Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура как ценностная картина мира

РЕФЕРАТ
ПОКУЛЬТУРОЛОГИИ
ТЕМА:«Культура как ценностная картина мира».
Выполнила:Хорошильцева Ирина
Тольятти,
2010

ПЛАН
1. Человек и культура: понятие культуры и ее разновидности.
2. Понятие «картина мира»,
Заключение
Списоклитературы

1. Человеки культура: понятие культуры и ее разновидности
Культура рассматривается как творческая деятельность людей вовсех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупностьнакопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения,социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык,знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг сдругом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культурасоздается, культуре обучаются.
Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности ивыразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат дляупорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента:
1) понятия (концепты) — содержатся главным образом в языке.Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей;
2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мирас помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны междусобой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формируетопределенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сферереальног мира и сфере сверхъестественного;
3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, ккоторым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов;
4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируютповедение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Какизвестно, термин «культура» происходит от латинского «возделывание» ипервоначально использовался в хозяйственной сфере человеческой деятельности,отсюда и «культивация» как приведение почвы в такое состояние, когда она моглабы давать максимальный урожай.
Вбиологии также широко используется рассматриваемый термин в смысле разведенияили выращивания какого-нибудь растения или животного.
Затемэтот термин стал применяться и в духовной сфере. Другую интерпретацию даетрусский философ П.А. Флоренский, который стремился вывести этимологию слова«культура» из «культа», рассматривая последний как матрицу культуры, из которойвыросли все её виды. И хотя матрицу культуры, из которой выросли все ее виды. Ихотя этимология не подтверждает данной гипотезы, по смыслу она близка к истине,ибо мировоззрение первобытного человека было всецело религиозным.
Понятиекультуры может быть различным не только с точки зрения этимологической интерпретации,но и с точки зрения широты использования. Под культурой можно пониматьсовокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, т.е. вданном случае мыслится все, что создано человеком как в материальной, так и вдуховной сфере. В этом смысле человек отличается от природного мира именнокультурой, производством материальных и духовных ценностей. Культура есть тогдавсе то, что есть природа. Под культурой в этой связи может пониматься:
ü Совокупность духовных и материальных ценностей, созданныхбольшой социальной группой – народом, нацией, какой-либо общностью;
ü Определенная сфера деятельности по производству ираспространению духовных ценностей, возникшая в результате общественногоразделения труда – наука, философия, искусство, образование. Людей, работающихв этой сфере называют деятелями культуры или интеллигенцией;
ü Высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания ит.д.).
Культуруможно также разделить на материальную (совокупность созданных искусственноматериальных объектов) и нематериальную (собственно духовная культура,«памятник нерукотворный» как совокупность знаний, обычаев, идей, законы имораль, мифы и образцы поведения и т.д.). Материальная и нематериальнаякультура тесно связаны между собой. Утрата нематериальной культурыневосполнима.
Культурныйэлемент – самая маленькая неделимая единица культуры (например, шуруп илирукопожатие). Совокупность культурных элементов образует культурный комплекс(например, стадион). Объединение нескольких культурных комплексов создаеткультурный институт (например, семья, школа).
Восновании культуры лежат ценности и символы, набором которых отличается каждаякультура. Функция ценностей – защита и сохранение целостности социальной группы(мифы, идеология, религия, принципы патриотизма, государственность и т.д.).
Существуютразличные формы культуры:
ü Элитарная культура может быть представлена классической музыкой,высокоинтеллектуальной литературой;
ü Народная культура зачастую создается анонимными творцами,которые могут не иметь профессиональной подготовки. Ее также называютлюбительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включаетмифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Исполнение ее может бытьиндивидуальным (изложение легенды), групповым (исполнение танца и песни),массовым (карнавальные шествия). Народное творчество также называют фольклором.Его специфика – в локализованности, тесной связи с традициями данной местности.Фольклор демократичен, ибо в его создании участвуют все желающие (анекдоты,тосты).
ü Массовая культура (поп-культура) распространяется с помощьюсредств массовой информации. Она не выражает высоких запросов. Появилась всередине XX века, когда СМИ сделали доступными информацию и культуру для всехслоев населения. В этом – положительный фактор, отрицательный заключается втом, что в данном случае происходит выхолащивание, овнешнение действительныхдуховных ценностей. Тем не менее, у массовой культуры самая высокая аудитория,она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, оперативно реагирует на новыесобытия. Образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают ивыходят из моды (шлягеры).
