Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой режим экологически неблагоприятных территорий

Московский государственныйуниверситет
экономики, статистики и информатики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету:«Экологическое право»
Специальность:«Юриспруденция»
на тему:
«Правовой режимэкологически неблагоприятных территорий»
Выполнил студент Колюбаева И.Г.
Проверил преподаватель Чернышева М.В.
 
Сергиев Посад 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава1.Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
Глава 2. Правовыемеры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
Глава 3. Понятиеи виды экологически неблагополучных территорий
Глава4.Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
Заключение
Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ
Экологические проблемы, то естьпроблемы, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды в целом иненадлежащим состоянием отдельных ее объектов, постоянно находятся в центревнимания всего прогрессивного человечества, начиная с 1960-х гг.
Режим экологически неблагоприятныхтерриторий входит в совокупность экологических проблем, рассматриваемыхотдельной отраслью – экологическое право. Как отрасль экологическое право – этосовокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которыевозникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраныокружающей среды и обеспечения.
В систему экологически неблагоприятныхтерриторий входят понятие зона экологической ситуации и зона экологическогобедствия.
Рассмотрение этих важных понятийвозможно только после постановления цели данной работы, которая заключается визучении правового режима экологически неблагоприятных территорий и их анализе,исследовании правовых мер предупреждения экологически неблагоприятныхтерриторий.
Постановка данной целиобусловила решение следующих задач:
1. Раскрытьпонятия и факторы создания экологически опасных ситуаций;
2. Определитьправовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций;
3. Выявитьпонятия и виды экологически неблагополучных территорий;
4. Датьпонятие правового режима экологически неблагоприятных территорий;
5. Сделатьвывод о раскрытии в работе поставленной цели.

Глава 1. Понятие ифакторы создания экологически опасных ситуаций
Чтопонимается под экологически опасной ситуацией? Прежде всего, онахарактеризуется таким состоянием окружающей среды, которое не являетсяблагоприятным. Но в соответствии с концепцией правовой охраны окружающей средыв России неблагоприятной с юридической точки зрения окружающая среда считаетсяуже при превышении установленных нормативов ее качества. Для признания ситуацииэкологически опасной должно быть отмечено такое отрицательное воздействие нанее, которое сопровождается некими значительными экологическими, социальнымилибо экономическими последствиями. Как экологически опасная может бытьопределена ситуация, характеризующаяся наличием существенного негативногоизменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных иприродных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами,включая стихийные, как правило, сопровождаемого социальными и экономическимипотерями[1].
Памятуя опринципе, согласно которому болезнь легче, а часто и экономичнее предупредить,чем лечить, необходимо разобраться в факторах, создающих экологически опасныеситуации. По происхождению их можно подразделить на антропогенные, т.е.связанные с деятельностью человека, и природные, стихийные, не зависящие отволи человека. Оба фактора значимы с точки зрения права окружающей среды ипотому нуждаются в детальном рассмотрении.
Едва ли естьсмысл указывать на то, что тот или иной фактор является преобладающим внеблагоприятном воздействии на природу. Хотя критическое состояние природнойсреды, которое мы имеем, является в основном рукотворным. Известно также, чтоне по вине человека происходили природные катастрофы древности, в результатекоторых погибли многие виды животных, например, мамонты.
Зная об этихфакторах, оценивая их, мы заинтересованы в том, чтобы регулировать их,управлять ими. В известной мере это вполне возможно с помощью права.
При анализеантропогенного фактора создания неблагоприятных ситуаций важно учитывать,являются ли они следствием регулярной и обычной человеческой, но экологическинеобоснованной деятельности, т.е. выполняемой с нарушением законов развитияприроды, или техногенной аварии.[2] Так, кризисноесостояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, на Алтае, в других регионахнепосредственно связано с тем, что человек в течение относительно длительноговремени эксплуатировал промышленные предприятия, энергетические объекты,транспортные средства, испытывал атомное оружие, развивал сельское хозяйство,игнорируя экологические требования. Иное дело — катастрофические экологическиепоследствия аварии на Чернобыльской АЭС или аварии на нефтепроводах.
