Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура России во второй половине XIX века

Культура России во второй половине 19 века

План
1.Развитиепросвещения и науки
2. ВкладРусской литературы и искусства в мировую культуру

1. Развитие просвещения и науки
Отмена крепостного права и рост небывалыми темпамипроизводительных сил самым непосредственном образом сказались на развитиекультуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствониетехники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числаспециалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии ккультуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.
В пореформенное время в России Сложился особый слой образованныхлюдей, котрый получил название «интеллигенция». Под интеллигенциейстали понимать лиц умственного труда, потребность в котором возрастала по меремодернизации России. К интеллигенцие относились земские, технические, творчекие,научные работники, педагоги, врачи, адвокаты и журналисты. Представителидемократической интеллигенции претендовали на роль вырзителей интересов народа.Они активно участвовали в освободительном движении, где их демократизм частопринима роль крание формы революционной жертвенности. В разные год в этой роливыупали Н.Г Чернышевский, Д.И Писарев, П.Л Лавров, Л.Н. Толстой, Н.КМихалковский.
Обое место занимала народая интеллигенция, куда входии грамотные,тянувшиеся к знаниям и культуре представители кресянства и фабрично-заводскихрабочх.
Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотностинарода. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключениедетей до 7 лет) составляла 44%. В Москве неграмотных оказалось 55%. В губернскихгородах этот процент повышался до 60-70 %, в уездных — до 70-80 %, в деревниграмотность была редким явлением.\
Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличилоськоличество и городских школ. Несколько позднее с 80-х годов стала расширятьсясеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школыдля взрослых. Была проведена реформа школьного дела, усовершенствована системаподготовки учителей для народных школ. Теоретическое и практическое значениеимели труды знаменитого педагога К.Д. Ушинского. К концу века успехи в деленародного обучения были очевидны. Грамотность в среднем по России превысила21%.
Общая динамика преодоления неграмотности, внимание, котроеуделялось народной школе, средства, которые выделялись на развитие школьногодела правительством, давали основание говорить о том, что в области народногообразования происходили кардинальные
перемены.
Значительную роль в распространении образования имели различныеобщественные организации, публичные библиотеки и читальны, другие общедоступныесредства просвещения и самообразования. Число публичных библиотек выросло с 280в 60-х гг. до 862 в 1894г. К концу века в России была широкая библиотечнаясеть. Всего насчитывалось до 500 крупных публичных библиотек и около 3000земских народных библиотек. Пользование ими было по большой части бесплатным.
По-моему мнению важнейшим событием в развитие просвещения В Россиистало открытие в Москве в 1862г. Московского Публичного и РумянцевскогоМузеума, в котором были собраны обширная библиотека, русская изападноевропейская живопись, коллекция монет, медалей, оружия и.т.д. В 70-е гг.19 в. в Москве открываются два музея, решающих просветительские задачи, — Исторические и Политехнические.
Еще в начале века возникла идея учреждения музея отечественногоискусства. Затем эта идея Обрела конкретное воплощение в различных частныхгаллереях. Общественное признание и и оканчательное развитие формированиярусской школы изобразительного искусства подвели к необходимости созданянационального общедоступного музея.
1865 г. стал началом крупнейшего собрания П.М. Третьякова. Егоколлекция являла собой органическое воплощение демократических основ русскогоискусства. В 1892 г. П.М. Третьяков принял решение передать в дар Москве своюхудожественную коллекцию. Этот шаг способствовал принятию решения о созданиимузея русского искусства и в Петербурге. 13 апреля 1895 г. Александр 3 подписалуказ «Об учреждении особого установления под названием „РусскогоМузея Императора Александра 3“ и о представлении для сей целиприобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими емуфлигелями, службами и садом». Открытие музея состоялось 17 марта 1898 г.
Я считаю, что развитие образования невозможно представит себе безкниг, журналов, газет. По числу названий в 1861 г. в России было издано 1773книги, а в 1895 г.-8699. Издательство О.Поповой, И.Д. Сытина, А. С. Суворова,Ф.Ф. Павленкова, товарищества «Посредник» издавали много книг длянарода «возможно лучшего содержания по удешевленным ценам». Демократическийкнигоиздатель Павленков издал серии «Жизнь замечательных людей» (180книг), «Пушкинская библиотека», «Новая библиотека».
Большой популярностью пользовались журналы«Современник», «Отечественные записки», «Русскоеслово», «Дело» демократического направления, историческиежурналы «Русская старина», «Русский архив»,«Исторический вестник», научно-популярные «Вокруг света» идругиею
К концу 19 века в России издавалось 105 ежедневных газет, ряд изних имел ежемесячные приложения. В условиях продолжавшегося цензурного гнетапечать отстояла свое право на выражение общественного мнения. Залогом еенезависимости была финансовая самостоятельность. Получать казенные подачкисчиталось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходядо широких слоев населения. Все это по-моему мнению стало неотъемлемой частьюрусской культуры.
Во второй половине 19 века ученые России добивались крупныхуспехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летописьдостижений мировой науки.
