Федеральноеагентство по образованию Р.Ф.
Кафедраистории России
КультураРоссии конца XIX — начала XX вв.
Саратов2009
Содержание
Введение
Просвещения
Наука
Литература
Живопись
Театри музыка
Кинематограф
Архитектура
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В наше время резких экономических и социальных переменкультура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.
Обращение к национальным культурным корням является нетолько данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание дляразмышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Ихзнания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнутьвнимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец,предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами однойкультуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».
История русскойкультуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучениекультурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительнообогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В тоже время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современнойжизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторовидеологической сферы, приобретая особое значение в период тогомировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последниегоды.
С конца 1940-х гг. как самостоятельная отрасльисториографии отечественной истории выделяется история культуры 20 в. Особенноактивное изучение этого периода началось с 1960-х. гг.
Вработах советских историков преобладала марксистская концепция изучения историикультуры, в основе которой лежал формационный принцип рассмотренияисторико-культурного процесса. Большое внимание уделялось изучениютеоретического наследия В.И. Ленина и политика коммунистической партии вобласти культуры. В оценках историко-культурных явлений преобладалиполитический и идеологический подходы, что ограничивало возможности ихвсестороннего исследования.
Темне менее в результате большой и многолетней работы советские ученые создалиобстоятельные и серьезные труды по отдельным отраслям отечественной культуры.Результатом отраслевого изучения культуры явилось издание ряда энциклопедий.
Большоезначение для исследования отечественной культуры имеют «Очерки русскойкультуры 13-18 вв.», подготовленные лабораторией русской культурыисторического факультета Московского университета в 1970-1990 гг., а также «Очеркирусской культуры 19 в.», издание которых началось с 1998 г.
Крупнымиобобщающими исследованиями по истории культуры советского периода сталиколлективные монографии под редакцией М.П. Кима «Великая Октябрьскаясоциалистическая революция и становление советской культуры: 1917-1927»(1985) и «Советская культура в реконструктивный период 1928-1941»(1998). Наряду с традиционными сюжетами- народное образование, наука,художественная культура- в них рассматриваются такие проблемы, как изменения вдуховном облике народных масс, духовное возрождение ранее отсталых народов,материальная база культуры.
Сконца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем историиотечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русскогозарубежья, по новому стали освещать такие проблемы, как наследие духовногоренессанса рубежа 19-20 вв., взаимоотношение власти и интеллигенции, церкви игосударства, роль религии в общественно- культурной жизни 19-20 вв. и др.
Впоследние десятилетие 20 в. Значительно возрос интерес исследователей ксистемному изучению культуры, теоретико-методологическим вопросам. Отраслевойподход к историографической традиции историко-культурных исследованийсуществовал в течении длительного времени. Он сохраняется как один из путейизучения культуры и сегодня. Однако данный подход, как правило, отражаетимманентное, внутреннее развитие той или иной ее области. Он не дает полногопредставления о культуре как определенной сфере общественной жизни, внутреннецелостной системе.
Сохранениетрадиций и появление новаций, вызванных потребностями времени, составляют сутьисторико-культурного процесса. В его изучении необходимо сочетать традиционныеметоды с поисками новых, способствующих более глубокому пониманиюобщественно-культурной жизни в целом. Один из таких подходов- системно-функциональный,предполагающий изучение прежде всего той среды, где формировались ираспространялись новые явления культуры и сохранялись ее традиционные элементы.
Цель работы:изучить различные аспекты русской культуры второй половины 19 века.
Задачи: выявить основныенаправления развития культуры конца 19 начала 20 веков… Выявить влияниесоциальных, экономических и политических факторов на культурную и социальнуюжизнь.
Георгиева Т.С. «Русскаякультура: история и современность»- 2-е изд., перераб. и доп. — Ростовн/Д: Феникс, 2006.-608 с.(Высшее образование).
В книгеувлекательно рассказывается о зарождении русской культуры, ее дальнейшемстановлении. Редкие архивные материалы дают удивительную картину самобытнойжизни русских людей, их необычайного мастерства. Достойное место в книгезанимает творчество русских талантливых писателей, ученых, художников,архитекторов и т.д., известных и полузабытых, заслуженно поднятых из небытия,составляющих нашу национальную гордость. Книга живо передает дух историческихэпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.
Яковкина Н.И. «Историярусской культуры: 19 век.» 2-е издание. СПб: Издательство «Лань»,2002.-576 стр.
Книга посвященанаиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку,освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра.Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурномуцентру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихсяпроблемами отечественной культуры.