То, что мыназываем «антропогенный фактор создания неблагоприятных экологическихситуаций», имеет ряд важнейших составляющих, которые нельзя не учитывать присоздании правового механизма предупреждения таких ситуаций. Речь идет осостоянии машин, оборудования, технологий, применяемых в народном хозяйстве, сточки зрения их безопасности для окружающей среды, о профессиональнойподготовке, сознании, дисциплине и культуре людей, управляющих машинами,оборудованием и технологиями, о наличии правового механизма предупрежденияаварий и действиях при авариях и др.
По оценкамспециалистов, территория России подвержена воздействию всего спектра опасныхприродных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологическогопроисхождения. Для населения и окружающей среды России наибольшую опасностьпредставляют землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, смерчи, лавины, сели,цунами. Другие виды стихийных бедствий, имеющие экологические последствия, — подтопления, шквалы, ураганы, тайфуны, град, продолжительные ливни и снегопады,грозы, метели, ландшафтные пожары, подъем воды Каспийского моря.
В более чем700 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов на территории Россиисуществует угроза наводнений, которые по повторяемости, площади распространенияи суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место среди опасныхгидрологических явлений и процессов.
К серьезнымстихийным бедствиям относятся также природные очаги опасных заболеваний — чумы,сибирской язвы и др., от которых страдают как человек, так и иные биологическиевиды.Глава 2.Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
экологический опасныйнеблагоприятный территория
Применительно кэкологически неблагоприятным ситуациям, возникающим в процессе хозяйственной ииной деятельности человека, общество заинтересовано в том, чтобы своевременнооценить социальную, экологическую и иную опасность такой деятельности,устранить или предотвратить ее, принять необходимые меры к тому, чтобы защититьнаселение, обеспечить охрану окружающей среды и хозяйственных объектов,компенсировать причиненный людям вред, а также восстановить благоприятноесостояние окружающей среды.
В отношении стихийныхбедствий задача состоит, прежде всего, в том, чтобы предугадать эти события, атакже своевременно подготовиться к тому, чтобы избежать человеческих жертв иматериального ущерба либо минимизировать их.
Под воздействиемЧернобыльской катастрофы в России, начиная с 1991 г. реализуется Федеральнаянаучно-техническая программа «Безопасность населения и народно-хозяйственныхобъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф». Онавесьма полезна для решения проблем безопасности технических объектов. В еерамках разрабатываются и осуществляются актуальные технические, экономические,правовые и иные проекты, в том числе законодательные, подготавливаются научныетруды.
Право призвано сыграть важнейшую рольв предупреждении аварий и катастроф на хозяйственных объектах, в ликвидации иминимизации их последствий, прогнозировании стихийных бедствий, в регулированииуправления в данной сфере. Исходя из общественной заинтересованности впредотвращении чрезвычайных ситуаций, в праве должны быть надлежащим образомопределены требования безопасности при размещении предприятий и иных объектов,их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию. Соответствующиерешения следует принимать лишь на основе всесторонних экспертных оценок сучетом риска аварий и катастроф. В праве должны быть последовательно выраженытребования по предупреждению чрезвычайных ситуаций также на стадии эксплуатациихозяйственных и других объектов, по прогнозированию стихийных бедствий,регламентированы действия в чрезвычайных ситуациях государственных органовобщей компетенции, местного самоуправления, специально уполномоченных органов идр.[3]Глава 3.Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
В ряде законовпредусматривается выделение специальных зон как разновидностей экологическинеблагополучных территорий и определены критерии их выделения. Федеральныйзакон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера» (ст. 5) в качестве инструмента решения своих задачпредусматривает создание зон чрезвычайной ситуации. Ониявляются разновидностью экологически неблагополучных территорий, так как посмыслу Закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определеннойтерритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлеклиза собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природнойсреде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.