60-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук.Наряду с работами Чарлза Дарвина всемирное значение имели открытия И.М.Сеченова, И.И Мечникова, К.А. Тимирязева.
Иван Михайловия Сеченов был крупнейшим ученым. Его обобающие труды«Рефлексы головного мозга», «Физиология нервно системы»были написаны на основе многочисленных опытов. В книгах по новому былаосвящена деятельность головного мозга и центрально нервной системы. Ониположили начало крупнейшим открытиям в биолоии и медицине. И.М. Сеченов блтакже выдающимся педагогом, воспитавим плеяду талантлтивых ученых.
Илья Иьич Мечников Работал в области биологии и медицины. Заразроботку теории иммунитета, основны положения котой мзложены в работе "О целебных силах организма", он получил Нобелевскую премию. Основоположникэволюционной эмбриологии, создатель первой в России школы микробиологии ииммунологии.
Основоположник русской школы физиологии растений КлиментАркадьевич Тимирязе исследовал проесс фотосинтеза. Была издана книга Тимирязева«Жизнь растений» выдержжившая десятки изданий на многих языках мира.
Высокую оценку в мировой науки получили труды ученых-химиков Д.ИМенделеева, А.М Бутлерова, Н.Н Зинина и др.
Дмитрий Иванович Меделеев открыл периодический закон химическихэлементов, который лежит в основе современной химии. В 1869 г., когда Д.ИМенделеев впервые составил свою таблицу, было известно 63 элемента. ОткрытиеМенделеева было названо «научным подвигом».
Он стал одним из основателей агрохимии. Менделеевым был изобретенстратостат.
Академик Александр Михайлович Бутлеров создал теорию химическогостроениявеществ, явившуюся фундаментом современной органической химии.
Возникновение единой математической школы в России, которая вскорестановится в ряд ведущих в мире, связано с именем Пафнутия Львовича Чебышева.Этот крупнейший математик второй половины 19 века плодотворно работал вразличных областях. Его открытия по теории машин и механизмов, по-моему мнениюимели огромное практическое значение. Чебышев стал основателем петербургской математическойшколы, из которых вышла целая плеяда блестящих ученых. По представлениюЧебышева в Петербургскую Академию наук была избрана в 1889 г.членом-корреспондентом первая женщина Софья Васильевна Ковалевская. Заматематические работы Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской Академийнаук. Она работала профессором математики в Стокгольском университете. ИзвестнаС.В. Ковалевская и как писательница и журналистка.
Всемирно известным центром математической науки было такжеМосковское математическое общество, созданное профессурой Московскогоуниверситета. Издававшийся обществом «Математический сборник» былодним из авториттетнейших журналов в России и в других странах и издается досих пор.
Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России.Талантливым военным инженером Павлом Николаевичем Яблочковым была изобретенаэлектрическая свеча (дуговая лампа). Впоследствие Яблочковым было сделано ивнедрено несколько крупных изобретений в Петербурге в области генерированияэлектрической энергии.
Русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин изобрелэлектрическую лампу накаливания сначала с угольным стержнем, а затем сметаллическими нитями.
Русский электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский решилпроблему, над которой бились электротехники многих стран,-проблему передачиэлектроэнергии по проводам на значительное расстояние, разроботав своюзнаменитую систему трехфазного тока. В 1891 г. на Всемирной электротехническойвыставке он продемонстрировал впервые в мире передачу электроэнергии на 170 км.
Основоположником радиосвязи был профессор Петербурскогоэлектротехнического института Александр Степанович Попов. Впервые в мире ондемонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника в 1895 г. 7мая. В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Крондштате в 5 км.
В 1881 г. Александром Федоровичем Можайским офицером русскоговоенно-морского флота, был запатентован первый в мире самолет его конструкции.Главный вывод его трудов-идея о неподвижности крыльев относительно корпуса.Многие идеи А.Ф. Можайского легли в основу самолетостроения.
Учитель физики В Калужской гимназии Константин ЭдуардовичЦиолковский опубликовал первую печатную работу о дирижабле. С 1896 года онупорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схемракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Он по праву считаетсяотцом освоения космоса.
Гениальный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал новуюнауку — почвоведение. Ученый научно классифицировал почвы. его труд«Русский чернозем» до сих пор остается классическим в мировой наукеизучения почв.
В области общественных наук нашла отражение острая борьбаразличных течений. Революционные демократы Н.Г.Чернышевский, А.П. Щапов, Г.А.Лопатин, П.Л. Лавров критиковали попытки оправдать существования самодержавия,угнетения народа.
Сергей Михайлович Соловьев создал капитальный многотомный труд«История России с древнейших времен», где по-новому осмыслил историюОтечества.
Николай Иванович Кареев русский историк, изучавший проблемывсемирной истории. Особую известность ему принесли работы по аграрной историиФранции второй половины 16 века., и по истории Великой французской революции.
В 60-е годы 19 века сложилась литературно — философское течение,которое получило название «почвенничество». Его главнымипредставителями, проповедовавшими православное миросозерцание и идеюсамобытности и особой исторической миссии России, стали А.А. Григорьев,Н.Н.Страхов, Ф.М. Достоевский.
