Кихот», который он начал писать, находясь в тюрьме. Этот романстал величайшим шедевром мирового искусства.
Роман состоит из двухчастей. Первая часть представляет собой пародию на рыцарский роман. В нейповествуется о том, как обедневший дворянин Алонсо Кихано, начитавшисьрыцарских романов, сходит с ума, объявляет себя рыцарем Дон Кихотом Ламанчскими отправляется в странствие, чтобы бороться со злом. В качестве своегооруженосца он берет знакомого крестьянина Санчо Пансу. Повествование содержитмного юмора, смешных и забавных сцен.
Во второй части романазначительно усиливаются трагические мотивы. Теперь речь идет столько о неудачахи безумствах Дон Кихота, сколько о крахе высоких идеалов и ценностей гуманизма.Они все больше входят в противоречие с меняющейся действительностью. Ихноситель – Дон Кихот – становится уже не комическим, но трагическим героем.
гуманизм возрождение культура

Заключение
Эпоха Возрождения былапрежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюциизападной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции –тенденции от культуры к цивилизации.
Культура Возрождения(Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта Культуравозникла впервые, она продолжалась три столетия – с 14 века по 16 век. А востальных европейских странах и того меньше – 15-16 века. Что же касаетсядругих стран и континентов, то там наличие эпохи Возрождения представляется поменьшей мере проблематичным.
В социально-экономическоми политическом отношениях, а также хронологически, эпоха Возрождения в целомостается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с этой точкизрения она во многом является переходной. Что касается культуры, то здесьВозрождение действительно составляет особую, переходную эпоху от Средневековьяк Новому времени.
Само слово «ренессанс»означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культурыи искусства Греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получилширокое хождение позднее, в начале 19 века, сами реальные процессы имели местогораздо раньше.
Формирование культурыВозрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековойкультуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальнаянаправленность, явное преобладание светского и рационального начала надрелигиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многомсохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундаментасредневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что внем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу ипоявлению в христианстве нового направления – протестантизма.

Список литературы
1. «Культурология» А.С.Кармин,Е.С.Новикова, Москва, 2005 г.
2. «Культурология» Учебное пособиедля ВУЗов. Д.А.Силичев, Москва, 1998
3. Введение в культурологию. Учебноепособие. Москва, 1996 г.
4. «Культурология» (сост. И отв. Ред.А.А.Радугин) Москва, 200 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.