В зависимости отколичества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условияжизнедеятельности которых оказались нарушены, размера материального ущерба, атакже границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций,эти ситуации в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, утвержденным постановлением ПравительстваРФ от 13 сентября 1996г., подразделяются на локальные, местные,территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, кместной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100,но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но неболее 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновениячрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределынаселенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайнаяситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек,либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек,либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн.минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации,и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.
Закон «Об охранеокружающей природной среды» предусматривает два вида экологическинеблагополучных территорий — зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоныэкологического бедствия. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляютсяучастки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельностипроисходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде,угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем,генетических фондов растений и животных.
Зонами экологическогобедствия объявляютсяучастки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельностипроизошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшиеза собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природногоравновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры ифауны.
Таким образом, справовой точки зрения подэкологически неблагополучной территорией понимаетсяучасток территории, состояние окружающей среды которого соответствуетустановленным в законодательстве критериям, необходимым для выделенияспециальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающейсреды.Глава 4.Правовой режим экологически неблагоприятных территорий
Под правовым режимомэкологически неблагополучной территории понимается совокупность правил обобъявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особогостатуса.[4]
Законодательствопредусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок ихвыделения, объявления об этом разный.
Порядок объявления зончрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия определенЗаконом «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 58 и 59они объявляются постановлениями представительного органа власти либо указамиПрезидента РФ по представлению специально уполномоченных государственныхорганов в области охраны окружающей среды на основании заключениягосударственной экологической экспертизы.
В развитие этогоположения Минприроды России по своей инициативе подготовило Временный порядокобъявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации (утвержденныйприказом от 6 февраля 1995 г.), в соответствии с которым инициаторамиобъявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут бытьфедеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органыместного самоуправления этих территорий. Для постановки вопроса об объявлениитерритории зоной чрезвычайной экологической ситуации инициатор подготавливаетматериалы о состоянии окружающей природной среды и организует разработку программыэкологической реабилитации территории. Затем инициатор объявления территориизоной чрезвычайной экологической ситуации обращается в Правительство РФ собоснованием необходимости объявления территории в таком качестве. По поручениюПравительства РФ Минприроды России проводит государственную экологическуюэкспертизу материалов о состоянии окружающей природной среды. По ее результатамМинприроды России подготавливает и вносит в Правительство РФ проект УказаПрезидента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологическойситуации».
Таким образом, всоответствии с названными нормативными актами экологически неблагополучныетерритории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации. Счем это связано и означает ли это, что субъекты РФ не могут сами принятьрешение об объявлении на своей территории зоны экологического бедствия?Думается, что, принимая решение об объявлении экологически неблагополучныхтерриторий на национальном уровне, законодатель исходил, прежде всего, из того,что финансирование мероприятий, связанных с восстановлением благоприятногосостояния природы, будет осуществляться, в том числе за счет средствфедерального бюджета. Но это вовсе не означает, что субъекты Федерации не могутсами принять решение об объявлении соответствующих зон. Более того, субъектыРФ, основываясь на ст. 72 Конституции России и исходя из своих экологическихинтересов, могут и должны проявлять активность в этом направлении.[5]
Что же касается зончрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Федеральным законом «О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера», то в отношении таких зон вовсе не требуется принятие решения обобъявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это презюмируется, еслиимела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тутявляется вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы такихзон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ изаконодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайныхситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленнойПравительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти иорганами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайныеситуации.
Аналогичный принципсуществует в отношении зон радиоактивного загрязнения. На территории,подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС, по факту и с учетом дозы облучения населения или плотности радиоактивногозагрязнения почвы устанавливается соответствующий вид зоны. Границы этих зон иперечень населенных пунктов, находящихся в них, определяются Правительством РФв зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов.Они же (границы и перечень населенных пунктов) пересматриваются ПравительствомРФ не реже чем один раз в пять лет.
