Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культ и культура

Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
На тему: КУЛЬТ ИКУЛЬТУРА

Содержание
Введение. 3
1. Понятие термина «культ». 4
1.1 Культ природы… 4
1.2 Культ общества. 5
1.3 Культ личности. 6
1.4 Культ в человеке. 7
2. Понятие термина «культура». 9
2.1 Понятие культуры, зависящееот исследовательских установок. 10
2.1.1Философско-антропологический подход. 10
2.1.2 Философско-историческийподход. 10
2.1.3Философско-социологический подход. 10
2.1.4 Аксиологический подход. 11
2.2 Классическое инеклассическое понимание «культуры». 11
2.2.1 Гуманистическое понятие. 11
2.2.2 Романтическое понятие. 12
2.2.3 Психоаналитическоепонятие. 12
3. Связь культа с культурой. 14
Заключение. 16
Список использованныхисточников. 17

Введение
В своем развитии культура проходит несколько ступеней, новсякая культура начинается с культа, то есть с почитания связанных с нимобрядов и ритуалов. Только докультурный человек ничего не почитает и ничему непоклоняется. Культура является развитием культа, превращением его в средстворазвития самого человека.
Культура родилась из культа. Она соприродна духовности и,следовательно, религии. Однако между религией и культурой существуют многомерныесвязи, позволяющие выделить не только тождество, но и различие названных феноменов.В этом смысле можно говорить и о том, что сходство слов «культ» и «культура»поверхностно. Когда-то эти понятия были нераздельны. Однако слово «культ»нередко заменяет культуру.
Понятия «культ» и «культура» глубинно связаны междусобой. В религиозных концепциях прослеживается не только генезис культуры, но иее зависимость от культа как специфического феномена. Само строение культуры,ее предназначение не могут быть осмыслены без учета иерархической природыкульта. Как бы ни толковалась связь культуры и цивилизации, религиозныемыслители убеждены, что именно в религии коренятся глубинные сокровенные основыкультуры [3].
Исходя из актуальности темы целью работы является –изучение и осознание понятий «культ» и «культура» и их взаимосвязь.
При написании представленной контрольной работы задачамивыступают:
1) анализ учебной и периодической литературы;
2) трактовка двух понятий «культ» и «культура» черезпризму гуманитарных наук;
3) определение связи между понятиями «культ» и«культура».