Одним из видных членов кружка «почвенников» был НиколайНиколаевич Страхов. Взгляды журналиста и философа отразились в его книгах«Мир как целое», «Борьба с Западом в русской литературе»,«Из истории русского нигилизма». После смерти А.А. Григорьева и Ф.М.Достоевского, он подпал под влияние Л.Н. Толстого.
Я думаю наиболее видной фигурой «почвенническом» кружке,его организующим центром был писатель Федор Михайлович Достоевский. Он внеснемалый вклад в историю русской философской мысли. Своифилософско-мировозренчиские позиции он выразил не толко в «Дневникеписателя» (серии оригинальных философских эссе), но и в литературныхпроизведениях, таких ка «Братья Карамазовы», «Бесы»,«Идиот» и другие.
Основные идеи «почвенников» были выражены на страницахжурналов «Время» и «Эпоха» издаваемых братьямиДостоевскими. В этих журналах сотрудничили все представители этого течения.
Оценивая роль и значение «почвенничества» в историирусской культуры, религиозный философ В.В. Зеньковский заметил, что оно сталоначалом «нового периода в истории русской мыслит» — периода расцветаправаславного миросозерцания.
2. Вклад русской литературы и исскуства в мировуюкультуру
Господствующим направлением в русской литературе и искусстве былкритический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании,показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией прогрессивнойлитературы и демократического искусства. Каждый крупный писатель и прежде всеготакие гиганты, как Л.Н Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Щедрин,А.П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, нокаждый по-своему, через призму своего восприятия.
В тематическом многообразии художественной литературы России этогопериода выделяются произведения о народе, прежде всего о крестьянстве.«Пора прекратить любезничанье с народом»,- провозгласил в 1860 г.Н.А. Добролюбов. В произведениях писателей народнического направления, пешкомисходивших целые губернии, — В.А. Слепцов, Н.Н. Златовратского, Николая и ГлебаУспенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации.
Еще более развенчание простого хозяйственного мужика,превращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатираСалтыкова-Щедрина. Он показал, что хозяйственного мужика до мироеда «одинтолько шаг». Настоящего мужика, подлинный тип русского крестьянина далЛ.Н. Толстой. Начиная от «Казаков» и Платона Каратаева в «Войнеи мире» до последних произведений, Л.Н Толстой больше обращал внимание нена быт, а на сознание, психологию крестьяниа, на его духовное состояние.
Купные писатели постоянно затрагивали самые жиотрепещущие, самыеглубные темы, но острие направлялось на критику те условий жизни, которыеобрекали наро на одичание, нищету, безграмотность, ф лучших представителейинтеллигенции заставляли мучительно задумываться о том, как из этого положения.Эти искания гениально передал Ф.М. Достоевский в романах «БратьяКарамазовы», «Бедные люди», «Идиот» и другие.
По-моему мнению русская литература давала ответы на самые жгучиевопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов («Кто виноват?»,«Что делать?», «Много ли человеку земли нужно?») заставлялазадумываться о жизни, о людях, о себе. Огромное дело делала вся российскаялитература, поднимая культуру народа, прбуждая лучшие чувства, славя свободу,призывая к добру и милосердию.
В художественной жизни России пореформенного периода ярковыделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товариществохудожников-передвижников и «Могучая кучка» композиторов. Новые веянияв искусстве были стихийными.
Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н.Г.Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации «Эстетическиеотношения искусства к действительности», явившейся настоящим событием вразвитии эстетической науки.
Вторая половина 19 в. стала выжным этапом в развитии русскогоизобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как «расцветрусского искусства». Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизньи отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописисуществовало два основных направления, которые принято называть«академическое», выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и«передвижническое», т.е. демократическое.
Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, быласоздана в середине 18 века. За многие годы своего существования она воспиталабольшое число знаменитых русских художников, среди которых О.А. Кипренский,К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.В. Басин и многие другие. Яркими представителемакадемической школы живописи во второй половине 19 века стал историческийживописец Г.И. Семирадский, принимавший участие в росписе храма ХристаСпасителя.
Началом перелома в живописи послужили выставки в Академиихудожеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова «Приездстанового на следствие», «Сельский крестный ход на Пасхе» идругие. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В.В. Стасовписал: «Наше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за своесодержание, за свои задачи… перемена очень чувствительна: в ней нельзясомневаться, ею теперь повеяло сильно».
В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый«бунт четырнадцати». Лучшие выпусники решительно отказались отконкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественнуюартель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Товарищисчитали его и П.М Третьякова самыми компетентными художниками.
К концу 60-х гг. новые эстетические идеи так завладели умамирусских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой,чем Петербургская артель художников, организации, которая бы Объединила художниковреалистов всей России, Так возникла идея учреждения Товарищества передвижныхвыставок, предложенная Григорием Григорьевичем Мясоедовым.
В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественныхвыставок на кооперативных началах. Товарищество организавало выставки вПетербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге,Казани, Кишеневе и других городах. Товарищество приевратилось в центрхудожественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств.Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову.Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имеласобирательная деятельность П.М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире посвоему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галереюкартин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому временигалерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественноеоткрытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
Расцвет передвижных выставок приходился на 70-80-е гг. 19 века.Всего было устроено 48 вытавок. Исскуство передвижников развивало критическийреализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляловеличие народа.
Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчествевысочайших вершин, бал И.Е. Репин. В 1871 г. огромный успех выпал на долю егокартины «Бурлаки на Волге», о которой Стасов писал: «Художник сосмелостью, у нас беспримерной, окунулся с головой во всю глубину народнойжизни, народных интересов, народной, щемящей действительности».
Я считаю в исторической живописи ведущее место занимали картиныодного из самых крупных художников 19 в. В.И. Сурикова, который внес огромныйвклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. Вего картинах изображены важнейшие исторические события. В его картине«Богатыри» символическипоказаны сила и мощь русского народа, его мужествои готовность дать отпор.
В жанре бытовой (жанровой) живописи передвижники затронули самыеострые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковскийв картинах «Крах банка», «На бульваре», " Непущу!" и других отразил быт новой, капиталистической России. Социальныемотивы нашли отражения в картинах В.Г. Перова «Проводы покойника»,«Тройка», «Чаепитие в Мытищах», Н.А. Ярошенко«Кочегар», «Всюду жизнь», В.М. Максимова «Семейныйраздел», Г.Г. Мясоедова «Земство обедает».
Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета.Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир,высокая техника отличали портреты работы И.Н. Крамского (Толстого, Третьякова,Салтыкова-Щедрина). Демократические взгляды Крамского нашли отражение впортретах крестьян, показывавших их душевное богатство, соцмальный протест(«Полесовщик», «Мика Моисеев», «Крестьянин суздечкой»). Прекрасные портреты писали также И.Е. Репин (Мусоргского,Толстого), В.Г. Перов (Островского, Даля, Достоевского, «Странник»).Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей егосложности и многплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизмсредств выражения отличали портретное изображение у передвижников. Я дума, чтопортретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучшихпредставителей русского народа-писателей, художников, музыкантов, общественныхдеятелей.
Ко второй половине 19 века относится расцвет пейзажной живописи,Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числущедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природепростое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Егознаменитая картина «Грачи прилетели » поражает такого рода соединением«обыкновенности» мотива с редкостной поэтмчностью его истолкования.
В картинах Ивана Ивановича Шишкина «Лесные дали»,«Корабельная роща», «Рожь» запечатлены красота и мощьрусского леса, захватывющий размах необозримых российских просторов. Егокартины утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы.
Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были обобщены иразвиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В егополотнах «Вечер. Золотой лес», «Вечерний звон»,«Март» и многих других передается все красочное богатство русскогопейзажа.
Особое место в русском искусстве второй половины 19 века, занимаютработы художника-мариниста И.К. Айвазовского и художника-баталиста В.В.Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижныхвыставок, но были близки им по своему духу
Излюбленной темой Ивана Константиновича Айвазовского было море. Онизображал море всю свою жизнь в различных его состояниях, при разном освещении.Его картины «Деватый вал», «Черное море» и многие другие широкоизвестны в мире.
Васили Васильевич Верещагин вошел в число крупнейших мастеров,подняв на небывалую высоту батально-исторический жанр, осудив жесткокость ибесчеловечность войн. Циклы картин посвящены военным действиям в Средней Азии,русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. Выставки его работ в Европеи Америке пользовались большим успехом.
Развитие русской скульптуры второй половины 19 века протекало вболее сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи.Потребность в монументально-декоративной скульптуре уменшилась, посколько восновном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. В этовремя было воздвигнуто лишь небольшое количество достойных памятников. В первуюочередь необходимо отметить работу Александра Михайловича Опекушина, авторапамятника А.С. Пушкину в Москве, являющегося неотъемлемой частью архитектурногоансамбля города.
Наиболее талантливым скульптором второй половины 19 века был МаркМатвеевич Антокольский. Скульптора особенно волновали социально-этическиепроблемы. Его конкретно-исторические образы: Иван Грозный, Ермак, Петр I и мифологическийМефистофель олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке — добра и зла.
Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура.Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различноготипа: зданий крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, фабрик изаводов. Центры крупных городов быстро застраиваются. Рост цен на землюприводит к тому, что здания возводятся в 4-7 этажей, вплотную к друг другу,улицы превращаются в коридоры. Идет наступление на площади и парки. В Москвеуничтожили ансамбль Театральной площади, в Петербурге в 70-80-е гг. возвелиздание на территории Адмиралтейства, закрыв вид на него со стороны Невы,застроили прекрасную площадь между зданиями университета и Биржи.
Новые заказчики требовали внешнего украшательства, и поэтомупреобладающим в архитектуре стало смешение разных стилей прошлого.Использование разных стилей характерно для выдающихся архитекторов А.И.Резанова и В.А. Шретера. Наиболее значительной постройкой Резанова был дворецвеликого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге.Фасад дома оформлен в стиле дворцов-паллацо флорентийского ренессанса. Шретерпроизвел пристройку к зданию Мариинского театра, перепроектировав главный фасадего, был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тилисе, Нижнем Новгороде,Иркутске.