Цель и основная задачадеятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенногохарактера, регулируемой Федеральным законом «О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», — ликвидация такихситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные идругие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций инаправленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеровущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализациюзон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасныхфакторов.
Ликвидация чрезвычайныхситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местногосамоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территорияхкоторых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сили средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы исредства федеральных органов исполнительной власти.
Для ликвидациичрезвычайных ситуаций названным Законом предусматривается создание ииспользование резервов финансовых и материальных ресурсов. Такие резервысоздаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительнойвласти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно вцелях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновениячрезвычайных ситуаций.
Почти аналогичен режимзон чрезвычайной экологической ситуации. Здесь предусматривается прекращениедеятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостанавливаетсяработа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятноевлияние на здоровье человека и окружающую среду, ограничиваются отдельные видыприродопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводствуприродных ресурсов.
Тот факт, что в Россиидо сих пор на федеральном уровне не было принято ни одного решения обобъявлении экологически неблагополучной территории, может быть объяснендефектами правовой нормы, а именно нечеткостью, размытостью критериев отнесениятаких территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологическойситуации. Хотя субъектами РФ разрабатывались соответствующие проекты (поБратску, например), а Минприроды РФ проводилась по ним государственная экологическаяэкспертиза, ни одно решение так и не было принято.
Вместо официальногопризнания и объявления экологически неблагополучных территорий Правительство РФпошло по пути принятия специальных постановлений, предусматривающих меры поулучшению социально-экологической обстановки в отдельных регионах. Так, былиприняты постановление Совета Министров РФ 3 ноября 1993 г. «О первоочередныхмерах по улучшению социально-экологической обстановки в г. Братске Иркутскойобласти» и постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995г. «О первоочередныхмероприятиях по оздоровлению экологической обстановки в г. ЧереповцеВологодской области в 1996- 1998 годах» и др.
Элементом правовогорежима экологически неблагополучной территории является также снятие особогостатуса такой территории. В Законе «Об охране окружающей природной среды» обэтом ничего не говорится. Вопрос урегулирован Временным порядком объявлениятерритории зоной чрезвычайной экологической ситуации. Решение о снятии такогостатуса принимается по результатам государственной экологической экспертизы поистечении срока, который был установлен Правительством РФ при подготовкерешения об объявлении зоны. Госкомэкология РФ подготавливает и вносит вПравительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с территории статуса зонычрезвычайной экологической ситуации». После рассмотрения и одобрения материаловгосударственной экологической экспертизы Правительство РФ представляетПрезиденту РФ этот проект для принятия соответствующего решения.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цельюданной контрольной работы являлось изучениеправового режима экологически неблагоприятных территорий и их анализ,исследование правовых мер предупреждения экологически неблагоприятныхтерриторий.
Исходя из этого, вработе было выяснено, что по происхождению факторы, создающие экологическиопасные ситуации, подразделяются на антропогенные (т.е. связанные сдеятельностью человека) и природные (или стихийные, не зависящие от воличеловека).
Относительно правовыхмер предупреждения экологически неблагополучных территорий выявлено, что в праве должны быть последовательно выражены требования попредупреждению чрезвычайных ситуаций также на стадии эксплуатации хозяйственныхи других объектов, по прогнозированию стихийных бедствий, регламентированыдействия в чрезвычайных ситуациях государственных органов общей компетенции,местного самоуправления, специально уполномоченных органов и др.
Для постановки цели данной работыиспользовались важные понятия — зона экологической ситуации и зонаэкологического бедствия. Изучая тематические законодательства, были даны такиеопределения, как
· зонычрезвычайной экологической ситуации - участки территорииРФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивыеотрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровьюнаселения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондоврастений и животных.
· зоныэкологического бедствия - участки территории РФ, где врезультате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимыеизменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшениездоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественныхэкологических систем, деградацию флоры и фауны.