1. Понятие термина «культ»
В Средние века чаще встречается слово «культ». Культнаполнялся для верующего высоким духовным смыслом, его не следует понимать какпустой обряд. Человек через культ обретал способность раскрывать себя в своейлюбви к Богу. Католический философ Романо Гвардини утверждал, что снепосредственной религиозной точки зрения совокупный порядок бытия воссоздаетсяв культе.
Культ постигается не рассудочным разумением, а жизненнымс ним соприкосновением. Русский философ П.А. Флоренский указывал на центральнуюроль культа во всей культуре, связывая его с особой человеческой деятельностью– литургической [1; с. 401]. Эта деятельность производит характерные реалии — святыни, являющиеся продуктом изначального творчества человека, так что всекультурные ценности во многом производны от культа. Культ приобщает человека ксвященной, мистической реальности, тем самым преобразуя его, осуществляя цели,в чем-то близкие целям греческой пайдейи [4; с. 448].
1.1 Культ природы
Благодаря культу человек старался удержать жизнь. Этоотражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналасьрелигия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью, пронизывающейвсе виды культурной деятельности. Культ жизни превратился в культ предков. Инымспособом сохранения живого являлось жертвоприношение. Люди возвращали природелучшее из того, чем пользовались, что брали у нее взамен. Жертвоприношения –это почитание к природе, но вместе с тем и самооправдание человека заприносимый им урон.
Культ природы выразился в мифопоэтическом понимании, визображении живого посредством линии, цвета, звука. Искреннее желание сохранитьживое оборачивалось созданием его дубликатов. Свет в природе, природные ритмы,меры, гармония, которые человек ощущал в окружающем мире, становилисьсредствами его понимания, но вместе с тем и фундаментальными основаниямикультуры [8; с. 422].
Началом культуры был культ природы. Почитая и приносяжертвы, человек возвышался и ожидал жертв себе самому. Когда человек пересталбоготворить природу и посмотрел на нее как на средство своего благополучия, еекульт был преодолен. Культ природы – это варварское начало культуры, и всеболее поздние культы являлись возрождением варварства. Ниспровержением культаприроды стало началом цивилизации, что было связано с появлением нового культа[8; с. 425].
1.2 Культ общества
С возникновением цивилизации предметом почитания сталообщество. Цивилизация возникла там, где была необходимость в измененииприродной среды, но также и возможность этого изменения.
Культ общества более близок человеку, чем культ природы,если исходить из убеждения, что вершиной прогресса должно быть обожествлениечеловека.
Смена культов в истории культуры являетсяпоследовательным приближением человека к самообожествлению, что было ужеприсуще варварству, самообежествление неразрывно связано с варварством, и чембольше самообожествелние, тем больше в человеке варварства. Цивилизацию с еекультом общественных сил можно рассматривать как возросшую степень варварства,как способность человека видеть в природе лишь средство своего существования[8; с. 425].
Цивилизацонное общество представляет собой воссозданиелюдьми нарушенной целостности природы посредством связи их друг с другом.общественные связи и целостность общества становятся важнее, весомее отдельныхиндивидов. Существование отдельного индивида вне общества так же невозможно,как существование отдельного организма вне биосферы. Хотя общество и состоит изиндивидов, почитаются не они сами, а то, что из них создано. Индивиды являютсясвязующим звеном общественных организаций, им свойственно отождествлять себя сфункцией, которую каждый из них исполняет [8; с. 426].
Культ общества означает, что именно в нем люди видятпорождающую силу, которой отдельный человек обязан своим существованием.Полагается, что государство, производит человека на свет. Причем не имеетособого значения, в какое историческое время существует цивилизация, вездеможно наблюдать одинаковое отношение к обществу, на которое люди переносятприродные свойства созидания [6; с. 426].
1.3 Культ личности
Культ общества в конечном итоге ниспровергается властьюотдельной личности, т.е. сменяется культом личности. Это значит, что обществостановится средством достижения целей, которые навязываются ему властью. Такимже средством, каким для общества стала природа.
Культ личности проявляется не только в форме поклоненияличности, стоящей на вершине власти. Во времена культа личности в обществесоздаются герои в сфере труда, в науке, в искусстве, в спорте. Везде жадно ищуткумиров, и они возникают так же быстро, как и исчезают. Культ личностиниспровергается по той же причине, что и культ природы и общества. Обожествляемаяличность постепенно превращается в средство существования общества. Рядовойчеловек начинает ощущать личностью самого себя. Происходит как бы обратныйпроцесс смены культов: культ личности – культ общества – культ природы.
Культ личности является логическим завершениемцивилизации, которую лишь в техническом отношении можно считать более зрелымэтапом развития культуры. Культ общества, который в целом характерен дляцивилизации, разлагается на ряд культов отдельных человеческих способностей:эмоциональных, рациональных, технических, волевых [8; с. 430-431].
1.4 Культ в человеке
Развитие культуры представляет собой смену культов,которые рождаются человеком, чтобы позже быть ниспровергнутыми. Культ личностиявляется логическим завершением цивилизации, после чего движение как быобращается вспять. Это означает, что человек становится для себя и личностью, иобществом, и природой. Ведь вся культура, последовательно развиваясь от культаприроды к культу общества, а затем и к культу личности, есть способудовлетворения его потребности быть человеком, соответствовать понятию«человек».
Все культы есть лишь частные проявления этой глубиннойпотребности, которая представляет собой высшее призвание и долг человека. Этотдолг завещан чем-то высшим по отношению к каждому отдельному человеку, но, в тоже время, существующим в каждом человеке. Долг быть человеком есть единственныйнравственный долг человека. Его можно назвать долгом перед Богом, либо долгомперед человеческим родом, либо долгом перед самим собой. Как бы он ни былназван, он останется единственным и последним культом, достойным поклонениячеловека. Но если человек осознает такое поклонение в качестве высшей и, в тоже время, естественной и внутренней своей потребности, то он как бы выходит запределы культуры. В данном случае можно говорить о рождении идеала в человеке.
Во все времена находились люди, которые служили своемувнутреннему идеалу, не ожидая, пока это станут делать другие. Иными словами,исполнить свое высшее призвание человек должен только сам, лично, не надеясь,что придут лучшие времена, когда это у него получится «само». Такие временаникогда не наступят. Но всегда будут люди, служащие своему идеалу, а другиебудут либо следовать этому идеалу, либо искать свой собственный.

