Содержание
Введение
1. Культура эпохи ВозрожденияЗападная Европы XIV–XVI вв.
2. Культура эпохи ВозрожденияЦентральной Европы XV–XVI вв.
3. Культура эпохи ВозрожденияВосточной Европы XV–XVI вв.
Заключение
Список литературы
Введение
Культурология– это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерностиобщечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления исобытия материальной и духовной жизни людей. Культурология не только изучаетпредпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируються иразвиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участиев создании, приумножении, сохранении и передаче культурных обществах, стремясьвыделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
Явлениякультуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история,социология, а также науки, изучающие различных формы создания, – философия,искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создаетопределенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так,для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, вкоторых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Для историиискусства культура – прежде всего художественная деятельность человека и еерезультаты. Так что «образ культуры» в различных науках представлен по-разному.
Однакотеоретическая сложность данной проблемы не сводиться к многозначительностисамого понятия «культура». Культура – это многогранная проблема историческогоразвития, и само слово «культура» объединяет разнообразные точки зрения. Термин«культура» восходит к латинского слову cultura, которое означаловоздействие почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте подвоздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которыевызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании терминаязык выразил важную особенность – единство культуры, человека и егодеятельности. Это понятие в отличие от другого – natura означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Миркультуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствиедействия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных насовершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственноприродой.
СловоВозрождение вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегдаолицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание эпохаВозрождения даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с яркими самобытным периодом.
ЭпохаВозрождения – время с XIV по XVI в. В Италии (переходная эпоха от средневековья к новому времени)насыщена неординарными событиями и представлена гениальными творцами.
Термин Renissance (Возрождение) было введенДм. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства дляобозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 г., как временивозрождения античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило вобиход историко-философского мышления. Идея обращения к античности сложиласьеще в позднем средневековье. Деятеля той эпохи не думали о слепом подражанииэпохи античности, а считали себя продолжателями искусственно прерваннойантичной истории. К XVI в. Содержание понятия сузилось и воплотилось в термине,предложенном Вазари, означая возрождение античности как идеального образца.
Вдальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало, включая эмансипациюнауки и искусства от богословия, постепенное охлаждения к христианской этике,зарождение национальных литератур стремление человека к свободе от ограниченийкатолической церкви. Эпохи Возрождения фактически отождествилась с началомэпохи гуманизма.
Почему вкультуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека(антропоцентризм)? С социологической точки зрения причиной независимостичеловека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явиласьгородская культура. Под воздействием этой культуры человек постоянно расширялсферу своего влияния на политическую, экономическую и культурную жизнь, постепеннооткрывая достоинство нормальной, обычной деятельности.
Не подлежитсомнению, что интенсивное развитие городской культуры было связано ссоциально-экономическим фактором, развитие простого товарно-денежногопроизводства. Именно городская культура создала новых людей, сформировала новоеотношение к жизни, создала ту атмосферу, в которой, в конечном итоге, рождалисьвыдающиеся идеи и выдающиеся произведения. Потому в эпохи Возрождения особоевнимание уделяется канонам искусства, а художники ближе других стоят к решениюмировоззренческих задач. Именно поэтому культура Возрождения носит отчетливовыраженный художественный характер.
1. Культура эпохи ВозрожденияЗападная Европы XIV–XVI вв.
– ИтальянскоеВозрождение
Тенденцияпереосмысления античности в эпоху итальянского Возрождения сильна, но онасочетается с культурными ценностями много происхождения, в частности схристианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает культуреИталии XIV–XVI вв. Уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и Веру, деятелиэпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознаватьсебя значимыми, ответственными за свою судьбу, но еще не перестали быть людьмисредневековья.
Две этиодинаково значимые тенденции в культуре итальянского Возрождения определилипротиворечивость этой культуры. С одной стороны, она может быть смелоохарактеризована кА эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой – какэпохи постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновенияантичных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека,считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения, считалон, были одержимы прорывом в иной, трансцендентный мир, мечта о нем была данаим Христом; они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себесилы, подобными силами творца; ставили перед собой, по существу, онтологическиезадачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни (в мирекультуры, по Бердяеву). Художественное творчество, отличающееся неонтологической, но психологической природой, таких задач не решает. Опорахудожников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир,открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, квозрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения – в том, что оно неудалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда ещене была так обнаружена трагедия творчества».
Характеризуякультуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическаяобразованность стала аристократический характер. Ее влияние на широкие слоинарода сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа былачужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой.