В.В.Долгов «Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен донаших дней». Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2001. 196 с. В учебном пособии дана краткая история русской культуры сдревнейших времен до сегодняшнего дня. Книга содержит систематизированнуюинформацию об основных этапах развития русской литературы, изобразительногоискусства, архитектуры, музыки, образования и науки, а также хозяйственного ибытового уклада.
Хрестоматияпо культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с. Книга представляет собой антологиютематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудовмыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
Березовая Л.Г.,Берлякова Н.П. «История русской культуры»: В 2ч.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002-400 с.
Принципиальнаяпозиция авторов состоит в признании за культурой собственных законов развития.Авторы считают необходимым сохранить общеисторическую периодизацию европейскойцивилизации(средневековье, новое время).История русской культуры в учебникепредставлена как процесс и результат национального самосознания России,выраженный в ее культуре.
Просвещение
Просвещение.«Культурный ренессанс» не коснулся подавляющей части населениястраны. Как признавал сам Бердяев, "… все это происходило в довольно замкнутомкруге, оторванном от широкого социального движения". Значительная частькрестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в концеXIX — начале XX веков в области народного просвещения наметились заметныесдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21грамотный, в том числе среди мужчин — 29, а среди женщин — только 10. К 1917году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. встране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.
Немногимменее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в нихбыл гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.
Слабымбыло и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русскойреволюции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшенииобразования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начальногообучения в России, но в связи с началом войны он так и небыл принят.Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со127 тыс. студентов.
Нарубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность,продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессыстали после первой русской революции: в 1912 г.стране выходило 1131 ежедневныхгазет, а число журналов перевалило за тысячу.
Периодикаприобретает многонациональный характер — газеты издавались на 24 языках. В 1913г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектрполитической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайнеправых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинствоимело все же либеральнобуржуазную направленность.
Наука
Вконце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русскаянаука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность.Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теорииракетного движения; Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин, заложившиеосновы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И. Вернадского, одного изоснователей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума —оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основунынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П. Павлову,разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову — одному изосновоположников сравнительной паталогии и микробиологии — были присужденыНобелевские премии.
Значительнымбыл вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С.Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именамиЯ.М. Гаккеля, И.И. Сикорского. Прославились русские летчики П.Н. Нестеров, С.И.Уточкин. В 1911 г. Г.Е. Котельниковым был создан первый авиационный ранцевыйпарашют.
Успешноразвивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространениемарксизма. «Повальное» увлечение марксизмом стало модным средимолодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: «Так в 40-е годы на успех влюбви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист имыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист».
Нарядус поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, «приспосабливание»к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, преждевсего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Свой «марксистский период»был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б. Струве,М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, которые затем отошли отнего. Н.А. Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен изуниверситета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает смарксизмом и вместе с В.В. Розановым,
С.Н.Булгаковым, Вяч. Ивановым, Д.С. Мережковским, В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским,С.Л. Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиознойфилософии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности надсоциальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны тоговремени.
Социальныепотрясения начала XX в. поставили перед русской общественной мыслью и такиесложные вопросы, как вопрос о месте интеллигенции в обществе, ролиинтеллигенции в России и ее отношении к революции. Свои суждения об этихпроблемах высказали видные мыслители Н.А. Бердяев, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков,П.Б. Струве, М.О. Гершензон, С.А. Франк в вышедшем в 1909 г. сборнике «Вехи».Это был сборник статей о русской интеллигенции и одновременно откликопределенной ее части на первую русскую революцию.
Авторы,примыкавшие к либеральному лагерю, призывали общество к социальному компромиссуи предостерегали от попыток решения назревших проблем через революцию. Однако «Вехи»не нашли сочувствия у читающей Рос сии, их идеи не повлияли на развитиесобытий, а сами авторы подверглись осуждению представителей практически всегоспектра политических течений: от большевиков до кадетов. В рассматриваемыйпериод заметных успехов достигла историческая наука, прежде всего, в изучении историиОтечества (труды Н.П. ПавловаСильванского, А.Е. Преснякова, А.С.Лаппо-Данилевского и др.). М.М. ТуганБарановский и П.Б. Струве многое сделали вобласти изучения экономических и историко-экономических проблем.