С 40-х гг. под вляинием славянофилов распространилась идеяиспользования в архитектуре искусства Древней Русси. В церковном строительствевозник русско-византийский стиль, поддержаный в высших сферах, поскольку онпропагандировал идею преемственности России от Византии. Оснаватель стиля,крупный архитектор К.А. Тон был автором прокта храма Христа Спасителя,строившегося с 1837 по 1883 г. К.А. Тон первым применил многие передовыеконструктивные решения, которое нашли широкое распространение. В 60-70-х гг.шли поиски русского национального стиля, основанные на изучении подлинныхпамятников древнерусского зодчества, деревянной архитектуры Севера. Наиболеекрупным представителем этого направления был архитектор И.П. Ропет, поэтому всенаправление иногда называли «репотовщина». Этот новый, болеедемократический вариант «русского» стиля, отличался обильным декорированиемзданий узорами резьбы по дереву, русских народных вышивок. Ропет возводилдеревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г.Наиболее значительными постройками этого стиля были здания Исторического музеяв Москве, Верхние торговые ряды — ныне зданиие ГУМа, здание Городской думы.
В церковном строительстве 80-90-х гг. это направление нашлоотражение в подражении стилю церквей 17 в., вытеснив русско-византийский стиль.Наиболее типичной постройкой этого направления является храм Спаса на крови вПетербурге (построенный архитектором А.А. Парландом на месте убийстваАлександра II). В постройке жилых домов Петербурга, Москвы, других крупныхгородов в это время господствует эклектический ренессансо-барочный стиль,который импонировал заказчикам помпезностью, разнообразием отделки, богатствомформ. Достоинством этого направления застывших стилеобразующих систем, чтодавало возможность легко присппособляться к возоросшим размерам домов, кбольшим и разным по конфигурации оконным премам. Одним из образцов такого стилябыл большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа.
Во второй половине 19 века продолжает развиваться русскаянациональная музыкальная школа, оснавателем который был М.И. Глинка. Именно вовторой половине 19 века русская музыка завоевала широкое признание и приобреламировую известность.
Продолжая традиции М.И. Глинки, русские композиторы утвердили,обогатили и творчески развили народные песенные основы в русской музыке.
Прежде всего эти традиции развивали композиторы «Могучейкучки»: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин,объединенной в начале 60-х гг. в кружке композитора М.А. Балакирева. Всетворчество «Могучей кучки» пронизано горячей любовью к народу, веройв его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни. Когда первыепроизведения этой группы композиторов зазвучали в концертных залах, знаменитыйрусский критик В.В. Стасов написал: «сколько поэзии, чувства, таланта иумения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». С техпор кружок стали называть «Могучей кучкой».
По примеру Глинки композиторы использовали народную песню и всимфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русскойлитературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперыМусорского, Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Словао полку Игореве», Римский-Корсаков создал оперы «Майская ночь» и«Ночь перед рождеством» по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написалкомическую оперу «Сорочинская ярмарка».
В 60-70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вышла запределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучейкучки» этому способствовали близко примыкавший к ним ним И.П. Чайковский,братья Рубинштейны, А.Н. Серов, В.В. Стасов. Организуется Русское музыкальноеобщество (РМО) сначала в Петербурге и в Москве. В 1862 г. композиторы«Могучей кучки» создали Бесплатную музыкальную школу, при которойорганизовали хор и симфонический оркестр из любителей.
П.И Чайковский относился к «кучкистам» с большойтеплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М, Балакирева. Чайковский пишетоперы по произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковаядама», оперу «Черевички» (по Гоголю), «Чародейка». В1876 г. он создал балет «Лебединое озеро», в 1889г.-«Спящуюкрасавицу», в 1892г.-«Щелкунчика». Композиторы «Могучейкучки» и П.И. Чайковский создали щедевры симфонической музыки, написалимного романсов, других музыкальных произведений. Они вошли в плеяду русской имировой музыкальной классики.
Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра.Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и впервую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Это была эпохаОстровского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В нихОстровский, по его собственным словам, придерживался обличительного«нравственно-общественного направления». В цикле сатирической комедии«бешеные деньги, „Лес“, „Волки и овцы“ и другие точнои ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. Вдраме „Гроза“ передана тягостная, давящая атмосфера „темногоцарства“. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбаходаренных, честных, эмоциональных людей в мир торгашества, обмана, лицимеря(»Беспрданница", «Последняя жертва», «Таланты ипоклоники»). Среди проиведений Островского были исторические драмы,изумительная по-мему мнению пьеса-сказка «Снегурочка». Островскийспсобствовал созданию новой школы в дратургии среди актеров.
Крупым драматургом этого периода был А.В. Сухово-Кобыин. Втрилогии «Свадьбы Кречинского», «Дело», «СмертьТарелкина» содержится обличение всей бюрократическй системы самодержавияот писаря до министра, продажности суда, произвола полиции и полное бесправие честныхграждан.
Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве иАлександрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальныхтеатров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и ксозданию новых «клубных театров», где уровень постановок ипрофессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой инашли своего зрителя в демократической интелегенции. Островский подавалнесколько записок о необходимости создания русского национального театра вМоскве, потому что «для русского искусства нет поля, простора, где бы ономогло развиться».
Любим театром оставался Малый театр в Москве. На его сценевыступали выдающиеся актеры: П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, О.О.Садовская, Г.Н. Федотова, С.В. Шумский, И.В. Самарин и другие. Их играотличалась высоким мастерством, искренним выражением чувств, всем тем, чтоОстровский называл школой «естественной и выразительной игра насцене». В Петербурге, несмотря на давление со стороны дирекции императорскихтеатров и скепсиса публики «высшего света», также происходиладемократизация Александринского театра, где играли блестящие актеры М.Г.Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов и др.
Вторая половина века была временем широкого распространениятеатрального искусства на провинциальной сцене. Популярными труппами славилисьтеатры в Киеве, Одессе, Риге, Ростове на-Дону, Харькове, Саратове, Самаре,Казани, Екатеринбурге, Иркутске и других городах.
В театрах ставились не только пьесы Островского, Сухово-Кобылина,Тургенева, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Бомарше, но и мелодрамы, водевили,ремесленные пьесы, иностранных и отечественных авторов.
В Большом театре в Москве и в Мариинском в Петербурге средизаполонивших сцену иностранных, преимущественно итальянских, опер все большееместо занимать оперы Чайковского, Мусоргского, Римско-Корсакова, Бородина,Серова и других русских композиторов.
В России проживало более 200 национальностей. Экономическоеразвитие национальностей было разным, они переживали разные ступени общественногоразвития.
Быстрое развитие капиталистических отношений шло на Украине. Здесьразвитие культуры имело прочные корни и вековые традиции. В конце 50-х — начале60-х гг. на Украине стали открываться воскресные школы, которые энергичноорганизовывал профессор Киевского университета П.В. Павлов. В 1862 г. наУкраине действовали уже 67 воскресных школ. Для этих школ Т.Г. Шевченко написали издал «Букварь южнорусский».
Значительный вклад в развитие культуры и науки на Украине внеслиКиевский, Харьковский и Новороссийский университеты, в которых работали крупныерусские и украинские ученые (Мечников, Сеченов, Максимович, Потебия и др.).Важным этапом в развитии образования на Украине стало преобразование в 1875г.Нежинского юридического лицея в Историко-филологический институт князяБезбородко. В институте князя Безроботко преподавали крупнейшие русскиеученые-филологи: А.С. Будилович, Р. Ф. Брандт, М.Н. Сперанский и другие.
Продолжателями творчества Т.Г. Шевченко явились талантливыеписатели, классики украинской литературы Марко Вовчок, Панас Мирный, И.Я.Франко, Леся Украинка. Марко-Вовчок — это псевдоним Марии Александровны Вилинской-Маркович.Прекрасное знание быта и нравов украинских крестьян, их устного творчества,тонкое чувство языка сделали ее блестящей писательницей, ее рассказы изнародного быта стали широко известны. «Украинские народные рассказы»Вовчок И.С. Тургенев перевел на русский язык.
Разносторонним было творчество Ивана Яковлевича Франко. Это былкрупный поэт, романист и драматург, литературный критик. Его произведения(например, «Украденное счастье») пронизаны любовью к народу, глубокимпониманием его интересов. В своих книгах писатель выдвигал идеи сближения всехславянских народов. Писателем революционно-демократического направления былПанас Мирный. Романтическая, поэтическая сущность национального искусства исоциально-философские проблемы своего времени выражены в произведенияхукраинской поэтессы Леси Украинки.
Развивался украинский национальный театр, для которого писалипьесы драматурги И.К. Карпенко-Карый, М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий.
Были заложены основы украинской национальной музыки. Выдающийсявклад в развитие украинской и русской музыки внес украинский композитор, ученикРимского-Корсакова, Николай Витальевич Лысенко. Его оперы «ТарасБульба», «Наталка Полтавка» имели огромный успех и не сходят сосцены до наших дней. В 1863 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра былапоставлена опера ученика М.И. Глинки, знаменитого украинского певца и композитораСемена Степановича Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», в основукоторой легли мелодии украинских народных песен.
Я думаю, украинская литература, драматургия, искусство развивалисьв тесном взаимодействии с русской культурой. Многие произведения украинскихписателей, и в первую очередь Т.Г. Шевченко, М.Вовчок, И. Франко и другихпереводились на русский язык, издавались в Москве и Петербурге, укрепляли общуюкультуру России.
В то же время на украине зародилось и развивалосьбуржуазно-националистическое движение, которое старалось разорвать связиукраинского и русского народов. Националисты выступали с идеей о«безбуржуазности» украинской нации. Эти взгляды подвергались критикесо стороны демократических украинских писателей.