Из-за переходногохарактера эпохи итальянского Возрождения хронологические рамки его установитьдовольно трудно. Это эпоха отличается и от средневековья, и от нового времени,но в то же время имеет много общего с этими периодами истории. Еслиосновываться на выявленных чертах культуры итальянского Возрождения (гуманизма,антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), тохронология итальянского Возрождения выступает следующим образом: время, вкоторое указанные черты только проявляются, характеризуется как Предвозрождение(Проторенессанс), или дученто (двухсотые годы – XIII в.) и треченто(трехсотые годы, считая от тысячного – XV в.). Время, когдакультурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получилоназвание Раннего Возрождения (кватроченто – четырехсотые годы – XV в.). Время, ставшеерасцветом идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а такжекануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением (чинквеченто –пятисотые годы, XVI в.).
Культураитальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265–1321), живописцаДжотто ди Бондоне (1266–1337), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо(1313–1375), архитектора Филиппе Брунеллески (1377–1446), скульптора Донателло(Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386–1466), живописца Мазаччо (Томмазо диДжованни ди Симоне Гвиди (1401–1428), гуманистов, писателей Лоренцо Балла (1407–1457),Пико дела Мирандола (1463–1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433–1499),живописца Сандро Боттичелли (1445–1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи(1452–1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти (1475–1564),живописцев Джорджоне (1477–1510).
В XVII в. Рим становитьсяцентром развития нового стиля – барокко. Осуществляется переход к созданиюцелых архитектурных ансамблей, в которые включаются не только отдельныесооружения, площади, но и система улиц. Главный въезд города благодаря этомусоединяется с основными архитектурными ансамблями Рима. Вместо статуиорганизующим площадь началом становиться обелиск. Сооружают фонтаны, украшенныескульптурами. По мере развития меняется акценты – если на начальном этапебарокко украшается прежде всего интерьер здания, внутренний двор, дворцовыйпарк, то в период позднего барокко усиливается архитектурный декор. Большуюукрашают фасады церквей, вилл, палаццо, парки, сады, надгробия, фонтаны.
Крупнейшийархитектор столетия Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Главное его творение– грандиозная колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскуюлестницу в Ватикане. Бернини – великолепный скульптор, автор многочисленныхскульптурных портретов. Стиль его полон экспрессии и драматизма. Замечательныйобразец – мраморные Аполлон и Дафна, выполнение для кардинала Боргезе.
Представительраннего итальянского барокко в живописи – Гвидо Рени (1517–1642). Особое местов его творчестве занимает фреска «Аврора». Рени – создатель многочисленныхрелигиозных образов, в том числе и Мадонны.
Италиястала страной, где в XVI в. был заложен фундамент учения о гармонии Дж. Царлино(1517–1590). В XVI в. это учение развивалось и сформировалось. Появился новыйжанр музыкального искусства – опера, драматизм в которую внес композитор К. Монтеверди(1567–1643), достигший подлинной гармонии слова и музыки. Его оперы «Орфей» и«Коронация Поппеи» способствовали становлению этого жанра.
В 1637 г.в Венеции открылся первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Происходитсмена тем оперных произведений – мифологические сюжеты уступают местоисторическим, драматическим и героическим, иногда переплетаясь с комедийным идаже фарсовым сюжетом.
Экономическийзастой, переживаемый Италией, отразился на литературе. В поэзии господствовалвычурный стиль – маринизм по имени неаполитанского поэта д. Марини (1569–1625),хотя передовые люди Италии отстаивали искуство высокого гражданскогоназначения, например, Томмазо Кампанелла (1569–1625) – автор романа «Городсолнца, или Идеальная республика». С резкими сатирами против аристократическогостиля выступал художник и поэт Сальватор Роза (1615–1673). Сложился жанрпародийно-бурлескных поэм с нападками на церковь и арстократию, на модныймаринизм и академизм. Лучшим произведением этого жанра признано «Похищенноеведро» Алесандро Тассони (1565–1635).
– германияэпоху возрождения
Развитиехудожественной культуры Германии началось под воздействием итальянской культурыэпохи Возрождения, но столетием позже. «Гуманизм, … в силу новых условий иместных традиций обрел на немецкой почве специфические оттенки, позже ставшиеего характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявляли особыйинтерес не только к античному наследию и новой системе образованности, но и крелигиозно-этической и церковно-политической проблематике».
К началу XVI в. гуманистическиеявления привели к изменению обучения в университетах, и хотя произошло это несразу и неравномерно, немецкие мыслители, с трудом расставаясь с привычнойсхоластикой, все чаще обращаются к явлениям жизни. Гуманисты утверждали, чтоантичная культура с ее широтой и многообразием, воспитанием патриотических идей– живое наследие, особенно важное для современной культуры.
Пробуждениесамосознания шло с особенной интенсивностью в литературных и у четных кругах.От итальянского гуманизма немецкое Возрождение отличает особое внимание кэрудиции и этическим добродетелям, это была культура просветительского типа. Ёйприсущи интерес к экспрессии форм, острая выразительность. В XVI в. немецкая литературатакже отражала моралистические тенденции, а кроме того была связана с народнойлитературой, народными легендами: в 1587 г. вышла «История о доктореИоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», а в 1602 г. –рассказ о «вечном страннике» Агасфере.