Существуюттакже 2 разновидности культуры: субкультура и контркультура.
Субкультура (лат. sub — под и cultura —культура; подкультура) в социологии икультурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а такжесоциальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующейкультуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной,географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническимиобщностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известнымпримером являются молодёжные субкультуры. В1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры какгруппы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемыеменьшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел ДикХэбдидж в своей книге «Субкультура: значениестиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которыхне удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
ФранцузМишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена»для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
ВСССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин«Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово«тусовка».
Фэндом ивозникновение молодежных субкультур
Панк спричёской «ирокез». Вызывающий имидж молодёжных субкультур — одновременновыражение протеста и «униформа», позволяющая узнавать своих[4]
Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, какправило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом можетиметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг,схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторымпризнакам фанатство и различные увлечения могут приобретать чертысубкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой имногими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хоббине образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своегоинтереса.
Еслифанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы,музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своимикумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и насмену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры,хакеры, и т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом неиметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов вомногих сферах).
Субкультурымогут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей инаправлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений.Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов.Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликтаосновной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.
Чащевсего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовойкультуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества поинтересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставитьее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носитьагрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие вконфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой[3]В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм(бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.
Дляпоклонников visual kei имидж один из важнейших элементов
Развиваясь,субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг),атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерныйимидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителейсубкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультурсхожи с методами изучения культур традиционных. А именно, этоисторико-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтическийанализ.
Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, этодемонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандируетсубкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временемотдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокиеботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов,давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическаялолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультурыготов, но также элемент японской моды.
Упредставителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частичноон наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатываетсясамостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.
Скультурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими вописании той или иной культуры и культурного произведения. Символысубкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры средимножества других культур, с другой стороны связь с культурным наследиемпрошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символвечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культурув настоящее время.Музыкальные субкультуры
Однойиз самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежныедвижения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальныхсубкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных вданной субкультуре исполнителей.
Однойиз первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи,молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (вчастности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другиесубкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определеннойидеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализациямарихуаны.
В1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлистыи панки. Первые культивировали личностнуюсвободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политическойпозицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока,в 1980-е появилась готическая субкультура.Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов иготических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.
В90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо-кидыи Киберпанки. Субкультура Эмо одна из самыхмолодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандируетяркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвлениеиндастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилиемтехнократии.Арт-субкультуры
Большинствомолодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли изувлечений определенным видом искусства или Хобби.
Напримерзародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей странес ролевым движением связанно Игротехническое общество.
Увлечениеяпонской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос всубкультуру отаку. Для нее характерноувлечение японской поп-музыкой и косплеем.
Такжев последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечениеантропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.Интернет-сообщество иинтернет-культуры
Ссередины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий,стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.
Индустриальные и спортивные субкультуры.
Вначале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности частимолодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влиняние на эти субкультуры оказаликомпьютерные игры (к примеру, Fallout).
Кспортивным субкультурам можно отнести Паркур, а также футбольныхфанатов.Контркультуры
Старейшейявляется контркультура преступного мира. [6]. Ее появление было вызвано естественнымобособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремноезаключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образоваласьочень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами[3]. В разных странах эта субкультура имеет своиотличительные особенности.
ВРоссии после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовуюкультуру: элементы блатногожаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однакосами гопники («хулиганы»), не выделяют себякак особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.
Ещеодин яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов.Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана смузыкой регги, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако ненадо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционныескинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру),которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическимиубеждениями.Взаимоотношения субкультур
Субкультуры,как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурнонасыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями,философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзяговорить, что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеютсложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.Генетические связисубкультур
Родственныесвязи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка итехнологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами такжепомогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самымярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и еепотомки: готы и другие.Конфликты
Междунекоторыми субкультурами существует антагонизм. Например, это касается музыкальныхсубкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов.
Исходя изтого, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизиологи,её следует определить как:
· систему образов (и связей между ними) — наглядных представленийо мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека сдействительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другимчеловеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только(и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образыи сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
· порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведенийжизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания идеятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенныеизменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
Всоответствии с этими особенностями картина мира:
· целиком определяет специфический способ восприятия иинтерпретации событий и явлений;
· представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь накоторый человек действует в мире;
· имеет исторически обусловленный характер, что предполагаетпостоянные изменения картины мира всех её субъектов[1].