Литература
КонецXIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусствапод названием «серебряного века». Для духовной жизни России былахарактерна напряженная борьба различных направлений, течений, «всеобщая переоценкаценностей», противоречивость творчества многих писателей, поэтов, пораисканий и сомнений. Очень хорошо отразил эту обстановку Д.С. Мережковский: «Нашевремя должно определить двумя противоположными чертами — это время самогокрайнего материализма и, вместе с тем, самых страстных идеальных порывов духа.Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь,двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требованиярелигиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Влитературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма,представленное такими прославленными писателями, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов,В.Г. Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А.И. Куприн,И.А. Бунин, А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский и др. Началсвою литературную деятельность А.М. Горький.
Истокиновых течений в русской литературе «серебряного века», получившихназвание модернизма, уходят корнями еще в 80-е годы. В 90-е годы более илименее формируется такое литературное течение, как символизм, являющийся новойформой романтизма. К символистам конца XIX в. относились Д.С. Мережковский,К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. В начале XX столетияпоявилась плеяда младших символистов: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие.Накануне первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающиемежду собой течения, как футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак),акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузьмин), новокрестьянскаяпоэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский.Эти течения также носили определенный налет романтизма и, каждое по своему,развивали традиции символизма.
Поискновых художественных форм и путей развития литературы сопровождалсяожесточенными спорами. Вопросы о том, как назвать новые течения иохарактеризовать их суть широко дискутировались в прессе. По этому поводусуществовали различные точки зрения: их называли модернистами (от фр. Modern —новый, новейший) или декадентами (от фр. Decadence — упадок). Все эти новыетечения были очень противоречивы, подлинное творчество и искания соединялись вних зачастую с подражанием и модой. Современники отмечали, что слишком многиевдруг превратились в эстетов, мистиков, оккультистов, презирали этику,пренебрежительно относились к науке.
Живопись
Крупнейшимрусским художником стал В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра вискусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для нихсвойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветови рефлексов, композиционная целостность (портреты «Девочка с персиками»,«Девушка,освещенная солнцем», К. Коровина, 3. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, О.К.Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, иисторическими сюжетами.
Ивсе же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стоялив центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особуюинтенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерноразвивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, «питающемусяфантазией». Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, кдревним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками,иносказаниями, символами.
Этоможно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Мир его картин проникнутфантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися («Демонсидящий», 1890). Для произведений М.В. Нестерова характернырелигиозно-нравственные искания («Видение отроку Варфоломею»).Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М. Васнецова, Н.К.Рериха, И.Я. Билибина. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступаетК.А. Коровин («У балкона», портрет Ф.И. Шаляпина).
Новыеэстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихсяв конце 90-х гг. в группу «Мир искусства», просуществовавшую сперерывами до 1924 г. Им претили равно и академическая склонность, и некотораяпрямолинейность и назидательность передвижников. Мирискусники провозгласилипринцип автономности искусства от жизни и свободу творчества художника. Ониувлеченно постигали как русское искусство XVIII века, так и новейшиезападноевропейские течения, искали новые пути в изобразительном искусстве. Кстаршему поколению группы принадлежали А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е.Лансере, а также С.П. Дягилев, меценат, организатор «Русских сезонов»в Париже, который немало содействовал открытию выставок «Мира искусства».
Вгруппу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой,объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности,стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с «Миром искусства»,кроме уже названных имен, были связаны Н. Рерих и В. Серов, Ф.
Малявини М. Врубель, Б. Кустодиев и З. Серебрякова. Мирискусники создавали не толькоинтересные и значительные станковые произведения. Они были авторамивеликолепных иллюстраций (А. Бенуа, «Медный всадник» А.С. Пушкина; И.Билибин, «Русские сказки»; Е. Лансере, «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и «Русскихсезонов». Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусстваи архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль. В 1910-x гг.появляются различные направления русского авангарда. Художники «Бубновоговалета», «Ослиного хвоста», «Мишени», кубофутуристы,супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали вобласти цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П.П.Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов). Идеи абстракционизманашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.
Театри музыка
Огромнуюроль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы,для театральной жизни этого периода характерны поиски «новой зрелищности»,борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого видаискусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняямонополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства.Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургиипредопределили поворот к лучшему.
Важнейшимсобытием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве.Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко — крупнейшиетеатральные режиссеры и теоретики. Они сумели сплотить талантливую труппу, вкоторую входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др.Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапомформирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что насцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московскойпублике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно оказать,что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причемотрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов,и новых литературных течений, например, В.Я. Брюсов.