Но самоеважное место в немецкой культуре эпохи Возрождения принадлежит скульптуре,живописи и графике. Они отличаются особым своеобразием, так как немецкийПроторенессанс был связан с готикой. Деревянные скульптуры алтаря «Святойкрови» выполнены мастером Тильманом Рименшнейдером. В его работахкаждая фигура, каждое лицо предельно выразительны. Это люди из народа, онинесут новые черты. Традиции готического искусства, в русле которого работалидругие художники, отступают перед стремлением скульптора изобразить живыхлюдей, существующих рядом с ним самим, – это уже появление новых, чисторенессансных образом, обращался к современными историческим событиям ипо-своему их отражал.
В XVII в. искусство Германиипереживало тяжелые последствия, нанесенные стране, ее экономике и культурефеодальной реакцией и контрреформацией, наступивших после Крестьянской войны XVI в.
АрхитектураГермании на рубеже XVI–XVI I вв. развивается в стиле барокко с использованием особеннопышных и сложных его форм. Таков портал ратуши в Кёльне, постройки вГейдельбергском замке. Сооружения архитектора Э. Голля (1573–1646),особенно его ратуша в Аугсбурге, несут на себе печать подлинного мастерства.
Вмузыкальном творчестве достижением стала разработка крупнейшим композиторомдобаховского периода Г. Шютцем (1585–1672) вокально-инструментальногожанра (оратории, духовные конценрты) и сочинение первой немецкой оперы «Дафна»оперы-балеты «Орфей и Эвридика». Композитор также создал яркие образцымадригала, мотета и хорового концерта.
В 1678 г.в Гамбурге был открыт первый постоянный оперный театр. В целом в немецкоймузыке господствовал жанр духовного концерта «страстей», органная музыка.Развивалась клавирная музыка, с ведущей жанром – сюиты.
Влитературе в творчество М. Опица (1597–1639) рождается классицизм. В своей«Книги о немецкой поэзии» он отстаивает подражание традициям иноземной культуреи в сжатой форме излагает историю немецкого Возрождения, прерванногоТридцатилетней войной. Основной мотив произведений поэта и драматурга А. Грифиуса(1616–1664) – поиски смысла жизни. Несмотря на пессимизм и мистику он отразил всвоих произведениях антивоенные и гуманистические мотивы.
Впротивовес галантной, так называемой прециозной поэзии, выступают бюргерскиеписатели-реалисты: М. Мошерот (1601–1669) и Г. Гриммельгаузен (ок.1621–1667). В романе «Видения Филандера из Зиттевальда» Мошерот показывает жизньстраны периода Тридцатилетней войны. Гриммельгаузен в романе «ПохожденияСимплициссимуса» сочувствует обездоленному народ и протестует противполитической раздробленности Гремании.
– Францииэпохи возрождения
Возрождениево Франции началось с проникновения в культуру этой страны античных традиций.Предренессансные тенденции, как отмечают специалисты, появились во Франции нарубеже XIV–XV вв. Специфика французского, как и всего северногоВозрождения заключалась в синтезе национальной и итальянской традиций,отразивших новый этап осмысления мира и человека в нем. Во времена абсолютизмафранцузская культура имела придворный характер. Париж становится центомгуманизма. После итальянских походов (1494–1559 гг.) из Италии во Франциюприглашались ученые и художники, в частности Бенвенуто Челлини и Леонардо даВинчи. Пребывание во Франции Петрарки оказало влияние на распространение новых тенденций,связанных с итальянской культурой. Взаимодействию двух традиций способствует ито, что различные гуманистические общества Франции были близки к итальянскимакадемиям. В литературе новые веяния отразилось в «Романе о Розе», которыйпереиздавался в XIV–XV вв. 22 раза. В 20 – 50 гг. XVI в. наступает высшийрасцвет ренессансной культуры во Франции. Строятся замки, дворцы, активноразвивается литература, философия, историческая наука, а также новая системаобразования. Были отрыты новые колледжи, в которых изучали античных авторов,риторику и Библию. Развивается книгоиздательство, появляются библиотеки. Этимреформам предшествовали контакты Эразма Роттердамского с французскимигуманистами.
Франциск I и Генрих II вошли в историю Франции какпросвещенные монархи, они стремились к тому, чтобы двор превратился в центрискусства. Французский двор был самым блестящим в Европе, и искусство во всехего проявлениях было, прежде всего, связано именно с ним. В культурефранцузского Возрождения воспевалась красота, сила, благородство.
Официальнымнаправлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образованияв 1635 г. в Париже Академии литературы.
Родоначальникомклассицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606–1684), автор трагедий «Сид»,«Гораций», «Цинна», «Полиевт», Эдип» и др., прославлявших силу воли,управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стерженьпьес Корнеля – трагический конфликт страсти и долга, в них действуютгероические характеры, великий поэт обличает деспотизм.