2. Понятие термина «культура»
Понятие «культура» относится к числу фундаментальныхпонятий в современном обществознании. Культура – относительно целостная системасоциальных ценностей, социальных норм, продуктов материального и духовногопроизводства, которые социально усвоены и разделяемы членами общества и могутпередаваться другим людям и последующим поколениям.
В современной культурологии, культура предстает как нечтоотличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов,практического изучения и прямого подражательства, а не биологическогонаследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцовповедения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия.Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельностилюдей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные,созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованныесовокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовленияи оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования;оценочных критериев, имеющихся в обществе [3].
Философский словарь дает следующее определение понятию«культура» — система исторически развивающихся надбиологических программчеловеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиямвоспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.Программы деятельности, поведения и общения, составляющих корпус культуры,представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов,образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целейи ценностных ориентаций и т.д. [7; с. 527].
Существует множество трактовок в понимании культуры.Некоторые из них представлены ниже.

2.1 Понятие культуры, зависящееот исследовательских установок
2.1.1Философско-антропологический подход
Культура понимается как выражение человеческой природы.Природа понимается в качестве некой умозрительной конструкции и порождает чертыкультурного процесса.
Впервые данная трактовка была дана Эдуардом Тайлором в1871 г., где пытался хронологически упорядочить этнографический материал иопределял культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев идругих особенностей, которые присущи человеку как члену общества [6; с. 7].
2.1.2 Философско-историческийподход
Распространенным является представление о культуре какрезультате человеческой деятельности. Иногда культуру расшифровывают не толькокак результат, но и как саму деятельность. Существует точка зрения, чтокультура включает в себя только творческую деятельность, другие авторыутверждают – виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторениедостигнутого).
Деятельность человека только тогда становится источникомкультуры, когда результат этой деятельности общезначим, т.е. ценность егоочевидна не только для того, кто его создал, но и для других [5; с. 8].
2.1.3 Философско-социологическийподход
Культура является фактором организации жизни общества.Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитиеэтого общества: это язык верования, эстетические вкусы, знания,профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
Термин «культура» относится к жизни любого общества вцелом. У каждого общества есть своя культура, и каждый человек культуре, таккак живет в том, или ином обществе. При таком взгляде на культуру фактическиставится знак равенства межу понятием «культура» и «общество» [5; с. 8].
2.1.4 Аксиологический подход
Культура определяется как комплекс определенныхценностей, образующих ее смысловое ядро. Культура создается непосредственно исознательно. Человек действует определенным образом в соответствии с оцененнымим целями. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры упорядочиваютдействительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. признанная ценностьвсегда присутствует в явлениях культуры, даже если ее индивидуальное значениепризнано хотя бы одним человеком.
При аксиологическом подходе под культурой понимаетсясовокупность созданных человеком ценностей, которую он целенаправленно,руководствуясь своими потребностями, создает, сохраняет и развивает [5; с.8].
2.2 Классическое и неклассическоепонимание «культуры»
2.2.1 Гуманистическое понятие
Для Марка Туллия Цицерона синонимом культуры былагуманность – нормативное состояние морали, интеллекта и поведения человека. Ониспользовал обыденное понятие культуры как возделывание почвы в переносномсмысле – как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания[4; с. 486].
Культурный человек включает следующие качества:самостоятельность личности и ее свободу отстаивать свои интересы в рамкахзакона; уважение к законам как совокупности правовых установлений, ограждающихдостоинство человека в соответствии с его общественным положением; верность долгукак моральную гарантию исполнения законов; благоговейную почтительность передбогами, родиной и согражданами [4; с. 487].
Первоначально культура и гуманность были специфическиримским явление, порожденным встречей римских ценностей и греческой образованностью[4; с. 488].
2.2.2 Романтическое понятие
Вопросами понимания «культуры» занимались многиефилософы, такие как И.Г. Гердер, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.В. Гете и многиедругие.
Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривалкультуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеямивоспитания, науки и образования, но и с идеей творчества в широком смысле.
Под культурой Гердер понимал все созданное человеком впротивовес природе. Кант культурой называл только то, что служит благучеловека, стремясь, таким образом, синтезировать романтическое игуманистическое понятие культуры [4; с. 489].
Культура для В. Гумбольдта – это одновременно результат ипроцесс. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всехчеловеческих творений, с другой стороны, — сам процесс созидания этих творенийкак реализации смысла человеческой жизни. Культура – это процесс гуманизациичеловеческого, процесс создания пропорционального единства человеческих сил впротивоположность фрагментарному характеру естественного бытия [4; с. 491].
Культура – это стремление к тому, чтобы избежать потерисебя в богатстве миром, однако чтобы бежать из мира. Культурный человек – эточеловек, способный без утраты себя экстериоризоваться, реализовать свои силы,переводить свою энергию в мир. Когда происходит экстериоризация без потери себяв богатстве мира, тогда имеет место культура [4; с. 492].
2.2.3 Психоаналитическое понятие
Психоаналитическое понятие культуры являетсянеклассическим трактованием культуры.
Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание культуры зависитот системы запретов. Он характеризует культуру как сдерживающая инстинкты силазапрета и этим связана с важнейшими судьбами человечества в целом [4; с. 493].
Культура требует от человека больше, чем он может и этовызывает у индивида бунд или невроз либо делает его несчастным, недовольнымсобой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируячеловеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека,который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, междусексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью [4; с. 494].