Начинаютработать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. вПетербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписалаяркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра былВ.З. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорскомАлександринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановкелермонтовского «Маскарада» даже в вечер Октябрьского вооруженноговосстания. На принципах «новой театральности» в 1914 г. в Москвевозникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е.Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным иустойчивым и просуществовал до 30-хгг. Следует отметить огромное числооткрывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известнымиявлялись «Бродячая собака» и «Летучая мышь», ставшиецентрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тонзадавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись ичастные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московскаяЧастная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатомСаввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он сновавернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. «Какизвестно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинскоготеатра», — писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школыбыли Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.
Всемирноизвестным становится русский балет. Яркими представителями отечественной школы классическоготанца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин.Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русскиесезоны» — выступления балетных и оперных звезд — стали поистине триумфомискусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На егомузыку поставили балет «Жар-птица», «Петрушка», «Веснасвященная». Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и10 опер. По словам Дягилева, «мирискусникам» удалось «возвеличитьрусское искусство на Западе».
Русскаямузыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником иособенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. Всокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков),симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин,Р.М. Глиэр и др.).
Кинематограф
Вте же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 г. вышелпервый отечественный игровой фильм «Стенька Разин», а всего до 1917г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского киносчиталась Вера Холодная и Иван Мозжухин. Одной из новых черт культурной жизниРоссии рубежа веков становится меценатство. Меценаты активно помогали развитиюобразования (так, московский предприниматель Шелапутин передал 0,5 млн. рублейна создание учительской семинарии) и науки (известный фабрикант Рябушинскийфинансировал Камчатскую экспедицию). Детально поддерживали меценаты и сферуискусства. В качестве примеров можно привести уже знакомую нам частную оперу С.Мамонтова, историю создания МХТ и Третьяковской галереи.
Архитектура
В1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн инеоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чистонациональным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогдаэклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместоприменения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новуюдекоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивнуюоснову здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло,металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветныхматериалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этомудобавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей ивнутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.
ВПетербурге в новом стиле работали Ф. Лидваль и М. Лялевич (первый построилгостиницу «Астория» в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907 г., второй— здание торговой фирмы «Мертенс»). Прогрессивное начало, которое несв себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф. Шехтеля, московскогоархитектора. Типичные для него здания — Художественный театр (1902) и особнякРябушинского на Малой Никитской улице. В архитектуре неоклассицизма можновыделить имена И. Фомина (дача Половцева на Каменном острове в Петербурге), В.Щуко (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В.Свиньина (здание Этнографического музея), А. Таманяна (дом В.П. Кочубея вЦарском Селе), И. Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачейэтого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого ипозднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставилисвоей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, нопытались соединить благородство и строгость классических образцов сфункциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалосьпротиворечие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.
Заключение
Вопросыистории русской культуры начала XX века следует рассматривать через призмусовершавшегося перехода от аграрного к индустриальному обществу. Объективные исубъективные факторы жизни страны обостряли и наслаивали друг на друга всевнутренние противоречия. Нельзя сбрасывать со счетов и процессы, происходившиев мире. Вступление в I мировую войну стало для нее тяжелейшим испытанием.Последовавший в феврале 1917 г. социальный взрыв положил конец существованиюмонархического строя в России. Все процессы, стремительно врывавшиеся в жизньрусского общества в конце XIX — начале XX вв., не могли не влиять на развитиекультуры. Однако было бы неправильно упрощать их воздействие, оно былонепрямым, сложным, противоречивым. Рассматриваемый этап истории культуры былочень плодотворным, ярким, чрезвычайно разнообразным. Недаром Н.А. Бердяевоценивал его как «русский культурный ренессанс». «В эти годы, —писал он, — России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения вРоссии самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострениеэстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса кмистике и оккультизму».
Выражениеи название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, нестрогим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. УА. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяцярко над серебряным веком стыл…». Его употребляет Н. Бердяев. А. Белыйназвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон»С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века.
Списокиспользованных источников и литературы.
Источники:
1.Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1994.
2. Бердяев Н.А. Русская литератураXIX века и ее пророчества // Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
3. Кони А.Ф. Воспоминания описателях. Л., 1989.
4. Щетинина Г.И. Университеты вРоссии и устав 1884. Л., 1976.
Литература:
5.Яковкина Н.И. «История русской культуры: 19 век.» 2-е издание. СПб:Издательство «Лань», 2002.-576 стр.
6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. «Историярусской культуры»: В 2ч.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002-400с.
7.Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А.,
8.Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с.
9.В.В. Долгов «Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен донаших дней». Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2001. 196 с.
10. Георгиева Т.С. «Русская культура: история и современность»-2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.(Высшееобразование).