Образцомфранцузской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) и МариМадлен де Лафайет (1634–1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления,или Моральные изречения», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения зажизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическоеобщество. Мари Лафайет – автор первого во Франции психологического романа«Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Всеперсонажи романа – реально существовавшие люди, но выведенные под другимиименами. Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636–1711). Правила инормы классицизма изложены в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы).Он автор остроумных «Сатир», в которых высмеял религию, государственныхдеятелей. Его поэтическое дарование высоко ценил А.С. Пушкин.
Величайшийдраматург Франции – Жан Расин (1639–1699), автор трагедий «Андромаха», «Британик»,«Береника», «Митридата», «Ифигения», «Федра», «Афалия» и др. Расин заимствовалсюжеты из греческой мифологии и создавал свои произведения по всем канонамклассической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности игармоничности стиха, уравновешенности внешней формы изображены остродраматические конфликты, душевная трагедия людей, вынужденных приносить своичувства в жертву требованиям общественного долга.
Огромноевлияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (1622–1673),реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важнейший источниквдохновения для него – фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма итрадиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В егопроизведениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп»,Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой»обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество,злословие, фатовство, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей,тщеславие.
Большуюэмоциональность, социальную остроту и реалистическую конкретность приобрела сатирав баснях крупнейшего поэтического дарования Франции – Жана Лафонтена (1621–1695),в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции, такназываемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия иаристократическое общество сравниваются с царском кровожадных и хищных зверей;осуждается церковь, скептически оценивается религия и в то же времяраскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик»,«Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).
Во второйполовине XVII в. передовым представителем французской литературе былАнтуан Фюретьер (1620–1688). Его главное произведение – «Буржуазны роман» – важныйшаг в развитии реализма.
В это времяжил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628–1703). Его сборник «Сказкиматушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка»,«Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовалевропейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушка» имеет около 700 вариантов).
Основоположникклассицизма в живописи – Никола Пуссен (1594–1665), писавший картины намифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиций, культприроды и преклонение перед античностью – характерные черты творчествахудожника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж сПолифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливалмаленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различнымикомпозициями и освещением.
Мастеромлирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600–1682). Его ясная светлаяживопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII–XVIII вв. Персонажи егополотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны вокружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещенияЛоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости суток (серия«Времена суток»).
Хотя вархитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренессанса, но уже появились иэлементы классицизма, например, фасад здания Люксембургского дворца расчлененордером, который станет обязательным для этого стиля; колоннада восточногофасада Лувра характеризуется простой ордера, равновесием масс, статичностью,чем достигается чувство покоя и величия. Крупнейшим дворцовым архитектурнымсооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность,соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекторы Л. Лево(1612–1670) и Ж. Ардуэн-Мансар (1646–1708). Ардуэн-Мансар возводил такжевеличавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов,Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри.
Создательпарков Версаля и Тюильри – архитектор, мастер садово-паркового искусства АндреЛенотр (1613–1700). Парк в Версале замечательно сочетался с архитектурой фасададворца, обращенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в просторных«партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиальнорасходящихся аллеях, открытых перспективах.
В XVII в. во Франции напервое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать наддуховной. Развиваются опера и балет. Первые национальной оперы – «Триумфлюбви», «Пастораль». Основоположник национальной оперной школы – композитор,танцовщик Ж.Б. Люлли (1632–1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а такжеоперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера.
Развивалисьв это время и инструментальные школы – лютневая, клавесинная, виольная.
– Англииэпохи возрождения
Идеигуманизма Англии в эпоху Возрождения близки к тем, которые проповедовалидеятели французской культуры в XVI в. Культ античности, древних языков, необходимость ихизучения – с одной стороны, с другой – идеал создания единого английскогоязыка. В Англии, как и во Франции, необходимость его появления была связана стерриториальным объединением. В конце XV в. намечается подъем искусства и литературы. Носителемренессансных идей в Англии явилась интеллигенция и придворные круги. Оживлениеанглийской экономики в конце XV–XVI вв. создало условия для нового роста культуры и в этомособую роль сыграли университеты и английский королевский двор. Генрих VII сумел привлечь к своемудвору многих писателей и художников, определивших тенденции развития культурнойжизни. Сама королева-мать – Маргареть Бофор – стала патроном университетов имногих колледжей, занималась переводами, была литератором и просветителем. Ихотя в английской архитектуре долго удерживались средневековые традиции,особенно готические, все же и в эту страну проникают ренессансные влияния, впервую очередь в городское строительство. Это и влияние итало-французскогостиля, в частности прямоугольные внутренние дворы, галереи, анфиладныерасположения. Из Италии привозили мебель, гобелены, картины на темы античнойистории. Началось собирание коллекций предметов ювелирного искусства, миниатюри рукописей. При Генрихе VIII было закончено строительство колледжа в Кембридже. Много новоговозникло и в системе образования XVI в. Время требовало людей образованных, готовых кгосударственной и придворной жизни. Возникают и многочисленные общедоступныешколы, в которых учатся дети из различных слоев общества.