Субъектомили носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные илипрофессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
3. Понятие «картина мира»
Картинамира — сложно структурированная целостность, включающая три главныхкомпонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компонентыобъединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультурыобразом[2].
Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупностьнаглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с мироми другими людьми и т. п.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориямипространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркаскартины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений,фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибонеобходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла идля оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение,причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство,возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека[3].Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, кдругим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания иразвития.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своихкатегорий или особое соотношение понятий.
Обычнопереход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резкимизменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталоновмирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие имироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитиечеловека и человечества — это последовательное изменение и усложнениеиндивидуальных и групповых картин мира.
Такимобразом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмынаучного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно,картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры[4].По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картинамира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура»противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровняпонимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьмимире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как овсеобщем способе существования человеческого рода[5].
Особенностиразличных картин мира
Выделяютследующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенностиразличных картин мира:
· масштабность;
· чёткость;
· эмоциональная окрашенность;
· свет и мрак;
· присутствие прошлого, настоящего и будущего;
· аналитизм и синтетизм;
· выделенность субъекта из внешней среды;
· активность-пассивность;
· знаковость (символичность);
· рефлексивность;
· насыщенность межчеловеческими отношениями;
· конформность;
· детерминированность мироустройства;
· степень общей развитости;
· особенности развития репрезентативной системы.
Субкультурная картинамира.
Мирне хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мыего воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно,и отношение к нему, человеком?
Издавнаизвестно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот жеэпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что усвидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, уодних в ней преобладают светлые, у других — мрачные тона, у одних в её центрепрошлое, у других — будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, удругих основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны,другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у негокартину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации.Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл исодержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, чтолюди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами»,но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последниеопределяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что,например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметнорасходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разныхпоколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа»[6]. Главная причина этого— наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждогочеловека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностямикоторой каждый человек и ведёт себя так или иначе[7].
Своеобразнаякартина мира присуща любой социальной общности — от нации или этноса досоциальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того,каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другимисловами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеетдифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группысовременников), так и по вертикали: картины мира — это не нечто застывшее, ноисторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так,например, картина мира крестьянина отличается от картины мира егосовременника-университетского профессора. Но точно так же сегодняшний крестьянинили профессор воспринимает мир совсем нетак, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаютсякартины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста. Подобныеразличия хорошо иллюстрирует искусство. Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне. А природа усовременных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII—XIV веков.Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или обулгаковской Москве.
Ценность — значимость (польза, полезность) некоторого множества объектовдля множества живых существ.
Употребляетсяв нескольких смыслах:
· Ценность — как характеристика предмета, обозначающее признаниеего значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности».Известно понятие «Вечные ценности».
· Ценность — в философии — указание на личностную,социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
· Ценность — в экономике — используется как синоним понятию«потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета дляпотребителя.
· Психологическое понятие Система ценностей подразумевает подценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано спонятием мотивация

Списоклитературы
1. Энциклопедия социологии / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312с. — (Мир энциклопедий)
2. Глушкова Ольга Михайловна. Теоретические аспекты анализасубкультуры
3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-еизд.- М.: Академический проект, 2001.
4. Символика молодёжной субкультуры — Т. Б. Щепанская
5. Свечников С.К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура».Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007
6. Криминальная субкультура. Мацкевич И. М., д-р юрид. наук, проф.кафедры криминологии, психологии и уголовно — исполнительного права МГЮА.Журнал «Российское право в Интернете». Номер 2005 (01)
7. Картина мира // Философский словарь. М., 1991; Зись А.Я. Впоисках художественного смысла. М., 1991. стр. 84
8. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. — СПб.:Алетейя, 2003
9. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
10. Художественная культура в докапиталистических формациях. Л.,1984
11. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983
12. Кларин М.В. На путях познания счастья // М. Аргайл. Психологиясчастья. М.: Прогресс, 1990
13. Кроткова О.А., Семенович А.В. Некоторые особенности мозговойорганизации образов зрительной памяти человека и механизм возникновенияконфабуляций // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.