На основе этих определений, можносказать, что подэкологически неблагополучнойтерриторией понимается участок территории, состояние окружающей среды которогосоответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым длявыделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состоянияокружающейсреды.
В главе 4 сделан выводо том, что под правовым режимом экологически неблагополучнойтерритории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечениифункционирования таких территорий и снятии их особого статуса.
В соответствии снормативными актами экологически неблагополучные территориимогут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации.
Таким образом,постановка цели данной контрольной работы является детально раскрытой.
В заключениихотелось бы отметить, что тема правового режима экологически неблагоприятныхтерриторий является актуальной на территории Российской Федерации, начиная с1960-х гг., так как Россия занимает первое место в мире по объему территории, азначит угроза возникновения экологически опасных территорий — велика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ
 
Нормативно-правовыеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета №237 от 25 декабря1993г. (с учетом поправок №6-ФКЗ и №7-ФКЗ от 20.12.2008г.).
2. Федеральныйзакон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2001. // Российская газета №6от 12.01.2002г. (с учетом поправок от 22.08, 29.12.2004г.; 9.05, 31.12.2005 г.;18.12.2006г.; 5.02, 26.06.2007г.; 24.06, 14,23.07, 30.12.2008г.; 14.03, 27.12.2009г.; 29.12.2010г.).
3. Федеральныйзакон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера №68-ФЗ от 24.12.1994г. // Российская газета №250 от24.12.1994г. (с учетом поправок от 28. 10. 2002г. № 123-ФЗ).
4. ГражданскийКодекс Российской Федерации. Часть 1. №51-ФЗ от 30.11.1994 г. // Российскаягазета №238-239 от 8.12.1994г. (с учетом поправок от 27.07.2010г.).
5. ВодныйКодекс Российской Федерации №74-ФЗ от 3.06.2006г. // Российская газета № 4087от 8.06.2006г.
6. ЗемельныйКодекс Российской Федерации №136-ФЗ от 25.10.2001г. // Собраниезаконодательства РФ №144 от 29.10.2001г.
7. ЛеснойКодекс Российской Федерации №200-ФЗ от 4.12.2006г. // Российская газета №273 от8.12.2006г.
8. УказПрезидента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» № 2144-ФЗ от16.12.1993г. // Российская газета от 29.12.1993г.
Научнаяи учебная литература
9. БоголюбовС.А. Экологическое право. Учебник для вузов. // «Издательство ПРИОР», М., 2000г.
10. БринчукМ.М. Экологическое право. Учебник для юридических вузов. // М., «Юрайт», 2000г.
11. ДубовикО.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. // М.,«Проспект», 2001г.
12. ЕрофеевБ.В. Экологическое право: учебник. // М., «Эксмо», 2006г.
13. Экологическоеправо России. Учебник. // Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. М., 2007г./>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова как психологический роман 2
Реферат Внешнеторговая сделка по экспортной поставке металлопроката из России в Белоруссию
Реферат Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 10
Реферат Прополис
Реферат Система естественного оздоровления
Реферат "Берег Черского": памяти выдающегося ученого И.Д.Черского
Реферат Изготовление гербария
Реферат Praise Of A Bilingual Country Essay Research
Реферат Лицейские годы и их отражение в творчестве АС Пушкина
Реферат Современная философия: интернет-философия
Реферат Становление радиотехнической теории: от теории к практике. На примере технических следствий из открытия Г. Герца
Реферат *Сок­ра­щен­ный пе­ре­вод кэкц. Опуб­ли­ко­ва­но: David Kinsley, 1995. Ecology and religion. New Jersey: Prentice Hall, Englewoоd Cliffs. Р. 84-98
Реферат Хаос, необратимость времени и брюссельская интерпретация квантовой механики
Реферат База данных периодического издания
Реферат Расчет технико-экономических показателей работы предприятия цеха 2