КультураАнглии во второй половине XVI в. связана с периодом правления Елизаветы I (1553–1603). В это время, названноеисториками «золотым веком», устанавливаются прочные экономические и культурныесвязи со многими странами мира, что привело к активному росту новых областейнауки и техники, росту строительства. В эпоху Елизаветы интенсивно развиваетсяанглийская литература, которую щедро поддерживали меценаты. Интерес к греческойи римской культуре, знание древних текстов и риторики характеризуетелизаветинскую эпоху. В то же время происходил своего рода переворот втеатральной жизни.
– Испанииэпохи возрождения
Испанскаяхудожественная культура накопила к XV в. огромные традиции, которые значительно отличались отевропейских в силу целого ряда исторических причин. В первую очередь наформирование ее облика повлияла постоянная, многовековая борьбу с арабами,завоевавшими Пиренейский полуостров еще в эпоху Средневековья. Испанцы неподчинились иноземному завоеванию и семь веков отвоевывали свои земли у арабов.Эта борьба получила название Реконкисты – она во многом и определиладальнейший характер испанской культуры. Реконкиста шла под знакомпротивостояния завоевателям-мусульманам, и поскольку христианская церковьактивно участвовала в этой борьбе, связи народа с церковью приводила порой кострому религиозному фанатизму.
Длительноесуществование культуры арабов на Пиренейском полуострове, естественно, привелок сосуществованию мусульманской и христианской линий, были созданы памятникимавританской культуры. Одним из них является дворец Альгамбра в Гранаде,сооруженный в XIV в. В период арабского господства в Испании строилисьхристианские церкви и дворцы. При этом их создатели использовали мусульманскиетрадиции: декоративность каменных кружев в оформлении, стройные аркадывнутреннего убранства и декоративную выразительность интерьера.
В конце XV в. Испания обреладолгожданную независимость и объединилась под власть католических королей. В теже годы Христофор Колумб достиг берегов Америки, открыв новые морские пути кколониальным захватам.
Приправления Карла V и его сына Филиппа II Испания становиться во главе Священной Римской империи. В странухлынуло золото из захваченных колоний, но им пользовалась правящая верхушка, ноим пользовалась правящая верхушка, в то время кА народ жил в нищете. Нокультура развивалась по своим внутренним законам – в ней жили накопленные замногие века великие традиции. Испанское общество было полно духовной энергии:гуманисты, философы, художники, поэту, хотя и подвергались гонению церкви,создавали вопреки всему великие произведения.
Испаниязанимает в истории живописи XVI в. особое место: в этот короткий исторический отрезоквремени творили великие художники – Рибера, Сурбаран, Веласкес и Кано.
Выдающийсяхудожник Диего Рориго де Сильва Веласкес (1599–1660) почти не писал карти нарелигиозные сюжеты и темы. 40 лет он был придворным живописцем испанскогокороля в Мадриде, где создал многочисленные портреты членов королевской семьи икоролевского двора, из которых наиболее примечательны «Менины». В историческомполотне «Сдача Бреды» он изобразил с чувством достоинства не толькопобедителей, но и побежденных, что было для искусства того времениноваторством.
Веласкес –блестящий портретист, умеющий при лаконичности и монументальности, выразительнопредставить многогранность изображаемых образов. В сокровищницу мировогоискусства по колористическому мастерству вошел портрет папы Иннокентия Х, вкотором художник, используя только два цвета (белый и красный) с глубокойпроникновенности изобразил сущность модели.
Зрительвидит целеустремленностью изобразил сущность модели. Зритель видитцелеустремленного человека, с жестким характером, непреклонной волей, активнымитемпераментом, ни в чем не сомневающегося и не знавшего преград.
Одна изпрославленных картин Веласкес – обнаженная женская натура – «Венера сзеркалом». Реалистические бытовые сценки запечатлены им в картинах «Завтрак»,«Водонос», «Пряхи». Кисти мастера принадлежат и пейзажи, которые понаполненности светом и воздухом предвосхитили живопись XIX в.
Наиболееизвестные картины Хусепе Риберы (1591–1652) – «Хромоножка»,пленительная «Св. Инесса», «Св. Себастьян». Его искусство демократично,проникнуто знанием народной жизни. Библейские и евангельские образы полнымужественности и достоинства.
Основныесюжеты картин Франсиска Сурбарана (1598–1664) – религиозные. Онинаписаны мощным простым стилем и часто сфокусированы на одинокойколенопреклоненной фигуре. Теплота цветовой гаммы сочетается с суровостью,величием и простотой композиций.
Бартоломео ЭстебанМурильо (1618–1682) – один из основателей академии живописи в Севилье. Всвоих произведениях, носящих сентиментальный оттенок, изображал, как правило,мадонн («Мадонна с младенцев», «Непорочное зачатие», «Святое семейство»),уличных мальчишек («Мальчик с собакой»).