В Белоруссии развитие культуры шло также под влиянием передовойрусской культуры. Здесь сформировалась национальная интеллигенция из лиц,окончивших Петербургский, Московский, Киевский университеты.Революционно-демократическое направление возглавили выдающийся деятельбелорусского революционного движения, публицист, воспитаник Петербургскогоуниверситета К.С. Калиновский и писатель-демократ Ф.К. Богушевич. Наформирования взглядов Богушевича оказали влияние учение Чернышевского, поэзияНекрасова и Шевченко. Широко известными стали сборники его стихов «Дудкабелорусская» и «Смычок белорусский». Крупнымии белорусскимиписателями были Янка Лучина и В.И. Дунин-Марцинкович. Янко Лучина, инженер пообразованию, долго работал в железнодорожных мастерских. В своих стихахвоспевал труд.
Большую просветительную, научную и практическую работу проводил вБелоруссии Земледельческий институт — первое в России высшеесельскохозяйственное учебное заведение.
В Прибалтике развитие школьного образования шло значительнобыстрее, чем в центральных губерниях: по переписи 1897г. грамотность населениестарше 8 лет составляла в Эстонии — 90%, в Латвии-80% и в Литве-54%. В 80-х гг.были проведены реформы, по котором учебные заведения остзейских дворян илютеранских пасторов были переданы в Министерство народного образования. Препоаваниепереводилось с немецкого языка на русский, кроме начальных школ. В ряденачальных школ обучение велось на латыжском и эстонском языках. Увеличелосьчисло гимназий, учитеьских семинарий, других учебных заведений. Значительнуюроль в развитии просвещения и культуры Росси, сыгрло немецкое населениеПрибалтики. Много латышей, этонцев и литовцев учились в Дерптском,Петербургскм, Варшавском и дугих университетах, в Рижском политехническоминституте. Петербургский университет окончил великий латышский поэт Я.Райнис.Крупным деятелеми эстонской культурыбыли выдающийся поэт и ученый Ф.Крейцвальд,ученый-языковед М. Веске.Крейцвальд составил знамеитую книгу эстонскогонационльного эпоса «Калевипоэг», а Веске работая в Канскомуниверситете, написал научный труд «Славяно-финские культурные отношенияпо данным яыка».
Издавался ряд газет и журналов на лытышском и эстонском языках,значительное развитие получили национальные литературы народов Прибалтики. Вконце 19 в. начинали свою творческую деятельность эстонский писатель Э.Вильде илатышский поэт Ян Райнис. В молодости Райнис учился в Петербургскомуниверситете и на всю жизнь сохранил любовь к русской литературе. На латышскийязык он перевел «Бориса Годунова» А.С. Пушкина и «Демона»М.Ю. Лермонтова, сделав эти великие произведения русской литературы доступнымидля латышского народа.
Особо в культуре народов Прибалтики выделяется имя литовскогокомпозитора и художника Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Опираясь на народнуюмузыку, композитор красочностью языка как бы сближает музыку и живопись в своихсимфонических произведениях, а в картинах стремится к пластической передачимузыкальности.
«Отцом латышского театра» называют Адольфа Алунана.
Культура народов Кавказа во второй половине 19 века тоже испыталаблаготворное влияние общественного подъема в стране. В грузинской литературевыдающуюся роль сыграл Илья Григорьевич Чавчавадзе-крупнейший поэт, беллетрист,драматург, переводчик. Вместе с писателями-соратниками Акакием РостомовичемЦеретели и Георгием Церетели Чавчавадзе принадлежал к направлению революционныхдемократов, высоко ценил произведения Белинского и Чернышевского, Пушкина иТолстого. Я считаю, что русская культура оказала большое, руководящее влияниена путь Грузинского развития, оказало воздействие на то, что сотовляло духовнуюсилу, сознание, мысль грузинской культуры. В конце века на литературное поприщевступил еще один замечательный грузинский поэт и писатель Важа Пшавела, авторболее 30 поэм, многих стихов.
Еще 1851 г. в Тифлисе был открыт оперный театр с русской труппой.С 80-х гг. в нем ставились оперы Глинки, Чайковского, Римского_корсакова идругиз композиторов. Было создано отделение Русского музыкального общества ирегулярно проводились концерты симфонической музыки. В эти же годы композитор МелитонАнтонович Баланчивадзе создал первую грузинскую оперу «КоварнаяТамара». М.А. Баланчивадзе вместе с Д.И. Аракишвили сталиосновоположниками грузинского романса. Одной из известных грузинских оперявляется «Абесалом и Этери», написанная Захарием ПетровичемПалиашвили.
На основе поэтической легенды о любви царевича Абесалома икрестьянской девушки Этери.
В Тифлисе возник национальный грузинский профессиональный театр.На его сцене шли пьесы И. Чавчавадзе, А. Церетели, русских и зарубежныхклассиков.
В армянской литературе роль великого просветителя своего народасыграл Микаэл Набландян-философ-материалист, поэт и критик. Он многое сделалдля развития армянской литературы и искусства.