3. Связь культа с культурой
О природе культа, его связи с феноменом культуры говорилимногие философы.
По мнению П.А. Флоренского древние культы потрясали и темсамым открывали возможность постижения тайн. У каждого есть собственный опытпостижения культа, следовательно, в понимании проблемы каждый идет от некоего,уже приобретенного опыта. Подойти же к культу сверху вниз означает осмыслить,углубить и расчленить свои, уже имеющиеся впечатления от культа [1; с. 530].
В случае рассмотрения культа снизу вверх мы и подходим кпроблеме происхождения культуры. Точнее же эта проблема может звучать иначе:какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен.
Культ Флоренский рассматривает как бутон культуры. Онтрактует предметы культа как осуществленное соединение временного и вечного,ценности и данности, нетленности и гибели.
Флоренский, осмысливая огромный эмпирический материал,связанный с пониманием культа, указывает на средоточие места культа во всейкультуре. Святыни – это первичное творчество человека. Что касается культурныхценностей, то они производны от культа [1; с. 531].
Анализируя природу культа, Флоренский возводит случайноев должное. Субъективное просветляется в объективном. Культ претворяетестественную данность в идеальное. Он утверждает всю человеческую природу, совсеми ее аффектами.
Касаясь феномена культуры, философ проводит различиемежду деятельностью осуществления и деятельностью осмысления. Машина и смысл,по его мнению, противостояли друг другу, объединяясь в культ. При этом важноподчеркнуть, что существование культа есть трансцендентное условие единствасамосознания [1; с. 534].
По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органическийпериод была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах,в греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.
Происхождение культуры связано с иерархическим характеромкульта. Культура имеет религиозные основы. Духовное содержание культурывыражено не реалистически, а символически. Фактически все достижения культурыпо природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишьего символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообразосуществленных божественных тайн.
Бердяев считал цивилизацию не благородного происхождения.В ней он не видел связи с символикой культа. Культура родилась в борьбечеловека с природой, вне храмов и культа. Культура – явление глубокоиндивидуальное и неповторимое.
Культура – это культ предков, почитание могил ипамятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. Чемдревнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура, как подчеркиваетБердяев, всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью свеликим прошлым. Подобно Церкви, культура более всего дорожит своейпреемственностью. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий,стесняется такого своего положения.
Связь культуры с культом философ усматривал, в самой еесудьбе, в исторической эволюции культуры [2].

Заключение
Культ – это диалог с Божеством, а Божество это идеал для человека.Служение идеалу как бы возвышает человека над всей культурой. Это являетсяитогом для всех культуры. Если человек находит идеал в культуре, то он в своейдеятельности лишь продолжает ее. Если человек находит идеал в себе самом, то онсвоей деятельностью порождает новую культуру.
Идеал играет определяющую роль в развитии культуры. Такаяроль обеспечивается тем, что идеал, являясь образом, вместе с тем служиториентиром в той или иной культуре и моделью человеческой деятельности.Культура произошла в связи с возникновением собственной основыжизнедеятельности общества.
В начале культ и культура сосуществуют друг с другом,затем культура начинает преобладать над культом.

Список использованных источников
1. Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский –П.А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. – Приглашение к диалогу/ Сост. А.А.Андрюшкова, О.И. Глазуновой, Ю.В. Громыко, А.И. Олексенко. – М.:Прогресс-Традиция, 2007. – 664 с.
2. Бердяев Н.А. Философия неравенства// www.humanities.edu.ru/db/msg/39942
3. Гуревич П.С. Культ икультура//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture
4. Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
5. Культурология: Учебник. – М.: МГОУ, 2001. – 107 с.
6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С.Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – 566 с.
7. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. идополн. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280 с.
8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие, 2-е изд.– М.: Просвещение, 2004 – 446 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.