Алонсо Кано (1601–1667) – скульптор, живописец и архитектор, представительиспанского барокко. Он автор фасада собора в Гранаде, деревянного резногоалтаря и изящных раскрашенных скульптур.
Влитературе Испании последним значительным писателем гуманистом считается Франсискоде Кеведо (1580–1645). Его плутовской роман «История жизни пройдохи»повествует о мошеннике, попадающем в авантюрные приключения.
Один изкрупнейших драматургов XVII в. – Педро Кальдерон де ла Барка (1600–1681). Хотя вего творчестве и преобладали феодально-католические идеи, он показал глубокиеобщественные противоречия и протест против угнетения народа, этот мотив –содержание пьесы «Саламейский алькальд». Кризис культуры Возрождениястал темой философской пьесы «Жизнь есть сон», в которой достигнутатрагическая сила. Кальдерон – автор известных всем миру блестящих комедий «Дама-невидимка»,«С любовью не шутят», «Сам у себя под стражей». Пьесы до сих пор идут на театральныхсценах.
2. Культураэпохи Возрождения Центральной Европы XV–XVI вв.
Возрождениев Польше, а также в литовских, белорусских и украинских землях, входивших всостав Речи Посполитой, считается историками «золотым веком». Для Польши связис Италией и римской церковью сыграли особо важную роль. Итальянская культурапроникла в Польшу с середины XV в. и была активно воспринята как новый тип культуры,способствуя развитию общественной мысли и традиционная польская культура.«Ренессансная польская культура стала основой последующего многовековогоразвития национальной культуры».
КультураПольши была издавна связана с немецкой и чешской культурами; значительную рольв ее развитии сыграл Краковский университет, основанный в 1364 г. Именно внем сделал свое открытие гелиоцентрической модели мира Никола Коперник.
Королевскийдвор и дворы магнатов – та среда, в которой формировался новый тип польскойкультуры XVI в. Ее лицо определяла интеллигенция, средняя шляхта идуховенство. Городскую культуру питали традиции народного творчества.Крупнейшим представителем поэзии ренессансной эпохи явился Кохановский – авторвыдающихся поэтических произведений, написанных на польском языке. Центромкультуры польского Возрождения являлся Краков. В литовских, украинских и белорусскихземлях среди православного населения главным являлся церковнославянский типкультуры. Следует отметить ее постоянный диалог с католической церковью,имевшей в Польше особенное значение.
Возрождениес его культом свободной человеческой личности импонировало шляхетскойаристократии. Человек в польской культуре особенно самоценен, он реализует своестремление к власти, независимости. Все это находило свое отражение вторжественных придворных церемониалах, а в искусстве – в интересе к портретномужанру, к литературным автобиографиям, описаниям характеров. К этому следуетдобавить и пышность ренессансной архетектеры в Польше, появление великолепныхдворцов и замков. Воспевался культ чувственных радостей, светских удовольствий.
Обещественно-политическаямысли была связана с идеями устройства польского государства. Приехавший вПольшу в 1470 г. известный итальянец Каллимах способствовалраспространению ренессансных идей, оказав важное воздействие на польскихгуманистов. С Эразмом Роттердамским переписывались польские поэты А. Кшицкий,П. Толицкий.
В конце XVI в. начинаетсянаступление католицизма. Католическая публицистика П. Скарги – иезуита ипроповедника – сыграла свою важную роль в обновлении католицизма. Одновременношло развитие польской поэзии, развивалось книгопечатание.
Вархитектуре укоренился итальянский стиль – в Познани, Хеллмне, Ковно, Львове,Вавеле были воздвигнуты дворцы и замки, отличающиеся пышностью иторжественностью. Светское и церковное строительство часто проводилось приучастии итальянских архитекторов. «Польский ренессанс торжественен, пышен иодновременно буен, сатиричен и смешлив. Он аристократичен и демократичен,европейски ориентирован и патриотичен…, классически ясен и фольклорен.Благодаря такой многогранности он стал на многие века источником вдохновениядля польской культуры, ее поистине золотым веком».
В XVI в., послевозникновения Великого княжества Литовского, начинается период активноговзаимодействия польской, литовской, украинской и белорусской культур. В городахисповедывался католицизм, а белорусы и украинцы были православными. Однако вконце XVI в. складывается единая культура государства, в основекоторой лежали гуманизма и ренессансные идей. При этом памятники культурысловно перекликались, взамодействовали и оказывали взаимное влияние друг надруга.
3. Культураэпохи Возрождения восточной Европы XV–XVI вв.