Основой для развития армянского театра стала драматургия Г.Сундукяна. В своих комедиях и драмах Сундукян показывал хищничествонарождавшейся буржуазии, власть денег, порождавшую ложь и обман. Первыйармянский театр возник в Тифлисе, который был ощбекультурным центром Кавказа.Театр был создан армянским классиком драматургом Сундукяном. Впоследствииармянский театр ставил спектакли в Эриване (Ереване). Новый этап в развитииармянского театра опредедила драиатургия выдающегося прозаика А.М. Ширванзаде.На театральной сцене традиции реализма и жизненной правды утверждал актер и режесерГ.А. Чмышкян. Много для развития музыкального и оперного искусства сделал АрменТигранович Тигранян, создавший классическую армянскую оперу «Ануш».Основоположником армянской симфонической музыки называют АлександраАфанасьевича Спендиарова. Как ученый, музыкальный деятель и собиратель народныхпесен известен Комистас (С.Г. Согомян)
В Азербайджане основы новой художественной литературы идраматургии заложил крупнейший деятель культуры Мирза Фатали Ахундов. Ахундовсотавил в 70-х гг. новый азербайджанский алфавит. Вместе с ним вел большуюпросветительную работу публицист и критик, педагог Г. Зардаби, который основалазербайджанский театр сначала на любительских началах, а затем в 90-х гг.набрал профессиональную труппу. Театр ставил пьесы Ахундова и начинавшего своюдеятельность крупного писателя, драматурга и революционого деятеля НариманаНариманова.
Главным итогом культурного подъема в Закавказье было созданиенациональной ителегенции у всех народов. Возникают различные просветительные инаучные общества, отделения общеросийских обществ, музеи, новые училища,гимназии. Издавались газеты и журналы на родных языках не только в Закавказье,но и В Петербурге, и в Москве. Вделе развития просвещения среди армянзначительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве(открытый в 1815 г.) и Нерсеянское училище в Тифлесе. Крупными культурнымицентрами в этот период, кроме Тифлиса, становятся Баку и Эриван.
Большое влияние на деятельность национальныхписателей-просветителей оказывала русская культура. Многие деятели просвещенияокончили Петербургский университет и другие учебные заведения в центре страны,были знакомы с русскими писателями, многие деятели русской культуры бывали наКавказе, начиная с Пушкина, Гибоедова. Крупный деятель грузинской культуры А.Церетели писал: «Есть молодая Россия, с которой мы желаем идти рука обруку не только для осуществлениянациональных, но и общечеловеческих идеалов,которые называются братством, единением, равноправием».
Культура Молдавии испытала благотворное влияние русских писателей,пребывание которых в Кишеневе оставило заметный след и дало толчок развитиюдемократического напрваления. Молдавская литература испытавала также влияниеукраинской и румынской литератур. Идеи буржуазного просветительства широкопропагандировали и проводили в жизнь Василе Александри и Михаил Эминеску,писатели-демократы. Жизнь молдавского села талантливо описал в своихпроизведениях писатель-реалист Ион Крянге.
Кишенев как центр культуры формируется в значительной степени вовторой половине 19 века. Здесь также открывается театр, учебные заведения,возникают различные общества.
Развитие просвещения в Средней Азии делало только первые шаги.Хотя на ряду с церковными школами в 70-80-е гг. возникают светские, грамотнымив конце века были только около 3 % жителей. В городах Верном, Семипалатинске,Ташкенте, Ашхабаде, Караколе были открыты русско-кахзахские, русско-туркменскиеи иные школы, но их было мало.
Развитие культур этих народов шло под влиянием, с одной стороны,мусульманской религии, с другой- русской культуры. Большое значение имелоиспользование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре,национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов, многие из которых былиуже профессиональными певцами и сказателями, сами сочиняли песни и сказы.Тенденции расширения просвещения принесли прогрессивныеобщественно-политические сдвиги в стране.
Большую роль в развитии казахской культуры сыграли просветитель,востоковед, этнограф и историк Чокан Валиханов и основоположник национальнойлитературы Казахстана Абай Кунанбаев. Валиханов записал и перевел на русскийязык часть народного эпоса «Манас», участвовал в экспедициях,сотрудничал с крупными ученами-путешественниками Семеновым-Тян-Шанским иПотаниным. Он называл казахов «братьями русских по отечеству», виделзалог успешного развития казахской культуры в тесном единении ее с передовымлагерем русской демократии. Крупнейший казахский поэт и писатель Абай Кунанбаевсоздал ряд поэм, написал произведение «Назидание». Он стал основоположникомлитературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество-этоэнциклопедия жизни казахов конца 19 века. Призыв Кунанбаева к сближению срусским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока.«Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, — писал он, — необходимознать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знатьих язык, то на мир откроются и твои глаза.»
Во второй половине 19 века появились первые сборники казахскогофольклора, записанные при участии русских ученых на состязаниях поэтов-акынов.
Вхождение Средней Азии в состав России способствовало быстромуподъему культуры узбекского, таджикского и туркменского народов. Шло активноеприобщение народов Средней Азии к русской и европейской культуре. Прогрессивнаядемократическая литература создается в Узбекистане. Наиболее известными былипоэты-демократы Фуркат, М. Мукими и др. Фуркат призывал к сближению с русскимнародом, к освоению его культуры как средству развития своей национальнойкультуры. Стали издаваться «Туркестанская газета», книги наузбекском, казахском языке. Переводятся многие книги русских писателей,издавалась литература Востока.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.