Развитиекультуры стран Восточной Европы шло своим непростым путем и зависело отвнутренних причин и условий развития, которые в каждой стране: Литве, Белоруссии,Украине, Словении и др. были уникальными и способствовали укреплениюсвоеобразия, национальной самобытности, так и от внешних. XVI в. передавал наследиеВозрождения, достижения гуманистической мысли в новые страны, и главная роль вэтом принадлежит просвещению и образованию. Латинские школе, университеты,книгопечатание, переписка гуманистов-просветителей приносила свои плоды и вВосточной Европе возникают интереснейшие очаги культуры в которыхобщегуманистическая основа переплетается с национальным своеобразием каждойстраны. В Литве, стране, традиционно ориентированной на польскую культуру,большую роль в развитии образования сыграла разветвленная сеть латинских школ,а в 1578 г. был основан Виленский университет.
ВБелорусской культуре важную роль сыграло развитие книгопечатания, основателемкоторого стал просветитель Франциск Скорина (1486–1554). Скорина был настоящимгуманистом, а его творчество – живым мостом между западной и православнойкультурами.
Украинскиепросветители, сохранявшие в XVI в. православную ориентацию, также способствовали развитиюобразования. Русский первопечатник Иван Федоров успешно трудился на Украине.Одним из самых важных центров в истории культуры этой страны стал Дубровник –город редкой архитектурной красоты и самобытности. Влияние итальянской культурыорганично переплеталось со славянскими традициями. Многие далматинцы получалиобразование в Падуансом университете, в Далмацию приезжали видные ученые,педагоги и гуманисты. Гуманизм Далманции развивались главными. Поэты прославляютсвой город – Дубровник, а также героизм борцов с турецкими завоевателями.Отсюда и патриотизм и героика в поэзии, имевшей высокий уровень. В литературевоспеваются образы славян, а также отражается своеобразное отношение авторов кистокам своей истории – далматинцы утверждали, что древнеславянские культурныекорни шли от античности. Славянство, таким образом, включалось в контекстмировой истории. Всемирную славу получили Я. Баничевич, дипломат игуманист, естествоиспытателей Ф. Петришич, поэт и историк Ф. Вранчич.Он создал образ «новых машин» и «летающего человека». Его труда были широкоизвестны а Италии и Венгрии.
ВДубровнике происходил расцвет славянской поэзии. В Словении развитие культурыопределялось итальянским влиянием, но также печатались книги на словенскомязыке. Здесь расцветала и музыкальная культура, в которой полифонической строй,близкий итальянской школе, органично сочетался с характерной славянскойраспевностью и задушевностью. Я. Хандл, словенский композитор, был автороммесс и мадригалов.
Словацкаякультура развивалась в рамках культуры венгерской. На территории современнойСловакии проживали представители разных народов: венгры, словаки, немцы, чехи.Ренессансным мыслителем и поэтом стал М. Раковский – его творчествоподлинно гуманистично. В то же время активно развивается жанр духовной песни,связанной с широкой средой народной культуры. Развивается жанр историческойбаллады, созданной на словацкой языке. В архитектуре готические образцыуступают Ренессансу, так как в строительство городов принимают участиеитальянские и немецкие зодчие.
КультураВенгрии в конце XV–XVI вв.
Историкиопределяют два этапа развития культуры Венгрии в эпоху Ренессанса: первый – ссередины XV в. вплоть до распада Венгерского королевства, павшего поднатиском турок-османов (битва при Мохаче, 1526); второй – с середины XVI в. – с проникновения вВенгрию Ренессанса.
В этотпериод венгерская культура не сложилось как нечто единое, целостное.«Венгерская культура, в частности в эпоху Возрождения, отличалась большимсвоеобразием. На ее формирование повлияли такие факторы, как полиэтничностьвенгерского государства, некоторая асинхронность его развития по отношению кстранам Западной Европы, открытость венгерского общества влиянию извне». Этакультура в значительной степени пограничная – в ней сталкивались влияниюкультур разных народов: венгров, немцев, словаков, сербов, хорватов, влахов,половцев.
Значительнуюроль играла католицизм и ислам. Активно взаимодействую, все эти факторыспособствовали постепенному возникновению единой венгерской культуры.Венгерские города не играли той важной роли, которая существовала в эпохуВозрождения в других странах; основные линии культуры, в частности образование,долгое время оставались в рамках влияние церкви.
В небольшихпоселениях развивалась народная культура, а рыцарская и ренессансная культурысуществовали в придворных кругах. Культура Венгрии формировалось какпреимущественно патриотическая именно потому, что венгерский народ постоянностремился к освобождению. Этой верой в свободу проникнута поэзия ипублицистика. Они утверждали в первую очередь веру народу в грядущую свободу, всамо существование венгерской нации.
К середине XVI в. существовало двадвора – в Вене (Габсбурги), и Трансильванский, при Иштване Батории. Последнийстроился по западному образцу. Трансильванские князья создали при своем двореатмосферу религиозной терпимости – были официально признаны католицизм,лютеранство, православие и унитаризм. Магнаты возводили себе замки (при помощинемцев или итальянцев), похожие на неприступные крепости. Строились типографии,церкви, школы, преподавание в которых основывалось на гуманистическихпринципах.
Особоеместо в развитии венгерских культуры занимало книгопечатание. Оно формировалосьхудожественные вкусы и сам уровень образованности общества. Вырос интерес кбеллетристике и научной литературе, а также к истории Античности. Книгипечатались на языке. Появилась и венгерская драма.
КультураЧехии в эпоху национального возрождения
Особенностичешской культуры XV–XVI вв. были обусловлены исторические развитием. В XVI в. чешская готиказанимала важное место в европейской художественной культуре, но в XV в. Чехия пережилагуситские войны и к XVI в. культурные связи ослабли, а затем стали стольнезначительными, что ренессансные тенденции проникали в чешскую культуру струдом, как и сами идеи гуманизма. Некоторое влияние раннего итальянскогоВозрождения обнаруживается в середине XVI в. во время правления императора Священной Римской империи ичешского народа Карла IV. В Чехию приезжает Петрарка, а при дворе складывается кружокчешских интеллектуалов – поклонников итальянской культуры.
Впридворных кругах пропагандируется также чешский язык, его приравнивают клатыни. Реформационное движение, которое проповедовал великий чешскийпроповедник Ян Гус, распространяется по всей стране. Сторонников Ян Гусаназывали «чашниками», так как они считали что миряне должны причащаться виномиз чаши так же, как и священники. Однако с Яном Гусом жестоко расправились в1415 г., а его учение превратилось в широкое социально-политическоедвижение. «Гусизм с точки зрения идеологии и культуры был чисто средневековымявлением».
На первоеместо в культуре выходили поэзия и исторические хроники: чешский язык сталосновным во всех сферах, включая и богослужение.
Во второйполовине XV в. усиливаются гуманистические связи с Италией. Однакоактивное восприятие возрожденческих тенденций в Чехии начинается позже, когдана первый план выходит проблема создания национальной культуры. Переводятся начешский язык Плавт, Тееренций, Цицерон, популярным становиться ЭразмРоттердамский, намечается новые тенденции и в чешской словесности. «Спецификачешского гуманизма состояла в том, что не личность была центром мира, аслужение личности на благо коллектива…».
Повышаетсяроль чешской школы, народного образования. В лоне педагогики развивается учениеЯна Амоса Коменского. В изобразительном искусстве и архитектору все чащепоявляются отдельные черты итальянской школы. Положение изменяется с приходомна чешский трон Габсбургов (1526). Преображается облик городов – жилые зданияперестраиваются, в них появляются черты, близкие итальянскому Возрождению.
К середине XVI в. возрастает рольчешских просветлей и книгоиздателей, особый интерес проявляется к истории –издается множество произведений исторического характера. Одновременнорасцветает декоративно-прикладное искусство и музыка: хоровое пение,инструментальная музыка.
Рудольф II подает пример аристократии,коллекционируя картины и другие предметы искусства. Это способствует созданиюобщей культурной и другие предметы искусства. Это способствует созданию общейкультурной атмосферы и помогает формированию идей в разных областях культуры.
Заключение
Искусствов период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не былолюдей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полновыражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче вразличной степени подчинены все виды искусства.
Основныеэтапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистическихконцепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. Для литературыРаннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющегопредприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождениеотмечено расцветом героической поэмы. В период Позднего Возрождения развиваютсяжанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтахмежду героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.
Прогрессивноегуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение втеатральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии.Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркойиндивидуальностью. В театре эпохи Возрождения развиваются традиции народногоискусства, сочетаются трагические и комические элементы, как в театре Италии,Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дельарте. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения втворчестве Шекспира.
Профессиональнаямузыка в эпоху Возрождения проникается новым гуманистическим мироощущением,перестает быть чисто церковным искусством и испытывает влияние народной музыки.Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала ивилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал,распространившийся из Италии на все европейские страны. Складываются новыежанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения наоргане, лютне. Завершают эпоху Возрождения появление новых музыкальных жанров –сольных песен, оперы, ораторий.
Наиболееполно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причемживопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Этообъясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальныймир, его красоту, богатство и разнообразие.
Характернаячерта культуры Возрождения – тесная связь науки и искусства. Художники,стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научномузнанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. ХудожникиВозрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помоглорасширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж,архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого ихудожника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса.Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти,Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные чертыРенессанса – универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпохуВозрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многомопределившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.
Списоклитературы
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М.,1995
2. Лазарев В.Н. Происхождения итальянского Возрождения. Т.1 – 3. – М., 1965–1979.
3. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохиВозрождения. – М., 1999
4. Тучков И.И. Классическая традиция и искусствоВозрождения. – М., 1992
5. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасов Л.М., Кабкова Е.П. Мироваяхудожественная культура. – СПб.: Питер, 2006
6. Марковой А.Н. Культурология: Учеб. Пособие для вузов. –3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
7. Драча Г.В. История мировой культуры (мировыхцивилизаций). – изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008